Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:
Объявления:
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:
Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.
Консультант: Прокудин Андрей
Андреевич (преподаватель экологического Центра
«Экосистема»)
3 июня 2009 г.
Что же такое экологическая ниша? Каждый
вид животных приспособлен к определенной среде
обитания. Это проявляется в том, что животное
выносливо по отношению к своей среде обитания и в
то же время не изменяет ее настолько, чтобы
невозможно было продолжать жизнь.
Почему экологические ниши различны? Животные,
т.к. являются живыми организмами потребляют пищу
и , следовательно, дают отходы. Если бы животные
имели одинаковые экологические ниши - еды
становилось бы с каждым разом все меньше, а
коэффициент загрязнения рос с неимоверной
скоростью, поэтому каждый организм обитает по
соседству с организмами, у которых отличаются
экологические ниши. Получается так, что продукты
жизнедеятельности, получившиеся вследствие
жизненных процессов одного, могут
использоваться другими.
Маша и я доказываем наши убеждения
Точного определения экологической нише не
существует, т.к. понятие это достаточно
многогранно. Но в целом, это определение можно
перевести как характеристика, или в более грубом
исполнении - «профессия» вида в экосистеме.
В нашей работе отражены только 3 параметра, по
которым можно различать экологические ниши
(местообитание, тип питания и тип дыхания) и , хотя
их существует намного больше.
В первой половине дня мы отлавливали водных
беспозвоночных в реке Клязьме, с помощью сита и
скребка (как это предусмотрено стандартной методикой по
отлову макрозообентоса). Всего мы поймали 15
видов водных беспозвоночных животных. Во второй
половине дня мы проанализировали различия между
этими 15 видами.
Для всех пойманных нами 15 видов мы узнали (по
литературным данным и с помощью нашего
преподавателя) к какой экологической группе
они относятся:
по типу местообитания: нейстон, нектон,
планктон, бентос,
по типу их питания: хищник,
растительноядный, фильтратор, детритофаг,
по типу их дыхания: жаберное,
трахейное, трахейные жабры, легочное,
поверхность тела.
И на основе этого составили такие таблицы:
После этого, мы построили диаграммы
распределения видов (разделения экологических
ниш) вначале по двум осям "экологического
пространства":
Диаграмма разделения экологических
ниш водных беспозвоночных по двум осям
экологического пространства - по
местообитанию и дыханию:
Диаграмма разделения экологических
ниш водных беспозвоночных по двум осям
экологического пространства - по дыханию и
питанию:
Диаграмма разделения экологических
ниш водных беспозвоночных по двум осям
экологического пространства - по
местообитанию и питанию:
После этого, с огромными усилиями и задействов
все свои навыки черчения и абстрактного мышления
мы составили -
диаграмму разделения
экологических ниш водных беспозвоночных ПО ТРЕМ
ОСЯМ "экологического пространства":
Вывод из нашей работы таков: мы
сравнили 15 видов водных беспозвоночных по
экологическим нишам и увидели, что все животные
различаются. Заметив это, мы доказали, что
совпадений по экологической нише нет, а есть лишь
пересечения. Спасибо за внимание!
Наши авторские методические материалы по водной экологии и гидробиологии:
В нашем Интернет-магазинепо некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы
по водной и околоводной флоре и фауне России:
Если у Вас есть детские исследовательские
работы (проекты), основанные на полевых исследованиях
(исследованиях в природе) и уже набранные на
компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим
возможность и варианты их размещения на
нашем сайте!
Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем
сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими
материалами, "облегчающими жизнь"
педагога - организатора исследовательской
работы школьников в природе, а также самих
учащихся - юных исследователей природы. Речь идет
о методических пособиях и определителях
объектов природы России. В нижеследующем списке
приведены ссылки на страницы с описаниями
выпущенных нами методических материалов по
исследованиям в природе.