јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»——≈–“ј÷»я ќ.¬.√Ћ”Ў≈Ќ ќ¬ј

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

ќ.¬.√лушенков
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ” Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј
¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕќЋ≈¬ќ√ќ ѕ–ј “» ”ћј ѕќ Ѕ»ќЋќ√»»
диссертаци€ на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< ћетоды вы€влени€ формировани€ картины мира | ќглавление | –езультативность применени€ экологического принципа в формировании экологической картины мира у учащихс€ >>>

2.4. ћ≈“ќƒџ ќЅ–јЅќ“ » –≈«”Ћ№“ј“ќ¬ Ё —ѕ≈–»ћ≈Ќ“јЋ№Ќќ… –јЅќ“џ

¬ соответствии с целью нашего исследовани€, по вы€влению возможностей формировани€ экологической картины мира у школьников, мы сочли необходимым расширить набор стимульного материала. ћы исходили из того, что категории (которыми мыслит человек) могут отражать как €зык обыденных представлений, так и €зык науки. ¬ качестве стимульного материала нами использованы такие группы слов, которые можно использовать и в обыденной речи и в научном понимании. ѕо использованию стимульных слов в том или ином ракурсе можно судить, насколько в результате воздействи€ учебного процесса происходит замещение обыденных представлений научными.

¬ этом случае при анализе полученного текстового материала в качестве смысловых единиц использовалась тема, выраженна€ в целых смысловых абзацах, част€х текстов при использовании стимульных слов, то есть то, что составл€ет картину мира. »значально определ€ема€ тематика позвол€ет наиболее полно представить направленность взгл€дов, ценностных ориентаций и норм де€тельности. ¬ы€вление категорий воспри€ти€ при таком варианте €вл€етс€ делом второстепенным, так как изначально в большинстве случаев предполагает соответствующий результат. ¬ случае использовани€ школьником категорий в научном изложении, однозначно воспри€тие им мира в рамках категориальной структуры Ђединениеї, также однозначна в этом случае целостность мировоспри€ти€. ѕри использовании категорий в бытовом контексте чаще всего категориальна€ структура воспри€ти€ школьника и ее целостность не отличатс€ от таковой, вы€вленной на стандартном стимульном материале. «адание формулировалось как и в случае с вы€влением категорий воспри€ти€. “акой подход, практически исключает возможность анкетируемому пон€ть, что от него требуетс€ и тем самым выказать не то, что есть на самом деле, позвол€ет вы€вить реальные уровни грамотности и воспитанности, определить степень вли€ни€ примененного в подаче биологических знаний экологического принципа на формирование уровней Ё ћ. ќпределение сформировавшегос€ у школьников уровн€ Ё ћ, происходило согласно классификации Ё ћ “.¬. Ќаймушиной Ц разработчика этого раздела в философии [124].

¬ качестве стимульного материала дл€ определени€ сформированности естественноэкологической  ћ ее частных и конкретных уровней выбраны стимульные слова: трава, лисица, за€ц, солнце (ѕриложение 1). јнализ смысла фраз составленных из этих слов-символов легко позвол€ет пон€ть, отложились ли в подсознании учащихс€ элементарные типы взаимоотношений и взаимосв€зей в экосистеме, Ё ћ какого уровн€ сформировалась в подсознании.

Ќи один из уровней естественнонаучной Ё ћ не сформирован Ц стимульные слова используютс€ в бытовом или образном контексте (ћальчик любит смотреть на солнце, траву, лис и зайцев (7 кл.)); сформирована этологическа€ Ё ћ Ц при упоминании о поедании или преследовании одного объекта другим, на фоне образного использовани€ других стимульных слов (Ђярко светило солнце, на траве мирно лежал за€ц, а за соседним деревом готовилась напасть на него лисаї (7 кл.)); сформирована ботаническа€ или зоологическа€ Ё ћ Ц при использовании стимульных слов в научном контексте, упоминании одного из звеньев пищевой цепи: трава Ц за€ц, за€ц Ц лисица (Ђ“рава Ц это растение. Ћисица Ц хищник. —олнце Ц это больша€ звезда. «айцы питаютс€ травой. (5 кл.)ї); сформирована биологическа€ Ё ћ Ц при упоминании звеньев пищевой цепи: солнце Ц трава и одно из звеньев: трава Ц за€ц или за€ц Ц лисица (Ђ«а€ц ест траву, а лисица ест зайца. —олнце дает им жизньї (5 кл.); сформирована естественнонаучна€ Ё ћ Ц при составлении полной пищевой цепи (Ђ— помощью солнца растет трава. ѕроисходит фотосинтез Ц процесс получени€ из неорганических органического вещества. “рава, за€ц, лисица взаимосв€заны, можно построить пищевую цепочкуї (7 кл.); Ђ“рава получает органические вещества из солнца, воды и углекислого газа. «а€ц ест траву и получает органические вещества. Ћиса ест зайца и тоже получает органические вещества (5 кл.)ї).

»спользование стимульных слов Ц завод, воздух, планета «емл€, человек позвол€ют определить насколько в подсознании учащихс€ отложились представлени€ о взаимосв€з€х человека и его де€тельности с окружающей средой.

Ќи один из уровней гуманитарной Ё ћ не сформирован Ц стимульные слова используютс€ в бытовом контексте (ћы живем на планете «емл€. Ќа заводах работают люди. „еловек дышит воздухомї (9 кл.); сформирована техническа€ Ё ћ Ц при упоминании завода как загр€знител€ воздуха или человека в роли загр€знител€ планеты «емл€ (Ђ„еловек житель планеты «емл€. «аводы порт€т воздухї (9 кл.)); сформирована космологическо-технологическа€ Ё ћ Ц при составлении логической (технологической) цепочки: Ђчеловек (на планете «емл€) строит заводы, которые загр€зн€ют воздух (на планете «емл€) (отсутствует лична€ позици€, не акцентирован вред) (ЂЋюди стро€т заводы, этим загр€зн€ют воздух, почву и планету «емл€ї (5 кл.); сформирована социологическо-технологическа€ Ё ћ Ц если имеетс€ последовательность: Ђчеловек строит заводы, которые загр€зн€ют воздух и тем самым наноситс€ вред планете «емл€ї, имеетс€ лична€ позици€ (ЂЅольшую роль играет человек в жизни планеты «емл€. »ногда эта роль положительна€, иногда отрицательна€. „еловек строит заводы и тем самым отравл€ет воздухї (7 кл.)); сформирована гуманитарна€ Ё ћ Ц при полной последовательности: Ђчеловек (на планете «емл€) строит заводы, которые загр€зн€ют воздух (на планете «емл€) и это отражаетс€ на самом человеке (Ђѕланета «емл€ место обитани€ всего человечества. „еловек, прежде чем строить очередной завод, должен задуматьс€ о том, чтобы не загр€зн€ть отходами воздух, мор€, озера, океаны и т.п.ї (7 кл.)).

ќценочный или нравственный эстетическо-этический частные уровни социальной Ё ћ, позвол€ющие говорить о степени экологического воспитани€, вы€вл€ютс€ при использовании слов-символов (костер, упаковка, еда, лес).

Ќи один из уровней социологической Ё ћ не сформирован Ц стимульные слова используютс€ в бытовом контексте (Ђ¬ лесу мы развели костер. ¬ упаковке была еда, мы ее достали и стали разогревать над огнем (9 кл.)ї); сформирована оценочна€ эстетическа€ Ё ћ Ц при подразумевающемс€ осуждении бескультурного поведени€ человека в лесу (Ђ“уристы пришли в лес, развели костер, открыли еду и напитки. ѕосле этого в лесу осталась куча упаковокї (10 кл.);; сформирована эстетически-этическа€ Ё ћ Ц при реальном или подразумевающемс€ осуждении загр€знени€ леса мусором и рекомендации сжигать упаковку в костре или захоранивать (Ђ¬ лесу после еды у костра сжигают в нем оставшуюс€ еду и упаковкиї (10 кл.); ЂЌа выходные мы поехали в лес посидеть у костра на природе. ”ход€ мы сожгли все пластиковые упаковки и потушили костерї (10 кл.)ї ЂЌе бросайте упаковку и еду в лесу, сжигайте все в кострахї (8 кл.); сформирована нравственна€ эстетически-этическа€ Ё ћ Ц при реальном осуждении загр€знени€ леса мусором и рекомендации выноса (не оставлени€) мусора или при упоминании опасности при разведении костров в лесу (Ђѕриход€ в лес на пикник, мы разжигаем костер, убива€ на 2-3 года обитателей того места, затем бросаем упаковки от едыї (8кл.); Ђ≈сли ты устраиваешь в лесу костер, то не забудь унести упаковки из-под едыї (10 кл.) Ђ остер в лесу надо тушить, а упаковки от съеденной еды (мусор) нужно убиратьї (7 кл.); сформирована социологическа€ Ё ћ Ц при демонстрации полного понимани€ негативного вли€ни€ загр€знени€ леса мусором и опасности от костров; €вное подразумевающеес€ осуждение по отношению бескультурного поведени€ в лесу (ЂЅроса€ упаковку из-под еды в лесу, оставл€€ гореть костер, когда мы уходим, всем этим мы вредим лесуї (7 кл.); Ђ огда идешь в лес, не оставл€й упаковку и еду.  огда разжигаешь в лесу костер, не забудь перед уходом погасить егої (5 кл.); Ђќт костра лес может погибнуть. ”паковки плохо вли€ют на природуї (5 кл.) .

„астично вышеозначенные методические приемы были использованы нами в подходе к основополагающему вопросу анкеты (ѕриложение 1), позвол€ющему получить рефлексированный ответ с по€снени€ми. » в этом случае ответы и по€снени€, выступали как единицы информации и подвергались соответствующей обработке. ¬ыбор ответа предполагал четкое понимание проблемы при неоднозначности предлагаемой ситуации и позвол€л нам сразу выйти на вы€вление сформированности Ё ћ самых высоких уровней, так как личностна€ позици€ во многих случа€х обеспечивала социологический аспект представлени€ о мире.

”чащимс€ было предложено дать ответ на вопрос: Ђ≈сли бы у вас была така€ возможность, что бы вы сделали с комарами и другими кровососущими насекомыми?ї Ц на выбор из трех вариантов: Ђ1. —делал(а) бы так, чтобы они исчезли совсем; 2. —делал(а) бы так, чтобы они стали питатьс€ соком растений; 3. ќставил(а) бы все как естьї. —убъективна€ осознанна€ позици€ обеспечивалась личной формулировкой по€снений анкетируемого к выбранному ответу. —тепень и уровень сформированности Ё ћ оценивалась следующим образом:

Ќи один из уровней общей Ё ћ не сформирован Ц при выборе первого или второго пункта ответа без по€снений или с по€снением типа: Ђчтобы не пили кровь и не мешали человекуї (7 кл.); Ђможно попасть из-за этого в больницуї (6 кл.); Ђ€ не хочу, чтобы мен€ кусалиї (5 кл.); Ђчтобы не портили лето человекуї (6 кл.); Ђпотому что они мешают спать по ночам, они кусаютс€ї (9 кл.); Ђпотому что они вред€т человеку, перенос€т инфекциюї 11 кл.); Ђнадоели ужеї (10 кл.)); сформирована биологическа€ Ё ћ Ц выбран третий пункт при упоминании того, что ими кто-то питаетс€; или при вмешательстве кто-то пострадает (Ђесли не было бы комаров, то не было бы и птицї (7 кл.); Ђне чем будет питатьс€ л€гушкамї (7 кл.); Ђдругим животным не будет пищи, и они погибнутї (10 кл.)); сформирована социологическа€ Ё ћ Ц при выборе третьего пункта ответа с затруднени€ми в по€снении и при материалистическом или идеалистическом понимании необходимости оставить все как есть (Ђсоздано не нами и решать не намї (9 кл.); Ђпросто им надо питатьс€, поэтому они сосут кровь у всехї (6 кл.); Ђесли так изначально задумано природой, значит это дл€ чего то нужної (11 кл.); Ђпотому что это создал Ѕог, и не надо ничего мен€тьї (10 кл.); Ђкаждое живое существо имеет право на жизньї (9 кл.); Ђнепри€тно, а истребить нельз€ї (7 кл.)); сформирована социолого-биологическа€ Ё ћ (с осознанием единства природы и человеческого фактора) Ц выбран второй пункт, но при этом оговариваетс€, что не будет нарушена пищева€ цепь или природное равновесие (Ђсовсем стереть с лица «емли их нельз€, так как они вход€т в цепи питани€ї (9 кл.); Ђтак будет и нам хорошо, и им, и насекомо€дным, и другимї (7 кл.); Ђубрать их совсем Ц нарушитс€ экологический баланс, а так, пусть хоть людей не кусаютї (10 кл.); Ђпо идее все виды животных и т.п. нужны на планете, все едино, поэтому избавл€тьс€ от них не стоит, но так как они очень назойливы и принос€т мне дискомфорт, € бы предпочла второй вариант ответаї (11 кл.)); выбран третий пункт и по€сн€етс€, что объект €вл€етс€ одним из звеньев пищевой цепи; (Ђпотому что так не прерветс€ цепь питани€ї (5 кл.); Ђкажда€ мушка и т.п. св€зана с другими видами, поэтому если вымрет один вид, вымрет и другой, который питаетс€ мушками и т.д.ї (6 кл.); Ђнельз€ измен€ть услови€ созданные эволюцией, иначе нарушатс€ биологические цепи питани€ї (10 кл.); Ђубьешь этих комаров, и мы по цепи питани€ умрем, так что оставлю все как естьї (9 кл.)); сформирована обща€ Ё ћ (с хорошо осознаваемым единством природы и человека) Ц если в по€снении к третьему пункту рассматриваетс€ нарушение природного равновеси€ (баланса) или разрушении пищевой цепи, упоминаетс€ о взаимосв€занности в природе (Ђвсе в природе идеально сбалансировано и внесение непродуманных изменений приведет к плохим последстви€мї (8 кл.); Ђ€ не считаю, что вправе мен€ть то, что создала природа, дабы все не просто так и все взаимосв€заної (10 кл.); Ђесли бы не было насекомых, то не происходил бы чудесный цикл в природе, или бы некоторые растени€ и животные вымерлиї (7 кл.); Ђнельз€ нарушать равновесие природыї, Ђесли человек вмешиваетс€ в дела природы, то ему это выходит бокомї (9 кл.); Ђкомары занимают определенную экологическую нишу, и если их уничтожить, то нарушитс€ экологическое равновесиеї (11 кл.)).

 онтент-анализ. ¬с€ информаци€ (тексты) полученна€ методом изучени€ категориальных структур мировоспри€ти€ подвергаетс€ обработке с помощью процедуры контент-анализа [90, 201].  онтент-анализ Ч это перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статистической ее обработкой.

¬ текстах имеетс€ то общее или отличное, что св€зано с чувствованием, ощущением, воспри€тием окружающего и внутреннего мира и выражаетс€ в смысловых единицах. —мыслова€ единица Ч это иде€, тема, отраженна€ в определенных пон€ти€х. ¬ качестве смысловых единиц в данном случае выступают пон€ти€, выраженные в словах и отдельных терминах.

ќбъектом анализа, в нашем исследовании, выступает содержание текстов наве€нных стимульными словами, их тематика и смысловые значени€. ѕредметом анализа Ц картины мира, отраженные в текстах, особенности воспри€ти€ мира детьми.

Ќадежность информации, полученной контент-анализом, в исследовании обеспечиваетс€ следующим образом:

  • 1. јнализируетс€ весь массив текстов, что полностью исчерпывает Ђполеї смысловых единиц из изучаемого массива Ц чем обосновываетс€ полнота объема выдел€емых смысловых единиц
  • 2. Ќесколько экспертов независимо друг от друга определ€ют, что предложенные качественные единицы соответствуют поставленным задачам, что обеспечивает контроль на обоснованность содержани€ смысловых единиц.
  • 3. ѕри необходимости можно данные контент-анализа текстов сопоставить с некоторыми данными, полученными с помощью других исследований; подтвердить двойным кодированием одних текстов разными кодировщиками на основе единой инструкции, т.е. обосновать по независимому критерию и подтвердить устойчивость данных.

јнализ экспериментальных данных проводилс€ на основе методов математической статистики. ƒостоверность расчетов определ€лась по уровню значимости различий между двум€ эмпирическими распределени€ми на основе критери€ Ђхи-квадратї.  ритерий построен так, что при полном совпадении двух экспериментальных распределений Ђхи-квадрат эмпирическоеї равно Ђ0ї и чем больше расхождение между сопоставл€емыми распределени€ми, тем больше величина эмпирического значени€ Ђхи-квадратї. ¬ случае двух независимых экспериментальных выборок провер€ема€ гипотеза H0 свидетельствует об отсутствии различий между двум€ эмпирическими распределени€ми; альтернативна€ гипотеза H1 позвол€ет судить о наличии различий между ними [55. C.125].

ѕри сравнении двух переменных, измеренных в дихотомической шкале, нами использован коэффициент Ђї, который служит мерой коррел€ционной св€зи. ƒл€ этого коэффициента коррел€ции нет таблиц значимости, поэтому поиск критических значений осуществл€етс€ с помощью t-критери€ —тьюдента по формуле “ф, в приложении к этому коэффициенту. ќ наличии св€зи между выборками позвол€ет судить прин€тие гипотезы H1 [55. C.223-226].

<<< ћетоды вы€влени€ формировани€ картины мира | ќглавление | –езультативность применени€ экологического принципа в формировании экологической картины мира у учащихс€ >>>

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019