Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:
Объявления:
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
---
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
[ sp
Прохождение ПТМ для сотрудников торговли, а также общественного питания обусловлен законом РФ
]
: ml об
:
{ lf
}
О.В.Глушенков ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА ПО БИОЛОГИИ диссертация на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук
Сложность выявления формирования картины мира
в умах учащихся состоит в том, что этот процесс не
соотносится напрямую с простым накоплением
знаний и наращивание суммы знаний не приводит к
формированию соответствующей картины мира.
Сформированность и целостность той или иной КМ у
учащихся может быть выявлена через их
мировосприятие, его категориальную структуру.
Структуры мировосприятия ребенка динамичны.
Категории мировосприятия и тесно связанный с ним
преобладающий способ восприятия
действительности подвержены изменениям в
процессе индивидуального развития. Поэтому,
исследовательские методики должны максимально
отражать совокупность ценностей, установок,
знаний и других психологических феноменов,
представленных в преобладающем способе
восприятия мира ребенком, с одной стороны, а
также универсальные и половозрастные архетипы
бессознательного, с другой.
Таким требованиям, на наш взгляд, отвечает
методика изучения компонентов мировосприятия
посредством выявления смысловых единиц
(категорий) информации разработанная
С.В.Тарасовым и непосредственно направленная на
получение информации о
социально-психологических компонентах сознания,
образующих картину мира [171, 172].
С.В.Тарасов, обобщая результаты отечественных и
зарубежных исследований возрастных и
социокультурных особенностей детского
мировосприятия, проведенных М. Мидом, Ж. Пиаже,
Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, И.С. Коном, B.C.
Шубинским и др., определяет детскоемировосприятие
«как целостность относительно устойчивых схем,
способов поведения, чувствования, мышления,
видения окружающего мира, присущих отдельному
ребенку или детским половозрастным,
этнокультурным и социокультурным группам» [173.
С.33].
В основе методики, разработанной С.В. Тарасовым,
лежит изучение процесса применения человеком
категорий при описании (оценивании) себя и
окружающего мира. «В детском мировосприятии
находят отражение специфические для
определенной культурной или социальной среды
механизмы социализации, выражающиеся в
преобладающем для той или иной группы способе
восприятия мира, проявляющихся в
соответствующих категориальных структурах.
Выявляются и анализируются смысловые единицы
информации, которые сообщает учащийся в ответ на
предъявление стимульного материала» [173.С.33].
В человеческом языке существуют слова-символы,
которые могут являться своеобразными «ключами»
к различным структурам сознания. Слова-символы
могут вступать во взаимодействие с кодами
сознания, заключающими в себе универсальное
(общечеловеческое), социокультурное и личностное
содержание.
В результате взаимодействия слов-символов со
структурами сознания человека рождается текст
(письменный или устный), в котором исследователь
может выявить смысловые единицы (категории
мировосприятия).
Категории могут отражать язык науки (философии,
психологии, физики и др.) и язык обычных
представлений о мире. В интересах изучения
категориального строя сознания конкретно
школьников, которые только с возрастом
овладевают научными категориями, С.В. Тарасов в
качестве стимульного материала выбрал слова,
обозначающие стихии природы, первоосновы мира,
как в мифологических представлениях, так и в
некоторых философских учениях: небо, земля,
огонь, воздух, вода, звезды. Такие слова-символы
заключают в себе содержание, связанное с
индивидуально-биографическим и
культурно-историческим опытом.
Задание, позволяющее выявить категориальную
структуру мировосприятия конкретного школьника,
формулируется следующим образом: составьте
небольшой рассказ, сочинение либо несколько не
связанных между собой по смыслу предложений, в
которые необходимо включить следующие слова:
огонь, небо, вода, звезды, земля, воздух. Такой
вариант задания, в котором не предполагается
жесткая ориентация на обязательную рефлексию в
отличие, например, от задания такого типа:
«Продолжить предложение — (Когда смотрю на пламя
огня, думаю (чувствую)...», дает возможность
выявить количество учащихся, действительно
откликнувшихся на стимул, то есть отразивших в
тексте довольно четко смысловые единицы.
Анализ полученной информации приоткрывает
образно-смысловой тезаурус человека,
предоставляет возможности для
объективизированного изучения категориальных
структур мировосприятия.
В соответствии с целью и задачами нашего
исследования мы сочли возможным расширить
тактическое применение предлагаемой методики в
плане изучения более конкретных направлений, для
чего потребовалось развитие некоторых ее
пунктов и разработка новых.
Сторонники глобального образования, к каковым
относится и С.В.Тарасов, считают основной целью
современной школы образование у школьника
целостной картины мира [1]. В выводах своего
заключительного исследования С.В.Тарасовым [174.
С.26, 27] уделено много внимания становлению
целостного мировосприятия, но мы не во всем
согласны с некоторыми ее трактовками. В
частности, с трактовкой становления целостного
мировосприятия на основе анализа эволюции в
соответствии с возрастом лишь одной из категорий
мировосприятия – «целостности», изначально
обозначаемой как «единение». Под этой категорией
исследователь подразумевает и такие компоненты
как «взаимосвязь», «гармония», «единство»,
«часть целого», «сопричастность». Обработка и
анализ полученного нами экспериментального
материала показали, что данная категория в
большей степени характеризует особенность
восприятия объекта школьниками, через
непосредственное участие в рассуждениях,
поэтому наиболее удачным по смыслу названием
категории мы считаем «сопричастность», в крайнем
случае «единение», но, ни как не «целостность».
«Целостность» как категория мировосприятия и
«целостность мировосприятия», это не одно и то
же. Во втором случае целостность выступает как
феномен. Целостное мировосприятие – восприятие
мира в рамках одной категориальной.
Категории содержат смыслы, составляющие
картину мира. Мы считаем, что представление о
мире, может быть как целостным, так и дискретным и
на прагматической, и на эстетической, и на
образной и других основах. То есть, мы можем
воспринимать мир, как средство для деятельности
и жизни, или как красоту, совершенство, или же, как
нечто фантастическое, сказочное, но при этом
целостным или дискретным. Следовательно, оценка
феномена целостности должна проводиться
несколько по-другому. Актуализацию феномена
целостности, при использовании данной методики
мы видим в смысловой целостности идеи
представленных текстов, подаче их в едином ключе,
независимо от категориального проявления
мировосприятия. Целостная картина мира –
когнитивная непротиворечивая, внутренне
согласованная целостная модель мира,
формируемая на основе одной, устоявшейся в
подсознании, категориальной структуры
мировосприятия.
Совершенствование методики в последующих
работах привело автора к нежелательной на наш
взгляд, излишней дробности категорий восприятия
[173, 174]. Об этом свидетельствует незначительность
доли участия каждой такой категории в
категориальной структуре мировосприятия,
выделяемой по наличию одного значимого слова.
Изначально заложенную автором многозначность
некоторых категорий, мы считаем более
правильной. В своем анализе мы уходим от
излишнего дробления, концентрируя смысловые
единицы в основных категориях мировосприятия,
определенных автором. Возвращение к
первоначальному названию категории «единение»
позволило ассоциировать туда все смысловые
единицы, в которых четко прослеживается
непосредственное участие субъекта (присутствие
«я», «мы» в описании событий, актуализирующих
категорию «сопричастность»). Мы объединили в
одну категорию «опасность», такие проявления в
восприятии мира как «страх», «катастрофичность»,
«экологическая опасность». Сочли логичным в
категорию «образ» включить не только сказочные
образы, анимистические и религиозные
представления, но некоторые натурфилософские
воззрения, диктуемые самим набором стимульных
слов, литературные образы, фантастические и
загадочные представления. Категория «красота»
включает в себя любое восхищение миром,
признание в любви к нему. Наличие значительного
массива смысловых единиц, в которых
констатируется факт, как сам собой разумеющийся,
привело нас к необходимости выделения из
категории «польза», подразумевающей
прагматическое отношение к жизни, категорию,
характеризующую мир таковым, каков он есть. Сам
автор методики, не выделив эту категорию,
вынужден обуславливать ее реальность при
возрастной периодизации смены
актуализированных картин мира. Категория
«сопоставление» позволила объединить
оставшиеся компоненты восприятие мира в его
различиях, протяженности, бесконечности, с его
противоречиями и противопоставлениями. Еще раз
отметим, что доля редких категорий столь
незначительна, что при объединении их с
основными соответствующими категориями, она не
оказывает практически никакого влияния на их
соотношение (Таблица 4).
Таблица 4. Основные категории
мировосприятия школьников
Категории мировосприятия
Примеры
1. «Польза» («прагматизм», мир как средство для
жизни, деятельности и отдыха)
Огонь можно затушить водой (6 кл.); Земля дарит
людям жизнь, огонь – тепло, вода – наслаждение и
утоление жажды (7 кл.); Без воды человек не может
жить (8 кл.); Вода – средство выживания (7 кл.); Земля
кормит человека (9 кл.); Земля дает нам много пищи.
Огонь дает нам тепло. Вода может потушить огонь и
напоить землю (9 кл.); Растения обитающие в разных
уголках мира нуждаются в воде (8 к.)
2. «Красота» (мир как нечто прекрасное,
великолепное, совершенное, чудесное; восхищение
миром признание в любви к нему)
Вечер был прекрасный! На небе загорелись
звезды. Слышны были звуки воды. И наш огонь
освещал землю. (7 кл.); Земля очень красивая
планета. С земли приятно смотреть на небо
усыпанное звездами. Вода немного искажает это
изображение, но дрожащий в воде свет звезд
прекрасен (8 кл.); Я люблю, когда на небе
много-много звезд, ведь всматриваться в них и
просто мечтать – это так здорово! (10 кл.); Сегодня
такое прекрасное и чистое небо, что душа радуется
(10 кл.);
3. «Образ» (мир как нечто сказочное,
мифическо-философское, фантастическое,
загадочное, таинственное)
Четыре стихии – небо, земля, огонь и вода (7, 8, 9
, 10, 11 кл.); Когда я смотрю на звезды, я вспоминаю
стихии: землю, огонь, воду (6 кл.); Однажды небо,
земля, огонь, вода и звезды приехали в эколагерь.
Они поселились в одну палатку и им было очень
весело… вот так образовалась планета Земля…(7
кл.); Огонь – это стихия овнов, и моя тоже ( 8 кл).
4. «Отстраненность» (присоединение к мнению
других о мире; приписывание собственных
восприятий мира кому-либо или чему-либо)
Считается, что в воде стала образовываться
жизнь (8 кл.); Группа туристов сидела у огня и
любовалась звездами (10 кл.); Алхимики в древние
времена выделили пять основных элементов в
природе – воздух, земля, огонь, вода и еще один
элемент. (11 кл.); Люди многое могут узнать по
звездам, в том числе и судьбу (7 кл); Она смотрела
на небо, стоя на земле, и заворожено любовалась
звездами. И почему-то думала, что ей ближе: огонь
или вода? (10 кл.)
5. «Факт» (мир таков, какой есть)
Земля вращается вокруг своей оси. Небо
голубого цвета. (5 кл);На небе собрались облака.
Земля сегодня очень сырая. Огонь горит очень ярко
(6 кл.); На Земле много разнообразных животных (8
кл.); Небо голубое. Земля холодная. Вода
прозрачная.(10 кл.); В небе летают птицы. На земле
живут люди. В огне горят дрова. (10 кл.); Небо днем
голубое, а ночью черное (из-за отражения
солнечных лучей атмосферой) (11 кл.); Вода
составляет 80% от массы клетки (11 кл.) Вода
выделяется при горении органических веществ.
Огонь используют только люди. Земля состоит из
разных видов почв. (11 кл.)
6. «Единение» (мир как нечто взаимосвязанное,
часть целого, экосистема; осознание себя
сопричастным миру)
Вода – это большая экосистема, в которой
находится множество организмов (7 кл.); Небо,
земля, огонь, вода и звезды – это те компоненты
природы, которые окружают нас (9 кл.); Мы живем на
земле, вода и огонь наши друзья. (11 кл.); Я смотрю на
небо и вижу там звезды (8 кл.); Хочу познакомиться с
богом огня и воды, и хочу достать звезду (10 кл.)
7. «Опасность» (катастрофичность мира,
экологическая опасность в мире, страх перед
миром)
Огонь опасен для жизни (6 кл.); На нашей земле
происходит что-то неладное, я думаю это
глобальное потепление (10 кл.); Все падет, и города,
и оружие, а звезды останутся (9 кл.); нам еще долго
сидеть, а воды совсем не осталось. Нельзя
допустить того, чтобы огонь затух, только мы
остались в живых. (10 кл.); В огне можно сгореть, в
воде утонуть, со звезды упасть. С неба можно
свалиться (7 кл.); Огонь сожжет все звезды на небе.
Вода затопит всю землю (10 кл.)
8. «Сопоставление» (мир разный, протяженный,
бесконечный, противоречивый, с
противопоставлениями)
На Земле все взволнованно, как огонь, а порой
все спокойно, как вода (7 кл.); Вода и огонь – две
противоположности. (8 кл.); Звезды – это отражение
огня, небо – это отражение земли (8 кл.). Люди от
рождения разные: кто-то по характеру небо, кто-то
– земля, кто-то – огонь, а кто-то – вода (8 кл).
Огонь и вода несовместимые вещи; Они были
разными, как небо и земля (9 кл.)
Сделанные нами поправки позволили закрыть
категорийные пробелы в авторской системной
характеристике объекта анализа [174. С.20].
Полученные категории в достаточно полной мере
характеризуют:
1. Объект анализа, выступая при этом критериями
его оценки (в этом плане категории аналогичны
личностным конструктам Дж. Келли [72]:
а) рационально-логическое (мир таков, какой есть;
мир как средство для деятельности и жизни) –
эмоционально-образное (созерцательное
восприятие мира, восхищение, любование им; мира в
качестве сказочного, мифического, философского
образа; как опасного, катастрофичного; как
загадочного, необъяснимого, фантастического,
чудесного; как противоречивого, разнообразного,
разрозненного, разобщенного; как мира любви и
покоя);
б) непосредственное (ощущение сопричастности к
миру, неразрывного единства с ним, себя частью
целого) – опосредованное (через присоединение к
мнению других; приписывание собственных
восприятий мира кому-либо).
Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать
статьи по вопросам организации экологического
образования детей в природе, которые могут быть полезны
коллегам по всей стране. Это могут быть
проблемные статьи, авторские образовательные
программы, методические пособия,
нормативно-инструктивные документы и материалы,
фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам
как:
полевые практикумы,
экологические образовательные экспедиции,
экологические лагеря,
конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
материалы семинаров и конференций,
методики полевых исследований (проектной деятельности),
детские исследовательские работы (проекты),
экологические тропы,
"экспедиционная жизнь".
О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а
главное - Вы сможете принести пользу системе
экологического образования нашей страны,
"вложить свою лепту" в совершенствование
форм и методов работы с детьми!
Если Вы готовы поделиться своим опытом с
коллегами по всей стране - присылайте
свои предложения (кратко опишите свои материалы),
мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее
оптимальную форму их публикации на нашем сайте.
Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются
к публикациям в СМИ!