јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


ћуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образовани€ Ђƒетский технопарк  ванториумї

»сследовательский проект
Ђ“равы у нас под ногамиї

јвторы: ѕанов “имур, ѕритула ”ль€на, учащиес€ ћЅќ” ƒќ  ванториум объединени€ Ђћала€ –одинаї, ученики 5Ѕ класса ћќ” —ќЎ є 34.

–уководитель: √орелова ≈лена ¬алерьевна, ѕƒќ ћЅќ” ƒќ  ванториум

 омсомольск-на-јмуре

2018 год

ѕо€снительна€ записка

Ђѕознать природу родного кра€ можно либо своими глазами, либо с помощью книгиї
ћ.¬. Ћомоносов

ћы учащиес€ объединени€ Ђћала€ –одинаї ƒетского технопарка Ђ ванториумї занимаемс€ краеведением, где изучаем наш край и город  омсомольска-на-јмуре.  аждое лето мы участвуем в летнем экологическом практикуме, где изучаем растительный и животный мир города и его окрестностей. Ћетом 2017 года мы подробно занимались изучение древесных растений города и разработали экологическую тропу Ђ“айны древесных растенийї на пришкольной территории ћќ” —ќЎ є34.

Ћетом 2018 года на экологическом практикуме мы зан€лись более подробным изучением трав€нистых растений в нашем городе, потому что увидели на газонах вдоль улиц, в скверах и парках множество разнообразных трав. ћногие из них цвели красивыми, €ркими цветами, многие колосились, но из всего разнообрази€ мы узнавали только подорожник, одуванчик и полынь. ћы предложили нашему руководителю создать полевой определитель трав города и решить несколько проблем:

  • во-первых, мы знаем, что многие ученики нашей школы не знают трав€нистые виды растений, произрастающих в нашем городе, и мы им о них расскажем;
  • во-вторых, изуча€ трав€нистые растени€, мы надеемс€ воспитывать в себе и своих друзь€х экологическую культуру и биологическую неграмотность;
  • в-третьих, мы сделаем простой полевой определитель трав, который может приобрести себе любой житель нашего города, обратившись в ƒетский технопарк  ванториум.

÷ель проекта: исследование трав€нистого покрова города  омсомольска-на-јмуре и создание полевого определител€.

«адачи проекта:

  • Ќайти в литературе информацию о жизненной форме растений Ц трава.
  • —фотографировать и определить травы, произрастающие на улицах города.
  • Ќайти разнообразную информацию о травах и присвоить каждому виду qr-код.
  • –азработать и выпустить полевой определитель Ђ“равы у нас под ногамиї.

ќсобенности проекта

ѕо сроку реализации проект €вл€етс€ долгосрочным. –еализовалс€ проект в течение 4-х мес€цев.

ѕо количеству участников проект групповой. ¬ыполн€ли проект группа учащихс€ ћЅќ” ƒќ  ванториум объединени€ Ђћала€ –одинаї.

ѕо доминирующей де€тельности проект €вл€етс€ практико-ориентированным, так как нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта (учащихс€ объединени€ Ђћала€ –одинаї, учеников ћќ” —ќЎ є34).  роме того, проект отличает четко обозначенный с самого начала результат де€тельности его участников (исследование трав€нистых растений, создание определител€ и т.д.), который будет использован в жизни класса, школы. ÷енность данного проекта заключаетс€ в реальности использовани€ продукта Ц полевого определител€ - на практике Ц на уроках биологии, краеведени€, окружающего мира.

ѕо комплексности проект €вл€етс€ межпредметным, так как реализовалс€ во внеурочное врем€ под руководством √ореловой ≈лены ¬алерьевны, ѕƒќ ћЅќ” ƒќ  ванториум, —авчук Ќатальи јлександровны, учител€ биологии ћќ” —ќЎ є34, —лесаревой “ать€ны Ёдуардовны, ѕƒќ ћЅќ” ƒќ  ванториум.

–езультатом выполнени€ проекта €вл€етс€ создание полевого определител€ Ђ“равы у нас под ногамиї.

—одержание проекта

є «адача ћеханизм достижени€ ћетоды –езультат
1 Ќайти информацию о жизненной форме растений Ц трава. »зучение литературных и »нтернет источников. јнализ, синтез, обобщение. –еферат
2 —фотографировать и определить травы, произрастающие на улицах города. »зучение литературных и »нтернет источников о трав€нистых растени€х, консультаци€ со специалистами в области биологических наук. Ќаблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение. —борник фотографий.
3 Ќайти разнообразную информацию о травах. »зучение литературных и »нтернет источников. ѕрактические. ѕрисвоение qr-кода каждому трав€нистому растению.
4 –азработать и выпустить полевой определитель Ђ“равы у нас под ногамиї. »зучение правил разработки и оформлени€ определител€. ѕрактические. Ѕрошюра.

Ётапы реализации проекта

Ќазвание этапа ¬иды де€тельности —роки ќтветственные
ѕодготовительный ќбсуждение актуальности данного проекта, осознание проблемной ситуации, анкетирование, выбор темы, постановка целей, задач проекта. »юнь, 2018 г. ”чащиес€ объединени€ Ђћала€ –одинаї ћЅќ” ƒќ  ванториум в составе 9 человек
ѕроектировочный ќбщее планирование, построение конкретного плана де€тельности, распределение заданий в работе. »юнь, 2018 г. ”чащиес€ объединени€ Ђћала€ –одинаї ћЅќ” ƒќ  ванториум в составе 9 человек
  • »сследование проблемы.
ћы провели анкетирование 50 учеников средних классов школы є34 и вы€снили следующее: 45% учеников не знают, какие травы растут на улицах города; 85% учеников назвали менее 5 видов трав€нистых растений; 84% учеников хот€т узнать о трав€нистых растени€х. —ент€брь, 2018 г. Ћевченко ≈лизавета, ѕритула ”ль€на, ѕл€скина јлина
  • »зучени€ жизненной формы трава.
ƒл€ получени€ данной информации мы обратились к электронным »нтернет-ресурсам. »юнь 2018 г. ћатвеев јртем, ѕанов “имур
  • ‘отографирование и определение трав на улицах и парках города.
ƒанный этап работы мы выполн€ли на летнем экологическом практикуме (приложение 1). ћы составили список наиболее встречаемых трав в городе. ћы определили 20 трав€нистых растений. «атем мы распределили растени€ между участниками проекта.  аждый участник должен был заполнить паспорт растени€. »юнь, 2018 г. ”чащиес€ объединени€ Ђћала€ –одинаї ћЅќ” ƒќ  ванториум в составе 9 человек
  • ќформление полевого определител€ Ђ“равы у нас под ногамиї
Ётот определитель будет находитьс€ в ћЅќ” ƒќ  ванториум, чтобы учащиес€ и педагоги могли с ним познакомитьс€ (приложение 2). —ент€брь, 2018 г. √орелова ≈лена ¬алерьевна, ѕанов “имур, ѕритула ”ль€на
јналитический Ќа данном этапе мы сравнили планируемые и реальные результаты нашей де€тельности по проекту и пришли к выводу, что реализовать проект у нас получилось. ќкт€брь, 2018 г. ”чащиес€ объединени€ Ђћала€ –одинаї ћЅќ” ƒќ  ванториум в составе 9 человек
 онтрольно-корректировочный Ќа данном этапе мы проанализировали наши успехи и ошибки и пришли к выводу, что при составлении полевого определител€ важное значение имеет его практическа€ значимость. ѕоэтому, в дальнейшем нашей задачей будет разработка распространение этого определител€ среди заинтересованных школьников и разработка интерактивных игр по травам. ќкт€брь, 2018 г. ”чащиес€ объединени€ Ђћала€ –одинаї ћЅќ” ƒќ  ванториум в составе 9 человек
«аключительный ѕредставление содержани€ проекта и его защита на II-й ќткрытой научно-технической конференции проектных и исследовательских работ ЂЎаг в наукуї дл€ учащихс€ 5-8 классов 23 но€бр€ 2018 года. Ќо€брь 2017 ѕанов “имур, ѕритула ”ль€на

—остав участников проекта:

  • –уководитель проекта: √орелова ≈лена ¬алерьевна, ѕƒќ ћЅќ” ƒќ  ванториум
    • »сполнители проекта: учащиес€ объединени€ Ђћала€ –одинаї ћЅќ” ƒќ  ванториум, ученики 5Ѕ класса ћќ” —ќЎ є34.
      • Ѕаранова  сени€ - художник-оформитель
      • ∆аткина ¬алери€ - художник-оформитель
      • Ћевченко ≈лизавета Ц сборщик информации
      • ћатвеев јртЄм - сборщик информации
      • “€желков ≈гор Ц сборщик информации
      • ѕанов “имур Ц спикер, разработчик макета
      • ѕл€скина јлина - интервьюер
      • ѕритула ”ль€на - спикер
      • Ўвецова ≈лизавета - интервьюер
  • —авчук Ќаталь€ јлександровна, учитель биологии ћќ” —ќЎ є34.
  • —лесарева “ать€на Ёдуардовна Ц педагог ћЅќ” ƒќ  ванториум, консультант по трав€нистым растени€м.

–есурсы, необходимые дл€ выполнени€ проекта

 адровые ћатериальные ‘инансовые
”чащиес€ объединени€ Ђћала€ –одинаї ћЅќ” ƒќ  ванториум, учител€ биологии, методисты ÷ветной и черно-белый принтер, компьютер с выходом в »нтернет, бумага ј4 Ц 50 шт. ‘инансирование проекта осуществл€етс€ за счет спонсорской помощи родителей участников проекта.

–езультаты проекта

ќсновна€ цель проекта Ц создание полевого определител€ Ђ“равы у нас под ногамиї и все задачи проекта были выполнены.

ћы изучили теоретические основы трав€нистых растений и вы€снили, что трава Ч жизненна€ форма растений, по€вивша€с€ на заре эволюции высших растений, когда они осваивали сушу. √лавным показателем этой жизненной формы €вл€етс€ отсутствие многолетних надземных частей, способных переживать неблагопри€тный сезон. “равы образуют корневую систему и побег (стебель, листь€ и цветочную часть).

“рав€нистые растени€ подраздел€ютс€ на группы:

  • - травы однолетние (односезонные), полностью отмирающие после вегетации и плодоношени€. ¬озобновление их осуществл€етс€ семенами. Ќапример, это виды: ћарь бела€ (Chenopodium album), ”кроп (Anethum graveolens), –ыжик посевной (Camelina sativa), –едька дика€ (Raphanus raphanistrum) и другие.
  • - травы двулетние живут два года. ¬ первый год из сем€н развиваетс€ побег с розеткой прикорневых листьев и стержневой корень; на второй год образуетс€ цветоносный побег. ѕосле цветени€ и плодоношени€ двулетники отмирают. ƒвулетники отличаютс€ от однолетников наличием остатков прошлогодних листьев у основани€ стебл€, а от многолетников Ч отсутствием корневищ, клубней и луковиц; у них нет и следов отмерших прошлогодних стеблей.
  • - травы многолетние имеют подземные органы более длительных сроков жизни с почками возобновлени€. ѕодземные органы представлены корневищем, луковицами или клубн€ми.

–азмер трав. ¬ысота трав Ч от нескольких миллиметров до нескольких метров. ¬ горах —ихотэ-јлинь трава часто достигает высоты 3Ч3,5 м. ≈сть также особенные случаи гигантизма трав в —а€нах ( расно€рский край). ¬ черневой полосе «ападного —а€на средние размеры трав обычно больше 2 метров. ≈сть и отдельные рекорды: ∆ивокость высока€ (Delphinium elatum) с размером стебл€ около 4,5 м;  ипрей узколистный (Chamerion angustifolium) Ч 2,92 м; „емерица Ћобел€ (Veratrum lobelianum) Ч 2,86 м; ѕолынь однолетн€€ (Artemisia annua) ( расно€рск, 2005 год) Ч 3,22 м; ћарь бела€ ( расно€рск, 2005 год) Ч 2,02 м.

—амое высокое (достигает 15 метров высоты) и мощное трав€нистое растение Ч банан, часто принимаемое за дерево, однако его мощный стебель не €вл€етс€ стволом. ѕо другим данным (если степень одревеснени€ не считать ключевым признаком) Ч наиболее высокими травами €вл€ютс€ некоторые бамбуки. »х стебель Ч соломина Ч может достигать высоты 35 м.

ћы сфотографировали и определили 20 видов трав€нистых растений, произрастающие на улицах города.

—писок трав€нистых растений:

  1. Ѕахромчатолепестник (звезчатка) лучистый
  2. ¬алериана ползуча€
  3. ¬ейник
  4. ¬ика (горошек)
  5.  изл€к кистецветный
  6.  левер ползучий
  7.  левер луговой
  8. Ћапчатка скученна€
  9. Ћюцерна
  10. ћарь бела€
  11. ћолочай острый
  12. ѕастушь€ сумка
  13. ѕолынь красноножкова€
  14. ѕолынь венична€
  15. —молевка ползуча€
  16. —урепка пр€ма€
  17. “ыс€челистник обыкновенный
  18. ’вощ полевой
  19. „истотел азиатский
  20. ячмень гривастый

ѕосле того, как мы определили название трав, мы нашли в различных источниках информацию о них Ц начина€ от биологического описани€ растени€ до интересных фактов.

ѕосле того, как нами были определены травы, мы разработали и выпустили полевой определитель, который назвали Ђ“равы у нас под ногамиї.

ќценка эффективности реализации проекта

ѕрактическа€ значимость проекта Ц полевым определителем Ђ“равы у нас под ногамиї могут пользоватьс€ все жители города.  роме того, эта информаци€ нужна на уроках окружающий мир, биологии и на зан€ти€х по краеведению. ”чител€ начальных классов, биологии, географии, краеведени€ могут проводить по данному определителю мини-экскурсии по пришкольному участку или по ближайшей улице.

»нновационна€ значимость проекта Ц в полевом определителе Ђ“равы у нас под ногамиї были использованы QR-коды трав€нистых растений, чтобы пользователи определителем могли узнать более подробную информацию по каждому растению.

“рансл€ционна€ привлекательность проекта состоит в том, что, использу€ данный полевой определитель, каждый житель нашего города сможет пополнить свои знани€ о трав€нистых растени€х города.

ѕерспективы дальнейшего развити€ проекта

¬ дальнейшем мы планируем пополн€ть полевой определитель Ђ“равы у нас под ногамиї новыми видами трав€нистых растений.  аждому виду трав мы будем присваивать свой qr-код, чтобы пользователи могли узнать не только внешний вид растени€, но и посмотреть более подробную информацию.

»спользованна€ литература:

  1. ¬ан ¬.ћ., Ўеенко ѕ.—. »ллюстрированный определитель растений  омсомольского заповедника. »здание 2-е, испр. и доп. Ц ’абаровск: јќ Ђ’абаровска€ краева€ типографи€ї, 2016. Ц 304 с. Ц ил. Ц ISBN 978-5-88570-405-2.
  2. ≈ремеева ≈.ё. –астени€: —правочник школьника /≈.ё. ≈ремеева. Ц —ѕб.: »здательский ƒом ЂЋитераї. Ц 2005. Ц 96 с. Ц ISBN 5-94455-428-2.
  3. –астительный мир ”ссурийской тайги: полевой атлас-определитель /¬.ё. Ѕаркалов, ј.Ё. ¬рищ, ѕ.¬.  рестов, ¬.¬. якубов; ƒ¬‘”, ‘онд Ђ‘ениксї, WCS; отв. ред. ј.Ё. ¬рищ. Ц ¬ладивосток: »зд-во ƒальневост. федерал. ун-та, 2011. Ц 476с.: ил. Ц ISBN 978-7444-2296-7.
  4. Ўорыгина “.ј. “равы.  акие они?  нига дл€ воспитателей, гувернеров и родителей /“.ј. Ўорыгина. Ц ћ.: Ђ»здательство √Ќќћ и ƒї. Ц 2004. Ц 72 с.. Ц ISBN 5-296-00466-3.
  5. “рав€нистые растени€ [Ёлектронный ресурс] URL https://ru.wikipedia.org/ (дата обращени€ 14.06.2018 г.).

 



≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї

—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма

Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш

»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€

Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)

Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€

¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
Ќекоторые особенности гнездовани€ ласточки деревенской в окрестност€х села ћалета

ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи

—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€

¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020