јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


ћуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образовани€ Ђƒетский технопарк  ванториумї

»сследовательский проект
Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї

јвторы: учащиес€ ћЅќ” ƒќ  ванториум объединени€ Ђћала€ –одинаї, ученики 4Ѕ класса ћќ” —ќЎ є 34.

–уководитель: √орелова ≈лена ¬алерьевна, ѕƒќ ћЅќ” ƒќ  ванториум

 омсомольск-на-јмуре

2017 год


‘ото 1. Ёкотропа в —илинском лесу

ѕо€снительна€ записка

јктуальность. ¬от уже второе лето мы участвовали в экологическом практикуме, который проводила √орелова ≈лена ¬алерьевна, педагог дополнительного образовани€ ƒетского технопарка  ванториум. Ќа практикуме мы изучали разнообразие природных объектов нашего города. Ѕольшое внимание удел€лось на практикуме изучению древесных растений города. ќднажды мы побывали на экологических тропах —илинского леса и детского технопарка  ванториум. ћы увидели, что такое экологическа€ тропа, как она оборудуетс€ и как интересно изучать на ней растени€. ћы предложили ≈лене ¬алерьевне создать экологическую тропу на территории школы є34 и решить несколько проблем:

  • во-первых, мы знаем, что многие ученики нашей школы не знают древесные виды растений, произрастающих около школы, и мы им о них расскажем;
  • во-вторых, рассказав о тайнах и интересных фактах древесных растений, мы надеемс€ воспитывать в себе и своих друзь€х экологическую культуру и биологическую неграмотность;
  • в-третьих, мы сделаем информационно-нагл€дное пособие, которое будет хранитьс€ в библиотеке нашей школы, чтобы каждый ученик смог его вз€ть и изучить.

÷ель проекта: создание экологической тропы на пришкольной территории ћќ” —ќЎ є34.

«адачи проекта.

  • »зучить теоретические основы создани€ экологических троп.
  • »зучить разнообразие и особенности древесной растительности пришкольного участка ћќ” —ќЎ є34.
  • –азработать и оформить маршрут экологической тропы дл€ учащихс€ ћќ” —ќЎ є34.
  • Ќаучитьс€ современным 3D-технологи€м и создать с помощью 3D-ручки модели плодов и сем€н некоторых древесных растений, произрастающих на экологической тропе ћќ” —ќЎ є34.
  • ќформить паспорт на экологическую тропу ћќ” —ќЎ є34 Ђ“айны древесных растенийї.


‘ото 2. —оставление паспортов растений

ќсобенности проекта.

ѕо сроку реализации проект €вл€етс€ краткосрочным. –еализовалс€ проект в течение 2-х мес€цев.

ѕо количеству участников проект групповой. ¬ыполн€ли проект группа учащихс€ ћЅќ” ƒќ  ванториум объединени€ Ђћала€ –одинаї.

ѕо доминирующей де€тельности проект €вл€етс€ практико-ориентированным, так как нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта (учащихс€ объединени€ Ђћала€ –одинаї и внешнего заказчика (учащихс€ ћќ” —ќЎ є34).  роме того, проект отличает четко обозначенный с самого начала результат де€тельности его участников (исследование растений, составление маршрута и т.), который будет использован в жизни класса и школы. ÷енность данного проекта заключаетс€ в реальности использовани€ продукта Ц экологической тропы - на практике Ц на уроках биологии, краеведени€, окружающего мира.

ѕо комплексности проект €вл€етс€ межпредметным, так как реализовалс€ во внеурочное врем€ под руководством ѕƒќ √ореловой ≈лены ¬алерьевны, учител€ биологии ћќ” —ќЎ є34 —авчук Ќатальи јлександровны, ѕƒќ ћЅќ” ƒќ  ванториум „еверда ≈катерины јнатольевны, методиста  омсомольского заповедника Ўевцовой ёлии ƒмитриевны.

–езультатом выполнени€ проекта €вл€етс€:

  • стенд Ђћаршрут по экологической тропе ћќ” —ќЎ є34 Ђ“айны древесных растенийї;
  • паспорт на ЂЁкологическую тропу ћќ” —ќЎ є34 Ђ“айны древесных растенийї;
  • коллекци€ 3D-моделей плодов и сем€н некоторых древесных растений.пк

—одержание проекта

є «адача ћеханизм достижени€ ћетоды –езультат
1 »зучить теоретические основы создани€ экологических троп. »зучение литературных и »нтернет источников јнализ, синтез, обобщение –еферат
2 »зучить разнообразие и особенности древесной растительности пришкольного участка ћќ” —ќЎ є34. »зучение литературных и »нтернет источников о древесных растени€х, консультаци€ со специалистами в области биологических наук Ќаблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение —оставление паспорта каждого древесного растени€ на пришкольном участке.
3 –азработать и оформить маршрут экологической тропы дл€ учащихс€ ћќ” —ќЎ є34. —оставлени€ карты-схемы пришкольного участка ћќ” —ќЎ є34, распечатывание растений и информации. практические ѕлакат
4 Ќаучитьс€ современным 3D-технологи€м и создать с помощью 3D-ручки модели плодов и сем€н некоторых древесных растений, произрастающих на экологической тропе ћќ” —ќЎ є34. ѕосещение мастер-класса по работе с 3D-ручкой к „еверда ≈.ј., ѕƒќ ћЅќ” ƒќ  ванториум ѕрактические Ц работа с 3D-ручкой 3D-коллекци€ плодов, сем€н и листьев некоторых древесных растений
5 ќформить паспорт на экологическую тропу ћќ” —ќЎ є34 Ђ“айны древесных растенийї. »зучение правил оформлени€ паспорта практические Ѕрошюра


‘ото 3. ќформление маршрута экотропы

Ётапы реализации проекта

Ќазвание этапа ¬иды де€тельности —роки ќтветственные
ѕодготовительный ќбсуждение актуальности данного проекта, осознание проблемной ситуации, анкетирование, выбор темы, постановка целей, задач проекта. май 2017 г. ”чащиес€ объединени€ Ђћала€ –одинаї ћЅќ” ƒќ  ванториум в составе 13 человек
ѕроектировочный ќбщее планирование, построение конкретного плана де€тельности, распределение заданий в работе. май 2017 г. ”чащиес€ объединени€ Ђћала€ –одинаї ћЅќ” ƒќ  ванториум в составе 13 человек
  • »сследование проблемы.
ћы провели анкетирование 180 учеников младших классов школы и вы€снили следующее: 45% учеников не знают, какие древесные растени€ растут на пришкольном участке; 85% учеников назвали менее 10 видов древесных растений; 87% учеников хот€т узнать о растени€х пришкольного участка. ћай 2017 г. Ўвецова ≈лизавета, Ћевченко ≈лизавета, Ѕаранова  сени€, ѕритула ”ль€на
  • »зучени€ теоретических основ составлени€ экологических троп.
ƒл€ получени€ данной информации мы обратились к электронным »нтернет-ресурсам. ¬ результате мы узнали, что такое экологическа€ тропа, правила составлени€ и оборудовани€ экологических троп, виды экологических троп (приложение 1) .  роме того, мы посетили экологическую тропу в —илинском лесу (приложение 2, фото 1). »юнь 2017 г. ћатвеев јртем, ћедведева јнастаси€, ≈рофеев ¬€чеслав, ѕл€скина јлина
  • »зучение древесной растительности пришкольного участка.
ƒанный этап работы мы выполн€ли на летнем экологическом практикуме. ћы составили список всех древесных растений. ¬ этом нам помогла учитель биологии ћќ” —ќЎ є34 —авчук Ќаталь€ јлександровна. ¬сего мы определили 20 видов деревьев и кустарников. ќднако, дл€ экологической тропы мы задействовали только 13 видов. «атем мы распределили растени€ между участниками проекта.  аждый участник должен был заполнить паспорт растени€ (приложение 2, фото 2). »юнь 2016 г., июнь 2017 г. ”чащиес€ объединени€ Ђћала€ –одинаї ћЅќ” ƒќ  ванториум в составе 13 человек
  • ќформление маршрута экологической тропы.
” администрации школы мы вз€ли план школы и пришкольного участка, отметили места произрастани€ древесных видов растений. «атем на листе ватмана мы нарисовали картосхему экологической тропы, приклеили картинки растений (приложение 2, фото 3) и нарисовали схему движени€ по экологической тропе (приложение 2, фото 4). ƒанный маршрут мы вывесили в рекреации начальной школы ћќ” —ќЎ є34. »юнь 2017 г. јвар€скина јрина, ѕритула ”ль€на, Ћевченко ≈лизавета, Ѕаранова  сени€
  • ќформление экологической тропы на местности.
ѕоскольку экологическа€ тропа проходит на территории школы, то ее оборудование, без последствий вандализма не возможно. ѕоэтому, мы решили, что при проведении экскурсий по экологической тропе мы будем выставл€ть и развешивать таблички и информацию непосредственно перед экскурсией. »юнь 2017 г. ѕанов “имур, ∆аткина ¬алери€, Ћевченко ≈лизавета
  • ќформление паспорта на экологическую тропу.
Ќа экологическую тропу ћќ” —ќЎ є34 Ђ“айны древесных растенийї мы оформили паспорт в виде небольшой брошюры. Ётот паспорт будет находитьс€ в библиотеке школы, чтобы каждый ученик нашей школы мог с ней познакомитьс€ (приложение 3). »юль 2017 г. √орелова ≈лена ¬алерьевна, ѕанов “имур, ћатвеев јртем
  • »зучение 3D-технологий.
“ак как мы €вл€емс€ учащимис€ ƒетского технопарка  ванториум, то мы решили воспользоватьс€ современным оборудование и сделать 3D-модели плодов, сем€н и листьев. ¬ этом нам помогла педагог дополнительного образовани€ ћЅќ” ƒќ  ванториум „еверда ≈катерина јнатольевна (приложение 1, фото 5). ћы нашли и распечатали на принтере наиболее интересные плоды, семена и листь€ древесных растений, а ≈катерина јнатольевна научила нас, как работать с 3D-ручкой. ¬ результате у нас получилась 3D- коллекци€ плодов, сем€н и листьев древесных растений пришкольного участка ћќ” —ќЎ є34 (приложение 2, фото 6). »юнь 2017 г.  орнева ћилена,  орнева ƒоминика, учащиес€ объединени€ Ђћала€ –одинаї ћЅќ” ƒќ  ванториум в составе 13 человек
јналитический Ќа данном этапе мы сравнили планируемые и реальные результаты нашей де€тельности по проекту и пришли к выводу, что реализовать проект у нас получилось. »юль 2017 ”чащиес€ объединени€ Ђћала€ –одинаї ћЅќ” ƒќ  ванториум в составе 13 человек
 онтрольно-корректировочный Ќа данном этапе мы проанализировали наши успехи и ошибки и пришли к выводу, что при составлении экологической тропы важное значение имеет ее практическа€ значимость. ѕоэтому, в дальнейшем нашей задачей будет разработка экскурсии по экологической тропе дл€ учащихс€ школы. »юль 2017 г. ”чащиес€ объединени€ Ђћала€ –одинаї ћЅќ” ƒќ  ванториум в составе 13 человек
«аключительный ѕредставление содержани€ проекта и его защита состо€лась на I-й ќткрытой научно-технической конференции проектных и исследовательских работ ЂЎаг в наукуї дл€ учащихс€ 2-4 классов 22 но€бр€ 2017 года. Ќо€брь 2017 ∆аткина ¬алери€

ѕанов “имур

—остав участников проекта

  • –уководитель проекта: √орелова ≈лена ¬алерьевна, ѕƒќ ћЅќ” ƒќ  ванториум
    • »сполнители проекта: учащиес€ объединени€ Ђћала€ –одинаї ћЅќ” ƒќ  ванториум, ученики 4Ѕ класса ћќ” —ќЎ є34.
      • јвар€скина јрина Ц художник-оформитель
      • Ѕаранова  сени€ - интервьюер
      • ≈рофеев ¬€чеслав Ц сборщик информации
      • ∆аткина ¬алери€ - спикер
      •  орнева ћилена - макетчик
      •  орнева ƒоминика - макетчик
      • Ћевченко ≈лизавета Ц художник-оформитель
      • ћатвеев јртЄм - сборщик информации
      • “€желков ≈гор - сборщик информации
      • ѕанов “имур - спикер
      • ѕл€скина јлина - сборщик информации
      • ѕритула ”ль€на - интервьюер
      • Ўвецова ≈лизавета - интервьюер
  • —авчук Ќаталь€ јлександровна Ц учитель биологии ћќ” —ќЎ є34, консультант по древесным растени€м пришкольного участка ћќ” —ќЎ є34.
  • Ўвецова ёли€ ƒмитриевна Ц методист  омсомольского заповедника, консультант по вопросам организации экологических троп.
  • „еверда ≈катерина јнатольевна Ц ѕƒќ ћЅќ” ƒќ  ванториум, консультант по 3D-технологи€м.

–есурсы, необходимые дл€ выполнени€ проекта.

 адровые ћатериальные ‘инансовые
”чащиес€ объединени€ Ђћала€ –одинаї ћЅќ” ƒќ  ванториум, учител€ биологии, методисты, специалисты по , специалисты по 3D-технологи€м. ÷ветной и черно-белый принтер, компьютер с выходом в »нтернет, бумага ј4 Ц 50 шт., лист ватмана, фломастеры, 3D-ручки, пластиковый картридж к 3D-ручкам. ‘инансирование проекта осуществл€етс€ за счет спонсорской помощи родителей участников проекта.


‘ото 4. ћаршрут экотропы

–езультаты проекта.

¬ результате реализации проекта ЂЁкологическа€ тропа ћќ” —ќЎ є34 Ђ“айны древесных растенийї все поставленные нами задачи выполнены.

ћы изучили теоретические основы создани€ экологических троп и вы€снили, что экологическа€ тропа - это специально оборудованный маршрут, проход€щий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные пам€тники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гул€ющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах.

ћы изучили основные правила разработки и оборудовани€ экологических троп. ќсновными критери€ми создани€ экологических троп €вл€ютс€ доступность, привлекательность, информативность. ¬се экологические тропы оборудуютс€ плакатами, стендами, информационными щитами. ќднако, в нашем случае экологическа€ тропа проходит на территории школы и ее оборудование, без последствий вандализма не возможно. ѕоэтому, мы решили, что при проведении экскурсий по экологической тропе мы будем выставл€ть и развешивать таблички и информацию непосредственно перед экскурсией.

ћы изучили разнообразие и особенности древесной растительности пришкольного участка ћќ” —ќЎ є34. ¬сего нами определено и описано 20 видов древесных растений. ќднако, дл€ экологической тропы мы используем только 13, наиболее распространенных деревьев и кустарников, чтобы не было информационной загруженности. ¬ определении видов нам помогала учитель биологии ћќ” —ќЎ є34 Ќаталь€ јлександровна —авчук.

ћы оформили стенд с маршрутом экологической тропы ћќ” —ќЎ є34 дл€ учащихс€ школы и вывесили его в рекреации школы.

ћы научились современным 3D-технологи€м и создали с помощью 3D-ручки модели плодов, сем€н и листьев некоторых древесных растений, произрастающих на пришкольном участке ћќ” —ќЎ є34.

ћы оформили паспорт на экологическую тропу ћќ” —ќЎ є34 Ђ“айны древесных растенийї

ќценка эффективности реализации проекта.

ќсновна€ цель проекта Ц создание экологической тропы и все задачи проекта были выполнены.

ѕрактическа€ значимость проекта Ц паспортом экологической тропы могут пользоватьс€ все ученики и учител€ ћќ” —ќЎ є34 дл€ того, чтобы узнать разнообразие деревьев и кустарников на пришкольном участке и их особенности. Ёта информаци€ нужна на уроках окружающий мир, биологии и на зан€ти€х по краеведению.  роме того, использование экологических троп в обучении и воспитании способствует наиболее эффективному воспитанию экологической культуры у учащихс€ и их родителей.

»нновационна€ значимость проекта Ц при изучении древесных растений можно не только использовать методику выполнени€ гербари€, но и выполнение 3D-моделей плодов, сем€н и листьев данных растений.

“рансл€ционна€ привлекательность проекта состоит в том, что, использу€ его, любой учитель или педагог сможет создать экологическую тропу на своем пришкольном участке.


‘ото 5. ћастер-класс по 3D-ручке

ѕерспективы дальнейшего развити€ проекта.

¬ дальнейшем мы планируем проект по разработке экскурсионных маршрутов по нашей экологической тропе дл€ учеников разных классов и проект по оборудованию объектов экологической тропы ћќ” —ќЎ є34 Ђ“айны древесных растенийї QR-кодами.

ѕриложение 1.

“еоретические основы составлени€ экологических троп

Ёкологическа€ тропа - это специально оборудованный маршрут, проход€щий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные пам€тники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гул€ющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. ќрганизаци€ экологической тропы - одна из форм воспитани€ экологического мышлени€ и мировоззрени€ [3].

Ёкологическа€ тропа (учебно-туристическа€ тропа) Ч обустроенные и особо охран€емые прогулочно-познавательные маршруты, создаваемые с целью экологического просвещени€ населени€ через установленные по маршруту информационные стенды [7]

»стори€ организации экологических троп в природе насчитывает более 60 лет. ¬начале такие тропы возникали на заповедных территори€х - в национальных парках —еверной јмерики, а позднее - и в «ападной ≈вропе. Ѕольшую попул€рность они получили в Ёстонии. ¬ разных странах тропы назывались по-разному: тропа природы, научна€ трасса, естествоведческа€ тропа. ѕрот€женность таких познавательных троп природы рассчитана на прохождение их в течение одного или нескольких дней. Ўироко известны тропы Ћахемааского национального парка (Ёстони€) прот€женностью 4-12 км.

јналогичные маршруты стали создаватьс€ в –оссии недавно. ќдной из первых была разработана и создана "“ропа Ѕажукова", пролегающа€ в долине реки —ерги в 40 км от ≈катеринбурга, среди неповторимых по красоте пам€тников природы - отвесных скал, глубоких карстовых провалов, живописных гротов, "бездонных" озер. Ќад разработкой данной тропы трудились преподаватели и студенты ”ральского университета.

Ќе менее известны экологические тропы, созданные в ћосковской области преподавател€ми и студентами ћосковского университета, а школьники ћосковских школ разработали проект тропы природы "ћатвеевский лес", проход€щей по окраине ћосквы, оборудована "“ропа следопытов" в »змаиловском парке столицы. "”чебна€ экологическа€ тропа", проход€ща€ по живописному берегу реки ќки, создана под руководством учителей школьниками города ѕущино ћосковской области. —ейчас в –оссии насчитываетс€ около трехсот таких троп [7].

ќсновное назначение экологических троп - воспитание культуры поведени€ людей в природе. “аким образом, она выполн€ет природоохранную функцию. — помощью таких троп углубл€ютс€ и расшир€ютс€ знани€ экскурсантов об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуетс€ понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Ёто повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способству€ воспитанию чувства любви к природе, своей родине [7].

ѕравила составлени€ экологических троп.

Ќаиболее целесообразно прокладывать экотропы вблизи интенсивно посещаемых рекреационных районов. Ёто позвол€ет направить основной поток отдыхающих по определенному маршруту и ослабить антропогенную нагрузку на природную среду. ѕосетители могут пополн€ть свои природоведческие знани€.

Ёкотропа должна быть доступна в транспортном отношении. ∆елательно, чтобы район тропы хорошо посещалс€ местным населением. ћаршрут лучше всего прокладывать по уже сложившейс€ дорожке - тропиночной сети. ѕри его выборе важно учитывать привлекательность окружающего ландшафта. —ледует избегать участков с монотонными однотипными природными сообществами. Ќеобходимо чередование открытых пространств с лесными тропинками, уголков нетронутой природы с участками, которые подверглись значительному антропогенному воздействию.

Ќар€ду с привлекательностью, другим важнейшим качеством тропы €вл€етс€ ее информативность. ѕолучаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную "просветительную" и предписывающую.  аждому виду информации соответствуют "свои" объекты на маршруте и свои знаки - символы (напоминающие дорожные знаки). Ќатуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Ёто виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Ќаибольшей попул€рностью у детей и взрослых пользуютс€ биологические объекты: растени€, грибы, животные. »менно они подвергаютс€ наибольшему воздействию со стороны человека, особенно в зонах отдыха. ѕоэтому важно, чтобы выбранный вид или наблюдаемый процесс позвол€л нагл€дно показать его роль в создании или поддержании экологического состо€ни€ среды. ÷елый р€д объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт [5].


‘ото 6. 3D-коллекци€

Ётапы составлени€ и оборудовани€ экологической тропы.

  • ѕрокладка на местности маршрута экологической тропы и составление картосхемы.
  • Ќанесение на картосхему объектов экологической тропы.
  • ¬ы€вл€ютс€ места установки информационных досок, экологических знаков и указателей, оборудовани€ обзорных точек, мостиков, переходов, мест отдыха [4].
  • ѕри разработке экологического маршрута необходимо уточнить трассу экотропы, наметить места остановок и сделать комплексное описание. ¬ описание включаютс€: кратка€ характеристика всего маршрута, с указанием встречающихс€ естественных преп€тствий, направлени€ движени€, рассто€ние между примечательными точками, более подробный рассказ о том, что посетитель сможет увидеть.
  • ѕодготавливаютс€ буклеты или путеводители по экологической тропе. Ѕуклеты могут быть как цветные и оформленные фотографи€ми, так и одноцветные, но об€зательно с лаконичным текстом , схемой маршрута и правилами поведени€ на экотропе.
  • ѕри оборудовании экологической тропы с маршрута убираютс€ острые камни, поваленные или наклоненные деревь€. Ёкотропа расчищаетс€ от кустарников и высокой травы. ѕри установке аншлагов необходимо учитывать, чтобы они не нарушали красоту окружающего ландшафта, вписывались в общий план. ’орошо, чтобы тропа имела свое интересное название, фирменный знак и маркировку тропы.

јншлаги и стенды на экологической тропе могут подраздел€тьс€ на три вида Ц познавательные (дают информацию об окружающих объектах); инструктивные (правила поведени€ на экотропе); эмоциональные (содержат различные стихи, призывы, афоризмы, изречени€ мудрецов природоохранной тематики).

’очетс€ привести примеры инструктивных текстов Ц вместо Ђ«апрещеноЕї ЂЌе рвите!їЕїЌе сорите..!ї - ЂЅлагодарим ¬ас за то, что ¬ы не рвали цветы, не жгли костры, не разор€ли птичьих гнезд!ї, Ђ—обирайте прекрасные воспоминани€, но не рвите цветы!ї, Ђ≈сли ¬ам повстречалс€ зверЄк, не пугайте его, отнеситесь к нему как старший братї, ЂЌе оставл€йте на тропе ничего, кроме следов ваших ногї, ЂЌе шуми, послушай голос горї.

¬место длинных текстов на экологической тропе можно использовать пиктограммы в виде простых знаков - символов (принцип дорожных знаков) [1].

»тогом работы по созданию экологической тропы €вл€етс€ оформление паспорта на экологическую тропу, который содержит следующие положени€ [6]:

  1. ћестонахождение.
  2. «начение тропы.
  3. Ќаправление маршрута (ориентиры на местности, рассто€ни€).
  4. Ќеобходимые меропри€ти€.
  5. »зучаемые природные объекты.
  6. ќбозначение ответственных за охрану тропы.
  7. ¬рем€ создани€ тропы.

»спользованна€ литература и »нтернет-ресурсы:

  1. ƒемидов ¬.ј. “еоретическое обоснование и практическа€ реализаци€ проекта ЂЁкологическа€ тропаї
  2.  овалева ≈.ƒ. Ёкологическа€ тропа ЂЌаедине с природойї
  3. ћавлютова ќ.—. Ёкологическа€ тропа //http://www.eco.nw.ru/lib/data/04/6/020604.htm
  4. ќборудование экологической тропы. http://www.modernstudy.ru/pdds-6782-1.html
  5. “агирова ¬.“. Ёкологическа€ тропа Ц средство воспитани€ у школьников нравственного отношени€ к окружающей природе. ћетодические рекомендации /¬.“. “агирова. Ц ’абаровск: »здательский дом Ђјрної, 2011 г.
  6. Ёкологическа€ тропа Ц рекомендации по обустройству // http://zapovedniki.livejournal.com/261.html
  7. Ёкологическа€ тропа https://ru.wikipedia.org/

 



≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї

—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма

Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш

»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€

Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)

Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€

¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
Ќекоторые особенности гнездовани€ ласточки деревенской в окрестност€х села ћалета

ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи

—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€

¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020