јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ —≈ћ»Ќј–џ

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

—есси€ областной экологической школы.
√ород  алининград, март 2007 года

— 28 по 30 марта 2007 года в городе  алининграде на базе  алининградского ќбластного ƒетского ÷ентра Ёкологического ќбразовани€ и “уризма ( ќƒ÷Ёќи“) проходила Ђ—есси€ областной экологической школы учащихс€ї. Ќа него съехались около 60 школьников из города  алининграда и других больших и малых городов  алининградской области. –уководител€ми и организаторами данного меропри€ти€ были директор  ќƒ÷Ёќи“ ¬ладимир јлексеевич √уров и заместитель директора по учебной работе “ать€на ѕетровна ¬олкова. ÷елью меропри€ти€ было обучение детей методикам исследовательской работы по экологии, обмен опытом и подведение итогов областного конкурса.

¬ сессии областной экологической школы прин€ли участие "гости из ћосквы": Ќаталь€ ќлеговна ƒолженкова (методист по биологии »здательского центра "¬ентана-√раф", издающего учебники) и јлександр —ергеевич Ѕоголюбов (директор Ёкологического центра "Ёкосистема"). ¬ыступление ј.—.Ѕоголюбова было посв€щено обзору методических материалов по организации исследовательской работы школьников в природе, изданных экологическим центром "Ёкосистема" (тезисы сообщени€ см. ниже).

¬ свободное от выступлени€ врем€ руководители детских групп, приехавших на сессию, а также гости выехали на однодневную экскурсию в национальный парк " уршска€  оса" (смотрите фотографии природы  уршской косы, сделанные в этой поездке).

‘отоотчет о сессии областной экологической школы: заседание сессии областной экологической школы; организаторы и гости меропри€ти€ (слева направо: ј.¬.√уров, Ќ.ќ.ƒолженкова, ј.—.Ѕоголюбов, “.ѕ.¬олкова); здание  ќƒ÷Ёќи“; группа педагогов на экскурсии на  уршской косе; "экологический автобус"  ќƒ÷Ёќи“; ј.—.Ѕоголюбов с педагогами обсуждает методические материалы; кафедральный собор г. алиниграда. ¬ центре коллажа - вид на  уршскую косу.

Ќа коллаже (слева сверху по часовой стрелке): заседание сессии областной экологической школы; организаторы и гости меропри€ти€ (слева направо: ј.¬.√уров, Ќ.ќ.ƒолженкова, ј.—.Ѕоголюбов, “.ѕ.¬олкова); здание  ќƒ÷Ёќи“; группа педагогов на экскурсии на  уршской косе; "экологический автобус"  ќƒ÷Ёќи“; ј.—.Ѕоголюбов с педагогами обсуждает методические материалы; кафедральный собор г. алиниграда. ¬ центре коллажа - вид на  уршскую косу.


 раткое содержание выступлени€ ј.—.Ѕоголюбова.

ћетодические материалы по организации исследовательской работы школьников в природе

ƒанное выступление посв€щено краткому обзору методических материалов по экологическому образованию школьников, полевой экологии, биологии и географии, издаваемых экологическим центром ЂЁкосистемаї.

— момента своего основани€ в 1996 году мы издали более 130 наименований методических материалов, которые, дл€ удобства их краткого обзора, можно разделить на четыре категории:

  • - методические пособи€ по организации учебной и исследовательской де€тельности школьников в природе,
  • - учебные видеофильмы, демонстрирующие технологию организации полевых экологических исследований,
  • - компьютерные интерактивные определители объектов природы –оссии,
  • - цветные печатные определители и определительные таблицы Ђ–астени€ и животные средней полосы –оссииї.

–ассмотрим каждую из этих категорий в отдельности.

¬ период с 1996 по 1999 годы нами было издано 65 методических пособий дл€ педагогов дополнительного образовани€ и учителей средней школы. ¬се эти пособи€ можно условно разделить на две категории: методики полевой исследовательской работы (40 пособий), и пособи€, посв€щенные технологи€м организации работы школьников на полевых экологических практикумах (их 25).

ѕерва€ категори€ пособий охватывает большинство тем экологических исследований, которые можно проводить с детьми в природе.

  • ¬о-первых, это Ц ландшафтоведение (или географи€). ƒанный предмет включает в себ€ геологию, геоморфологию, почвоведение и гидрологию.
  • ¬о-вторых Ц это ботаника, котора€ включает в себ€ морфологию растений, флористику, геоботанику и фенологию растений.
  • Ёто зоологи€, котора€ включает зоологию беспозвоночных и зоологию позвоночных животных.
  • Ёто водна€ экологи€, включающа€ гидрологию, изучение физико-химических свойств природных вод, гидробиологию, а также биоиндикацию и мониторинг водоемов.
  • Ќаконец последн€€, п€та€, категори€ Ц это биоиндикаци€ и экологический мониторинг. ќна включает биондикацию водных экосистем, биоиндикацию экосистем суши и методики комплексной экологической оценки территории.

 ак правило, все эти пособи€ включают в себ€ вводную часть, т.е. введение в проблему (в формате лекции), описание техники полевой работы, процедуру обработки материала, и варианты оформлени€ работы в виде статьи или доклада.

ѕособи€, посв€щенные общим вопросам организации полевых практикумов, содержат такие второстепенные, но, тем не менее, важные темы, как:

  • - правила ведени€ дневниковых записей,
  • - фотографирование природных объектов,
  • - правила поведени€ в природе,
  • - правила статистической обработки данных,
  • - правила оформлени€ исследовательской работы,
  • - организаци€ быта и досуга детей в полевом лагере,
  • - а также некоторые другие общие вопросы организации зан€тий детей в природе.

¬се эти организационные моменты отражены нами также в обобщающем методическом пособии Ц руководстве дл€ педагога Ђ ак организовать полевой экологический практикумї, написанном   в 2006 году.

Ќесколько лет назад мы перестали издавать все вышеперечисленные пособи€ в печатном виде, т.е. в формате брошюр, и распростран€ем их сейчас только на компакт-дисках Ц либо все 65 пособий вместе, либо 40 исследовательских методик отдельно, а 25 пособий, посв€щенных организационным вопросам Ц отдельно.

—ледующа€ категори€ методических материалов, издаваемых экологическим центром ЂЁкосистемаї, - это учебно-методические фильмы, в которых показаны процедуры организации и проведени€ полевых экологических исследований детей в природе. ¬о всех фильмах показаны: подготовка к выполнению задани€, техника полевой работы, процедура обработки материала, выступление на конференции.

ћы сн€ли сорок учебных фильмов, которые разделили на 4 части, в соответствии с сезонами года Ц по 10 исследовательских зан€тий за сезон года.

  • ‘ильмы осеннего сезона наиболее просты. ќни посв€щены отработке навыков ориентировани€, изучению геологических отложений и почв, нивелированию местности, изучению численности грибов и птиц, а также биоиндикации леса по соснам и лишайникам.
  • «имний сезон также включает 10 зан€тий.  расным цветом в списке выделены фильмы, фрагменты из которых ¬ы сейчас смотрите. «имний сезон также включает 10 зан€тий. Ёто глазомерна€ съемка местности, картирование лесной растительности, изучение зеленых растений под снегом, изучение численности и поведени€ млекопитающих по следам, наблюдени€ за птицами в синичьих стайках, изучение природных вод и снегового покрова.
  • ‘ильмы весеннего сезона посв€щены первоцветам, изучению минералов и горных пород, насекомых, амфибий, численности и поведени€ птиц, а также фауне временных водоемов, т.е. луж и озер, образующихс€ при та€нии снега и разливах рек.
  • Ћетние зан€ти€ посв€щены, в основном, изучению растений, водоемов и насекомых, а также биоиндикации лесов и луговой растительности.

—ледующа€ категори€ наших методических материалов Ц компьютерные определители объектов природы –оссии. ѕанель управлени€ определител€ми, которую ¬ы сейчас видите на экране, нагл€дно отражает тематический состав задуманной серии, т.е. 15 определителей, охватывающих основные объекты природы, с которыми можно столкнутьс€ при проведении полевых экологических исследований со школьниками.

¬се определители построены по единой схеме.  аждый определитель состоит их двух основных частей: собственно определител€ (это программа определени€ неизвестного объекта по р€ду внешних признаков), и атласа, который включает в себ€ коллекцию иллюстраций и описаний видов, включенных в определитель. ѕомимо иллюстраций и описаний видов (они сейчас в правом окне), атлас содержит учебник, или справочник по морфологии, анатомии и экологии тех объектов, которым посв€щен данный определитель (в окне слева).  роме того, в левом окне содержитс€ оглавление, в котором все виды сгруппированы по алфавиту их русских и латинских названий, а также по систематическому положению. –абота атласа основана на технологии Help, т.е. справки Windows, и управл€ть ею очень легко и удобно.

ќпределитель - это специальна€ программа, котора€ поможет начинающему исследователю определить неизвестный вид по любому набору €вных признаков. Ёто так называемый политомический определитель, т.е. в отличие от дихотомического, в котором определение ведетс€ последовательно от одного признака к другому, здесь определение можно начинать с любого, доступного или кажущегос€ простым признака. —писок признаков показан на экране в левом окне, а база данных, т.е. список видов определител€ Ц в правом. ѕри нажатии на любой из признаков вниз выпадает список возможных вариантов ответа, или значений признака. Ќадо просто выбрать тот, который соответствует, т.е. больше всего подходит к определ€емому виду. ѕосле выбора ответа база данных сокращаетс€, т.е. из нее удал€ютс€ все виды, не подход€щие под выбранное значение признака. ѕосле этого переход€т к следующему признаку и база данных снова сокращаетс€. “ак шага за шагом приход€т к одному или двум видам. ѕрид€ к завершению, или в любой другой момент определени€, можно познакомитьс€ с изображением и описанием вида в атласе. ¬идовые очерки построены по единому плану. ¬верху даетс€ систематическое положение вида с гиперссылками, ведущими на описание таксонов Ц в данном случае Ц на описание отр€да, семейства и рода, к которым относитс€ данный вид. «атем идет изображение объекта, и его отличительные особенности, а ниже Ц довольно подробное описание Ц дл€ удобства разделенное на рубрики. ¬ определителе птиц привод€тс€ также записи голосов всех видов, включенных в определитель.

ѕо такому же принципу построены все созданные нами на сегодн€шний день определители Ц определитель птиц, определитель насекомых-вредителей лесных древесных пород, определитель деревьев и кустарников в осенне-зимний период, определитель деревьев и кустарников в весенне-летний период, и определитель трав€нистых растений, имеющих хорошо заметные цветки.

—ледующа€ категори€ наших методических материалов Ц цветные определители и определительные таблицы. Ѕольшинство из них, а именно 8 таблиц, посв€щены растени€м. Ёто первоцветы и раннецветущие растени€, трав€нистые растени€ лесов, трав€нистые растени€ лугов, опушек и полей, трав€нистые растени€ водоемов и болот, деревь€ и лианы в зимний период, кустарники и кустарнички в зимний период, деревь€ и лианы в летний период и кустарники и кустарнички в летний период.

Ќа всех этих таблицах приведены фотографии растений, где дл€ каждого вида показаны: общий вид растени€, его побег, листь€, цветок или соцветие, дл€ деревьев и кустарников - плоды; дл€ зимнего периода Ц почки, дл€ деревьев Ц еще и кроны.

ѕо животным нами изданы 5 таблиц Ц определитель водных беспозвоночных, дневные бабочки, перелетные птицы, зимующие птицы и млекопитающие.  ажда€ таблица содержит от 30 до 70 видов.

¬се таблицы печатаютс€ размером ј4 с изображени€ми на обоих сторонах листа, дл€ удобства пользовани€ они заламинированы плотной прозрачной пленкой. ¬се методические материалы, о которых было кратко рассказано в данной презентации, можно приобрести в нашем некоммерческом »нтернет-магазине (т.е. они продаютс€ по себестоимости их производства). ћатериалы, заказанные в »нтернет-магазине, высылаютс€ почтой наложенным платежом.

Ќаверх


ƒругие семинары и конференции с нашим участием:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019