јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої

®лхин ¬ладислав –оманович (4 класс),  арапет€н јндроник –убенович (2 клаcс)
—тавропольский край, хутор —олЄное ќзеро, филиал ћќ” —ќЎ є 5, 2010 год

Ќаучный руководитель:  арапет€н —ветлана »вановна (учитель младших классов)
(см. также статью —.».  арапет€н "»сследовани€ экосистемы Ђ—оленого озераї с младшими школьниками"

ќглавление:

  • ¬ведение
  • ћесто исследовани€
  • –езультаты исследовани€
    1. ќтрицательное вли€ние де€тельности человека на окружающую среду
    2. Ќе всегда виновен птичий грипп
    3. –абота по охране заказника и прилегающей к нему территории
    4. Ђ—олЄное озерої Ч как охран€емый природный объект
    5. ѕерелетные птицы
  • «аключение
  • Ћитература

¬ведение

’утор —оленое ќзеро, где мы живЄм, Ч очень живописное, прекрасное место. ќн расположен р€дом с √осударственным природным заказником Ђ—олЄное ќзерої.

озеро Ћушниковское

Ќами была выдвинута гипотеза: Ђ≈сли на территории ѕетровского района был создан заказник, то он имеет огромное значение дл€ обитани€ редких представителей флоры и фауны, а также в миграции перелЄтных птиц и сохранении их редких видовї.

÷ель исследовани€: исследовать экологические проблемы и жизнь экосистемы заказника.

«адачи:

  • изучить жизнь водоЄмов заказника;
  • показать необходимость существовани€ охран€емой зоны дл€ перелЄтных птиц;
  • создать видеоархив заказника дл€ изучени€ регионального компонента на уроках окружающего мира.

ќбъектами исследовани€ стали:

  • естественный соленый водоем Ч озеро Ћушниковское,
  • искусственный пресный водоЄм (пруд) близ хутора —олЄное ќзеро.
  • обитатели и животный мир этих водоЄмов.

¬ ходе нашего исследовани€ мы использовали сведени€ архивных материалов, литературу по теме, »нтернет-ресурсы, свои фенологические наблюдени€ и наблюдени€ учител€ географии ћќ” —ќЎ є 5 Ѕорисовой Ќадежды —ергеевны за 10 лет. Ќа пресном водоЄме близ озера Ћушниковского по материалам экскурсии был сн€т фильм о лебеде-шипуне.

Ќаш проект может быть использован на уроках биологии, географии и экологии.

ћесто исследовани€

ѕлощадь заказника "—оленое озеро" Ч 1650 га, высота над уровнем мор€ 135 м. — востока его территори€ примыкает к крутому склону ѕрикалаусских высот —тавропольской возвышенности. Ќа берегу расположен хутор —олЄное озеро.

—оленое озеро находитс€ на рассто€нии 800 метров от нашей школы. ќно имеет овальную форму и выт€нуто в меридианальном направлении. ƒлина его 2,5 км, ширина Ч 1,5 км, площадь зеркала Ч 3,5 км , глубина Ч 3 м (см. фотографию выше).

«ападный берег крутой, обрывистый, а восточный и юго-восточный Ч пологий. „тобы обойти озеро вокруг потребуетс€ 2,5-3 часа. ќно бессточное, сюда втекают родники со склонов ѕрикалаусских высот и села ƒонска€ Ѕалка.

„тобы обойти озеро вокруг потребуетс€ 2,5-3 часа

”годье расположено в пределах самой крупной миграционной трассы птиц в ≈вразии, соедин€ющей «ападную —ибирь, “аймыр и  азахстан с Ѕлижним и —редним ¬остоком, —еверной и ¬осточной јфрикой. ¬ насто€щее врем€ это место €вл€етс€ одним из самых крупных мест длительных остановок мигрирующих гусеобразных и околоводных птиц в пределах –оссии.

ƒно озера покрыто чЄрным илом Ч лечебной гр€зью. ¬ода горько-солЄна€, содержит глауберову соль, хлориды и сульфаты натри€, кали€, кальци€, магни€, соединени€ серы. ћестные жители и приезжие давно с успехом лечатс€ от ревматизма, простуды и кожных болезней. ¬ годы ¬еликой ќтечественной войны жители хутора добывали соль из озера и на тачках, пешком возили в село ѕетровское (ныне город —ветлоград, райцентр). “ам еЄ мен€ли на другие продукты питани€. “аким образом, особый микроклимат, обилие пресной воды и корма создают выгодное географическое положение.

–езультаты исследовани€

1. ќтрицательное вли€ние де€тельности человека на окружающую среду

„еловек использует ресурсы «емли и загр€зн€ет биосферу. Ќа одного жител€ крупных городов приходитс€ 1 тонна мусора (пищевого и бытового). Ќа наших глазах происходит обеднение экосистем обитани€ живых организмов, так как вымирают редкие виды животных, погибают растени€.

≈жедневно безвозвратно исчезают один вид животных и еженедельно один вид растений. —егодн€ на каждого жител€ планеты приходитс€ всего лишь 25 птиц. ѕриродные ресурсы, необходимые дл€ выживани€ человека и стабильного развити€ все в большей степени разрушаютс€ и истощаютс€ самим человеком. ≈ще в конце XIX века в разных странах ≈вропы образовались тесно заселЄнные промышленные районы. ќни стали центрами загр€знени€ природной среды.

 акова же экологическа€ ситуаци€ нашего района? »сследовав проблему, мы вы€снили, что отрицательна€ де€тельность человека €рко отражена в лесном массиве  ашпарова сада, расположенного вблизи нашего хутора. ћы увидели, что ценные породы деревьев уничтожаютс€ варварской де€тельностью. ѕод вли€нием де€тельности человека не стало каждого второго дерева на планете. ѕостепенно исчезают пол€, пригодные дл€ сельского хоз€йства, и луга дл€ животноводства. ќползни Ч частое €вление, которое стало результатом негативной де€тельности человека, и это €вление присутствует в нашем хуторе.

—тало очевидным, что равновесие экосистемы, нарушаемое хоз€йственной де€тельностью человека, восстанавливаетс€ медленно.

ќпасность дл€ представителей флоры и фауны нашего заказника представл€ют и беспор€дочные сбросы канализационных отходов, и выжигани€ лесополос и склонов пастухами дл€ омоложени€ травы. Ќа самом деле под угрозой редкие виды растений, родники, животные.  аждый из нас должен осознать опасную ситуацию и, как может, помочь сохранению природы нашей планеты.

2. Ќе всегда виновен птичий грипп

¬ 2008 году большой урон фауне заказника нанесла де€тельность фермерских хоз€йств, которые в период массового осеннего перелЄта птиц протравливали пол€ от грызунов. ¬ результате этого погибло много птиц. Ќа нашем водоЄме в окт€бре наблюдалс€ массовый падЄж уток-огарей. ¬начале предполагали, что гибель произошла в результате птичьего гриппа, но затем эпидемиологи района вы€снили, что утки отравились протравленным зерном. ќтрава использовалась фермерами дл€ борьбы с грызунами, уничтожающими посевы. Ѕыли обнаружены фосфорорганические соединени€ диазинона-3 в организме птиц. ‘ермеры в погоне за урожаем не задумывались о средствах достижени€ цели. ј можно было всего лишь рассчитать сроки, а также использовать безвредные €дохимикаты, которые гораздо дороже используемых.

ќт егер€ мы узнали душещипательную историю о гибели летом 2009 года выводка лебедей от жажды. Ћюди спустили воду с прудочка, на берегу которого гнездилась семь€ лебедей и, не найд€ воды, лебеди пешком отправились за 2 км к воде. ћалыши (5 лебед€т) погибли.

3. –абота по охране экологии заказника и прилегающей к нему территории

—оленое ќзеро в своем роде природный музей, а также любимое место отдыха хутор€н, горожан и гостей из разных уголков –оссии. ¬от мы и решили сохранить и приумножить богатство родного кра€, нашей малой –одины. ” нас в школе организован кружок ЂЁкологї в котором реб€та занимаютс€ исследованием экологической ситуации микрорайона и разработали правила поведени€ в природе.

–еб€та-экологи ежегодно очищают склоны ѕрикалаусских высот и берега пресного водоЄма от бытового мусора.

¬осточный берег озера, где впадают родники, зарос камышом. «десь гнезд€тс€ некоторые виды уток: огарь, пеганка, кр€ква, но человек загр€зн€ет побережье мусором. ћусора было бы гораздо меньше, если бы коммунальные службы позаботились о вывозе мусора с улиц, прилегающих к заказнику. ќднако жители лишены такой услуги.

”чащиес€ школы Ч непримиримые борцы за чистоту окружающей среды. Ќами ведетс€ больша€ пропагандистска€ работа среди местного населени€ за сохранение и защиту окружающей среды. ѕропаганда бережного отношени€ к природе стала одним из главных орудий в де€тельности экологов нашей школы. –еб€та использовали окна магазина как рекламный щит, дл€ ознакомлени€ населени€ с неутешительными результатами исследований.

Ќа склонах высот берут свое начало родники, которые €вл€ютс€ источниками водоснабжени€ не только хутора —оленое ќзеро, но и города —ветлограда и окрестных сел. »сследовав эти источники, мы обнаружили, что многие из них требуют посто€нного ухода. ћы вз€ли шефство над этими родниками.

Ќа склонах высот берут свое начало родники

ќт питани€ родников зависит также уровень воды в озере. ќднако озеро получает малую часть воды, только ту, что идет на сброс, этого не достаточно дл€ поддержани€ уровн€ воды в озере и существует реальна€ опасность высыхани€ водоема. ћы измерили береговую часть озера и установили, что в июле 2009 году по сравнению с июлем 2008 года, вода отступила более чем на 50 метров, концентраци€ соли увеличилась более чем в 2 раза. ¬ июле 2009 года нами со дна озера в 100 метрах от берега была извлечена кристаллическа€ соль, вполне съедобна€ на вкус, белого цвета, вода в озере была скорее похожа на кашу, чем на воду. ќпросив местных жителей, мы установили, что озеро периодически через 25-30 лет пересыхает, затем вновь наполн€етс€. ќднако данный факт требует перепроверки. ќсенью из-за дождей уровень воды подн€лс€.

ѕодвод€ итог вышесказанного, мы можем сделать вывод, что экологическа€ катастрофа  Ч  это то, в чЄм виноват каждый, кто хот€ бы просто безразличен к окружающей его среде. ѕрирода беспомощна перед натиском человеческого насили€. Ћюди должны задуматьс€ и прекратить варварски относитьс€ к природе.

4. Ђ—оленое озерої как охран€емый природный объект

Ђ—олЄное ќзерої Ч зоологический пам€тник природы.  аковы же причины, способствующие внесению Ђ—оленого озераї в список природоохран€емых объектов?

«аказник образован в цел€х сохранени€ и воспроизводства ценных видов животного мира. «десь охран€ютс€ степные, болотные, водоплавающие птицы: серый журавль, лебедь-шипун, огарь, кр€ква, шилохвост, чирок, кроншнеп, кулик-ходулочник, шилоклювка.

Ќа этом участке обычны из млекопитающих за€ц-русак, корсак, ушастый еж, малый суслик, большой, малый и мохноногий тушканчики.

Ѕогата фауна пресмыкающихс€ Ч степна€ гадюка, разноцветна€ и быстра€ €щурки, ушаста€ и вертихвоста€ круглоголовки, желтопузик, €щерична€ зме€.

‘ауна птиц в целом значительно беднее, но есть и охран€емые пустынно-степные виды Ч дрофа, стрепет, несколько видов жаворонков, журавль-красавка, р€д хищных птиц Ч степной орел, курганник. “аким образом, мы вы€снили, что богатое разнообразие фауны и €вилось причиной, способствующей внесению Ђ—оленого озераї в список природоохран€емых объектов.

Ќа основании постановлени€ главы города —ветлограда за є537 от 30.04.2003 года на территории заказника теперь запрещаетс€ распашка земель, рытьЄ траншей, выпас скота, сенокошение, предоставление участков под застройку, дл€ садоводства, огородничества, а также и другие действи€, ухудшающие экологическое состо€ние земель, вход€щих в охранную зону озера Ћушниковского.

5. ѕерелетные птицы

 акое значение дл€ перелЄтных птиц имеет заказник? ¬есной миграции нос€т в основном транзитный характер с кратковременными остановками. ¬ отдельные годы белолобый гусь, краснозоба€ казарка и пискулька задерживаютс€ на озерах до начала-середины ма€.

—реди уток-мигрантов наиболее многочисленны кр€ква, шилохвость, сера€ утка, широконоска, красноголовый нырок, огарь. Ќачало миграции приходитс€ на конец феврал€ Ч начало марта. ћассовые миграции отмечаютс€ в конце марта Ч начале апрел€. —реди гусей доминирующим видом €вл€етс€ белолобый гусь, массовые миграции которого наблюдаютс€ в конце марта Ч начале апрел€. ¬ эти же сроки мигрируют краснозоба€ казарка, серый гусь. ¬ отдельные годы, мигрирующие гуси отмечаютс€ вплоть до середины ма€.

ќсенью миграции водоплавающих птиц нос€т в некоторые годы транзитный характер, в другие годы утки, гуси и лебеди задерживаютс€ до ледостава (декабрь-€нварь). Ќа перелЄте в заказнике останавливаютс€ серый журавль, гусь белолобый. „асть годового цикла они провод€т на озере.

√рафик осеннего прилета и отлета птиц

–одина серого журавл€ Ч јзи€. ќни совершают свой перелЄт в страны јзии и —еверной јфрики. —ерый журавль крупна€ птица весом 4-7кг. Ёто плото€дна€ птица. ѕитаютс€ журавли мышами, зме€ми, поедают червей, букашек, жучков. Ќа растительную пищу он переходит в случае, если нет другой пищи, поедает зерно и молодые всходы озимой пшеницы. √отов€сь к перелЄту, журавли собираютс€ в стаи и с восходом солнца вылетают на пол€, а с заходом возвращаютс€, и всЄ наполн€етс€ журавлиным криком.

¬от уже на прот€жении 10 лет кружковцами ведутс€ фенологические наблюдени€ за миграцией серых журавлей.

»з лебедей на пролете иногда встречаютс€ лебедь-кликун, миграции которого наблюдаетс€ в марте Ч начале апрел€. ¬ отдельные годы регистрируетс€ малый лебедь. ћиграции лебед€-шипуна охватывают период с марта по май. ќсенью Ч с сент€бр€ и до ледостава (декабрь-февраль).

Ћебедь-шипун Ч это одно из прекрасных творений природы, которое мы можем наблюдать в нашем заказнике. Ёто водоплавающа€ птица из отр€да утиных. ” взрослых птиц белое оперение, очень длинна€ ше€, выт€нутое тело и голова средней величины с оранжево-красным клювом, у основани€ которого есть характерный чЄрный нарост.

Ћебедь-шипун на —оленом озере

Ўипуном назван из-за звука, издаваемого при раздражении. ¬ длину может достигать 180 см, масса самок 5,5-6 кг, самцов 8-13 кг размах крыльев лебед€-шипуна около 240 см. Ўе€ толще, чем у кликуна, потому кажетс€ более короткой. Ћебедь-шипун обитает в северной части ≈вропы и јзии. ¬сюду довольно редок. ќднако при помощи человека этот вид лебедей успешно прижилс€ в —еверной јмерике, ёжной јфрике, јвстралии и Ќовой «еландии. ѕо образу жизни шипун во многом сходен с кликуном. Ќасел€ет заросшие водной растительностью водоЄмы Ч лиманы, озЄра иногда болота. ѕлава€, шипун часто изгибает шею в форме буквы ЂSї. ќсновной корм Ч водные растени€. Ћебедь-шипун гнездитс€ около воды в тростниках на мелких озЄрах или на затонах больших рек вдалеке от человеческого жиль€. ¬ылупившиес€ птенцы всюду следуют со своей матерью, наход€сь у неЄ на спине. Ўипун легко приживаетс€ в неволе и полуневоле, часто содержитс€ на водоЄмах городских парков, садов, различных санаториев, как декоративна€ птица. ¬ нашем пресном водоЄме лебедь-шипун по€вилс€ около 10 лет назад. ¬ конце августа Ч начале сент€бр€ лебедина€ семь€ по€вл€етс€ на нашем пресном водоЄме.

¬ 2008 году у нас на водоЄме остановились на отдых 45 лебедей. ћы наблюдали за птицами с окт€бр€, когда молодые лебеди были ещЄ серыми. ”тром водоЄм окутывал туман, а как только туман рассеивалс€, пр€мо из окон школы мы видели, как красивые, грациозные птицы поднимались над водоемом, облетали его, как бы дела€ утреннюю разминку. Ќа самом деле, они ещЄ и разгон€ли с водоЄма собравшихс€ на ночлег птиц: уток, чаек и других птиц, чтобы освободить простор себе дл€ питани€.

ћы наблюдали, как корм€тс€ лебеди: они раздел€лись на группы и расплывались по всему водоЄму, окунувшись до половины туловища в воду, лебеди доставали со дна водоросли, мелких рыбешек, червей. Ќасытившись, птицы начинали чистить свои перышки, красиво изгиба€ шею и распушив крыль€. —корее всего, что кормились они семь€ми. “аким образом, выдел€лось 6 семей. Ћебеди спокойно, без опасени€ отдыхали, набирались сил. ћолодые часто облетали пруд низко над водой, укрепл€€ свои крыль€. ¬ечером вс€ лебедина€ ста€ собиралась вместе в заливчике, куда трудно подойти из-за заболоченного берега. “ам они проводили ночь.  азалось, ничто не могло нарушить поко€ и величественной красоты природы. ЌоЕ

9 но€бр€ 2008 года в охран€емой зоне заказника Ђ—оленое озерої прозвучал выстрел. √улким эхом разнесс€ по округе угрожающий гул, а через четыре дн€ реб€та нашей школы в водоЄме выловили раненого лебед€. ќн совсем обессилел и, беспомощно распластав крыль€, лежал на воде. Ћемешко —аша вытащили птицу на сушу. ќказалось, что у лебед€ глубока€ рана в позвоночнике. –еб€та обработали рану перекисью и зеленкой и принесли домой.

¬ охран€емой зоне заказника Ђ—оленое озерої прозвучал выстрел

ƒва дн€ лебедь жил под присмотром реб€т, на третьи сутки лебед€ забрала завуч школы. ≈щЄ два дн€ он находилс€ под присмотром —.».  арапет€н, она проколола ему антибиотики и лебедь стал чувствовать себ€ лучше, но ходить не мог.

Ћебедь крупный, весом около 10 кг, туловище длиной 70 см, ше€ Ч 40см, голова Ч 10 см, клюв Ч 10 см, оранжево-красного цвета с черным наростом у основани€, размах крыльев Ч 220 см, лапы черные, длиной 15 см.¬сЄ это позволило предположить, что перед нами лебедь-шипун, самец. ¬ понедельник 17 но€бр€ завуч сообщила о случившемс€ в ветлечебницу. ¬ тот же день прибыл егерь, осмотрел птицу, и предположил, что рана очень опасна€. —ообщил, что это лебедь-самец, возрастом более года. ћы каждый день звонили и интересовались, как идет лечение и выздоровление птицы. ѕрогноз был неутешительным: скорее всего, лебедь останетс€ калекой, так как на ноги всЄ-таки не встаЄт, хот€ ест хорошо, активен.

¬ 2009 году территорию, прилегающую к заказнику открыли дл€ охоты на уток, лис, волков, фазанов и лебеди прилетели очень поздно (в конце но€бр€), улетели в середине декабр€.

”никальность нашего участка заказника в том, что два водоЄма: пресный искусственный и солЄный естественный соседствуют друг с другом. ќпросив местное население, нам удалось вы€снить, что раньше на северо-западном берегу вблизи хутора не было такого разнообрази€ перелЄтных птиц. ќ лебед€х не было речи вообще. — образованием совхоза Ђ алаусскийї, в 1986 году был построен пресный водоЄм дл€ полива виноградников. “аким образом, границы обитани€ перелЄтных птиц расширились и люди получили прекрасную возможность общени€ с живой природой. ћы неоднократно проводили экскурсии на пресный водоЄм. ¬от уже два года мы ведЄм наблюдени€ за перелЄтными птицами водоЄма.

»сход€ из вышесказанного мы можем сделать вывод, что зоологический заказник Ђ—олЄное ќзерої Ч одно из замечательных мест нашей –одины, где наши меньшие брать€ наход€т себе приют и могут спокойно набиратьс€ сил перед трудным перелЄтом в далЄкие страны. —амое малое, чем может помочь им человек Ч это не отнимать у беспомощных существ то, что даровал им √осподь: чистоту и покой природы.

«аключение

¬ ходе исследовани€ нами установлено, что государственный природный заказник Ђ—олЄное озерої имеет огромное значение дл€ обитани€ редких видов представителей флоры и фауны, а также в миграции перелЄтных птиц, сохранении их редких видов. «десь останавливаютс€ на отдых многие виды птиц, €ркими представител€ми фауны €вл€ютс€, безусловно, серый журавль и лебедь-шипун.

Ќами установлено, что существует опасность дл€ перелЄтных птиц, так как пресный водоем с каждым годом всЄ более мелеет. —уществует угроза высыхани€ водоема, а вместе с этим исчезнет место отдыха перелЄтных птиц. — каждым годом мелеет и опресн€етс€ озеро Ћушниковское, береговую зону которого облюбовали некоторые виды птиц.

¬ первую очередь мы полагаем, может исчезнуть лебедь-шипун, так как эта птица довольно осторожна. ƒл€ того, чтобы сохранить оазис на пути мигрирующих птиц, человек должен с любовью и осторожностью относитьс€ к окружающей его среде. Ѕеречь то, что создано природой, и приумножать природные богатства, а не разрушать еЄ гармонии. „еловечество, каждый гражданин, каждый из нас должен осознать опасную экологическую ситуацию и способствовать сохранению удивительного уголка нашего кра€.

ћы продолжим вести фенологические наблюдени€ и расширить наше исследование. — полученными результатами будем регул€рно знакомить учащихс€ школы, жителей близлежащих сЄл.

—вою работу планируем пропагандировать фильмами и другими видео и фотоматериалами.

Ћитература

  1. јкимушкин ». ћир животных. ѕтицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиес€ ћ.: ћысль 1995
  2. Ѕейчек ¬., Ўт€сны  . ѕтицы. »ллюстрированна€ энциклопеди€. ћ.: Ћабиринт-пресс, 2001
  3. ¬ахрушев ј.ј. ќкружающий мир.2 класс. „асть 2. -ћ. ЂЅалассї, 2007
  4. ƒетска€ энциклопеди€ я познаю мир.  ћаркин ¬.ј., ћ.: ќќќ Ђ»здательство ACTї, 2002.
  5. ®лхин ё. ќт чего погибли утки. ѕетровские вести. є 87. 31.10.2007
  6. ®лхин ё. ƒикие утки погибли. ѕричина вы€сн€етс€. ѕетровские вести. є 83. 10.10.2007
  7. »нтернет-ресурсы: http://ru.wikipedia
  8. ћир животных в 7 тт. “.6 ѕтицы. ћ.: ѕросвещение 1986
  9. —авельева ¬.¬., Ўальнев ¬.ј., —еребр€ков ј. . ‘изическа€ географи€ ставропольского кра€. 8 класс. —таврополь: — »ѕ –ќ, 1995



≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї

—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма

Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш

»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€

Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)

Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€

¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
Ќекоторые особенности гнездовани€ ласточки деревенской в окрестност€х села ћалета

ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи

—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€

¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019