јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты

ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников
(в –оссии и за рубежом)

© јлександр —ергеевич Ѕоголюбов, 2002

¬ данной статье речь пойдет, в основном, о месте и роли Ђполевой экологииї и Ђнатуралистическогої подхода в образовании школьников, а также учебно-исследовательской де€тельности, как основной форме экологического образовани€, с кратким экскурсом в историю развити€ данного направлени€ и кратким обзором российского и зарубежного опыта данной формы образовани€.

Ќемного о терминологии.
¬се, о чем пойдет речь в данной статье, в нашем понимании относитс€ к сфере именно Ђэкологическогої образовани€, т.е. изучени€ науки экологии и смежных с ней естественнонаучных дисциплин Ц биологии и географии.

ќговоримс€ в самом начале, что экологическое образование мы понимаем в его первоначальном, буквальном смысле, т.е. как образование в области экологии, т.е. науки о взаимоотношени€х организмов друг с другом и со средой обитани€. ƒанное словосочетание в нашем понимании аналогично англо€зычному ecology education. ¬ то же врем€ следует иметь в виду, что в –оссии с конца 1980-х годов активно распростран€етс€ друга€ форма экологического образовани€, имеюща€ в английском €зыке аналог environmental education, котора€ за неимением благозвучного русско€зычного аналога также вошла в обиход как Ђэкологическоеї образование, €вл€€сь по сути Ђобразованием в области окружающей средыї, или Ђприродоохранным образованиемї. ѕредпринимались попытки определить данную разновидность образовани€ как Ђэнвайроментальноеї, однако термин Ђэкологическое образованиеї уже укоренилось слишком прочно.

“ем не менее, мы продолжаем обозначать образование в области науки экологии как Ђэкологическое образованиеї.

ƒл€ окончательной €сности подчеркнем, что под термином экологическое образование мы будем понимать не только сам процесс образовани€, обучени€, передачи конкретных знаний и умений, но и ту сферу, которую в русском €зыке прин€то называть воспитанием. ќсобенностью именно экологического образовани€ и воспитани€ €вл€етс€ то, что эти два, в некоторых других област€х педагогики, различных процесса (обучение и воспитание), €вл€ютс€, в данном случае, тесно взаимосв€занными. ‘актически, какую бы область экологического образовани€ мы ни вз€ли, собственно процесс обучени€ будет одновременно (в большей или меньшей степени) €вл€тьс€ и процессом воспитани€. “аким образом, в русском €зыке термин Ђэкологическое образованиеї уже традиционно имеет более широкий смысл, чем просто Ђобучениеї и, говор€ в дальнейшем об Ђэкологическом образовании", мы будем подразумевать под этим термином как экологическое обучение (образование), так и экологическое воспитание.

Ќаше видение современной системы экологического образовани€ в –оссии.
¬ последние годы –осси€ стала страной Ђпоголовной экологизацииї, причем важность этой области человеческого знани€ и необходимость экологического образовани€ подтверждают многие, начина€ от домохоз€ек и заканчива€ министрами. ѕодразумеваетс€, что конечной целью экологического образовани€ €вл€етс€ формирование Ђэкологически здоровогої общества, устойчиво развивающегос€ и гармонично сосуществующего с природой.

—мешение пон€тий, терминов и подходов к экологическому образованию привело, однако, к печальным последстви€м Ч сторонники разных направлений не могут найти общего €зыка, несмотр€ на то, что радеют за общее дело Ч воспитание Ђэкологически мысл€щегої поколени€ людей.

јнализ направлений, групп, Ђшколї экологического образовани€ в –оссии за последние дес€ть лет позвол€ет сделать вывод о расслоении экологического образовани€ как минимум на 5 направлений: 1) Ђшкольна€ экологи€ї, 2) Ђтехническа€ (промышленна€) экологи€ї, 3) Ђсоциально-политическа€ экологи€ї, 4) Ђигрова€ экологи€ї, 5) Ђполева€ экологи€ї.

ƒанна€ классификаци€ весьма условна и, поэтому, мы вправе говорить о различных Ђэкологи€хї, только бер€ эти словосочетани€ в кавычки и подразумева€, что речь идет не об экологии, как науке, а о направлени€х экологического образовани€.

Ќапомним кстати, что под термином Ђэкологи€ї, в его классическом понимании, начина€ с √еккел€ и до недавних пор, мы понимали Ђнауку о взаимоотношени€х организмов друг с другом и со средой их обитани€ї. ¬ русском €зыке, начина€ с середины 80-х годов пон€ти€ Ђэкологи€ї, Ђэкологическийї приобрели иной, гораздо более широкий смысл. Ётими словами стали обозначать всю область взаимоотношений человека с окружающей средой, начина€ с глобальных Ђэкологическихї проблем и конча€ проблемами здоровь€ населени€. ¬ результате стали по€вл€тьс€ такие Ђужасающиеї слух профессионального эколога словосочетани€, как Ђплоха€ экологи€ї, Ђхороша€ экологи€ї, Ђэкологи€ душиї, Ђэкологи€ домаї и, даже, Ђэкологи€ классной комнатыї.

“ем не менее, следует все-таки иметь в виду, что под экологией здесь и далее мы будем понимать науку, в которой основным объектом (предметом) изучени€ €вл€ютс€ закономерности и проблемы взаимоотношений объектов природы (в том числе и человека) друг с другом и с окружающей средой. ѕри этом мы посто€нно будем иметь в виду, что термин экологи€ все-таки обозначает некоторую область знаний, котора€ не может быть Ђплохойї или Ђхорошейї, не может принадлежать той или иной территории, предмету или части человеческого тела или общества.

¬озвраща€сь к направлени€м экологического образовани€, правильнее, таким образом, но в то же врем€ длинно и Ђнескладної было бы говорить: Ђнаправление экологического образовани€, использующеес€, в основном, в средней школеї, Ђнаправление экологического образовани€, использующее сведени€ о техногенной стороне взаимоотношений человечества с окружающей средойї и т.д.

 аждое из перечисленных выше направлений характеризуетс€ различными подходами к образованию и воспитанию школьников, совершенно различным содержанием, формами работы и непосредственного общени€ с детьми.  роме этого, каждое из направлений имеет своих авторов, свои средства распространени€ информации и свою аудиторию.

ЂЎкольноеї направление экологического образовани€ базируетс€, в основном, на изучении общих экологических закономерностей и глобальных экологических проблем. ѕри этом имеюща€с€ в распор€жении педагогов вспомогательна€ литература и учебники, составлены слишком Ђтеоретическиї и слишком Ђглобальної. Ёто и пон€тно: не име€ возможности учить на конкретных примерах и объектах, приходитс€ обсуждать глобальные вопросы, объ€сн€€ их на пальцах. —делать это намного проще на примере именно глобальных проблем.

Ђ“ехническоеї направление в экологическом образовании основываетс€ на изучении техногенных воздействий на окружающую среду и способов борьбы с загр€знени€ми окружающей среды различными техническими средствами. Ёто направление существует как часть профессионального образовани€ и базируетс€, в основном, в технических университетах.

Ђ—оциальна€ (политическа€) экологи€ї представл€ет собой попытку средствами массовой информации Ђоткрыть глаза народуї на Ђужасающие злоде€ни€, творимые над ћатушкой-ѕриродойї.   сожалению, данной формой Ђэкологического просвещени€ї занимаютс€, в основном, непрофессионалы, и ничего кроме нагнетани€ страха перед будущим и социальной напр€женности в результате безуспешного поиска виновных это направление не несет. “ем не менее, по массовости охвата населени€, эта форма Ђэкологическогої просвещени€ стоит у нас на одном из первых мест.

Ђ»гровоеї направление в образовании Ч новое дл€ нашей страны, но быстро распростран€ющеес€ по всем возрастным категори€м учащихс€ (особенно в дошкольных учреждени€х и младшей школе). ≈го основой €вл€етс€ упор на чувственную, эмоциональную сферу человека. »гра, в том числе и экологическа€, дл€ детей Ч прекрасное зан€тие, способствующее развитию, дл€ взрослых Ч облегченный способ приобретени€ полезных знаний. јктивному развитию данного направлени€ у нас способствует то, что оно получило очень большое распространение за рубежом, где за долгие годы накоплен огромный опыт, практически не имеющий национальных особенностей и требующий только перевода.

 остер в лесу »з всех многочисленных направлений и областей экологического образовани€ в –оссии, область Ђполевой экологииї и Ђнатуралистическогої образовани€ оказалась, пожалуй, наименее Ђосвоеннойї и труднодоступной формой экологического образовани€ детей, особенно в средней школе. » это вполне пон€тно: ведь Ђшкольной экологиейї занимаютс€ учител€ (чаще всего, но не всегда Ч с естественнонаучным педагогическим образованием), Ђтехнической экологиейї Ч бывшие инженеры и преподаватели технических вузов (которых в нашей стране больше, чем каких-либо других), Ђсоциально-политическойї и Ђигровойї Ђэкологи€миї может заниматьс€ каждый, включа€ бывших активистов молодежных движений.

ƒл€ того, чтобы заниматьс€ с детьми Ђполевой экологиейї всего этого недостаточно Ч прежде всего надо быть профессиональным экологом Ч быть немного научным сотрудником, иметь опыт полевой экспедиционной работы, быть хорошим педагогом и добрым общительным человеком (трудно представить себе замкнутого недоверчивого человека с гитарой у костра в кругу детей).

ѕолева€ экологи€ и натуралистический подход в образовании в –оссии.
“ермин Ђполева€ экологи€ї не €вл€етс€ общеприн€тым в российском экологическом образовании и был введен в практику образовани€ автором данной статьи в начале 90-х годов. ѕод этим словосочетанием мы понимаем такие формы и методы экологического образовани€, при которых учащиес€ изучают окружающий мир непосредственно, т.е. на примере реальных природных объектов Ч животных, растений, целых природных комплексов (экосистем), Ч в их естественных услови€х существовани€. ѕолевое экологическое образование предполагает, что основной формой образовани€ детей €вл€ютс€ внеклассные учебные и исследовательские зан€ти€ Ц на экскурси€х, полевых практикумах, в походах, экспедици€х, лагер€х и т.п. ‘актически, речь идет об изучении природы в природных услови€х. ќбразовательные методики и подходы к преподаванию естественнонаучных дисциплин, с помощью которых реализуетс€ данна€ форма образовани€, мы называем Ђнатуралистическимиї.

ƒанный подход к образованию не €вл€етс€ новым и существует в различных формах уже многие дес€тилети€ Ч как в нашей стране, так и за рубежом.

¬ нашей стране основной опыт в использовании этого подхода в образовании накоплен в сфере дополнительного (внешкольного) образовани€. ¬ этом смысле наша страна не имеет аналогов в мире Ч нигде, кроме –оссии не существует такой разветвленной государственной системы экологического (эколого-биологического) образовани€, основывающегос€, в основном, на внешкольной работе. (ѕо данным статистики ћинистерства образовани€ –оссии по состо€нию на 1 €нвар€ 1999 года в –оссийской ‘едерации насчитывалось 443 учреждени€ дополнительного образовани€ эколого-биологического профил€ Ч станций юных натуралистов (—ёЌ) и эколого-биологических центров (ЁЅ÷)(в начале 90-х годов большинство —ёЌ переименовались в ЁЅ÷).

Ќемного истории.
¬первые Ђнатуралистическийї подход в преподавании биологии и воспитании детей стал примен€тьс€ в первые годы советской власти, с созданием в ћоскве Ѕиостанции юных натуралистов (ЅёЌ) и зарождением массового юннатского движени€. —то€вшие у его истоков педагоги (Ѕ.¬.¬сесв€тский, ѕ.ѕ.—молин) сумели объединить воедино врожденное стремление детей к познанию окружающего мира и возможности ученых в исследовании живой (дикой) природы. “ак, один из основоположников российского юннатского движени€ и, можно сказать, Ђавторї натуралистического подхода в российском внешкольном образовании ѕетр ѕетрович —молин считал, что своим успехом первоначальное юннатское движение было об€зано близкому общению детей с природой и Ђисследовательскомуї подходу в ее изучении.

ѕервые в –оссии юннатские кружки были именно натуралистическими Ч дети жили на природе (ЅёЌ, в частности, была колонией дл€ детей-сирот и располагалась в очень живописном и уединенном в те времена уголке парка —окольники), учились на природе (уроки, подчас, проходили пр€мо в лесу), вели самосто€тельную исследовательскую и опытническую работу (в лесу и на учебно-опытных участках).

», что очень важно в контексте нашей темы, Ч данна€ форма образовани€ детей, назовем ее Ђучебно-исследовательской работойї, велась в рамках общеобразовательной школы, а не в Ђсвободное от основной учебыї врем€, что началось позже, с формированием системы внешкольного образовани€.

ѕервый опыт совмещени€ учебы и самосто€тельной исследовательской работы в природе оказалс€ очень успешным и стал быстро распростран€тьс€ по всей стране в форме учреждений внешкольного образовани€ Ч станций юных натуралистов.

—коро, однако, на смену натуралистическому подходу пришел Ђсоциалистическийї Ч необходимо было активнее развивать сельское хоз€йство, Ђдогон€ть и перегон€тьї.   названию многих станций юных натуралистов прибавилось Ђ... и опытников сельского хоз€йстваї. ¬ довершение ко всему, в тридцатые годы юннатское движение слилось с пионерским и на долгие годы потер€ло свое истинное лицо.

ѕродолжали им заниматьс€ только истинные энтузиасты и основоположники натуралистического подхода, создав в ћоскве р€д уникальнейших, существующих и по сей день, истинно Ђнатуралистическихї кружков (Ђ ёЅ«ї, Ђ¬ќќѕї, Ђћќ»ѕї).

¬ послевоенные годы юннатское движение Ђшироко шагнулої по всей стране Ч всюду стали создаватьс€ станции юных натуралистов.   сожалению, преобладало в них именно Ђсельскохоз€йственноеї направление, хот€ с 70-х годов стала наблюдатьс€ тенденци€ к росту числа кружков натуралистической направленности.

¬озрождение натуралистического подхода, одновременно с закатом Ђсельскохоз€йственногої, началось в конце 80-х Ч начале 90-х годов, с по€влением в обществе интереса к Ђэкологическим проблемамї. ќсновную роль в этом сыграло изменение общего представлени€ о месте и роли человека в природе Ч от принципа Ђѕокорим ѕриродуї общество перешло к принципу Ђ—охраним ѕриродуї.

  сожалению, смена содержани€ экологического образовани€ совпало со Ђсменой курсаї всей страны, Ч упадком экономики, и, вместе с ней, образовани€. ќсобенно больно это ударило именно по внешкольным учреждени€м. “ак ценнейшие, уникальные, не имеющие аналогов нигде в мире, традиционно российские подходы и методы натуралистического образовани€ оказались полузабытыми, отодвинутыми на второй план, по крайней мере применительно к общеобразовательной школе.

¬ то же врем€ в обществе остро встала проблема поиска путей привлечени€ подрастающего поколени€ к изучению и сохранению природы. Ёто оказалось делом не простым.

¬о-первых, за долгие годы господства Ђпионерииї в юннатском движении была утер€на сама Ђкультураї образовани€ и воспитани€ детей в природе.

¬о-вторых, на смену биологам-натуралистам Ђстарой закалкиї пришли молодые учител€-биологи, проходившие биологию и географию по книжкам, плохо знающие реальную природу, и подчас (в силу различных обсто€тельств) ни разу не бывавшие на полевой практике.

¬-третьих, бурное развитие науки экологии, методов природоохранных, в первую очередь, мониторинговых исследований ушло далеко вперед и практически никто не занималс€ их внедрением в практику школьного образовани€.

¬-четвертых, начало 90-х годов ознаменовалось бурным потоком зарубежного опыта экологического образовани€, хлынувшим на Ђнеокрепшие головыї российских педагогов-экологов и учителей.

¬се эти факторы сказались, в конечном итоге, на относительно слабом развитии натуралистического направлени€ в российском экологическом образовании к насто€щему моменту. » если в сфере дополнительного эколого-биологического образовани€ натуралистические формы работы еще хоть как-то примен€ютс€, в средней общеобразовательной школе данной формы работы с детьми практически нет. ¬р€д ли сейчас по всей –оссии найдетс€ хот€ бы сотн€ школ, вывод€щих (вывоз€щих) всех своих учащихс€ в экологические лагер€, практикумы, или, хот€ бы, походы с Ђэкологическим содержаниемї.

ќпыт развити€ экологического образовани€ за рубежом.
¬ отличие от –оссии, в развитых зарубежных странах экологическое образование €вл€етс€ приоритетным, а проблемы экологии и сохранени€ природы сто€т на одном из первых мест не только на страницах Ђзеленойї прессы, но и в документах парламентов и правительств.

«ан€ти€ в аквариуме (—Ўј) онечно, это давн€€ истори€ и мы не будем подробно останавливатьс€ на причинах того, как и почему проблемы сохранени€ природы оказались за рубежом приоритетными. «а долгую историю экологического образовани€ несколько поколений школьников выросли там на иде€х сохранени€ чистой воды и воздуха, охраны китов и волков, на сериалах  усто и National Geographic. Ѕлагодар€ этому, над европейскими заводами сейчас не дым€т трубы, в городах можно дышать, а за каждым школьником во многих странах Ђзакрепленої Ђличноеї дерево.

¬ насто€щее врем€, в таких развитых, в отношении охраны природы, странах, как —Ўј и ¬еликобритани€ в экологическом образовании детей доминируют два подхода Ч игровой и натуралистический. ѕри этом первый преобладает в начальной и средней школе, а второй Ч в старшей.

ќпыт западных стран в развитии Ђигровогої направлени€ в образовании огромен. ћногие курсы Ђприродоведени€ї (environment) построены на базе использовани€ именно этого подхода. ¬ыпущено много литературы Ч как учебники, так и пособи€ дл€ учител€, тетради дл€ учащихс€, плакаты, настольные и компьютерные игры и т.д. и т.п. »гровыми методами учат не только младших школьников, но также и студентов Ч будущих экологов и учителей и даже взрослых, например туристов Ч посетителей национальных парков и заповедников.

 онечно, все это прекрасно, но первые Ђнегативные симптомыї преобладани€ игровых (и тестовых) методик в образовании уже стали про€вл€тьс€. ƒело в том, что за игрой и тестированием пропадает развитие интеллекта, снижаютс€ способности в приобретении знаний, способности к самосто€тельному мышлению. Ќекоторые исследовани€ последнего времени уже зарегистрировали общее снижение образованности и интеллектуального уровн€ молодого поколени€ в развитых странах, в частности Ч в —Ўј.

„то касаетс€ использовани€ Ђнатуралистическогої подхода в экологическом образовании, то его Ђзападный вариантї в значительной мере отличаетс€ от Ђнашегої.

Ќатуралистический подход в образовании за рубежом.
‘актически, внеклассным (Ђout-doorї, т.е. Ђза дверьмиї класса/школы) экологическим образованием занимаютс€ три категории учреждений Ч сами школы, общественные просветительские и природоохранные организации и полевые учебные центры.

“ак, например, в самих школах (во многих) предусмотрены регул€рные зан€ти€ с детьми на улице Ч на кратких (получасовых-часовых) экскурси€х, на пришкольных участках и т.д. ќсобенно это распространено в Ђсельскихї школах, где детей можно вывести на Ђприродуї за 5-10 минут. ћногие школы, особенно начальные, имеют свои маленькие Ђэкологическиеї площадки, фактически Ч пришкольные участки, оборудованные дл€ зан€тий с маленькими детьми Ђприродоведениемї в игровой форме. “акие площадки, а нередко просто Ђуголкиї пришкольной территории размером 10 х10 м, представл€ют собой зеленые Ђоазисыї, с посаженными дикими и культурными растени€ми, создающими густые заросли, маленьким искусственным прудиком, шалашиком из веток и травы и т.п. Ќа таких площадках дети играют на переменах и занимаютс€ изучением растений и животных на уроках Ђприродоведени€ї. „асто по соседству с такой площадкой дл€ Ђэкологическихї игр находитс€ метеоплощадка с приборами дл€ наблюдений за погодой.

¬ школах средних и старших ступеней на смену игровым площадкам приход€т Ђмини-дендрарииї, метеоплощадки, гелиоустановки, устройства дл€ очистки воды, компостные кучи с установками дл€ разведени€ червей, искусственный водоем дл€ изучени€ водной флоры и фауны.

ƒальше этого, однако, в большинстве школ дело не идет. Ќекоторые, отдельно вз€тые школы, периодически (один Ч два раза в год) вывоз€т детей на однодневные экскурсии в близлежащие национальные парки и заповедники.

¬тора€ категори€ организаций, занимающихс€ полевым натуралистическим образованием Ч общественные просветительские и природоохранные организации. ¬о многих из них существуют специальные отделы, занимающиес€ экологическим образованием и просвещением детей. ƒанные организации и их образовательные подразделени€ за рубежом занимают Ђэкологическую нишуї наших внешкольных учреждений (учреждений дополнительного образовани€) эколого-биологического профил€, куда дети приход€т по желанию после своих зан€тий в школе.

 оролевское ќбщество охраны птиц (јнгли€)‘орм вовлечени€ детей в природоохранную и просветительскую работу здесь несколько. ¬о-первых, Ч это клубы (аналоги€ наших кружков), в которых группа школьников под руководством, как правило, ученого-эколога занимаетс€ какой-либо одной проблемой (например, изучением миграций водоплавающих птиц, кольцеванием птиц, изучением вли€ни€ торфоразработок на растительность болот и т.д.).  ак правило, изучаетс€ вполне конкретна€ и, часто, социально значима€, проблема, котора€ инициируетс€ самим преподавателем, а группа Ђкружковцевї помогает ему в сборе материала или какой-либо практической или научной работе.

¬о-вторых, Ч это участие детей (а иногда и родителей вместе с ними) в так называемых Ђисследовательскихї или Ђприкладныхї проектах. »х сутью €вл€етс€ выполнение детьми каких-либо очень конкретных заданий в окрестност€х своего места жительства Ч подсчет птиц на кормушках, учет пролетающих гусиных стай, оборудование мест гнездовий лебедей, расчистка ручьев и т.д. ѕри этом обща€ координаци€ сроков, методик, форм отчетности ведетс€ общественной организацией заочно Ч информаци€ выпускаетс€ в виде информационных листков, буклетов, брошюр, публикаций в прессе и на телевидении.

“ретью и, на наш взгл€д, наиболее действенную категорию организаций, занимающихс€ полевым, натуралистическим экологическим образованием, составл€ют полевые учебные центры. »х работа основана на проведении краткосрочных экологических практикумов дл€ школьников всех возрастных ступеней. ¬ работе с младшими школьниками преобладают экскурсионные формы зан€тий (дневные экскурсии), с целью ознакомлени€ детей с объектами окружающей (местной) природы. ¬ средних и старших классах преобладает так называемый Ђпроектный подходї и многодневные практикумы.

—ущность этого подхода и практикумов такова. ”чащиес€ большинства школ старшей ступени (13-17 лет) обучаютс€ с использованием Ђпроектного подходаї, при котором каждый учащийс€ выбирает себе дл€ исполнени€ какой-либо проект, как правило, Ч проведение самосто€тельного исследовани€ со всеми присущими этому виду творчества формами де€тельности Ч постановкой задач, подбором методик, сбором материала, его обработкой, осмыслением, написанием статьи (отчета) и его защитой. ‘актически, выполнение проекта аналогично выполнению курсовой (дипломной, диссертационной) работы, но на уровне, соответствующем школьному возрасту. ѕроектный подход практикуетс€ в качестве дополнени€ к Ђклассно-урочнойї системе обучени€ по большинству школьных предметов, в том числе по естественнонаучному циклу и, в старших классах, по предмету Science (естествознание).

—овет ѕолевого ќбразовани€: ѕолевой ÷ентр Juniper Hall (јнгли€)¬ рамках проектного подхода все школьники один или два раза в год выезжают в специальные Ђучебныеї (Ђполевыеї) центры на практику. ќрганизацией таких практикумов, например в ¬еликобритании, занимаютс€ различные организации, в частности, Field Studies Council (негосударственна€ образовательна€ организаци€, переводима€ дословно как Ђ—овет ѕолевых »сследованийї, функционально более точно Ч Ђ÷ентр ѕолевого ќбразовани€ї).

ѕолевые учебные центры представл€ют собой Ђпансионатыї на 50-100 человек, расположенные в живописных и удаленных от города уголках Ђдикойї природы. ¬о врем€ проведени€ практикумов дети живут и учатс€ в этих центрах в течение 3-х Ч 7-и дней.

—обственно Ђучебаї заключаетс€ в самосто€тельной исследовательской работе школьников в природе. —пектр изучаемых там проблем и собираемых учащимис€ данных зависит, во-первых, от сезона года, в который проходит практикум, во-вторых, Ч от географических особенностей места проведени€, и, в-третьих, Ч от наличи€ преподавателей той или иной специализации.

¬о врем€ полевого экологического практикума школьники работают индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека (бригадами): организуют наблюдени€, эксперименты, отбирают пробы, провод€т съемку местности и т.д. ѕри этом общий спектр выполн€емых исследовательских работ очень широк Ч от наблюдений за поведением птиц, до составлени€ почвенных и геологических карт местности. ќсновные изучаемые предметы (области естественных наук) Ч географи€, ботаника, зоологи€, водна€ экологи€, экологический мониторинг.

“акие практикумы €вл€ютс€ истинно экологическими, а не специализированно биологическими или географическими. ѕри их проведении основной акцент делаетс€ не на изучение отдельных объектов природы (видов животных или растений, почв, минералов или рельефа), а на изучение целых экосистем с их сложными взаимосв€з€ми или, по крайней мере, на изучение экологических групп видов.

«ан€ти€ по гидробиологии (јнгли€)¬о врем€ проведени€ практикумов школьные учител€ выполн€ют только общие координирующие функции и практически не вмешиваютс€ в учебный процесс. Ќепосредственное управление сбором и обработкой материала провод€т сотрудники центров (tutors) Ч ученые-экологи и педагоги разных специальностей. ѕо окончании практикумов после возвращени€ в школы или пр€мо в учебных центрах, школьники оформл€ют и защищают свои работы. ¬ результате проведени€ открытых защит все учащиес€ имеют возможность познакомитьс€ с результатами, полученными их одноклассниками, не Ђзациклива€сьї, таким образом, на Ђсвоейї проблеме.

¬ажное условие в общей идее организации таких практикумов, при этом, заключаютс€ в том, что итоги выполнени€ исследовательского проекта занос€тс€ в диплом (свидетельство об окончании школы).

¬ заключение отметим, что опыт и необходимость реализации данного подхода имеютс€ и в нашей стране. —уществующа€ в –оссии сеть учреждений дополнительного образовани€ эколого-биологического профил€ (станций юннатов и эколого-биологических центров), а также богатейшие традиции в использовании Ђнатуралистическогої подхода в образовании, позвол€ют наде€тьс€ на успешность его полноценной реализации и в –оссии.

јссоциаци€ "Ёкосистема": истори€ создани€ и основные принципы де€тельности.
¬ 1994 году в ћоскве группой молодых профессиональных экологов (биологов, географов) и педагогов Ч Ђвыходцевї из биологического кружка ƒарвиновского музе€ (кружка Ђ¬ќќѕї) была создана общественна€ организаци€ Ч ≈вроазиатска€ јссоциаци€ молодежных экологических объединений ЂЁкосистемаї, известна€ в ћоскве в последние годы также как ћосковский полевой учебный ÷ентр.

¬о главу угла своей де€тельности ЂЁкосистемаї поставила внедрение идеологии и подходов натуралистического экологического образовани€, сделав акцент на вовлечение детей и их объединений в конкретную исследовательскую и природоохранную работу с использованием методик и подходов краеведческой и полевой экспедиционной работы.

јвторы этой идеи своей Ђсверхзадачейї поставили внедрение в –оссии такого подхода в экологическом образовании, при котором каждый школьник, независимо от того, в какой школе он учитс€ и кем хочет стать, имел бы возможность пройти хот€ бы один Ч два раза за врем€ учебы в средней и старшей школе полевой экологический практикум: имел бы возможность самосто€тельно Ђпоисследоватьї (посмотреть, пощупать) реальную живую природу (с определенными, конечно, предосторожност€ми !).

—утью и основой всей де€тельности ЂЁкосистемыї €вл€етс€ обучение юных экологов и их руководителей конкретным методам учебной, исследовательской и природоохранной работы в природе. ¬се выпускаемые печатные издани€ и пособи€ и проводимые методические школы, семинары и курсы направлены на обучение участников российского экологического движени€ современным подходам науки экологии и методам экологических исследований.

ћы не учим тому как играть Ђв экологиюї и Ђэкологизировать душуї. ћы учим тому как отбирать зоопланктон, определ€ть загр€знени€, описывать фитоценозы, учитывать птиц и тому подобным проблемам. » тому как это делать с детьми. ЂЁкологизаци€ душиї приходит сама !

–абота ЂЁкосистемыї и та форма экологического образовани€, которой она занимаетс€ Ч это идеологи€ истинного натуралистического движени€ ! Ћес, дика€ природа и экологическое образование неразделимы и нет и не может быть нормального человека (пусть даже не эколога) без хот€ бы краткого познани€ (общени€) с независ€щим от нас (относительно) и живущим по собственным законам миром.

¬ чем же собственно заключаетс€ идеологи€ пропагандируемого в данной статье Ђнатуралистическогої подхода и почему его столь необходимо внедр€ть в школы? —мысл этой идеологии заключаетс€ в том, что истинно природоохранное, экологическое мировоззрение человека не может быть сформировано без четкого и пон€тного представлени€ о том, что же мы все-таки называем ѕриродой, что это такое, как Ђонаї устроена и существует, что Ђонаї чувствует и в чем нуждаетс€.

¬ развитие этой мысли следует добавить, что можно до бесконечности говорить о необходимости сохранени€ природы, Ђприродных богатствї и ресурсов, бережном к ним отношении и т.д. и т.п., но это так никогда и не дойдет до глубин разума человека, если он не поймет, что ѕрирода это не просто наше Ђокружение", как стены дома, в котором мы живем (в которые можно вбить гвоздь или покрасить), а нечто большее Ч живое, Ђразумноеї, дышащее существо, вернее Ч миллиарды живых существ, тесно взаимосв€занных и зависимых друг от друга.

“акже как практически невозможно беречь и заботитьс€ о том, кого ты не любишь и не знаешь, также очень сложно беречь и охран€ть ѕрироду, которую ты не понимаешь.

Ѕеда еще более усугубл€етс€ тем, что на данный момент подавл€ющее большинство населени€ нашей страны вообще не представл€ет себе, что такое ѕрирода, из чего она состоит и что окружает нас на самом близком рассто€нии. ѕорой приходитс€ сталкиватьс€ с про€влени€ми потр€сающей Ђтемнотыї и безграмотности в отношении простейших, казалось бы, вещей, объектов природы, окружающих нас в повседневной жизни. ћногие гораздо больше наслышаны о жизни океанов, ёжной јмерики и јнтарктиды, чем о собственных деревь€х, травах, бабочках и птицах. ¬ большинстве случаев, при этом, люди не то чтобы имеют неправильные, искаженные представлени€ о ѕрироде, сколько, в большинстве своем, вообще о ней ничего не знают.

Ќынешн€€ система преподавани€ биологии, географии и экологии и содержание этих дисциплин в школах сосредоточены, в основном, на изучении сложных теоретических представлений о Ђвнутреннемї строении объектов, общем устройстве мира и очень далека от реальной природы, окружающей нас за окном нашего дома, машины, поезда.

Ќе име€ права в частном пор€дке критиковать существующие программы и подходы к преподаванию естественнонаучных дисциплин, хочетс€ лишь сакцентировать внимание на том факте, что непосредственный контакт обучающегос€ с изучаемым предметом необходим и без него не может существовать никакое образование, тем более Ч естественнонаучное ! ќсновной идеей пропагандируемого здесь Ђнатуралистическогої подхода в экологическом образовании €вл€етс€, таким образом, необходимость показа дет€м природы изнутри, с возможно большей степенью подробности и Ђпри максимальном увеличенииї. ¬ результате такого пристального Ђразгл€дывани€ї, каждый человек, будь то ребенок или взрослый, оказываетс€ в состо€нии если не потр€сени€, то, по крайней мере, крайнего удивлени€, выражающегос€ словами: Ђнеужели мы по этому ходим ?!ї. —овершенно очевидно, что после такого мощного эмоционального воздействи€ психика человека существенно измен€етс€ в лучшую, по отношению к ѕрироде, сторону. ¬р€д ли можно себе представить после этого, что человек, хоть раз наблюдавший загадочную подводную жизнь мельчайших прозрачных существ зоопланктона, или видевший, как лесна€ птица кормит своих птенцов, или наблюдавший как буквально на глазах раскрываетс€ с первыми лучами утреннего солнца дикий цветок (и прочие дес€тки и сотни тому подобных лирических моментов из жизни дикой природы) сможет убить, растоптать, не заметить ѕрироду вокруг себ€.

» в заключение Ч приглашение к сотрудничеству ! ≈сли ¬ы считаете себ€ педагогом-экологом, но не знаете точно, как и что надо делать в ѕрироде с детьми Ч присоедин€йтесь к нам Ч научим ! ¬ нашем коллективе Ч профессиональные педагоги и ученые (со степен€ми и регали€ми и без них), св€завшие свою жизнь с ѕриродой и образованием, фанатики своего дела, энтузиасты юннатского движени€ (почти все Ч сами бывшие юннаты). ¬сех, кого интересуют затрагиваемые ЂЁкосистемойї проблемы мы приглашаем присоединитьс€ к ее работе !



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020