јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»——≈–“ј÷»я ќ.¬.√Ћ”Ў≈Ќ ќ¬ј

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

ќ.¬.√лушенков
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ” Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј
¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕќЋ≈¬ќ√ќ ѕ–ј “» ”ћј ѕќ Ѕ»ќЋќ√»»
диссертаци€ на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< ћетоды обработки результатов экспериментальной работы | ќглавление | –езультативность применени€ экологического принципа в сохранении и восстановлении целостности социально-личной картины мира у учащихс€ >>>

2.5. –≈«”Ћ№“ј“»¬Ќќ—“№ ѕ–»ћ≈Ќ≈Ќ»я Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ ѕ–»Ќ÷»ѕј
¬ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»» Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј

ѕо услови€м эксперимента, в констатирующей его части, об€зательным было определение количества учащихс€ со сформированной Ё ћ, ее уровней, на базе школьных программ. ѕолученные результаты служили контрольными при увеличении их количества в эксперименте при освоении программы Ђ÷ентраї.

”ровни сформированности Ё ћ вы€вл€лись как при анализе рефлексированных ответов, так и при применении специально ориентированного стимульного материала, позвол€вшего нам вы€вл€ть самые низшие конкретные и частные уровни фундаментальных Ё ћ, а также сформированость их надуровневых объединений в подсознании учащихс€.

 онтрольные результаты, вы€вили довольно низкий процент учащихс€ со сформированной Ё ћ. ќказалось, что 10,5% школьников практически не имеет представлений о мире в экологическом плане, у 57% Ц такие представлени€ обнаружились только на подсознательном уровне. ¬полне осмысленные представлени€ о мире в экологической интерпретации, сложившиес€ на основе базисных школьных программ, про€вились лишь у 32,5% школьников ћосквы, и их число не увеличивалось с возрастом по мере освоени€ новых предметов курса биологии Ц в старших классах их меньше всего (27%) (–ис.1).

–ис. 1. ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми общей экологической картины мира на базе школьной программы:

ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми общей экологической картины мира на базе школьной программы

“ак как биологи€ относитс€ к естественным наукам, особую озабоченность вызвал низкий процент школьников со сформированными Ё ћ естественнонаучного блока. Ќа базе школьных программ Ё ћ естественнонаучного блока хот€ и вы€влены на подсознательном уровне у 60% школьников, однако, это Ё ћ, большей частью, низшего конкретного уровн€. јктуализируемые стимульными словами, они содержит минимум экологического и биологического материала, чаще всего совершенно неосознаваемого во взаимосв€зи с другими экологическими закономерност€ми. “ак называема€ этологическа€ (поведенческа€) Ё ћ, про€вл€юща€с€ у большинства учащихс€ (–ис.2), содержит лишь сюжет биотических взаимоотношений Ђхищник Ц жертваї, происхождение которого в подсознании далеко не однозначно, в плане того, имеет ли оно своим источником раздел Ђ∆ивотныеї школьного курса биологии.

–ис. 2. ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми естественнонаучной экологической картины мира на базе школьной программы:

ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми естественнонаучной экологической картины мира на базе школьной программы

“от факт, что на основе биологических пон€тий, формируемых базовыми школьными программами стихийно, лишь незначительное количество школьников овладевает основными уровн€ми естественноэкологической  ћ, говорит об отсутствии целенаправленного использовани€ этого материала в плане формировани€ Ё ћ. „тобы сформировать Ё ћ высоких уровней у большинства учащихс€, недостаточно иметь уже существующую в биологии базу задатков, на которых изначально зародилась экологи€ как биологическа€ наука, и были сформулированы основные ее законы, необходимы соответствующие методические услови€, ориентирующие педагогический процесс на достижение этой цели.

Ёкспериментальна€ работа по формированию у школьников экологических представлений о мире как целостной системе, проведенна€ в ћосковском полевом учебном ÷ентре ЂЁкосистемаї, оказалась достаточно результативной. Ёкскурсии и проектно-исследовательска€ де€тельность, в процессе проведени€ которых полноценно использовалс€ Ёѕ подачи биологических знаний, позволили упор€дочить их и привести к некоему единому целому.

Ќа основании анализа рефлексированных ответов на проблемный вопрос анкеты (ѕриложение 1) учащихс€, занимавшихс€ в Ђ÷ентреї, установлено, что экологическа€ картина мира формируетс€ у 68,1% из них. Ёто более чем в два раза выше, чем среди школьников, не посещавших зан€ти€ в этом учреждении (31,9%).   тому же дол€ детей со сформированной общей Ё ћ и социологическо-биологической Ё ћ составила 47,2% и она в три раза выше по сравнению с учащимис€, не посещавшими Ђ÷ентрї (15,8%) (–ис.3).

–ис. 3. ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми общей экологической картины мира (по данным рефлексированных ответов):

ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми общей экологической картины мира (по данным рефлексированных ответов)

Ёто означает, что использование экологического принципа сказалось в первую очередь на формировании общей Ё ћ и ее фундаментальных уровней, св€занных большей частью об€зательно с социальным блоком, т.е. Ё ћ мировоззренческого плана. Ўкольники стали осознавать единство природы и человека, они рассуждали о балансе в природе, взаимосв€з€х на основе цепей питани€ и круговорота; в их по€снени€х фигурирует личностна€ позици€, позици€ невмешательства; есть понимание того, что любое воздействие на природу вызывает противодействие, отражающеес€ на самом человеке (Ђѕотому, что €, сделав что-нибудь против насекомых, нарушу природный балансї (9 кл.); Ђ руговорот в природе: нет комаров Ц нет л€гушекЕ- нет человекаї (7 кл.); Ђѕотому, что если они исчезнут, может нарушитьс€ пищева€ цепочка, а если они будут питатьс€ соком, может все круто изменитьс€ї (7 кл.); Ђѕрирода закономерна и изменение чего-то приведет к непри€тным последстви€мї (11 кл.); Ђ»счезновение любого вида животных приведет к экологической катастрофе, к этому ведет и любое нарушение пищевых цепейї (10 кл.); Ђ»наче многие виды растений, животных исчезли бы совсем. ¬ мире все так нормально, что нам (люд€м) противопоказано вмешиватьс€ї (6 кл.).

ќдновременно вы€вилась четка€ закономерность формировани€ экологической картины мира в целом, от количества часов и вида зан€тий в Ђ÷ентреї (соотноситс€ с количеством посещений Ђ÷ентраї). “олько в процессе усвоени€ подпрограммы ЂЁкологический ликбезї (за два посещени€), Ё ћ формируетс€ более чем у половины школьников (у 67,5%). ѕри освоении подпрограммы ЂЁколог-исследовательї (третье и последующее посещение) их количество увеличиваетс€ еще на 10%. —реди 5-6-классников, посетивших Ђ÷ентрї 1 раз Ё ћ сформировалась у 57% школьников , 2 раза Ц у 64%; среди 7-9-классников посетивших Ђ÷ентрї 1 раз Ц у 61%, 2 раза Ц у 66,7%, 3 и более раз Ц у 70%; среди 10-11-классников посетивших Ђ÷ентрї 2 раза у 71,5%, 3 и более раз Ц у 85,5%. “о есть, у школьников, посетивших Ђ÷ентрї в первый и второй раз и работающих по подпрограмме ЂЁкологический ликбезї, эффективность формировани€ экологической картины мира возросла в полтора-два раза, по сравнению со сверстниками, обучавшимис€ только по школьным программам (–ис. 4).

–ис. 4. ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми общей экологической картины мира (по группам классов):

ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми общей экологической картины мира (по группам классов)

ƒостоверность расчетов подтверждаетс€ тем, что Ђхи-квадрат эмпирическоеї оказалс€ в зоне значимости дл€ всех трех групп классов, при ,что позвол€ет говорить о наличии различий между каждыми двум€ эмпирическими распределени€ми Ц формированием Ё ћ у учащихс€, обучающихс€ по школьным программам и формированием Ё ћ у учащихс€, дополнительно освоивших подпрограмму Ђ÷ентраї 1-2 года обучени€ Ц особенно существенных дл€ 5-6 и 10-11 классов.  урс обучени€ по подпрограмме Ђ÷ентраї ЂЁколог-исследовательї с уровн€ освоенной подпрограммы ЂЁкологический ликбезї оказывает определенное вли€ние только на старшеклассников, их число со сформированной Ё ћ возрастает на 14%, и слабо вли€ет на дальнейшее увеличение количества школьников со сформированной Ё ћ, среди 7-9-классников (3,3%). —татистические различи€ между двум€ эмпирическими распределени€ми незначимы даже дл€ 10-11 классов

—корее всего, прохождение курса ЂЁколог-исследовательї в 7-9 классах вызывает у многих учащихс€ существенные затруднени€. ”чащиес€ наход€тс€ еще в начале этапа субъективной готовности к эколого-направленной де€тельности, т.е. даже не все готовы к участию в пассивно-творческой де€тельности под диспетчерским управлением педагога. —обственно и учащиес€ 10-11 классов в Ђ÷ентреї приобретают только первый опыт смены пассивной позиции в эколого-направленной де€тельности на активную, осознанную, самосто€тельную.

ѕри дифференцированном анализе по группам классов, обращает на себ€ внимание высока€ дол€ процента школьников со сформированной общей Ё ћ и близкой к ней по целостности социологическо-биологической Ё ћ, у тех, кто посещал зан€ти€ в Ђ÷ентреї, возрастающа€ по мере старшинства и усвоени€ программ Ђ÷ентраї. ѕричину столь высокой эффективности действи€ Ёѕ мы видим, прежде всего, в его обобщающей роли, которую не берет на себ€ ни один предмет в системе школьного биологического образовани€. ќбобща€ знание на уровне  ћ, благодар€ применению Ёѕ, мы тем самым поднимаемс€ над междисциплинарным уровнем обобщени€ и приходим к логическому единству знани€. ќтсюда следует, что проблема школьного биологического образовани€ состоит в отсутствии возможности обобщени€, а не в слабой базе биологических знаний обеспечиваемой школой.

 ак вы€снилось, почти все кто реально представл€ет  ћ экологического плана обычно имеют уровневую ступень Ё ћ в подсознании. ѕоэтому формирование рефлексированных представлений о мире в их экологической интерпретации должно было привести к формированию подобных представлений и на подсознательном уровне.

»спользование 1-й группы слов-символов: Ђтрава, лисица, за€ц, солнцеї дало возможность определить прирост доли учащихс€ со сформированными уровн€ми естественноэкологической  ћ онтологического плана (степень актуализации правила пищевой цепи в экосистемах) по сравнению с контрольными данными. ѕостепенное освоение программного материала Ђ÷ентраї приводит к увеличению доли учащихс€ со сформированными уровн€ми естественноэкологической  ћ на 5,4 Ц 16,5% (–ис.5).

–ис. 5. ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми естественнонаучной экологической картины мира:

ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми естественнонаучной экологической картины мира

ќсобенно благопри€тно это отражаетс€ на старшеклассниках Ц среди 10-11-классников количество детей с ≈Ё ћ увеличиваетс€ на 10,2%, среди 7-9-классников Ц на 7,6%, а среди 5-6-классников только на 2,7% (–ис.6).

–ис. 6. ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми естественнонаучной экологической картины мира (по группам классов):

ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми естественнонаучной экологической картины мира (по группам классов):

» все таки, действие экологического принципа на формирование конкретных экологических закономерностей онтологического плана значительно слабее его мировоззренческого вли€ни€. –ефлексированные ответы по решению ситуации на основе отношени€ к биологическому объекту тех же учащихс€, но прошедших обучение в Ђ÷ентреї, показывают, что большинство из них имеет представление о пищевых цеп€х в природных сообществах и, соответственно, о формировании в этом случае Ё ћ, адекватных первому случаю (биологическа€ Ё ћ у 12% школьников, социологическо-биологическа€ Ё ћ Ц у 23%, не говор€ уже о 21% со сформированной общей Ё ћ, актуализаци€ которой произошла у школьников на этом же биологическом материале (–ис. 3 и 4).

ќтсутствие в подсознании основ экологического теоретического знани€ в виде определений законов, их выражений в формулах или схемах совсем не означает непонимани€ их действи€.  ћ нар€ду с теоретическими абстракци€ми, концепци€ми, законами выступает и в эмоционально-чувственных образах. Ёкологический принцип, использующийс€ в эксперименте, ориентирует на отражение действительности в образной модельной форме, что позвол€ет создать дет€м дл€ себ€ более €сную  ћ.

Ётот факт доказывает чистоту нашего педагогического эксперимента в плане использовани€ конкретных подходов в обучении учащихс€ в Ђ÷ентреї. ¬ полевом учебном ÷ентре ЂЁкосистемаї не преподаетс€ ЂЁкологи€ї как предмет, то есть подача знаний в онтологическом аспекте сведена к минимуму. «нани€ учащиес€ получают в мировоззренческом аспекте через экосистемный подход экологического принципа в их обучении биологии. „тобы важные экологические закономерности стали превалирующими в подсознании учащихс€, необходима целенаправленна€ работа по подобным вопросам в онтологическом плане в рамках обучени€ биологии в школе.

¬тора€ группа стимульных слов: Ђзавод, воздух, планета «емл€, человекї, позволила вы€вить сформированность гуманитарноэкологической  ћ на базе Ё ћ технологического направлени€. –езультат оказалс€ столь высок, а ответы столь однозначны, что сразу стало €сно, нельз€ все это ставить в заслугу только системе биологического образовани€ (–ис.7).

–ис. 7. ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми гуманитарной экологической картины мира:

ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми гуманитарной экологической картины мира

ќтношение к производству, как к источнику загр€знени€ нашей планеты сформировано средствами массовой информации. –оль биологического образовани€ в этом случае сведена в большей степени к подтверждению некоей достоверности информации подаваемой —ћ», т.е. если и в биологии говоритс€ о загр€знении среды производством, то информаци€, полученна€ из —ћ», заслуживает довери€ и закрепл€етс€.

¬ этом случае, на такой изначально мощной базе, воздействие экологического принципа оценить достаточно сложно. “ем не менее, на дифференцированном материале хорошо видно увеличении количества детей со сформированной надуровневой гуманитарноэкологической  ћ и близкой к ней социологическо-технологической Ё ћ среди старшеклассников (7-11 кл), после освоени€ программ Ђ÷ентраї (–ис.8).

–ис. 8. ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми гуманитарной экологической картины мира (по группам классов):

ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми гуманитарной экологической картины мира (по группам классов):

¬ картинах мира старшеклассников в большинстве своем прослеживаетс€ не только понимание технологических причин привод€щих к загр€знению окружающей среды, но уже усматриваетс€ четка€ лична€ позици€ по отношению к негативному процессу загр€знени€ планеты. ќни все больше начинают осознавать, что этот процесс в конечном итоге отражаетс€ на здоровье самого человека (Ђƒавайте представим себе город. ћного промышленных предпри€тий есть в каждом городе. » каждый завод загр€зн€ет воздух. Ќо ведь за каждым заводом стоит человек! » не одинЕ ј, к сожалению, на «емле запасы воздуха конечны! » если человек не станет с этим боротьс€, то его не останетс€!ї (10 кл.); Ђћне не хватает воздухаЕ, невозможно дышатьЕ, на эту планету, на «емлю пришел злой человек, который построил заводыЕ, скоро не станет жизниЕ, все задохнетс€Еї (10 кл.); Ђ„еловек об€зан модернизировать заводы, чтобы они не отравл€ли воздух на планете «емл€ї (10 кл.); Ђк сожалению, заводы производ€т не только полезные продукты, но загр€зн€ют воздух, которым дышит каждый человек на нашей планете «емл€ї (11 кл.)).

—итуаци€ по формированию Ё ћ технологического направлени€ воспринимаетс€ дво€ко. ћы можем оценить этот факт как положительный, с точки зрени€ того, сколь многого можно добитьс€ с помощью средств массовой информации, если эту энергию направить на формирование экологической культуры у населени€. —формировавшеес€ же однозначно негативное отношение к производству, как к губителю природы, не просто настораживает, а вызывает серьезные опасени€. ¬се-таки, в умах подрастающего поколени€ нужно формировать сбалансированное представление о насущной необходимости производственной де€тельности дл€ всего человечества и реальных возможност€х сведени€ к минимуму вреда дл€ окружающей среды и самого человека. Ќа этом примере мы можем убедитьс€, сколь велика роль образовани€ в формировании объективных знаний и представлений, в сравнении с другими социальными институтами.

Ќеожиданно высокой оказалась дол€ московских школьников со сформированной этической социологической Ё ћ (54%), свидетельствующа€ о про€влении у них экологической культуры поведени€. ¬еро€тно и в этом случае, кроме образовательных учреждений на ее формирование повли€ли другие социальные институты такие как —ћ», семь€. ‘ормирование экологической культуры относитс€ к воспитательному процессу, который наскоком не ускоришь и не усилишь.  раткосрочность пребывани€ учащихс€ в Ђ÷ентреї не позвол€ет оказать существенное вли€ние на процесс формировани€ экологической культуры. ”сили€ми педагогов Ђ÷ентраї удаетс€ лишь несколько повысить уровень экологической культуры школьников, перевод€ уже имеющиес€ задатки в €вное осознанное понимание взаимоотношений человека и природы, увеличив их долю до 62%, более €вно это отражаетс€ на учащихс€ 7-9 классов (–ис.9 и 10).

–ис. 9. ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми социологической картины мира:

ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми социологической картины мира

–ис. 10. ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми социологической Ё ћ:

ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми социологической Ё ћ

„исло школьников, в картине мира которых чувствуетс€ лишь внутреннее осуждение некультурного поведени€ человека на природе, с каждым посещением Ђ÷ентраї уменьшаетс€. ќни переход€т в разр€д тех, кто уже имеет представление о каких-то реальных действи€х по уменьшению негативного воздействи€ человека на окружающую среду: предлагают сжигать или выносить мусор, не оставл€ть непотушенными костры (Ђ»з леса нельз€ уйти, не потушив костер, и не убрав упаковки от еды и прочую гр€зь Ђ (6 кл.); Ђѕосле еды все упаковки, надо выбросить в мусорку, или вз€ть с собой. ѕеред уходом из леса надо погасить костерї (9 кл.); Ђ“оварищи! –азжига€ в лесу костер, не забудьте его затушить. ј упаковки от принесенной еды, забирайте с собойї (11 кл.)) .

«ависимость формировани€ на подсознании у школьников Ё ћ различных уровней от сформированности у них реальных представлений о мире экологического характера доказываетс€ расчетом коэффициента сходства „екановского-—ъеренсена между наличием реальных и вы€вленных подсознательных представлений. ≈сли у учащихс€, работающих по школьной программе коэффициенты сходства между наличием уровней рефлективной ќЁ ћ и наличием уровней вы€вленных на подсознании ≈Ё ћ, √Ё ћ, —Ё ћ соответственно равны 0,5187; 0,5054; 0,5211, что говорит нам о 50% совпадении их про€влени€, то возрастание количества школьников со сформированными уровн€ми ќЁ ћ в результате освоени€ экспериментальной программы на 31,9% привело к увеличению коэффициентов сходства до 0,7075; 0,7765; 0,6328, что свидетельствует об определенной зависимости их формировани€.   тому же дол€ школьников, имеющих только подсознательные представлени€ экологического характера, после усвоени€ экспериментальной программы уменьшаетс€ с 57% до 30%, а не имеющих подобных представлений вообще с 10,5% до 4,5%. ѕри этом между уровн€ми ≈Ё ћ, √Ё ћ, —Ё ћ, вы€вленными на подсознании сохран€ютс€ пропорциональные соотношени€ 0,7532; 0,7451; 0,6607 до эксперимента 0,7776; 0,7868; 0,6864 после эксперимента.

ƒостоверность расчетов подтверждена вычислением коэффициента коррел€ции Ђї, дл€ которого значимость рассчитываетс€ как “ф. –езультаты расчета “ф дл€ всех вышеприведенных соотношений отражены на –ис.11

–ис.11.  оррел€ционные пле€ды основных уровней картин мира:

 оррел€ционные пле€ды основных уровней картин мира

до эксперимента                                                         после эксперимента

- все значени€ “ф попали в зону значимости, т.е. зависимость формировани€ на подсознании у школьников Ё ћ различных уровней от сформированности у них реальных представлений о мире экологического характера имеетс€.

<<< ћетоды обработки результатов экспериментальной работы | ќглавление | –езультативность применени€ экологического принципа в сохранении и восстановлении целостности социально-личной картины мира у учащихс€ >>>

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019