јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты

ѕќ–ј Ќј„»Ќј“№!
или
≈ў≈ –ј« ќ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“» » ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“я’ ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕќЋ≈¬џ’ ѕ–ј “» ”ћќ¬ ƒЋя Ў ќЋ№Ќ» ќ¬
¬ —»—“≈ћ≈ ƒќѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ√ќ Ё ќЋќ√ќ-Ѕ»ќЋќ√»„≈— ќ√ќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я ƒ≈“≈…

ќ.¬. √лушенков, ј.—. Ѕоголюбов

(продолжение темы, начало см. Ђƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе...ї, 2008)

Ќикто не будет оспаривать тот факт, что детские впечатлени€ самые сильные, а среди них наиболее запечатл€ютс€ те, что вызывают сильные эмоции. ѕрирода не может оставить человека равнодушным, контакт с ней всегда эмоционален, так как будит врожденные, интуитивные представлени€ о мире. ѕотому именно в детском возрасте важен непосредственный контакт детей с природой и чем более продолжителен и более част он будет, тем богаче станет духовный мир ребенка. »менно этого непосредственного живительного контакта лишен современный урбанизированный ребенок.

«ан€ти€ по ботанике в лесу„ем крупнее город, тем меньше в нем естественной природной составл€ющей и дл€ осуществлени€ контакта с нею необходимо преодолевать преп€тстви€, и не только рассто€ние, а более серьезные, например, зан€тость взрослых, могущих обеспечить такой контакт ребенку.

Ќаши социальные институты дл€ детей Ц детский сад и общеобразовательна€ школа, к сожалению, в большей своей части уход€т от проблемы организации подобного контакта обосновыва€ это различными, часто объективными причинами.

¬роде бы в современных вариативных школьных программах по биологии сохранены требовани€ по проведению об€зательных экскурсий в природу. ќднако, что значит один час, выделенный на проведение какой-то конкретной экскурсии? “олько вывезти из школы детей в ближайший природный биотоп требуетс€ не меньше часа, плюс сама экскурси€, плюс обратна€ дорогаЕ, и все это врем€ учитель не просто находитс€ с детьми, а работает с ними, да еще несет полную ответственность за их безопасность и жизнь, а получает оплату за один учебный час.

“аким образом, даже при наличии самых передовых, самых лучших образовательных программ и учебников по предметам естественнонаучного цикла наши общеобразовательные учреждени€ не могут обеспечить дет€м непосредственный контакт с природой, а значит и полноценного представлени€ о ней!  ак следствие, возникают вопросы: кто же, какие структуры смогут обеспечить полноценное развитие ребенка?

¬ такой ситуации остаетс€ уповать только на структуры внеклассного, внешкольного дополнительного образовани€. Ќо насколько они способны охватить подрастающее поколение своим вниманием и предоставить ему возможность непосредственного общени€ с природой?

Ќа наш взгл€д, этот охват не столь широк, как хотелось бы. ”чебные группы (прежнее название Ђкружкиї) в системе дополнительного образовани€ ориентированы не на массового школьника, а на так называемых мотивированных детей Ц детей в большинстве своем осознающих выбор направлени€ своего обучени€ и воспитани€. ≈мкость летних лагерей экологического профил€ тоже не позвол€ет охватить значительную часть детей.

¬ результате проблема массового приобщени€ детей к природе остаетс€ у нас не решенной.

Ќаша образовательна€ структура Ц ћосковский полевой учебный ÷ентр ЂЁкосистемаї (далее просто Ђ÷ентрї), использовавша€ опыт ¬еликобритании, где подобные организации (например Field Studies Council, —овет ѕолевого ќбразовани€) охватывают своей де€тельностью всю страну, за период своего существовани€ (с 1994 года) показала, что массовое приобщение детей к природе возможно и в –оссии.

»зучение лишайников в лесуќднако такие возможности не только дл€ страны, а даже дл€ одного огромного мегаполиса Ц капл€ в море. ƒальнейшее развитие направлени€ реально только при формировании целой системы учреждений такого типа.

¬ чем преимущества системы полевого экологического образовани€ детей? ѕочему именно учреждени€ такого типа смогут решить подн€тую проблему?

Ќаша система, в отличие от других образовательных структур, строго учитывает этапы субъективной готовности школьника к эколого-направленной де€тельности, завис€щие от индивидуальных, возрастных и прочих особенностей личности. Ўкольное биологическое образование в современной его форме лишь готовит (субъективно) школьника к экологонаправленной де€тельности. ѕосле достижени€ субъективной готовности школьника к экологонаправленной де€тельности возможно и необходимо осуществл€ть биологическое образование с ориентацией на самосто€тельную практическую де€тельность в этой области.

¬первые на полевой практикум попадают дети уже достигшие возрастного этапа рационального подхода к познанию мира, т.е. когда школьник уже способен анализировать, обобщать, дифференцировать, моделировать окружающий его мир, когда подход к взаимодействию с ним должен отличатьс€ конкретностью, образностью (преимущественно зрительной), св€занной с экспериментом.

» все-таки в работе со школьниками 4-6 класса мы еще успеваем внести свой вклад, в большинстве же своем, к сожалению, упущенный (в плане возможностей наиболее эмоционального общени€ с природой) этап первичного познани€ мира, свойств и функций его предметов, этап определени€ своего места в мире.  огда еще очень легко на интуитивном, эмоциональном и, большей частью через элементарные социальные потребности, на материальном уровне можно привить простые экологические знани€, основанные на живом интересе, любопытстве, желании ребенка.

Ќеизмеримо высока роль полевого практикума на рационально-познавательном этапе Ц на этапе возможности и необходимости осуществлени€ собственно самосто€тельной практической экологонаправленной де€тельности, в выработке активной жизненной экоцентристской позиции, обучении использовать все богатство культурно-исторического опыта и литературных источников экологической направленности, анализировать экологические ситуации, проводить определенный аспект экологической работы и экологический эксперимент.

ѕриобщение к экологонаправленной де€тельности, нос€щей по-насто€щему творческий характер, основанной на добровольном и сознательном стремлении учащегос€ к преобразованию мира с целью сохранени€ его целостности и гармонии позвол€ет говорить о формирующихс€ представлени€х, служащих сильным эмоциональным, душевным основанием бережного отношени€ к ближнему, к природе, к своей родине, к традици€м своего народа. ј достигаетс€ все это в нашей системе, благодар€ использованию в образовательном процессе экологического принципа подачи знаний с его основополагающими натуралистическим и экосистемным подходами.

ѕод экологическим принципом следует понимать установление в процессе обучени€ ассоциативных св€зей между известными учащимс€ фактами из изучаемых в школе основ естественных наук и географии, их экологическую интерпретацию и раскрытие значени€, сущности и закономерностей экологических взаимосв€зей в природе, вы€снени€ их места и значени€ в жизни человека, местного и мирового сообщества, биосферы в целом, формирование целостных представлений о мире.

—уть примен€емых подходов заключаетс€ в знакомстве или изучении интересующих природных объектов и €влений в рамках какой-либо экосистемы (лес, река, болото и др.), с вы€снением всех взаимосв€зей между объектами живой природы и окружающей их средой.

ѕолевые зан€ти€ по нивелированиюЌа первых полевых практикумах самосто€тельна€ практическа€ де€тельность носит пассивный характер. ќбучаемый еще не умеет самосто€тельно принимать практические решени€. ‘ормирование готовности к экологонаправленной де€тельности не целенаправленно, случайно и св€зано с неустойчивым интересом к подобного рода де€тельности. ќбразовательный процесс, выход€щий на этап практической пассивно-творческой де€тельности, должен осуществл€тьс€ под Ђдиспетчерскимї управлением педагога.

¬ этом случае очень важно ненав€зчиво и органично воздействовать на сознание учащегос€ с целью смены пассивной позиции по выполнению экологонаправленных действий на активную, осознанную, самосто€тельную.

Ётот этап реализуетс€ на последующих экскурси€х в природу, наиболее оптимально с организацией исследовательской работы в процессе их проведени€. “акой тип экскурсий, с организацией исследовательской работы в процессе ее проведени€, разрабатывалс€ в наших методических работах (см. наши разработки) и в работах ≈.¬.“итова, ƒ.Ћ.“еплова (см. журнал ЂЅиологи€ в школеї 1998-2001 г.и.).

¬ нашем ÷ентре в рамках подпрограммы ЂЁкологический ликбезї провод€тс€ экскурсии, направленные на знакомство с наземными экосистемами Ц лесом, лугом, и водными экосистемами Ц рекой, прудом и низинным болотом. Ёкскурсии провод€тс€ поэтапно за счет тематических выходов. ѕри их организации мы придерживаемс€ общего плана, включающего об€зательные рекомендации, направленные на реализацию тех или иных составл€ющих экологического принципа (выделено курсивом).

¬ цел€х установлени€ в ходе экскурсии ассоциативных св€зей между известными учащимс€ фактами из изучаемых в школе основ естественных наук и географии, в начале экскурсии проводитс€ знакомство с сезонными €влени€ми в жизни растений и животных. Ёто позвол€ет раскрыть вли€ние абиотических, в первую очередь, космических факторов на различных представителей живого мира.

Ќа полевой экскурсии по орнитологииЌапример, экскурси€ в лесную экосистему в осенний период позвол€ет не только воочию увидеть листопад, отмирание трав€нистых растений, распространение сем€н, пауков, миграцию птиц, предзимнюю активность кротов, а также осмыслить причины происход€щего: к чему идет подготовка, как она осуществл€етс€, что запускает эти процессы и т.п.

¬ результате вы€вл€етс€ роль изменени€ наклона оси «емли по отношению к —олнцу в течение годового цикла, следствием которого €вл€етс€ изменение длины дн€, стабильно, периодически измен€ющегос€ фактора среды, и изменение количества поступающей энергии. ¬ свою очередь, изменение в протекании космических процессов вызывает понижение температуры, котора€ может гибельно отразитьс€ на организмах, через уникальные свойства воды, самого объемного вещества в организмах, и необходима соответствующа€ подготовка, котора€ начинаетс€ своевременно, благодар€ реакции на изменение все той же продолжительности дн€.

ќсновна€ часть экскурсии посв€щаетс€ изучению многообрази€ организмов во всех типах экосистем, взаимосв€зей представителей всех царств живой природы между собой и факторами неживой природы. »спользование экологического принципа в этом случае направл€лось на раскрытие экологической сущности и закономерности взаимосв€зей в природе.

¬ заключение экскурсии, при возможности, рекомендуетс€ обратить внимание на воздействие человека на природные экосистемы, попытатьс€ осмыслить ответную реакцию среды.

–еализаци€ этапа приобщени€ учащегос€ к собственно самосто€тельной практической экологонаправленной де€тельности, нос€щей по-насто€щему творческий характер, основанной на добровольном и сознательном стремлении к выполнению активных экологонаправленных действий, происходит при подключении его к проектно-исследовательской де€тельности (третий и четвертый полевые практикумы). ѕроектно-исследовательское направление в обучении предоставл€ет школьнику широкое поле новой де€тельности, тем самым способствует по€влению широкого круга интересов, а затем через них оказывает воздействие на формирование научных представлений о мире.

ќрганизаци€ проектно-исследовательской де€тельности осуществлена в рамках подпрограммы ЂЁколог-исследовательї в виде самосто€тельных полевых исследований. »сследовани€ выполн€ютс€ малыми группами учащихс€ по 2-4 человека. Ќа выполнение одного исследовательского проекта выдел€етс€ 8 часов, из них: на планирование исследовани€ Ц 10 %; на знакомство с методиками Ц 10 %; на сбор и первичную обработку материала Ц 30 %; на анализ результатов Ц 20 %; на подготовку отчета Ц 15 %; на защиту проекта на конференции Ц 15%.  аждый принимает участие в трех исследовани€х в течение трех дней.

ѕолевые зан€ти€ по гидробиологии—оответствующа€ направленность работ подпрограммы ЂЁколог-исследовательї позвол€ет осуществить более глубокое постижение единства всех составл€ющих элементов мира. Ётому в процессе самосто€тельных полевых исследований способствует оп€ть же главенство экологического принципа.

Ќапример, работа на тему: Ђ—равнение лесных фитоценозов на склонах северной и южной экспозицииї или Ђ»зменени€ в составе экосистемы хвойного леса в зависимости от положени€ в рельефеї.

÷ель таких работ Ц вы€вление вли€ни€ микроклиматических факторов (освещенности, разницы температур, степени увлажнени€) на состав растительного сообщества, дл€ чего учащиес€ провод€т полное геоботаническое описание лесных участков расположенных в соответствующих местах и сравнивают их, что требует совокупного применени€ знаний из различных областей естественных наук и географии.

¬ыполнение работ на темы: Ђ»зучение возрастной структуры попул€ций бурых л€гушек и их биотопическа€ приуроченностьї, Ђ¬идовой состав птиц в различных биотопахї, Ђ—равнение фауны водных беспозвоночных ручь€ ќвражного и ручь€  анальногої и др. имеют своей целью изучение видового состава какой-то группы животных в зависимости от биотопа.

–аботы подобного типа не только позвол€ют познакомитьс€ с видовым разнообразием, но и обеспечивают понимание его возникновени€, соответственно разнице абиотических и биотических условий, то есть способствуют раскрытию сущности и закономерности экологических взаимосв€зей в природе.

“ематика таких работ как Ђќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методами биоиндикацииї, Ђќценка степени загр€знени€ атмосферного воздуха методом лихеноиндикацииї, Ц перенаправл€ет цель в русло антропогенного вли€ни€ на природные экосистемы, дает возможность пон€ть, что человек €вл€етс€ частью этого цельного мира и процессы, происход€щие в нем, с нашим ли или без нашего участи€, непосредственно отражаютс€ на нас самих.

“аким образом, метод проектов ставит ученика перед необходимостью осмыслени€ своей де€тельности, синтезировани€ полученных в школе знаний в конкретном творческом исследовании, представлени€ этих знаний другим люд€м, что позвол€ет вывести его за пределы урока в реальную жизнь. Ќеслучайно проектно-исследовательска€ де€тельность, основанна€ на добровольном и сознательном стремлении учащегос€ к преобразованию мира с целью сохранени€ его целостности и гармонии, многими воспринимаетс€ как нова€, более действенна€ система обучени€.

«имние полевые зан€ти€ по водной экологии роме того, успех нашей системы у школьных учителей обеспечило и то, что на базе Ђ÷ентраї, по сути, была смоделирована ситуаци€, когда значительную часть тематических экскурсий в природные экосистемы и простейшие полевые исследовани€, проводимые в Ђ÷ентреї, можно рассматривать как выполнение об€зательной части программ школьного биологического образовани€, чаще всего не выполн€емых в школе по различным причинам.

—облюсти интересы школьной общеобразовательной программы и полевого практикума Ђ÷ентраї большого труда не составило, так как экскурсионна€ тематика школьных программ изначально имеет экологическую направленность. ѕолевой центр вз€л на себ€ выполнение об€зательной части школьных программ, и тем самым позволил значительной части московских школьников, восполнить возникшие по объективным причинам пробелы в биологическом образовании в плане экскурсионных практикумов.

—ейчас, спуст€ 15 лет после начала подобной де€тельности в одной, отдельно вз€той организации, назрела необходимость распространени€ этого успешного опыта по всей стране.

Ќа наш взгл€д, создание системы подобных образовательных структур в –оссии позволит выполнить социальный заказ общества по:

  • формированию у учащихс€ знаний о единстве живой и неживой природы, о целостности мира, закономерност€х материального и духовного взаимодействи€ человека, общества и природы, всего мира;
  • развитию интеллектуальных способностей обучаемого к глубокому анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решени€ экологических проблем;
  • формированию реальной системы умений и навыков взаимодействи€ с обществом и природой, а также способности пользоватьс€ своими знани€ми на практике
  • воспитанию ценностных ориентаций экологического характера у обучаемого, мотивов и потребностей экологически целесообразного поведени€, выражающегос€ в про€влении на материальном и духовном уровн€х любви ко всему миру.

—оздание системы таких организаций в нашей стране вполне реально. ћы видим одну из таких возможностей в случае некоторой переориентации на данное направление работы учреждений системы дополнительного образовани€ эколого-биологического профил€ Ц станций юных натуралистов и эколого-биологических центров, охватывающих всю страну, и наход€щихс€ на данном этапе своего развити€ (как и 15 лет назад!) в кризисном состо€нии.

Ёти учреждени€ имеют мощную базу не только в областных, но и в крупных районных центрах, имеют кадровый состав, способный организовать подобную работу, при необходимости имеют возможность привлечени€ педагогического контингента, обладающего необходимыми знани€ми и умени€ми полевой работы. ”частие в формировании направлени€ полевых экологических практикумов дл€ учащихс€ общеобразовательных школ в массовом объеме позволит им выйти из кризисного состо€ни€, снова поднимет их значимость, вдохнет новые силы в юннатское движение.

ќпределение выловленных водных беспозвоночных»де€, которую в данной статье мы еще раз предлагаем учреждени€м дополнительного эколого-биологического образовани€, очень проста: надо идти по школам своего города и предлагать им проводить дл€ их учеников полевые практикумы по биологии и географии.

Ёту работу не об€зательно строить по точно такому же принципу, как работает наш экологический ÷ентр. Ќе об€зательно создавать базу и привозить на нее детей на несколько дней, можно начать с малого!

ћожно начать с того, что провести со школьниками экскурсию в ближайший лес, в парк, на речку, чтобы зан€ти€ по биологии и географии стали более живыми, познавательными и интересными. Ќаш опыт показывает, что учител€ и администраци€ школ с большим удовольствием принимают подобные предложени€, особенно если такие предложени€ исход€т от профессионалов.

—о временем, в идеале, это должно окупатьс€, но дл€ этого Ќјƒќ — „≈√ќ “ќ Ќј„ј“№! ј дл€ начала достаточно просто про€вить инициативу!


ѕреподаватель Ёкологического ÷ентра "Ёкосистема", кандидат педагогических наук ќлег ¬ладимирович √лушенков,
ƒиректор и основатель Ёкологического ÷ентра "Ёкосистема", кандидат биологических наук јлександр —ергеевич Ѕоголюбов



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020