јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»——≈–“ј÷»я ќ.¬.√Ћ”Ў≈Ќ ќ¬ј

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

ќ.¬.√лушенков
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ” Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј
¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕќЋ≈¬ќ√ќ ѕ–ј “» ”ћј ѕќ Ѕ»ќЋќ√»»
диссертаци€ на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< ќрганизаци€ педагогического эксперимента | ќглавление | ћетоды вы€влени€ формировани€ картины мира >>>

√лава II. ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ” Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј
» ÷≈Ћќ—“Ќќ—“» —ќ÷»јЋ№Ќќ-Ћ»„Ќќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј ¬ Ё —ѕ≈–»ћ≈Ќ“≈

2.2. —“–” “”–ј ѕќЋ≈¬ќ√ќ ѕ–ј “» ”ћј

¬ начале, самосто€тельна€ практическа€ де€тельность носит пассивный характер. ќбучаемый еще не умеет самосто€тельно принимать практические решени€. ‘ормирование готовности к экологонаправленной де€тельности не целенаправленно, случайно и св€зано с неустойчивым интересом к подобного рода де€тельности. ќбразовательный процесс, выход€щий на этап практической пассивно-творческой де€тельности, должен осуществл€тьс€ под диспетчерским управлением педагога. ¬ этом случае очень важно ненав€зчиво и органично воздействовать на сознание учащегос€ с целью смены пассивной позиции по выполнению экологонаправленных действий на активную, осознанную, самосто€тельную. Ётот этап реализуетс€ на экскурси€х в природу, наиболее оптимально с организацией исследовательской работы в процессе их проведени€. “акой тип экскурсий, с организацией исследовательской работы в процессе ее проведени€, разрабатывалс€ в наших ранних работах [35, 36] и работах ≈.¬.“итова, ƒ.Ћ.“еплова [177, 178, 184].

Ќа базе Ђ÷ентраї была смоделирована ситуаци€, когда значительную часть тематических экскурсий в природные экосистемы и простейшие полевые исследовани€, проводимые в Ђ÷ентреї, можно рассматривать как выполнение об€зательной части программ школьного биологического образовани€, чаще всего не выполн€емых в школе по различным причинам [34]. —овременные школьные программы по биологии вариативны, но в большинстве из них [143], как и в методических разработках к ним [16, 68, 136, 146] соблюдаетс€ рекомендуема€ тематика экскурсий Ц ознакомление: с цветковыми растени€ми различных мест обитани€; с сезонным €влени€ми в жизни растений; со способами размножени€ и распространени€ плодов и сем€н; с многообразием животных родного кра€, их ролью в природе и жизни человека; с природными и искусственными экосистемами, наблюдением сезонных изменений в них.  ак следует из тематики, она изначально имеет экологическую направленность. “ак что соблюсти интересы школьной общеобразовательной программы и экспериментального практикума большого труда не составило. ѕолевой центр вз€л на себ€ выполнение об€зательной части школьных программ, и тем самым позволил значительной части московских школьников, восполнить возникшие по объективным причинам пробелы в биологическом образовании в плане экскурсионных практикумов.

¬ Ђ÷ентреї в рамках подпрограммы ЂЁкологический ликбезї провод€тс€ экскурсии, направленные на знакомство с наземными экосистемами Ц лесом, лугом, и водными экосистемами Ц рекой, прудом и низинным болотом (“аблица 1).

“аблица 1. “ематическое планирование
ѕодпрограмма ЂЁкологический ликбезї (первое посещение)

“ема

“ип зан€тий  ол-во часов
ƒень 1    
Ќаземно-воздушна€ среда обитани€

Ѕ

1

—езонные €влени€ в природе. (ќсень Ц Ћистопад, подготовка организмов к зиме; «има Ц ќрганизмы зимой; ¬есна Ц ¬есенние €влени€ в природе. ѕервоцветы.)

Ё

2

ќпределение растений и животных. (ќсень Ц деревьев и кустарников по олиственным побегам; «има Ц деревьев и кустарников по безлистным побегам; ¬есна-лето Ц трав€нистых цветущих растений)

Ћѕ

2

—труктура леса: €русность, жизненные формы

Ё

2

 

«

1

ƒень 2    
¬ода как среда обитани€

Ѕ

1

Ёкосистема сто€чего водоема («има Ц ѕро€влени€ сезонности на водоемах)

Ё(пр)

3

ќпределение видового состава водных беспозвоночных; изучение особенностей их строени€ в св€зи с обитанием в водной среде

Ћѕ

3

 

«

1

ƒень 3    
ѕочва как среда обитани€

Ѕ

1

“ипы почв данной местности

Ё(пр)

3

Ќеорганическа€ часть почвы (структура, свойства); ќрганическа€ часть почвы (свойства гумуса, почвенные организмы)

Ћѕ

3

 

«

1

”словные обозначени€: Ѕ Ц беседа; Ћѕ Ц лабораторный практикум; Ё Ц экскурси€; Ё (пр) Ц Ёкскурси€ с элементами практической работы; « Ц зачетное зан€тие

Ёкскурсии провод€тс€ поэтапно за счет тематических выходов. ѕри их организации мы придерживались общего плана, включавшего об€зательные рекомендации, направленные на реализацию тех или иных составл€ющих экологического принципа (выделено курсивом). ¬ цел€х установлени€ в ходе экскурсии ассоциативных св€зей между известными учащимс€ фактами из изучаемых в школе основ естественных наук и географии, в начале экскурсии проводилось знакомство с сезонными €влени€ми в жизни растений и животных. Ёто позвол€ло раскрыть вли€ние абиотических, в первую очередь, космических факторов на различных представителей живого мира. Ќапример, экскурси€ в лесную экосистему в осенний период позвол€ет не только воочию увидеть листопад, отмирание трав€нистых растений, распространение сем€н, пауков, миграцию птиц, предзимнюю активность кротов, а также осмыслить причины происход€щего: к чему идет подготовка, как она осуществл€етс€, что запускает эти процессы и т.п. ¬ результате вы€вл€лась роль изменени€ наклона оси «емли по отношению к —олнцу в течение годового цикла, следствием которого €вл€етс€ изменение длины дн€, стабильно, периодически измен€ющегос€ фактора среды, и изменение количества поступающей энергии. ¬ свою очередь, изменение в протекании космических процессов вызывает понижение температуры, котора€ может гибельно отразитьс€ на организмах, через уникальные свойства воды, самого объемного вещества в организмах, и необходима соответствующа€ подготовка, котора€ начинаетс€ своевременно, благодар€ реакции на изменение все той же продолжительности дн€.

ќсновна€ часть экскурсии посв€щалась изучению многообрази€ организмов во всех типах экосистем, взаимосв€зей представителей всех царств живой природы между собой и факторами неживой природы. »спользование экологического принципа в этом случае направл€лось на раскрытие экологической сущности и закономерности взаимосв€зей в природе.

¬ заключение экскурсии, при возможности, рекомендовалось обратить внимание на воздействие человека на природные экосистемы, попытатьс€ осмыслить ответную реакцию среды (ѕриложение 3а и ѕриложение 3б).

–еализаци€ этапа приобщени€ учащегос€ к собственно самосто€тельной практической экологонаправленной де€тельности, нос€щей по-насто€щему творческий характер, основанной на добровольном и сознательном стремлении к выполнению активных экологонаправленных действий, происходит при подключении его к проектно-исследовательской де€тельности. ѕроектно-исследовательское направление в обучении предоставл€ет школьнику широкое поле новой де€тельности, тем самым способствует по€влению широкого круга интересов, а затем через них оказывает воздействие на формирование научной картины мира [27, 39, 55, 91, 86, 130]. Ђѕроектна€ де€тельность школьника ставит ученика перед необходимостью синтезировать полученные в школе знани€ в конкретном творческом проекте, реализу€ функцию предмета де€тельности и действи€, св€занные с корректировкой собственной де€тельности, ее осмыслени€ дл€ представлени€ другим люд€м Ц осуществл€ют процесс распредмечивани€ де€тельности и обнаруживают сто€щие за предметом де€тельности усвоенные знани€, полученные внутри различных предметных дисциплин, имеющих в традиционном обучении непроницаемые границыї [106]. ѕроектно-исследовательска€ де€тельность основана на добровольном и сознательном стремлении учащегос€ к преобразованию мира с целью сохранени€ его целостности и гармонии. Ђћетод проектов, традиционно рассматриваемый с позиций де€тельностного подхода и уже на этой основе вывод€щий за пределы урока в реальную жизнь, вз€тый в контексте личностно-ориентированного образовани€, приобретает характер новой системы обучени€Еї [50].

ќрганизаци€ проектно-исследовательской де€тельности осуществлена в рамках подпрограммы ЂЁколог-исследовательї в виде самосто€тельных полевых исследований. »сследовани€ выполн€лись малыми группами учащихс€ по 2-4 человека. Ќа выполнение одного исследовательского проекта выдел€лось 8 часов, из них: на планирование исследовани€ Ц 10 %; на знакомство с методиками Ц 10 %; на сбор и первичную обработку материала Ц 30 %; на анализ результатов Ц 20 %; на подготовку отчета Ц 15 %; на защиту проекта на конференции Ц 15%.  аждый принимал участие в трех исследовани€х в течение трех дней.

—оответствующа€ направленность работ, подпрограммы ЂЁколог-исследовательї позвол€ла осуществить более глубокое постижение единства всех составл€ющих элементов мира (“аблицы 2 и 3).

“аблица 2. ѕодпрограмма ЂЁкологический ликбезї ( второе посещение)

“ема

“ип зан€тий  ол-во часов
ƒень 1    
ѕриродные сообщества (классификаци€, структура)

Ѕ

1

Ћес, луг Ц наземные экосистемы. —мена сообществ

Ё

2

ќпределение растений

Ћѕ

2

ќсобенности болотных экосистем

Ё

2

 

«

1

ƒень 2    
ѕресноводные экосистемы (структура)

Ѕ

1

Ёкосистема текучего водоема

Ё(пр)

3

ќпределение видового состава водных беспозвоночных и водных растений, распределение по экологическим группам

Ћѕ

3

 

«

1

ƒень 3    
–оль животных в экосистемах

Ѕ

1

ѕтицы различных местообитаний («има Ц —леды жизнеде€тельности позвоночных животных)

Ё

2

ќпределение позвоночных животных

Ћѕ

1

Ѕеспозвоночные различных местообитаний («има Ц —леды жизнеде€тельности беспозвоночных)

Ё(пр)

2

ќпределение беспозвоночных животных

Ћѕ

1

 

«

1

“аблица 3. ѕодпрограмма ЂЁколог-исследовательї (третье посещение)

“емы на выбор

—езон

ƒень 1  
»зучение возрастной структуры попул€ций бурых л€гушек и их биотопическа€ приуроченность

¬Ћќ

¬идовой состав птиц в различных биотопах

¬Ћ«

»зучение суточной активности птиц

¬Ћ

ћаршрутный учет и изучение экологии млекопитающих по следам

«

»зучение гнездовой жизни птиц-дуплогнездиков

¬Ћ

»зучение взаимоотношений птиц на кормушке

ќ«

“ерриториальное и кормовое поведение синичьих стай

ќ«

ƒень 2  
—равнение фауны водных беспозвоночных ручь€ и реки (пруда и реки)

ќценка экологического состо€ни€ водоема методами биоиндикации

—укцесси€ сто€чих водоемов

Ћќ

»зучение перифитона и оценка сапробности водоемов

¬Ћќ

ƒень 3  
ќценка состо€ни€ среды методом лихеноиндикации

—равнение лесных фитоценозов на склонах северной и южной экспозиции.

¬Ћќ

—равнение растительности пойменного и суходольного луга

¬Ћ

»зменени€ в составе экосистемы хвойного леса в зависимости от положени€ в рельефе

¬Ћќ

»зучение экологии первоцветов

¬

«еленые растени€ под снегом

«

ќценка жизненного состо€ни€ подроста

 омплексна€ оценка антропогенной нагрузки на местность

¬Ћќ

ќценка жизненного состо€ни€ леса по сосне

”словные обозначени€: ¬ Ц весна; Ћ Ц лето; ќ Ц осень; « Ц зима; √- в любое врем€ года

Ётому в процессе самосто€тельных полевых исследований способствовало главенство экологического принципа. Ќапример, работа на тему: Ђ—равнение лесных фитоценозов на склонах северной и южной экспозицииї или Ђ»зменени€ в составе экосистемы хвойного леса в зависимости от положени€ в рельефеї. ÷ель таких работ Ц вы€вление вли€ни€ микроклиматических факторов (освещенности, разницы температур, степени увлажнени€) на состав растительного сообщества, дл€ чего учащиес€ проводили полное геоботаническое описание лесных участков расположенных в соответствующих местах и сравнивали их, что требовало совокупного применени€ знаний из различных областей естественных наук и географии. ¬ыполнение работ на темы: Ђ»зучение возрастной структуры попул€ций бурых л€гушек и их биотопическа€ приуроченностьї, Ђ¬идовой состав птиц в различных биотопахї, Ђ—равнение фауны водных беспозвоночных ручь€ ќвражного и ручь€  анальногої имели своей целью изучение видового состава какой-то группы животных в зависимости от биотопа. –аботы подобного типа не только позвол€ли познакомитьс€ с видовым разнообразием, но и обеспечивали понимание его возникновени€, соответственно разнице абиотических и биотических условий, то есть способствовали раскрытию сущности и закономерности экологических взаимосв€зей в природе. “ематика работ: Ђќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма, методами биоиндикацииї, Ђќценка степени загр€знени€ атмосферного воздуха методом лихеноиндикацииї, Ц перенаправл€ла цель в русло антропогенного вли€ни€ на природные экосистемы, давала возможность пон€ть, что человек €вл€етс€ частью этого цельного мира и процессы, происход€щие в нем, с нашим ли или без нашего участи€, непосредственно отражаютс€ на нас самих [108; 109; 111; 112; 113; 144; 145] (ѕриложение 4а и ѕриложение 4б).

ѕосле выполнени€ полевых исследований, учащиес€ обрабатывали полученные данные. Ќа основе полученных результатов делали доклады на мини-конференци€х.

“акие формы обучени€ как экскурси€ и проектно-исследовательска€ де€тельность, составл€ющие основу полевого практикума, наиболее действенны дл€ формировани€ знаний и умений, способных внести существенный вклад в формирование Ё ћ любого уровн€, а, следовательно, и ќЌ ћ.  роме того, они наиболее приемлемы дл€ вы€влени€ действенности экологического принципа в формировании Ё ћ, так как позвол€ют соблюсти чистоту эксперимента в плане действи€ именно экологического принципа, а не экологии, как науки.

<<< ќрганизаци€ педагогического эксперимента | ќглавление | ћетоды вы€влени€ формировани€ картины мира >>>

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020