јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ —≈ћ»Ќј–џ

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

Ќаучно-практическа€ конференци€ дл€ учителей биологии и экологии.
√ород ¬олгоград, но€брь 2007 года

— 19 по 22 но€бр€ 2007 года в городе ¬олгограде проходила ѕерва€ региональна€ научно-практическа€ конференци€ Ђ”чебно-методическое обеспечение экологического образовани€ школьниковї. ќрганизаторы конференции Ч комитет по образованию јдминистрации ¬олгоградской области, ¬олгоградский государственный педагогический университет, ¬олгоградский государственный институт повышени€ квалификации и переподготовки работников образовани€, »здательский центр Ђ¬ентана-√рафї, ќќќ Ђ”чебна€ и делова€ книгаї.

¬ конференции прин€ли участие около 80 учителей и педагогов дополнительного образовани€, а также гости из ћосквы: Ќаталь€ ќлеговна ƒолженкова (методист по биологии »здательского центра "¬ентана-√раф"), —ергей ¬итальевич —уматохин (доктор педагогических наук, главный редактор журнала "Ѕиологи€ в школе") и јлександр —ергеевич Ѕоголюбов (кандидат биологических наук, директор Ёкологического центра "Ёкосистема").

¬ыступление Ќ.ќ.ƒолженковой было посв€щено учебникам и методической литературе по биологии и экологии, издаваемой »÷ "¬ентана-√раф", выступление —.¬.—уматохина - структуре и особенност€м публикации методических материалов в журнале "Ѕиологи€ в школе", выступление ј.—.Ѕоголюбова - полевым экологическим  практикумам дл€ школьников и их методическому обеспечению (тезисы сообщени€ см. ниже).

‘отоотчет о научно-практической конференции дл€ учителей биологии и экологии в ¬олгограде: во врем€ работы конференции; панорама города ¬олгограда; выставка-продажа методической литературы в фойе; Ќ.ќ.ƒолженкова награждает победителей дипломами »÷ "¬ентана-√раф"; коллективный портрет участников конференции; на экскурсии в дендросад ¬√ѕ”; выступление ј.—.Ѕоголюбова на конференции. ¬ центре коллажа - вид на город ¬олгоград

Ќа коллаже (сверху слева по часовой стрелке): во врем€ работы конференции; панорама города ¬олгограда; выставка-продажа методической литературы в фойе; Ќ.ќ.ƒолженкова награждает победителей дипломами »÷ "¬ентана-√раф"; коллективный портрет гостей и организаторов конференции; на экскурсии в дендросад ¬√ѕ”; выступление ј.—.Ѕоголюбова на конференции. ¬ центре коллажа - вид на город ¬олгоград.


 раткое содержание выступлени€ ј.—.Ѕоголюбова.

ѕолевые практикумы дл€ школьников Ц одна из перспективных форм экологического образовани€ детей

¬ 1994 году в ћоскве группой молодых профессиональных экологов (биологов, географов) и педагогов - Ђвыходцевї из биологического кружка ƒарвиновского музе€ (кружка Ђ¬ќќѕї) была создана общественна€ организаци€ - ≈вроазиатска€ јссоциаци€ молодежных экологических объединений ЂЁкосистемаї, известна€ в ћоскве в последние годы также как ћосковский полевой учебный ÷ентр.

¬о главу угла своей де€тельности "Ёкосистема" поставила внедрение идеологии и подходов натуралистического экологического образовани€, сделав акцент на вовлечение детей в учебную, исследовательскую и природоохранную работу в природе с использованием методик и подходов краеведческой и полевой экспедиционной работы.

—воей Ђсверхзадачейї мы поставили внедрение в –оссии такого подхода в экологическом образовании, при котором каждый школьник, независимо от того, в какой школе он учитс€ и кем хочет стать, имел бы возможность пройти хот€ бы один - два раза за врем€ учебы в средней и старшей школе полевой экологический практикум: имел бы возможность самосто€тельно Ђпоисследоватьї (посмотреть, пощупать) реальную живую природу (с определенными, конечно, предосторожност€ми !).

—утью и основой всей нынешней де€тельности ЂЁкосистемыї €вл€етс€ обучение юных экологов и их руководителей конкретным методам учебной, исследовательской и природоохранной работы в природе. ¬се полевые практикумы, методические школы, семинары и курсы, все выпускаемые печатные издани€ и пособи€ направлены на обучение детей, учителей и педагогов дополнительного образовани€ современным подходам науки экологии и методам проведени€ экологических исследований в природе.

ѕолевые практикумы

«а 14 лет работы экологического центра ЂЁкосистемаї создана система проведени€ учебных полевых практикумов дл€ учащихс€ общеобразовательных школ.

ѕрактикумы провод€тс€ круглогодично на базе ЂЁкосистемаї в ѕодмосковье (ћосковский полевой учебный ÷ентр), куда приезжают учащиес€ 5-10 классов из г.ћосквы и других регионов –оссийской ‘едерации и живут от 2 до 5 дней. ÷ель практикумов проста - нагл€дно показать городским дет€м основные закономерности динамики и функционировани€ естественных экосистем в различные сезоны года, а также научить их основным методикам самосто€тельного изучени€ природы.

ќпыт внедрени€ такой программы в курсы общеобразовательных школ накапливалс€ нами исход€ из наших представлений о недостатке информации о природе своей –одины в школьных курсах, о невозможности ведени€ таких предметов как биологи€, географи€ и экологи€ в отрыве от "реальной", "живой" природы.
¬ св€зи с этим, обучение детей во врем€ экологических практикумов ведетс€ по четырем основным предметам: ландшафтоведению (географии), ботанике, зоологии и водной экологии и двум последовательным образовательным программам: ЂЁкологический ликбезї и ЂЁколог-исследовательї.

 ак было указано выше, основным методическим подходом при проведении практикумов €вл€етс€ Ђнатуралистическийї подход - т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, Ђреальныхї объектов, существующих в естественных услови€х.

ƒл€ младшей возрастной группы (5-7 классы) предусмотрена, в основном, экскурсионна€ форма работы (подпрограмма ЂЁкологический ликбезї), при которой дети получают новые знани€ от преподавател€, а сами экскурсии нос€т ознакомительный характер. Ёкскурсионна€ форма обучени€ предполагает ознакомление учащихс€ с реальными объектами и €влени€ми природы - рельефом, почвами, водными объектами, растени€ми и животными, а также существующими между ними взаимосв€з€ми в экосистемах.

ѕрограмма составлена таким образом, чтобы охватить всЄ возможное разнообразие элементов природы и проанализировать их функционирование в различные сезоны года. ѕри этом основной упор на экскурси€х делаетс€ на наиболее широко распространенные объекты и на наиболее типичные и интересные дл€ познани€ закономерности их существовани€.

ƒл€ старших школьников (8-10 классы), прошедших обучение по первой подпрограмме, предусмотрено более углубленное изучение природы, посредством их вовлечени€ с самосто€тельную исследовательскую де€тельность (подпрограмма ЂЁколог-исследовательї). ƒанна€ форма обучени€ предполагает проведение детьми определенного набора географических, биологических и комплексных экологических исследований, с использованием заранее отобранных, адаптированных и апробированных методик.

»з общего набора методик, примен€емых при проведении исследований в Ђбольшойї науке, дл€ применени€ в рамках данной программы отобрано несколько дес€тков Ђбазовыхї, т.е. охватывающих основные объекты природы и экологические группы организмов. — использованием базовых методик разработаны 40 учебно-исследовательских заданий, более или менее равномерно распределенных по 5 предметам (ландшафтоведению, ботанике, зоологии, водной экологии и биологическому и экологическому мониторингу) и 4 сезонам года (осень, зима, весна, лето).

—амосто€тельна€ исследовательска€ работа учащихс€ включает постановку целей и задач исследовани€, выбор методики, планирование исследовани€, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление полученных данных, написание отчета (статьи, проекта), его защиту на учебно-исследовательской конференции.

ѕри выполнении самосто€тельных исследовательских работ учащиес€ пользуютс€ учебными фильмами и методическими пособи€ми, разработанными педагогами экологического центра ЂЁкосистемаї, которые позвол€ют, в общих чертах, вести учащимс€ исследовани€ самосто€тельно. ‘ункци€ преподавателей на этом этапе ограничиваетс€ консультаци€ми и общим Ђкурированиемї процесса работы.

¬ работе полевых практикумов, помимо полевых экскурсий и исследований предусмотрены зан€ти€ с коллекци€ми, приборами и оборудованием, лабораторна€ обработка результатов, ежедневные конференции исследовательских работ (доклады), вечерний "экологический" досуг (слайды, видеофильмы о природе и экспедици€х, песни у костра в лесу), специальные зан€ти€ и обмен опытом дл€ руководителей (учителей) .

ћетодические материалы

 роме непосредственной работы с детьми и педагогами на своей базе в ѕодмосковье, экологический центр ЂЁкосистемаї выпускает разнообразные методические материалы дл€ учителей и учащихс€, позвол€ющие (потенциально) любому педагогу-естественнику организовать подобную работу в своей школе или учреждении дополнительного образовани€.

¬ течение 1996-2000 гг. выпущены 65 методических пособий по полевой экологии, предназначенные дл€ учителей и педагогов дополнительного образовани€ и содержащие стандартные методики организации и проведени€ научных исследований в природе, адаптированные дл€ их использовани€ с детьми. ‘актически, выпущенный на данный момент комплект методических пособий охватывает большинство тем учебно-исследовательской работы учащихс€ в природе, начина€ с основных дисциплин географического цикла - топографии, геологии, геоморфологии и почвоведени€ и конча€ методиками экологического и биологического мониторинга, а также общеобразовательными методиками, касающимис€ правил сбора, обработки и оформлени€ результатов полевых исследований.

¬ течение 1999-2002 гг. издан комплект учебно-методических видеофильмов дл€ учителей и учащихс€ Ђ омплексные исследовани€ экосистемї. ¬ комплект вход€т 40 методических видеофильмов по организации учебно-исследовательской де€тельности школьников в природе (на полевых практикумах, в экологических лагер€х и т.п.). ‘ильмы разделены по сезонам года (осень, зима, весна, лето) и демонстрируют процедуру организации самосто€тельной исследовательской работы школьников Ц от постановки задачи, через технику сбора материала до его обработки и подготовки статьи или доклада. ¬се фильмы сопровождаютс€ методическими руководствами, по€сн€ющими детали и технологии организации полевой работы детей в исследовательских группах.

Ќачина€ с 2002 года ЂЁкосистемойї начат проект создани€ комплекта (серии) компьютерных јтласов-определителей объектов природы средней полосы –оссии. ¬ 2002-2006 гг. выпущены п€ть јтласов-определителей: Ђƒеревь€ и кустарники зимойї, ЂЌасекомые-вредители лесаї, Ђƒеревь€ и кустарники летомї, Ђ“рав€нистые растени€ (Ђцветыї)ї, Ђѕтицы и птичьи гнездаї. ѕланируетс€ издание еще 9 определителей. јтласы-определители богато проиллюстрированы (в основном, авторскими иллюстраци€ми) и выпускаютс€ на лазерных дисках. ѕомимо иллюстраций и описаний они содержат компьютерные программы определени€ неизвестных объектов по внешним признакам.

¬ 2004 и 2008 гг. издана сери€ из 18 цветных определительных таблиц Ђ–астени€ и животные средней полосы –оссииї, а также выпущены восемь Ђопределителей-раскладушекї по дерев€нистым и трав€нистым растени€м средней полосы –оссии.

¬ заключение еще раз констатируем, что работа "Ёкосистемы" и та форма экологического образовани€, которой она занимаетс€ - это идеологи€ истинного натуралистического движени€ ! Ћес, дика€ природа и экологическое образование неразделимы и нет и не может быть нормального человека (пусть даже не эколога) без хот€ бы краткого познани€ (общени€) с независ€щим от нас (относительно) и живущим по собственным законам миром.

¬ чем же собственно заключаетс€ идеологи€ пропагандируемого здесь "натуралистического" подхода и почему его столь необходимо внедр€ть в школы?
—мысл этой идеологии заключаетс€ в том, что истинно природоохранное, экологическое мировоззрение человека не может быть сформировано без четкого и пон€тного представлени€ о том, что же мы все-таки называем ѕриродой, что это такое, как Ђонаї устроена и существует, что Ђонаї чувствует и в чем нуждаетс€.
¬ развитие этой мысли следует добавить, что можно до бесконечности говорить о необходимости сохранени€ природы, "природных богатств" и ресурсов, бережном к ним отношении и т.д. и т.п., но это так никогда и не дойдет до глубин разума человека, если он не поймет, что ѕрирода это не просто наше "окружение", как стены дома, в котором мы живем (в которые можно вбить гвоздь или покрасить), а нечто большее - живое, "разумное", дышащее существо, вернее - миллиарды живых существ, тесно взаимосв€занных и зависимых друг от друга.

“акже как практически невозможно беречь и заботитьс€ о том, кого ты не любишь и не знаешь, также очень сложно беречь и охран€ть ѕрироду, которую ты не понимаешь.

Ѕеда еще более усугубл€етс€ тем, что на данный момент подавл€ющее большинство населени€ нашей страны вообще не представл€ет себе, что такое ѕрирода, из чего она состоит и что окружает нас на самом близком рассто€нии.

ѕорой приходитс€ сталкиватьс€ с про€влени€ми потр€сающей "темноты" и безграмотности в отношении простейших, казалось бы, вещей, объектов природы, окружающих нас в повседневной жизни. ћногие гораздо больше наслышаны о жизни океанов, ёжной јмерики и јнтарктиды, чем о собственных деревь€х, травах, бабочках и птицах. ¬ большинстве случаев, при этом, люди не то чтобы имеют неправильные, искаженные представлени€ о ѕрироде, сколько, в большинстве своем, вообще о ней ничего не знают.

Ќынешн€€ система преподавани€ биологии, географии и экологии и содержание этих дисциплин в школах сосредоточены, в основном, на изучении сложных теоретических представлений о "внутреннем" строении объектов, общем устройстве мира и очень далека от реальной природы, окружающей нас за окном нашего дома, машины, поезда.

Ќе име€ права в частном пор€дке критиковать существующие программы и подходы к преподаванию естественнонаучных дисциплин, хочетс€ лишь сакцентировать внимание на том факте, что непосредственный контакт обучающегос€ с изучаемым предметом необходим и без него не может существовать никакое образование, тем более - экологическое.

ќсновной идеей пропагандируемого здесь "натуралистического" подхода в экологическом образовании €вл€етс€, таким образом, необходимость показа дет€м природы изнутри, с возможно большей степенью подробности и "при максимальном увеличении". ¬ результате такого пристального "разгл€дывани€", каждый человек, будь то ребенок или взрослый, оказываетс€ в состо€нии если не потр€сени€, то, по крайней мере, крайнего удивлени€, выражающегос€ словами: "неужели мы по этому ходим ?!".

—овершенно очевидно, что после такого мощного эмоционального воздействи€ психика человека существенно измен€етс€ в лучшую, по отношению к ѕрироде, сторону.

¬р€д ли можно себе представить после этого, что человек, хоть раз наблюдавший загадочную подводную жизнь мельчайших прозрачных существ зоопланктона, или видевший, как лесна€ птица кормит своих птенцов, или наблюдавший как буквально на глазах раскрываетс€ с первыми лучами утреннего солнца дикий цветок (и прочие дес€тки и сотни тому подобных моментов из жизни дикой природы) сможет убить, растоптать, не заметить ѕрироду вокруг себ€.

Ќаверх


ƒругие семинары и конференции с нашим участием:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019