јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ћ≈“ќƒ»„≈— јя ѕ–ќƒ” ÷»я

ћосковского детского эколого-биологического центра

ћосковский детский эколого-биологический центр (до 2009 года Ч ћосковска€ городска€ станци€ юных натуралистов) €вл€етс€ одним из ведущих издательских центров, публикующих материалы по экологическому образованию дл€ образовательных учреждений разных типов и видов Ч дополнительного образовани€, школ, ¬”«ов и институтов повышени€ квалификации работников образовани€.

«а свою 27-летнюю историю на ћ√—ёЌ выпущено свыше 100 методических изданий, отражающих разнообразный опыт эколого-образовательной де€тельности. »здана методическа€ продукци€ разных типов: методические разработки, справочники, учебно-методические пособи€ и рекомендации, определители животных и растений, рабочие тетради.

¬ редакционно-издательском деле задействованы ведущие методисты учреждени€.   рецензированию и редактированию работ привлекаютс€ специалисты Ч научные сотрудники профильных ¬”«ов и Ќ»».

√лавный редактор изданий Ч ћоргун ƒмитрий ¬ладимирович, заместитель директора по научно-методической работе, к. ф. н.

¬ этом каталоге представлены методические материалы, доступные дл€ получени€ в насто€щее врем€.  онтактна€ информаци€ дл€ получени€ изданий: по тел. (495) 318 18 77, mgsun.edu@mail.ru (Ќаучно-методический отдел).


јннотированный каталог изданий

јргунова ћ. ¬. –астени€ и животные пресноводных экосистем. »сследовательское пособие дл€ учащихс€ общеобразовательной школы с комплектом определительных карточек. ћ., 2004. Ч ћос√ор—ёЌ, 126 с., 78 илл.

”чебно-методическое пособие предназначено дл€ изучени€ растений и животных пресноводных экосистем: рек, ручьев, озер, водохранилищ, прудов, болот.

ѕерва€ часть содержит информацию о структуре и функционировании водных экосистем, задани€ дл€ юных исследователей. ѕредложенные задани€ помогут юннатам правильно подготовитьс€ к исследовани€м, провести их и оформить результаты наблюдений.

¬тора€ часть состоит из комплекта определительных карточек, который включает рисунки, описани€ 41 вида растений и 47 видов животных, а также дополнительную занимательную информацию о жизнеде€тельности растений и животных.

ѕособие может быть использовано как рабоча€ тетрадь на уроках биологии, экологии, а также при проведении экскурсий, наблюдений в природе, выполнении учащимис€ учебных экологических проектов.

ѕособие рассчитано на учащихс€ разного возраста, юных натуралистов, широкий круг любителей природы. »здание может быть полезно дл€ педагогов школьного и внешкольного образовани€, использующих в своей работе различные формы полевых экологических исследований.

* * *

Ѕолсуновска€ —. ¬. ѕрактические материалы по организации учебно-воспитательной работы в учреждени€х дополнительного образовани€ детей. Ч ћ.: ћƒЁЅ÷, 2008. Ч 68 с.

»здание представл€ет собой справочно-методическое пособие по организации учебно-воспитательной работы в учреждени€х дополнительного образовани€ детей (”ƒќƒ). ¬ пособии содержатс€ материалы по формам административного контрол€ де€тельности руководителей структурных подразделений, педагогов дополнительного образовани€; формы плановой и отчетной документации; обзор функциональных об€занностей руководителей структурных подразделений по работе с педагогическими кадрами; рекомендации к подготовке и проведению учебного зан€ти€ с обучающимис€; подходы к обобщению и самоорганизации педагогического опыта.

ѕрактические материалы предназначены дл€ заместителей директоров, руководителей структурных подразделений ”ƒќƒ, административных работников школ, занимающихс€ вопросами дополнительного образовани€ детей.

* * *

¬олкова ѕ.ј., Ўипунов ј.Ѕ., 2008. —татистическа€ обработка данных в учебно-исследовательских работах. Ч ћ.: Ёкопресс, 60 с.

¬ учебном пособии подробно рассматриваютс€ возможности использовани€ программы статистической обработки данных STATISTICA и R при проведении анализа данных, полученных в ходе учебно-исследовательской работы учащихс€. ƒаны теоретические основы статистического анализа.

ѕособие предназначено дл€ школьников и учащихс€ учреждений дополнительного образовани€ Ч юных натуралистов и экологов, занимающихс€ исследовани€ми , а также может использоватьс€ педагогами, работающими в системе дополнительного образовани€ детей.

* * *

 аплан Ѕ. ћ. 2007. –аспознавание злаков в нецветущем состо€нии. Ч ћ.: —оциально-политическа€ мысль, 44 с.

¬ учебно-методическом пособии освещаетс€ проблема определени€ видов растений семейства злаковых в тех случа€х, когда дл€ этого невозможно использовать признаки генеративных органов (соцветий, отдельных колосков и цветков), необходимые при работе с большинством определителей растений. ƒан краткий очерк морфологических особенностей вегетативных органов злаков. ”казаны критерии, по которым можно отличать одни виды злаков от других (на примере видов злаков, распространЄнных в центральных област€х –оссии). —делан обзор определителей, с помощью которых можно распознавать виды злаков в нецветущем состо€нии, и других источников информации.

ѕособие предназначено дл€ юных натуралистов, занимающихс€ геоботаническими и флористическими исследовани€ми, а также может использоватьс€ педагогами, работающими в системе дополнительного образовани€ детей.

* * *

 аплан Ѕ. ћ. Ќаучно-методические основы учебного исследовани€ флоры. ћетодическое пособие. „асть 1. “еори€, проблемы и методы флористики. Ч ћ.: компани€ —путник + , 2007. Ч 164 с.

¬ первой части пособи€, направленного на совершенствование методического обеспечени€ учебно-исследовательской де€тельности юных натуралистов в области изучени€ флоры, освещены теоретические вопросы и научные методы флористического исследовани€. —делан обзор различных научных подходов и концепций, св€занных с пон€тием о флоре. »зложены основные проблемы и задачи современной флористики. ќписаны различные методы флористических исследований. ѕоказаны возможности синтеза флористического и фитоценотического подходов к исследованию растительного покрова. »зложены основные сведени€ об анализе флоры и о сравнительном изучении флор. ѕриведЄн словарь терминов, используемых во флористике и смежных научных направлени€х.

ѕособие предназначено дл€ педагогов дополнительного образовани€, €вл€ющихс€ руководител€ми флористических и геоботанических исследований, выполн€емых юными натуралистами, а также может использоватьс€ преподавател€ми и студентами вузов.

* * *

ћаслов ¬. ј., Ѕурнашева Ќ. ¬. —ловарик юного эколога. ћ., 1993. Ч ћос√ор—ёЌ, 32 с.

ƒанный словарь может использоватьс€ как справочное пособие и содержит экпликацию более сотни основных экологических пон€тий. —ловарь представл€ет концептуально-методологическую основу любой практической и теоретической де€тельности в области экологии. »здание иллюстрировано попул€рными символическими изображени€ми, репрезентирующими сущность основных экологических пон€тий.

—ловарь рассчитан на юных натуралистов, учащихс€ кружков экологического и биологического профил€.

* * *

ћоргун ƒ. ¬., Ѕезверхова Ќ. ¬. 2006. —оциальна€ экологи€ и стратеги€ устойчивого развити€ цивилизации. Ч ћ.: —оциально-политическа€ мысль, 68 с.

ћонографи€ представл€ет собой научно-методическое пособие, в котором содержатс€ материалы о современном методологическом, философско-научном статусе социальной экологии, ее перспективах в области стратегии устойчивого развити€. –ассматриваетс€ широкий круг проблем: развитие экологии в контексте становлени€ неклассической науки; коэволюционна€ методологи€ и ее роль в социальной экологии; представлени€ о социоэкосистемах; экологические кризисы и катастрофы на разных уровн€х; подходы к решению глобальных экологических проблем; развитие социальной экологии на основании стратегии устойчивого развити€.

 нига предназначена дл€ широкого круга специалистов, занимающихс€ вопросами истории и методологии экологии, преподавателей ¬”«ов, педагогов дополнительного образовани€, учителей школ, студентов профильных ¬”«ов. ѕособие может использоватьс€ при составлении образовательных программ в ¬”«ах, учреждени€х дополнительного образовани€, в институтах повышени€ квалификации работников образовани€.

* * *

ћоргун ƒ. ¬., ќрлова Ћ. ћ. —одержание и организационные формы методической работы в учреждени€х дополнительного образовани€ детей эколого-биологической направленности. Ч ћ.: Ёкопресс, 2008. Ч 396 с.

¬ насто€щем издании рассматриваютс€ основные подходы к планированию, организации и развитию методической работы в учреждени€х дополнительного образовани€ детей (”ƒќƒ) эколого-биологической направленности. ¬ книге отражены основные этапы становлени€ методической работы в контексте перехода юннатского натуралистического движени€ в экологическое образование. ќписано основное содержание де€тельности методистов в рамках аналитического, информационно- и организационно-методического, консультационного направлений. ¬ книге особое внимание также удел€етс€ направлени€м методической работы в ”ƒќƒ, св€занным со спецификой эколого-биологической направленности дополнительного образовани€. ¬ книге даны рекомендации по отдельным аспектам методической де€тельности в ”ƒќƒ: изучению передового педагогического опыта, работе над единой методической темой учреждени€, развитию коллективных форм методической работы и др.

¬ последнем разделе приводитс€ словарь терминов методической работы в ”ƒќƒ эколого-биологической направленности.

»здание предназначено дл€ методистов и иных сотрудников методических служб учреждений дополнительного образовани€, административных работников, специалистов, занимающихс€ вопросами теории и методики дополнительного образовани€.

* * *

ћоргун ƒ. ¬., ќрлова Ћ. ћ. »здательска€ де€тельность учреждений дополнительного образовани€ детей эколого-биологической направленности. ќпыт и практические рекомендации. Ч ћ.: ћ√—ёЌ, 2007. Ч 68 с.

¬ издании представлены истори€ и обзор основных направлений издательской де€тельности, осуществл€емой методическими службами учреждений дополнительного образовани€ детей эколого-биологической направленности. ¬ книге содержатс€ практические рекомендации по организации издательской де€тельности, классификаци€ видов методической продукции, сведени€ о правилах оформлени€ печатных изданий, составлени€ библиографических списков, нормативные материалы. ¬ словаре терминов раскрыты основные пон€ти€, используемые в издательской де€тельности ”ƒќƒ.

»здание предназначено дл€ методистов и иных сотрудников методических служб образовательных учреждений, а также широкой аудитории авторов различных печатных изданий.

* * *

Ќурбеков ћ.  . —овременна€ генетика. Ёлективные курсы дл€ дополнительного образовани€. Ч ћ.: Ёкопресс, 2008, 68 с.

—ери€ элективных курсов по современной генетике дл€ учебных объединений дополнительного образовани€ в объеме 102 часа, из них в 34 часов Ч молекул€рна€ генетика, 34 часа Ч генетическа€ инженери€ и 34 часа Ч генетика человека рассчитана на обучающихс€ 9 Ц 11 классов гимназий, лицеев, школ естественнонаучного (медико-биологического) профил€.

¬ лекционном курсе и в процессе лабораторных зан€тий осуществл€етс€ ознакомление с основными разделами современной генетики и методами экспериментально-исследовательской работы с генетическим материалом. »здание предназначено дл€ педагогов дополнительного образовани€ и общеобразовательных школ, преподавателей ¬”«ов, методистов.

* * *

ѕривалова —. ¬. 2006.  раткий словарь психологических терминов дл€ педагогов учреждений дополнительного образовани€ эколого-биологической направленности. Ч ћ.: —оциально-политическа€ мысль, 24 с.

—ловарь содержит около 100 терминов и пон€тий по общей, возрастной, детской и педагогической психологии, наиболее часто употребл€емых в дополнительном экологическом образовании детей.

ѕодготовка издани€ осуществл€лась в рамках психолого-педагогического сопровождени€ де€тельности экспериментальной площадки ЂЁкологическое образование в столичном мегаполисе: содержание регионального компонентаї.

—ловарь может быть полезен педагогам дополнительного образовани€, педагогам-психологам, методистам и другим читател€м, использующим психологические знани€ в своей профессиональной образовательной де€тельности.

* * *

–асторгуева √. ј. —ады приусадебных участков. ћ., 2002.

Ѕрошюра позвол€ет получить первоначальные практические навыки по самосто€тельному проектированию сада и дает возможность избежать ошибок, характерных дл€ начинающих. –ассматриваютс€ исторические особенности и мировые тенденции садово-паркового искусства. ¬ краткой и доступной форме сконцентрированы все элементы, необходимые дл€ формировани€ сада, показаны основные стили ландшафтной архитектуры, зонирование на участке и др. ѕособие рассчитано на широкий круг читателей.

* * *

—авинов ». ј. Ѕотанические экскурсии по ћоскве и ћосковской области. ћ.: —оциально-политическа€ мысль, 2006. Ч 124 с.

ѕособие посв€щено организации и проведению ботанических экскурсий на территории города ћосквы и ћосковской области. —одержит материал по подготовке и методике ведени€ экскурсий, специфике их проведени€ в разных растительных сообществах ћосковского региона Ч берега пресного водоема, болота, хвойных и широколиственных лесах, луге, степных сообществах южного, окского участка области, сорных и рудеральных местообитани€х, городском парке. ”читель найдет здесь материал по истории изучени€ флоры и растительности области, ботанико-географическим районам. ¬о второй половине пособи€ предлагаютс€ маршруты однодневных и многодневных выездов (экскурсий и экспедиций) по территории области, а также в московских парках. ¬ конце приведен список редких и исчезающих видов растений региона, флористические списки наиболее интересных видов отдельных участков. ¬ заключение приведен краткий словарик ботанических терминов и инструкци€ по технике безопасности при проведении экскурсий с учащимис€.

ѕособие предназначено дл€ педагогов дополнительного образовани€ эколого-биологического профил€, методистов, учителей общеобразовательных школ, преподавателей ¬”«ов и краеведов и любителей природы.

* * *

Cажнева “. ј., ќрлова Ћ. ћ. ќрганизаци€ учебного зан€ти€ в учреждени€х дополнительного образовани€ эколого-биологической направленности. Ч ћ.: ћ√—ёЌ, 2008. Ч 32 с.

¬ методическом пособии изложены методические рекомендации по подготовке и проведению учебных зан€тий эколого-биологической направленности в учреждении дополнительного образовани€. ¬ издании освещены вопросы подготовки и планировани€ учебного зан€ти€, технологии подготовки и проведени€ открытого учебного зан€ти€ и методические рекомендации по самоанализу зан€ти€ дл€ педагогов дополнительного образовани€.

»здание предназначено дл€ педагогов дополнительного образовани€ и методистов, работающих в сфере эколого-биологического образовани€.

* * *

—борник нормативных документов по охране труда дл€ учреждений дополнительного образовани€ эколого-биологического профил€. “ребовани€ безопасности и правова€ ответственность. (—б.). ћ., 2000.

* * *

—овременные методические аспекты экологического образовани€. ¬ыпуск 2. Ёкологические лагер€ и экспедиции. / ѕод ред. ƒ. ¬. ћоргуна. Ч ћ.: Ђ—оциально-политическа€ мысльї, 2005, 204 с., фото-вклейка.

јвторский коллектив: Ѕаличева ≈. ј., Ѕоголюбов ј. —., ѕахомов ¬. »., √усейнов ј. Ќ., ¬еличко —. √.,  ороль “. —., √ерасимова ». ћ., √усева ћ. ё., —мирнов ». ј., —емашко ј. ё., ћоргун ƒ. ¬., яковлев ј. ј., “урдакова ¬. ¬., Ўтильмарк Ќ. ‘.

¬торой выпуск научно-методического сборника Ђ—овременные методические аспекты экологического образовани€ї содержит статьи, отражающие разнообразный опыт организации и проведени€ учебной и исследовательской работы школьников в полевых и городских лагер€х, экспедици€х разных типов.

¬ разделе, посв€щенном экологическим лагер€м, содержитс€ информаци€ о методах организации учебной и познавательно-досуговой де€тельности детей в лагер€х. –ассматриваютс€ различные варианты планировани€ обучени€, организационные аспекты работы педагогов. ќписаны разные формы работы Ч от мониторинга городской среды до природоведческих и краеведчеcких экскурсий в городе.

¬ разделе о зональных экспедици€х рассмотрены модели организации экспедиций в северные таежные и аридные регионы –оссии и в  рым.

»нтересные материалы представлены в разделе Ђ‘ормы работы и методы повышени€ мотивации детей в экологических лагер€х и экспедици€хї (статьи о фотосъемке дл€ юного натуралиста, игровых и гуманитарных методиках работы с разными группами детей).

јвторы статей Ч руководители экологических экспедиций и лагерей, заинтересованные в развитии и распространении собственного профессионального опыта. »здание предназначено дл€ педагогов дополнительного образовани€, учителей школ, натуралистов, организующих экологических лагер€ или экспедиции с детьми и студентами, а также методистов, занимающихс€ вопросами экологического обучени€ и воспитани€.

* * *

—овременные методические аспекты экологического образовани€. ¬ыпуск 3. Ёкологические экскурсии. / ѕод ред. ƒ. ¬. ћоргуна. Ч ћ.: Ђ—оциально-политическа€ мысльї, 2006, 288 с.

јвторский коллектив: Ѕагринцева ё. ј., Ѕаличева ≈. ј., Ѕойко ћ. —., Ѕушев —. ј., ¬еличко —. √., ¬олкова “. ¬., √ор€шко ј., ƒидорчук ћ. ¬., ≈ремкин √. —.,  алашникова ќ. ј.,  амалова ќ. Ќ.,  аркина ≈. ¬., ћоргун ƒ. ¬., Ќиколаева ≈. ¬., —авинов ». ј., —емашко ј. ё., —иднева ≈. Ќ., Ўуваева  . Ќ., ўербакова “. »., яковлев ј. ј.

“ретий выпуск научно-методического ежегодника Ђ—овременные методические аспекты экологического образовани€ї посв€щен теме экологических экскурсий. Ёкскурсионна€ де€тельность в экологическом образовании Ч одна из старейших форм организации учебного процесса, известна€ с начала становлени€ юннатского, а затем экологического детского и молодежного движени€. ¬ сборнике представлена разнообразие форм экскурсионной работы с учащимис€, используемой в насто€щее врем€ в системе общего и дополнительного эколого-биологического образовани€. –ассматриваютс€ основы методики экскурсионного дела и трансформаци€ подходов к нему (1 раздел); темы и формы проведени€ натуралистических экскурсий (2 раздел); экскурсионные маршруты по разным природным сообществам (3 раздел); экскурсии по музейным экспозици€м (4 раздел); и, наконец, методические приемы организации разных типов экскурсий (5 раздел).

¬ сборнике представлены статьи 20 авторов, раскрывающие многообразие подходов к экскурсионной де€тельности. »здание предназначено методистам, педагогам-экологам в системе общего и дополнительного образовани€, натуралистам, провод€щим образовательную работу с детскими коллективами.

* * *

—овременные методические аспекты экологического образовани€. ¬ыпуск 4. Ќатуралистическое образование: традиции и современность. / ѕод общ. ред. ƒ. ¬. ћоргуна. Ч ћ.: ЂЁкопрессї, 2008, 328 с.

јвторский коллектив: Ѕеэр ј. —., Ѕлаговещенска€ ≈. ё., Ѕоголюбов ј. —., √ор€шко ј., ƒунаев ≈. ј., »ванов ј. »., »ванова Ќ. √.,  аплан Ѕ. ћ.,  ор€кин ј. —., ћаслов ј. Ѕ., ћаслов ¬. ј., ћоргун ƒ. ¬., Ќинбург ≈. ј., ќрлова Ћ. ћ., ѕреображенска€ ≈. —., ѕрокудин ј. ј., —мирнов ». ј., “ихомиров ј. ¬., “ихомирова ј. ¬., “ишков ј. ј., ‘едорова ƒ. ј., ’ижн€кова ј. —., ÷вет-ков ј. ¬., Ўаховска€ Ќ.ƒ., яковлев ј. ј.

„етвертый выпуск научно-методического ежегодника Ђ—овременные методические аспекты экологического образовани€ї посв€щен 90-летию юннатского движени€ и дополнительного образовани€ детей. ¬ св€зи с этой пам€тной датой в нем рассматриваютс€ исторические и современные особенности развити€ уникального в мировом масштабе юннатского движени€, представл€ющего собой целостную, органично развивающуюс€ детскую и молодежную субкультуру. ¬ сборнике производитс€ попытка рассмотреть основные ценности и традиции юннатского движени€, проанализировать их преемственность и изменение в современных образовательных и общественных услови€х. ¬ сборник включены статьи о традиционных юннатских и биологических кружках, имеющих многолетнюю историю и составл€ющих ценностное Ђ€дрої движени€ (1 раздел), а также статьи педагогов Ђмолодыхї кружков, прочно и стабильно работающих в течение последних 10 Ц 20 лет и наследующих традиции старейших юннатских коллективов (2 раздел). ¬ сборнике нет претензии на всеобъемлющий охват биологических и юннатских кружков ћосквы, поэтому есть веро€тность, что в нем отсутствует информаци€ о некоторых юннатских объединени€х столицы.

¬ последние годы дополнительное эколого-биологическое образование развиваетс€ также на базе средних школ. ћногие из них имеют статус центра образовани€. “ак, в 3 разделе сборника описаны некоторые подходы к внеурочной учебной биологической де€тельности школьников. »сследовательска€ работа всегда была одним из основных приоритетов юннатского движени€. ѕоэтому становление и современные подходы к научным и учебным исследовани€м юннатов изложены в отдельном 4 разделе книги.

¬ сборнике также особое внимание уделено проблемам, характеризующим современную ситуацию в сфере дополнительного эколого-биологического образовани€ (5 раздел). ¬ частности, в стать€х разных авторов поставлены проблемы: существует ли преемственность и возможно ли наследование образовательных принципов юннатского движени€ в современном дополнительном образовании детей?  акие тенденции современного общества преп€тствуют развитию юннатства?  акими представл€ютс€ перспективы внешкольного эколого-биологического образовани€?

»здание предназначено дл€ работников образовани€ и культуры Ч педагогов, методистов, руководителей биологических учебных объединений и всех, интересующихс€ историей отечественного образовани€.

* * *

‘илиппова —. ¬., 2005. »гровые зан€ти€ дл€ юных любителей природы. Ч ћ.: ћ√—ёЌ, 48 с.

ћетодическое пособие включает материалы дл€ организации досуговой де€тельности детей в начальной школе, подготовительной группе детского сада, а также в учреждени€х дополнительного образовани€: загадки, считалки, сговорки, конкурсы, викторины, Ђаукционыї, подвижные игры и др. ¬ пособии содержатс€ сценарии игровых зан€тий различной тематики. јдресовано широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образовани€, учител€м начальной школы, воспитател€м детских садов, студентам педагогических училищ, колледжей, родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

* * *

‘илиппова —. ¬., 2008. ѕутешестви€ юных натуралистов. »гровые конкурсные программы. Ч ћ.: ћƒЁЅ÷, 52 с.

 нига предназначена дл€ педагогов дополнительного образовани€, работающих с детьми младшего школьного возраста, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дн€, вожатых. ÷ель книги Ч помочь организовать познавательный отдых детей.

¬ книге даютс€ разработки сценариев игровых программ. ¬ игровой форме дети знаком€тс€ с миром природы шести материков.

ѕредставленные материалы рассчитаны на детей младшего и среднего возраста (от 5 до 12 лет).

* * *

‘илиппова —. ¬. »гровые зан€ти€ дл€ юных орнитологов.  нига дл€ всех, кто интересуетс€ птицами. Ч ћ.: ћƒЁЅ÷, 2008. Ч 88 с.

¬ книге представлены учебные зан€ти€ и сценарии меропри€тий, включающие в себ€ игровые задани€, конкурсы и викторины экологического содержани€, объединенные общей темой Ч изучением птиц. ћатериалы книги помогут педагогам в доступной игровой форме познакомить детей с удивительным миром птиц. ¬ процессе игр расшир€етс€ кругозор детей, стимулируютс€ познавательна€ активность и творческие способности.

 нига адресована воспитател€м детских садов, учител€м начальной и средней школ, педагогам дополнительного образовани€ и организаторам досуговых меропри€тий.

* * *

÷ветков ј. ¬. «имн€€ экологи€ копытных млекопитающих ѕодмосковь€. ћ., 2002.

ћетодическое пособие знакомит читател€ с принципами организации и проведени€ работ по изучению численности копытных млекопитающих в зимнее врем€. –ассматриваетс€ техника выполнени€ зимнего маршрутного учета, методика определени€ плотности населени€ копытных по данным учета их экскрементов. „итател€м предлагаетс€ общедоступный вариант моделировани€ ситуации дл€ оценки достоверности выбранной методики обобщени€ учетных данных. ќсобое внимание удел€етс€ методам изучени€ снежного покрова как среды обитани€ животных. ѕредлагаемые методики позвол€ют не только провести учеты копытных, но и познакомитьс€ с некоторыми чертами их поведени€.

¬ пособии подробно описаны методики исследовательских работ, которые могут быть выполнены юными натуралистами разного возраста и уровн€ подготовки. “ематика подобрана таким образом, что работы можно рассматривать как в качестве самосто€тельных исследований, так и в виде составной части комплексного изучени€ зимней экологии копытных, проводимого группой наблюдателей.

»здание предназначено дл€ учащихс€, интересующихс€ биологией и экологией млекопитающих, юных натуралистов, практических исследователей природы; их руководителей, педагогов основного и дополнительного образовани€, использующих в своей работе различные методы полевых исследований.

* * *

Ёкологический мониторинг: концепци€, подходы, роль в образовательных проектах. ”чебно-методическое пособие. / ѕод ред. ƒ. ¬. ћоргуна. Ч ћ.: Ёкопресс, 2008, 140 с.

јвторский коллектив: јргунова ћ. ¬., Ѕезверхова Ќ. ¬., √усейнов ј. Ќ., ћоргун ƒ. ¬., Ќиколаева ≈. ¬., ѕчелкин ј. ¬., –ечкалова Ќ. »., „ертопруд ћ. ¬.

¬ сборнике освещаетс€ концепци€, цели, направлени€ экологической учебной мониторинговой де€тельности; раскрыты основные подходы мониторинга различных сред обитани€ (воды, почвы, атмосферы), изучению сообществ; описаны методы обработки результатов мониторинга. ¬ приложении содержатс€ рекомендации по составлению образовательных программ по мониторингу.

”чебно-методическое пособие предназначено дл€ педагогов школ, учреждений дополнительного образовани€, методистов эколого-образовательных организаций, натуралистов, занимающихс€ изучением природы с учебными коллективами.

* * *

ћатериалы XVII и XVIII ћосковских городских конференций экспедиционных экологических отр€дов учащихс€. / ѕод ред. ƒ. ¬. ћоргуна. ћ., 2004. Ч ћос√ор—ёЌ, 124 с.

—борник содержит материалы научно-образовательных конференций экологических экспедиционных отр€дов 2002 и 2003 гг.

* * *

ћатериалы XIX ћосковской городской конференции экспедиционных экологических отр€дов учащихс€. 2005. / ѕод ред. ƒ. ¬. ћоргуна. Ч ћ.: ћ√—ёЌ, 98 с.

¬ сборнике представлены тезисы сообщений XIX ћосковской городской конференции экспедиционных экологических отр€дов учащихс€, проходившей в но€бре 2004 г. ¬ работе конференции прин€ло участие 127 обучающихс€ из 16 школ и 10 учреждений дополнительного образовани€, учебного объединени€ на базе «оологического музе€ ћ√”, представители учебного объединени€ √осударственного ƒарвиновского музе€. Ѕыли представлены доклады на секци€х ботаники, зоологии, ландшафтной экологии, геологии и палеонтологии, экологии и охраны природы, краеведени€. ¬ сборник вошли сообщени€ по материалам самосто€тельных исследовательских работ обучающихс€, проделанных во врем€ экспедиций в регионах –оссии (в ћурманской, –€занской, ћосковской обл., в  арелии,  раснодарском крае и др., в городах ћоскве, «венигороде,  остроме) и ближнего зарубежь€, а также на различных охран€емых природных территори€х.

»здание предназначено преподавател€м и руководител€м экспедиций и практик (педагогам школьного и дополнительного образовани€), юным натуралистам, биологам разных профилей.

* * *

ћатериалы XX ћосковской городской конференции экспедиционных экологических отр€дов учащихс€. 2006. / ѕод ред. ƒ. ¬. ћоргуна. Ч ћ.: ћ√—ёЌ, 108 с.

¬ сборнике представлены тезисы сообщений XX ћосковской городской конференции экспедиционных экологических отр€дов учащихс€, проходившей в декабре 2005 г. Ќа конференции прошла работа 7 секций (зоологии, ботаники, орнитологии, ландшафтной экологии, геологии и палеонтологии, краеведени€, экологии и охраны природы). ¬сего в работе конференции прин€ло участие 145 обучающихс€ из 16 учреждений дополнительного образовани€ и 20 общеобразовательных школ. ѕредставлены результаты экспедиций, проходивших в ÷ентральной –оссии, на  авказе, в  рыму, —ибири и других регионах.

»здание предназначено преподавател€м и руководител€м экспедиций и практик (педагогам школьного и дополнительного образовани€), юным натуралистам, биологам разных профилей.

* * *

ћатериалы XXII ћосковской городской конференции экспедиционных экологических отр€дов учащихс€. 2008. / ѕод ред. ƒ. ¬. ћоргуна, ё. ј. Ѕагринцевой. Ч ћ.: ћ√—ёЌ, 80 с.

¬ сборнике представлены тезисы сообщений XXII ћосковской городской конференции экспедиционных экологических отр€дов учащихс€, проходившей в декабре 2007 г. Ќа конференции прошла работа 7 секций (ботаники, зоологии беспозвоночных, зоологии позвоночных, геологии и палеонтологии, ландшафтной экологии, краеведени€, экологии и охраны природы). ¬сего в работе конференции прин€ло участие 118 обучающихс€ из 9 учреждений дополнительного образовани€ и 30 общеобразовательных школ. ѕредставлены результаты экспедиций, проходивших в ÷ентральной –оссии, на  авказе, в  рыму, —ибири и других регионах.

»здание предназначено преподавател€м и руководител€м экспедиций и практик (педагогам школьного и дополнительного образовани€), юным натуралистам, биологам разных профилей.


ћќ— ќ¬— »… ƒ≈“— »… Ё ќЋќ√ќ-Ѕ»ќЋќ√»„≈— »… ÷≈Ќ“– (”„–≈∆ƒ≈Ќ»≈ ƒќѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ√ќ Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я)

ћосква, ул. ќдесска€, 12а, 318-18-77, www.mgsun.ru

 онтактна€ информаци€ дл€ получени€ изданий: по тел. (495) 318-18-77, mgsun.edu@mail.ru (Ќаучно-методический отдел).



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019