јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»——≈–“ј÷»я ќ.¬.√Ћ”Ў≈Ќ ќ¬ј

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

«имние учеты птиц –оссии!
ѕриглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц прин€ть участие в программах зимних учетов птиц "Parus" и "≈вроазиатские –ождественские учеты" в зимний сезон 2020-2021 годов. ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

ќ.¬.√лушенков
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ” Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј
¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕќЋ≈¬ќ√ќ ѕ–ј “» ”ћј ѕќ Ѕ»ќЋќ√»»
диссертаци€ на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< —труктура полевого практикума | ќглавление | ћетоды обработки результатов экспериментальной работы >>>

2.3. ћ≈“ќƒџ ¬џя¬Ћ≈Ќ»я ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я  ј–“»Ќџ ћ»–ј

—ложность вы€влени€ формировани€ картины мира в умах учащихс€ состоит в том, что этот процесс не соотноситс€ напр€мую с простым накоплением знаний и наращивание суммы знаний не приводит к формированию соответствующей картины мира. —формированность и целостность той или иной  ћ у учащихс€ может быть вы€влена через их мировоспри€тие, его категориальную структуру. —труктуры мировоспри€ти€ ребенка динамичны.  атегории мировоспри€ти€ и тесно св€занный с ним преобладающий способ воспри€ти€ действительности подвержены изменени€м в процессе индивидуального развити€. ѕоэтому, исследовательские методики должны максимально отражать совокупность ценностей, установок, знаний и других психологических феноменов, представленных в преобладающем способе воспри€ти€ мира ребенком, с одной стороны, а также универсальные и половозрастные архетипы бессознательного, с другой.

“аким требовани€м, на наш взгл€д, отвечает методика изучени€ компонентов мировоспри€ти€ посредством вы€влени€ смысловых единиц (категорий) информации разработанна€ —.¬.“арасовым и непосредственно направленна€ на получение информации о социально-психологических компонентах сознани€, образующих картину мира [171, 172].

—.¬.“арасов, обобща€ результаты отечественных и зарубежных исследований возрастных и социокультурных особенностей детского мировоспри€ти€, проведенных ћ. ћидом, ∆. ѕиаже, Ћ.—. ¬ыготским, ƒ.Ѕ. Ёлькониным, ».—.  оном, B.C. Ўубинским и др., определ€ет детское мировоспри€тие Ђкак целостность относительно устойчивых схем, способов поведени€, чувствовани€, мышлени€, видени€ окружающего мира, присущих отдельному ребенку или детским половозрастным, этнокультурным и социокультурным группамї [173. —.33].

¬ основе методики, разработанной —.¬. “арасовым, лежит изучение процесса применени€ человеком категорий при описании (оценивании) себ€ и окружающего мира. Ђ¬ детском мировоспри€тии наход€т отражение специфические дл€ определенной культурной или социальной среды механизмы социализации, выражающиес€ в преобладающем дл€ той или иной группы способе воспри€ти€ мира, про€вл€ющихс€ в соответствующих категориальных структурах. ¬ы€вл€ютс€ и анализируютс€ смысловые единицы информации, которые сообщает учащийс€ в ответ на предъ€вление стимульного материалаї [173.—.33].

¬ человеческом €зыке существуют слова-символы, которые могут €вл€тьс€ своеобразными Ђключамиї к различным структурам сознани€. —лова-символы могут вступать во взаимодействие с кодами сознани€, заключающими в себе универсальное (общечеловеческое), социокультурное и личностное содержание.

¬ результате взаимодействи€ слов-символов со структурами сознани€ человека рождаетс€ текст (письменный или устный), в котором исследователь может вы€вить смысловые единицы (категории мировоспри€ти€).

 атегории могут отражать €зык науки (философии, психологии, физики и др.) и €зык обычных представлений о мире. ¬ интересах изучени€ категориального стро€ сознани€ конкретно школьников, которые только с возрастом овладевают научными категори€ми, —.¬. “арасов в качестве стимульного материала выбрал слова, обозначающие стихии природы, первоосновы мира, как в мифологических представлени€х, так и в некоторых философских учени€х: небо, земл€, огонь, воздух, вода, звезды. “акие слова-символы заключают в себе содержание, св€занное с индивидуально-биографическим и культурно-историческим опытом.

«адание, позвол€ющее вы€вить категориальную структуру мировоспри€ти€ конкретного школьника, формулируетс€ следующим образом: составьте небольшой рассказ, сочинение либо несколько не св€занных между собой по смыслу предложений, в которые необходимо включить следующие слова: огонь, небо, вода, звезды, земл€, воздух. “акой вариант задани€, в котором не предполагаетс€ жестка€ ориентаци€ на об€зательную рефлексию в отличие, например, от задани€ такого типа: Ђѕродолжить предложение Ч ( огда смотрю на плам€ огн€, думаю (чувствую)...ї, дает возможность вы€вить количество учащихс€, действительно откликнувшихс€ на стимул, то есть отразивших в тексте довольно четко смысловые единицы.

јнализ полученной информации приоткрывает образно-смысловой тезаурус человека, предоставл€ет возможности дл€ объективизированного изучени€ категориальных структур мировоспри€ти€.

¬ соответствии с целью и задачами нашего исследовани€ мы сочли возможным расширить тактическое применение предлагаемой методики в плане изучени€ более конкретных направлений, дл€ чего потребовалось развитие некоторых ее пунктов и разработка новых.

—торонники глобального образовани€, к каковым относитс€ и —.¬.“арасов, считают основной целью современной школы образование у школьника целостной картины мира [1]. ¬ выводах своего заключительного исследовани€ —.¬.“арасовым [174. —.26, 27] уделено много внимани€ становлению целостного мировоспри€ти€, но мы не во всем согласны с некоторыми ее трактовками. ¬ частности, с трактовкой становлени€ целостного мировоспри€ти€ на основе анализа эволюции в соответствии с возрастом лишь одной из категорий мировоспри€ти€ Ц Ђцелостностиї, изначально обозначаемой как Ђединениеї. ѕод этой категорией исследователь подразумевает и такие компоненты как Ђвзаимосв€зьї, Ђгармони€ї, Ђединствої, Ђчасть целогої, Ђсопричастностьї. ќбработка и анализ полученного нами экспериментального материала показали, что данна€ категори€ в большей степени характеризует особенность воспри€ти€ объекта школьниками, через непосредственное участие в рассуждени€х, поэтому наиболее удачным по смыслу названием категории мы считаем Ђсопричастностьї, в крайнем случае Ђединениеї, но, ни как не Ђцелостностьї. Ђ÷елостностьї как категори€ мировоспри€ти€ и Ђцелостность мировоспри€ти€ї, это не одно и то же. ¬о втором случае целостность выступает как феномен. ÷елостное мировоспри€тие Ц воспри€тие мира в рамках одной категориальной.

 атегории содержат смыслы, составл€ющие картину мира. ћы считаем, что представление о мире, может быть как целостным, так и дискретным и на прагматической, и на эстетической, и на образной и других основах. “о есть, мы можем воспринимать мир, как средство дл€ де€тельности и жизни, или как красоту, совершенство, или же, как нечто фантастическое, сказочное, но при этом целостным или дискретным. —ледовательно, оценка феномена целостности должна проводитьс€ несколько по-другому. јктуализацию феномена целостности, при использовании данной методики мы видим в смысловой целостности идеи представленных текстов, подаче их в едином ключе, независимо от категориального про€влени€ мировоспри€ти€. ÷елостна€ картина мира Ц когнитивна€ непротиворечива€, внутренне согласованна€ целостна€ модель мира, формируема€ на основе одной, усто€вшейс€ в подсознании, категориальной структуры мировоспри€ти€.

—овершенствование методики в последующих работах привело автора к нежелательной на наш взгл€д, излишней дробности категорий воспри€ти€ [173, 174]. ќб этом свидетельствует незначительность доли участи€ каждой такой категории в категориальной структуре мировоспри€ти€, выдел€емой по наличию одного значимого слова. »значально заложенную автором многозначность некоторых категорий, мы считаем более правильной. ¬ своем анализе мы уходим от излишнего дроблени€, концентриру€ смысловые единицы в основных категори€х мировоспри€ти€, определенных автором. ¬озвращение к первоначальному названию категории Ђединениеї позволило ассоциировать туда все смысловые единицы, в которых четко прослеживаетс€ непосредственное участие субъекта (присутствие Ђ€ї, Ђмыї в описании событий, актуализирующих категорию Ђсопричастностьї). ћы объединили в одну категорию Ђопасностьї, такие про€влени€ в воспри€тии мира как Ђстрахї, Ђкатастрофичностьї, Ђэкологическа€ опасностьї. —очли логичным в категорию Ђобразї включить не только сказочные образы, анимистические и религиозные представлени€, но некоторые натурфилософские воззрени€, диктуемые самим набором стимульных слов, литературные образы, фантастические и загадочные представлени€.  атегори€ Ђкрасотаї включает в себ€ любое восхищение миром, признание в любви к нему. Ќаличие значительного массива смысловых единиц, в которых констатируетс€ факт, как сам собой разумеющийс€, привело нас к необходимости выделени€ из категории Ђпользаї, подразумевающей прагматическое отношение к жизни, категорию, характеризующую мир таковым, каков он есть. —ам автор методики, не выделив эту категорию, вынужден обуславливать ее реальность при возрастной периодизации смены актуализированных картин мира.  атегори€ Ђсопоставлениеї позволила объединить оставшиес€ компоненты воспри€тие мира в его различи€х, прот€женности, бесконечности, с его противоречи€ми и противопоставлени€ми. ≈ще раз отметим, что дол€ редких категорий столь незначительна, что при объединении их с основными соответствующими категори€ми, она не оказывает практически никакого вли€ни€ на их соотношение (“аблица 4).

“аблица 4. ќсновные категории мировоспри€ти€ школьников

 атегории мировоспри€ти€

ѕримеры

1. Ђѕользаї (Ђпрагматизмї, мир как средство дл€ жизни, де€тельности и отдыха) ќгонь можно затушить водой (6 кл.); «емл€ дарит люд€м жизнь, огонь Ц тепло, вода Ц наслаждение и утоление жажды (7 кл.); Ѕез воды человек не может жить (8 кл.); ¬ода Ц средство выживани€ (7 кл.); «емл€ кормит человека (9 кл.); «емл€ дает нам много пищи. ќгонь дает нам тепло. ¬ода может потушить огонь и напоить землю (9 кл.); –астени€ обитающие в разных уголках мира нуждаютс€ в воде (8 к.)
2. Ђ расотаї (мир как нечто прекрасное, великолепное, совершенное, чудесное; восхищение миром признание в любви к нему) ¬ечер был прекрасный! Ќа небе загорелись звезды. —лышны были звуки воды. » наш огонь освещал землю. (7 кл.); «емл€ очень красива€ планета. — земли при€тно смотреть на небо усыпанное звездами. ¬ода немного искажает это изображение, но дрожащий в воде свет звезд прекрасен (8 кл.); я люблю, когда на небе много-много звезд, ведь всматриватьс€ в них и просто мечтать Ц это так здорово! (10 кл.); —егодн€ такое прекрасное и чистое небо, что душа радуетс€ (10 кл.);
3. Ђќбразї (мир как нечто сказочное, мифическо-философское, фантастическое, загадочное, таинственное) „етыре стихии Ц небо, земл€, огонь и вода (7, 8, 9 , 10, 11 кл.);  огда € смотрю на звезды, € вспоминаю стихии: землю, огонь, воду (6 кл.); ќднажды небо, земл€, огонь, вода и звезды приехали в эколагерь. ќни поселились в одну палатку и им было очень веселоЕ вот так образовалась планета «емл€Е(7 кл.); ќгонь Ц это стихи€ овнов, и мо€ тоже ( 8 кл).
4. Ђќтстраненностьї (присоединение к мнению других о мире; приписывание собственных воспри€тий мира кому-либо или чему-либо) —читаетс€, что в воде стала образовыватьс€ жизнь (8 кл.); √руппа туристов сидела у огн€ и любовалась звездами (10 кл.); јлхимики в древние времена выделили п€ть основных элементов в природе Ц воздух, земл€, огонь, вода и еще один элемент. (11 кл.); Ћюди многое могут узнать по звездам, в том числе и судьбу (7 кл); ќна смотрела на небо, сто€ на земле, и заворожено любовалась звездами. » почему-то думала, что ей ближе: огонь или вода? (10 кл.)
5. Ђ‘актї (мир таков, какой есть) «емл€ вращаетс€ вокруг своей оси. Ќебо голубого цвета. (5 кл);Ќа небе собрались облака. «емл€ сегодн€ очень сыра€. ќгонь горит очень €рко (6 кл.); Ќа «емле много разнообразных животных (8 кл.); Ќебо голубое. «емл€ холодна€. ¬ода прозрачна€.(10 кл.); ¬ небе летают птицы. Ќа земле живут люди. ¬ огне гор€т дрова. (10 кл.); Ќебо днем голубое, а ночью черное (из-за отражени€ солнечных лучей атмосферой) (11 кл.); ¬ода составл€ет 80% от массы клетки (11 кл.) ¬ода выдел€етс€ при горении органических веществ. ќгонь используют только люди. «емл€ состоит из разных видов почв. (11 кл.)
6. Ђ≈динениеї (мир как нечто взаимосв€занное, часть целого, экосистема; осознание себ€ сопричастным миру) ¬ода Ц это больша€ экосистема, в которой находитс€ множество организмов (7 кл.); Ќебо, земл€, огонь, вода и звезды Ц это те компоненты природы, которые окружают нас (9 кл.); ћы живем на земле, вода и огонь наши друзь€. (11 кл.); я смотрю на небо и вижу там звезды (8 кл.); ’очу познакомитьс€ с богом огн€ и воды, и хочу достать звезду (10 кл.)
7. Ђќпасностьї (катастрофичность мира, экологическа€ опасность в мире, страх перед миром) ќгонь опасен дл€ жизни (6 кл.); Ќа нашей земле происходит что-то неладное, € думаю это глобальное потепление (10 кл.); ¬се падет, и города, и оружие, а звезды останутс€ (9 кл.); нам еще долго сидеть, а воды совсем не осталось. Ќельз€ допустить того, чтобы огонь затух, только мы остались в живых. (10 кл.); ¬ огне можно сгореть, в воде утонуть, со звезды упасть. — неба можно свалитьс€ (7 кл.); ќгонь сожжет все звезды на небе. ¬ода затопит всю землю (10 кл.)
8. Ђ—опоставлениеї (мир разный, прот€женный, бесконечный, противоречивый, с противопоставлени€ми) Ќа «емле все взволнованно, как огонь, а порой все спокойно, как вода (7 кл.); ¬ода и огонь Ц две противоположности. (8 кл.); «везды Ц это отражение огн€, небо Ц это отражение земли (8 кл.). Ћюди от рождени€ разные: кто-то по характеру небо, кто-то Ц земл€, кто-то Ц огонь, а кто-то Ц вода (8 кл). ќгонь и вода несовместимые вещи; ќни были разными, как небо и земл€ (9 кл.)

—деланные нами поправки позволили закрыть категорийные пробелы в авторской системной характеристике объекта анализа [174. —.20]. ѕолученные категории в достаточно полной мере характеризуют:

  • 1. ќбъект анализа, выступа€ при этом критери€ми его оценки (в этом плане категории аналогичны личностным конструктам ƒж.  елли [72]:
    • а) полезный (Ђпользаї, Ђотдыхї) Ц вредный (Ђопасностьї, Ђкатастрофаї, Ђэкологическа€ опасностьї);
    • б) красивый (Ђкрасотаї, Ђсовершенствої, Ђлюбовьї) Ц ужасный (Ђненавистьї, Ђстрахї);
    • в) взаимосв€занный (Ђединениеї, Ђсопричастностьї, Ђэкосистемаї) Ц отъединенный (Ђотстраненностьї, Ђпротиворечиеї, Ђпространствої, Ђразницаї).
    • г) неопределенный (Ђобразї, Ђзагадкаї, Ђтайнаї, Ђчудої, Ђфантази€ї, Ђмечтаї) Ц конкретный (Ђмир такой, какой естьї)
  • 2. ќсобенности воспри€ти€ объекта школьниками:
    • а) рационально-логическое (мир таков, какой есть; мир как средство дл€ де€тельности и жизни) Ц эмоционально-образное (созерцательное воспри€тие мира, восхищение, любование им; мира в качестве сказочного, мифического, философского образа; как опасного, катастрофичного; как загадочного, необъ€снимого, фантастического, чудесного; как противоречивого, разнообразного, разрозненного, разобщенного; как мира любви и поко€);
    • б) непосредственное (ощущение сопричастности к миру, неразрывного единства с ним, себ€ частью целого) Ц опосредованное (через присоединение к мнению других; приписывание собственных воспри€тий мира кому-либо).

      <<< —труктура полевого практикума | ќглавление | ћетоды обработки результатов экспериментальной работы >>>

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020