јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»» >>> ƒ»——≈–“ј÷»я ќ.¬.√Ћ”Ў≈Ќ ќ¬ј

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"

ќ.¬.√лушенков
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ” Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ј–“»Ќџ ћ»–ј
¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕќЋ≈¬ќ√ќ ѕ–ј “» ”ћј ѕќ Ѕ»ќЋќ√»»
диссертаци€ на сосикание ученой степени кандидата педагогических наук

<<< Ќаучна€ новизна, актуальность, основные положени€, апробаци€, благодарности | ќглавление | Ќачальные этапы эволюции картины мира в онтогенезе >>>

√лава I. “≈ќ–≈“»„≈— »≈ ќ—Ќќ¬џ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я  ј–“»Ќ ћ»–ј ¬ ѕ–ќ÷≈——≈ —“јЌќ¬Ћ≈Ќ»я Ћ»„Ќќ—“»

1.1. —ќќ“ЌќЎ≈Ќ»≈  ј“≈√ќ–»… Ђ ј–“»Ќј ћ»–јї »
ЂќЅ–ј« ћ»–јї ¬ ‘»Ћќ—ќ‘»» » ѕ—»’ќЋќ√»»

‘еномен картины мира, научной картины мира, соотношение научной картины мира и мировоззрени€ подробно и разносторонне проанализированы в работах отечественных философов и ученых ¬.». ¬ернадского, Ћ.‘.  узнецовой, ¬.ј. Ћекторского, “.√. Ћешкевич, Ћ.ј. ћикешиной, ¬.—. —тепина; в работах представителей западной философской и научной мысли: ». Ћакатоса, “. Ќагел€, –. Ќозика, ». ѕригожина, ћ.ѕланка,  . ѕоппера, ћ. –изебродта, —. “улмина, ј. Ёйнштейна поэтому нет необходимости останавливатьс€ на их общих и сравнительных характеристиках. ¬ соответствии с целью и гипотезой нашего исследовани€, особое значение приобретает тот факт, что формирование картин мира всех типов происходит на базе изначально целостного образа мира. ¬ажно пон€ть, как соотнос€тс€ эти категории, где, на этапе актуализации образа мира или одном из этапов эволюции картины мира в онтогенезе происходит потер€ целостности, каковы причины, привод€щие к ее разрушению. ѕонимание этого приведет к пониманию механизма коррекции ситуации. ќсновные затруднени€ в решении этого вопроса кроютс€ в отождествлении пон€тий Ђкартина мираї и Ђобраз мираї, что свидетельствует об их неразличении и о неразработанности их методологического аппарата.

¬ отличие от пон€ти€ Ђкартина мираї, введенного в философию в начале XYII века, пон€тие Ђобраз мираї введено в научный обиход значительно позднее Ц во второй половине XX века психологами: сначала в классической работе —.–убинштейна ЂЅытие и сознание. „еловек и мирї [148], а после того активно разрабатывалось ј.Ќ.Ћеонтьевым с точки зрени€ методологии исследовани€ воспри€ти€. Ќачина€ с ј.Ќ. Ћеонтьева введенное пон€тие сразу попадает в широко используемый в разных направлени€х психологии р€д синонимичных выражений: картина мира, модель мира, модель универсума и др. ѕричиной тому более раннее использование термина в психологии познани€ в совершенно другом понимании Ц как нечто целого, состо€щего из образов отдельных предметов и €влений, частей, выступающих в качестве первичных по отношению к нему.

¬вод€ в психологию воспри€ти€ Ђобщее положение, о том, что проблема воспри€ти€ должна быть поставлена и разрабатыватьс€ как проблема психологии образа мираї [93. —.4], ј.Ќ.Ћеонтьев избегает однозначной точной формулировки этого пон€ти€ и акцентируетс€ на процессах его построени€, преобразовани€ и функционировании, как опосредствующего де€тельность индивида в реальном мире. ¬ своей первой работе посв€щенной развитию идеи образа мира в психологии познавательных процессов его последователь —.ƒ. —мирнов лишь обуславливает, что Ђпон€тие образа мира (употребл€етс€ Ц ќ.√.) в том его понимании, которое намечено ј. Ќ. Ћеонтьевым в его последней публикации (1979)ї [156. —.17], и только дл€ частных моментов даетс€ определение, тем не менее, очень важное дл€ нашего выбора: Ђќбраз мира и есть система экспeктаций, пopождающа€ объект-гипотезы на основе которых идут структурирование и предметна€ идентификаци€ отдельных чувственных впечатленийї [156. —.24], то же самое мы видим в его следующей работе [158. —.152].

¬ последнее врем€ пон€тие Ђобраз мираї вышло за границы психологии и приобрела статус философской категории [8, 48, 120, 170]. ќднако, и в философии также возникли противоречи€ св€занные с попытками заменить новым пон€тием другие близкие, но неравноценные по значению и смыслу: Ђмировоззрениеї, Ђкартина мираї, Ђмировоспри€тиеї, Ђмиропониманиеї и т.д. ќбраз мира близок к перечисленным пон€ти€м, но не сводитс€ ни к одному из них.

—ледует признать, что такой ход, наполнение новым конкретным эмпирическим содержанием Ђстарогої термина оказалс€ не совсем удачным, и на наш взгл€д €вл€етс€ причиной того, что положени€, высказанные ј.Ќ. Ћеонтьевым, не были по достоинству оценены исследовател€ми и феномен образа мира остаетс€ слабо исследованным в психологии и философии и практически не используетс€ в прикладных област€х, например, таких как педагогика. Ќека€ предопределенность необходимости использовани€ именно этого термина кроетс€ в его глубинном смысле Ц Ђмодельї, при этом не всегда учитываетс€, что он оказываетс€ скованным буквальным смыслом Ц Ђкартинкаї. –усский €зык лишен дифференциации пон€ти€ образа как картинки и образа как модели. ѕоэтому, с самого начала использование термина в новой трактовке потребовало дополнительных усилий его по€снени€. »значально возникшую терминологическую не€сность, усугубило признание, вслед за самим ј.Ќ. Ћеонтьевым, его последовател€ми [21, 22, 61, 62, 96, 158,159] определенной синонимичности терминов Ђобраз мираї и Ђкартина мираї.

¬ статье 1981 года —.ƒ. —мирнов четко подраздел€ет эти категории: ЂЕобраз мира имеет характер €дерной структуры по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде той или иной модально оформленной и, значит субъективной картины мираї [156. —.22]. ¬ сделанном им различении €дерных и поверхностных структур заключено фундаментальное разделение категорий образ мира и картина мира. Ёто позволило ¬.¬. ѕетухову подвести базу под осознанное противопоставление: представление мира Ч знание о мире, то есть, выража€сь другими терминами: образ мира Ч картина мира: Ђядерные (представление мира) и поверхностные (знание о нем) структуры различаютс€ иначе, чем разные Ц более и менее глубокие Ц уровни познани€ї [133. —.15]. ѕоложени€ о €дерных и поверхностных структурах воспри€ти€ €вились обоснованием различени€ пон€тий представление мира Ч представление о мире не только в структурном, но и в функциональном плане: ЂЕпредставление мира присуще человеку по его Ђродовомуї определению Ц как носителю сознани€. Ёто представление не €вл€етс€, как уже по€сн€лось, рациональной конструкцией, но отражает практическую Ђвовлеченностьї человека в мир и св€зано с реальными услови€ми его общественной и индивидуальной жизни <Е> ядерные структуры <Е> как фундаментальные опоры существовани€ человека в качестве сознательного существа, отражают его действительные св€зи с миром и не завис€т от рефлексии по их поводу. —труктуры же поверхностные св€заны с познанием мира как специальной целью, с построением того или иного представлени€ о немї [133. —.15].

¬.¬. ѕетухов, четко определ€ет, что аналог образа мира в контексте исследований мышлени€ Ч это представление мира. ќн обращает внимание на важное различение представлени€ мира как некоторой структуры, опосредующей взаимодействие субъекта с реальностью, и представлени€ о мире как совокупности знаний о ней, не определ€€ последнее как картину мира. «а него это делает “.¬. ƒаренска€ [48], котора€ впервые четко ставит вопрос о различении категорий Ђкартина мираї и Ђобраз мираї. ¬ основу их различени€ ею положены идеи ѕетухова об образе мира как представлении мира и необходимости отличать его от представлени€ о мире: Ђѕерва€ (картина мира Ц ќ.√.) Ц цель специально-теоретического познани€, механизм которой состоит в комплексном и как можно большем охвате €влений и процессов объективной реальности в целостной системе знаний. <Е> Ђќбраз мираї предстает как глубинна€ структура по отношению к Ђкартине мираї. — точки зрени€ филогенеза, представление мира более первично; представление о мире выступает как Ђнадстройкаї над образом мираї [48].

ƒостаточно четко раздел€ет амодальные и модальные структуры ≈.ё. јртемьева [5]. ≈е системную модель можно было бы прин€ть, если бы не подразделение модальных структур на Ђперцептивный мирї, и собственно Ђкартину мираї, играющую в этом случае роль переходного сло€ между поверхностными и €дерными структурами, что на наш взгл€д излишне. Ќельз€ согласитьс€ с ее утверждением, что Ђслой амодальных структурї (образ мира Ц ќ.√.) образуетс€ Ђпри Ђобработкеї семантического сло€ї (т.е. картины мира Ц ќ.√.) [5. —.21]. –азве, если имелось ввиду, что этот процесс происходил в филогенезе. ѕравда имеетс€ мнение  онрада Ћоренца, который считает, что с по€влением нового когнитивного аппарата (мышлени€ Ц ќ.√.) в конце третичного периода, функции которого параллельны функци€м генома, процессы усвоени€ и сохранени€ информации стали осуществл€тьс€ двум€ разнородными механизмами, взаимно наход€щимис€ в отношени€х антагонизма и равновеси€ [100]. Ќа наш взгл€д это не равнозначно. ћы, вслед за ќ.≈. Ѕаксанским и ≈.Ќ. учер [8], затратившими огромные усили€ на доказательства первичности и амодальности образа мира, считаем, что Ђсовременна€ наука (в частности, биологи€ и этологи€) на богатейшем эмпирическом материале исследовала развитие когнитивных механизмов человека в филогенезе нашего вида [8. —.64]ї. Ёволюционные представлени€ позвол€ют со всей очевидностью последовательно объ€снить приспособительный характер нашего воспри€ти€, феномены врожденной адаптированности человека к услови€м окружающей его реальности (например, эффект воспри€ти€ глубины пространства у младенцев; врожденный образ матери (нечто овальное с “-образным п€тном); узнавание главной опасности (желтое с черными п€тнами или два желто-зеленых гор€щих кружка с черными зрачками), актуальность в которой уже давно отпала, и многие другие известные факты). Ќо пока, на данный момент, мы не имеем достоверных доказательств закреплени€ новоприобретенных знаний о мире в геноме, а, следовательно, и дополнений к врожденному образу мира. ћожет быть с по€влением нового когнитивного аппарата, человек утратил способность фиксации новой информации в геноме?

¬ конечном итоге ситуаци€ остаетс€ по-прежнему не простой, большинство исследователей оказывались непоследовательны в рассуждени€х и сходили к прежней синонимичности Ђобраза мираї и Ђкартины мираї в структурном и функциональном плане, объедин€€ €дерные и поверхностные структуры. —овременные исследователи феномена Ђобраза мираї, оказываютс€ перед дилеммой его трактовки и до сих пор, не могут конкретно определитьс€, какой из концептуальных постулатов прин€ть за основу. ≈сли принимаетс€ положение Ђобраз мира €вл€етс€ €дерным образованием по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде модально оформленной картины мираї, то под образом мира можно понимать только €дерные, амодальные образовани€, все остальное, перцепционно скорректированное и отрефлексированное будет картиной мира. Ќеразработанным, в этом случае останетс€ момент актуализации образа в картину. ј если принимаетс€ Ђразличение €дерных и поверхностных структур образа мира в структурном планеї, то амодальна€ часть образа мира будет фигурировать как Ђонтогенетически априорна€ форма познани€ї[8], как Ђдо-образ мираї [168], и в этом случае собственно картиной мира будет только научна€ картина мира. ѕо нашему мнению, второе положение противоречит амодальной форме Ћеонтьева, априорной форме Ћоренца, €дерным формам —мирнова и ѕетухова. ѕри этом в первом варианте нет противоречи€ в том, что образ мира €вл€етс€ основной частью картины мира любого уровн€, так как картина мира всегда формируетс€ на его базе.

¬ контексте рассматриваемой проблемы, мы считаем верным постулат Ц Ђобраз мира или представление мира €вл€етс€ €дерным образованием по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде модально оформленной картины мира или представлени€ о миреї. ¬се исследователи феномена образа мира в той или иной степени осознавали это, поэтому во всех работах имеютс€ основополагающие взгл€ды на образ мира в генетическом плане, как априорную, первичную, амодальную структуру [8. —.52], [99. —.18], [156. —.22,23], и др. ѕоэтому дискурсивным определением образа мира следует считать амодальное представление мира как систему ожиданий и прогнозов в категориальных формах интуиции и собственно категорий* выступающих в качестве рабочих гипотез при взаимодействии с абсолютной реальностью окружающей среды.

* атегории в трактовке  анта Ц это всеобщие формы, в которых мы мыслим воспринимаемое, априорные формы созерцани€ и рассудка, упор€дочивани€ нашего опыта [146. —.149].

¬ предлагаемом нами видении, образ мира не может быть структурирован. ≈го функци€ в процессе воспри€ти€ определ€етс€ его целостностью. ”тверждение, что главный вклад в процесс построени€ образа предмета или ситуации внос€т не отдельные чувственные воспри€ти€, а образ мира в целом, €вл€етс€ ключевым в работе ј.Ќ. Ћеонтьева [92]. »дею целостности образа мира развивает в своих работах ученик ј.Ќ. Ћеонтьева —.ƒ. —мирнов. ќн приходит к выводу, что образ мира в целом, а не отдельные чувственные впечатлени€ осуществл€ют основной вклад в процесс построени€ образа предмета или ситуации. —енсорные Ђполуфабрикаты уточн€ют, подтверждают и перестраивают исходный образ мираї, а не наоборот [156; 158; 159]. ¬след за  . Ћоренцом [99] —.ƒ. —мирнов, рассматривает образ мира как систему ожиданий относительно развити€ событий реальности, ожиданий, детерминирующих формирование перцептивных гипотез [156].

”твержда€ подобное, возникает необходимость прин€ть положение о том, что образ мира предшествует отдельным ощущени€м в структуре образа, как и любому отдельному образу в целом. ƒл€ чего, следует признать наличие зачаточных (исходных) форм образа мира на стадии формировани€ плода или еще глубже, наличие специфичного наследственного материала в половых клетках. Ђ ак нам представл€етс€, без апелл€ции к априорным формам познани€ невозможно объ€снить приспособленность человека на ранних этапах онтогенеза, когда непосредственна€ де€тельность субъекта по активному приобретению знаний еще невозможна. » в дальнейшем, поведение субъекта не могло бы столь быстро адаптироватьс€ к среде, если бы познание начиналось только в индивидуальном опыте индивида, даже с учетом социализацииї [160. —.24].

ѕо Ћоренцу Ц априори, возникшее как адаптаци€ к вещи в себе (происхождение априори в известном смысле Ђапостериорної) и есть образ мира, базирующийс€ на центральной нервной системе. ѕозднее уточн€етс€, что изначально его локализаци€ значительно глубже Ц в носител€х наследственности вида Ђименно молекул€рные цепочки генома отвечали за функции сбора, хранени€ и наращивани€ знанийї [101. —.29], и в эволюционной теории познани€ фигурирует как Ђгенетическое априориї [140].

ќнтогенетические априорные когнитивные структуры €вл€ютс€ результатом филогенетического развити€ человека как биологического вида. ¬еро€тно, в филогенезе они формировались интериоризационно, подобно тому, как рассматривает ¬.ѕ. «инченко [44] применительно к становлению образа себ€ и мира, или подобно тому, как в теории психоанализа в онтогенезе и филогенезе под вли€нием структуры межиндивидуальных отношений, переход€щей Ђвнутрьї психики, формируетс€ структура бессознательного (индивидуального или коллективного), котора€ в свою очередь определ€ет структуру сознани€.

ќнтогенетическое развитие сугубо человеческих когнитивных образований возможно только на базе филогенетических приобретений. ќни могут быть развиты субъектом в процессе индивидуального взаимодействи€ с реальностью. ќтсюда, образ мира фигурирует только как дорефлективна€ универсальна€ матрица цельности и целостности, котора€ обеспечивает возможность содержательного постижени€ разных предметных элементов действительности и обеспечивает целостную смысловую св€зь €влений в общей системе мироздани€. ѕри этом зафиксированный в носител€х наследственности как некоторый набор онтогенетических априорных когнитивных структур в процессе филогенетического развити€ вида, образ мира может развиватьс€ только опосредованно. —оответственно изучать проблему построени€ образа мира мы можем только в филогенетическом аспекте (под которым понимаетс€ развитие особенностей воспри€ти€ в процессе эволюции).

»де€ целостности образа мира не противоречит возможност€м эволюции образа мира в онтогенезе, так как по мере включени€ органов чувств и возникновени€ рефлексии чувственные модальности на базе образа мира формируют фактуру картины мира, не уничтожа€ его, и именно картину (а не образ) мира можно рассматривать как эволюционную иерархическую систему когнитивных репрезентаций. ќбраз мира при этом остаетс€ основой формировани€ на каждом из выдел€емых уровней развити€ картины мира.

<<< Ќаучна€ новизна, актуальность, основные положени€, апробаци€, благодарности | ќглавление | Ќачальные этапы эволюции картины мира в онтогенезе >>>

Ёкспериментальна€ часть диссертационой работы выполнена на базе
полевого экологического центра (биостанции) "Ёкосистема"



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020