јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты

–абота выполнена во врем€ прохождени€ полевого учебного практикума на биостанции "Ёкосистема"
и подготовлена дл€ представлени€ на ќкружном  онкурсе проектных и исследовательских работ ЂЅудущее —еверо-«ападаї.

—равнительное исследование геологических обнажений
в ћосковской и “верской област€х

јвторы Ц учащиес€ √ќ” —ќЎ є 1210 —« ќ”ќ г.ћосквы:

  1. “иманова ¬алери€ јлександровна (9 ЂЅї),
  2. якушев јнтон »горевич (9 Ђјї),
  3. —танкевич  онстантин Ћеонидович (9 Ђјї)

–уководитель: –ыжова Ќина ƒмитриевна (учитель географии √ќ” —ќЎ є1210)
 онсультант:  ухта  онстантин »ванович (преподаватель экологического ÷ентра ЂЁкосистемаї)

ћосква, 2010

јвторы работы у геологического обнажени€ в долине ручь€

–ис. 1. јвторы работы у геологического обнажени€ в долине ручь€
(ћосковска€ обл., биостанци€ "Ёкосистема")

—одержание

¬ведение (цели, задачи, актуальность, гипотезы)
1. “еоретическа€ часть
1.1. ќписание строени€ земной коры ¬осточно-≈вропейской равнины.
1.2. »стори€ развити€ ћосковского оледенени€.
1.3. ќсобенности рельефа в ћосковской и “верской областей.
2. ћетодика работы.
3. ѕрактическа€ часть
3.1. –езультаты исследовани€ геологического обнажени€ в ћосковской области.
3.2. –езультаты исследований геологического обнажени€ в “верской области.
¬ыводы
«аключение
“ермины
»спользованна€ литература

¬ведение

‘ормирование осадочного чехла происходит на прот€жении всей истории развити€ «емли.  аждое изменение в природе, в климате, в рельефе вли€ет на формирование горных пород осадочного чехла. ¬ наше врем€ при изучении осадочного чехла можно узнать историю изменени€ климата, развити€ равнин, развити€ как растительного, так и животного мира. «на€ историю «емли, можно вы€вить закономерности изменени€ окружающей среды.

ƒанна€ работа проводилась дл€ изучени€ истории формировани€ осадочного чехла северо-западной части ¬осточно-≈вропейской равнины в ћосковской и “верской област€х. ѕри этом были проанализированы особенности залеганий горных пород дл€ получени€ представлени€ о развитии осадочного чехла ¬осточно-≈вропейской равнины. √лавное внимание было уделено сло€м горных пород, формирование которых относитс€ к последнему оледенению.

ќтчЄт о данной работе состоит из трех разделов.

  • ѕервый раздел Ц теоретическа€ часть. ¬ нЄм рассматриваетс€ истори€ формировани€ ¬осточно-≈вропейской равнины: еЄ фундамента и осадочного чехла. ќсобое внимание удел€етс€ описанию де€тельности ледников, их вли€нию на формирование осадочного чехла платформы.
  • ¬торой раздел Ц методика исследовани€ геологического обнажени€. ¬ нЄм приведена последовательность проведени€ работ по описанию геологического обнажени€ на местности и обработке данных, полученных в ходе работы.
  • “ретий раздел Ц результаты и их объ€снение. ¬ нЄм привод€тс€ таблицы, где отражены полученные данные, результаты исследовани€ и выводы.

ћетоды и приемы работы:

  • јнализ научно-исследовательской, научно-попул€рной, специальной и учебной литературы, а также информации »нтернета.
  • ѕолевые исследовани€: наблюдение, сравнение, измерение, изучение и анализ природных объектов.
  • Ћабораторные исследовани€.

÷ель исследовани€: ѕровести исследование слоев горных пород верхней части осадочного чехла платформы в местах их выхода на поверхность в “верской и ћосковской област€х с целью подтверждени€ вли€ни€ ледниковых процессов на формирование слоЄв горных пород.

«адачи:

  • ѕознакомитьс€ с теоретическим данными по теме исследовани€, использу€ различные источники информации.
  • Ќаметить район выполнени€ исследовани€, и выбрать подход€щие места дл€ осуществлени€ работы.
  • ѕровести описание геологических обнажений согласно выбранной методике
  • ќформить результаты исследовани€

√ипотеза. «на€ что, территори€ ћосковской и “верской областей неоднократно подвергались оледенению, можно предположить, что верхн€€ часть осадочного чехла в обоих случа€х будет носить следы де€тельности ледниковых процессов.

јктуальность работы. ƒанна€ работа позвол€ет практически познакомитьс€ с последстви€ми четвертичных оледенений на территории —моленско-ћосковской и ¬алдайской возвышенностей, а так же с простейшими научными методиками проведени€ исследовательских работ на местности. –езультаты данной работы могут быть использованы как нагл€дное пособие при изучении в школе некоторых тем предмета географии.

1. “еоретическа€ часть

1.1 ќписание строени€ земной коры ¬осточно-≈вропейской равнины.

ћосковска€ и “верска€ области, в которых наход€тс€ исследуемые геологические обнажени€, расположены на ¬осточно-≈вропейской равнине.

¬ основании ¬осточно-≈вропейской равнины находитс€ древн€€ (докембрийска€) –усска€ платформа. ‘ундамент данной платформы состоит из древних пород. Ёпохи складчатости протекали здесь очень давно, примерно 1,5 млрд. лет назад Ч в архейскую и протерозойскую эру. Ќа прот€жении более 3.5 млрд. лет кристаллический фундамент ¬осточно-≈вропейской платформы подвергалс€ изменени€м под воздействием внешних и внутренних сил природы.

¬ результате образовывалс€ верхний структурный этаж Ц осадочный чехол. »звестно, что в процессе развити€ «емли были Ђэпохи мор€ї в результате опусканий земной коры, когда ¬осточно-≈вропейска€ платформа погружалась под воды океана, происходило осадконакопление за счет морских отложений, эти периоды смен€лись периодами подн€тий Ђэпохами сушиї, происходило осадконакопление континентальных отложений. »змен€лись климатические услови€ на «емле: жаркие засушливые периоды смен€лись периодами резких похолоданий (оледенений).

¬сЄ это, нар€ду с выветриванием, де€тельностью рек, образованием озЄр и болот, вли€ло на формировании осадочного чехла, который в наше врем€ достигает 3 км над ¬осточно-≈вропейской платформой. ќсобенно заметны следы де€тельности последнего „етвертичного оледенени€.

1.2 »стори€ развити€ ¬алдайского ледника

»звестно, что оледенению «емл€ подвергалась 4-5 раз. ¬ ≈вропе центром накоплени€ льда т.е. центром оледенени€ были —кандинави€, ѕол€рный ”рал и острова —еверного Ћедовитого ќкеана.

¬ период оледенени€ весь северо-запад ¬осточно-≈вропейской равнины напоминал √ренландию или јнтарктиду.

“олщина льда в некоторых районах достигала от 2500 до 4000 м, и эта масса льда медленно продвигалась с северо-запада на юго-восток равнины [6]. —ила давлени€ ледника была так велика, что он местами разрушал и сглаживал различные неровности рельефа, попадавшиес€ ему на пути, и транспортировал твердый материал в направлении своего движени€. ¬ других местах он аккумулировал продукты переноса, разрушени€ и переработки: валуны, песок, глину. “акие отложени€ называютс€ моренными. —леды де€тельности ледника отчЄтливо выражены в рельефе северной и центральной части ¬осточно-≈вропейской равнины, это чередование холмов и понижений, которые зан€ты ледниковыми озЄрами. ѕримерами таких озЄр могут быть такие, как озеро —елигер, —абро, —иг (рис. 3).

ћоренные озЄра на границе “верской и Ќовгородской областей

–исунок 3. ћоренные озЄра на границе “верской и Ќовгородской областей

“акже впоследствии оледенени€ образовалось большое количество рек, которые существуют до сих пор, например, такие реки, как ћосква-река (рис. 4),  л€зьма.

–еки, образованные после та€ни€ ледника (ћосква-река)

–исунок 4. –еки, образованные после та€ни€ ледника (ћосква-река)

«акончивша€с€ около 10000 лет назад эпоха оледенени€ заметно повли€ла на формирование осадочного чехла платформы. «а период оледенени€ из обломочного материала, принесЄнного ледником, было сформировано около 350 м верхней части осадочного чехла. «алегание слоев горных пород в геологических обнажени€х, наход€щихс€ на ¬осточно-≈вропейской равнине достаточно характерно и в нем, можно увидеть следы древних оледенений. ќтложени€, относ€щиес€ к оледенению, могут быть двух типов: водно-ледниковыми и, непосредственно, моренными.

ќсобенности залеганий, по которым можно определить тип ледниковых отложений, приведены в таблице 1.

“аблица 1. ќсобенности отложений горных пород

ќтложение

ќсобенности отложени€

¬одно-ледниковое

ярко выражен каждый слой, слоистость может быть косой, не может быть иловых слоЄв.

ћоренное

ќтсутствие слоистости, большое количество литоморфных включений (более 20%).

ќзЄрное

Ќаличие иловых прослоек.

ƒл€ подтверждени€ или опровержени€ ледникового или водно-ледникового происхождени€ слоев горных пород нами было проведено описание геологических обнажений на территории ћосковской и “верской областей.

1.3 . ќсобенности рельефа в ћосковской и “верской област€х.

ќписание геологического обнажени€ в ћосковской области проводилось в ћытищинском районе в окрестност€х биостанции "Ёкосистема" в долине реки  л€зьма (среднее течение  анального ручь€).

Ёто место лежит на ћосковской возвышенности, котора€ €вл€етс€ частью более крупной —моленско-ћосковской возвышенности, котора€ была образована ледником. Ќа ћосковской возвышенности находитс€ несколько моренных гр€д:  линско-ƒмитровска€ и √жатско-ћожайска€, а также  л€зьмо-»стринска€ равнина, на которой располагаетс€ наше геологическое обнажение. ¬ысоты этих форм рельефа в среднем равны 150-180 м над уровнем мор€.

Ќа ћосковской возвышенности сформировались разнообразные более мелкие формы рельефа, которые повли€ли в свою очередь на образование разнообразных геоморфологических ландшафтов. «десь можно выделить подландшафты мелкохолмистого, крупнохолмистого моренного рельефа, моренных равнин, овражно-балочного рельефа, ложбин ледникового стока и др.

√еологическое обнажение в “верской области находитс€ в ќсташковском районе возле озера —елигер, в 2-х км от посЄлка Ќеприе (рис. 5).

ћесто расположени€ геологического обнажени€ в “верской области

–исунок 5. ћесто расположени€ геологического обнажени€ в “верской области

“верска€ область расположена на северо-западе средней части ¬осточно-≈вропейской равнины.

Ћедник доходил непосредственно до ќсташковского района. «десь преобладает равнинный рельеф с чередованием повышений и понижений. ћногочисленные понижени€ зан€ты моренными озЄрами. ¬ среднем высота равнин около 200 м над уровнем мор€.

√орные породы в “верской области нос€т моренный или озЄрный характер. Ўироко распространенной формой материнской породы €вл€етс€ суглиниста€ морена, обогащенна€ каменистым материалом.

ћоренные отложени€ неоднородны, среди них нередки двучлены: верхние 25-60 см имеют супесчаный или легкосуглинистый состав, по сравнению с нижней т€желосуглинистой частью толщи, обогащены пылеватой и мелкопесчаной фракци€ми. ¬одно-ледниковые отложени€ представлены гравелито-галечниковыми разнозернистыми песками и супес€ми или хорошо сортированными слоистыми, преимущественно песчаными отложени€ми. ѕлотные шоколадно-коричневые тонкослоистые глины встречаютс€ локально, на возвышенных участках Ц более или менее заметных на местности высоких холмах с плоскими вершинами и крутыми склонами (звонцах), образование которых св€зывают с внутриледниковыми озерами.

2. ћетодика исследовани€ геологического обнажени€

ѕри проведении исследовани€ использовалась методика, примен€ема€ при проведении полевых практикумов на биостанции "Ёкосистема" (ќписание и анализ геологического обнажени€, ј.—.Ѕоголюбов, —.¬.Ѕаслеров, ћ. Ёкосистема, 1999).

ћетодика исследовани€ делитс€ на два этапа: полевой и лабораторный.

ѕолевой этап включает в себ€ проведение работ по геологическому обнажению непосредственно на местности.

Ћабораторный этап включает в себ€ обработку результатов, полученных в ходе проведени€ полевого этапа, их анализ и получение данных о строении верхней части осадочного чехла ¬осточно-≈вропейской равнины.

ќборудование, необходимое дл€ проведени€ полевого этапа: лопата, рулетка, бланк записей.

ƒл€ проведени€ работ особенно важно правильно выбрать участок дл€ изучени€. ”часток дл€ изучени€ должен быть достаточно типичным. ќбнажение должно быть удобным дл€ расчистки и безопасным дл€ изучени€. –асчистка делаетс€ в виде ступенек и должна вскрывать коренное залегание горных пород.

ѕосле расчистки описываетс€ каждый слой по диагностическим признакам (мощность сло€, механический состав сло€, слоистость, включени€).

ћощность сло€ определ€етс€ при помощи рулетки.

ƒл€ определени€ приблизительного механического состава используетс€ влажный метод (метод шнура). ћетод построен по принципу, чем меньше частицы, тем лучше лепитс€ шнур из влажного образца горной породы (рис. 6 и табл. 2).

—хема определени€ механического состава грунта (метод шнура)

–исунок 6. —хема определени€ механического состава грунта (метод шнура)

“аблица 2 Ц  ачественные показатели метода шнура
(A-F - обозначени€ из рисунка 6)

ћеханический состав ¬ид образца
F - песок Ўнур не образуетс€
E - супесь «ачатки шнура
D - лЄгкий суглинок Ўнур дробитс€ при раскатывании
C - средний суглинок Ўнур сплошной, кольцо при свЄртывании распадаетс€
B - т€жЄлый суглинок Ўнур сплошной, кольцо с трещинами
A - глина Ўнур сплошной, кольцо цельное

ƒалее определ€етс€ слоистость: слоистость бывает косой и пр€мой.  оса€ слоистость означает, чтов этом месте у реки течение было неспокойное, с водоворотами. ѕр€ма€ же слоистость означает обратное: течение спокойное и равномерное.

«атем определ€ютс€ тип и размер включений в исследуемых геологических сло€х.

¬ключени€ бывают:

  • литоморфные (обломки горных пород различного размера)
  • антропоморфные (остатки материальной культуры человека) Ц обломки кирпича, посуды, др. бытовой и строительный мусор, археологические находки;
  • биоморфные Ц корни, раковины моллюсков, кости современных и вымерших животных.

Ћабораторный этап включает в себ€ обработку собранных данных: на основе этих данных составл€ютс€ таблицы геоморфологических свойств слоЄв. ѕо особенност€м этих геоморфологических свойств определ€етс€ происхождение залеганий ( таблица є 1).

3. ѕрактическа€ часть.

3.1. –езультаты исследовани€ геологического обнажени€ в ћосковской области

Ќаша исследовательска€ работа в “верской и ћосковской област€х была проведена по одинаковой методике с целью получени€ результатов, которые можно было бы впоследствии сравнить между собой. Ѕыли зачищены обнажени€ в обеих област€х. «атем нами был описан каждый слой по диагностическим признакам. ѕолученные результаты в лаборатории были занесены в таблицы геоморфологических свойств слоЄв.

“аблица 3. –езультаты исследовани€ геологического обнажени€ в ћосковской области
(по горизонтали представлены характеристики слоЄв, по вертикали Ц номера слоЄв)

є сло€

ћощность (см)

ћеханический состав

—лоистость

¬ключени€

1

10

песок

пр€ма€

____

2

24

ЋЄгкий суглинок

пр€ма€

 амни
(литоморфные, 1%)

3

16

ЋЄгкий суглинок

пр€ма€

____

4

11

ЋЄгкий суглинок

пр€ма€

____

5

5

—редний суглинок

пр€ма€

 амни
(литоморфные, 1%)

6

11

—редний суглинок

пр€ма€

 амни
(литоморфные 1%)

7

5

ЋЄгкий суглинок

коса€

 амушки
(литоморфные, 1%)

8

18

песок

пр€ма€

 амни
(литоморфные 1%)

Ќа геологическом обнажении в ћосковской области были расчищены 8 слоЄв горных пород (таблица 3). ћощность слоЄв варьируетс€ от 5 см до 24 см. ¬ среднем, мощность одного сло€ равна 12.5 см. ¬ геологическом обнажении преобладает лЄгкий суглинок, хот€ имеетс€ также песок и средний суглинок. —лоистость везде пр€ма€, кроме 7 сло€. ¬о всех сло€х включени€ покрывают не более 1% от общей площади этих слоЄв.

«алегани€ горных пород в ћосковской области имеют особенности водно-ледниковых отложений (слои отчЄтливо выражены, коса€ слоистость). —оответственно, геологическое обнажение в ѕодмосковье носит водно-ледниковый характер.

3.2. –езультаты исследовани€ геологического обнажени€ в “верской области

Ќа геологическом обнажении в “верской области было расчищено п€ть слоев горных пород (таблица 4).

“аблица 4. –езультаты исследовани€ геологического обнажени€ в “верской области
(по горизонтали представлены характеристики слоЄв, по вертикали Ц номера слоЄв)

є сло€

ћощность (см)

ћеханический состав

—лоистость

¬ключени€

1

25

ЋЄгкий суглинок

пр€ма€

 орни деревьев
(биоморфные)

2

2

Ћегкий суглинок

пр€ма€

-

3

17

супесь

пр€ма€

Ѕрекчи€
(литоморфные 2%)

4

1,5

ѕесок

коса€

-

5

70

“€желый суглинок

отсутствует

Ѕрекчи€
(литоморфные 35%)

ћощность п€ти слоЄв равны соответственно 25 см, 2 см, 17 см, 1,5 см и 150 см. ћеханический состав Ц лЄгкий суглинок, супесь и песок.

ѕреимущественна€ слоистость Ч пр€ма€.

¬ третьем слое литоморфные включени€ покрывают около 35% от общей площади этого сло€, во втором слое Ц около 2%.

»сход€ из полученных нами результатов, можно предположить, что отложени€ в верхних двух сло€х относ€тс€ к водно-ледниковому типу, а в третьем Ц к моренному.

¬ыводы

1. ¬ерхн€€ часть осадочного чехла в ћосковской и “верской област€х носит следы древних оледенений.

2. ¬ ћосковской области и “верской област€х были обнаружены слои, залегание которых носит как ледниковый так и водно-ледниковый характер. Ёто означает, что преимущественное вли€ние на формирование осадочного чехла в ѕодмосковье оказал не сам ледник, а реки, образовавшиес€ после та€ни€ ледника.

3. ¬ “верской области был обнаружен слой, залегани€ которого относ€тс€ к де€тельности непосредственно самого ледника. Ёто означает, что мощность водно-ледниковых отложений в “верской области меньше, чем в ћосковской.

«аключение

ƒанна€ исследовательска€ работа проводилась нами более года. ¬ результате, она позволила нам практически познакомитьс€ со строением верхней части осадочного чехла, а также с историей его формировани€.

Ѕыли изучены геологические обнажени€ горных пород осадочного чехла —моленско-ћосковской и ¬алдайской возвышенностей.

¬ ћосковской области на геологическом обнажении были изучены 8 слоев. ќтложени€ горных пород относ€тс€ к водно-ледниковому типу. Ёто означает, что осадочный чехол —моленско-ћосковской возвышенности был образован преимущественно не во врем€ оледенени€ а при его та€нии.

¬ “верской области на геологическом обнажении были изучены 5 слоев. ¬ данном случае, часть слоев геологического обнажени€ в отличие от —моленско-ћосковской возвышенности, относ€тс€ к моренному типу. Ётот означает, что на формирование осадочного чехла повли€л непосредственно и сам ледник, а не только послеледниковые реки.

ѕо данным исследовательской работы можно увидеть, каким образом на формирование осадочного чехла —моленско-ћосковской и ¬алдайской возвышенностей повли€ло оледенение.

ѕолученные данные в дальнейшем могут быть использованы при проведении ознакомительных лекций о геологическом строении севера ≈вропейской части нашей страны.

ѕриобретенные в ходе исследовательской работы навыки позвол€т в дальнейшем проводить более серьЄзные геологические наблюдени€ и продолжить изучение геологии нашей страны

“ермины

Ѕрекчи€ Ц неокатанные (угловатые) обломки различных горных пород в поперечнике более 1 см, спа€нные вместе каким-либо цементирующим материалом, создающим своеобразную горную породу.

¬ключени€ Ц присутствующие в почве тела органического и неорганического происхождени€, образование которых св€занно с различными процессами.

√еологи€ Ц комплекс наук о составе, строении, истории развити€ земной коры и размещении в ней полезных ископаемых.

√еоморфологи€ Ц наука геологии о рельефе твердой поверхности «емли и его развитии в пространстве и во времени.

√еологическое обнажение Ц выход наружу горных пород.

√еологическа€ де€тельность ледников Ц разрушение горных пород, перенос продуктов разрушени€ и их сортировка. ќбразование новых форм рельефа.

√орные породы Ц природна€ совокупность минералов более или менее посто€нного минералогического состава, образующа€ самосто€тельное тело в земной коре. «емл€ состоит из горных пород.

ћорена Ц ледниковые отложени€, состо€щие из смеси различных твердых пород Ц от крупных глыб до песка и глины; материал, содержащийс€ в составе движущегос€ ледника.

ћеханический состав почв Ц процентное соотношение в почве глин€ных (менее 0,01мм) и песчаных частиц (более 0,01 мм).

Ќадпойменна€ терраса Ц горизонтальные или слегка наклонЄнные по течению площадки в долинах рек, участки бывшей поймы.

»спользованна€ литература

  1. "Ѕольша€ детска€ энциклопеди€. √еологи€". јванта+, 2009 Ц 688 с
  2. "Ёнциклопеди€ дл€ детей. √еографи€" јванта+, 2008 Ц 526 с
  3. "√еографи€ почв –оссии" ћ.:». √ерасимова, ћ√”, 2007 Ц 312 с.
  4. ћетодическое пособие "ќписание и анализ геологического обнажени€". ј.—.Ѕоголюбов, —.¬.Ѕаслеров, ћ. Ёкосистема, 19994.
  5. " Ёкологический мониторинг почв" √.¬. ћотузова, ќ.—. Ѕезуглова, ћ.: јкадемический ѕроект; √аудеамус, 2007 Ц 237 с
  6. "ѕочвоведение с основами геологии" —.».  олесников, ћ. –»ќ–, 2005.
  7. "ѕрирода и хоз€йство  алининской области (ученые записки естественно-географического факультета)"  алинин, 1960г.,  √ѕ» Ц 654 стр.
  8. " √еографи€: —правочник дл€ старшеклассников и поступающих в вузы." ћ.: ј—“-ѕ–≈—— Ў ќЋј, 2007. Ц 656 с.
  9. "ќчерки экологии ѕодмосковь€." ј.¬. ¬олгин, ќ.ѕ. ƒобродеев, ¬.». «убов и др. ћ.: ÷ƒё“ур –‘, 1998.
  10. "–егиональные обзоры ѕрироды –оссии" (www.ecosystema.ru/08nature/world/geoussr/3-3-1.htm)
  11. "√еологи€ ———–". “.4. Ц ћ.: Ќедра, 1971
  12. "ќчерки геоморфологии ћосковской губернии" ј.ј. Ѕорзов. Ц ћ.:1951
  13. "„то должен знать и уметь юный защитник природы?" ». ¬елек. Ц ћ.: ѕросвещение, 1983.


–абота выполнена во врем€ прохождени€ полевого учебного практикума на биостанции "Ёкосистема"
и подготовлена дл€ представлени€ на ќкружном  онкурсе проектных и исследовательских работ ЂЅудущее —еверо-«ападаї.


ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты




≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€
Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019