јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

—овременные проблемы экологического образовани€
(по материалам работ экологических конференций учащихс€)

≈. ј. ƒунаев, ». ј. —мирнов, руководители  ружка юных натуралистов «оологического музе€ ћ√”

—тать€ опубликована в сборнике Ђ—овременные методические аспекты экологического образовани€ї, 2008
Ќа нашем сайте публикуетс€ в рамках сотрудничества с √ќ” ћƒЁЅ÷ (бывш. √ќ” ћ√—ёЌ)

¬ насто€щее врем€ слово Ђэкологи€ї стало модным атрибутом разного рода образовательных проектов, однако предметна€ сущность и границы этого пон€ти€ размываютс€. ќдной из ключевых проблем экологического образовани€ стало именно искажение изначального смысла этого термина (–оссолимо, ƒунаев, 2004), что оказало существенное вли€ние на качество обучени€.

ƒл€ оценки степени результативности образовательного процесса нагл€дно может быть использован анализ тематики и качества исследовательских работ учащихс€, представленных на различных конференци€х и конкурсах экологической тематики. “акой способ удобен еще и по тому, что анализу подвергаютс€ реальные результаты экологического образовани€ (материалы конкретной практической проектно-исследовательской де€тельности учащихс€). ќсновна€ цель нашей публикации провести сравнительную оценку исследовательских работ школьников по экологии и охарактеризовать в св€зи с этим основные тенденции и проблемы современного экологического образовани€.

«адачами данной работы были: сравнить понимание экологии в различных исследовательских работах учащихс€; оценить факторы, вли€ющие на качество работы; исследовать динамику изменений тем работ, подаваемых на исследовательские конференции школьников, за последние несколько лет.

ѕредварительный анализ позволил разделить исследовательские экологические работы учащихс€ на две группы.

ѕервую составл€ют собственно Ђэкологическиеї работы. Ёкологи€ в них понимаетс€ традиционно (Ђузкої) как Ђнаука, изучающа€ взаимоотношени€ живых организмов между собой и окружающей средойї согласно одному из определений Ѕиологического энциклопедического словар€ (√ил€ров, 1998) или как Ђнаука о закономерност€х формировани€, развити€ и устойчивого функционировани€ биологических систем разного ранга (организмов, попул€ций и экосистем) в их взаимоотношени€х с услови€ми средыї (Ўилов, 1997). —ходное определение приведено в советских школьных учебниках разных лет (ѕол€нский и др., 1977, 1980), в ЂЅиологическом словаре дл€ поступающих в ¬”«ыї ( сенофонтова, 1992) и даже в попул€рном толковом словаре ќжегова (ќжегов, Ўведова, 1999). ѕредмет исследований данной группы работ Ч экологи€ какого-либо вида или группы видов, изучение различных экосистем.

–аботы второй группы характеризуютс€ одним из двух следующих признаков: в них экологи€ либо смешиваетс€ с другими науками (например, с медициной и гигиеной, литературой или краеведением), либо трактуетс€ исключительно как способ оценки состо€ни€ окружающей среды и обоснование форм природоохранных меропри€тий. ¬ обоих случа€х происходит искажение общеприн€того пон€ти€, что позвол€ет говорить о Ђквазиэкологическойї тематике. ¬ Ђквазиэкологическихї работах превалирует антропоцентристский подход к проблеме исследовани€ и к экологии в целом. ‘ормулировки тем этой группы работ обычно абстрактны, гораздо шире их концептуальной основы, а в р€де случа€х содержание почти не соответствуют за€вленной тематикеЕ

ѕри анализе тематики работы и определении принадлежности ее к той или иной группе рассматривалось максимальное количество доступных сведений о работе (название, реферат, тезисы или материалы работы).  ажда€ из работ относилась либо к Ђэкологическимї, либо Ђквазиэкологическимї (работы, которые нельз€ было отнести ни к одной из групп, не учитывались). –еферативные работы учитывались отдельно от исследовательских. ƒл€ каждой из работ по возможности отмечалась следующа€ информаци€: год выполнени€ (представлени€) работы, исход€ща€ организаци€, образование научных руководителей работы. ¬сего было проанализировано около 3440 работ, опубликованных в сборниках материалов более дес€тка конференций учащихс€ (ƒунаев, 1998; ƒунаев, 1999; ƒунаев, 2001; ƒунаев, 2002а; ƒунаев, —мирнов, 2002; ћоргун, 2004; ћоргун, 2005; Ћеонтович, 2003; Ћеонтович, 2004; Ћеонтович, 2005; —едлецка€, 1998 и др.). ѕредставленные материалы базируютс€ на результатах конференций, прошедших в 1999-2005 гг.

¬ итоге предприн€того анализа установлено, что в тех случа€х, когда на конференцию принимаютс€ как реферативные, так и исследовательские работы, число рефератов доминирует. ѕричем, в подавл€ющем большинстве ситуаций, рефераты не содержат атрибутов исследовани€, а лишь описывают проблематику. —реди исследовательских работ на конференци€х школьников преобладают Ђквазиэкологическиеї работыЕ

ћожно выделить три основных фактора, оказывающих вли€ние на количество Ђквазиэкологическихї работ: образование научных руководителей работ, тип образовательного учреждени€, в которых были сделаны работы, и массовость отдельно вз€той конференции.

–уководител€ми большей части Ђэкологическихї работ €вл€ютс€ выпускники биологических факультетов различных вузов. ¬ то же врем€ лиц, не имеющих высшего образовани€, а также выпускников педагогических и небиологических (особенно часто географических, медицинских, гуманитарных) вузов возрастает в случае руководства Ђквазиэкологическихї работ. »сторически сложилось, что на всех уровн€х экологического образовани€ в–оссии (школьном Ч как базовом, так и дополнительном, высшем и послевузовском) занимаетс€ две принципиально различающиес€ группы учреждений: специализированные и неспециализированные.

ƒл€ специализированных учреждений биологическое и экологическое образование Ч это основной профиль работы. ¬ школьном экологическом образовании примером таких организаций могут быть станции юных натуралистов, экологические кружки при музе€х и зоопарках и т.п.; в высшем Ч биологические вузы, в послевузовском Ч курсы повышени€ квалификации при университетах и пединститутах. ƒл€ неспециализированных организаций экологическое образование €вл€етс€ скорее данью моде и часто побочным направлением в работе, служащим в р€де случаев дл€ привлечени€ дополнительного финансировани€, внимани€ к учреждению и повышени€ его престижа и конкурентоспособности. ѕримеры данных учреждений: кружки на базах среднеобразовательных школ, во многих случа€х Ч не специализирующиес€ в области экологии и биологии учебные группы центров творчества детей при муниципальных или других местных органах управлени€, небиологические (химические, физические, социальные и другие) вузы и т.д.

ѕодавл€ющее большинство работ, представленных от учреждений, специализирующихс€ на экологическом образовании, относитс€ к первой из двух выделенных нами группЕ

—тоит отметить, что первые два фактора св€заны друг с другом: ведь выпускники биологических вузов чаще работают в специализированных учреждени€х. “ретий фактор Ц массовость конференции. „ем больше работ допущено до участи€ в конференции, тем больше из них Ђквазиэкологическихї исследований, что говорит о необходимости более строгого и дифференцированного подхода к приему работ на конференциюЕ

ѕереоценка сложившихс€ приоритетов в массовом сознании населени€ возможна при реализации трех основных условий: наличи€ соответствующей литературы, переподготовки педагогов по смене антропоцентристской парадигмы на биоцентристскую и перераспределении финансировани€ в пользу специализированных учрежденийЕ

  сожалению, современна€ государственна€ идеологи€, как и мировоззрение организаций-грантодателей, направлены на громкие масштабные акции и популистские образовательные тематики, часто идущие в ущерб качеству учебного процесса и воспитанию экологически безграмотного поколени€. ѕока сохран€етс€ подобна€ тенденци€, на исследовательских конференци€х учащихс€ неизбежно будут по€вл€тьс€ абсурдные с точки зрени€ экологии как науки работы школьников типа: ЂЁкологи€ космического пространстваї, ЂЁкологи€ душиї, Ђѕресноводна€ экосистема в космосеї, Ђ ультура помойкиї или ЂЋюбовь и ее последстви€. Ёкологи€ любвиї.


ƒанна€ стать€ опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего ÷ентра с ћосковским детским эколого-биологическим центром (бывшей ћосковской городской станцией юных натуралистов, ћ√—ёЌ). «а подготовку статьи к публикации мы благодарим заместител€ директора √ќ” ћƒЁЅ÷ по научно-методической работе ƒмитри€ ¬ладимировича ћоргуна!

 аталог методической продукции ћосковского детского эколого-биологического центра (√ќ” ћƒЁЅ÷)



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020