јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»——≈–“ј÷»я ќ.¬.√Ћ”Ў≈Ќ ќ¬ј

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

ќ.¬.√лушенков
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ” Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј
¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕќЋ≈¬ќ√ќ ѕ–ј “» ”ћј ѕќ Ѕ»ќЋќ√»»
диссертаци€ на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< –езультативность применени€ экологического принципа в формировании экологической картины мира у учащихс€ | ќглавление | ¬ыводы по главе 2 >>>

2.6. –≈«”Ћ№“ј“»¬Ќќ—“№ ѕ–»ћ≈Ќ≈Ќ»я Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ ѕ–»Ќ÷»ѕј ¬ —ќ’–јЌ≈Ќ»»
» ¬ќ——“јЌќ¬Ћ≈Ќ»» ÷≈Ћќ—“Ќќ—“» —ќ÷»јЋ№Ќќ-Ћ»„Ќќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј

 ак уже отмечалось в первой главе, психологи пришли к единому мнению по поводу того, что формирование любых представлений о мире в общественном сознании отражаетс€, при общей религии, единой культурно-просветительской системе, общедоступном образовании населени€ на изменении обыденной социальной, а собственно и социально-личной картины мира каждого индивида определенного сообщества.

ƒл€ вы€снени€ того, как экологический принцип, воздействие которого в созданных методических услови€х направлено в первую очередь на формирование Ё ћ, вли€ет на —Ћ ћ у школьников, понадобилс€ анализ их категорий мировоспри€ти€ и вы€снение первопричин разрушени€ целостной —Ћ ћ детей при получении ими образовани€ в школах.

ѕеребор всего массива информации, полученной в результате исследовани€, позволил вы€вить наиболее устойчиво повтор€ющиес€ компоненты мировоспри€ти€ (смысловые единицы) (–ис.12 и 13).

–ис. 12.  атегории мировоспри€ти€ московских школьников:

 атегории мировоспри€ти€ московских школьников

–ис. 13.  атегории мировоспри€ти€ школьников по возрастам:

 атегории мировоспри€ти€ школьников по возрастам

Ќаиболее устойчиво повтор€ющимис€ компонентами мировоспри€ти€ в различных возрастных группах были: Ђпользаї, Ђкрасотаї, Ђединениеї, Ђобразї. ќколо 17% школьников смотр€т на мир с прагматической точки зрени€. ѕрагматизм их в младшем возрасте наивен (Ђќгонь освещает землю ночью. ¬ода способствует жизни на «емле. — «емли можно увидеть небо, на котором ночью сверкают звездыї (5 кл.)), и только в старшем становитс€ более конкретным. „уть больше школьников воспринимают мир совершенным и красивым, причем их дол€ увеличиваетс€ с возрастом с 14,2 до 21,1 %; немного растет число тех, у кого развиваетс€ образное воспри€тие мира Ц до 11,7%, и тех, кто чувствует себ€ частью этого мира Ц до 12%. ќднако, преобладают над всеми школьники с воспри€тием мира, таким, каков он есть (без оценки Ц Ђфактї), правда их дол€ заметно снижаетс€ с возрастом (с 35 до 26,5%).  роме того, при переходе в другую возрастную группу воспри€тие у них приобретает новое качество. ≈сли в 11-12 лет это наивно-рациональное фактическое мировоспри€тие (Ђ√олубое небо; зелена€ земл€; красный огонь; чиста€ вода; серебр€ные звездыї (6 кл.); ЂЌа нашей «емле есть огонь, вода, земл€, воздух. ≈сли посмотреть на небо, то можно увидеть звездыї (6 кл)), то с возрастом оно становитс€ все более рационалистичным (Ђ«емл€ оборачиваетс€ вокруг своей оси за 24 часа; ќгонь Ц кислородное окисление при высоких температурах. ¬ода Ц жидкое кислородсодержащее вещество. «везды галактические образовани€, в основном состо€т из водорода. «емл€ Ц образование минреальных и органических веществ, представл€ющих твердую поверхностьї (11 кл.)). Ќемного уменьшаетс€ процент школьников воспринимающих мир опосредованно (Ђотстраненностьї) Ц с 6,8 до 5,4%.

ѕриведенна€ нами выше обща€ картина, отражает одномоментный срез категориальной структуры школьников разных возрастов, но не совсем €сно показывает сам процесс категоризации мировоспри€ти€.  атегориальна€ структура детей не €вл€етс€ стабильной. ”же более осознанное владение получаемыми в младшем школьном возрасте знани€ми, приводит к развитию интеллекта ребенка, что, в свою очередь, приводит к внутреннему противоречию с сущностным недифференцированным воспри€тием мира и запускает процесс трансформации мировоспри€ти€. “рансформаци€, или процесс категоризации, мировоспри€ти€ €вл€етс€ следствием глубокого рекомбинировани€ всей совокупности информации индивида (осознанной и неосознанной), когда изменени€ количественного характера требуют качественной перестройки системы воспри€ти€ мира на уровне подсознани€ [172] —труктурный анализ позволил вы€вить, что следствием процесса категоризации €вл€етс€ не только оформление многовариантности мировоспри€ти€, но и его дифференциаци€ у части личностей (–ис.14).

–ис. 14. ƒол€ школьников с дифференцированным и конкретным мировоспри€тием:

ƒол€ школьников с дифференцированным и конкретным мировоспри€тием:

ћы вы€снили, что уже в 11-12-летнем возрасте (5-6 классы) высок процент детей воспринимающих мир с нескольких категорийных точек зрени€ Ц их дол€ составл€ет 38,8%. ћаксимальна€ дол€ детей, имеющих неусто€вшеес€ мировоспри€тие, наблюдаетс€ среди 13-14 летних (в 7-9 классах) Ц 50,8%. ” старшеклассников снова начинаетс€ процесс конкретизации мировоспри€ти€ на базе какой-то одной категории, среди 15-летних дол€ детей с неусто€вшимс€ мировоспри€тием снижаетс€ до 43,2%, а среди 16-летних Ц до 32,2%.

ѕереход от сущностно-недифференцированного воспри€ти€ мира к многовариантному конкретному недифференцированному очень длителен и охватывает весь школьный период и, суд€ по воспри€тию выпускников, продолжаетс€ в студенческий, веро€тно, одной из причин зат€нутости процесса, можно считать побочный эффект дифференциации, вызываемый предметной системой образовани€.

ќднозначное доминирование категории Ђфактї в мировоспри€тии школьников в 12-13 лет с €вным про€влением наивно-рационального оттенка Ц у 26% в конкретном про€влении и у 18% детей с дифференцированным воспри€тием мира (в этом случае и далее см. –ис.15 и 16), вместе с резким падением доли школьников с этой категорией в 13-14 лет (до 17%), в фактическом воспри€тии мира которых уже сквозит рациональное зерно, позвол€ет нам ограничить этап Ђнаивного рационализмаї 11-12-летним возрастом. ћировоспри€тие конкретизируетс€ в этом возрасте с некоторым креном в сторону практического воспри€ти€ (наивный рационализм). ƒоли про€влени€ других типов конкретного мировоспри€ти€ приблизительно равны, за исключением редких дл€ всех возрастов категорий Ђопасностьї и Ђсопоставлениеї. —казочное и мифологическое образное воспри€тие практически исчезает, но уже по€вл€етс€ натурфилософское образное воспри€тие мира.

–ис. 15. ƒол€ про€влени€ категорий мировоспри€ти€ среди школьников с дифференцированным мировоспри€тием:

ƒол€ про€влени€ категорий мировоспри€ти€ среди школьников с дифференцированным мировоспри€тием

–ис. 16. ƒол€ про€влени€ категорий мировоспри€ти€ среди школьников с конкретным мировоспри€тием:

ƒол€ про€влени€ категорий мировоспри€ти€ среди школьников с конкретным мировоспри€тием

ћировоспри€тие невозможно одномоментно изменить и, суд€ по всему, этап развити€ в 13-14-летнем возрасте можно назвать переходным между этапом Ђнаивного рационализмаї и Ђрационально-образнымї этапом. ќб этом свидетельствует и максимум неопределившихс€ с конкретным мировоспри€тием детей (50,8%), и средние цифры по всем стабилизировавшимс€ категори€м, в том числе и по образному воспри€тию, и уже упоминавшеес€ по€вление рациональности в фактическом воспри€тии мира. ќднако говорить о подлинной (зрелой) рациональности в подходе к жизни в этом периоде

¬ фазе рационально-образного воспри€ти€ мира, котора€, исход€ из полученных нами данных, про€вл€етс€ с 15, а не с 16 лет, мы уже встречаемс€ с осознанным, а не с наивным прагматизмом Ц категори€ Ђпользаї у 8,3% (Ђ¬ земле много полезных веществ. »з-за неумени€ обращатьс€ с огнем в лесу, люди с большим трудом могут боротьс€ с ним. ¬ода Ц одно из средств борьбы с огнем. «вездами на ночном небе можно любоватьс€ бесконечної (11 кл.)) Ц и не с наивным рационализмом Ц категори€ Ђфактї у 16,2% школьников (ЂЌаша звезда Ц —олнце. Ћюди как вид разумных организмов живут на 3-ей планете —олнечной системы Ц на «емле. Ќа ней живут организмы в трех средах: земле, небе, воде. „еловек отличаетс€ от них тем, что добыл огоньї (11 кл.)). ¬озрастает количество школьников определившихс€ и конкретизировавших свое мировоспри€тие. ѕреобладают учащиес€, воспринимающие окружающий мир через собственное УяФ, чувствующие и понимающие свое единение с миром Ц 10,5% (сознательна€ причастность: Ђќдин раз € с друзь€ми пошел в поход. ћы сильно устали. ¬ыпили воды, разожгли костер. ќгонь был такой большой, что доставал до неба. ѕотом мы лежали на земле и смотрели на звездыї (10 кл.)); способные одухотвор€ть мир посредством художественной метафоры (школьники с образным воспри€тием, выражающие свое отношение к миру в литературной форме: Ђ расивое небо, на нем гор€т звезды €рким огнем. ѕо земле бежит ручеек, переливающийс€ ночным небом, но в то же врем€ вода остаетс€ очень спокойнойї (11 кл.), вместе с теми, кто имеет представление о натурфилософских стихи€х: (Ђѕо звездам, если посмотреть в небо, можно определить стихию человека, будь то вода, земл€ или огоньї (11 кл) составл€ют 9,6%); понимающие и чувствующие ценность и красоту окружающего мира (ЂЌагревша€с€ за день земл€, уже успела отдать ночи все тепло. ¬ода в котелке, вис€щем на огне, почти закипела. ѕервые звезды Ц самые €ркие Ц уже зажглись на ночном небе. ћы любовались этим небом, дума€ о том, как оно непостижимо и бесконечної) Ц 12,2%. „то касаетс€ все-таки большого дл€ этого возраста числа школьников воспринимающих мир таковым, каков он есть, причем, частью в наивной форме, то причину мы видим в некоем юношеском протесте против того, что нав€зываетс€ ему взрослыми вопреки его желани€м (просьба заполнить анкету). ¬ таких ситуаци€х подросток ведет себ€ как ребенок Ц либо он вообще не отвечает, либо отписываетс€, демонстриру€ свойственное ребенку наивно-рациональное воспри€тие мира. ¬озможно, причина в другом. –ациональное познание мира (научные теории) не снимает, а, напротив, обостр€ет проблему объ€снени€ мира. Ўкольник в этот период сталкиваетс€ с вопросами, на которые невозможно дать однозначный ответ. „увство ограниченности рационального познани€ вызывает эмоциональный дискомфорт и нежелание раскрывать свой внутренний мир.

ѕроведенный нами анализ процесса категоризации мировоспри€ти€ позволил пон€ть глубинные причины разрушени€ целостной социально-личной картины мира детей при получении ими образовани€ в школах. —тановитс€ €сно, что предметное обучение, практикуемое в средней школе, накладываетс€ на естественный процесс перестройки системы мировоспри€ти€ к многовариантной схеме с существенным моментом дифференциации мировоспри€ти€, не способствующим сохранению целостности —Ћ ћ. ќднако этот материал не позвол€ет нам однозначно ответить на вопрос, что €вл€етс€ первопричиной, а что следствием Ц дифференциаци€ мировоспри€ти€, на которую накладываетс€ многопредметность и все это приводит к разрушению целостности, или многопредметность приводит к нарушению процесса категоризации, побочным €влением чего €вл€етс€ дифференциаци€ мировоспри€ти€, что и приводит к разрушению целостности. ѕри отсутствии альтернативной системы образовани€, мы смогли ответить на этот вопрос, проанализировав экспериментальный материал, полученный нами в результате исследовани€ проведенного среди школьников, прошедших образовательный курс, направленный на формирование Ё ћ. »менно процесс, направленный на формирование Ё ћ, как некоей целостности, об€зательно должен был отразитьс€ на целостности —Ћ ћ, так как тем самым в значительной степени устран€лась причина дискретности —Ћ ћ детей школьного возраста, вызванна€ дисциплинарно разрозненной подачей знаний в школе

÷еленаправленное использование экологического принципа в процессе подачи знаний подключает функцию создани€ межпредметных св€зей между естественнонаучными и общественными дисциплинами. ќбобщение знани€ на разных уровн€х Ё ћ на основе представлений о взаимосв€з€х в природе, взаимозависимости протекающих в ней процессов, единства человечества и природы, привело к росту личных представлений о мире как целостной системе среди учащихс€ (на контроле целостна€ —Ћ ћ вы€влена у 39,7% , среди прошедших эксперимент у 52,5%). ќсвоение школьных программ по годам обучени€ приводит к постепенному росту доли детей с личным целостным представлением о мире Ц с 34,2% в 11-12 лет, до 34,6% в 13-14 лет и до 49,8% в 15-16 лет. ќднако среди детей, освоивших программы ÷ентра, дол€ таких детей значительно выше, причем в каждом возрастном диапазоне Ц 46,6% в 11-12 лет; 53,9% в 13-14 лет; 61,7% в 15-16 лет. ƒаже по старшеклассникам, среди которых, благодар€ интегративным процессам, активно протекающим в основной средней школе, достаточно высок процент детей с целостной —Ћ ћ, наблюдаетс€ увеличение их числа на 12% (–ис.17).   тому же подобна€ закономерность наблюдаетс€ при последовательном освоении программ центра, совпадающих с количеством посещений (–ис.18).

–ис. 17. ‘ормирование целостного представлени€ о мире в зависимости от возраста и программ обучени€:

‘ормирование целостного представлени€ о мире в зависимости от возраста и программ обучени€

–ис. 18. ‘ормировани€ целостностного представлени€ о мире в зависимости от количества посещений Ђ÷ентраї:

‘ормировани€ целостностного представлени€ о мире в зависимости от количества посещений ÷ентра

÷елостность мировоспри€ти€, если она есть, про€вл€етс€ на любом стимульном материале, причем это справедливо дл€ всех детей, как участвующих, так и не участвующих в эксперименте. ћы в своем исследовании использовали еще три варианта стимульного материала дл€ вы€снени€ уровней экологической грамотности и культуры учащихс€. Ўкольники, которые в ответ на предъ€вление основной группы стимульных слов продемонстрировали представление о мире как целостной системе, в 87-94% случаев демонстрировали целостное общее и целостное экологическое мировоспри€тие в соотношении каждой из трех других стимульных групп; 85,5% детей про€вили целостность своего мировоспри€ти€ по трем стимульным группам слов единовременно и 78,5% Ц по четырем группам (–ис.19).

–ис. 19. ѕро€вление целостности представлени€ о мире на различном стимульном материале:

ѕро€вление целостности представлени€ о мире на различном стимульном материале

” детей осваивающих школьную программу целостное представление о мире сохран€етс€ и формируетс€ на основе любых категориальных структур, под воздействием всей совокупности факторов. ≈сли в 11-12-летнем возрасте целостна€ —Ћ ћ формируетс€ достаточно равнозначно на основных типах мировоспри€ти€, то в переходный период 13-14 и на этапе рационально-образного мировоспри€ти€ в 15-16 лет несколько предпочтительнее этот процесс идет у детей с категори€ми мировоспри€ти€ Ђкрасотаї, Ђединениеї, Ђобразї (–ис.20).

–ис. 20. ‘ормирование ÷—Ћ ћ у детей с различными категори€ми мировоспри€ти€(контроль):

‘ормирование ÷—Ћ ћ у детей с различными категори€ми мировоспри€ти€(контроль)

ѕостепенный рост количества детей с личным целостным представлением о мире в эксперименте в 11-12 лет осуществл€етс€, в первую очередь, за счет тех, кто воспринимает мир на базе категорий Ђобразї Ц рост 5,3%; Ђфактї Ц рост 3%; Ђкрасотаї Ц рост 2,9%. ¬ 13-14 лет Ц на базе категорий Ђобразї Ц рост 6,5%; Ђпользаї Ц рост 3,7%; Ђкрасотаї Ц рост 3,2%; Ђединениеї Ц рост 3%. ¬ 15-16 лет Ц на базе категорий Ђобразї Ц рост 5,1%; Ђпользаї Ц рост 3,6%; Ђопасностьї Ц рост 4,4%; Ђсопоставлениеї Ц рост 4,7% (–ис. 20 и 21). ќсобенно четкие тенденции роста количества школьников с целостностным представлением о мире с возрастом наблюдаютс€ в экспериментальной группе среди воспринимающих мир на базе категорий Ђобразї Ц рост от 5,0 до 8,4%; Ђпользаї Ц рост от 9,4 до 13,8%; Ђединениеї Ц рост от 7,5 до 12,0%; Ђсопоставлениеї Ц от 1,3 до 6,0% (–ис.21).

–ис. 21. ‘ормирование ÷—Ћ ћ у детей с различными категори€ми мировоспри€ти€ (эксперимент):

‘ормирование ÷—Ћ ћ у детей с различными категори€ми мировоспри€ти€ (эксперимент)

„тобы пон€ть, какие процессы вли€ют на целостность —Ћ ћ, нами проведен дополнительный анализ. ќсобое внимание в этом случае обращено на изменение категории мировоспри€ти€ Ђфактї. ¬оспри€тие мира таким, каков он есть самое свойственное человеку. »менно эта категори€ актуализируетс€ сразу после рождени€. „еловек, воспринимающий мир на основе одной категории имеет конкретное воспри€тие, в дошкольном возрасте оно позвол€ет не дифференцировать мир, воспринима€ его как целостную сущность, пусть в большей степени и нафантазированную Ц отсюда мифологическое воспри€тие народов, сто€щих на низших ступен€х общественного развити€ и фаза наивного иррационализма у наших дошкольников. ¬ младшем школьном возрасте у некоторых детей фактическое мировоспри€тие приобретает новое качество, а у части на первичной наивно-иррациональной базе трансформируетс€ в иррационально-образное. — этого момента процесс категоризации принимает необратимый характер.

ƒл€ нас важно понимание того, что все типы категорий мировоспри€ти€ возникают за счет трансформации категории Ђфактї, это подтверждает и процесс дифференциации, возникающий в услови€х школы Ц у детей с дифференцированным мировоспри€тием в комбинации в большинстве случаев про€вл€етс€ эта категори€. ¬ случае с теми, кто осваивает только школьную программу, целостность —Ћ ћ изначально сохран€етс€ в процессе трансформации (категоризации) мировоспри€ти€ у 34,2%.   11 годам можно вы€вить детей имеющих любую из основных категорий мировоспри€ти€, их дол€ (без категории Ђфактї) составл€ет 36,2%, (–ис.20а).

–ис. 22 а                                                                                             –ис. 23 а

ѕри переходе в новое наивно-рационалистическое качество фактического мировоспри€ти€ в значительной степени утрачиваетс€ сохранность целостности —Ћ ћ. ” части детей (38,8%), уже в этом возрасте наблюдаетс€ дифференциаци€ мировоспри€ти€. ¬ переходном периоде категори€ Ђфактї продолжает трансформироватьс€. ћировоспри€тие подвергаетс€ трансформации еще у 12% школьников (–ис. 22а и 22б), но в результате не происходит конкретизации, практически у всех из них мировоспри€тие дифференцируетс€. ƒол€ детей с многовариантным типом воспри€ти€ мира достигает максимума Ц 50,8%. —оответственно количество детей с целостной —Ћ ћ не увеличиваетс€ (33,5%). ¬ 15-16 лет дальнейшего трансформировани€ категории Ђфактї не происходит. Ќаблюдаетс€ стабилизаци€ мировоспри€ти€ на основе одной из категориальных структур, в первую очередь на основе категорий красота, образ, следствием чего €вл€етс€ уменьшение количества детей с многовариантным типом мировоспри€ти€ Ц до 36,1%, и рост процента школьников целостным воспри€тием мира до 49,8% (–ис.22в).

–ис. 22 б                                                                                             –ис. 23 б

¬ случае экспериментальной группы, детей сохран€ющих в процессе трансформации целостность —Ћ ћ на 12,4% больше, за счет уменьшени€ процесса дифференциации (–ис.22а, 23а). ¬ продолжающемс€ в переходный период процессе категоризации, в отличие от контрольной группы, целостность —Ћ ћ сохран€етс€ у всех 9% школьников, вступивших в него. ≈ще на 3% в этот период увеличиваетс€ общее количество школьников с ÷—Ћ ћ за счет конкретизации мировоспри€ти€ у детей с дифференцированным мировоспри€тием (–ис.23а и 23б). ¬ 15-16 лет наблюдаетс€ процесс стабилизации мировоспри€ти€ на основе одной из категориальных структур, идентичный протекающему в контрольной группе, довод€ долю школьников с ÷—Ћ ћ до 61,7% (–ис.23 в).

–ис. 22 в                                                                                             –ис. 23 в

ѕриведенные выше расчеты показывают, что первопричиной, привод€щей к нарушению процесса категоризации, €вл€етс€ разобщенна€ многопредметность нашей образовательной системы, побочным эффектом нарушени€ €вл€етс€ дифференциаци€ мировоспри€ти€, в конечном итоге это приводит к разрушению целостности —Ћ ћ, но соотношение категорий мировоспри€ти€ среди учащихс€ образовательна€ среда не мен€ет. ѕод образовательной средой мы, согласно ¬.ј. ясвину, понимаем систему вли€ний и условий формировани€ личности по заданному образцу, а также возможностей дл€ ее развити€, содержащихс€ в социальном и пространственно предметном окружении [202]. ќна лишь вли€ет на конкретизацию категорий мировоспри€ти€, вызыва€ или устран€€ дифференциацию.

ѕроцессы, направленные на консолидацию знаний в эксперименте Ц использование экологического принципа, формирование Ё ћ, не позвол€ют развитьс€ процессу дифференциации мировоспри€ти€. »спользование экологического принципа в подаче знаний можно считать одним из механизмов ограничени€ развити€ негативного процесса дифференциации мировоспри€ти€, существенно вли€ющего на целостность —Ћ ћ, в рамках предметной школьной системы. ѕроцесс конкретизации мировоспри€ти€ от общего, в некоторой степени безличного отношени€, к определенному нормализуетс€, что сохран€ет или, в некоторых случа€х, восстанавливает целостность —Ћ ћ.

<<< –езультативность применени€ экологического принципа в формировании экологической картины мира у учащихс€ | ќглавление | ¬ыводы по главе 2 >>>

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020