јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

 ружок Ђ—овременна€ ботаникаї кафедры высших растений
ћосковского государственного университета имени ћ.¬. Ћомоносова

ј. —. Ѕеэр, кандидат биологических наук, сотрудник Ѕиологического факультета ћ√” имени ћ.¬. Ћомоносова

—тать€ опубликована в сборнике Ђ—овременные методические аспекты экологического образовани€ї, 2008
Ќа нашем сайте публикуетс€ в рамках сотрудничества с √ќ” ћƒЁЅ÷ (бывш. √ќ” ћ√—ёЌ)

„асть перва€. »стори€.

Ѕотанический кружок кафедры высших растений ћосковского университета имеет славную длительную историю. Ёто один из немногих кружков в ћоскве именно ботанической направленности. ќн создан в 1961 году ¬алентиной –остиславовной  ондорской, сотрудником кафедры высших растений, бессменно руководившей кружком 30 лет. Ѕлагодар€ незаур€дному педагогическому таланту, энтузиазму и огромной т€ге к преподаванию ¬алентина –остиславовна сформировала уникальный творческий коллектив, привив сознательный научный интерес многим поколени€м школьников. —реди выпускников кружка многие ныне известные специалисты-ботаники, €вл€ющие собой гордость московской ботанической школы.

«ан€ти€ кружка проводились по четвергам (начинались в 17 часов) в одной из аудиторий ћалого практикума Ѕиологического факультета.  аждый год в кружке занималось от 10 до 20 учеников. —о стороны казалось, что это были самые обычные зан€ти€, даже слегка смахивающие (по мнению некоторых) на ћалый практикум первого курса. Ќе будет откровением дл€ читател€ и подход к их организации.  ак и во многих других кружках, вначале разбирались теоретические вопросы, за которыми обычно следовала практическа€ работа. Ќо не это сделало кружок знаменитым.

— самого начала во главу угла ¬алентиной –остиславовной был положен принцип открытости и доступности. ¬ отличие от других биологических кружков, дети принимались в него без каких бы то ни было собеседований и экзаменов. Ќе существовало и жесткого регламента. ќпаздывавшие могли включатьс€ в работу, а после зан€ти€ некоторые оставались, работа€ с гербарием или литературой. “акой подход позволил создать между кружковцами атмосферу исключительного довери€ и благожелательности. ¬се были увлечены общим делом Ч познанием мира растений. “ак устран€лась вс€ка€ почва дл€ формировани€ в сильных учениках зазнайства и чувства собственного превосходства. Ќа это ¬алентина –остиславовна обращала особое внимание. Ѕудучи очень честным, скромным и пор€дочным человеком, она стремилась эти качества передать и своим ученикам. — теми же, в которых это тем не менее про€вл€лось, приходилось поступать достаточно жестко. ¬алентина –остиславовна вспоминает, как однажды ей пришлось отозвать с летней практики такого Ђзазнавахуї. ѕравда, за 30 лет это был единственный случай.

” кружка была четырехлетн€€ программа, рассчитанна€ на детей начина€ с 6 класса, так что, прид€ в этом возрасте, оставшиес€ 4 школьных года ученик не видел повторов. ¬ первые два года ученикам преподавалась преимущественно морфологи€ и анатоми€, а третий и четвертый годы обучени€ были посв€щены систематике растений. ѕрактические задани€ были очень разнообразны. ¬о-первых, это, конечно, определение растений. » весной и осенью Ч по цветкам и плодам, и зимой Ч по почкам. ¬о-вторых, это самосто€тельна€ работа с растени€ми и изучение их внутреннего строени€.  ружковцы сами препарировали, делали препараты, изучали и зарисовывали их. ¬се закладывали гербарий, затем монтиру€ его.

¬алентина –остиславовна старалась не пропустить ни одного значимого научного событи€. Ќа интересные меропри€ти€ всегда приглашались члены кружка.  роме этого, часто сотрудники, аспиранты и студенты кафедры (и не только высших растений) делали сообщени€ на кружке. ѕозднее это были, в том числе, и выпускники кружка.

¬ыезды и экскурсии занимали очень важное место. —обственно, в сент€бре зан€ти€ начинались, как говорит ¬алентина –остиславовна, с улицы. Ёто была перва€ экскурси€ о том, что растет вокруг нас. “рудно перечислить все места в ћоскве и ближайшем ѕодмосковье, куда не ступала нога молодых ботаников. Ёкскурсии проходили и на территории ”ниверситета и на ¬оробьевых (тогда Ћенинских) горах, в лесопарках ћосквы. ≈стественно, досконально изучалась экспозици€ наших ботанических садов. „асто посещали кружковцы и музеи, начина€ с 25 этажа √лавного здани€ ћ√” Ч ћузе€ почвоведени€, конча€ ѕалеонтологическим институтом. ¬ ѕодмосковье излюбленным местом экскурсий были окрестности села –омашково и «венигородской биостанции ћ√”.

Ћетней экспедиции кружком не проводилось, однако ¬алентина –остиславовна брала с собой на летнюю студенческую практику наиболее интересующихс€ учеников, которые работали и сдавали зачеты наравне со студентами.

 ружок участвовал в проведении школьных конкурсов на Ѕиологическом факультете. Ќа один из них как-то пришел ѕетр ѕетрович —молин. Ђ’ороший подбор!ї Ч похвалил он кружковцев, подготовивших ботаническую часть...

¬ 1991 году ¬алентина –остиславовна ушла на пенсию. ¬ середине дев€ностых кружок прекратил свое существование.

„асть втора€. ¬озрождение.

„естно говор€, еще 10 лет назад автор и представить не мог, что будет работать с детьми...

Ќо так получилось, что в начале 2002 года наш заведующий предложил возобновить на кафедре школьный биологический кружок. ѕочему бы и нет? —разу стало очевидно, что, как это не парадоксально, одним ”ниверситетом этого дела не осилить. ¬от так и сформировалось сотрудничество ”ниверситета и ћосковской городской станции юных натуралистов.

”ладив все необходимые формальности, перед началом учебного года € приступил к поиску желающих заниматьс€ с нами. ѕон€тно, что никому не известное, новое начинание не может пользоватьс€ попул€рностью. я придумал объ€влени€ о нас, и обошел несколько школ в окрестност€х ”ниверситета. ”дивительно разнилась реакци€ на мои предложени€. ¬ некоторые мен€ просто не пустили, в каких-то завуч, а может быть какой-либо зам. директора лениво выслушали мен€, и лишь в одной из них € со стороны преподавателей биологии увидел живой интерес к планируемому.  ак потом вы€снилось, именно из этой школы пришли к нам первые и одни из самых увлеченных учеников...

»так, мы работаем уже 5 лет. «а это врем€ в кружке обучалось более 40 детей. ћногие их них затем поступили в высшие учебные заведени€, в том числе и к нам на Ѕиологический факультет. ћы занимаемс€ по разработанной нами авторской программе Ђ—овременна€ ботаникаї, ставшей лауреатом VII ¬сероссийского конкурса образовательных программ. ¬ ее основе лежит сочетание теоретического материала по основным разделам ботаники с практическими зан€ти€ми.  ружковцы сами собирают растени€, препарируют, изучают внутреннее строение растений под микроскопом и бинокул€ром. ќдин из важнейших разделов Ч изучение флоры ÷ентральной –оссии. ћы регул€рно проводим выезды в ѕодмосковье и области, прилегающие к ћосковской.  аждый год мы организуем летние экспедиции. Ќа нашем счету экспедиции, проведенные на юге јрхангельской области (в сотрудничестве с гимназией є 1514), на Ѕайкале, в ’ерсонской области ”краины. ћногие кружковцы выполн€ют самосто€тельные исследовательские работы. Ќа многих конкурсах они занимают призовые места ( онференци€ экспедиционных отр€дов ћ√—ёЌ, ¬сероссийские юношеские чтени€ имени ¬. ». ¬ернадского).

≈ще одно направление де€тельности Ч работа над нашим Internet-сайтом (www.botaniki.ru), на страницах которого ученики публикуют результаты своих исследований, результаты практических работ, фоторепортажи, отчеты.

„асть 3. ѕроблемы.

–абота€ в ”ниверситете и немного в школе, осознаешь огромное рассто€ние между школьной ботаникой и той, которую надо сдавать на вступительных экзаменах, между школьной ботаникой и реальной. —амое поразительное, что последн€€ интересна не только ботаникам, но и дет€м, совершенно от нее далеким.

ќсновна€ проблема преподавани€ ботаники в школе, на мой взгл€д, в следующем. ≈е преподают слишком рано, принес€ в жертву остальным разделам биологии. ћало места удел€етс€ именно разнообразию растений, их географии, знакомству с ними вживую. » если в ходе изучени€ животных к ним же возвращаютс€ в курсе общей биологии в старших классах, то о ботанике мельком вспоминают, разве что каса€сь законов ћендел€ или основ экологии. ћежду тем, объем элементарных знаний по ботанике отнюдь не меньше, чем по зоологии (слышу упреки учителей Ч сужу по требовани€м вступительных экзаменов, которые учитывают знани€ ведь именно Ў ќЋ№Ќќ… программы). Ќо даже не в объеме дело. Ќекоторые вещи не просто доход€т (например, цикл развити€ сосны). ¬от и получаетс€, что на должном уровне всего в шестом классе не расскажешь, а оставшеес€ потом забываетс€ напрочь.

–астени€, с одной стороны, загадочные создани€, с другой Ч просто банальны. ќни сами по себе меньше чем животные приковывают внимание (если это не гигантские секвойи, конечно), а их молчаливое присутствие вокруг нас окончательно подрывает любознательный интерес. ¬едь куда более захватывающе наблюдать за зайцем, канюком или богомолом.

¬се это вместе и есть корни ботанического невежества (хорошо по этому поводу Ђпрошелс€ї Ѕ. ћ.  аплан). ћногие из нас даже не представл€ют, сколь удивительными растени€ могут быть. — по€влением научно-попул€рных фильмов эта завеса дл€ обывател€ приоткрылась, однако лишь чуть-чуть. ”жасно, что многие, казалось бы, благие просветительские начинани€ даже и не пытаютс€ вли€ть на ситуацию. «а примерами далеко ходить не надо. ѕосмотрите на красочные таблички, повествующие о деревь€х городского заказника Ђ¬оробьевы горыї: добра€ половина информации начинаетс€ словами Ђѕо гороскопу...ї.

”вы, трудностей в нашем деле обнаружились и совсем с другой, неожиданной стороны.  оллеги вид€т, насколько сильно каждый год возрастают формальные требовани€ к руководител€м кружков. ≈ще пару лет назад невозможно было представить то количество бумаг, которые ныне приходитс€ писать, заполн€ть, подписывать, сочин€ть, чтобы организовать экскурсии, выезды, экспедиции. ѕри этом реальный уровень ответственности педагога (по совести) не изменилс€, да и не может изменитьс€. „ем это обусловлено? — точки зрени€ здравого смысла ужесточение контрол€ необходимо в случае ощутимого систематического вреда, причин€емого той или иной системе. „то, до введени€ всего этого вороха бумаг мы работали хуже? »ли, как это не цинично, больше было несчастных случаев? ћой личный опыт говорит об обратном. ѕосмотрите на историю даже нашего кружка. ќ золотых его годах свидетельствуют отнюдь не годовые вымученные отчеты прибывших и убывших, справки за€влени€ и приказы...

 уда все движетс€? Ѕудут ли наши дети лет через 10 с увлечением рассказывать про цветущие ¬енерины башмачки, увиденные в экспедиции в далеких сказочных кра€х?

јвтор искренне признателен ¬алентине –остиславовне  ондорской, любезно поделившейс€ воспоминани€ми об истории нашего ботанического кружка.


ƒанна€ стать€ опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего ÷ентра с ћосковским детским эколого-биологическим центром (бывшей ћосковской городской станцией юных натуралистов, ћ√—ёЌ). «а подготовку статьи к публикации мы благодарим заместител€ директора √ќ” ћƒЁЅ÷ по научно-методической работе ƒмитри€ ¬ладимировича ћоргуна!

 аталог методической продукции ћосковского детского эколого-биологического центра (√ќ” ћƒЁЅ÷)



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019