Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации
Организация исследовательской
работы учащихся по экологии
в многопрофильной гимназии №12 города Читы
Федорова Любовь Борисовна, МОУ №12, г.
Чита
(заслуженный учитель Читинской области,
преподаватель биологии и экологии высшей
категории, победитель НПО)
Жизнь в согласии с природой это - необходимое
условие сохранения цивилизации. Зная об этом,
сегодня человечество вынуждено отбросить
вековой императив покорения природы, следование
которому привело к загрязнению окружающей среды,
истощению природных ресурсов и ясно обозначило
угрозу надвигающегося глобального
экологического кризиса. Решение проблем,
возникающих в системе «Человек- природа»,
требует нового мировоззрения.
Одним из направлений воспитательной работы
школы является экологическое образование и
воспитание, которое имеет три составляющие:
- знание экологических законов, теорий, осознание
единства в системе «Природа-человек»
- эмоционально-эстетическое и нравственное
восприятие природы, художественные образы ее
выражения и отношения к ней человека через это
реализуется патриотическое воспитание
- деятельность в реальных социо-природных
ситуациях, связанных с решением экологических
проблем.
Эта последняя составляющая, то есть опыт
творческой деятельности основывается на
организации исследовательской деятельности
учащихся по экологии.
Основными формами экологической работы в
нашей школе являются:
- групповая проектная деятельность
(научно-исследовательские группы)
- научно-практические школьные конференции
Исследовательская деятельность по экологии
имеет свои особенности:
- проблемный характер и поисковую направленность
- объективность и достоверность полученных
результатов обеспечивается за счет
систематических комплексных исследований
данного объекта
- экологические исследования это сочетание
теоретических, практических знаний и
экологической культуры
- для экологических исследований легко создать
мотивацию для учащихся, так как экологические
проблемы лежат рядом и доступны обозрению всех
Основным объектом экологических исследований
является экосистема, ее компоненты. А также процессы,
в которых она участвует. Основываясь на этом, я
немного расскажу о той работе, которая
проводится в нашей школе.
В условиях города проводить исследовательскую
работу гораздо труднее, чем в сельской местности,
так как антропогенная нагрузка усиливается в
разы, а доступных для учащихся методов
исследования немного. В связи с этим, объектом
исследования мы выбрали экосистему небольшой
речки Кайдаловки, которая расположена недалеко
от школы .Этот объект позволяет иметь системный
характер исследования (результаты проведенных
исследований опубликованы на нашем сайте).
В связи со строительством автомобильных дорог
к спортивному комплексу «Высокогорье»,
пролегающих через речку, в экосистеме происходят
существенные изменения. Вот отслеживанием
этих изменений (мониторингом) мы и занимаемся
(исследовательская работа «Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды» опубликована на
нашем сайте в разделе Детские
исследовательские работы (проекты)).
.
Работа имеет групповой характер и
проводится во внеурочное время по определенному
маршруту (в виде экскурсий). Во время экскурсий мы
отслеживаем какие изменения происходят в данной
местности. Те дети, которые в 8-9 классе в рамках
элективного курса начинали эту работу, уже
выпустились в 2008 году. Исходя из выбранной
ребятами темы, мы 3 года (в 2005-2007 гг) проходили по
маршруту ежемесячно (осень, зима, весна),
независимо от погоды.
Для разных видов исследований мы выбираем от 3
до5 точек. Наиболее ценными являются две:
первая расположена на северной стороне леса, где
был низовой пожар в 2002 году в 100 метрах от
автострады и вторая точка в истоках р.Кайдаловки
на курумах (каменные россыпи)
Для исследования фитопланктона мы брали еще 3
точки:
- там, где сформировалось болотце и есть выход на
поверхность железобактерий,
- где родники выходят прямо из–под камней,
- где есть заросли ивы, очищающей воду.
Комплексное исследование данной
экосистемы включало:
- Исследование РН и жесткости воды в р. Кайдаловки
в разных точках методом титрования и с помощью
индикаторов
- Качественный анализ почв, взятый в разных
точках на содержание карбонатов, сульфатов,
хлоридов, нитратов.
- Периодические изменения (ежемесячно) у
зимне-зеленых растений в связи с изменением
климата (теплая осень и малоснежная зима) на
предмет определения активности фермента
каталазы (2005-2007 г)
- Изменения процессов плазмолиза и деплазмолиза
у растений брусники обыкновенной, грушанки
копытенелистной, рододендрона даурского в
течение осени и зимы
- Моделирование сукцессионных процессов у
почвенных организмов, отобранных в разных точках
экосистемы р. Кайдаловки для установления
изменений после пожара (признаки восстановления
экосистемы 2006-2008 г).
- Изучение биоразнообразия лишайников и мхов как
индикаторов загрязнения воздушной среды в
течение трех лет (2006-2009 г).
- Начали вести работы по биоиндикации на примере
сосны обыкновенной
Все данные виды работ включают составление
таблиц, графиков, схем, статистическую обработку
материала, работу с определителями и
литературными источниками, которых немного. Так
как работы проводятся несколько лет, то есть
возможность уточнить результаты проведенной
работы, сравнить данные и сделать выводы.
Отчет о проделанной работе заслушивался на
научно-практической конференции, которая
проходила в школе. Материал оформляется в
виде проекта и презентации. Учащиеся выступили с
этими работами на городской научно-практической
конференции.
В школе проводится пропаганда
экологических знаний: беседы в 5-7 классах и в
начальной школе весной или осенью по темам
«Кладовая природы», «Лес - наше богатство»,
операция «Кормушка».
Теперь немного о том, что
научно-исследовательская работа дает учащимся.
Работа с источниками информации позволяет не
только отбирать нужное и главное, но и
формировать специальные умения. Развивается
мыслительная и познавательная направленность
воспрятия действительности. В настоящее время
удобным для иллюстрации материала служат компьютерные
презентации, в которые можно включить
фотографии, сделанные в природе, и наглядно
показать процесс изменений.
Работу, которую мы представляем, выполнялась
группой детей в течение последних трех лет. Мы
использовали методику по изучению лишайников (Методы лихеноиндикации
загрязнений окружающей среды). Работали дети,
обучающиеся в профильном медико-биологическом
классе.
Так как такая работа в школе ведется давно, то
можно сказать следующее: учащиеся, которые
активно участвовали в научно-исследовательской
работе, в ВУЗе быстро включаются в научную
работу.
Литература:
«Исследовательская деятельность учащихся в
профильной школе», М., 2007 г
«Исследовательская деятельность учащихся в
системе экологического образования и
воспитания», Чипкро, Чита., 2001 г
«Водоросли, лишайники и мохообразные СССР», М.
"Мысль" 1978, под ред М.В. Горленко
Список статей, посвященных проблемам
экологического образования школьников в
природе:
Полевые практикумы:
Экологические лагеря:
Экологические экскурсии:
Исследовательская работа (проектная деятельность):
Юннатское движение:
Опыт детских экологических коллективов и
юннатских кружков:
Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:
Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать
статьи по вопросам организации экологического
образования детей в природе, которые могут быть полезны
коллегам по всей стране. Это могут быть
проблемные статьи, авторские образовательные
программы, методические пособия,
нормативно-инструктивные документы и материалы,
фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам
как:
- полевые практикумы,
- экологические образовательные экспедиции,
- экологические лагеря,
- конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
- материалы семинаров и конференций,
- методики полевых исследований (проектной деятельности),
- детские исследовательские работы (проекты),
- экологические тропы,
- "экспедиционная жизнь".
О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а
главное - Вы сможете принести пользу системе
экологического образования нашей страны,
"вложить свою лепту" в совершенствование
форм и методов работы с детьми!
Если Вы готовы поделиться своим опытом с
коллегами по всей стране - присылайте
свои предложения (кратко опишите свои материалы),
мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее
оптимальную форму их публикации на нашем сайте.
Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются
к публикациям в СМИ!
Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации
В разделе Методические материалы нашего сайта
Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема"
карманных определителей растений и животных средней полосы,
определительных таблиц "Грибы, растения и животные России",
компьютерных (электронных) мультимедиа-определителей природных объектов России для Windows,
полевых определителей для смартфонов и планшетов для Android и iOS,
методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований
(включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также
комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской деятельности школьников в природе.
Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.
Там же можно приобрести
книги-определители серии "Энциклопедия природы России",
полевые определители
"Птицы России",
"Животные России",
пособие для учителя "Организация проектной и исследовательской деятельности в школе", а также
mp3-диски "Голоса птиц средней полосы России" и
"Голоса птиц России: Европейская часть, Урал, Сибирь".
Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран -
минералов и горных пород,
почв,
грибов,
водорослей,
лишайников,
листостебельных мхов,
деревьев, кустарников, кустарничков и лиан,
травянистых растений (цветов),
ягод и других дикорастущих сочных плодов,
водных беспозвоночных животных,
насекомых-вредителей леса,
дневных бабочек,
пресноводных и проходных рыб,
земноводных (амфибий),
пресмыкающихся (рептилий),
птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также
млекопитающих (зверей), -
можно в разделе Природа России нашего сайта.
В разделе Природа в фотографиях
размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и
животных России и стран бывшего СССР, а в разделе
Природные ландшафты мира - фотографии природы
Европы,
Азии,
Северной и
Южной Америки,
Африки,
Австралии и Новой Зеландии и
Антарктики.
|