јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

¬озможные подходы к организации экологических лагерей

Ѕаличева ≈лена јркадьевна, методический отдел ћосковской городской станции юных натуралистов, Ђѕ€тьдес€т седьма€ школаї

—тать€ опубликована в сборнике Ђ—овременные методические аспекты экологического образовани€ї, 2005
Ќа нашем сайте публикуетс€ в рамках сотрудничества с √ќ” ћƒЁЅ÷ (бывш. √ќ” ћ√—ёЌ)

ѕон€тие экологического лагер€ можно рассматривать широко: какую бы форму ни имела поездка с детьми в экологическом лагере, она всегда имеет экологическую направленность, то есть сочетает элементы путешестви€ с изучением и постижением природы.

ƒуховное, этическое, эстетическое воздействие природы на человека огромно. ¬ природе все удивительно лаконично, целесообразно и отличаетс€ неведомой, лишь угадываемой нами формулой красоты. ќдной из особенностей экологически ориентированной поездки может быть синтез двух начал: образовательного и воспитательного. ј именно: сочетание естественнонаучного подхода с чувственным, эмоциональным воспри€тием природы, тесно св€занным с такими пон€ти€ми как Ђсопереживаниеї и Ђпроживаниеї.

–ассмотрим эти два начала подробнее:

1. „то может дать естественнонаучный подход дл€ образовани€, развити€ интеллектуального начала в ребенке?

¬ поездке подобного рода:

  • ≈стественнонаучные предметы изучаютс€ не по учебникам, а на основе общени€ с окружающим миром. —ухие, абстрактные знани€ обрастают реальной плотью. „еловек должен научитьс€ умению Ђвидетьї €вление в природе и понимать его суть.
  • —уществует большое разнообразие форм и подходов, применение которых невозможно в услови€х города и которые позвол€ют сделать процесс обучени€ более интересным.
  • „еловек включен в жизнь всем своим существом. » чем активней его позици€, тем лучше он усваивает материал. ƒети после таких поездок очень долго помн€т изученное, чего не скажешь об их школьных знани€х.
  • »зуча€ природу, мы видим взаимосв€зь разных наук и пон€тий, что дает возможность дл€ комплексного, интегрированного подхода к знанию.
  • ¬ырабатываютс€ экологические нормы поведени€ в природной среде. ¬оспитываетс€ чувство личной ответственности за судьбу природы. ѕо€вл€етс€ потребность каким-либо образом помочь ей.
  • ¬ сознании человека закрепл€етс€ определенна€ культурна€ традици€, св€занна€ с искусством путешестви€. ѕрививаетс€ творческий подход к делу, вкус к естествознанию в целом, потребность в дальнейшем образовании и росте профессионализма.
  • »з зрител€ и потребител€ человек постепенно превращаетс€ в интерпретатора, эксперта и творца, нацеленного на осмысление, отдачу и сопереживание.

2. „то может дать внимание к чувственно-эмпатическому освоению действительности дл€ воспитани€ эмоционального отношени€ к природе? » как это осуществить?

ѕриоритет интеллектуального начала, обучени€ в его традиционном смысле, отдающего предпочтение проработке содержательной части образовательных программ Ч тенденци€, характерна€ дл€ нашей отечественной школы. ќднако если, при организации экологического лагер€ поставить акцент на проблему проживани€ в целом, то такие вопросы, как:

  • масштабность путешестви€;
  • цели, задачи, формы работы в экологическом лагере;
  • адекватность самих детей всему происход€щему получат принципиальное разрешение.

—обира€сь в летнюю поездку, мы всегда отталкиваемс€ от того, какие дети едут с нами. —колько им лет, что им интересно, насколько они знакомы друг с другом, что им по силам. ¬се это вместе вз€тое определ€ет многое: масштаб поездки, маршрут, формы и методы работы с детьми.

Ќо есть и нечто общее, характерное дл€ всех наших поездок.  аждый раз нам, взрослым, хочетс€ получить вместе с детьми пусть небольшой по времени, но целостный опыт жизни в природе.

ѕрожить так, чтобы этот активно и осмысленно прожитый период времени, стал дл€ нас школой:

  • освоени€ натуралистической и исследовательской экологически ориентированной де€тельности;
  • путешестви€ в определенную культурную традицию воспри€ти€ и общени€ с природой, с ландшафтом;
  • взаимодействи€ взрослых и детей в большом коллективе, в рабочей группе, в услови€х походной и лагерной жизни;
  • преодолени€ лени, нерешительности, страха, усталости и всего того, что мешает углублению личной ответственности и самоограничени€, как необходимых спутников Ђвзрослойї свободы.

ѕоездки подобного рода называютс€ экспедици€ми. Ёкспедици€ дл€ нас Ч название не только официальное, но и смысловое, способное вместить и сочетать те формы де€тельности, которые там реализуютс€. ѕрот€женность экспедиции не исчерпываетс€ физическим временем ее проведени€. Ётому предшествует довольно длительный период времени по формированию предобраза поездки.

¬ этот период:

  • намечаютс€ и прорабатываютс€ цели, задачи, формы и методы работы в экспедиции;
  • разрабатываетс€ маршрут;
  • формируетс€ коллектив взрослых, €вл€ющихс€ единомышленниками;
  • формируетс€ детский коллектив, выдел€етс€ его Ђкост€кї;
  • осуществл€етс€ активна€ подготовка коллектива к прохождению маршрута и осуществлению учебной практики;
  • согласовываютс€ и взаимно прорабатываютс€ законы внутренней жизни в поездке.

 ак же это происходит?

÷ели, задачи и методы работы в экспедиции определ€ютс€, прежде всего, возрастными особенност€ми детей, которые могут либо ограничивать процесс воспри€ти€ информации, либо стимулировать его.

Ќаш опыт общени€ с разными возрастными группами детей вполне соответствует описанию, изложенному в книге ЂЎкола природыї ¬. ѕ. „ижовой (1997)...

ѕри работе с подростками очень важно поставить акцент на самосто€тельность в работе, совместную постановку цели и способов ее решени€. ¬зрослый скорее должен выступать здесь не в роли авторитарного руководител€, а в роли консультанта, заинтересованного проводника, носител€ традиции.

≈сли ситуаци€ позвол€ет, можно разрабатывать специальные путешестви€ с элементами риска и приключени€, а также большой долей самосто€тельности в прин€тии решений.

 роме того, независимо от возрастного состава группы, важно учитывать индивидуальные особенности детей, их социально-общественный уровень, соотношение девочек и мальчиков.

“акже, учитыва€ возрастные особенности детей, мы решаем Ч каким быть масштабу и маршруту путешестви€Е

ћаршрут путешестви€ не должен быть монотонным: необходимо сочетать открытые пространства с закрытыми; характерные ландшафты чередовать с переходными полосами; суметь обыграть мен€ющиес€ краски природы, контрастные запахи и впечатлени€.

¬ путешествии (по Ѕ. Ѕ. –одоману) об€зательно должен быть кульминационный момент Ч обычно это самое красивое, интересное, труднодоступное или удаленное место.  ульминационный момент путешестви€ обычно располагаетс€ ближе к его концу, чем к началу. ≈сли путешествие делитс€ на какие-то части, то в каждой из них может быть сво€, мала€ кульминаци€.

ћаршрут путешестви€ должен быть доступным и посильным дл€ его участников.

≈ще одно требование к маршруту Ч его информативность. Ќеобходимо, чтобы он удовлетвор€л познавательные потребности участников путешестви€ в области биологических, геологических, географических и экологических проблем.

ƒл€ осмысленного и продуманного создани€ маршрута, как правило, бывает, необходима помощь проводников, тем более, если выезд на это место осуществл€етс€ впервые.

ѕроводников надо искать и списыватьс€ с ними заранее. ќчень большую помощь здесь могут оказать различные особо охран€емые природные территории, тем более что экологический туризм Ч это посещение сравнительно хорошо сохранившихс€ очагов природы.

ѕрежде всего, это национальные парки и некоторые заповедники, в задачи которых как раз и входит экологическое просвещение.

ƒл€ детей среднего и старшего школьного возраста очень важна востребованность их работы внешним миром, а экспедиции на охран€емых территори€х, как правило, нуждаютс€ в волонтерской помощи, сборе определенного исследовательского материала, предоставлении фото- и видеоматериалов.

÷ели экспедиции изначально соотнос€тс€ с типом планируемой поездки. Ќаиболее приемлемой дл€ экологических поездок представл€етс€ классификаци€ типов экспедиций, описанна€ ƒ.¬. ћоргуном в сборнике Ђћетодическа€ работа в учреждени€х дополнительного экологического образовани€ї (2004)Е

¬о врем€ формировани€ Ђпредобразаї экспедиции взрослым очень важно усвоить следующую позицию на этот период: Ђне так важна сама поездка, как работа детского коллектива по подготовке ееї. ѕоездка Ч это своего рода педагогическа€ приманка, с помощью которой мы мобилизуем детей на большую и многоплановую работу. Ќадо постаратьс€ удержатьс€ от извечной Ђвзрослойї попытки все вз€ть на себ€. Ќеобходимо посильное участие и работа каждого ребенка.

«десь нужна детска€ организационна€ самоде€тельность, состо€ща€:

  • в подготовке и проведению вместе с взрослыми небольших туристических походов, экскурсий, практикумов, лекционных семинаров по тематике экспедиции;
  • в Ђпроговореї и конструктивном решении существующих и возможных проблем; FACE="Symbol"
  • в формулировании законов внутренней жизни в экспедиции и совместной вырабатывании необходимых —оглашений (Ђѕравил общежити€ї) и документов Ч списка вещей, техники безопасности и т. д.;
  • в распределении должностных об€занностей;
  • в хоз€йственной де€тельности по подготовке экспедиции: подготовки и закупке снар€жени€, хоз€йственных товаров и продуктов, аптечки, ремнабора и прочее.

¬зрослому здесь лучше выступать в роли инициатора и координатора действий, ненав€зчивого консультанта, доброжелательного наблюдател€. ’от€ по своему опыту, знаю, что это, пожалуй, самый трудный момент.

¬о врем€ поездки, учитыва€ необходимость включенности и адекватности учащихс€, педагогам необходимо организовать свои зан€ти€ с детьми так, чтобы они позвол€ли им максимально прожить новые знани€ и впечатлени€:

  • пробудить интерес, создать мотивацию к определенной де€тельности;
  • создать услови€ дл€ усвоени€ ребенком конкретных знаний и умений, дл€ самосто€тельного продвижени€ к новому на основе своего интереса; FACE="Symbol"
  • привлечь разнообразные творческие методики дл€ эмоционального выражени€ и проживани€ узнанного;
  • оценить степень освоени€ учебного материала, включенность детей и эффективность выбранных педагогических методик в ходе выполнени€ творческих и самосто€тельных работ, тестировани€ или беседы.

ѕо возвращении из экспедиции стоит подумать о формировании Ђпослеобразаї поездки. ћатериалом дл€ этого могут служить:

  • отчетные документы руководителей экспедиции;
  • рисунки, избранные очерки из полевых и авторских дневников и текущей периодики времен Ёкспедиции, если такова€ была (газеты, альманахи и пр.);
  • содержательна€ рефлекси€ учебных смыслов состо€вшейс€ и возможных будущих поездок в этот регион;
  • формирование общего фото- и видео-архива.

—оставл€ющими Ђпослеобразаї экспедиции могут стать тезисы и доклады на  онференцию экспедиционных отр€дов; видеофильмы по учебной и пейзажной тематике; фотоальбомы; слайдофильмы; стенды; итоговые газеты, работа над которыми идет с активным привлечением участников экспедиции. ¬се, что происходит на этом этапе, имеет не только творческий, но и синтетический характер. яркий пример этому: создание видеофильмов, которое подразумевает не только процесс видеосъемки, видеомонтажа, разработки концепции фильма, но и подбор соответствующей музыки и текста.

»так, необходимость сочетани€ в экологическом лагере (в нашем случае, в экспедиции) в равной степени обучающего и воспитательного подхода, основанного на учете возрастных и индивидуальных психологических особенност€х детей, на специфике эмоционального воспри€ти€ окружающего мира в разных детских группах, обусловлена широким спектром задач в лагер€х разных типов. —реди таких задач:

  • развитие разных сторон личности;
  • создание условий дл€ приобретени€ опыта эмоционально-ценностного отношени€ к миру;
  • формирование стремлени€ к познанию окружающего мира;
  • помощь ребенку в ощущении себ€ частью природы и выработке природосообразной модели поведени€.

“аким образом, только в экологическом лагере нам представл€етс€ возможным полноценное экологическое образование в широком смысле этого слова.


ƒанна€ стать€ опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего ÷ентра с ћосковским детским эколого-биологическим центром (бывшей ћосковской городской станцией юных натуралистов, ћ√—ёЌ). «а подготовку статьи к публикации мы благодарим заместител€ директора √ќ” ћƒЁЅ÷ по научно-методической работе ƒмитри€ ¬ладимировича ћоргуна!

 аталог методической продукции ћосковского детского эколого-биологического центра (√ќ” ћƒЁЅ÷)



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019