Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Вебинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Наглядные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедии природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский технопарк Кванториум»

Исследовательский проект
Экологическая тропа «Тайны древесных растений»

Авторы: учащиеся МБОУ ДО Кванториум объединения «Малая Родина», ученики 4Б класса МОУ СОШ № 34.

Руководитель: Горелова Елена Валерьевна, ПДО МБОУ ДО Кванториум

Комсомольск-на-Амуре

2017 год


Фото 1. Экотропа в Силинском лесу

Пояснительная записка

Актуальность. Вот уже второе лето мы участвовали в экологическом практикуме, который проводила Горелова Елена Валерьевна, педагог дополнительного образования Детского технопарка Кванториум. На практикуме мы изучали разнообразие природных объектов нашего города. Большое внимание уделялось на практикуме изучению древесных растений города. Однажды мы побывали на экологических тропах Силинского леса и детского технопарка Кванториум. Мы увидели, что такое экологическая тропа, как она оборудуется и как интересно изучать на ней растения. Мы предложили Елене Валерьевне создать экологическую тропу на территории школы №34 и решить несколько проблем:

  • во-первых, мы знаем, что многие ученики нашей школы не знают древесные виды растений, произрастающих около школы, и мы им о них расскажем;
  • во-вторых, рассказав о тайнах и интересных фактах древесных растений, мы надеемся воспитывать в себе и своих друзьях экологическую культуру и биологическую неграмотность;
  • в-третьих, мы сделаем информационно-наглядное пособие, которое будет храниться в библиотеке нашей школы, чтобы каждый ученик смог его взять и изучить.

Цель проекта: создание экологической тропы на пришкольной территории МОУ СОШ №34.

Задачи проекта.

  • Изучить теоретические основы создания экологических троп.
  • Изучить разнообразие и особенности древесной растительности пришкольного участка МОУ СОШ №34.
  • Разработать и оформить маршрут экологической тропы для учащихся МОУ СОШ №34.
  • Научиться современным 3D-технологиям и создать с помощью 3D-ручки модели плодов и семян некоторых древесных растений, произрастающих на экологической тропе МОУ СОШ №34.
  • Оформить паспорт на экологическую тропу МОУ СОШ №34 «Тайны древесных растений».


Фото 2. Составление паспортов растений

Особенности проекта.

По сроку реализации проект является краткосрочным. Реализовался проект в течение 2-х месяцев.

По количеству участников проект групповой. Выполняли проект группа учащихся МБОУ ДО Кванториум объединения «Малая Родина».

По доминирующей деятельности проект является практико-ориентированным, так как нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта (учащихся объединения «Малая Родина» и внешнего заказчика (учащихся МОУ СОШ №34). Кроме того, проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников (исследование растений, составление маршрута и т.), который будет использован в жизни класса и школы. Ценность данного проекта заключается в реальности использования продукта – экологической тропы - на практике – на уроках биологии, краеведения, окружающего мира.

По комплексности проект является межпредметным, так как реализовался во внеурочное время под руководством ПДО Гореловой Елены Валерьевны, учителя биологии МОУ СОШ №34 Савчук Натальи Александровны, ПДО МБОУ ДО Кванториум Чеверда Екатерины Анатольевны, методиста Комсомольского заповедника Шевцовой Юлии Дмитриевны.

Результатом выполнения проекта является:

  • стенд «Маршрут по экологической тропе МОУ СОШ №34 «Тайны древесных растений»;
  • паспорт на «Экологическую тропу МОУ СОШ №34 «Тайны древесных растений»;
  • коллекция 3D-моделей плодов и семян некоторых древесных растений.пк

Содержание проекта

Задача Механизм достижения Методы Результат
1 Изучить теоретические основы создания экологических троп. Изучение литературных и Интернет источников Анализ, синтез, обобщение Реферат
2 Изучить разнообразие и особенности древесной растительности пришкольного участка МОУ СОШ №34. Изучение литературных и Интернет источников о древесных растениях, консультация со специалистами в области биологических наук Наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение Составление паспорта каждого древесного растения на пришкольном участке.
3 Разработать и оформить маршрут экологической тропы для учащихся МОУ СОШ №34. Составления карты-схемы пришкольного участка МОУ СОШ №34, распечатывание растений и информации. практические Плакат
4 Научиться современным 3D-технологиям и создать с помощью 3D-ручки модели плодов и семян некоторых древесных растений, произрастающих на экологической тропе МОУ СОШ №34. Посещение мастер-класса по работе с 3D-ручкой к Чеверда Е.А., ПДО МБОУ ДО Кванториум Практические – работа с 3D-ручкой 3D-коллекция плодов, семян и листьев некоторых древесных растений
5 Оформить паспорт на экологическую тропу МОУ СОШ №34 «Тайны древесных растений». Изучение правил оформления паспорта практические Брошюра


Фото 3. Оформление маршрута экотропы

Этапы реализации проекта

Название этапа Виды деятельности Сроки Ответственные
Подготовительный Обсуждение актуальности данного проекта, осознание проблемной ситуации, анкетирование, выбор темы, постановка целей, задач проекта. май 2017 г. Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО Кванториум в составе 13 человек
Проектировочный Общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе. май 2017 г. Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО Кванториум в составе 13 человек
  • Исследование проблемы.
Мы провели анкетирование 180 учеников младших классов школы и выяснили следующее: 45% учеников не знают, какие древесные растения растут на пришкольном участке; 85% учеников назвали менее 10 видов древесных растений; 87% учеников хотят узнать о растениях пришкольного участка. Май 2017 г. Швецова Елизавета, Левченко Елизавета, Баранова Ксения, Притула Ульяна
  • Изучения теоретических основ составления экологических троп.
Для получения данной информации мы обратились к электронным Интернет-ресурсам. В результате мы узнали, что такое экологическая тропа, правила составления и оборудования экологических троп, виды экологических троп (приложение 1) . Кроме того, мы посетили экологическую тропу в Силинском лесу (приложение 2, фото 1). Июнь 2017 г. Матвеев Артем, Медведева Анастасия, Ерофеев Вячеслав, Пляскина Алина
  • Изучение древесной растительности пришкольного участка.
Данный этап работы мы выполняли на летнем экологическом практикуме. Мы составили список всех древесных растений. В этом нам помогла учитель биологии МОУ СОШ №34 Савчук Наталья Александровна. Всего мы определили 20 видов деревьев и кустарников. Однако, для экологической тропы мы задействовали только 13 видов. Затем мы распределили растения между участниками проекта. Каждый участник должен был заполнить паспорт растения (приложение 2, фото 2). Июнь 2016 г., июнь 2017 г. Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО Кванториум в составе 13 человек
  • Оформление маршрута экологической тропы.
У администрации школы мы взяли план школы и пришкольного участка, отметили места произрастания древесных видов растений. Затем на листе ватмана мы нарисовали картосхему экологической тропы, приклеили картинки растений (приложение 2, фото 3) и нарисовали схему движения по экологической тропе (приложение 2, фото 4). Данный маршрут мы вывесили в рекреации начальной школы МОУ СОШ №34. Июнь 2017 г. Аваряскина Арина, Притула Ульяна, Левченко Елизавета, Баранова Ксения
  • Оформление экологической тропы на местности.
Поскольку экологическая тропа проходит на территории школы, то ее оборудование, без последствий вандализма не возможно. Поэтому, мы решили, что при проведении экскурсий по экологической тропе мы будем выставлять и развешивать таблички и информацию непосредственно перед экскурсией. Июнь 2017 г. Панов Тимур, Жаткина Валерия, Левченко Елизавета
  • Оформление паспорта на экологическую тропу.
На экологическую тропу МОУ СОШ №34 «Тайны древесных растений» мы оформили паспорт в виде небольшой брошюры. Этот паспорт будет находиться в библиотеке школы, чтобы каждый ученик нашей школы мог с ней познакомиться (приложение 3). Июль 2017 г. Горелова Елена Валерьевна, Панов Тимур, Матвеев Артем
  • Изучение 3D-технологий.
Так как мы являемся учащимися Детского технопарка Кванториум, то мы решили воспользоваться современным оборудование и сделать 3D-модели плодов, семян и листьев. В этом нам помогла педагог дополнительного образования МБОУ ДО Кванториум Чеверда Екатерина Анатольевна (приложение 1, фото 5). Мы нашли и распечатали на принтере наиболее интересные плоды, семена и листья древесных растений, а Екатерина Анатольевна научила нас, как работать с 3D-ручкой. В результате у нас получилась 3D- коллекция плодов, семян и листьев древесных растений пришкольного участка МОУ СОШ №34 (приложение 2, фото 6). Июнь 2017 г. Корнева Милена, Корнева Доминика, учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО Кванториум в составе 13 человек
Аналитический На данном этапе мы сравнили планируемые и реальные результаты нашей деятельности по проекту и пришли к выводу, что реализовать проект у нас получилось. Июль 2017 Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО Кванториум в составе 13 человек
Контрольно-корректировочный На данном этапе мы проанализировали наши успехи и ошибки и пришли к выводу, что при составлении экологической тропы важное значение имеет ее практическая значимость. Поэтому, в дальнейшем нашей задачей будет разработка экскурсии по экологической тропе для учащихся школы. Июль 2017 г. Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО Кванториум в составе 13 человек
Заключительный Представление содержания проекта и его защита состоялась на I-й Открытой научно-технической конференции проектных и исследовательских работ «Шаг в науку» для учащихся 2-4 классов 22 ноября 2017 года. Ноябрь 2017 Жаткина Валерия

Панов Тимур

Состав участников проекта

  • Руководитель проекта: Горелова Елена Валерьевна, ПДО МБОУ ДО Кванториум
    • Исполнители проекта: учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО Кванториум, ученики 4Б класса МОУ СОШ №34.
      • Аваряскина Арина – художник-оформитель
      • Баранова Ксения - интервьюер
      • Ерофеев Вячеслав – сборщик информации
      • Жаткина Валерия - спикер
      • Корнева Милена - макетчик
      • Корнева Доминика - макетчик
      • Левченко Елизавета – художник-оформитель
      • Матвеев Артём - сборщик информации
      • Тяжелков Егор - сборщик информации
      • Панов Тимур - спикер
      • Пляскина Алина - сборщик информации
      • Притула Ульяна - интервьюер
      • Швецова Елизавета - интервьюер
  • Савчук Наталья Александровна – учитель биологии МОУ СОШ №34, консультант по древесным растениям пришкольного участка МОУ СОШ №34.
  • Швецова Юлия Дмитриевна – методист Комсомольского заповедника, консультант по вопросам организации экологических троп.
  • Чеверда Екатерина Анатольевна – ПДО МБОУ ДО Кванториум, консультант по 3D-технологиям.

Ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

Кадровые Материальные Финансовые
Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО Кванториум, учителя биологии, методисты, специалисты по , специалисты по 3D-технологиям. Цветной и черно-белый принтер, компьютер с выходом в Интернет, бумага А4 – 50 шт., лист ватмана, фломастеры, 3D-ручки, пластиковый картридж к 3D-ручкам. Финансирование проекта осуществляется за счет спонсорской помощи родителей участников проекта.


Фото 4. Маршрут экотропы

Результаты проекта.

В результате реализации проекта «Экологическая тропа МОУ СОШ №34 «Тайны древесных растений» все поставленные нами задачи выполнены.

Мы изучили теоретические основы создания экологических троп и выяснили, что экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах.

Мы изучили основные правила разработки и оборудования экологических троп. Основными критериями создания экологических троп являются доступность, привлекательность, информативность. Все экологические тропы оборудуются плакатами, стендами, информационными щитами. Однако, в нашем случае экологическая тропа проходит на территории школы и ее оборудование, без последствий вандализма не возможно. Поэтому, мы решили, что при проведении экскурсий по экологической тропе мы будем выставлять и развешивать таблички и информацию непосредственно перед экскурсией.

Мы изучили разнообразие и особенности древесной растительности пришкольного участка МОУ СОШ №34. Всего нами определено и описано 20 видов древесных растений. Однако, для экологической тропы мы используем только 13, наиболее распространенных деревьев и кустарников, чтобы не было информационной загруженности. В определении видов нам помогала учитель биологии МОУ СОШ №34 Наталья Александровна Савчук.

Мы оформили стенд с маршрутом экологической тропы МОУ СОШ №34 для учащихся школы и вывесили его в рекреации школы.

Мы научились современным 3D-технологиям и создали с помощью 3D-ручки модели плодов, семян и листьев некоторых древесных растений, произрастающих на пришкольном участке МОУ СОШ №34.

Мы оформили паспорт на экологическую тропу МОУ СОШ №34 «Тайны древесных растений»

Оценка эффективности реализации проекта.

Основная цель проекта – создание экологической тропы и все задачи проекта были выполнены.

Практическая значимость проекта – паспортом экологической тропы могут пользоваться все ученики и учителя МОУ СОШ №34 для того, чтобы узнать разнообразие деревьев и кустарников на пришкольном участке и их особенности. Эта информация нужна на уроках окружающий мир, биологии и на занятиях по краеведению. Кроме того, использование экологических троп в обучении и воспитании способствует наиболее эффективному воспитанию экологической культуры у учащихся и их родителей.

Инновационная значимость проекта – при изучении древесных растений можно не только использовать методику выполнения гербария, но и выполнение 3D-моделей плодов, семян и листьев данных растений.

Трансляционная привлекательность проекта состоит в том, что, используя его, любой учитель или педагог сможет создать экологическую тропу на своем пришкольном участке.


Фото 5. Мастер-класс по 3D-ручке

Перспективы дальнейшего развития проекта.

В дальнейшем мы планируем проект по разработке экскурсионных маршрутов по нашей экологической тропе для учеников разных классов и проект по оборудованию объектов экологической тропы МОУ СОШ №34 «Тайны древесных растений» QR-кодами.

Приложение 1.

Теоретические основы составления экологических троп

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения [3].

Экологическая тропа (учебно-туристическая тропа) — обустроенные и особо охраняемые прогулочно-познавательные маршруты, создаваемые с целью экологического просвещения населения через установленные по маршруту информационные стенды [7]

История организации экологических троп в природе насчитывает более 60 лет. Вначале такие тропы возникали на заповедных территориях - в национальных парках Северной Америки, а позднее - и в Западной Европе. Большую популярность они получили в Эстонии. В разных странах тропы назывались по-разному: тропа природы, научная трасса, естествоведческая тропа. Протяженность таких познавательных троп природы рассчитана на прохождение их в течение одного или нескольких дней. Широко известны тропы Лахемааского национального парка (Эстония) протяженностью 4-12 км.

Аналогичные маршруты стали создаваться в России недавно. Одной из первых была разработана и создана "Тропа Бажукова", пролегающая в долине реки Серги в 40 км от Екатеринбурга, среди неповторимых по красоте памятников природы - отвесных скал, глубоких карстовых провалов, живописных гротов, "бездонных" озер. Над разработкой данной тропы трудились преподаватели и студенты Уральского университета.

Не менее известны экологические тропы, созданные в Московской области преподавателями и студентами Московского университета, а школьники Московских школ разработали проект тропы природы "Матвеевский лес", проходящей по окраине Москвы, оборудована "Тропа следопытов" в Измаиловском парке столицы. "Учебная экологическая тропа", проходящая по живописному берегу реки Оки, создана под руководством учителей школьниками города Пущино Московской области. Сейчас в России насчитывается около трехсот таких троп [7].

Основное назначение экологических троп - воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом, она выполняет природоохранную функцию. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине [7].

Правила составления экологических троп.

Наиболее целесообразно прокладывать экотропы вблизи интенсивно посещаемых рекреационных районов. Это позволяет направить основной поток отдыхающих по определенному маршруту и ослабить антропогенную нагрузку на природную среду. Посетители могут пополнять свои природоведческие знания.

Экотропа должна быть доступна в транспортном отношении. Желательно, чтобы район тропы хорошо посещался местным населением. Маршрут лучше всего прокладывать по уже сложившейся дорожке - тропиночной сети. При его выборе важно учитывать привлекательность окружающего ландшафта. Следует избегать участков с монотонными однотипными природными сообществами. Необходимо чередование открытых пространств с лесными тропинками, уголков нетронутой природы с участками, которые подверглись значительному антропогенному воздействию.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим качеством тропы является ее информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную "просветительную" и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют "свои" объекты на маршруте и свои знаки - символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека, особенно в зонах отдыха. Поэтому важно, чтобы выбранный вид или наблюдаемый процесс позволял наглядно показать его роль в создании или поддержании экологического состояния среды. Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт [5].


Фото 6. 3D-коллекция

Этапы составления и оборудования экологической тропы.

  • Прокладка на местности маршрута экологической тропы и составление картосхемы.
  • Нанесение на картосхему объектов экологической тропы.
  • Выявляются места установки информационных досок, экологических знаков и указателей, оборудования обзорных точек, мостиков, переходов, мест отдыха [4].
  • При разработке экологического маршрута необходимо уточнить трассу экотропы, наметить места остановок и сделать комплексное описание. В описание включаются: краткая характеристика всего маршрута, с указанием встречающихся естественных препятствий, направления движения, расстояние между примечательными точками, более подробный рассказ о том, что посетитель сможет увидеть.
  • Подготавливаются буклеты или путеводители по экологической тропе. Буклеты могут быть как цветные и оформленные фотографиями, так и одноцветные, но обязательно с лаконичным текстом , схемой маршрута и правилами поведения на экотропе.
  • При оборудовании экологической тропы с маршрута убираются острые камни, поваленные или наклоненные деревья. Экотропа расчищается от кустарников и высокой травы. При установке аншлагов необходимо учитывать, чтобы они не нарушали красоту окружающего ландшафта, вписывались в общий план. Хорошо, чтобы тропа имела свое интересное название, фирменный знак и маркировку тропы.

Аншлаги и стенды на экологической тропе могут подразделяться на три вида – познавательные (дают информацию об окружающих объектах); инструктивные (правила поведения на экотропе); эмоциональные (содержат различные стихи, призывы, афоризмы, изречения мудрецов природоохранной тематики).

Хочется привести примеры инструктивных текстов – вместо «Запрещено…» «Не рвите!»…»Не сорите..!» - «Благодарим Вас за то, что Вы не рвали цветы, не жгли костры, не разоряли птичьих гнезд!», «Собирайте прекрасные воспоминания, но не рвите цветы!», «Если Вам повстречался зверёк, не пугайте его, отнеситесь к нему как старший брат», «Не оставляйте на тропе ничего, кроме следов ваших ног», «Не шуми, послушай голос гор».

Вместо длинных текстов на экологической тропе можно использовать пиктограммы в виде простых знаков - символов (принцип дорожных знаков) [1].

Итогом работы по созданию экологической тропы является оформление паспорта на экологическую тропу, который содержит следующие положения [6]:

  1. Местонахождение.
  2. Значение тропы.
  3. Направление маршрута (ориентиры на местности, расстояния).
  4. Необходимые мероприятия.
  5. Изучаемые природные объекты.
  6. Обозначение ответственных за охрану тропы.
  7. Время создания тропы.

Использованная литература и Интернет-ресурсы:

  1. Демидов В.А. Теоретическое обоснование и практическая реализация проекта «Экологическая тропа»
  2. Ковалева Е.Д. Экологическая тропа «Наедине с природой»
  3. Мавлютова О.С. Экологическая тропа //http://www.eco.nw.ru/lib/data/04/6/020604.htm
  4. Оборудование экологической тропы. http://www.modernstudy.ru/pdds-6782-1.html
  5. Тагирова В.Т. Экологическая тропа – средство воспитания у школьников нравственного отношения к окружающей природе. Методические рекомендации /В.Т. Тагирова. – Хабаровск: Издательский дом «Арно», 2011 г.
  6. Экологическая тропа – рекомендации по обустройству // http://zapovedniki.livejournal.com/261.html
  7. Экологическая тропа https://ru.wikipedia.org/

 



Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "Исследовательская работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Исследовательский проект «Травы у нас под ногами»
Исследовательский проект Экологическая тропа «Тайны древесных растений»
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Местные родники как объекты экологического туризма
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Местные родники как объекты экологического туризма
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Исследовательский проект «Травы у нас под ногами»
Исследовательский проект Экологическая тропа «Тайны древесных растений»
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "Исследовательская работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2019