јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

Ёлектровоз в –омашково (экскурси€ с классом в осенний лес)

¬.≈. «айцева, учитель гимназии є 1567 г.ћосквы,
≈.¬. „удинова, вед. научный сотрудник ѕсихологического института им.ўукиной –јќ

¬ этой работе представлена методика проведени€ выездного зан€ти€ дл€ учащихс€ 8 биологического класса по биоразнообразию. Ёто зан€тие может быть проведено и с учениками общеобразовательных классов, начина€ с 5-6-го. „тобы наш рассказ был более содержательным, мы включили в него фрагменты детских работ, выполненных по окончании экскурсии, а также добавили фотографии, сделанные учеником 8-го класса ¬олодей јдашевым.

„асти текста методики чередуютс€ далее с фрагментами работ учеников, которые выделены наклонным шрифтом. ƒетские высказывани€ включены в текст без редакторской правки. Ёто даЄт возможность увидеть работу детскими глазами.

¬рем€ года: в начале учебного года (в первой половине сент€бр€).

ќптимальна€ численность экскурсионной группы: 15-25 человек. ∆елательно участие нескольких специалистов-биологов или кружковцев-старшеклассников, хорошо знающих флору и фауну данной местности.

¬ыбор площадки.

ѕредварительный подбор площадки дл€ проведени€ самосто€тельной работы детей не об€зателен. ”читель, провод€ группу детей по маршруту и, естественно, рассказыва€ о встреченных интересных объектах, может познакомить учащихс€ с несколькими видами растений и грибов, со следами де€тельности животных. ¬ нашей практике прин€то рассматривать бересклет, бузину, крушину, одноклеточные водоросли, живущие эпифитно на стволах деревьев, цианобактерии по кра€м сохнущих луж (см. фото1), какой-либо вид трутовиков (чаще всего трутовик окаймленный), следы де€тельности д€тлов.

ѕо ходу движени€ учитель присматривает место, удобное дл€ базировани€ группы. Ёто может быть кострище с бревнами р€дом, поваленное дерево на краю пол€ны, то есть место, где вс€ группа может расположитьс€. ¬ качестве площадки дл€ работы подходит любой участок леса р€дом с местом базировани€.

Ђ06.09.08 мы пошли в лес. Ќачну с того, что мы видели по дороге к месту практической работы. ¬ пруду, заросшем р€ской (€ узнал, что р€ска, оказываетс€, цветковое растение!) мы увидели 34 утки кр€квы. ѕотом мы рассмотрели недотрогу мелкоцветковую и железистую, отличили бузину от р€бины, узнали о том, что крушина ломка€ имеет слабительный эффект, видели бересклет бородавчатый и липу, и увидели почти в луже колонию цианобактерий.ї
јлександр Ћ.

ѕостановка задач самосто€тельной работы учащихс€.

Ёкскурсионна€ группа делитс€ на п€ть команд. «адача предъ€вл€етс€ в следующем виде: Ђ—ейчас мы ограничим с помощью веревок площадку 25х25 метров.  ажда€ группа должна будет найти в пределах этой площадки как можно больше видов живых существ. ѕерва€ группа будет искать цветковые растени€. ¬тора€ группа Ц нецветковые растени€. “реть€ группа Ц беспозвоночных животных и следы их де€тельности. „етверта€ Ц позвоночных животных и следы их де€тельности. ѕ€та€ группа Ц грибы.

—обирать найденное надо, стара€сь причинить природе наименьший ущерб (срезать небольшую веточку с дерева, выкопать одно трав€нистое растение, осторожно ловить животных, чтобы по окончании работы их можно было выпустить, и т.д.) ¬се находки принести на место базировани€ группы и постаратьс€ по определител€м и справочникам узнать названи€ видов найденных живых существ. ѕри необходимости можно прибегать к помощи консультантов. ¬ заключение кажда€ группа представит остальным результаты своей работы.ї

ќгораживание площадки и раздача оборудовани€.

15-20 минут уходит на огораживание площадки, которое следует начать с прив€зывани€ двух веревок к к одному дереву и прот€гивани€ их под пр€мым углом друг к другу.  онцы этих веревок прив€зать к деревь€м, а оставшиес€ две веревки прот€нуть навстречу другу от полученных вершин образовавшегос€ четырехугольника. ¬ажно организовать дело так, чтобы веревки не запутались, поэтому в огораживании должна участвовать не вс€ группа. ”чащиес€, не зан€тые прив€зыванием и разматыванием веревок, получают в это врем€ оборудование.

  • √руппа є 1: пакеты дл€ сбора растений, копалки, определители цветковых растений, ручные лупы.
  • √руппа є 2: пакеты дл€ сбора растений, копалки, определители и справочники по папоротникообразным, мхам, водоросл€м, лишайникам, ручные лупы.
  • √руппа є 3: банки, пластиковые бутылки, пузырьки, аптечные пробирки, спичечные коробки и другие небольшие емкости с крышками дл€ сбора животных, лупы, энтомологические сачки (если есть), определители и справочники по насекомым и другим беспозвоночным.
  • √руппа є 4: стекл€нные банки дл€ л€гушек, пакеты, определители, справочники по позвоночным животным.
  • √руппа є 5: пакеты, банки и другие емкости дл€ сбора, справочники по грибам.

Ђѕотом мы пришли на участок исследований, разбились на группы, а каждой группе было дано задание. Ќаша группа занималась грибами. ћы отгородили участок площадью 625 квадратных метров дл€ всех групп, и все начали искать на нем представителей своей сферы исследований.
Ѕыло 5 групп:

  • ÷ветковые растени€
  • Ќецветковые растени€
  • Ѕеспозвоночные животные
  • ѕозвоночные животные
  • √рибыї

јлександр Ћ.

—бор материала.

¬носимый в де€тельность детей при такой постановке задачи элемент соревновани€ побуждает каждую команду найти как можно больше видов. Ќа сборы и определение уходит от часа до двух часов. ”читель помогает каждой группе не только в определении, но и в упор€дочивании собранного материала.

Ђѕосле двух часов поиска наша группа нашла много разнообразных видов грибов, которые мы разделили на растущие в почве и на деревь€х. —ледующей нашей задачей было, по возможности, определить, какое каждый гриб имеет название. ѕосле небольшого перерыва мы начали рассказывать и показывать то, что мы нашли.ї
Ќикита √.

ЂЌе цветковые растени€.
ѕапоротники:

  • 1.ўитовник мужской
  • 2. очедыжник женский
  • 3.ўитовник игольчатый

ћхи:

  • 1.ћниум
  • 2. лемаций древовидный

Ћишайники:

  • 1. ладони€ шелковата€
  • 2.√ипогимни€ вздута€

¬одоросли:

  • 1.’лорокок
  • 2.“рентеполи€ї

√еоргий ”.

ЂЌашей задачей было найти на участке 625 метров в квадрате как можно больше цветковых растений.

÷ветковые

  • 1. земл€ника лесна€
  • 2. лещина
  • 3. живучка ползуча€
  • 4. ландыш майский
  • 5. щучка дерниста€
  • 6. осока волосиста€
  • 7. крушина ломка€
  • 8. сныть обыкновенна€
  • 9. малина обыкновенна€
  • 10. копытень европейский
  • 11. сивец полевой
  • 12. берескет бородавчатый
  • 13. герань
  • 14. клевер средний
  • 15. жимолость лесна€
  • 16. золотарник обыкновенный
  • 17. купырь лесной
  • 18. кост€ника камениста€
  • 19. €снотка бела€
  • 20. зеленчук
  • 21. пикульник
  • 22. марь€нник дубравный
  • 23. дубник лесной
  • 24. черноголовка обыкновенна€
  • 25. р€бина обыкновенна€
  • 26. осина
  • 27. ива
  • 28. в€з
  • 29. клен остролистый
  • 30. калина обыкновенна€
  • 31. березыї

—офь€  .

Ђ“ема нашей группы Ц Ѕеспозвоночные

  • 1. ¬иды беспозвоночных, которые мы обнаружили:
    • a. —лизень большой (10см) (впоследствии были найдены ещЄ три особи)
  • 2. (Ѕыл найден под листвой на земле)
    • a. јрион бурый
  • 3. (ќбнаружили под корой сгнившего дерева)
    • a. ћалоколимакс (4 особи)
  • 4. (¬се также были найдены под корой сгнившего дерева)
    • a. яйца слизн€ка (были похожи на крупные икринки)
    • b. ƒождевые черви (3 особи)
  • 5. (Ѕыли найдены под корой пн€)
    • a. „ернотелка лесна€ (4 особи) (Ѕыли найдены под корой сгнившего дерева и одна в траве)
    • b. ∆ужелица зерниста€ (была найдена под листвой)
    • c. ∆ужелица лесна€ (4 см) (была найдена возле старого пн€)
    • d. ∆ужелица (2,5 см) (еЄ мы не смогли определить)
  • 6. Ћичинка усача (еЄ нашЄл участник другой группы под корой старого пн€)
  • 7.  ост€нка (обнаружили в полусгнившей древесине упавшего ствола дерева )
  • 8. 4 вида пауков
  • 9. 1 вид комаров
  • 10. 1 вид мух
  • 11. 2 вида муравьев
  • 12. 4 вида пауков
  • 13. —енокосец (обнаружили в щели коры березы у еЄ основани€)
  • 14. —тафилин (Ѕыл найден на земле)ї

¬олод€ ј.

Ђ опались мы там с 11.00 до 13.00, после чего стали готовитс€ к докладу по своей теме.ї
јлександр Ћ.

ќбсуждение результатов работы.

ƒалее еще 30-40 минут уходит на выступлени€ групп.  ажда€ группа демонстрирует собранное, и все занос€т в экскурсионные блокноты списки обнаруженных видов. ѕолезно, чтобы дети при помощи учител€ давали содержательную оценку каждому выступлению. ¬о избежание монотонности учитель рассказывает интересные факты о каких-либо представленных детьми объектах, указывает на незамеченные детьми виды или следы де€тельности животных. “акже после выступлени€ первых двух групп полезно поставить перед детьми вопрос: почему мы начали с выступлений именно этих групп? Ётот вопрос натолкнет детей на высказывани€ о роли растений как продуцентов в сообществе.

ѕосле выступлени€ четвертой группы нужно спросить детей, почему этой группе удалось найти сравнительно немного.

Ђѕозвоночные животные.

  • 1. черный д€тел
  • 2. кроты
  • 3. мыши
  • 4. бурозубка
  • 5. чижи
  • 6. земл€ника
  • 7. вороны
  • 8. синицы
  • 9. зар€нки
  • 10. трав€ные л€гушки (с пестрым брюшком и линией над глазом)
  • 11. остроморда€ л€гушкаї

јлександр —.

¬ дискуссии, направл€емой учителем, дети могут придти к выводу о меньшей численности, меньшем многообразии позвоночных леса по сравнению с беспозвоночными, к примеру, насекомыми. Ёти факты можно св€зать с более крупными размерами позвоночных, большим радиусом индивидуальной активности, а также с сезонными €влени€ми, например, перелетами птиц.

Ђ», наконец, грибы как редуценты идут последними (их мы разделим на напочвенные, питающиес€ на стволах, плесневые грибы, питающиес€ и на листь€х):

Ќа стволах:

  • 1. “рутовик окаймленный
  • 2. “рутовик насто€щий
  • 3. Ѕерезова€ губка
  • 4. ƒрожалка
  • 5.  сил€ри€
  • 6. ‘еллинус
  • 7. ’лороцеборил
  • 8. “рихаптум

Ќа почве

  • 9. —ыроежки
  • 10. Ћисички
  • 11. —ерушка
  • 12. 3 вида млечников
  • 13. ¬алуй
  • 14. ћоховик
  • 15. „ешуйчатка
  • 16. ƒождевик
  • 17. –огатик
  • 18. ћлечник серый
  • 19. ћлечник розовый
  • 20. —винушка
  • 21. 2 вида, неизвестных консультантам

Ќа листь€х

  • 22. –жавчинный гриб
  • ѕлесень неизвестного видаї

јлександр Ћ.

ѕеред выступлением последней группы или по его завершении можно задать вопрос: почему это выступление последнее? ќбсуждение этого вопроса позволит сделать вывод о роли грибов в экосистеме (редуценты, замыкающие круговорот веществ в сообществе).

 ак правило, на исследуемой площадке в начале осени попадаютс€ плодовые тела слизевиков, могут встретитьс€ слизевики и по маршруту. Ќо рассказ о них лучше приберечь до заключительного этапа экскурсии. –уководитель показывает плодовые тела миксомицетов и рассказывает обэтих удивительных существах, занимаюших промежуточное место между грибами и животными.

Ќа дом дети получают задание оформить отчет об экскурсии.

ѕлан отчета:

  • 1. ќписание погоды и места проведени€ работы.
  • 2. —писок обнаруженных видов.
  • 3. ¬ чем выражаетс€ антропогенное воздействие на изученный биоценоз?
  • 4. „то на этой экскурсии теб€ удивило?

ќтрывки из ответов на третий вопрос:

Ђќгорчили последстви€ антропогенного вли€ни€ на этот биоценоз. Ќа опушке и в лесу было очень много мусора. Ёто: а) дестабилизирует биоценоз, так как зачастую в этом мусоре содержатьс€ €довитые вещества, которые уничтожают растени€, грибы и животных, таким образом сокраща€ разнообразие видов данного биоценоза, которое необходимо дл€ стабильной трофической цепочки. Ѕ) выгл€дит неэстетично в) очень долго гниет.ї
јлександр Ћ.

Ђя считаю, что антропологическое воздействие,(то есть воздействие человека на лес) состоит:

  • 1. ќколо того места, где мы остановились, буквально в 10-12 шагах можно заметить банки из-под консервов, бутылки, пакеты и прочий мусор.
  • 2. Ќа той площадке, на которой мы работали, € заметил наполовину срубленное дерево. “акже на той же опушке были срублены березы.
  • 3. я думаю, так как это пригородный лес, то, возможно, он окружен дорогами, поселками и другими объектами человеческой де€тельности. Ёто не дает особой возможности относительно крупным животным Ђперейтиї в другой лес, ограничивает передвижение, а крупные автомобильные дороги, кроме того, оказывают вредное экологическое воздействие на лес, в виде шума, выбросов вредных газов атмосферу.ї

√еоргий ”.

ќтрывки из ответов на четвертый вопрос:

Ђƒл€ мен€ новое было то, что наша группа смогла найти большого слизн€ и, возможно, его €йца. —лизень был внушительных размеров, и это мен€ поразило.ї
јртЄм Ќ.

Ђ„то мен€ удивило больше всего? „то жуки жужелицы очень ловкие и быстрые.ї
ќльга ѕ.

ЂЅольше всего мен€ удивили несколько объектов, увиденных мною на экскурсии: салфетка, которую мы перепутали с плесенью: ботинки, поросшие мхом, и, конечно, слизевики. —алфетка и ботинки удивили мен€ тем, что они были не в том виде, в котором € привыкла их видеть. —лизевики мен€ поразили тем, что когда споры рассыпаютс€, из них развиваютс€ амЄбы!ї
яна ћ.

Ђћен€ больше всего удивило то, сколько живого люди вокруг себ€ не замечают Ц одних грибов на маленькой площадке нашлось 23 вида!ї
ќльга  .

ЂЅольше всего мен€ удивило сходство  ладонии шишковатой с  сил€рией, хот€ эти виды и относ€тс€ к разным царствам, они довольно-таки сильно похожиї
ћари€ ”.

Ђ¬ этой экскурсии мен€ больше всего удивило то, что всего на небольшом участке леса (625м2) можно обнаружить столько живых существ и растений. ћожно, гул€€ в парке, ничего особенного не заметить Ц ну дуб стоит ну ворона кричит, но если присмотретьс€, немного поискать, то перед тобой открываетс€ целый мир из позвоночных и беспозвоночных, растений, грибов, кустарников, травЕ ƒаже в подмосковном лесу можно увидеть большое разнообразие пауков, жесткокрылых, полужесткокрылых, сетчатокрылых, грибов, растений, позвоночных (млекопитающих, амфибий) и даже бактерий!

¬тора€ вещь, котора€ мен€ поразила, это тот гриб-животное. я бы никогда не подумал бы, что плодовое тело вырастает из амеб, после этого распадаетс€ на споры, потом из них вылупл€ютс€ амебы(!), проникают в древесину, ед€т еЄ, в определенное врем€ выползают из древесины, и собой образуют плодовое тело!

“акже € только на этой экскурсии обнаружил дл€ себ€, что слизн€ки могут быть таких размеров и такими разными. ƒо этого € ими особо не интересовалс€, и думал что они Ц предшественники улиток, а оказалось наоборот! „то они Ц в процессе эволюционировани€ Ц у них пропадает сам Ђдомикї улиткиї.
¬олод€ ј.

Ђћен€ удивило то, что р€ска Ц цветковое растение и такое разнообразие видов разных царств на таком маленьком участке, это при том, что мы обнаружили далеко не все. » как они умудр€ютс€ друг между другом так грамотно взаимодействовать, что всем, и более крупным животным достаетс€ еды?ї
јлександр Ћ.

Ёкскурсию по описанной методике мы проводили многократно. –езультат, на который она рассчитана, достигалс€ всегда. ј результат этот Ц детское удивление ошеломл€ющему многообразию жизни, надолго запоминающеес€ ощущение биоразнообрази€ как неотъемлемой черты даже обедненной пригородной природы. —коль угодно долгое изучение биологии за школьными партами такого эффекта не дает.



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020