Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Вебинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Наглядные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедии природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский технопарк Кванториум»

Исследовательский проект
«Травы у нас под ногами»

Авторы: Панов Тимур, Притула Ульяна, учащиеся МБОУ ДО Кванториум объединения «Малая Родина», ученики 5Б класса МОУ СОШ № 34.

Руководитель: Горелова Елена Валерьевна, ПДО МБОУ ДО Кванториум

Комсомольск-на-Амуре

2018 год

Пояснительная записка

«Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги»
М.В. Ломоносов

Мы учащиеся объединения «Малая Родина» Детского технопарка «Кванториум» занимаемся краеведением, где изучаем наш край и город Комсомольска-на-Амуре. Каждое лето мы участвуем в летнем экологическом практикуме, где изучаем растительный и животный мир города и его окрестностей. Летом 2017 года мы подробно занимались изучение древесных растений города и разработали экологическую тропу «Тайны древесных растений» на пришкольной территории МОУ СОШ №34.

Летом 2018 года на экологическом практикуме мы занялись более подробным изучением травянистых растений в нашем городе, потому что увидели на газонах вдоль улиц, в скверах и парках множество разнообразных трав. Многие из них цвели красивыми, яркими цветами, многие колосились, но из всего разнообразия мы узнавали только подорожник, одуванчик и полынь. Мы предложили нашему руководителю создать полевой определитель трав города и решить несколько проблем:

  • во-первых, мы знаем, что многие ученики нашей школы не знают травянистые виды растений, произрастающих в нашем городе, и мы им о них расскажем;
  • во-вторых, изучая травянистые растения, мы надеемся воспитывать в себе и своих друзьях экологическую культуру и биологическую неграмотность;
  • в-третьих, мы сделаем простой полевой определитель трав, который может приобрести себе любой житель нашего города, обратившись в Детский технопарк Кванториум.

Цель проекта: исследование травянистого покрова города Комсомольска-на-Амуре и создание полевого определителя.

Задачи проекта:

  • Найти в литературе информацию о жизненной форме растений – трава.
  • Сфотографировать и определить травы, произрастающие на улицах города.
  • Найти разнообразную информацию о травах и присвоить каждому виду qr-код.
  • Разработать и выпустить полевой определитель «Травы у нас под ногами».

Особенности проекта

По сроку реализации проект является долгосрочным. Реализовался проект в течение 4-х месяцев.

По количеству участников проект групповой. Выполняли проект группа учащихся МБОУ ДО Кванториум объединения «Малая Родина».

По доминирующей деятельности проект является практико-ориентированным, так как нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта (учащихся объединения «Малая Родина», учеников МОУ СОШ №34). Кроме того, проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников (исследование травянистых растений, создание определителя и т.д.), который будет использован в жизни класса, школы. Ценность данного проекта заключается в реальности использования продукта – полевого определителя - на практике – на уроках биологии, краеведения, окружающего мира.

По комплексности проект является межпредметным, так как реализовался во внеурочное время под руководством Гореловой Елены Валерьевны, ПДО МБОУ ДО Кванториум, Савчук Натальи Александровны, учителя биологии МОУ СОШ №34, Слесаревой Татьяны Эдуардовны, ПДО МБОУ ДО Кванториум.

Результатом выполнения проекта является создание полевого определителя «Травы у нас под ногами».

Содержание проекта

Задача Механизм достижения Методы Результат
1 Найти информацию о жизненной форме растений – трава. Изучение литературных и Интернет источников. Анализ, синтез, обобщение. Реферат
2 Сфотографировать и определить травы, произрастающие на улицах города. Изучение литературных и Интернет источников о травянистых растениях, консультация со специалистами в области биологических наук. Наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение. Сборник фотографий.
3 Найти разнообразную информацию о травах. Изучение литературных и Интернет источников. Практические. Присвоение qr-кода каждому травянистому растению.
4 Разработать и выпустить полевой определитель «Травы у нас под ногами». Изучение правил разработки и оформления определителя. Практические. Брошюра.

Этапы реализации проекта

Название этапа Виды деятельности Сроки Ответственные
Подготовительный Обсуждение актуальности данного проекта, осознание проблемной ситуации, анкетирование, выбор темы, постановка целей, задач проекта. Июнь, 2018 г. Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО Кванториум в составе 9 человек
Проектировочный Общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе. Июнь, 2018 г. Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО Кванториум в составе 9 человек
  • Исследование проблемы.
Мы провели анкетирование 50 учеников средних классов школы №34 и выяснили следующее: 45% учеников не знают, какие травы растут на улицах города; 85% учеников назвали менее 5 видов травянистых растений; 84% учеников хотят узнать о травянистых растениях. Сентябрь, 2018 г. Левченко Елизавета, Притула Ульяна, Пляскина Алина
  • Изучения жизненной формы трава.
Для получения данной информации мы обратились к электронным Интернет-ресурсам. Июнь 2018 г. Матвеев Артем, Панов Тимур
  • Фотографирование и определение трав на улицах и парках города.
Данный этап работы мы выполняли на летнем экологическом практикуме (приложение 1). Мы составили список наиболее встречаемых трав в городе. Мы определили 20 травянистых растений. Затем мы распределили растения между участниками проекта. Каждый участник должен был заполнить паспорт растения. Июнь, 2018 г. Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО Кванториум в составе 9 человек
  • Оформление полевого определителя «Травы у нас под ногами»
Этот определитель будет находиться в МБОУ ДО Кванториум, чтобы учащиеся и педагоги могли с ним познакомиться (приложение 2). Сентябрь, 2018 г. Горелова Елена Валерьевна, Панов Тимур, Притула Ульяна
Аналитический На данном этапе мы сравнили планируемые и реальные результаты нашей деятельности по проекту и пришли к выводу, что реализовать проект у нас получилось. Октябрь, 2018 г. Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО Кванториум в составе 9 человек
Контрольно-корректировочный На данном этапе мы проанализировали наши успехи и ошибки и пришли к выводу, что при составлении полевого определителя важное значение имеет его практическая значимость. Поэтому, в дальнейшем нашей задачей будет разработка распространение этого определителя среди заинтересованных школьников и разработка интерактивных игр по травам. Октябрь, 2018 г. Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО Кванториум в составе 9 человек
Заключительный Представление содержания проекта и его защита на II-й Открытой научно-технической конференции проектных и исследовательских работ «Шаг в науку» для учащихся 5-8 классов 23 ноября 2018 года. Ноябрь 2017 Панов Тимур, Притула Ульяна

Состав участников проекта:

  • Руководитель проекта: Горелова Елена Валерьевна, ПДО МБОУ ДО Кванториум
    • Исполнители проекта: учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО Кванториум, ученики 5Б класса МОУ СОШ №34.
      • Баранова Ксения - художник-оформитель
      • Жаткина Валерия - художник-оформитель
      • Левченко Елизавета – сборщик информации
      • Матвеев Артём - сборщик информации
      • Тяжелков Егор – сборщик информации
      • Панов Тимур – спикер, разработчик макета
      • Пляскина Алина - интервьюер
      • Притула Ульяна - спикер
      • Швецова Елизавета - интервьюер
  • Савчук Наталья Александровна, учитель биологии МОУ СОШ №34.
  • Слесарева Татьяна Эдуардовна – педагог МБОУ ДО Кванториум, консультант по травянистым растениям.

Ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Кадровые Материальные Финансовые
Учащиеся объединения «Малая Родина» МБОУ ДО Кванториум, учителя биологии, методисты Цветной и черно-белый принтер, компьютер с выходом в Интернет, бумага А4 – 50 шт. Финансирование проекта осуществляется за счет спонсорской помощи родителей участников проекта.

Результаты проекта

Основная цель проекта – создание полевого определителя «Травы у нас под ногами» и все задачи проекта были выполнены.

Мы изучили теоретические основы травянистых растений и выяснили, что трава — жизненная форма растений, появившаяся на заре эволюции высших растений, когда они осваивали сушу. Главным показателем этой жизненной формы является отсутствие многолетних надземных частей, способных переживать неблагоприятный сезон. Травы образуют корневую систему и побег (стебель, листья и цветочную часть).

Травянистые растения подразделяются на группы:

  • - травы однолетние (односезонные), полностью отмирающие после вегетации и плодоношения. Возобновление их осуществляется семенами. Например, это виды: Марь белая (Chenopodium album), Укроп (Anethum graveolens), Рыжик посевной (Camelina sativa), Редька дикая (Raphanus raphanistrum) и другие.
  • - травы двулетние живут два года. В первый год из семян развивается побег с розеткой прикорневых листьев и стержневой корень; на второй год образуется цветоносный побег. После цветения и плодоношения двулетники отмирают. Двулетники отличаются от однолетников наличием остатков прошлогодних листьев у основания стебля, а от многолетников — отсутствием корневищ, клубней и луковиц; у них нет и следов отмерших прошлогодних стеблей.
  • - травы многолетние имеют подземные органы более длительных сроков жизни с почками возобновления. Подземные органы представлены корневищем, луковицами или клубнями.

Размер трав. Высота трав — от нескольких миллиметров до нескольких метров. В горах Сихотэ-Алинь трава часто достигает высоты 3—3,5 м. Есть также особенные случаи гигантизма трав в Саянах (Красноярский край). В черневой полосе Западного Саяна средние размеры трав обычно больше 2 метров. Есть и отдельные рекорды: Живокость высокая (Delphinium elatum) с размером стебля около 4,5 м; Кипрей узколистный (Chamerion angustifolium) — 2,92 м; Чемерица Лобеля (Veratrum lobelianum) — 2,86 м; Полынь однолетняя (Artemisia annua) (Красноярск, 2005 год) — 3,22 м; Марь белая (Красноярск, 2005 год) — 2,02 м.

Самое высокое (достигает 15 метров высоты) и мощное травянистое растение — банан, часто принимаемое за дерево, однако его мощный стебель не является стволом. По другим данным (если степень одревеснения не считать ключевым признаком) — наиболее высокими травами являются некоторые бамбуки. Их стебель — соломина — может достигать высоты 35 м.

Мы сфотографировали и определили 20 видов травянистых растений, произрастающие на улицах города.

Список травянистых растений:

  1. Бахромчатолепестник (звезчатка) лучистый
  2. Валериана ползучая
  3. Вейник
  4. Вика (горошек)
  5. Кизляк кистецветный
  6. Клевер ползучий
  7. Клевер луговой
  8. Лапчатка скученная
  9. Люцерна
  10. Марь белая
  11. Молочай острый
  12. Пастушья сумка
  13. Полынь красноножковая
  14. Полынь веничная
  15. Смолевка ползучая
  16. Сурепка прямая
  17. Тысячелистник обыкновенный
  18. Хвощ полевой
  19. Чистотел азиатский
  20. Ячмень гривастый

После того, как мы определили название трав, мы нашли в различных источниках информацию о них – начиная от биологического описания растения до интересных фактов.

После того, как нами были определены травы, мы разработали и выпустили полевой определитель, который назвали «Травы у нас под ногами».

Оценка эффективности реализации проекта

Практическая значимость проекта – полевым определителем «Травы у нас под ногами» могут пользоваться все жители города. Кроме того, эта информация нужна на уроках окружающий мир, биологии и на занятиях по краеведению. Учителя начальных классов, биологии, географии, краеведения могут проводить по данному определителю мини-экскурсии по пришкольному участку или по ближайшей улице.

Инновационная значимость проекта – в полевом определителе «Травы у нас под ногами» были использованы QR-коды травянистых растений, чтобы пользователи определителем могли узнать более подробную информацию по каждому растению.

Трансляционная привлекательность проекта состоит в том, что, используя данный полевой определитель, каждый житель нашего города сможет пополнить свои знания о травянистых растениях города.

Перспективы дальнейшего развития проекта

В дальнейшем мы планируем пополнять полевой определитель «Травы у нас под ногами» новыми видами травянистых растений. Каждому виду трав мы будем присваивать свой qr-код, чтобы пользователи могли узнать не только внешний вид растения, но и посмотреть более подробную информацию.

Использованная литература:

  1. Ван В.М., Шеенко П.С. Иллюстрированный определитель растений Комсомольского заповедника. Издание 2-е, испр. и доп. – Хабаровск: АО «Хабаровская краевая типография», 2016. – 304 с. – ил. – ISBN 978-5-88570-405-2.
  2. Еремеева Е.Ю. Растения: Справочник школьника /Е.Ю. Еремеева. – СПб.: Издательский Дом «Литера». – 2005. – 96 с. – ISBN 5-94455-428-2.
  3. Растительный мир Уссурийской тайги: полевой атлас-определитель /В.Ю. Баркалов, А.Э. Врищ, П.В. Крестов, В.В. Якубов; ДВФУ, Фонд «Феникс», WCS; отв. ред. А.Э. Врищ. – Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2011. – 476с.: ил. – ISBN 978-7444-2296-7.
  4. Шорыгина Т.А. Травы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей /Т.А. Шорыгина. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». – 2004. – 72 с.. – ISBN 5-296-00466-3.
  5. Травянистые растения [Электронный ресурс] URL https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 14.06.2018 г.).

 



Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "Исследовательская работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Исследовательский проект «Травы у нас под ногами»
Исследовательский проект Экологическая тропа «Тайны древесных растений»
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Местные родники как объекты экологического туризма
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Местные родники как объекты экологического туризма
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Исследовательский проект «Травы у нас под ногами»
Исследовательский проект Экологическая тропа «Тайны древесных растений»
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "Исследовательская работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2019