јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

Ёкскурсии с интерактивными и игровыми элементами

ј. ё. —емашко, методист ћ√—ёЌ

—тать€ опубликована в сборнике Ђ—овременные методические аспекты экологического образовани€ї, 2006
Ќа нашем сайте публикуетс€ в рамках сотрудничества с √ќ” ћƒЁЅ÷ (бывш. √ќ” ћ√—ёЌ)

Ёкскурсии в природу €вл€ютс€ такими же традиционными формами натуралистического образовани€, как полевые практики и экспедиции Ётот подход предполагает использование таких классических форм подачи материала (нар€ду с лекци€ми) как камеральна€ обработка и определение собранного в природе материала, маршрутные описани€ и учеты, небольшие исследовательские работы, а из форм контрол€ полученных знаний Ч теоретические и практические зачеты, контрольные определени€, полевые конференции.

¬ целом данным методам свойственна научность, то есть рациональность, объективность, воспроизводимость результатов, работа по стандартному алгоритму.

Ёто же свойственно и традиционным школьным методам обучени€. ќднако зачастую, к сожалению, научность подмен€етс€ Ђнаукообразиемї (то есть внешней серьезностью, не сопровождаемой пониманием). »злишн€€ сухость изложени€ приводит к тому, что дети начинают скучать, тер€ют мотивацию к учебе.

 роме того, многие традиционные методики обучени€ и особенно экскурсии предполагают пассивное воспри€тие учащимис€ учебного материала и нередко такое же пассивное воспроизведение пройденного материала Ч изложение, пересказ, ответ на вопросы. ј ведь только активна€ переработка материала ребенком надолго оставл€ет след в его пам€ти, пробуждает интерес и формирует осознанное и эмоциональное отношение к предмету.

ѕоэтому уже давно мы стараемс€ сочетать традиционные научные методы изучени€ природных объектов с различными интерактивными, интегрированными и игровыми методиками обучени€. Ќакопленным опытом использовани€ подобных приемов при организации экскурсий хотелось бы поделитьс€ в этой статье.

ћногие приемы активизации интереса нос€т игровой характер. ќднако дл€ разных возрастных групп будет разным баланс серьезных и игровых элементов при их использовании.

ћладшие школьники упоенно играют всерьез, и методичную спокойную работу воспринимают как необходимую подготовку к игре.

— удовольствием играют и старшие, но относ€сь к игровым элементам лишь как разр€дке между серьезной де€тельностью, или по ее завершении (либо создава€ игры дл€ других). Ќадо отметить, что если активна€ переработка учебного материала детьми 5 Ц 6 классов, как правило, должна носить отчетливый игровой характер, то с учениками 8 Ц 9 классов, напротив, серьезность сост€зани€, как и Ђвзрослостьї классических методов биологических исследований, создает необходимый им этом возрасте мотивационный посыл. ƒл€ них очень важно ставить задачи почти на пределе их возможностей, так чтобы они чувствовали, что преодолели какой-то рубеж, вз€ли некоторую Ђвершинуї. »ной раз введение Ђнеоб€зательногої усложн€ющего элемента значительно повышает их мотивацию. ¬ самом простом случае Ч это, например, введение в зачет знани€ латинских названий видов растений и животных, как дополнительного блока. ѕредметом гордости дл€ детей старшего возраста может быть освоение каких-либо Ђвзрослыхї методов исследовани€, особенно в непростых услови€х. ¬ообще данна€ возрастна€ группа наиболее разнородна в этом отношении: часть детей боитс€ играть, чтобы не показатьс€ детьми, а самоиронии более взрослых им еще не хватает. » если младшие готовы играть ради самой игры, то в этом возрасте необходима объективна€ оценка их достижений Ч посторонней аудиторией, сост€занием с иными группами.

ЂЁкскурси€ на палеозойское мореї

ƒанное меропри€тие задумывалось с несколькими цел€ми:

  • подвести итоги полугодового изучени€ палеонтологии в 5 классе ћосковской государственной 57 школы, причем желательно в игровой форме олимпиады, так как это одновременно был также конец их первого учебного года в средней школе, и хотелось праздника.
  • ѕровести дл€ школьников экскурсию на палеонтологическое обнажение, в ходе которой не просто показать дет€м образцы различной ископаемой фауны, но и создать запоминающийс€ образ течени€ миллионов лет через многометровый разрез карбоновых отложений и попробовать оживить дл€ них прошлое. ѕоэтому из многих подмосковных объектов был выбран впечатл€ющий ƒомодедовский карьер, мощность вскрытых толщ известн€ка в котором достигает 40 м. »менно этот выбор сразу же поставил нас перед проблемой безопасности при проведении экскурсии дл€ 25 подвижных детей. ≈стественным решением напрашивалось разделение детей на небольшие группы Ч они и слушать будут лучше, но вести экскурсию € могла одна, и что в это врем€ делать с остальными?
  • –азделение детей на группы Ч команды преследовало и еще одну цель Ч умение работать в команде, в этом возрасте еще не сформированное.
  •  роме того, хотелось провести совместную игру, работу и праздник со всеми желающими родител€ми класса, потому что слишком часто, к сожалению, в средней школе дл€ ребенка сочетание Ђучеба и родителиї, а родителей Ч Ђ учеба и ребенокї св€зано лишь с непри€тност€ми. ’отелось также самой поближе познакомитьс€ с родител€ми и дать им возможность поближе узнать мен€ и друг друга.

Ќо € прекрасно вижу, как на роли родителей можно поставить и старших учеников, или студентов Ч и така€ ответственность им будет очень на пользу. ¬ообще, дл€ школьников 10-11 классов очень важна социальна€ значимость их де€тельности: это может быть как участие в насто€щей научной работе (прежде всего, как коллекторов материала), так и помощь сотрудникам заповедников дл€ закладки экологических троп, вообще различного рода волонтерска€ де€тельность. » одним из вариантов Ч помощь учителю в организации экскурсий и поездок младших школьников.

¬ св€зи со всем ранее изложенным, дл€ данного выезда мы выбрали форму попул€рной Ђзеленой олимпиадыї в Ђкарманно-палеонтологическом изданииї.

¬ однодневном выезде на известн€ковый карьер в ƒомодедово пожелало участвовать 26 детей и 13 родителей, общие таланты которых лежали в различных област€х. ¬ремени у нас было немного, а самым сложным была €вна€ опасность действующего огромного карьера дл€ непоседливых дес€тилеток. ѕоэтому необходимо было спланировать четкую структуру проведени€ поездки, по возможности максимально использу€ таланты имеющегос€ взрослого состава.

Ќами предприн€та была разведывательна€ поездка на карьер, поэтому мы неплохо представл€ли себе плюсы и минусы места. (¬ообще, в организации полевых олимпиад необходимо четко представл€ть себе пространство). “ам имелась удобна€, живописна€ и безопасна€ пол€на с видом на разрез (к сожалению замусоренна€ местными жител€ми во врем€ пикников). –€дом находились отвалы с крупными блоками известн€ка, богатыми палеонтологическими находками, и достаточно безопасные дл€ детей, и, наконец, сама ступенчата€ стена разреза.

»так, один из этапов Ч Ђ√лубокое погружениеї Ч и стал собственно экскурсией вдоль разреза, которую ведет учитель. “ут надо дать дет€м пон€тие о различной твердости и текстуре пород. Ётап требует жесткой дисциплины и не менее 2 взрослых, так как известн€к трещиноват и местами опасен.

≈ще один этап Ч ЂЋовцы теней прошлогої Ч мы решили провести на отвалах. «десь команды должны были искать как можно больше окаменелостей (двухстворки, брахиоподы, морские ежи, кораллы и т. п.), пытатьс€ препарировать находки с помощью молотка, или если их невозможно изъ€ть Ч отрисовать их отпечатки, протира€ на тонкую бумагу.

ƒл€ проведени€ этапа необходимы легкие молотки и зубила, препаровальные иглы или шила, тонка€ бумага и м€гкие карандаши дл€ перевода на бумагу рельефов того, что не удаетс€ изъ€ть, ну и, конечно, два спокойных судьи-наблюдател€, чтобы обойтись без отбитых пальцев.

Ќа этом этапе команде выдавались распечатанные листы с изображени€ми и названи€ми возможных форм. ћы пользовались атласом-определителем из Ђћетодических рекомендаций по сбору и определению ископаемой фауны ћосковской областиї ѕ. ≈. ћорозова и др., 1992.

Ќаличие двух родителей с биологическим образованием позволило также включить теоретический этап ЂЅитва разумовї. ¬опросы были составлены мною заранее, и выданы им еще в ћоскве вместе с учебником, по которому дети полгода изучали курс истории «емли. „естно проштудировав это накануне вечером, они чувствовали себ€ вполне компетентно...

”читыва€, что среди родителей было два опытных туриста, и потребность детей побегать и попрыгать, чтобы разр€дитьс€, мы включили также подвижный этап Ч Ђѕолоса преп€тствийї. ¬ообще тут все зависит от конкретных ваших возможностей, а мы в этот раз ограничились самыми простыми с точки зрени€ оборудовани€ элементами Ц переход по бревну, форсирование Ђболотаї по слегам, парный бег, перенос Ђпострадавшегої, глазомерные упражнени€ по определению рассто€ний и их проверка на местности. ’орошие варианты таких заданий можно найти в различных издани€х по детскому туризму.

», наконец, чтобы закрепить полученные знани€ об ископаемых, этап Ђ‘ормы сохранностиї Ч на этом этапе команды оформл€ют этикетки к собранным образцам фауны, мелкие формы типа сегментов стеблей морских лилий, игл морских ежей и т.п. монтируют с помощью скотча на небольших листах белого картона (как раздаточный материал дл€ будущих поколений). —оздание дидактического раздаточного материала дл€ других Ц один из традиционных методических приемов как закреплени€ пройденного, так и повышени€ мотивации. Ётот этап мы сделали последним и одновременным дл€ всех команд, поместив его после обеда (с 15.30 до 16.30), чтобы дети могли спокойно посидеть после еды.

«десь хорошо бы, чтоб с каждой командой был старший: он может помочь с определением образцов по атласу и организацией спокойной аккуратной работы группы. ∆елательно дать каждой группе готовый образец этикетки и раздаточного материала. ¬ качестве контейнеров дл€ вывоза образцов удобно использовать разрезанные пластиковые бутылки из-под воды.

»так, как видите, мы смогли обеспечить организацию четырех параллельно идущих этапов и еще одного, синхронного дл€ всех. „исло команд должно быть равно числу параллельных этапов, чтобы не было пустого времени ожидани€.  омандам выдаютс€ Ђћаршрутные листы путешественников во времениї, распечатанные заранее, с названием команды и названи€ми этапов. –азумеетс€, юмористический оттенок тех, и других названий не случаен: он добавл€ет игровой атмосферы.

 оманды были названы, естественно, именами главных Ђгероевї: Ђѕлеченогие, √оловоногие, »глокожие и  орненожкиї. Ќевостребованные на судействе этапов родители подхватили общий дух игры и спонтанно образовали п€тую команду, назвав ее Ђѕапонты и маморотникиї. «аранее необходимо было подготовить следующий пакет на каждую команду: маршрутный лист, вопросы к теоретическому этапу, атлас-определитель ископаемых форм карбона ѕодмосковь€, оборудование дл€ практических этапов и наградные дипломы дл€ каждого участникаЕ

», наконец, разумеетс€, подведение итогов и награждение.  аждый участник олимпиады об€зательно должен получить диплом. ∆елателен мелкий сувенир .  оманда-победительница по общей сумме баллов выдел€етс€ легко, но полезно также судь€м отметить и победителей отдельных этапов. ћы, к сожалению, в этот раз отказались от этого Ч нам катастрофически не хватало времени Ч намеченных 30 минут на этап оказалось €вно недостаточно: дети не хотели уходить с каждого этапа так рано, им хотелось играть еще.

–одители же (их команда, кстати, проиграла, и очень смущалась по этому поводу) были очень воодушевлены, спокойно отпускали потом детей в более сложные и продолжительные выезды, а часть из них стали моими активными и надежными помощниками и в дальнейшем.

Ђ—фагновое болотої
Ђ≈сли рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торф€ных болот!ї

Ёта двухдневна€ экскурси€ на верховое болото демонстрирует похожий способ совмещени€ традиционных полевых методик, и, прежде всего экскурсии, с интерактивными и игровыми элементамиЕ

ЂЅородинска€ битваї

’очетс€ в дополнение привести рассказ одного из взрослых создателей еще одной подобной Ђинтерактивнойї экскурсии, дав, таким образом, взгл€д немного со стороны. —трого говор€, исторические экскурсии не €вл€ютс€ элементом экологического образовани€, однако необходимость коснутьс€ краеведческой тематики зачастую возникает у многих руководителей детских групп, особенно во врем€ дальних поездок.  роме того, рассмотрение такой игровой формы может служить примером аналогичного построени€ интерактивного Ђпогружени€ї в экологическую тему или проблемуЕ

«аключение

»так, любые выездные экскурсии совмещают в себе черты учебы и туристических походов, €вл€€сь, таким образом, комплексными видами образовани€ и воспитани€. ќни располагают огромными воспитательными возможност€ми и позвол€ют дет€м расширить и углубить знани€, полученные в школе.

¬ услови€х экскурсий можно достичь такого уровн€ нагл€дности и системности, который крайне трудно достижим на обычных зан€ти€х.

ѕриемы активизации интереса к учебному материалу.

¬ статье Ђ»гровые, интегрированные и интерактивные методы в экологическом образованииї в нашем ежегоднике за 2004 г. (Ѕаличева, —емашко, 2004) мы разбирали общие черты таких приемов. «десь хотелось бы напомнить два важных приема:

1) ѕостановка простой, пон€тной и привлекательной дл€ ученика цели, выполн€€ которую он волей-неволей выполн€ет и то учебное действие, которое планирует учитель. ÷ель должна лежать в сфере непосредственных интересов ребенка.

2) —оздание ситуации удивлени€, парадокса. Ќичто так не обостр€ет работу ума, как удивительное. ћожно найти такой угол зрени€, при котором, даже обыденное становитс€ удивительным.

ќбщие принципы подготовки и выбора темы, типа и методов выездаЕ

Ќельз€ не заметить, что подобна€ форма выездов, принос€, несомненно, удовлетворение всем участникам, требует значительных и четких организационных усилий, большой отдельной работы с взрослым составом (например, согласование содержани€ отдельно ведущихс€ экскурсий, предварительной выработки параметров требований и критериев оценки), очень четко простроенной программы Ч буквально по минутам и рол€м. ќднако нам кажетс€, что эти дополнительные усили€ сторицей окупаютс€.


ƒанна€ стать€ опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего ÷ентра с ћосковским детским эколого-биологическим центром (бывшей ћосковской городской станцией юных натуралистов, ћ√—ёЌ). «а подготовку статьи к публикации мы благодарим заместител€ директора √ќ” ћƒЁЅ÷ по научно-методической работе ƒмитри€ ¬ладимировича ћоргуна!

 аталог методической продукции ћосковского детского эколого-биологического центра (√ќ” ћƒЁЅ÷)



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019