јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ƒ≈“— »≈ Ё —ѕ≈ƒ»÷»» >>> Ё —ѕ≈ƒ»÷»» 57 Ў ќЋџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

¬ дорогу ћаршруты Ёкспедиции ѕрактики Ёкскурсии ѕоходы

ѕрограмма поездки (практика)

—одержание:

ѕрактика может включать в себ€ походы и экскурсии, но помимо этого во врем€ практики должны проходить лабораторные, практические и самосто€тельные работы. ”чащиес€ осуществл€ют научно-учебные работы.

545556

Уѕрактика может включать в себ€ походы и экскурсииФ. —оловки.

У¬о врем€ практики должны проходить лабораторные, практические и самосто€тельные работыФ.
јрхангельска€ область,† деревн€ –аменье.

¬ средних классах школы систематически провод€тс€ полевые экологоЦбиологические практики, периодически Ц историко-искусствоведческие.

≈сли практика проходит в учебное врем€, она €вл€етс€ об€зательной и полностью согласуетс€ и ув€зываетс€ с планами и программами по всем предметам. ≈сли ученик не может по какой-либо причине прин€ть участие в выезде, ему оставл€етс€ дополнительное задание.

ѕрактики во врем€ каникул не €вл€ютс€ об€зательными, детей на них отбирают в соответствии с их желани€ми, с учЄтом мнени€ и возможностей преподавателей. ѕрограмма такого выезда может составл€тьс€ более свободно, но в ней сохран€ютс€ и об€зательные элементы.

57

У„ем раньше начинаешь вывозить школьников на практики,
тем больше шансов получить в старших классах умело
действующее €дро группы.Ф
—оловки.

ѕример:

—тандартные темы зан€тий на эколого-биологической практике:

  • зоологи€,
  • ботаника,
  • гидробиологи€,
  • ландшафтоведение,
  • ориентирование,
  • выживание в природных услови€х,
  • рисование с натуры.

ѕомимо этого в зависимости от состава преподавателей и возможностей стационара провод€тс€ работы или зан€ти€ по

  • палеонтологии,
  • астрономии,
  • этнографии,
  • истории,
  • минералогии,
  • гидрологии,
  • метеорологии,
  • геоморфологии,
  • краеведению.

ѕрограмма практики составл€етс€ в зависимости от местных условий. Ќапример: мы делим класс на рабочие группы, и кажда€ группа занимаетс€ целый день одним предметом. ¬ конце дн€ — конференци€.  аждый следующий день — новый предмет. Ѕолее продвинутые школьники могут посв€тить выполнению одного исследовани€ всю практику и к концу подготовить более сложное сообщение или доклад о своих результатах (на практике можно ограничитьс€ только краткими сообщени€ми, а основную конференцию с полным оформлением докладов проводить в школе). ¬озможен смешанный вариант, когда каждый день часть времени отводитс€ на общие зан€ти€ (пример: ботаническа€ или орнитологическа€ экскурси€, осмотр бобровых плотин или барсучьего городища), а остальное врем€ отводитс€ под самосто€тельные работы по группам.

 

6061

Уѕрактики во врем€ каникул не €вл€ютс€ об€зательными,†
детей на них отбирают в соответствии с их желани€ми.Ф —оловки.

Уƒл€ стандартных практик лучше разработать рабочие тетрадиФ
јрхангельска€ область,† деревн€ –аменье.

ќб€зательным компонентом проведени€ практики €вл€етс€ ведение каждым учебного полевого и личного дневника (возможно в одном блокноте). ѕолевой дневник провер€етс€, его ведение может оцениватьс€. Ћичный дневник провер€етс€ только у маленьких и только на наличие и объЄм текста, но не на содержание.

ƒл€ стандартных практик лучше разработать рабочие тетради. ѕри наличии в школе компьютерной и множительной техники создание рабочих тетрадей перестаЄт быть чрезмерной нагрузкой дл€ учител€, а во врем€ практики и после неЄ готовые тетради удобны и дл€ работы и дл€ проверки.

 

58 59

Уѕервые многодневные практики лучше проводить на стационарах
с достаточно комфортными услови€миФ.†
јрхангельска€ область,† деревн€ –аменье.

У¬ качестве стационара можно использовать частные дома.Ф
јрхангельска€ область,† деревн€ –аменье.

ѕервые многодневные практики лучше проводить на стационарах с достаточно комфортными услови€ми проживани€. ѕо мере взрослени€ детей и повышени€ уровн€ их самосто€тельности можно переходить к поездкам с большей свободой выбора условий, а в старших классах отправл€тьс€ в дальние поездки с полупоходным или откровенно полевым проживанием. ћы начинаем с выездов на биостанции в ближнем ѕодмосковье, затем следуют поездки в соседние области.

¬ качестве стационара можно использовать школы, детские, спортивные или туристические базы, общежити€, гостиницы или кордоны при заповедниках, а при некотором опыте и просто частные дома. ƒальние выезды с подготовленной группой обычно комбинированные: часть времени проходит в режиме похода, часть на стационарах (это уже может быть просто палаточный лагерь).

„ем раньше начинаешь вывозить школьников на практики, тем больше шансов получить в старших классах умело действующее €дро группы. Ќекоторые отказываютс€ от предлагаемых необ€зательных поездок до одиннадцатого класса, а потом с удовольствием выезжают в качестве студентов, но на каждого неопытного в дальней поездке должно приходитьс€ двое-трое опытных. ќб€зательные практики проход€т у нас в средней школе начина€ с п€того класса, но отдельные учител€ начинают выезды уже с первоклассниками. ƒл€ такой группы, разумеетс€, составл€етс€ специальна€ программа и набираетс€ взросла€ команда. ѕрограмма дл€ маленьких подразумевает частую смену де€тельности и об€зательное включение игровых форм.

 

¬ качестве примера приведЄм программу ј.ё. —емашко дл€ однодневной палеонтологической практики с выездом на известн€ковый карьер в ƒомодедово (конец ма€).

10.00 Ц выезд из ћосквы на рейсовом автобусе и 1.5 км пешком

11.30 Ц прибыли на место Ц пол€на напротив карьера. я рассказываю всем о карьерах по добыче различных ископаемых, белокаменной ћоскве, располагавшемс€ здесь в каменноугольном периоде море и сообщаю правила игры и распор€док дн€.

11.45 -ƒети дел€тс€ на команды случайным образом с помощью жреби€ Ц в нашем случае сто€ла задача вырабатывать умение работать командой.
ѕока взрослые организуют взаимное расположение этапов, команды собирают мусор с пол€ны и окрестностей Ц его мы унесем вместе со своим мусором в конце дн€ Ц не забудьте пластиковые мешки и рабочие перчатки!

12.00- 14.30 Ц ѕрохождение этапов Ц заранее устройте вертушку: команда є1 начинает с 1 этапа, команда є2 Ц со второго и т.д.

  • Ётап є1 Ц ЂЅитва разумовї - этап теоретический, судь€м необходима обща€ биологическа€ подкованность и знание конкретного учебника, по которому полгода занимались дети.
  • Ётап є 2 Ц Ђѕолоса преп€тствийї Ц переход по бревну, форсирование Ђболотаї по слегам, парный бег, перенос Ђпострадавшегої, глазомерные упражнени€ по определению рассто€ний и их проверка на местности. ’орошие варианты таких заданий можно найти, например, в книге Ђ“уристска€ игротекаї
  • Ётап є3 Ц ЂЋовцы теней прошлогої - на отвалах карьера команда собирает как можно больше различных окаменелостей или, если их невозможно изъ€ть, их изображений на бумаге.
    Ќеобходимы легкие молотки и зубила, препаровальные иглы или шила, тонка€ бумага и м€гкие карандаши дл€ перевода на бумагу рельефов того, что не удаетс€ изъ€ть, ну и конечно 2 спокойных судьи-наблюдател€, чтобы обойтись без отбитых пальцев.
    Ќа этом этапе, как и на следующих, команде выдаютс€ распечатанные листы с изображением возможных форм.
  • Ётап є4 Ц Ђ√лубокое погружениеї - проход вдоль стен карьера, с попыткой выделить и описать различные слои. “ут надо дать дет€м пон€тие о различной твердости и текстуре пород. Ётап требует жесткой дисциплины и не менее 2 взрослых, так как известн€к трещиноват и местами опасен.

14.30 Ц 15.00 Ц обед

15.00 Ц16.00

  • Ётап є5 Ц Ђ‘ормы сохранностиї - на этом этапе команды оформл€ют этикетки к собранным образцам фауны, мелкие формы типа сегментов стеблей морских лилий, игл морских ежей и т.п. монтируют с помощью скотча на небольших листах белого картона (как раздаточный материал дл€ будущих поколений).
    —удьи в это врем€ подсчитывают результаты.

16.00 Ц 16.30 Ц подведение итогов и награждение

16.45 Ц отбытие домой

62

 арликова€ береза. ’ибины.

ƒл€ многодневной практики невозможно заранее составить подробную программу заранее.

—оставл€ютс€ примерные программы действий по дн€м с учЄтом возможных замен и тематические программы по предметам, намечаетс€ примерный план на первые дни.

Ўкольники получают темы, которые должны быть подготовлены заранее, подбираетс€ литература, котора€ должна быть вз€та с собой, и необходимое оборудование, которое нельз€ добыть на месте.

¬о врем€ выезда в принципе надо быть посто€нно готовыми к неожиданност€м и вынужденному изменению планов, а, как известно, Ђкаждый экспромт должен быть хорошо подготовлен заранееї.

ѕоэтому некоторые планы окончательный вид принимают только в виде отчЄтов.

 

ѕриводим две предварительные предметные программы практики на —оловецких островах (14 дней, июнь-июль 2005 год, ј.ј.ѕрокудин):

 

63

√ребневик. Ѕелое море.

64

ѕтенец кулика  амнешарки.
Ѕелое море, “ерский берег.

ЁкологоЦгеографоЦбиологическа€ часть

  1. Ћедниковый период
    ”слови€ јрктики в ледниковом периоде. ѕригл€циальные степи. »ольдиево море.
  2. »стори€ Ѕелого мор€ (образование мор€). ѕервоначальное население —троение Ѕелого мор€
    ¬падина. √орловина. ёжный и северный берег. —овременные услови€
  3. ћорска€ экосистема. ѕелагиаль, бенталь, батиаль, абиссаль.
  4. —овременна€ флора. ќдноклеточные водоросли. ћногоклеточные зелЄные; красные; бурые. «остера.
  5. Ћитораль, сублитораль, супралитораль.
  6. —овременна€ фауна беспозвоночные. ¬иды, насел€ющие супралитораль, литораль и сублитораль. ћоллюски, черви, кишечнополостные, членистоногие.
  7. —овременна€ фауна позвоночные.  итообразные, ластоногие. ѕтицы. –ыбы.
  8. —уша и еЄ вли€ние на литораль.
  9. ќстрова. Ёкологи€ островных экосистем. ћлекопитающие и птицы. ѕроблема крупных млекопитающих.
  10. ѕодъЄм  ольского полуострова и возможные варианты будущего экосистемы.

јутэкологическа€ часть, море как среда обитани€

  1. ∆изнь по€вилась в море? ∆изнь по€вилась? ∆изнь возникла? „то такое Ђмореї?
  2. ѕосто€нство среды в воде?  акие услови€ посто€нны? “емпература, плотность, солЄность, химический состав, давление, прозрачность.
  3. “емпература как экологический фактор.
    • ј) “емпература как лимитирующий фактор.
      • а) („то такое температура? ¬ерхний и нижний предел, почему они возникают.) ѕр€мое вли€ние температуры на организм. “епловодные и холодноводные организмы
      • б) јдаптации к различным температурам
    • Ѕ) ќт чего зависит температура воды? Ўирота, врем€ года, врем€ суток (нагревание), течени€ (температура, солЄность, плотность), ветер и приливно-отливные волны. “ермоклин, температурна€ стратификаци€
    • ¬)  освенное вли€ние температуры: количество кислорода, плотность
  4. ќсвещЄнность
    • а) Ёвфотическа€ зона
    • б) јфотическа€ зона
  5. —олЄность. јдаптации. (ќсмотические процессы и адаптации у живых организмов).
  6. √рунт. ¬ли€ние различных грунтов и адаптации к существованию на различных грунтах.
  7. ¬ли€ние льдов на морские организмы.

–еализаци€ тем шла в виде экскурсий, семинаров и практических работ (сбор и определение флоры и фауны). «начительную часть тем учащиес€ готовили заранее при полном дублировании со стороны учител€.

 

¬ качестве примера уже выполненной программы приведЄм практику на стационаре в јрхангельской области (ј.ј.ѕрокудин, ≈.Ћ.Ћьвова):

—тационар –аменье, ¬ельский р-н, јрхангельска€ обл., август 2003.

65

¬ид на деревню –аменье. јрхангельска€ область.

ƒеревн€ –аменье расположена в ¬ельском районе јрхангельской области, то есть в самой южной ее части, в трех километрах от границы с ¬ерховажским районом ¬ологодской области.

Ёто очень живописное место. –аменье стоит на высоком берегу реки небольшой реки - —ивчуги. Ѕлижайша€ деревн€ находитс€ в дес€ти километрах, до железной дороги около п€тидес€ти километров. Ёто хорошо изученное и очень спокойное место, местных жителей мало, всего семь жилых домов. ѕри этом в деревне достаточно надежна€ св€зь, что обеспечивает возможность быстрого получени€ помощи в случае возникновени€ любой внештатной ситуации. ћестное население доброжелательно относитс€ к приезду московских групп. Ќа прот€жении двадцати п€ти лет в –аменье работала экспедици€ ѕроблемной биологической лаборатории ћ√ѕ», потому окрестности хорошо обследованы, по ним есть литература, что значительно упрощает подготовку учебной работы.

√еоботанически –аменье расположено на границе двух регионов средней европейской тайги. —о стационара можно пешком добратьс€ до любого характерного типа таежных сообществ. “ам легко показать все основные типы как еловых лесов так и сосновых.

“ам есть:

  • ельники - зеленомошники - черничники,
  • ельники - зеленомошники - кисличники,
  • ельники разнотравные,
  • ельники сфагновые.

—основые боры:

  • сосн€ки сфагновые,
  • сосн€ки - беломошники - вересковые и т.д.

“ам можно увидеть также все стадии возобновлени€ леса после вырубок и пожаров. ѕоблизости много различных болотных и околоводных сообществ. ¬ окрестност€х множество птиц и зверей. ’оз€йственна€ де€тельность человека ограничена. «а несколько дней, проведенных в лесу, можно не встретить ни одного постороннего человека.

66

Уѕрактика проходит в виде зан€тий в лесу,
экскурсий и лекцийФ.†
јрхангельска€ область.

¬ыездна€ биолого-экологическа€ практика

ѕрактика проходит

  • в виде зан€тий в лесу (экскурсий и лекций),
  • лекций и лабораторных работ на стационаре
  • и самосто€тельных (проектных) работ.

ƒл€ проведени€ лабораторных работ использовалось привезенное с собой оборудование, вплоть до бинокул€ров.

ќсновные темы лекционных, экскурсионных и лабораторных зан€тий

  1. Ѕотаника:
    1. ќдноклеточные водоросли пресных водоемов
    2. ћохообразные:
      • ѕеченочники,
      • Ѕриевые мхи,
      • —фагновые мхи
    3. ѕапоротникообразные:
      • ѕлауны,
      • ’вощи,
      • ѕапоротники
    4. √олосеменные: ’войные
    5. ѕокрытосеменные: основные семейства цветковых растений средней тайги
    6. √рибы низшие
    7. √рибы высшие
    8. Ћишайники
  2. «оологи€ Ѕеспозвоночных:
    1. ѕростейшие
    2. Ќасекомые леса
    3. Ќасекомые с водными личинками
    4. ¬одные беспозвоночные
  3. «оологи€ ѕозвоночных:
    1. ѕресноводные рыбы тайги
    2. –ептилии и амфибии тайги
    3. ѕтицы средней европейской тайги
    4. ћлекопитающие средней европейской тайги
    5. —ледова€ де€тельность птиц и зверей
  4. Ёкологи€
    1. Ёкосистема средней европейской тайги и ее роль в биосфере
    2. “ипы леса средней европейской тайги
    3. “ипы болот и болотные экосистемы
    4. Ёкосистема реки и приречные сообщества
  5.  ультура и истори€
    1.  ресть€нский быт XIX-XX века
    2. »стори€ и культура русского севера

ќсновной темой, котора€ проходила лейтмотивом через все зан€ти€, была следова€ де€тельность зверей и роль, которую в сообществах средней тайги играют позвоночные животные.

67

Уѕрактика проходит в виде зан€тий и
лабораторных работ на стационареФ.
јрхангельска€ область.

—амосто€тельна€ научно-исследовательска€ де€тельность школьников

¬ ходе выезда учащиес€ были поделены на три группы.  ажда€ группа разрабатывала во главе со студентом самосто€тельный проект. ¬ ходе поездки собиралс€ материал, который прошел предварительную обработку пр€мо на месте. ¬ конце поездки была проведена конференци€, в ходе которой прошла защита проектов.

“емы проектов:

  1. ¬ли€ние бобров на окружающий ландшафт.
  2. ¬ли€ние барсуков на окружающий ландшафт.
  3. –ека —ивчуга и ее население

1 ¬ли€ние бобров на окружающий ландшафт

¬ окрестност€х стационара до нынешнего года было известно несколько поселений бобров, как на самой реке, так и на ее левом притоке (Ќикитин ручей, приблизительно 4 километра к северу от деревни). ¬о врем€ работы предыдущей школьной экспедиции в –аменье, летом 2000 года, система плотин и нор на Ќикитином ручье была подробно отсн€та на фото и видео, что позволило в этом году проделать сравнительный анализ состо€ни€ ручь€ и окружающей его растительности.

¬ 2003 году обнаружить свежие следы пребывани€ бобров на Ќикитином ручье не удалось, плотины были прорваны, система прудов прекратила свое существование, норы оказались отрытыми и обвалились, что позволило увидеть и измерить то, что было скрыто от глаз, например ширину и глубину нор, отнорки и камеры и т.д.

—равнение состо€ни€ долины ручь€ позволило выдвинуть гипотезы о вли€нии бобровой колонии на растительность и характер ландшафта в целом.

¬торым объектом изучени€ при выполнении данной проектной работы стала нова€ плотина, заложенна€ бобрами в этом году вверх по течению реки на самой —ивчуге (3,5 километра к югу от стационара).

¬ ходе выполнени€ "Ѕобрового проекта" школьники обследовали значительный участок реки и двух впадающих в нее ручьев, зафиксированы многочисленные следы жизнеде€тельности бобров (погрызы, пни, тропы, каналы, сваленные стволы и т.д.).

68

У¬ли€ние барсуков на окружающий ландшафт. У -
тема работы учащихс€.

2 ¬ли€ние барсуков на окружающий ландшафт.

¬ ближайших окрестност€х стационара до насто€щего года было известно три барсучьих городища, одно из которых (в Ћисьем бору) существует не менее ста лет, одно имеет возраст около тридцати лет и свежее - менее п€ти лет (оба - на берегу —ивчуги, вверх по течению).

¬ ходе проведени€ практики нами были найдены два новых участка обитани€ барсуков - у  аменного ручь€ и у –аменского болота, однако обнаружить там норы не удалось.

Ќаличие на территории работ разновозрастных городищ позволило провести нагл€дное сравнение изменени€ растительного сообщества под воздействием барсуков.

ƒанный проект имеет еще один сравнительный аспект: в июне 2003 года аналогична€ работа выполн€лась шестыми классами нашей школы на территории ¬оронежского заповедника. “акой параллелизм позвол€ет сравнить средообразующую де€тельность барсуков в разных част€х ареала (рассто€ние между точками около полутора тыс€ч километров).

69

У–ека —ивчуга и ее население.Ф -
тема работы учащихс€.

3 –ека —ивчуга и ее население.

ƒанный проект €вл€етс€ вспомогательным с точки зрени€ "бобрового", но имеет и самосто€тельное значение, так как дети многократно выполн€ли аналогичные работы под руководством специалистов на реке  л€зьме на биостанции "Ёкосистема". ¬ ходе выполнени€ работы было проведено сравнение флоры и фауны, различных по гидрологическому режиму участков —ивчуги. Ётот проект имел также важное методическое значение, так как в ходе его выполнени€ были заготовлены многочисленные оцифрованные видео и фотоматериалы дл€ использовани€ в ходе уроков в школе.

–абота над проектами продолжалась в школе. ќкончательное оформление закончилось к концу но€бр€, к общешкольной " онференции полевых практик". —делан учебный фильм и доклады по проектам.

¬ ходе проведени€ практики был случайно пойман редкий экземпл€р: молода€ особь —ибирского углозуба. Ёто загадочна€ амфиби€ из отр€да ’востатых, ведуща€ скрытный образ жизни и малоизученна€. јреал углозуба на европейской части страны имеет островной характер и недостаточно изучен. —ведени€ о находке переданы в «оологический музей ћ√”.

»грова€ де€тельность

¬ыездна€ работа неизбежно сопр€жена с бытовыми и психологическими проблемами как дл€ детей, так и дл€ педагогов. ƒл€ улучшени€ психологической атмосферы во врем€ выездов со школьниками среднего возраста мы традиционно примен€ем ролевые игры. ¬ этой поездке мы разрабатывали игру "јкадеми€ ксенобиологии", в которой все взрослые, студенты и школьники имели определенные роли. ¬зрослые были распределены по факультетам  сенобиологии, “олерантности и јудио-¬идеоинформации. ƒанна€ игра представл€етс€ перспективной, и ее сценарна€ проработка может быть продолжена в следующих выездах.

¬тора€ игра - "–аменье - TV" возникла параллельно и была сначала полностью детской. Ўкольники сами писали сценарии телевизионных передач и играли все роли. «атем в "передачах" прин€ли участие учител€, потом были подготовлены и чисто учительские программы.

7071

У»гра - "–аменье-TV" возникла по инициативе школьников, они сами писали сценарии
телевизионных передач и играли все роли.Ф†
јрхангельска€ область, деревн€ –аменье.

Ќа прот€жении всей экспедиции ежедневно выпускалась стенгазета, которую после поездки можно посмотреть в кабинете класса.

Ќагл€дные результаты практики

  1. ѕо материалам поездки создан фильм дл€ родителей. ѕремьера прошла на родительском собрании.
  2. ¬ классном кабинете вывешена фотовыставка экспедиции.
  3. ¬ кабинете биологии открыта персональна€ фотовыставка учащегос€ 8 класса ¬аси —ысоева.
  4. ”чебные фильмы были смонтированы школьниками и предложены вместе с докладами по проектам на общешкольной конференции (их можно посмотреть в разделе Ђƒетские работыї).

ќсновным результатом практики мы считаем формирование в 8 классе рабочей группы и выделение кост€ка группы, который оказалс€ готов к более дальним и сложным выездам (—оловки,  ольский п-ов,  амчатка). ¬ 8 классе мы уже имели учащихс€, способных выезжать на будущий год с 5 классами в качестве старших групп (легионеров).



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020