јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 города »жевска

„ашникова ≈. ., студентка 1 курса ћЋ є8
»жевск, ”дмуртска€ республика, 2007

Ќаучный руководитель: Ўиробокова јнна јнатольевна
(учитель химии и биологии, зам. директора по ”¬– ћќ” —ќЎ є42 г. »жевска)
(см. также статью ј.ј.Ўиробоковой "»сследовательска€ де€тельность учащихс€ на уроках химии как средство экологического образовани€ и развити€ личности учащихс€"

—одержание

  • √лава 1.“еоретическа€ часть
    • 1.1. —троение и свойства воды
    • 1.2. «начение воды в природе
    • 1.3. ¬иды загр€знений и методы очистки
  • √лава 2. ѕрактическа€ часть
    • 2.1 ћетодика проведени€ работы
    • 2.2 –езультаты исследовани€
  • ¬ывод
  • —писок литературы

√лава 1. “еоретическа€ часть

1.1. —троение и свойства воды

¬ода Ч единственное вещество природы, которое в земных услови€х существует в трех агрегатных состо€ни€х Ч твердом, жидком, газообразном. “емпературы кипени€ и плавлени€ вз€ты за опорные точки температурной шкалы ÷ельси€. Ёто 0 ∞— Ч температура плавлени€ льда и 100 ∞— температура кипени€ воды.

ѕлотность воды 1 г/см. ѕлотность льда 0,92 г/см. Ћед, плава€ на воде, спасает водоемы от вымерзани€ в зимнее врем€. ¬ 1793 году французский химик јнтуан Ћавуазье доказал, что вода это химическое соединение водорода с кислородом Ч оксид водорода.

—оединение двух атомов водорода с атомом кислорода приводит к заполнению электронной оболочки кислорода посредством образовани€ электронных пар.  овалентна€ обеспечивает создание очень устойчивой молекулы воды, при этом молекула пол€ризована. ќколо кислорода избыточный отрицательный зар€д, около водорода избыточный положительный зар€д. —мещение водородной части молекулы в сторону кислородной приводит к образованию электронного дипол€.

ћолекула воды имеет форму тетраэдра, атом кислорода расположен в центре, а в вершинах тетраэдра с одной плоскости два атома водорода в другой плоскости, не поделенные электронные пары 2s и 2р атома кислорода. —оставл€ющие данную молекулу атомы имеют малые атомные радиусы, в результате чего длина Ќ - ќ св€зи в молекуле воды составл€ет 0,096 нм. ќблада€ свойством смачиваемости, вода легко проникает в мельчайшие поры. »так, молекула воды имеет малые размеры, прочную химическую св€зь, большую величину диэлектрической проницаемости.

јтомы водорода, ковалентно св€занные с атомом кислорода в молекуле воды, оказываютс€ почти лишенными своей электронной оболочки и легко вступают во взаимодействие с электронной оболочкой атома кислорода, другой молекулы. “ака€ водородна€ св€зь приводит к образованию пространственных структур - ассоциатов, выражающихс€ общей формулой (Ќ2O). ¬озможны ассоциаты, состо€щие из двух, трех или более молекул воды. ¬одородные св€зи слабее ковалентных, поэтому они могут создать прочный каркас из молекул воды. ѕри различных температурах и агрегатных состо€ни€х вода включает различные структурные образовани€: при 0∞— чаще встречаютс€ тримеры, при 4∞— димеры, вод€ной пар на 90% состоит из одиночных молекул.

”ниверсальна€ структура воды обеспечивает ей возможность переходить из одного агрегатного состо€ни€ в другое. Ёто осуществл€етс€ при та€нии, испарении, кипении, конденсации, замерзании.

—войства воды

‘изические свойства:

¬ода - прозрачна€ жидкость, не имеюща€ ни запаха, ни вкуса. ћасса 1 мл чистой воды прин€та за одну единицу массы и называетс€ граммом. ћала€ теплопроводность воды и больша€ теплоемкость обуславливают ее использованием в качестве теплоносител€. »з-за высокой теплоемкости она в зимнее врем€ долго остывает, а летом медленно нагреваетс€, €вл€€сь, таким образом, естественным регул€тором температуры на земном шаре. ќсобые свойства воды, отличающие ее от других тел, называют аномали€ми воды:

1. ѕри нагревание воды от 0∞— до 4∞— вода уменьшаетс€ в объеме, достига€ максимальной плотности 1г/мл.

2. ¬ода при замерзании расшир€етс€, а не сжимаетс€, как все другие тела, плотность ее при этом уменьшаетс€.

3. “емпература замерзани€ воды с увеличением давлени€ понижаетс€, а не повышаетс€, как следовало ожидать.

4. ¬следствие дипольного момента вода обладает большой раствор€ющей и диссоциирующей cпособностью, чем другие жидкости.

5. ¬ода обладает самым большим поверхностным нат€жением после ртути. ѕоверхностное нат€жение и плотность определ€ют высоту, на которую может подн€тьс€ жидкость в капилл€рной системе при фильтрации через простые преграды.

’имические свойства:

–аствор€€ в воде основные оксиды, получают щелочи: ¬аќ + Ќ2O > ¬а(ќЌ)2.

–аствор€€ в воде кислотные оксиды, получают кислоты: SO3 + Ќ2O > Ќ2SO4.

1. ¬заимодействие воды с металлами.

  • а) јктивные металлы: 2  + 2 Ќ2O > 2 ќЌ + Ќ2
  • б) ѕереходные металлы: 2Fe + 3Ќ2O t∞— Fe2O3 +3Ќ2

2. ¬заимодействие с сол€ми (гидролиз):

  • а) √идролиз солей: Na2SiO3 + Ќ2O > NaOH + NaHSiO3
  • б) √идролиз гидридов: NaH + Ќ2O > NaOH + Ќ2
  • в) √идролиз пероксидов: 2Na2O2 + Ќ2O > NaOH + O2

¬о всех реакци€х гидролиза вода про€вл€ет активность по ионному типу (H+) и (ќЌ-).

3. ќбразование кристаллогидратов: CuSO4 + 5Ќ2O > CuSO4 Ќ2O

4. ¬ода взаимодействует с органическими веществами:

  • а) јлканы: —Ќ4 + Ќ2O > —ќ + 3Ќ2
  • б) јлкены: —Ќ2=—Ќ2 + Ќ2O > —Ќ3-—Ќ2ќЌ
  • в) јлкины: —Ќ=—Ќ + Ќ2O > —Ќ3-—ќЌ.

1.2. «начение воды в природе .

¬ода - важнейший минерал на «емле, который нельз€ заменить никаким другим веществом. ќна составл€ет большую часть любых организмов , как растительных , так и животных, в частности, у человека на еЄ долю приходитс€ 60-80% массы тела. ¬ода €вл€етс€ средой обитани€ многих организмов, определ€ет климат и изменение погоды, способствует очищению атмосферы от вредных веществ, раствор€ет, выщелачивает горные породы и минералы и транспортирует их из одних мест в другие.

¬одообмен Ц это поступление воды в растени€ и отдача еЄ растением, необходимые дл€ его жизнеде€тельности ( обмена веществ, роста, развити€, размножени€). „тобы пон€ть, как поддерживаетс€ водный режим растений , нужно разобратьс€ в таких физических процессах, как осмос и диффузи€. ќсмос можно рассматривать как своеобразную диффузию, при которой диффундируют только молекулы воды, а молекулы всех остальных веществ и взвешанные в воде частицы не проход€т через полунепроницаемую мембрану. ћолекулы воды передвигаютс€ из того места, где их много, туда, где их концентраци€ ниже, и при этом мембрана избирательно пропускает только молекулы воды.

»так, вода насыщает атмосферу кислородом. — по€влением фотосинтезирующих живых организмов парниковый эффект на нашей планете стал гаситьс€, за счЄт выделени€ кислорода из океана сине-зелеными водоросл€ми и поглощени€ углекислого газа из атмосферы. Ёто послужило катастрофой к переходу восстанавливающей атмосферы в окислительную, что вызвало к жизни новые формы организмов. ¬ода Ц причина эволюции на «емле.  руговорот воды Ц это сложный процесс , состо€щий из нескольких основных звеньев: испарени€ , переноса вод€ных паров воздушными потоками, выпадени€ осадков, поверхностного и подземного стока вода попадает в океан.

¬сю влагу , вернувшуюс€ в океан, можно назвать отработанной влагой, потер€нной дл€ увлажнени€ материка. ¬лага, унесЄнна€ воздушными потоками внутрь материка, называетс€ активной влагой. ќна входит в состав нижнего воздушного потока, в верхний слой почвы.

»спарение с поверхности воды, с поверхности земли, с поверхности растительного покрова. — поверхности воды наиболее активные молекулы отрываютс€ и с воздушным потоком насыщают атмосферу. Ќа увеличение оказывают вли€ние температура, поверхность сло€, наличие ветра. ѕри испарение с почвы оказывают вли€ние размеры пор в почве, насыщенность их грунтовыми водами. ¬ случае испарени€ с растительного покрова: растени€ дл€ питани€ своей корневой системы забирают воду из почвы и гон€т еЄ по сосудистой системе снизу вверх к поверхности листьев, с которых идЄт испарение. ѕары, тем или иным путЄм попавшие в воздух, снова конденсируютс€ и образуют осадки.

Ќаибольшее количество осадков выпадает в районе тропиков, совсем мало в районе јрктики. „асть воды конденсируетс€ внутри грунта, этому способствует абсолютна€ влажность воздуха, гигроскопичность почвы. ƒождева€ вода , пада€ на землю, вначале заполн€ет капилл€ры, проход€ вниз, она проходит пленочное перемещение, и так начинаетс€ еЄ обратный путь: испарение Ц конденсаци€ Ц осадки.

 руговорот воды на «емле не только важный момент возникновени€ жизни на планете, но и необходимое условие устойчивого функционировани€ биосферы.

1.3. ¬иды загр€знений вод и методы очистки

¬одоЄм или водный источник св€зан с окружающей его внешней средой. Ќа него оказывают вли€ние услови€ формировани€ поверхностного или наземного водного стока, разнообразные природные €влени€, индустри€, промышленное и коммунальное строительство, транспорт, хоз€йственна€ и бытова€ де€тельность человека. ѕоследствием этих вли€ний €вл€етс€ привнесение в водную среду новых, несвойственных ей веществ Ц загр€знителей, ухудшающих качество воды. «агр€знени€, поступающие в водную среду, классифицируют по-разному, в зависимости от подходов, критериев и задач. “ак, обычно выдел€ют химическое, физическое и биологическое загр€знени€.

’имическое загр€знение представл€ет собой изменение естественных химических свойств воды за счЄт увеличени€ содержани€ в ней вредных примесей как неорганической (минеральные соли, кислоты, щЄлочи, глинистые частицы ), так и органической природы ( нефть и нефтепродукты, органические остатки, поверхностно-активные вещества, пестициды).

Ќефть и нефтепродукты €вл€ютс€ наиболее распространенными загр€зн€ющими веществами. Ќаибольшие потери нефти св€занны с еЄ транспортировкой из районов добычи. јварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и балластных вод, - всЄ это обуславливает присутствие посто€нных полей загр€знени€ на трассах морских путей. Ѕольшие массы нефти поступают в мор€ по рекам с бытовыми и ливневыми стоками. ќбъЄм загр€знени€ из этого источника составл€ет два миллиона тонн нефти в год. —о стоками промышленности ежегодно попадает 0.5 миллионов тонн нефти. ѕопада€ в морскую среду, нефть сначала растекаетс€ в виде плЄнки, образу€ слои различной мощности. ѕо цвету плЄнки можно определить еЄ толщину. Ќефт€на€ плЄнка измен€ет состав спектра и интенсивность проникновени€ в воду света.

ѕлЄнка толщиной 30-40 мкм полностью поглощает инфракрасное излучение. ѕри удалении летучих фракций, нефть образует в€зкие обратные эмульсии, которые могут сохран€тьс€ на поверхности, переноситьс€ течением, выбрасыватьс€ на берег и оседать на дно.

ѕестициды составл€ют группу искусственно созданных веществ, используемых дл€ борьбы с вредител€ми и болезн€ми растений. ѕестициды дел€тс€ на следующие группы: инсектициды Ц дл€ борьбы с вредными насекомыми, фунгициды и бактерициды Ц дл€ борьбы с бактериальными болезн€ми растений, гербициды против сорных растений. ”становлено, что пестициды уничтожа€ вредителей, нанос€т вред многим полезным организмам и подрывают здоровье биоценозов.

¬ сельском хоз€йстве давно уже стоит проблема перехода от химических (загр€зн€ющих среду ) биологическим ( экологически чистым ) методам борьбы с вредител€ми. ¬ насто€щее врем€ более п€ти миллионов тонн пестицидов поступает на мировой рынок. ѕромышленное производство пестицидов сопровождаетс€ по€влением большого количества побочных продуктов, загр€зн€ющих сточные воды.

 анцерогенные вещества Ц это химически однородные соединени€, про€вл€ющие трансформирующую активность и способность вызывать канцерогенные, тератогенные (нарушение процессов эмбрионального развити€ ) или мутагенные изменени€ в организмах. ¬ зависимости от условий воздействи€ они могут приводить к ингибированию роста, ускорению старени€, нарушению индивидуального развити€ и изменению генофонда организмов.

ќсновными неорганическими (минеральными) загр€знител€ми пресных и морских вод €вл€ютс€ разнообразные химические соединени€, токсичные дл€ обитателей водной среды. Ёто соединени€ мышь€ка, свинца, кадми€, ртути, хрома, меди, фтора. Ѕольшинство из них попадает в воду в результате человеческой де€тельности. “€желые металлы поглощаютс€ фитопланктоном, а затем передаютс€ по пищевой цепи более высокоорганизованным организмам.

“€жЄлые металлы (ртуть, свинец, кадмий, медь, мышь€к, цинк) относ€тс€ к числу распространенных и весьма токсичных загр€зн€ющих веществ. ќни широко примен€ютс€ в различных промышленных производствах, поэтому, несмотр€ на очистные меропри€ти€, содержани€ соединени€ т€желых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Ѕольшие массы этих соединений поступает в океан через атмосферу. ƒл€ морских биоценозов наиболее опасны: ртуть, свинец и кадмий. –туть переноситьс€ в океан с материковым стоком и через атмосферу. ѕри выветривании осадочных и изверченных пород ежегодно выдел€етс€ 3.5 тыс€ч тонн ртути. ¬ районах, загр€зн€емых промышленными водами, концентраци€ ртути в растворе и взвес€х сильно повышаетс€. «аражение морепродуктов неоднократно приводило к ртутному отравлению прибрежного населени€.   1977 году насчитывалось 2800 жертв болезни ћиномата, причиной которой послужили отходы предпри€тий по производству хлорвинила и ацетальдегида, на которых в качестве катализатора использовалась хлориста€ ртуть. Ќедостаточно очищенные сточные воды предпри€тий поступала в залив ћиномата. —винец Ц типичный рассе€нный элемент, содержащийс€ во всех компонентах окружающей среды: в горных породах, почве, природных водах, атмосфере, живых организмах. Ёто выбросы с промышленными и бытовыми стоками, с дымом и пылью промышленных предпри€тий, с выхлопными газами двигателей внутреннего сгорани€. ћиграционный поток свинца с континента в океан идЄт не только с речными стоками , но и через атмосферу. — континентальной пылью океан получает 20-30 тонн свинца в год.

—реди основных источников загр€знений гидросферы минеральными веществами следует упом€нуть предпри€ти€ пищевой промышленности и сельское хоз€йство. — орошаемых земель ежегодно вымываетс€ около шести миллионов тонн солей. ќтходы, содержащие ртуть, свинец, медь локализованы в отдельных районах у берегов, однако некотора€ их часть выноситс€ далеко за пределы территориальных вод.

«агр€знение ртутью значительно снижает первичную продукцию морских экосистем, подавл€€ развитие фитопланктона. ќтходы, содержащие ртуть обычно скапливаютс€ в донных отложени€х заливов или эстуари€х рек. ƒальнейша€ еЄ миграци€ сопровождаетс€ накоплением метиловой ртути и еЄ включением в трофические цепи водных организмов.

ќрганические загр€знени€. —реди вносимых в океан с суши растворимых веществ, большое значение дл€ обитателей водной среды имеют не только минеральные, биогенные элементы, но и органические остатки. —точные воды, содержащие суспензии органического происхождени€ или растворенное органическое вещество, пагубно вли€ют на состо€ние водоЄмов. ќсажда€сь суспензии, заиливают дно и задерживают развитие или полностью прекращают жизнеде€тельность данных микроорганизмов участвующих в процессе самоочищени€ вод. ѕри гниении данных осадков могут образовыватьс€ вредные соединени€ и отравл€ющие вещества, такие как сероводород, которые привод€т к полному загр€знению воды. Ќаличие суспензии затрудн€ют также проникновение света на глубину, и замедл€ет процессы фотосинтеза. ѕоверхностно-активные вещества Ц жиры, масла, смазочные материалы Ц образуют на поверхности воды плЄнку, котора€ преп€тствует газообмену между водой и атмосферой, что снижает степень насыщенности воды кислородом. «начительный объЄм органических веществ, большинство из которых несвойственно природным водам сбрасываетс€ в реки вместе с промышленными и бытовыми стоками. Ќарастающее загр€знение водоЄмов и водостоков наблюдаетс€ во всех промышленных странах.

¬ св€зи с быстрыми темпами урбанизации несколько замедленным строительством очистных сооружений или их неудовлетворительной эксплуатацией водные бассейн и почва загр€зн€ютс€ бытовыми отходами.

ќсобенно ощутимо загр€знение в водоЄмах с замедленным течением или непроточных (водохранилища, озЄра). –азлага€сь в водной среде патогенных организмов. ¬ода, загр€знЄнна€ органическими отходами, становитс€ практически непригодной дл€ пить€ и других надобностей. Ѕытовые отходы опасны не только тем, что €вл€ютс€ источником некоторых болезней человека (брюшной тиф, дизентери€, холера), но и тем, что требуют дл€ своего разложени€ много кислорода. ≈сли бытовые сточные воды поступают в водоЄм в очень больших количествах, то содержание растворенного кислорода может опуститьс€ ниже уровн€, необходимого дл€ жизни морских и пресноводных организмов.

ћногие страны имеющие выход к морю, производ€т морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурого шлака, отходов промышленности , строительного мусора, твЄрдых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. ќбъЄм захоронений составил 10 % от всей массы загр€зн€ющих веществ, поступающих в мировой океан. ќснованием дл€ дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба дл€ воды. ќднако эта способность не беспредельна. ѕоэтому дампинг рассматриваетс€ как вынужденна€ мера , временна€ дань общества несовершенству технологий. ¬о врем€ сброса и прохождени€ материала сквозь столб воды, часть загр€зн€ющих веществ переходит в раствор, измен€€ качество воды, друга€ сорбируетс€ частицами взвеси и переходит в донные отложени€. ќдновременно повышаетс€ мутность воды. —брос материалов дампинга на дно и длительна€ повышенна€ мутность воды приводит к гибели от удушь€ малоподвижные формы бентоса. ” выживших рыб , моллюсков и ракообразных сокращаетс€ скорость роста за счЄт ухудшени€ условий дыхани€ и питани€. Ќередко измен€етс€ видовой состав данного сообщества. ѕри организации системы контрол€ над сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга , определение динамики загр€знени€ морской воды и донных отложений.

“епловое загр€знение поверхности водоЄмов и прибрежных морских акваторий возникает в результате сброса нагретых сточных вод электростанци€ми и некоторыми промышленными производствами. —брос нагретых вод во многих случа€х обуславливает повышение температуры воды в водоЄмах на 6-8 градусов ÷ельси€. ѕлощадь п€тен нагретых вод в прибрежных районах может достигать 30 квадратных километров. Ѕолее устойчива€ температурна€ стратификаци€ преп€тствует водообмену поверхностным и донным сло€м. –астворимость кислорода уменьшаетс€, а потребление его возрастает, поскольку с ростом температуры усиливаетс€ активность аэробных бактерий, разлагающих органическое вещество. ”силиваетс€ видовое разнообразие фитопланктона и всей флоры водорослей.

¬ажное место в предохранении гидроресурсов от качественного истощени€ принадлежит очистным сооружени€м. ќчистные сооружени€ бывают разных типов в зависимости от основного способа обеззараживани€ нечистот. ѕри механическом методе нерастворимые примеси удал€ютс€ из сточных вод через систему отстойников и разного рода ловушек. ¬ прошлом этот способ находил самое широкое применение дл€ очистки промышленных стоков. —ущность химического метода заключаетс€ в том, что на очистных станци€х в стоки внос€т реагенты. ќни вступают в реакцию с растворЄнными и нерастворЄнными загр€зн€ющими веществами и способствуют их выпадению в отстойниках, откуда их удал€ют механическим путЄм. Ќо этот способ не пригоден дл€ очистки стоков, содержащих большое количество разнородных загр€знителей. ƒл€ очистки промышленных стоков сложного состава примен€ют электролитический ( физический ) метод. ѕри этом способе электрический ток пропускают через промстоки, что приводит к выпадению большинства загр€зн€ющих веществ в осадок. Ёлектрический способ очень эффективен и требует относительно небольших затрат на сооружение очистных станций.

ѕри очистке бытовых стоков наилучшие результаты даЄт биологический метод. ¬ этом случае дл€ минерализации органических загр€знений используют аэробные биологические процессы, осуществл€емые с помощью микроорганизмов. Ѕиологический метод примен€ют как в услови€х, приближенным к естественным, так и в специальных биоочистных сооружени€х. ¬ первом случае хоз€йственно-бытовые стоки подаютс€ на пол€ орошени€. «десь сточные воды фильтруютс€ через почвогрунты и при этом проход€т бактериальную очистку. Ќа пол€х орошени€ скапливаетс€ огромное количество органических удобрений, что позвол€ет выращивать на них огромные урожаи. —ложную систему биологической очистки загр€знЄнных рейнских вод дл€ целей водоснабжени€ р€да городов страны разработали и примен€ют голландцы. Ќа –ейне построены насосные станции с фильтрами частичной очистки. »з реки вода закачиваетс€ в неглубоких канавы на поверхность речных террас. „ерез толщу алмовиальных отложений она фильтруетс€, пополн€€ грунтовые воды. √рунтовые воды подаютс€ по скважинам на дополнительную очистку, а затем поступают в водопровод.

“огда начинаетс€ прогрессирующее загр€знение гидроресурсов, наступает их качественное истощение.  роме того, на всех станци€х очистки по мере роста стоков встаЄт проблема размещени€ значительных объЄмов отфильтрованных загр€зн€ющих веществ. ќпределение стабильности и агрессивности воды, то есть определение в воде веществ, вызывающих коррозию металлов, разрушение бетона. “аким веществом €вл€етс€ углекислота, а также еЄ соли, гидрокарбонат кальци€ и магни€. “ака€ вода подвергаетс€ дополнительной обработке Ц стабилизации. —табилизацию можно проводить сол€ми железа или алюмини€.

“аким образом, очистка промышленных и коммунальных стоков даЄт лишь временное решение местных задач охраны вод от загр€знени€.  ардинальные пути защиты от загр€знени€ и разрушени€ природноаквальных и сопр€жЄнных с ними природных территориальных комплексов заключаетс€ в уменьшении или даже полном прекращении сброса в водоЄм отработанных, в том числе и очищенных сточных вод.

¬ нашей стране имеютс€ специальные институты, систематически ведущие контроль за качеством воды. –азработаны комитетом стандартов нормы состава питьевой и промышленной воды.

√лава II. ѕрактическа€ часть.

»сследовательска€ работа проводилась по двум направлени€м:

1. —равнение образцов воды по некоторым параметрам: цвет, запах, рЌ среды, наличие осадка после отстаивани€, наличие некоторых катионов и анионов.

2. ќпределение жесткости воды: сравнение кип€ченной и некип€ченой воды.

2.1. ћетодика проведени€.

1. —равнение чистой и загр€зненной воды.

÷ель работы: определить качество воды из разных водных источников.

ћатериалы: образцы воды из близлежащих природных источников, желательно с €вными признаками загр€знений; вода, используема€ дл€ пить€ в ћЋє8, химические стаканы (200 мл); индикаторна€ бумага, тиоцианат аммони€, азотна€ кислота (концентрированна€), перекись водорода, хромат кали€.

’од работы:

1. Ќаливаем в пронумерованные пробирки воду: из водоема (пруд), водопровода, прошедшую очистку фильтром.

2. ќцениваем запах воды по шкале (табл.1).

“аблица 1. ќценка запаха воды:

»нтенсивность запаха

ќписательное определение

Ѕаллы

Ќет ќтсутствие ощутимого запаха 0 баллов
ќчень слабый «апах ощущаетс€ опытным наблюдателем, не ощущаетс€ при употребление. 1 балл
—лабый ќбнаруживаетс€, если обратить внимание. 2 балла
«аметный ќщущаетс€ легко. 3 балла
ќтчетливый «апах обращает на себ€ внимание, делает воду непри€тной дл€ пить€. 4 балла
ќчень сильный «апах настолько сильный, что вода совершенно непригодна дл€ пить€. 5 баллов

–азличают трав€нистый, болотный, гнилой, тухлый, затхлый, землистый запах. «апахи химических веществ: хлора, горюче-смазочных материалов.

3. ќцениваем цвет и прозрачность: если видны изменени€ в цвете воды (стакан став€т на чистый лист белой бумаги), но их описывают словами: зеленоватый, светло-коричневый и т.д.

ѕрозрачность зависит от количества взвешенных частиц органических и неорганических. ќпредел€ют следующим образом: на дно цилиндра кладут кольцо из проволоки (или рисуют черным карандашом на белой бумаге) и доливают воду до тех пор, пока кольцо видно. ¬ысота столба в (см), при котором кольцо становитьс€ не видным и €вл€етс€ мерой прозрачности.

4. ќпредел€ем рЌ среду: дл€ определени€ используют индикаторную бумагу. ÷ветность определ€ют в сравнении с эталоном чистой воды (после фильтрации).

5. ќпределение катионов железа (III).

ћатериалы: тиоцианат аммони€, азотна€ кислота (концентрированна€), перекись водорода.

  • 1. 20 г. тиоцината аммони€ растворить в дистиллированной воде и довести до 100 мл.
  • 2.   10 мл. пробы воды прибавить одну каплю азотной кислоты, затем 2-3 капли перекиси водорода и ввести 0,5 тиоцината аммони€.
  • 3. ѕри концентрации катионов железа (III) более 2,0 мг/л - розовое окрашивание содержимого пробирки. ѕри концентрации катионов железа (III) более 10 мл/г - красное. Fe3++ «—NS Fe(—NS)з красный.

6. ќпределение хлорид-ионов.

ћатериалы: пробирка, нитрат серебра, азотна€ кислота.

1.   10 мл пробы воды добавл€ют 3-4 капли азотной кислоты и приливают 0,5 мл раствора нитрата серебра.

2. ≈сли концентраци€ хлорид-ионов более 100 мг/л, то образуетс€ белый осадок. ѕри концентрации >10 мг/л - помутнение раствора. Cl- + Ag+ > AgCl (белый осадок).

7. ќпределение катионов свинца:

1. 10 г  2—rO4 раствор€ют в 90 мл дистиллированной воды.

2. ¬ пробирку помещают 10 мл пробы воды, прибавл€ют 1 мл раствора реагента.

3. ≈сли в результате реакции образуетс€ желтый осадок, то содержание катионов свинца более 20 мг/л.

–b2+ + —rќ2- > –b—rO4 желтый.

2. ќпределение жесткости воды.

÷ель работы: сравнить жесткость различных образцов воды.

ћатериалы: образцы воды различной степени жесткости: водопроводна€ кип€ченна€ и некип€чена€, кусочки хоз€йственного мыла, пробирки.

’од работы:

1. ¬ пронумерованные пробирки наливают три образца воды по 10-15 мл. 1 пробирка - водопроводна€ некип€чена€ вода. 2 - водопроводна€ кип€ченна€ вода.

2. ¬ каждую пробирку кидают кусочек мыла и сильно встр€хивают пробирку (около 5 минут). ƒают отсто€тьс€ и описывают внешний вид полученных растворов: есть ли осадок в виде хлопьев, много осадков или мало, раствор почти прозрачный и т.д.

3. –езультаты занос€т в таблицу:

ќбразец воды

’арактеристика полученного раствора

¬одопроводна€ некип€чена€
¬одопроводна€
кип€ченна€
 

 

2.2. –езультат исследований качеств питьевой воды

1. —равнение образцов воды

параметры /образец воды «апах ÷вет ѕрозрачность (см) рЌ среды
ѕрудова€ отчетливый коричневатый оттенок со взвешанными частичками 770 8,0
¬одопроводна€  

заметный

коричневато-зеленный оттенок с взвешанными частичками 557  

7.0

‘ильтрованна€ очень слабый бесцветный 1100  

5,0

2. ќпределение жесткости воды:

ќбразец воды

’арактеристика полученного раствора

¬ода некип€чена€ –аствор мутный, много осадков в виде хлопьев
¬ода кип€ченна€ –аствор мутный, осадка почти нет.

¬ода, поступающа€ в водопроводную сеть должна соответствовать √ќ—“ стандарту: она не должна содержать вредных микробов, вредных минеральных и органических веществ. ќна должна быть прозрачной, бесцветной, без вкуса и запаха, кислотность 6,5-9,5 рЌ. —одержание катионов железа может быть до 0,3 мл/г; хлорид ионов до 350 мл/г.

—одержание катионов железа в водопроводной и прудовой воде более 10 мг/л, так как раствор после проведени€ качественной реакции окрасилс€ в красный цвет.

—одержание хлорид ионов в воде более 100 мг/л, так как после проведени€ качественной реакции выпал белый осадок.

—одержание катионов свинца обнаружены только в прудовой воде их концентраци€ более 100 мг/л, так как после проведени€ качественной реакции, полученный раствор был желтого цвета.

¬ывод

ѕосле определений качеств питьевой воды из различных источников были получены следующие результаты.

¬одопроводна€ вода имеет заметный запах, коричневато-зеленый оттенок с взвешанными частичками, прозрачность 57 см, кислотность 7,0 рЌ. —одержание катионов железа более 10 мг/л, а хлорид-ионов более 100 мг/л, содержание катионов свинца не обнаружено. Ётот образец воды не соответствует государственному стандарту по следующим параметрам: цвет, запах, прозрачность и содержание катионов железа.

ѕрудова€ вода имеет отчетливый запах, коричневатый оттенок, прозрачность 70 см, кислотность 8,0 рЌ, содержание катионов железа более 10 мг/л, хлорид ионов более 100 мг/л, катионы свинца более 100 мг/л. Ётот образец воды не соответствует государственному стандарту по следующим параметрам: запах, цвет, прозрачность, содержание катионов железа и содержание катионов свинца.

Ќи одна из проб воды вз€тых из разных источников дл€ исследовани€ не соответствует государственному стандарту. ”потребление такой питьевой воды может серьезно отразитьс€ на здоровье сотрудников и студентов.

–ешение проблемы плохого качества питьевой воды имеет две стороны.

¬о-первых, сюда относитс€ экологические и социальные проблемы города, общее загр€знение ижевского пруда (образец прудовой воды бралс€ на анализ, так как вода в ћЋ є8 поступает именно оттуда). √ород вырабатывает огромное количество отходов производства, и подавл€юща€ часть этих загр€знений попадает в ижевский пруд, который изначально не был предназначен дл€ бытовых нужд. „тобы улучшить положение необходимы целенаправленные и продуманные действи€ администрации города »жевска.

¬о-вторых, существует проблема устаревших коммуникаций Ц ржавые трубы. ¬ода, прошедша€ очистку в очистных сооружени€х, проход€ по таким трубам, снова загр€зн€етс€. ѕоэтому нужна замена старых труб на новые по всему городу. ¬се предложенные меропри€ти€ требуют больших финансовых затрат и совместных действий администрации города и ћЋ є8.

¬ результате проведенной работы было аргументировано доказано, что вода, поступающа€ в ћЋ є8 не пригодна дл€ пить€. ќна может быть использована только в технических цел€х.

¬ св€зи с этим администрацией ћЋ є8 были прин€ты меры по улучшению качества воды Ц поставлен бытовой фильтр. ‘ильтрованна€ вода была также проанализирована: она соответствует государственному стандарту по всем показател€м, кроме запаха (табл.1). ѕоэтому работа по улучшению качества питьевой воды будет продолжена.



≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€
Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019