Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:
Объявления:
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:
Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.
Авторы: Горшков Александр, Козей
Артём
(ученики 9 класса Центра образования №1678,
Восточное Дегунино, г.Москва
2004 г.
Введение
Гидросфера — это водная оболочка
Земли. К ней относят: поверхностные и подземные
воды, прямо или косвенно обеспечивающие
жизнедеятельность живых организмов, а также
вода, выпадающая в виде осадков.
Вода занимает преобладающую часть биосферы. Из
510 млн. км2 общей площади земной поверхности
на Мировой океан приходится 361 млн. км2 (71%).
Океан — главный приемник и аккумулятор
солнечной энергии, поскольку вода обладает
высокой теплопроводностью.
Основными физическими свойствами
водной среды являются ее плотность
(в 800 раз выше плотности воздуха) и вязкость
(выше воздушной в 55 раз). Кроме того, вода
характеризуется подвижностью в
пространстве, что способствует поддержанию
относительной гомогенности физических и
химических характеристик.
Водные объекты характеризуются
температурной стратификацией, т.е.
изменением температуры воды по глубине.
Температурный режим имеет существенные
суточные, сезонные, годовые колебания,
но в целом динамика колебаний температуры воды
меньше, чем воздуха. Световой режим воды под
поверхностью определяется ее прозрачностью
(мутностью).
От этих свойств зависит фотосинтез бактерий,
фитопланктона, высших растений, а следовательно,
и накопление органического вещества, которое
возможно лишь в пределах эвфонической
зоны, т.е. в том слое, где процессы синтеза
преобладают над процессами дыхания.
Мутность и прозрачность зависят от содержания
в воде взвешенных веществ
органического и минерального происхождения.
Из наиболее значимых для живых
организмов абиотических факторов в водных
объектах следует отметить соленость воды
— содержание в ней растворенных карбонатов,
сульфатов, хлоридов. В пресных водах их мало,
причем преобладают карбонаты (до 80%). В
океанической воде преобладают хлориды и отчасти
сульфаты. В морской воде растворены практически
все элементы периодической системы, включая
металлы.
Другая характеристика химических свойств воды
связана с присутствием в ней растворенного
кислорода и диоксида углерода. Особенно важен кислород,
идущий на дыхание водных организмов.
В государственной системе мониторинга
окружающей среды контроль качества природной и
питьевой воды проводится более чем по 50-ти
показателям. При выполнении своей
исследовательской работы мы остановимся на
наиболее простых физико-химических параметрах,
которые позволяют сделать предварительный
вывод о качестве воды и охарактеризовать
чистоту водоёма
Жизнедеятельность и распространение
организмов в воде зависят от концентрации
ионов водорода (рН). Все обитатели воды —
гидробионты приспособились к определенному
уровню рН: одни предпочитают кислую, другие —
щелочную, третьи — нейтральную среду. Изменение
этих характеристик, прежде всего в результате
промышленного воздействия, ведет к гибели
гидробионтов или к замещению одних видов
другими.
Изменения в видовой структуре биоценозов
коррелирует с уровнем загрязнения воды.
Высокая стенобионтность
(требовательность к условиям существования) ряда
видов, формирование сложных многокомпонентных
систем, приуроченность к определённым
субстратам, относительная малоподвижность
позволяют использовать зообентос для
регистрации антропогенного воздействия на
водные экосистемы (исследование экологического
состояния водоемов отражено в исследовательской
работе Оценка
экологического состояния реки Клязьма методом
биоиндикации).
О месте проведения работ
Научно-исследовательская работа по выбранной
теме проходила в марте 2004 во время очередной
нашей полевой практики на базе Московского полевого
учебного Центра Ассоциации «Экосистема». "Экосистема"
— это некоммерческая общественная организация,
занимающаяся экологическим образованием
школьников в масштабах Москвы, России и СНГ.
Учебный Центр расположен в ближайших
окрестностях Москвы. Здесь преобладают старые
хвойные и смешанные леса, есть болото, озеро и
протекает река Клязьма. Основным принципом
работы «Экосистемы» является «полевое»
образование, т.е. ознакомление с природой и её
изучение в природной обстановке. Зона санитарной
охраны, в которой находится Центр, определяет
режим максимальной заповедности окружающей
территории, на которой не только богатое
разнообразие растительности, но и обитают зайцы,
белки, лисы, куницы, ласки и множество птиц.
Методика определения
физико-химических показателей
Для определения брались пробы в верхнем
течении реки Клязьма, в ручье Канальный,
вытекающем из Акуловского гидротехнического
узла, который поставляет питьевую воду в Москву,
а также из ручья Овражий протекающего
непосредственно по дну старой балки, заросшей
черноольховым лесом:
Ручей Овражий в районе взятия проб
О Клязьме
Река Клязьма — одна из наиболее
привлекательных рек Подмосковья, несмотря на то,
что берега ее довольно плотно заселены, а воды
еще не успели окончательно оправиться от
сбрасывавшихся в нее ранее в большом количестве
промышленных стоков. Пляжи и густые прибрежные
дубравы, удобство сообщения, близость к Москве
делают ее берега одним из излюбленных мест
отдыха. Левый берег Клязьмы, как правило, высокий,
холмистый, здесь лесов меньше; правый берег почти
сплошь покрыт дубово-сосновыми лесами и на
рассматриваемом участке малонаселен (Клязьма
представляет собой естественную северную
границу огромного лесного массива низменной
Мещеры).
Река Клязьма в районе взятия проб
Определение физических свойств
воды
Для каждого водоема мы проводили три различных
измерения:
Результаты работы показали, что температура
воды зимой в крупных водоёмах близка к 4,5°C; в
более мелком и быстром ручье Овражьем равна 4,2°C,
а в ручье Канальном 3,3°C.
Нейтральная кислотность равная 7,0-7,5
была зафиксирована во всех водоёмах. Данная
кислотная среда, близкая к нейтральной,
благоприятна для жизни и развития большинства
организмов.
Наибольшая прозрачность воды
наблюдалась в ручье Овражьем (вода
серовато-жёлтого цвета). Объясняется это,
по-видимому, лучшей фильтрацией через грунт, что
указывает на цветность воды.
В отношении нитратов можно сказать,
что нитраты встречаются почти во всех видах вод.
Большое количество нитратов указывает на
загрязнение в прошлом фекальными водами. По
содержанию нитратов можно судить о процессе
нитрификации отходов. Источником нитритов
могут быть нарушения при использовании
минеральных удобрений.
Отсутствие ионов железа и ртути
указывает на то что на данной территории нет
промышленных загрязнений.
Вывод
Проведено предварительное обследование реки
Клязьмы и двух впадающих в нее ручьёв, включающие
в себя описание физико-химических характеристик
водоёмов. На основе полученных результатов дана
краткая характеристика и предварительная оценка
экологического состояния водоёмов. По
проведенной нами работе ясно, что в марте 2004 года
река Клязьма отличалась худшим качеством воды.
По-видимому, это связано с тем, что ручей Канальный
и река Клязьма проходят вдоль
сельскохозяйственных угодий и дачных посёлков.
Вода, по мере продвижения по руслу, загрязняется
стоками с полей, огородов и бытовыми стоками.
Ручей же Овражий берёт начало в лесу и проходит
по дну балки, минуя антропогенные зоны. Самый
чистый и по физико-химической и биологической
оценке является ручей Овражий.
Проведённая работа показала, что метод оценки
физико-химических показателей, наряду с оценкой экологического
состояния способом биоиндикации, может быть
использован для оценки качеств воды. Два этих
простейших метода дополняют друг друга.
Список литературы
Буйволов Ю. А. Физико-химические методы изучения
качества природных вод. – М.: Экосистема, 1997. – 17
с.
Наши авторские методические материалы по водной экологии и гидробиологии:
В нашем Интернет-магазинепо некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы
по водной и околоводной флоре и фауне России:
Если у Вас есть детские исследовательские
работы (проекты), основанные на полевых исследованиях
(исследованиях в природе) и уже набранные на
компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим
возможность и варианты их размещения на
нашем сайте!
Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем
сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими
материалами, "облегчающими жизнь"
педагога - организатора исследовательской
работы школьников в природе, а также самих
учащихся - юных исследователей природы. Речь идет
о методических пособиях и определителях
объектов природы России. В нижеследующем списке
приведены ссылки на страницы с описаниями
выпущенных нами методических материалов по
исследованиям в природе.