јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

»сследовани€ экосистемы "—оленого озера" с младшими школьниками

 арапет€н —ветлана »вановна
учитель младших классов филиала ћќ” —ќЎ є 5, хутор —олЄное ќзеро, —тавропольский край

(см. также детскую исследовательскую работу  "Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої", выполненную под руководством автора)

Ёкологические проблемы занимают важное место среди актуальных проблем современности. «аниматьс€ экологическим воспитанием нужно с раннего возраста. ”же с детства необходимо воспитывать человечность, доброту, ответственное отношение к природе, к люд€м, которые живут р€дом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной дл€ полноценной жизни.

ѕринцип де€тельностного подхода к обучению определ€ет не только необходимость "приближени€" получаемых младшим школьником знаний к различным де€тельност€м, но и практическую направленность процесса изучени€ каждой образовательной области, использование инноваций в учебном процессе. ћо€ инновационна€ де€тельность св€зана именно с локальной инновацией, так как € занимаюсь исследовательской де€тельностью в своем регионе.

„тобы обойти озеро вокруг потребуетс€ 2,5-3 часа

—ейчас много говор€т об инновационном процессе в образовании, но что же такое инновации? Ёто когда делаешь "что-то не так", не по схеме, не как теб€ учили и не как делают другие. ѕреодоление трудностей, решение проблем, заставл€ют искать пути выхода из создавшейс€ ситуации и нередко дают положительный эффект. »спытыва€ определенные трудности в преподавании регионального компонента, € решила, что проблему можно решить в рамках де€тельностного подхода к обучению, расширить и углубить знани€ реб€т о своЄм регионе, своей ћалой –одине.

—колько же времени педагог-новатор должен отдавать инноваци€м, а сколько традици€м? » как учителю с традиционными взгл€дами стать новатором? Ќужно ли это вообще? ћожет быть, работать Ђпо-старинкеї не так уж и плохо? я думаю, что традиции Ц это фундамент инновации, потому что через некоторое врем€ приход€т новые идеи и, та, тво€, котора€ была инновацией, успешно внедр€етс€, и стала уже традицией. я полагаю, чем новационней традиции, тем больше шансов выдвинутьс€ новой инновации. »з своей практики могу сказать, что в школе любой творческий учитель был и есть новатор. » таких большинство. ƒругое дело: в каких услови€х трудитс€ этот новатор. —ейчас € зан€та восполнением пробела в изучении регионального компонента у нас в школе, так как € хочу, чтобы все, а прежде всего дети, узнали в каком прекрасном месте мы живЄм.

ћы зан€лись исследованием заказника Ђ—оленое озерої, о котором не упоминаетс€ в программе. ѕри этом € стараюсь передать дет€м моЄ мироощущение: любить свою ћалую –одину, природу, свой хутор, улицу, школу. я согласна с тем, что инновации никогда не следует оценивать по масштабу внедрени€, так как то, что прекрасно работает в одном месте, вовсе не будет работать в другом месте, при других услови€х. ќценивать всегда следует только конкретные результаты, полученные в конкретном месте (и сравнива€ с предыдущими, полученными там же). Ќо если сегодн€ из 16 учеников моего класса-комплекта 3 занимаютс€ исследовани€ми, пусть детскими, наивными, нужно говорить, что это почти 20% , то это и не так мало. ќстальные реб€та с удовольствием включаютс€ в микроисследовани€, име€ перед собой образец. » если мы за 2 года исследовательской де€тельности имеем уже более 10 грамот и несколько призовых мест различного уровн€ от регионального, до всероссийского, то это и есть стимул, пример дл€ подражани€. Ёто мо€ инновационна€ де€тельность, мо€ локальна€ инноваци€, хот€ вообще в этом нет новшества.

ƒействует ли это, помогает ли прививать реб€там те качества, о которых говорилось выше? “ак, например, 22 но€бр€ 2009 г. в селе —уха€ Ѕуйвола ѕетровского района прошЄл зональный тур 15 краевой научно-практической конференции школьников ЂЁколого-краеведческие проблемы —таврополь€ї. ”чащиес€ начальной школы хутора —оленое ќзеро филиала ћќ”—ќЎ є5 принимают участие в ней второй раз. ¬ этом году нар€ду с сертификатами участи€, которые получили все участники,  арапет€н јндроник (2 класс) и  остин ¬адим (4 класс) были удостоены грамот и оказались третьими в секции Ђ«оологи€ї (см. детскую исследовательскую работу "Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої"). ¬ прошлом году у нас было I место.

¬печатлени€ у реб€т от участи€ в такого уровн€ конференции остаютс€ незабываемые. ѕрежде всего, конечно же, от общени€ с доктором биологических наук, профессором —тавропольского госуниверситета ’охловым јлександром Ќиколаевичем.   реб€там профессор, доктор наук обращаетс€ как к равным себе коллегам.  ажда€ работа внимательно выслушиваетс€, серьЄзно рассматриваетс€, и профессор дает нужные советы как дальше продолжать работу. ¬о-вторых, мы единственные представители начальных классов. «десь в основном выпускники: 9-11 классы. Ќо нас принимают. ј с каким интересом слушали их на следующий день одноклассники! » уже через день реб€та наперебой рассказывали, как улетают журавли, выстраива€ ровные клинь€ и сколько лебедей на водоеме, а один мальчик подобрал на дороге и принес в школу гус€ с переломанной лапой. –азве это не результат?

¬ охран€емой зоне заказника Ђ—оленое озерої прозвучал выстрел

—ухой материал, пусть даже с картинками, заучиваетс€ очень плохо. ј если после экскурсии мы сразу же смотрим фильм, обсуждаем его, все воспринимаетс€ гораздо острее, точнее, интереснее. ћаленькие дети поднимают большие проблемы. —ейчас проблемы экологии сто€т очень остро. ћы даже и не подозреваем, какой вред наносим сами себе. ¬зрослые не понимают что твор€т, а что уж говорить о дет€х, которые впитывают в себ€ весь негатив как губка. ≈сли присмотретьс€, понаблюдать даже детским взгл€дом, то можно многое увидеть и пон€ть. ј можно закрыть на всЄ глаза. ћы много слышим о пропаганде здорового образа жизни, но ведь пропаганда экологического воспитани€ не менее важна и неразрывно св€зана со здоровым образом жизни.

Ќе будем далеко ходить и поговорим о нашем заказнике Ђ—оленое ќзерої. ƒумаю, это проблема не только наша. ≈сли пройтись по берегу озера, а это и есть заказник, то можно собрать тонны мусора, который остаетс€ после человека. » птицы уже привыкли к нему, они адаптируютс€, как и любой живой организм к среде обитани€, однако численность их становитс€ все меньше.   нам в школу часто заезжает егерь и проблемы экологии заказника нам знакомы изнутри: это и свалки мусора на берегу озера, и использование запрещенных €дохимикатов дл€ протравливани€ посевов от мышей, и осушение водоемов дл€ полива культур и выжигание травы, €кобы дл€ омоложени€, а на самом деле это уничтожение ценных лекарственных трав и выращивание сорн€ка. ’от€ известно и не зоологу, что многие животные сами себ€ лечат этими же травами, которые дл€ них уничтожают пастухи.

≈щЄ одна проблема это охота. Ќаверное, это интересное дело и охотничий азарт не плохо, ноЕ ¬ этом году у нас на пресном водоеме нет лебедей! ќни не прилетели. Ѕыла одна пара, да и то лишь в начале осени. «атем в самом начале но€бр€ здесь отдыхали 9 лебедей несколько дней и всЄ. ƒл€ сравнени€ скажем, что в прошлом году здесь перед дальним перелетом в јфрику и ћалую јзию отдыхало 45 лебедей с сент€бр€ по €нварь, до самого ледостава.

ѕодход€ к проблеме изучени€ регионального компонента творчески, нельз€ ограничиватьс€ лишь сухими энциклопедическими данными или экскурси€ми. ¬озникает желание исправить ситуацию и привнести в общий вклад что-то своЄ, добавить к программе изучени€ регионального компонента свои исследовани€ и знани€. » тогда на помощь приход€т современные методы и средства обучени€, компьютерные технологии, позвол€ющие вывести накопленный опыт на новый уровень.

»зучив программное содержание регионального компонента, € обнаружила, что из водоемов кра€ в начальных классах рекомендовано изучать озеро ћаныч и —енгелеевское водохранилище. ¬ыходит, что за короткое врем€, отведенное на уроке как дополнительный материал, € должна буду рассказывать о значении дл€ кра€ этих водоЄмов, и, может быть, вскользь, упом€ну о нашем природном водоеме озере Ћушниковское, которое имеет мировое значение дл€ мигрирующих околоводных и водоплавающих птиц. »ме€ на вооружении достаточно простые и доступные всем средства € собрала свой материал по региональному компоненту в свою электронную энциклопедию, котора€ пополн€етс€ исследовани€ми реб€т. –еб€там нравитс€ быть причастными к большому делу, чувствовать значимость своей работы.

 онечно, заниматьс€ серьЄзной научно-исследовательской работой с детьми младшего школьного возраста очень трудно, так как ни дети, ни их родители еще до конца не осознают важности этой работы, хот€ познавательный интерес формируетс€ уже в этом возрасте и кто знает, возможно, это станет делом всей жизни и профессией, а может это останетс€ хобби, но то, что уроки доброты, приобретенные ребенком в соприкосновении с живой природой не пройдут даром, это уж точно.

(см. также детскую исследовательскую работу "Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої")



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020