јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


»«”„≈Ќ»≈ Ѕ»ќѕќ¬–≈∆ƒ≈Ќ»… —”’ќ√ќ ѕќ…ћ≈ЌЌќ√ќ Ћ”√ј » —ћ≈ЎјЌЌќ√ќ Ћ≈—ј ќ –≈—“Ќќ—“≈… ќ«≈–ј „јЌ√–јЎ

© ƒавыдова ≈.—., 2002

Ќаучный руководитель —кворцова “.ё.

ƒанна€ исследовательска€ работа выполнена в рамках программы
Ўколы ƒикой ѕрироды Ѓ

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

ћестность проведени€ работ.

«асурский лесной физико-географический район; зона подтаежных смешанных и широколистных лесов; граница Ќижегородской области и ѕорецкого района „увашской –еспублики; пойма р. —ура, правый берег, окрестности оз. „анграш.

јктуальность темы.

Ћеса и луга Ч это сообщества разнообразных видов живых организмов и поэтому их состо€ние Ч это зеркало здоровь€ среды.

¬ последнее врем€ человечество забывает, что €вл€етс€ неотъемлемой частью природы, по всему видно, считает, что может существовать отдельно от окружающей среды.

Ћишь в недавнем прошлом леса и луга опрыскивались инсектицидами, велась борьба с вредител€ми, но это дело было прекращено. Ёто и послужило причиной массовых повреждений растительности.

»менно поэтому цель моей работы заключаетс€ не только в вы€влении типов биоповреждений на исследуемой мною территории, но и в том, чтобы показать Ђвнимательное отношениеї человека к природе, необходимость возобновлени€ борьбы против вредителей. ¬едь редкие экспедиции в дальние районы, нейтральное отношение к вредител€м, незаинтересованность в борьбе с ними Ч это основные причины интенсивной гибели лесов и лугов.

“акже, вы€вление типов биоповреждений Ч это комплексна€ работа, позвол€юща€ описать энтомо- и фитофауну исследуемой местности.

÷ель работы.

¬ы€вить типы биоповреждений растений сухих пойменных лугов и смешанного леса окрестностей озера „анграш.

«адачи.

  • 1. «аложить площадки дл€ исследовани€ в двух разных биоценозах.
  • 2. ¬ы€вить типы биоповреждений трав€нистых растений пойменного луга.
  • 3. ¬ы€вить типы биоповреждений древесных пород, кустарников и трав€нистых растений смешанного леса.
  • 4. –ассчитать средний процент поврежденности в обоих биоценозах.
  • 5. —равнить типы биоповреждений двух биоценозов.
  • 6. —обрать коллекцию биоповреждений.

ћетодика

I. ƒл€ работы на сухом пойменном лугу:

1. заложен участок размером 10х10 метров.

2. на заложенном участке вз€то 20 площадок размером 50х50 см в следующем расположении:

3. на каждой из 20-ти площадок подсчитывались все растени€: больные и здоровые.

4. рассчитывалс€ процент повреждений на каждой площадке.

5. было выделено 4 вида растений, особо часто встречающихс€ на заложенном участке, подсчитаны все поврежденные экземпл€ры и вы€влены типы биоповреждений каждого выделенного вида.

II. ƒл€ работы в смешанном лесу:

1. был заложен 1 участок размером 100х100 метров.

2. на заложенном участке было вз€то 10 площадок 10х10 метров в следующем расположении:

3. определ€лись и подсчитывались все растени€1-го €руса, подроста, 2-ого €руса и 3-го €руса.

4. вы€вл€лись все типы биоповреждений определенных растений.

5. рассчитывалс€ процент повреждений в 1-ом €русе, подросте и во 2-ом €русе.

III. все данные заносились в таблицы и диаграммы.

–езультаты исследований

I. ќбследовано 100 м2 сухого пойменного леса. «аложено и обработано 20 пробных площадок размером 50х50 см.

1. Ѕыло выделено 4 основных вида растений (одуванчик лекарственный, тыс€челистник обыкновенный, €стребинка волосиста€, вероника дубравна€), на которых было обнаружено 8 типов биоповреждений:

  • а) гофрирование
  • б) изменение окраски
  • в) п€тнистость
  • г) фигурный погрыз
  • д) дырчатые погрызы
  • е) сплошное объедание
  • ж) свертывание
  • з) соскабливание

2. Ѕыл рассчитан процент всех поврежденных растений от общего числа растений, 12% (приложение є1).

3. –ассчитан процент повреждений каждого выделенного вида от общего числа поврежденных растений:

  • одуванчик лекарственный Ч 14,8%;
  • тыс€челистник обыкновенный Ч 8,13%;
  • €стребинка волосиста€ Ч 18%;
  • вероника дубравна€ Ч 9,76%. (приложение є2)

4. ѕодсчитаны все растени€ каждого выделенного вида:

  • одуванчик лекарственный Ч 137 экземпл€ров;
  • тыс€челистник обыкновенный Ч 75 экземпл€ров;
  • €стребинка волосиста€ Ч 166 экземпл€ров;
  • вероника дубравна€ Ч 90 экземпл€ров (приложение є3).

II. ќбследован 1 га смешанного леса (5 ƒ, 3—, 2ќс.; бонитет Ia-I, возраст 40-60 лет (II Ч III класс возраста)).

«аложено 10 пробных площадок размером 10х10 метров.

1. Ѕыли подсчитаны все здоровые и больные деревь€ и кустарники по €русам:

  • а) 1-ый €рус: всего 1440 деревьев, поврежденных 1120 дер., что составл€ет 77,8% от общего числа деревьев.
  • б) подрост: всего 2430 дер., поврежденных 2430 дер. (100%)
  • в) 2-ой €рус: всего 2830 кустарников, поврежденных 2830 куст. (100%)

2. ѕри исследовании были вы€влены следующие типы биоповреждений:

повреждени€ листьев:

  • а) мучниста€ роса
  • б) фигурное объедание
  • в) гофрирование
  • г) галлы
  • д) скелетирование
  • е) сплошное объедание
  • ж) свертывание
  • з) дырчатые погрызы
  • и) п€тнистость
  • к) изменение окраски
  • л) минирование
  • м) соскабливание

повреждени€ ствола:

  • а) ходы в коре;
  • б) ходы в лубе.

3. ќпределены 45 видов поврежденных растений по €русам:

  • 1-ый €рус Ц 4 вида;
  • подрост Ц 10 видов;
  • 2-ой €рус Ц 8 видов;
  • 3-ий €рус Ц 23 вида.

—равнительный анализ биоповреждений сухого пойменного луга и смешанного леса:

5. ќсновные типы повреждений:
а) на лугу (процент рассчитывалс€ от общего числа поврежденных): изменение окраски Ц19%, гофрирование Ц 84%, п€тнистость Ц 21,3%, дырчатые погрызы Ц 50%.
б) в лесу (процент рассчитывалс€ х от общего числа повреждений отдельно от общего числа здоровых): гофрирование Ц 18,2% сплошное объедание Ц 48%, дырчатые погрызы Ц 16%, скелетирование Ц 33%, мучниста€ роса Ц 30%.
6.  оличество типов повреждений: а) на лугу - 8, б) в лесу - 13.

¬ыводы

  • 1. ¬ ходе работы были изучены 7622 растений сухого пойменного луга и 6700 древесных пород и кустарников смешанного леса в окрестност€х оз. „анграш.
  • 2. »сследовани€ показали, что:
    • а) все виды древесных пород и кустарников смешанного леса подвержены 100-процентному повреждению, исключение составл€ет сосна обыкновенна€ (процент повреждени€ сосны Ч 18,9%).
    • б) растени€ на сухом пойменном лугу подвержены незначительным повреждени€м: 12%.
  • 3. ¬ смешанном лесу вы€влены 13 типов биоповреждений, основные из которых: дырчатые погрызы Ч 50%, гофрирование Ч 54%, сплошное объедание Ч 48%, скелетирование Ч 33%, мучниста€ роса Ч 30% (дл€ каждого вида процент рассчитывалс€ отдельно).
  • 4. Ќа лугу вы€вили 8 типов биоповреждений, основные из которых: п€тнистость Ч 21,3%, изменение окраски Ч 19%, гофрирование Ч 18,1%, дырчатые погрызы Ч 16% (процент рассчитывалс€ от общего числа повреждений).
  • 5. «ависимости биоповреждений от возраста и высоты нет.
  • 6. ќсновной вывод: необходимо провести меропри€ти€ по борьбе с насекомыми Ч вредител€ми и заболевани€ми.

—писок использованной литературы

  • 1. ћ.ё. ƒь€ков. Ђ ак собрать коллекцию насекомыхї. ћосква Ч 1996.
  • 2. ѕ.». —уворова, «.ј. јрбузова, ¬.Ќ. Ёсмонт ЂЌасекомые Ч друзь€ и враги деревьев и кустарниковї ћосква Ч 1979.
  • 3. ƒневник по полевой практике по зоологии беспозвоночных “.ё. “ихомировой.
  • 4. Ђѕрирода „увашии и ее охранаї. „ебоксары Ч 1979.
  • 5. Ђ«ащита растений от вредителей и болезней на садово-огородном участкеї ¬.Ќ.  орчагин. ћосква Ч 1987.
  • 6. Ѕ.≈. –айков, ћ.Ќ. –имский- орсаков Ђ«оологические экскурсииї. ћосква Ч 1994.
  • 7. ћ.  озлов, ». ќлигер Ђ«оологические прогулкиї. „ебоксары Ч 1993.
  • 8.  аталог Ђ∆уки наших хвойных лесовї ј.». ќлигер, „ебоксары Ч 1989.
  • 9. ¬.√. Ќовиков, ».ј. √убанов ЂЎкольный атлас-определитель высших растенийї. ћосква Ч 1985.



Ќаши авторские методические материалы по ботанике и дендрологии:
¬ нашем »нтернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по древесным растени€м –оссии:

нагл€дные полевые определители-бродилки: ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом,  устарники зимой,  устарники летом,
компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ƒеревь€ и кустарники зимой, ƒеревь€ и кустарники летом, ягоды и сочные плоды,
приложени€-определители Ёко√ид дл€ смартфонов и планшетов: ƒеревь€ зимой (јндроид), ƒеревь€ летом (јндроид), ƒеревь€ летом (iOS/Apple) (их можно скачать в Google Play или загрузить в AppStore),
цветные ламинированные определительные таблицы: деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой, кустарники летом,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" ѕищевые растени€.






≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€
Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019