јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ”Ћ№“”–џ ћЋјƒЎ»’ Ў ќЋ№Ќ» ќ¬
—–≈ƒ—“¬јћ» Ў ќЋ№Ќќ√ќ ћ”«≈я „≈–≈« »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— ”ё ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќстапенко ¬.¬., заместитель директора по ”¬–, ќстапенко ».¬., учитель начальных классов
ћќ” ЂЅольшанска€ —ќЎ-центр биолого-экологического образовани€ї ѕрохоровского района Ѕелгородской области

Ћюбовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитыватьс€ с раннего детства.

‘ормирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют включени€ определенного содержани€, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых дл€ посто€нного общени€ детей с природными объектами.

¬ решении данной проблемы огромную роль играет школьный музей природы, где возможно использование разнообразных видов познавательной, воспитательной и научной де€тельности.

ћузей природы, существующий при Ѕольшанской средней общеобразовательной школе-центре биолого-экологического образовани€ ѕрохоровского района Ѕелгородской области, основан в 1989 году руководителем учреждени€, «аслуженным учителем –оссии, почетным профессором Ѕелгородского государственного университета, кандидатом педагогических наук Ѕельковым Ћеонидом “имофеевичем. ¬ насто€щее врем€ музей насчитывает более 10000 единиц хранени€ (гербарии, коллекционный материал, влажные препараты и чучела). —реди представленных экспонатов музе€ есть уникальные образцы. ¬ частности, энтомологические коллекции редких и исчезающих видов: мЄртва€ голова, прозерпина, подалирий, дубовый усач, красотел пахучий, отшельник и др.; чучело беркута и ворона, крота и ондатры; гербарий видового состава лишайников, коллекции минералов и горных пород территории Ѕелгородчины.

¬ цел€х внедрени€ технологии сотрудничества, как средства реализации личностно- ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихс€, и ориентиру€сь на проблему школы Ђ»спользование технологии сотрудничества как одного из способов системы современного непрерывного экологического образовани€ и воспитани€ учащихс€ї, в школе создано детское научно-исследовательское общество дл€ учащихс€ младших классов Ђћалыш и экологи€ї.

¬се ученики начальной школы принимают участие в исследовательском проекте Ђ÷вети, мой край! ∆иви, «емл€!ї, главна€ иде€ которого: учитьс€ вместе, а не просто что-то выполн€ть вместе!

÷ели научно-исследовательского общества:

  • создание оптимальных условий дл€ формировани€ экологической культуры младшего школьника;
  • вовлечение каждого ученика начальных классов в процесс активной познавательной де€тельности;
  • организаци€ работы в сотрудничестве при решении разнообразных экологических проблем;
  • воспитание любви к природе, родному краю.

»сход€ из общих задач обучени€ и воспитани€, научное общество Ђћалыш и экологи€ї ставит перед собой свои задачи и видит их реализацию в необходимости выполнени€ работ, включающих в себ€: исследование в специализированных творческих группах во главе с учителем, выполнение индивидуальных заданий и обучение друг друга в группах, презентацию своих групповых работ и периодическую отчетность на конференци€х.

ƒл€ выполнени€ поставленных целей и задач, из разнообразных методов и новых педагогических технологий, педагоги школы-центра используют такие, как обучение и воспитание в сотрудничестве и метод проектов.

¬ процессе работы по исследованию родного кра€ и разработки проекта Ђ÷вети, мой край! ∆иви, «емл€!ї каждый новый учебный год учащиес€ и педагоги вход€т в выбранную ими проектную лабораторию и выполн€ют мини-проект по разным направлени€м в своих группах.

”чащиес€ начальных классов выполн€ют экологические и природоохранные проекты, в том числе, основанные на принципах музейной педагогики. ѕознакомим с некоторыми из них.

ѕроект Ђƒобра€ зимаї

÷ель проекта Ц проведение €рмарки, котора€ предлагает Ђпокупател€мї кормушки дл€ птиц, изготовленные детьми. ¬ качестве денег служит умение назвать и описать зимующих птиц. ярмарка проводитс€ либо в школе, либо Ђвыездна€ї - на улице, во дворе. √лавный итог проекта, о котором должны сказать дети, - сколько людей имеют теперь кормушки и могут вывесить их дл€ птиц возле своего дома, у себ€ на окнах.

ѕри подготовке к €рмарке, дети посещают школьный музей природы, изучают биологические особенности птиц, их повадки. «наком€тс€ с видами кормов, которые предпочитают те или иные виды птиц и которые можно приготовить своими силами.

ярмарка, как известно, не только торг, а еще и веселое, зрелищное представление. Ђѕтичьиї костюмы, рисунки и плакаты, звучащие на €рмарке стихи, песни Ц все будет одним общим призывом: Ђѕусть будет зима доброй дл€ пернатых!ї

ѕроект Ђ оллекци€ увиденных животныхї

≈го цель Ц составить Ђколлекциюї увиденных в школьном музее животных.

 то-то коллекционирует марки, кто-то значки, а участники нашего проекта Ц свои наблюдени€.

ѕосле посещени€ музе€, дети вспоминают увиденных животных и составл€ют свою коллекцию, в которой будут рисунки, фотографии, вырезки из старых журналов, газет.

ѕодведение итогов Ц праздник.  оллекции демонстрируютс€ всем, о самых удивительных, редких, исчезающих видах животных дети рассказывают в классе.

ѕроект Ђѕтичь€ столова€ї

ѕроект осуществл€етс€ в зимнее врем€. —уть его Ц в создании и организации регул€рной работы птичьей Ђстоловойї на школьной территории, изучении взаимоотношений между различными видами зимующих птиц. ƒети продумывают, где лучше разместить Ђстоловуюї, какие кормушки, дл€ каких птиц предусмотреть.

ќткрытие птичьей Ђстоловойї проводитс€ торжественно, а далее дети поочередно ведут наблюдение за Ђстоловойї и дежур€т в ней: подправл€ют кормушки, насыпают корм. ¬ процессе наблюдени€ ученики ведут ƒневник юного исследовател€, в котором записывают виды зимующих птиц, делают их описание, зарисовки, в том числе, использу€ экспонаты школьного музе€. Ќаблюдают за взаимоотношени€ми разных видов, делают выводы.

ѕроект Ђ расна€ книга микрорайонаї

÷ель проекта Ц составить  расную книгу своего микрорайона (или ближайшего парка, пришкольного участка), вы€вив, какие растени€ €вл€ютс€ редкими на его территории, какие растени€, произрастающие там, официально включены в  расную книгу –‘.

 расна€ книга пополн€етс€ не только за счет внимательных наблюдений, но и благодар€ материалам школьного музе€ природы.

ѕроект ЂЋесна€ аптекаї

÷ель проекта Ц познакомитьс€ с лекарственными растени€ми, вы€снить, какие из них растут в данной местности, открыть лесную аптеку у себ€ в классе.

  открытию лесной аптеки дети готов€тс€ в классе, музее природы и самосто€тельно. ¬о врем€ прогулки в лес (парк) с классом или с родител€ми дети собирают определенный вид растений дл€ аптеки. Ёто могут быть доступные дл€ сбора детьми листь€ мать-и-мачехи, цвет липы, свежа€ крапива, шиповник, м€та, лопух и т.п.

Ћесна€ аптека откроетс€ дл€ родителей. ƒети расскажут им о собранных растени€х, своих походах-исследовани€х.

»сследовательска€ работа средствами школьного музе€ способствует по€влению у школьников живого познавательного интереса, с использованием уже имеющихс€ опыта, знаний, которые дети получили на уроках природоведени€, а также в процессе жизни стихийным путЄм. –еб€та учатс€ вести простейшую научную работу, систематизировать, анализировать, сопоставл€ть факты и наблюдени€. Ёта де€тельность способствует установлению истинности их знаний, делать выводы, учит вести документацию: дневники наблюдений, дневники юного исследовател€. –еб€та учатс€ примен€ть полученные знани€ в процессе уроков и работе в музее. ¬ажно здесь и то, что в исследовательскую работу активно включаютс€ и родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых.

ƒл€ изучени€ уровн€ экологической культуры младших школьников учител€ начальных классов школы провели диагностику по методике Ђѕрирода благодарит и сердитс€ї. ƒанна€ методика позвол€ет вы€вить отношение младших школьников к природе и развивать представлени€ детей о правилах, нормах взаимодействи€ с нею.

ѕосле проведени€ предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминали свои экскурсии в парк, музей, восстанавливали в пам€ти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействи€ человека на природу, им было предложено ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

Ќапиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:___________; рассердитьс€ на теб€: ____________.

ѕри анализе детских работ было обращено внимание на следующее:

  • 1. „то преобладает в детских ответах в графе Ђѕрирода благодаритї.
  • 2. ѕривод€т ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.
  • 3.  ак часто в графе Ђѕрирода сердитс€ї по€вл€ютс€ ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей.

јнализ детских работ показал, что:

  • 1. ¬ графе Ђѕрирода благодаритї преобладали такие ответы: Ђѕрирода скажет спасибо, если мы не будем обижать животных, рвать листь€, ломать ветки, бросать мусор (перечисление норм и правил поведени€ в природе), соберЄм мусор, посадим деревь€, будем подкармливать птиц (примеры практической ориентированной де€тельности детей). ќчевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хоз€ина и защитника природы.
  • 2. ¬ своих ответах дети приводили в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу: посадил дерево, расчистил мусорку, сделал домик дл€ птиц. Ёто говорит о высоком уровне экологической культуры.
  • 3. ¬ графе Ђѕрирода сердитс€ї часто встречались ответы, такие как: Ђесли мы не кормим птицї, Ђесли не очищаем еЄ от мусораї. Ёти ответы также говор€т об активной позиции ребЄнка как защитника природы.

ѕроведенна€ диагностика позволила объективно и обсто€тельно определить уровень экологической культуры каждого ребенка и скорректировать дальнейшую де€тельность с учетом индивидуальных особенностей в развитии детей.

“аким образом, экологическое воспитание младших школьников средствами школьного музе€ через исследовательскую де€тельность способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой де€тельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позвол€ет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, €вл€етс€ технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

Ћитература:

  • 1. ЅочкарЄв, Ќ.‘. —истема экологического образовани€ и воспитани€ учащихс€ Ц  алуга, 1996.
  • 2. ¬алишин, ё.». ¬оспитание учащихс€ музейными средствами Ц ћ:1983.
  • 3.ƒежникова, Ќ.—. ¬оспитание экологической культуры у детей и подростков. Ц ћ.: 2001.
  • 4. »ванова, “.—. Ёкологическое образование и воспитание в начальной школе. Ц ћ.: 2003
  • 5. ÷веткова, ».¬. Ёкологи€ дл€ начальной школы. Ц ярославль, 1997.



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019