јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты

–абота выполнена во врем€ прохождени€ полевого учебного практикума на биостанции "Ёкосистема".

–еферат дл€ итоговой аттестации по предмету экологи€ в 9 классе:

—равнение физико-химических показателей водоЄмов
окрестностей биостанции "Ёкосистема"

јвторы: √оршков јлександр,  озей јртЄм
(ученики 9 класса ÷ентра образовани€ є1678, ¬осточное ƒегунино, г.ћосква

2004 г.

¬ведение

√идросфера Ч это водна€ оболочка «емли.   ней относ€т: поверхностные и подземные воды, пр€мо или косвенно обеспечивающие жизнеде€тельность живых организмов, а также вода, выпадающа€ в виде осадков.

¬ода занимает преобладающую часть биосферы. »з 510 млн. км2 общей площади земной поверхности на ћировой океан приходитс€ 361 млн. км2 (71%). ќкеан Ч главный приемник и аккумул€тор солнечной энергии, поскольку вода обладает высокой теплопроводностью.

ќсновными физическими свойствами водной среды €вл€ютс€ ее плотность (в 800 раз выше плотности воздуха) и в€зкость (выше воздушной в 55 раз).  роме того, вода характеризуетс€ подвижностью в пространстве, что способствует поддержанию относительной гомогенности физических и химических характеристик.

¬одные объекты характеризуютс€ температурной стратификацией, т.е. изменением температуры воды по глубине. “емпературный режим имеет существенные суточные, сезонные, годовые колебани€, но в целом динамика колебаний температуры воды меньше, чем воздуха. —ветовой режим воды под поверхностью определ€етс€ ее прозрачностью (мутностью).

ќт этих свойств зависит фотосинтез бактерий, фитопланктона, высших растений, а следовательно, и накопление органического вещества, которое возможно лишь в пределах эвфонической зоны, т.е. в том слое, где процессы синтеза преобладают над процессами дыхани€.

ћутность и прозрачность завис€т от содержани€ в воде взвешенных веществ органического и минерального происхождени€.

»з наиболее значимых дл€ живых организмов абиотических факторов в водных объектах следует отметить соленость воды Ч содержание в ней растворенных карбонатов, сульфатов, хлоридов. ¬ пресных водах их мало, причем преобладают карбонаты (до 80%). ¬ океанической воде преобладают хлориды и отчасти сульфаты. ¬ морской воде растворены практически все элементы периодической системы, включа€ металлы.

ƒруга€ характеристика химических свойств воды св€зана с присутствием в ней растворенного кислорода и диоксида углерода. ќсобенно важен кислород, идущий на дыхание водных организмов.

¬ государственной системе мониторинга окружающей среды контроль качества природной и питьевой воды проводитс€ более чем по 50-ти показател€м. ѕри выполнении своей исследовательской работы мы остановимс€ на наиболее простых физико-химических параметрах, которые позвол€ют сделать предварительный вывод о качестве воды и охарактеризовать чистоту водоЄма

∆изнеде€тельность и распространение организмов в воде завис€т от концентрации ионов водорода (рЌ). ¬се обитатели воды Ч гидробионты приспособились к определенному уровню рЌ: одни предпочитают кислую, другие Ч щелочную, третьи Ч нейтральную среду. »зменение этих характеристик, прежде всего в результате промышленного воздействи€, ведет к гибели гидробионтов или к замещению одних видов другими.

»зменени€ в видовой структуре биоценозов коррелирует с уровнем загр€знени€ воды. ¬ысока€ стенобионтность (требовательность к услови€м существовани€) р€да видов, формирование сложных многокомпонентных систем, приуроченность к определЄнным субстратам, относительна€ малоподвижность позвол€ют использовать зообентос дл€ регистрации антропогенного воздействи€ на водные экосистемы (исследование экологического состо€ни€ водоемов отражено в исследовательской работе ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации).

ќ месте проведени€ работ

Ќаучно-исследовательска€ работа по выбранной теме проходила в марте 2004 во врем€ очередной нашей полевой практики на базе ћосковского полевого учебного ÷ентра јссоциации ЂЁкосистемаї. "Ёкосистема" Ч это некоммерческа€ общественна€ организаци€, занимающа€с€ экологическим образованием школьников в масштабах ћосквы, –оссии и —Ќ√.

”чебный ÷ентр расположен в ближайших окрестност€х ћосквы. «десь преобладают старые хвойные и смешанные леса, есть болото, озеро и протекает река  л€зьма. ќсновным принципом работы ЂЁкосистемыї €вл€етс€ Ђполевоеї образование, т.е. ознакомление с природой и еЄ изучение в природной обстановке. «она санитарной охраны, в которой находитс€ ÷ентр, определ€ет режим максимальной заповедности окружающей территории, на которой не только богатое разнообразие растительности, но и обитают зайцы, белки, лисы, куницы, ласки и множество птиц.

ћетодика определени€ физико-химических показателей

ƒл€ определени€ брались пробы в верхнем течении реки  л€зьма, в ручье  анальный, вытекающем из јкуловского гидротехнического узла, который поставл€ет питьевую воду в ћоскву, а также из ручь€ ќвражий протекающего непосредственно по дну старой балки, заросшей черноольховым лесом:

–учей ќвражий в районе вз€ти€ проб
–учей ќвражий в районе вз€ти€ проб

ќ  л€зьме

–ека  л€зьма Ч одна из наиболее привлекательных рек ѕодмосковь€, несмотр€ на то, что берега ее довольно плотно заселены, а воды еще не успели окончательно оправитьс€ от сбрасывавшихс€ в нее ранее в большом количестве промышленных стоков. ѕл€жи и густые прибрежные дубравы, удобство сообщени€, близость к ћоскве делают ее берега одним из излюбленных мест отдыха. Ћевый берег  л€зьмы, как правило, высокий, холмистый, здесь лесов меньше; правый берег почти сплошь покрыт дубово-сосновыми лесами и на рассматриваемом участке малонаселен ( л€зьма представл€ет собой естественную северную границу огромного лесного массива низменной ћещеры).

–ека  л€зьма в районе вз€ти€ проб
–ека  л€зьма в районе вз€ти€ проб

ќпределение физических свойств воды

ƒл€ каждого водоема мы проводили три различных измерени€:

  • 1. ќпределение прозрачности:
    • ставим стекл€нную цилиндирическую колбу на печатный шрифт стандартного размера (3,5 мм),
    • наливаем в колбу исследуемую воду,
    • смотр€ сверху наблюдаем читаемость текста,
    • засекаем момент, когда текст перестанет быть читаемым,
    • измер€ем высоту вод€ного столба в колбе.
  • 2. ќпределение температуры:
    • опускаем термометр в водоЄм,
    • после 10-ти секундной выдержки определ€ем температуру.
  • 3. ќпределение цвета:
    • наливаем исследуемую воду в стекл€нную колбу,
    • держим колбу с водой на фоне белого листа бумаги,
    • сравниваем цвет воды с листом белой бумаги.

ќпределение химических свойств воды

ƒл€ каждого водоема мы проводили дес€ть различных измерений  (в работе были использованы реагенты стандартного набора ЂAquamerckї):

  • 1. ќпределение кислотности (pH):
    • опускаем в исследуемую воду индикаторную полоску,
    • кладЄм индикаторную полоску на лист белой бумаги и сравниваем с эталонной шкалой pH.
  • 2. ќпределение нитратов (NO3):
    • наливаем 5 мл. исследуемой воды в стаканчик,
    • добавл€ем сухой реагент Ђнитрат тестї,
    • сравниваем полученный цвет со шкалой цветности.
  • 3. ќпределение нитритов (NO2):
    • наливаем 5 мл. исследуемой воды в стаканчик,
    • добавл€ем сухой реагент Ђнитрит тестї,
    • сравниваем полученный цвет со шкалой цветности.
  • 4. ќпределение солей аммони€:
    • наливаем 5 мл. исследуемой воды в стаканчик,
    • добавл€ем 10 капель реагента є1,
    • после 5-ти минутной выдержки добавл€ем 6 капель реагента є3.
  • 5. ќпределение ионов цинка:
    • добавл€ем в исследуемую воду гидрооксид натри€ (NaOH),
    • в результате химической реакции выпадает осадок белого цвета.
  • 6. ќпределение ионов ртути:
    • добавл€ем в исследуемую воду гидрооксида кали€ (KOH),
    • при наличии ртути выпадает осадок белого цвета.
  • 7. ќпределение ионов двухвалентного железа (Fe2):
    • при добавлении в исследуемую воду (KCNS),
    • при наличии Fe2 происходит посинение воды.
  • 8. »оны трЄхвалентного железа (Fe3):
    • при добавлении в исследуемую воду K4[Fe(CH)6] при наличии происходит посинени€ воды.
  • 9. ќпределение жЄсткости:
    • в мыльный раствор добавл€ем исследуемую воду,
    • ѕри жЄсткости воды выпадает осадок белого цвета.
  • 10. ќпределение анионов кислотных осадков:
    • смешиваем исследуемую воду с 30% раствором уксусной кислоты (CH4COOH),
    • по выпадению осадка судим о наличии кислотных осадков.

–езультаты наших измерений приведены в таблице 3.

“абл. 3. ‘изико-химические показатели изученных водоемов

ѕоказатель

–ека  л€зьма –учей  анальный –учей ќвражий
ѕрозрачность Ѕолее 35 см. 15 см. Ѕолее 40 см.
“емпература ∞C 4,5∞C 3,3∞C 4,2∞C
÷вет —ероватый —еровато-жЄлтый —ветло-жЄлтый
 ислотность (pH) 7.0 7 .2 7.2
Ќитраты (NO3) 3мг/л 5 мг/л 2 мг/л
Ќитриты (NO2) 0,05 мг/л 0,02 мг/л 0,03 мг/л
∆Єсткость —редней жЄсткости —редней жЄсткости —редней жЄсткости
јнионы кислотных осадков - - -
»оны цинка Ќезначительно ¬ыпадает слабый осадок ¬ыпадает осадок
»оны железа (Fe2+) - - -
»оны железа (Fe3+) - - -
»оны ртути - - -
—оли аммони€ 0,30 мг/л 0,2 мг/л 0,2 мг/л

–езультаты работы показали, что температура воды зимой в крупных водоЄмах близка к 4,5∞C; в более мелком и быстром ручье ќвражьем равна 4,2∞C, а в ручье  анальном 3,3∞C.

Ќейтральна€ кислотность равна€ 7,0-7,5 была зафиксирована во всех водоЄмах. ƒанна€ кислотна€ среда, близка€ к нейтральной, благопри€тна дл€ жизни и развити€ большинства организмов.

Ќаибольша€ прозрачность воды наблюдалась в ручье ќвражьем (вода серовато-жЄлтого цвета). ќбъ€сн€етс€ это, по-видимому, лучшей фильтрацией через грунт, что указывает на цветность воды.

¬ отношении нитратов можно сказать, что нитраты встречаютс€ почти во всех видах вод. Ѕольшое количество нитратов указывает на загр€знение в прошлом фекальными водами. ѕо содержанию нитратов можно судить о процессе нитрификации отходов. »сточником нитритов могут быть нарушени€ при использовании минеральных удобрений.

ќтсутствие ионов железа и ртути указывает на то что на данной территории нет промышленных загр€знений.

¬ывод

ѕроведено предварительное обследование реки  л€зьмы и двух впадающих в нее ручьЄв, включающие в себ€ описание физико-химических характеристик водоЄмов. Ќа основе полученных результатов дана кратка€ характеристика и предварительна€ оценка экологического состо€ни€ водоЄмов. ѕо проведенной нами работе €сно, что в марте 2004 года река  л€зьма отличалась худшим качеством воды.

ѕо-видимому, это св€зано с тем, что ручей  анальный и река  л€зьма проход€т вдоль сельскохоз€йственных угодий и дачных посЄлков. ¬ода, по мере продвижени€ по руслу, загр€зн€етс€ стоками с полей, огородов и бытовыми стоками. –учей же ќвражий берЄт начало в лесу и проходит по дну балки, мину€ антропогенные зоны. —амый чистый и по физико-химической и биологической оценке €вл€етс€ ручей ќвражий.

ѕроведЄнна€ работа показала, что метод оценки физико-химических показателей, нар€ду с оценкой экологического состо€ни€ способом биоиндикации, может быть использован дл€ оценки качеств воды. ƒва этих простейших метода дополн€ют друг друга.

—писок литературы

  • Ѕуйволов ё. ј. ‘изико-химические методы изучени€ качества природных вод. Ц ћ.: Ёкосистема, 1997. Ц 17 с.
  • ¬оробьЄв √.ј. »сследуем малые реки. Ц ¬ологда: ¬√ѕ”, изд-во Ђ–усьї, 1997. - 116 с.
  • √аньшина Ћ.ј., √оридченко “.ѕ. ћетодика оценки экологического состо€ни€ водоЄмов по организмам зообентоса. Ц ћ.; ÷—ёЌ, 1994. Ц 37 с.
  • »зучаем водоЄмы: как исследовать озЄра и пруды (под ред. Ћ.ј . оробейниковой, √.ј. ¬оробьЄва). ¬ологда: ¬√ѕ», изд-во Ђ–усьї, 1994. Ц 148 с.
  •  отов ј.ј., Ѕоголюбов ј.—. ћетоды исследований пресноводного зоопланктона. Ц ћ.: Ёкосистема, 1997. Ц14 с.
  • ћетоды гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек (сост. ј.—. Ѕоголюбов). Ц ћ.: Ёкосистема, 1996. 21 с.
  • ћетоды гидрологических исследований: проведение измерений и описание озер (сост. ј.—. Ѕоголюбов). Ц ћ.: Ёкосистема, 1996. 21 с.
  • ћетодика изучени€ перифитона и оценка сапробности водоЄмов (сост. ј.—. Ѕоголюбов). Ц ћ.: Ёкосистема, 1997. 17 с.
  • ћетоды исследований зообентоса и оценки экологического состо€ни€ водоЄмов (сост. ј.—. Ѕоголюбов). Ц ћ.: Ёкосистема, 1997. 17 с.
  • ћетоды изучени€ состо€ни€ окружающей среды: практикум по экологии, часть 2 (под ред. Ћ.ј.  оробейниковой). ¬ологда: изд-во Ђ–усьї, 19956. Ц 102 с.

–абота выполнена во врем€ прохождени€ полевого учебного практикума на биостанции "Ёкосистема".


ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты




Ќаши авторские методические материалы по водной экологии и гидробиологии:
¬ нашем »нтернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по водной и околоводной флоре и фауне –оссии:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ѕресноводные беспозвоночные, –ыбы, јмфибии, –ептилии,
приложени€-определители дл€ смартфонов и планшетов на јндроиде: –ыбы, јмфибии, –ептилии (их можно скачать в Google Play),
приложени€-определители дл€ iPhone и iPad: –ыбы, јмфибии (их можно загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: ѕресноводные рыбы, ќбитатели водоемов, –астени€ болот, –астени€ пресных вод, пособие "ќсновы гидроботанических исследований",
цветные ламинированные определительные таблицы: ¬одоросли, ÷веты водоемов и болот, ¬одные беспозвоночные, ѕресноводные и проходные рыбы, јмфибии и рептилии,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": Ќасекомые.






≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€
Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019