јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ќрганизаци€ исследовательской работы учащихс€ по экологии
в многопрофильной гимназии є12 города „иты

‘едорова Ћюбовь Ѕорисовна, ћќ” є12, г. „ита
(заслуженный учитель „итинской области, преподаватель биологии и экологии высшей категории, победитель Ќѕќ)

∆изнь в согласии с природой это - необходимое условие сохранени€ цивилизации. «на€ об этом, сегодн€ человечество вынуждено отбросить вековой императив покорени€ природы, следование которому привело к загр€знению окружающей среды, истощению природных ресурсов и €сно обозначило угрозу надвигающегос€ глобального экологического кризиса. –ешение проблем, возникающих в системе Ђ„еловек- природаї, требует нового мировоззрени€.

ќдним из направлений воспитательной работы школы €вл€етс€ экологическое образование и воспитание, которое имеет три составл€ющие:

  • знание экологических законов, теорий, осознание единства в системе Ђѕрирода-человекї
  • эмоционально-эстетическое и нравственное воспри€тие природы, художественные образы ее выражени€ и отношени€ к ней человека через это реализуетс€ патриотическое воспитание
  • де€тельность в реальных социо-природных ситуаци€х, св€занных с решением экологических проблем.

Ёта последн€€ составл€юща€, то есть опыт творческой де€тельности основываетс€ на организации исследовательской де€тельности учащихс€ по экологии.

ќсновными формами экологической работы в нашей школе €вл€ютс€:

  • группова€ проектна€ де€тельность (научно-исследовательские группы)
  • научно-практические школьные конференции

»сследовательска€ де€тельность по экологии имеет свои особенности:

  • проблемный характер и поисковую направленность
  • объективность и достоверность полученных результатов обеспечиваетс€ за счет систематических комплексных исследований данного объекта
  • экологические исследовани€ это сочетание теоретических, практических знаний и экологической культуры
  • дл€ экологических исследований легко создать мотивацию дл€ учащихс€, так как экологические проблемы лежат р€дом и доступны обозрению всех

ќсновным объектом экологических исследований €вл€етс€ экосистема, ее компоненты. ј также процессы, в которых она участвует. ќсновыва€сь на этом, € немного расскажу о той работе, котора€ проводитс€ в нашей школе.

¬ услови€х города проводить исследовательскую работу гораздо труднее, чем в сельской местности, так как антропогенна€ нагрузка усиливаетс€ в разы, а доступных дл€ учащихс€ методов исследовани€ немного. ¬ св€зи с этим, объектом исследовани€ мы выбрали экосистему небольшой речки  айдаловки, котора€ расположена недалеко от школы .Ётот объект позвол€ет иметь системный характер исследовани€ (результаты проведенных исследований опубликованы на нашем сайте).

¬ св€зи со строительством автомобильных дорог к спортивному комплексу Ђ¬ысокогорьеї, пролегающих через речку, в экосистеме происход€т существенные изменени€. ¬от отслеживанием этих изменений (мониторингом) мы и занимаемс€ (исследовательска€ работа Ђ»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной средыї опубликована на нашем сайте в разделе ƒетские исследовательские работы (проекты)).

.

–абота имеет групповой характер и проводитс€ во внеурочное врем€ по определенному маршруту (в виде экскурсий). ¬о врем€ экскурсий мы отслеживаем какие изменени€ происход€т в данной местности. “е дети, которые в 8-9 классе в рамках элективного курса начинали эту работу, уже выпустились в 2008 году. »сход€ из выбранной реб€тами темы, мы 3 года (в 2005-2007 гг) проходили по маршруту ежемес€чно (осень, зима, весна), независимо от погоды.

ƒл€ разных видов исследований мы выбираем от 3 до5 точек. Ќаиболее ценными €вл€ютс€ две: перва€ расположена на северной стороне леса, где был низовой пожар в 2002 году в 100 метрах от автострады и втора€ точка в истоках р. айдаловки на курумах (каменные россыпи)

ƒл€ исследовани€ фитопланктона мы брали еще 3 точки:

  • там, где сформировалось болотце и есть выход на поверхность железобактерий,
  • где родники выход€т пр€мо изЦпод камней,
  • где есть заросли ивы, очищающей воду.

 омплексное исследование данной экосистемы включало:

  1. »сследование –Ќ и жесткости воды в р.  айдаловки в разных точках методом титровани€ и с помощью индикаторов
  2.  ачественный анализ почв, вз€тый в разных точках на содержание карбонатов, сульфатов, хлоридов, нитратов.
  3. ѕериодические изменени€ (ежемес€чно) у зимне-зеленых растений в св€зи с изменением климата (тепла€ осень и малоснежна€ зима) на предмет определени€ активности фермента каталазы (2005-2007 г)
  4. »зменени€ процессов плазмолиза и деплазмолиза у растений брусники обыкновенной, грушанки копытенелистной, рододендрона даурского в течение осени и зимы
  5. ћоделирование сукцессионных процессов у почвенных организмов, отобранных в разных точках экосистемы р.  айдаловки дл€ установлени€ изменений после пожара (признаки восстановлени€ экосистемы 2006-2008 г).
  6. »зучение биоразнообрази€ лишайников и мхов как индикаторов загр€знени€ воздушной среды в течение трех лет (2006-2009 г).
  7. Ќачали вести работы по биоиндикации на примере сосны обыкновенной

¬се данные виды работ включают составление таблиц, графиков, схем, статистическую обработку материала, работу с определител€ми и литературными источниками, которых немного. “ак как работы провод€тс€ несколько лет, то есть возможность уточнить результаты проведенной работы, сравнить данные и сделать выводы.

ќтчет о проделанной работе заслушивалс€ на научно-практической конференции, котора€ проходила в школе. ћатериал оформл€етс€ в виде проекта и презентации. ”чащиес€ выступили с этими работами на городской научно-практической конференции.

¬ школе проводитс€ пропаганда экологических знаний: беседы в 5-7 классах и в начальной школе весной или осенью по темам Ђ ладова€ природыї, ЂЋес - наше богатствої, операци€ Ђ ормушкаї.

“еперь немного о том, что научно-исследовательска€ работа дает учащимс€. –абота с источниками информации позвол€ет не только отбирать нужное и главное, но и формировать специальные умени€. –азвиваетс€ мыслительна€ и познавательна€ направленность воспр€ти€ действительности. ¬ насто€щее врем€ удобным дл€ иллюстрации материала служат компьютерные презентации, в которые можно включить фотографии, сделанные в природе, и нагл€дно показать процесс изменений.

–аботу, которую мы представл€ем, выполн€лась группой детей в течение последних трех лет. ћы использовали методику по изучению лишайников (ћетоды лихеноиндикации загр€знений окружающей среды). –аботали дети, обучающиес€ в профильном медико-биологическом классе.

“ак как така€ работа в школе ведетс€ давно, то можно сказать следующее: учащиес€, которые активно участвовали в научно-исследовательской работе, в ¬”«е быстро включаютс€ в научную работу.

Ћитература:

Ђ»сследовательска€ де€тельность учащихс€ в профильной школеї, ћ., 2007 г

Ђ»сследовательска€ де€тельность учащихс€ в системе экологического образовани€ и воспитани€ї, „ипкро, „ита., 2001 г

Ђ¬одоросли, лишайники и мохообразные ———–ї, ћ. "ћысль" 1978, под ред ћ.¬. √орленко



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020