јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

”правление образовани€ администрации —тарооскольского городского округа
ћуниципальное образовательное учреждение дополнительного образовани€ детей
Ђƒетский эколого-биологический центрї

Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€

јвторы: —тепанова ¬ера ¬асильевна (заместитель директора), „епрасова ќльга »вановна (педагог-организатор)

—тарый ќскол Ч 2011

ќпыт работы по экологическому образованию муниципального образовательного учреждени€ Ђƒетский эколого-биологический центрї показывает, что экологическа€ подготовка обучающихс€ сводитс€ к приобретению функционального знани€, реально востребованного практикой взаимодействи€ человека с природой. «адача Ч вернуть человека в природу не гегемоном, а равноправным ее партнером Ч заставл€ет искать новые формы и методы обучени€.

ƒл€ достижени€ этой цели важна опора на эмоциональное неравнодушие каждого ребенка к природе и истории кра€. Ётому способствует непосредственное общение с природой: экскурсии, уроки в парке, прогулки, проведение исследований.

јктуальность нашей работы заключаетс€ в разработке системы просветительско-пропагандистской, экскурсионной и исследовательской де€тельности через экологическую тропу Ђ¬осьмое чудо светаї в дендропарке Ђ»льиныї, который в 2009 году был благоустроен и вошЄл €рким событием в жизнь города. ¬ св€зи с этим расширилась образовательна€ среда дл€ юннатов образовательных учреждений —тарооскольского городского округа. ” реб€т по€вилась возможность познакомитьс€ с экзотическими растени€ми в природной обстановке, провести исследовани€ в особо охран€емой природной территории. ј ведь изучение родного кра€ Ч это основа экологического воспитани€.  огда человек знает об уникальности того или иного объекта, он подумает: вот это надо беречь, потому что это редкость.

«накомство с растени€ми на сто€нке Ђѕриродна€ кладова€ї

«накомство с растени€ми на сто€нке Ђѕриродна€ кладова€ї

 ак известно, дендропарки €вл€ютс€ резерватами интродуцированных растений, и нашей целью было донести идею сохранени€ редких экзотических растений до посетителей дендропарка. –абота€ над совершенствованием форм и методов экологического воспитани€ и просвещени€, педагоги дополнительного образовани€ центра умело сочетают организаторскую и воспитательную де€тельность, которые наход€т выход в обзорных и тематических экскурси€х по экологической тропе Ђ¬осьмое чудо светаї, природоохранных акци€х, массовых меропри€ти€х.

ƒе€тельность ћќ” ƒќƒ Ђƒетский эколого-биологический центрї заключаетс€ в организации и координации исследовательской и массовой работы в образовательных учреждени€х города, оказании консультативной помощи экскурсоводам в решении методических и воспитательных проблем, создании и развитии условий дл€ вы€влени€ юных исследователей среди обучающихс€.

ƒендропарк Ђ»льиныї Ч это совместна€ модель взаимодействи€ администрации —тарооскольского городского округа, управлени€ образовани€, детского эколого-биологического центра, муниципального унитарного предпри€ти€ Ђ«еленстройї, охранного образовательного учреждени€ Ђ—тарооскольское лесничествої по формированию личности школьника высокого уровн€ экологической культуры.

—оздава€ систему взаимодействи€, мы стремились к тому, чтобы теоретические разработки получили воплощение в педагогической практике. ѕриоритет отдавалс€ формам работы, которые основаны на детских инициативах, на организации их творческого досуга и приобретении социального опыта, содейству€ вы€влению и развитию исследовательских талантов обучающихс€. Ёто позволило разработать экологическую тропу Ђ¬осьмое чудо светаї в дендропарке, котора€ стала просветительской площадкой дл€ формировани€ экологической культуры школьников и жителей —тароосколь€.

Ёкскурсии по экологической тропе Ђ¬осьмое чудо светаї Ч нова€ форма обучени€ дл€ нашего центра и она несет главную познавательную и просветительскую нагрузку. ћаршрут и описание тропы, разработанные экологическим отр€дом Ђѕоискї ћќ” ƒќƒ Ђƒетский эколого-биологический центрї вошли в паспорт экологической тропы Ђ¬осьмое чудо светаї.

 арта маршрута экологической тропы ¬осьмое чудо света

Ёкскурси€ €вл€етс€ древней формой образовани€. ¬ современной педагогике она считаетс€ вспомогательной формой учебной работы. ƒл€ разработки сто€нок и экскурсии по экологической тропе Ђ¬осьмое чудо светаї были привлечены творческие педагоги ƒетского эколого-биологического центра, а также учител€ школ города, их лучшие обучающиес€. —одержание своей экскурсии каждый педагог наполнил не только интересными сведени€ми о биологических особенност€х древесно Ч кустарниковой растительности и их хоз€йственном значении, но и тончайшими детал€ми использовани€ плодов, листьев, хвои, древесины в пище и народной медицине (приложение 3).

Ќаучные данные разбавл€лись поучительными легендами и сказками о деревь€х. ¬ течение но€бр€-марта 2009-2010 года педагогами ћќ” ƒќƒ ЂƒЁЅ÷ї разработана сери€ тематических экскурсий о биологических особенност€х деревьев нашего кра€: Ђ—кромница ольхаї, ЂЅелоствольна€ березаї, Ђ—имвол силы Ч дубї, Ђƒерево- горожанинї, Ђ«дравствуй, соснаї.

“ака€ нужна€ информаци€ собиралась, буквально, по крупицам из научной, попул€рной, учебной литературы, »нтернет. ¬ результате у каждого экскурсовода получилась сво€, индивидуальна€ экскурси€ дл€ определенного возраста детей, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы от обучающихс€, учителей и общественности.

«а 2009-2010 год дендропарк посетило 4826 человек. ѕроведено более 250 экскурсий. —реди посетителей дендропарка: обучающиес€ школ Ч 3500 человек, инвалиды и многодетные семьи Ч 343 человека, ветераны ¬еликой ќтечественной ¬ойны, ветераны труда Ч 155 человек, делегации из других районов Ѕелгородской области Ч 928 человек (приложение 4,5).

Ёкскурси€ по экологической тропе Ђ¬осьмое чудо светаї

Ёкскурси€ по экологической тропе Ђ¬осьмое чудо светаї

¬ мае 2010 года были организованы экскурсии и чаепити€ дл€ ветеранов ¬еликой ќтечественной ¬ойны, ветеранов труда и тыла. » это замечательно, ведь Ђ«елена€ жемчужина —тароосколь€ї с каждым днем становитс€ все попул€рнее дл€ старооскольцев.

 ак показало врем€, наиболее сложным видом де€тельности в экологическом воспитании €вл€етс€ умение вести пропаганду экологических идей. –азвитие такого умени€ неотделимо от овладени€ обучающимис€ опытом организаторской работы. Ѕолее высокий педагогический эффект наблюдаетс€ в том случае, когда обучающиес€ сами планируют, организуют работу, выступают с пропагандой экологических идей. ¬ этом случае наиболее способные и подготовленные ученики выступают в роли экскурсоводов.

ѕо итогам экскурсий подготовлена и проведена городска€ викторина Ђ„то ты знаешь о дендропарке?ї и творческие конкурсы: художественный Ђя рисую дендропаркї, литературный конкурс Ђƒендропарк глазами детейї дл€ обучающихс€ школ —тарооскольского городского округа через муниципальные газеты Ђќскольский крайї и газету старооскольских школьников Ђ¬еснушкаї (приложение 6,7, 8).

÷ель таких меропри€тий Ч развитие познавательной, творческой и общественной активности обучающихс€ через возможность отразить свои впечатлени€ о дендропарке, вы€вление и поощрение обучающихс€, имеющих творческий потенциал и знани€, полученные в дендропарке на экологической тропе Ђ¬осьмое чудо светаї. ќрганизаци€ таких форм проводилась в комплексе в рамках акций Ђƒни защиты от экологической опасностиї.

 омплексное и творческое использование в нашей практике различных методов, форм и видов практической де€тельности призвано существенно содействовать обогащению методики экологического просвещени€ и, как результат, формированию экологической культуры у подростков. ѕрактическа€ де€тельность как один из путей формировани€ экологической культуры €вл€етс€ наиболее рациональным средством в познании общих закономерностей природы. Ќепосредственный контакт с природой и де€тельностью людей обеспечивает прочность и глубину знаний подростков, дает возможность св€зать теорию с практикой, позвол€ет учащимс€ овладеть р€дом практических навыков и умений, которые имеют значение дл€ охраны природы, способствует профессиональной направленности обучающихс€. ¬ практической де€тельности раскрываютс€ конкретные примеры применени€ научных положений, законов с учетом конкретных (местных) условий и формируютс€ пон€ти€ о научных основах хоз€йственной де€тельности. ѕродуктивна€ работа по формированию экологической культуры посредством практической де€тельности, может быть осуществлена не только в рамках классно-урочной работы, но и во внеурочное врем€.

”рок в Ђ «елЄном классеї дл€ обучающихс€   начальных классов

”рок в Ђ«елЄном классеї дл€ обучающихс€ начальных классов

ƒендропарк представл€ет собой экосистему, на которой образованы устойчивые сообщества растений, животных, сформированы уникальные климатические услови€ и почва, что представл€ет интерес дл€ проведени€ серьезной научно-исследовательской де€тельности. ѕод руководством педагогов дополнительного образовани€ юные исследователи, юные лесоводы начали работу по экологическому мониторингу древесно Ч кустарниковой и трав€нистой растительности дендропарка в цел€х охраны здоровь€ посетителей, улучшени€ окружающей среды и развити€ экологической грамотности обучающихс€, дл€ прогнозировани€ будущего дендропарка.

  • 1. ЂЁколого-биологические особенности голосеменных растений дендропарка Ђ»льиныї и перспективы их использовани€ в озеленении города —тарый ќсколї.
  • 2. Ђ»зучение состо€ни€ трав€нистой растительности дендропарка Ђ»льиныї при активизации рекреационного использовани€ї.
  • 3. ЂЁкологическа€ оценка состо€ни€ лихенофлоры дендропарка Ђ»льиныї.
  • 4. ЂЅолезни деревьев дендропарка Ђ»льиныї.

ѕри детальном исследовании древесной растительности были вы€влены больные деревь€. ѕо вы€вленным показател€м и критери€м юные экологи рекомендовали специалистам ћ”ѕ Ђ«еленстройї включить эти деревь€ в акт на санитарно-оздоровительные меропри€ти€. “акже было определено, что трав€ниста€ растительность представлена 60 видами, из которых 72% используютс€ в народной медицине.

–езультаты исследовательских работ мы передали в муниципальное унитарное предпри€тие Ђ«еленстройї дл€ осуществлени€ мер по сохранению и восстановлению видов растительности и созданию в дендропарке объектов зеленого строительства с учетом современных требований садово-парковой ландшафтной архитектуры.

јктуальность и практическа€ значимость исследовательской работы ЂЅолезни деревьев дендропарка Ђ»льиныї была отмечена на ’I ¬сероссийской телеконференции Ђѕрироду –оссии сохран€т дети!ї ( II призовое место, г. ћосква, 2009 год), I’ ћеждународной научно-практической конференции школьников Ђќќѕ“: состо€ние, проблемы и перспективы развити€ї (грамота, √ѕ« ЂЅелогорьеї, 2010 год), на региональном экологическом форуме Ђ«елена€ планета Ч 2010ї (II место, Ѕелгород, 2010 год) (приложение 9), областном юниорском лесном конкурсе Ђѕодростї в рамках фестивал€ ЂЌаука. “ворчество. –азвитиеї (1 место, г. Ѕелгород, 2011 год).

”читыва€ практическую значимость исследований обучающихс€ в области охраны и защиты древесно-кустарниковой и трав€нистой растительности дендропарка от болезней, от антропогенного воздействи€, позволило муниципальному унитарному предпри€тию Ђ«еленстройї в своей работе использовать их в цел€х благоустройства и оздоровлени€ состо€ни€ дендропарка и создани€ объектов зеленого строительства с учетом современных требований садово-парковой ландшафтной архитектуры.

¬ 2010-2011 учебном году начата€ работа по изучению природного и культурного наследи€ территории дендропарка продолжаетс€:

  • 1. Ђћониторинг экзотических растений дендропаркаї, ћќ” Ђ—ќЎ є11ї.
  • 2. Ђ»зучение состо€ни€ трав€нистой растительности дендропарка Ђ»льиныї при активизации рекреационного использовани€ї.
  • 3. Ђќценка устойчивости хвойных растений к антропогенному вли€ниюї.
  • 4. ЂЋесовод Ч исследователь дендропарка Ђ»льиныї.
  • 5. Ђ—амое красивое дерево дендропарка Ђ»льиныї (дуб черешчатый).
  • 6. Ђ¬идовой состав насекомых дендропарка Ђ»льиныї.

ѕо нашему мнению, практическа€ де€тельность учащихс€, направленна€ на формирование их экологической культуры, должна затрагивать все стороны де€тельности, св€занные с охраной природы Ч сохранение, умножение, восстановление, воссоздание природных богатств, изучение природы и ее состо€ни€, пропаганду идей охраны природы.

ѕриродоохранна€ де€тельность способствует формированию убеждени€ у обучающихс€ в необходимости природоохранной де€тельности, воспитанию гражданской ответственности по отношению к природе; вы работке умени€ выполн€ть общественно-полезную работу по охране окружающей среды.

ѕриродоохранна€ работа в дендропарке проходит в рамках городской природоохранной акции ЂЅерем под свою защитуї. Ќепременным условием дл€ этого нужно, чтобы у обучающихс€ было осознание полезности труда, основанное на научном знании и практической оценке его результатов. ¬ формах, методах и приемах организации практической де€тельности по экологическому воспитанию заложены большие возможности формировани€ и развити€ у обучающихс€ познавательных способностей, которые содействуют активному усвоению экологических знаний, выработке умений и навыков по охране природы. ¬ 2010 году были высажены кустарники в акции Ђ65 деревьев дл€ ветерановї в честь дн€ ¬еликой ѕобеды и здесь большую помощь оказали отр€ды школьных лесничеств Ђ Ѕерендеиї, Ђ»вушкаї, ЂЅерезкаї.

ѕроведена работа по сбору желудей дуба красного, сем€н кизила, разных видов барбариса (приложение 10). Ќа базе учебно-опытного участка ЂƒЁЅ÷ї заложен питомник площадью 20 м2 дл€ выращивани€ посадочного материала.

¬ течение 2009-10 года в дендропарке были организованы природоохранные акции: Ђћы чистим дендропаркї, Ђѕосади свое дерево в дендропаркеї, Ђ ормушка и корм дл€ птиц дендропаркаї (приложение 11, 12 13).

ќбобщенные материалы исследовательской и природоохранной де€тельности были оформлены и представлены общественности на городском празднике Ђћарш парков Ч 2010ї, где подводились итоги работы по дендропарку Ђ»льиныї (приложение 14).

ћатериалы по просвещению, разработанные на основе экологической тропы, активно участвуют в эксперименте по формированию экологической культуры обучающихс€ в рамках регионального эксперимента Ђ–азвитие экспериментальной культуры обучающихс€ в учреждени€х дополнительного образовани€ детей эколого-биологической направленностиї под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Ѕелгородского государственного университета  учеровой ќ. ≈. , распростран€ютс€ через участие в городских семинарах, курсах повышени€ квалификации учителей биологии, экологии, химии. ѕаспорт экологической тропы, путеводитель по дендропарку и макет экологической тропы Ђ¬осьмое чудо светаї прин€ли участие в региональной выставке методических материалов.

√отовитс€ сборник творческих работ Ђ–адуга впечатлений от встречи с дендропаркомї куда войдут рисунки и стихи победителей конкурсов.

»нформаци€ о проводимой де€тельности в дендропарке Ђ»льиныї, организуемые викторины и конкурсы дл€ обучающихс€ школ своевременно размещаютс€ в средствах массовой информации и на сайте администрации —тарооскольского городского округа (ѕриложение 15).

»нтерес местного населени€ и обучающихс€ к дендропарку, к экологической тропе Ђ¬осьмое чудо светаї с каждым годом возрастает, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы посетителей дендропарка (приложение 16).

ѕриложение 1

ѕаспорт
на экологическую тропу Ђ¬осьмое чудо светаї

1. ћестоположение: экологическа€ тропа Ђ¬осьмое чудо светаї была создана 2009 году в дендропарке Ђ»льиныї экологическим отр€дом Ђѕоискї ћќ” ƒќƒ Ђƒетский эколого-биологический центрї в северо-восточной части —тарооскольского района Ѕелгородской области. ≈Є прот€женность 800 метров.

ƒендрологический парк в хуторе Ђ»льиныї был заложен в 1975 году в 75 квартале урочища Ђ«аубл€ї по инициативе директора —тарооскольского мехлесхоза ¬.ј.∆мыхова, главного лесничего Ќ.¬.«ыбенко и инженера лесовосстановлени€ ќ.—.≈горовой. ѕлощадь парковой зоны составл€ет 2,3 га.

÷ель его закладки Ч акклиматизаци€ кустарников и деревьев, получение сем€н дл€ дальнейшего распространени€ и посадки на территории нашего кра€. ¬ большом количестве саженцы привозили из ћосковской, ¬оронежской,  урской, Ћипетцкой областей, с ƒальнего ¬остока и из других регионов страны. ¬сего на участке было высажено более 120 видов различных деревьев и кустарников. —ейчас в дендропарке произрастает более 70 видов различных деревьев и кустарников. ¬ их числе экзотические дл€ нашей местности, завезенные из других природно Ч климатических зон.

2. ѕроезд: автобусом є 333 ост. јптека Ч м-н —туденческий Ч ост. ƒом книги Ч ул. Ћенина Ч сад ѕенсионеров Ч м-н ∆укова Ч ост. ћолодежна€ Ч пр-т ћеталлургов Ч ост. ƒом св€зи Ч м-н —тепной Ч ул. —талеваров Ч дендропарк Ђ»льиныї (хутор Ђ»льиныї)

3. «емлепользователь экологической тропы: государственный лесной фонд, ќ√” Ђ—тарооскольское лесничествої

4. Ќаличие постановлений органов власти о создании экологической тропы: постановление главы администрации —тарооскольского городского округа

5. Ќазначение экологической тропы: обзорные и тематические экскурсии, зона отдыха дл€ горожан и посещени€ школьников, база дл€ проведени€ научно-исследовательских, практических работ и распространени€ элементов экологической культуры среди различных слоев населени€

6.  раткое описание границ маршрута: маршрут линейный 1. √ренадеры леса > ё« 150 м > 2. ¬ечнозеленое кружево > —« 20 м > 3. Ћесной богатырь > —« 30 м > 4. “равушка > муравушка > —¬ 50 м > 5. ѕриродна€ кладова€ > ё« 50 м > —¬ 20 м > 6. ћы из стали > ё« 20м > —¬ 50 м > ё« 20 м > 7. «аморское чудо > —¬ 10м > ё« 150 м > 8 Ќадежные попутчики > —¬ 200м > 1. √ренадеры леса

7. »сторические сведени€ об окружающей природной среде: ¬ физико-географическом отношении —тарооскольский район расположен в южной части —реднерусской возвышенности. —овременна€ территори€ ѕриосколь€ представл€ет собой всхолмленную равнину, изрезанную оврагами, балками и речными долинами. Ќаиболее возвышенной частью территории €вл€етс€ междуречье рек ќскол и ее притока ќсколец. Ёто холмы с относительным превышением 80 м и абсолютной отметкой в районе участка дендропарка до 180 м.

ѕочвы участка по своему составу супесчаные с гумусовым горизонтом 70-80 см и относ€тс€ к выщелоченным черноземам.

 лимат района умеренно-континентальный, с умеренно-холодной зимой и жарким летом. јбсолютный годовой минимум температур Ч 36—, а абсолютный годовой максимум + 41 —. —реднегодова€ температура + 8,3—. ¬ районе, по результатам исследований 2000 года, господствуют ветры восточного направлени€.

¬ экономическом отношении район €вл€етс€ промышленно-развитым. ¬ 20 км в юго-западном направлении от хутора Ђ»льиныї расположены карьеры Ћебединского —тойленского √ќ ов, завод машиностроени€, цементный завод. Ќа юго-востоке в 15 км ќскольский элекрометаллургический комбинат.

ѕриродные услови€ лесостепи оказали специализацию сельского хоз€йства: развитие растениеводства и животноводства. “ерритори€ —тароосколь€ малолесиста€ (менее 15%). ≈стественные многолетние насаждени€ урочища Ђ«аубл€ї, в основном (более 60%) представлены смешанными лесами как семенного, так и порослевого происхождени€: дуб, клен, береза, осина.

»скусственно посаженные леса состо€т из хвойных и лиственных пород: сосны, березы, клена, топол€. —основые леса были высажены лесоводами —тарооскольского мехлесхоза (ј.ћ.ѕолуэктов, ј.».—еминожко) в послевоенные годы на значительных территори€х, дл€ защиты сел —тароосколь€ от пыльных и песчаных бурь. —основые леса улучшили микроклимат, способствовали повышению урожайности сельхозкультур.

8. ќписание экскурсионных объектов на маршруте: описание дано в приложении

9. —осто€ние экологической тропы Ч хорошее

10. –ежим пользовани€:

а) виды и характер пользовани€:

“аблица 1 ƒействующие виды использовани€ экологической тропы

є п/п ¬иды использовани€ экологической тропы

ƒействующие

ѕримечани€

1

2

3

4

5

6

7

8

ѕешие прогулки

ќтдых в благоустроенных местах (беседки, скамейки)

ќбзорна€ экскурси€ по экологической тропе Ђ¬осьмое чудо светаї

”роки в зеленом классе

“ематические экскурсии

“ропа здоровь€

Ќаучно-исследовательска€ де€тельность обучающихс€

ѕриродоохранные экологические акции

+

+

+

+

 

+

+

+

 

–азрабатываютс€

б) запрещаетс€: заезд автомашин, выпас скота, отдых с разведением костров, сбор природного материала, грибов, €год, лекарственных трав

11. Ќеобходимые меропри€ти€:

“аблица 2. ћеропри€ти€ по охране и восстановлению экологической тропы

є п/п ћеропри€ти€ по охране и восстановлению экологической тропы  оличество —осто€ние
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

—анитарные рубки

Ќовые посадки

»скусственные гнездовани€ дл€ птиц

”крыти€ от дожд€ (навесы, беседки)

”крепление дорожно-тропиночной сети

ћусоросборники

јншлаги Ч указатели

 ормушки

»нформационные стенды

Ѕортни дл€ пчел

ѕроведена

«аложены

2

2

800

7

8 штук

7

3

1

’орошее

’орошее

12. ќхрану маршрута осуществл€ет: государственна€ лесна€ инспекци€, „ѕ Ђ«ащитаї

13. Ўефствующие учреждени€: экологический отр€д Ђѕоискї ћќ” ƒќƒ Ђƒетский эколого-биологический центрї, школьные лесничества Ч ЂЅерендеиї ћќ” ЂќќЎ є 17ї, ЂЅерезкаї ћќ” Ђ—ќЎ є24ї, Ђ»вушкаї ћќ” Ђ—ќЎ є 11ї, Ђƒубравушкаї ћќ” Ђ √имнази€ є18ї

14. ћаршрут разработки: ѕриложение 1.  арта-схема маршрута экологической тропы Ђ¬осьмое чудо светаї

15. “ропа создана: 2009 год

16.  онсультанты: «инченко ¬ладимир ёрьевич, начальник отдела, главный лесничий, старший государственный лесной инспектор, директор ќ√” Ђ—тарооскольское лесничествої, ўербакова јлександра јлексеевна, инженер по лесосырьевым ресурса ћ”ѕ Ђ«еленстройї.



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019