јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


–азработка экологических троп на территории национального парка Ђ„аваш варманеї

©  раснова ≈лена Ќиколаевна, Ќовочебоксарск, 2008

Ќаучные руководители:  арпухина ≈лена √еннадьевна и √лушенкова Ќатали€ јркадьевна

ƒанна€ исследовательска€ работа выполнена в рамках программы
Ўколы ƒикой ѕрироды Ѓ
(Ќациональный парк "„аваш ¬армане", „уваши€, 2008 г.)

 

¬ведение

Ёкологическа€ тропа Ч это специально оборудованный на местности экскурсионный маршрут. Ёкологическа€ тропа в природе необходима каждому, кто посещает лес; природа нас учит, и мы учимс€ у природы.

Ќазначение экологической тропы в том, что совершенствуетс€ услови€ дл€ осуществлени€ экологического образовани€ и воспитани€ непосредственно в природе. ѕринима€ на себ€ часть рекреационной нагрузки, тропа способствует генерализации потоков экскурсантов, изол€ции природных объектов и комплексов, подлежащих охране от посетителей. “ем самым она помогает сохранить окружающую природную среду от рекреационных перегрузок.

»стори€ создани€ познавательных маршрутов в природе насчитывает более полувека. ¬ начале такие маршруты возникли в заповедных территори€х Ч в национальных парках —еверной јмерики, а позднее Ч и в «ападной ≈вропе.

¬ нашей стране такие маршруты впервые начали создаватьс€ в ѕрибалтике. Ѕольшую попул€рность они получили в Ёстонии [8].

¬ зависимости от назначений различают два типа троп: учебные экологические тропы и познавательные экологические тропы. ”чебна€ экологическа€ тропа рассчитана на учащихс€. ќсновна€ еЄ функци€ Ч экологическое образование и воспитание учащихс€ непосредственно в природных услови€х, пропаганда экологических знаний.

”чебна€ экологическа€ тропа Ч наиболее Ђмолода€ї разновидность педагогически организованного маршрута на местности дл€ проведени€ учебной и пропагандисткой природоохранительной работы. Ќазначение такой тропы Ч создать услови€ дл€ целенаправленного воспитани€ экологической культуры учащихс€.

ѕознавательна€ экологическа€ тропа рассчитана на отдыхающих туристов и других категорий посетителей. ќсновна€ их функци€ Ч рекреационна€.

Ќациональный парк Ђ„аваш ¬арманеї имеет высокий потенциал рекреационных ресурсов дл€ успешного развити€ туристического бизнеса, пропаганды охраны окружающей среды, исторического наследи€ и культуры проживающих здесь народов (чувашей, русских, татар и мордвы). ѕоэтому мы посчитали актуальным создание экологических маршрутов на территории парка Ђ„аваш ¬арманеї.

÷ель и задачи

÷ель: –азработать различные маршруты экологических троп дл€ дальнейшего использовани€ их сотрудниками национального парка Ђ„аваш ¬арманеї.

ƒл€ достижени€ поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:

  • 1. ќзнакомитьс€ с литературой об истории создани€ национального парка Ђ„аваш ¬арманеї.
  • 2. ¬ыбрать наиболее интересные маршруты дл€ проведени€ экологических экскурсий.
  • 3. –азбить маршруты по станци€м. ƒать подробную характеристику объектам каждой станции. Ќазвать экологическую тропу.
  • 4. —оставить паспорт экологических троп.
  • 5. Ќарисовать карту-схему маршрута и обозначить на ней станции.
  • 6. —оздать пам€тку дл€ экскурсантов. ƒать рекомендации сотрудникам парка по благоустройству экологических троп.

ћесто и врем€ исследований

–абота проводилась с 27 июн€ по 10 июл€ 2008 года в рамках де€тельности экологического лагер€ ЂЎкола ƒикой ѕриродыї в Ўемуршинском районе „увашской –еспублики на территории природного национального парка Ђ„аваш варманеї в 14, 10, 73, 88 кварталах.

ћетодика

¬ ходе нашей работы было заложено две экологические тропы: учебно-экологическа€ тропа ЂЋесными тропамиї, прот€жЄнностью 2,5 км и познавательна€ экологическа€ тропа ЂЋеса „увашииї, прот€жЄнностью 6,5 км.

¬о врем€ прохождени€ троп мы выбирали наиболее интересные места, дл€ показа их экскурсантам и дл€ более подробного описани€ объекта встреченного нами. –ассто€ние между станци€ми определ€лось шагами. «атем переводилось в метры и наносилось на карту-схему.

–езультаты исследований

Ќами были разработаны два маршрута экологических троп: учебно-экологическа€ тропа и познавательна€ экологическа€ тропа.

”чебно-экологическа€ тропа ЂЋесными тропамиї Ч круговой маршрут прот€жЄнностью 2 км, рассчитана на учащихс€ средних и старших классов. ¬рем€ прохождени€ по маршруту 2-2,5 часа. Ќа маршруте выделено 15 станций:

  • —танци€ є1.¬изит-центр: Ќа этой станции рассказываетс€ об истории создани€ национального парка Ђ„аваш ¬арманеї.
  • —танци€ є2.  ордон  ирил-—тан: Ќа этой станции экскурсовод рассказывает о истории заселени€ и о антропогенном воздействии.
  • —танци€ є3.—молокурн€: Ќа станции є3 рассказываетс€ о периоде работы смолокурни с 193 по 1978 года.

Ќачина€ с 4 по 15 станции тропа проходит по живописным местам, где можно встретить большое разнообразии древесных и кустарниковых пород. ¬ысокие сосны контрастируют с лиственными породами: берЄзой, дубом, а они в эту очередь с ел€ми. “рав€нистый покров, учебной экологической тропы ЂЋесными тропамї, также разнообразен, где встречаютс€: черника, брусника, марь€нник луговой, ожика волосиста€, вейник наземный и лесной, седмичник европейский, орл€к обыкновенный и другие виды растений.

  • —танци€ є4.ѕочва: Ќа этой станции показаны слои дерново-подзолистой почвы.
  • —танци€ є5. «арастающий водоЄм с типичной прибрежно-водной растительностью: ситник развесистый, камыш лесной, белокрыльник болотный.
  • —танци€ є6.ќрл€к обыкновенный: Ќа данной станции преобладающим видом €вл€етс€ орл€к обыкновенный. Ёкскурсовод рассказывает о происхождении его названи€ и его пищевой ценности.
  • —танци€ є7. ¬ырубка: Ќа этой станции показываетс€ естественное зарастание место вырубки сосной обыкновенной и берЄзой повислой.
  • —танци€ є8. ћеждюнное понижение: Ёкскурсоводом показываетс€ междюнное понижение образованное в результате та€ни€ снегов и выпадени€ осадков.
  • —танци€ є9. ѕосадки: Ќа этой станции рассказываетс€ о разрушительных пожарах 1972 года, вследствие чего был нанесЄн большой урон лесному хоз€йству национального парка Ђ„аваш ¬арманеї. ¬ ходе лесовосстановительных работ посажены молодые сосны.
  • —танци€ є10. ќвраг: ѕри осмотре оврага экскурсантам рассказываетс€ о характерном дл€ „увашской –еспублики €влении образовани€ оврагов.
  • —танци€ є11. ќсинник: –ассказываетс€ об особенност€х осинового леса и о распространЄнности на территории национального парка Ђ„аваш ¬арманеї.
  • —танци€ є12. —осны: Ќа данной станции показываютс€ высокие, стройные сосны и рассказываетс€ о создании в былые времена ѕетром I создание корабельных рощ.
  • —танци€ є13. ≈льник: »з всех древесных видов елей встречаетс€ на территории парка реже всего. Ќа данной станции был обнаружен небольшой ельник на примере которого экскурсанты знаком€тс€ с данной древесной породой.
  • —танци€ є14. Ћюбка двулистна€: –ассказываетс€ о том, что на данной станции произрастает несколько экземпл€ра данного вида.
  • —танци€ є15. ћесто дл€ отдыха: «десь экскурсантам предлагаетс€ 10-и минутный отдых.

ѕознавательна€ экологическа€ тропа ЂЋеса „увашииї Ч круговой маршрут прот€жЄнностью 6,5 км, рассчитана дл€ старшеклассников и взрослых. ¬рем€ прохождени€ по маршруту 3,5-4 часа. ÷ель тропы - познакомить экскурсантов с естественными природными комплексами. ћаршрут є2 ЂЋеса „увашииї мы решили начать с таких же станций как в ћаршруте є1, поэтому станции с 1-8 в обоих экологических тропах совпадают. Ќа маршруте выделено 20 станций:

  • —танци€ є1.¬изит-центр
  • —танци€ є2.  ордон  ирил-—тан
  • —танци€ є3.—молокурн€
  • —танци€ є4.ѕочва
  • —танци€ є5. «арастающий водоЄм
  • —танци€ є6.ќрл€к обыкновенный
  • —танци€ є7. ¬ырубка
  • —танци€ є8. ћеждюнное понижение
  • —танци€ є9.Ћини€ электропередач: Ёкскурсантам говоритс€ о возможности ориентировани€ в лесу по линии электропередач.
  • —танци€ є10.  вартальный столб 14/88: Ёкскурсоводом рассказываетс€ о делении леса на кварталы и возможности определени€ сторон света по квартальному столбу.
  • —танци€ є11. ћеждюнное понижение: Ёкскурсоводом показываетс€ междюнное понижение образованное в результате та€ни€ снегов и выпадени€ осадков.
  • —танци€ є12.≈ли: »з всех древесных видов елей встречаетс€ на территории парка реже всего. Ќа данной станции произрастают два хорошо сохранившихс€ экземпл€ра этого вида, на примере которого экскурсанты знаком€тс€ с данной древесной породой.
  • —танци€ є13.Ѕолото: Ќа данной станции рассказываетс€ о трЄх типах болот и производитс€ демонстраци€ верхового болота с типичной дл€ неЄ флорой.
  • —танци€ є14.Ѕор-беломошник: Ќа данной станции даЄтс€ кратка€ характеристика лишайникового бор.
  • —танци€ є15.  орабельные сосны: Ќа данной станции показываютс€ высокие, стройные сосны и рассказываетс€ о создании в былые времена ѕетром I создание корабельных рощ.
  • —танци€ є16. ћуравейник: Ќа данной станции располагаетс€ муравейник. Ёкскурсовод рассказывает о роли муравьЄв в лесу.
  • —танци€ є17. ѕальчатокоренник ‘укса: –ассказываетс€ о том, что на данной станции произрастает несколько экземпл€ра данного вида.
  • —танци€ є18. ћесто дл€ отдыха: «десь экскурсантам предлагаетс€ 10-и минутный отдых.
  • —танци€ є19. Ћюбка двулистна€: –ассказываетс€ о том, что на данной станции произрастает несколько экземпл€ра данного вида.
  • —танци€ є20. ћесто дл€ отдыха: «десь экскурсантам предлагаетс€ 10-и минутный отдых.

Ќе зр€ эту тропу мы назвали ЂЋеса „увашииї ведь на прот€жении всей тропы древесна€ растительность смен€етс€ с сосн€ка в березн€к, с березн€ка в ельник.

ѕознавательна€ экологическа€ тропа ЂЋеса „увашииї интересна тем, что во врем€ еЄ прохождени€ ты не задумываешьс€, сколько тебе осталось пройти, а просто любуешьс€ красотой леса.

–екомендации сотрудникам национального парка Ђ„аваш варманеї:

  • 1. ѕеред выходом на экологическую тропу обеспечить экскурсантов пам€ткой;
  • 2. ќтремонтировать скамейки в местах отдыха;
  • 3. ќчистить экологическую тропу от валежника в промежутке между станци€ми дл€ более удобного прохождени€ троп;
  • 4. ѕоставить главный вводный щит в отправной точке маршрута с обозначением главных достопримечательностей и с указанием всех станций на карте-схеме;
  • 5. ќбозначить станции указател€ми.

¬ыводы

1. ¬ ходе нашей работы было разработано два маршрута экологических троп: учебно-экологическа€ тропа ЂЋесными тропамиї, прот€жЄнностью 2,5 км и познавательна€ экологическа€ тропа ЂЋеса „увашииї, прот€жЄнностью 6,5 км. “акже мы ознакомились с литературой об истории создани€ национального парка Ђ„аваш ¬арманеї.

2. Ќами были выбраны наиболее интересные маршруты дл€ проведени€ экскурсий: маршрут є1 Ч ЂЋесными тропамиї и маршрут є2 Ч ЂЋеса „увашииї.

3. ћаршруты были разбиты на станции, характеристика которых представлена в приложении є3, 6. Ќа учебной экологической тропе, ЂЋесными тропамиї, было выделено 15 станций, одна из которых предусматривает отдых на оборудованной сто€нке (—танци€ є15).

Ќа познавательной экологической тропе ЂЋеса „увашииї выделено 20 станций, две из которых предназначены дл€ отдыха (—танци€ є18,20).

4. Ѕыли составлены паспорта экологических троп. ќни представлены в приложении є 1, 4.

5. Ќами были разработаны эскизы главных вводных щитов, на которых изображаетс€ карта-схема тропы с указанием всех станций и краткой информацией о цел€х тропы. ÷елью первого экологического маршрута ЂЋесными тропамиї €вл€етс€ ознакомление учащихс€ с природой и с достопримечательност€ми национального парка Ђ„аваш ¬арманеї. ÷елью второго познавательного экологического маршрута ЂЋеса „увашииї €вл€етс€ ознакомление экскурсантов с естественными природными комплексами.

6. Ѕыла создана пам€тка дл€ экскурсантов и были написаны рекомендации сотрудникам парка по благоустройству экологических троп (ѕриложение є7).

—писок литературы

1. ј.¬. олесов, ј.ј,“ерентьева. Ёкологический туризм: ”чебное пособие дл€ студентов и аспирантов лесохоз€йственных специальностей вузов.-…ошкар-ќла:ћар√“”,2005.-178с.

2. ».».—тепанченко. Ћесна€ типологи€. ћетодическое пособие по проведению учебно-исследовательской работы в системе дополнительного образовани€. - ћ.: »зд-во ћЌЁѕ”,1998-96с.

3.  расна€ книга „увашской –еспублики. “ом 1.„асть1. –едкие исчезающие растени€ и грибы. √л.редактор д.м.н., профессор, академик »ванов Ћ.Ќ. јвтор составитель и зам.гл.редактора ƒмитриев ј.¬. „ебоксары: –√”ѕ Ђ»ѕ  „уваши€ї, 2001-275с.

4. Ћ.ѕ.“еплова. –астени€ широколиственных лесов и их опушек. Ч „еб.: „увашский госпедуниверситет им.».я. яковлева, 2005.-98с.

5. ћетодические рекомендации по экологическому воспитанию школьников (в помощь учителю биологии).„еб.-1990г. ћинистерство просвещени€ „увашской ј——–. –еспубликанска€ станци€ юных натуралистов. „увашский –еспубликанский —овет ¬ќќѕ.

6. –. .–епина, Ћ.¬.≈горов. ћетоды биологических и экологических исследований в работе с учащимис€. Ўкольный экологический мониторинг. „ебоксары-1999-106с.

7. ћежрегиональна€ научно Ч практическа€ конференци€ учащихс€ по особо охран€емым природным территори€м/—борник тезисов …ошкар-ќла, √ѕ« ЂЅольша€  окшагаї, 2000,150с.

8. Ќаучные труды национального парка Ђ„аваш ¬арманеї 1993-2003.“ом I.ќтветственный за выпуск к.б.н. ƒмитриев ј.¬, „убоксары-Ўемурша,2002.96с.

9. –осприроднадзор. √осударственное учреждение национальный парк Ђ„аваш ¬арманеї 1993-2003.“ом1. нига1; Ўемурша-2007. —оставители: ћулендеева ј.¬. ћулендеев ¬.√. ≈лисеев ј.¬.яковлев ј.ј.;168с.

10. ‘.ћ.Ѕаканина, ќ.Ќ.¬оронина, Ќ.».Ќасонова. Ёкологические тропы. ѕособие дл€ слушателей экологической школы. Ч Ќижний Ќовгород,1991,56с.

11. ќ.¬.√лушенков.  нига дл€ чтени€ по природоведению. ѕрирода „увашии. Ч „ебоксары, 2006-96с.,ил.

12. ¬.¬.Ќеронов. ѕолева€ практика по геоботанике в средней полосе ≈вропейской –оссии: ћетодическое пособие. Ч ћ: »зд-во ÷ентра охраны дикой природы, 2002.-139 с.

ѕриложение є1. ѕаспорт экологической тропы ЂЋесными тропамиї

1.Ќазвание ЂЋесными тропамиї
2.ћестонахождение „увашска€ –еспублика, Ўемуршинский район, окрестности кордона  ирилл-—тан
3.«емлепользователь Ќациональный парк Ђ„аваш варманеї.
4.ѕрот€жЄнность 2,5 км.
5.ѕродолжительность прохождени€ 2-2,5ч.
6. оличество точек (станций) 15
7.ћаршрут разработан  расновой ≈.Ќ.
8.ƒата создани€ тропы 7.06.08- 9.07.08
ѕриложение є2. арта-схема: масштаб, условные обозначени€ ѕриложениеє3. ќписание экскурсионных объектов.

ѕриложение є2.  арта-схема тропы ЂЋесными тропамиї

 арта-схема тропы ЂЋесными тропамиї

ѕриложение є3. ћаршрут є1 - ”чебна€ экологическа€ тропа ЂЋесными тропамиї

ЌачнЄм нашу экологическую тропу с истории создани€ национального парка Ђ„аваш ¬арманеї.

—танци€ є1. ¬изит-центр: Ќациональный парк Ђ„аваш ¬арманеї (в переводе с чувашского Ч Ђ„увашский лесї) располагаетс€ на территории Ўемуршинского района „увашской –еспублики. ѕлощадь 25.200га [10].

√осударственное учреждение ЂЌациональный паркї „аваш ¬армане €вл€етс€ природоохранным, эколого-просветительским и научно Ч исследовательским учреждением, территори€ которого включает в себ€ природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.

Ќа сравнительно небольшой территории национального парка Ђ„аваш ¬арманеї представлены биоценозы от южной тайги до лесостепи, включа€ весь экологический р€д местообитаний от сухих боров до болот.

¬ цел€х эффективного решени€ сложных задач, сто€щих перед национальным парком, проведено функциональное зонирование территории с различным режимом охраны и использовани€, всего образовано 4 зоны:

  • «аповедна€ зона;
  • «она экологической стабилизации;
  • «она регулируемого рекреационного использовани€;
  • «она обслуживани€ посетителей.

Ёкскурсионна€ группа выходит на экологическую тропу и выходит к кордону  ирилл-—тан.

—танци€ є2.  ордон  ирил-—тан: Ќа данной местности поселились в 1920-1930-х годах. ≈го жители занимались лесозаготовкой, выработкой смолы, древесного угл€ и дЄгт€. ќни были углежогами. —ейчас же, здесь живЄт только три семьи, но антропогенное воздействие всЄ ещЄ присутствует:

ѕроисходит угнетение почвы за счЄт выпаса скота

“ерритори€ засорена различным мусором (резиновые шины, полиэтилен, отходы деревообрабатывающего производства).

Ёкскурсионна€ группа движетс€ вниз по дороге.

—танци€ є3. —молокурн€: —молокурн€ открылась в 1934 году XX столети€. “ам вырабатывали уголь и смолу. ƒл€ выработки смолы использовали любой вид сосны. »з 1 куб.м древесины можно получить 40-50 кг. смолы и 100 кг. угл€. ”голь использовали в военном деле, медицине, в металлургии Ч дл€ плавки тугоплавких металлов, а также в кузницах. —молу же использовали в строительстве. —молокурн€ прекратила своЄ существование в 1978 году. ¬ насто€щее врем€ разрабатываютс€ планы по восстановлению смолокурни дл€ показа экскурсантам.

Ёкскурсионна€ группа проходит вдоль пересечени€ дорог и сворачивает на право.

—танци€ є4. ѕочва: ѕо литературным данным на территории национального парка выделено 58 разновидностей почв.

ѕо типам:

  • ƒерново-подзолистые Ч 49,8%;
  • Ѕолотно-подзолистые Ч 31,3%;
  • —ерые лесные глеевые Ч 8,9%;
  • јллювиальные дерновые кислые Ч 5,8%;
  • ƒругие Ч 4,2%.

ѕо механическому составу:

  • –ыхло песчаные Ч 14,9%;
  • Ѕез определЄнного механического состава Ч 10,1%;
  • Ћегкосуглинистые Ч 5,8%;
  • —упесчаные Ч 4,7%;
  • ƒругие Ч 4,4% [10].

¬ данном месте дерново-подзолистые почвы, которые имеют широкое распространение по всей территории парка. Ёти почвы формируютс€ под пологом хвойных и хвойно-широколиственных лесов с трав€нистым покровом.

’арактерной особенностью €вл€етс€ наличие под маломощной подстилкой в лесах или дерниной на лугах отчЄтливо выраженного гумусового горизонта ј1 светло Ч серого цвета. Ќа этих почвах можно встретить: м€тлик луговой, звездчатку злаковую, тыс€челистник обыкновенных, лапчатку серебристую, щавель малый (щавелЄк).

—танци€ є5. «арастающий водоЄм: по левую сторону тропы, в понижении находитс€ небольшой зарастающий водоЄм. Ќа его берегах можно встретить чЄрную ольху, иву —ѕ. ѕриближа€сь к водоЄму, можно заметить преобладание осоковых, среди которых попадаетс€ м€та перечна€. ћестами встречаетс€ ситник развесистый.  роме этого можно заметить, что вода в водоЄме Ч ЂцветЄтї.

ѕо пути следовани€ экологическа€ тропа заворачивает влево и мы выходим к следующей станции.

—танци€ є6. ќрл€к обыкновенный: Ќа шестой станции наше экологической тропы доминирует вид характерный дл€ хвойных лесов, а также дл€ национального парка Ђ„аваш ¬арманеї Ч орл€к обыкновенный (Pteridium aguilinum) Ч крупное, трав€нистое многолетнее растение. Ќазвание дано из-за того, что на срезе через черешок листа хорошо заметна фигура, напоминающа€ орла с распростЄртыми крыль€ми. ћолодые побеги орл€ка собранные в мае, съедобны. »спользуют дл€ супов, борщей, гарниров [4].

—танци€ є7. ¬ырубка: ƒо создани€ национального парка Ђ„аваш ¬арманеї на данной территории происходили рубки, при которых в основном заготовл€ли стволовую часть, составл€ющую 85-90% наземной части дерева без пней и корней [9]. ¬ насто€щее врем€ рубки приостановлены и вырубки зарастают. ƒана€ вырубка зарастает преимущественно сосной обыкновенной и берЄзой бородавчатой. “рав€нистый покров представлен: смолкой гибкой, м€тликом луговым, лапчаткой серебристой, ракитником русским, звездчаткой злаковой. Ёкскурсионна€ группа выходит к междюнному понижению.

—танци€ є8. ћеждюнное понижение: ћеждюнное понижение образовалось в результате та€ни€ снегов и выпадени€ осадков.

—танци€ є9. ѕосадки: «начительные территории парка Ђ„аваш ¬арманеї были уничтожены при лесных пожарах 1972 года, вследствие чего, одной из главных задач сотрудников парка стало сохранение приумножение лесных ресурсов, дл€ растени€ которой много внимани€ удел€етс€ искусственному восстановлению лесов. ƒл€ этого в питомниках выращивали се€нцы и саженцы древесных и кустарниковых пород [10].

—танци€ є10. ќвраг: ќвраг Ч это выт€нута€ в длину рытвина с круглыми незадернованными склонами, часто имеюща€ боковые ответвлени€. ќвраги могут расти очень быстро, до нескольких метров в год. ѕри этом происходит посто€нное их углубление [12].

ƒалее экскурсионна€ группа продвигаетс€ вдоль оврага.

—танци€ є11. ќсинник: ќсиновые насаждени€ также широко распространены на территории парка. ќсиновые насаждени€ наиболее часто встречаютс€ на месте коренных сосн€ков липовых и дубовых насаждений и ельников. ¬ подросте обычно преобладает ель и лиственные породы Ч липа, берЄза, осина. ƒалее осины смен€ютс€ соснами. –ассказываетс€ об особенност€х осинового леса и о распространЄнности на территории национального парка Ђ„аваш ¬арманеї.

—танци€ є12. —осны: ќдним из распространЄнных древесных видов на территории парка €вл€етс€ сосна обыкновенна€, котора€ занимает 45% еЄ территории. —осны не мен€ют своего облика круглый год. —осна обыкновенна€ Ч дерево с красновато Ч бурой корой, попарно расположенными длинными иглами и семенами. ќна неприхотлива€ и растЄт как на сухих песках, образу€ мшистые боры, так и на болотах. ѕродолжительность жизни сосны в среднем 15-200 лет, но отдельные экземпл€ры могут жить до 400лет. ¬ысота сосны достигает 40 и более метров, а диаметр до одного метра. ѕоэтому сосну хорошо использовать в строительстве так как можно получить с одного крупного экземпл€ра достаточное количество древесины. ¬о времена ѕетра I сосны, растущие на территории парка использовали как материал дл€ кораблестроени€. » что самое интересное хвойный лес охран€ли мор€ки.

—осна служит не только строительным материалом, но и используетс€ в оздоровительных цел€х. ’во€ сосны выдел€ет в воздух летучие фитонциды, которые обладают сильным бактерицидным действием. ѕоэтому дл€ больных туберкулЄзом лЄгких стро€т санатории в сосновых борах. ѕримером этого может служить Ђ—анаторий „уваши€ї, наход€щийс€ в «аволжье.

ƒалее экскурсионна€ группа движетс€ пр€мо по дороге и выходит в ельник.

—танци€ є13. ≈льник: ≈ловые насаждени€ располагаютс€ на дерново-подзолистых почвах. ¬ парке 1,4% территории занимает ели. ≈ль в данных местообитани€х образует устойчивый первый €рус древосто€ или вместе с сосной образует елово-сосновые насаждени€.. ¬озобновление ели обычно хорошее, но имеетс€ не во всех типах леса и местообитани€х, присутствуют также лиственные породы Ч берЄза и осина. ¬ разных типах леса травостой слагают разные виды растений. ѕод пологом ельников резко мен€ютс€ услови€ освещени€, ветровой режим, выпадение осадков (кроны ели задерживают до 30-40% осадков) [13].

—танци€ є14. Ћюбка двулистна€: Ќа территории парка наход€тс€ ценные в научном и природоохранном отношении лесные массивы, местообитани€ редких и исчезающих растений. ѕо литературным данным в сосновых, сосново-широколиственных лесах парка вы€влено более 46 видов растений, требуют сохранени€ и дальнейшего распространени€. ќдна из них Ћюбка двулистна€.

Ћюбка двулистна€ (или ночна€ фиалка) занесена в  расную  нигу „увашской –еспублики. ќтноситс€ к классу однодольных (орхидных) семейству €трышниковых (орхидных). –едкий вид. III категори€. ¬ „увашской –еспублике встречаетс€ в лесах «аволжь€, ѕрисурь€, ѕредволжь€ и ёго-¬остока. ќбитает преимущественно в сырых лесах. ќхран€етс€ в јлатырском участке государственного природного заповедника Ђѕрисурскийї, парке Ђ«аволжьеї, нац. парке Ђ„аваш ¬арманеї, одном из заказников [3].

—танци€ є15. ћесто дл€ отдыха.

ѕосле 10-и минутного отдыха экскурсионна€ группа направл€етс€ в сторону визит Ч центра.

ѕриложение є4. ѕаспорт познавательной экологической тропы ЂЋеса „увашииї

1. Ќазвание ЂЋеса „увашииї
2. ћестонахождение „увашска€ –еспублика, Ўемуршинский район, окрестности кордона  ирилл-—тан
3. «емлепользователь Ќациональный парк Ђ„аваш варманеї.
4. ѕрот€жЄнность 6,5 км.
5. ѕродолжительность прохождени€ 3,5-4 ч.
6.  оличество точек (станций) 20
7. ћаршрут разработан  расновой ≈.Ќ.
8. ƒата создани€ тропы 7.06.08- 9.07.08
ѕриложение є5.  арта-схема: масштаб, условные обозначени€ ѕриложение є6. ќписание экскурсионных объектов.

ѕриложение є5.  арта-схема тропы ЂЋеса „увашииї

 арта-схема тропы ЂЋеса „увашииї

ѕриложение є6. ћаршрут є2. ѕознавательна€ экологическа€ тропа ЂЋеса „увашииї

—танци€ є1. ¬изит-центр: Ќациональный парк Ђ„аваш ¬арманеї располагаетс€ на территории Ўемуршинского района „увашской –еспублики. ѕлощадь 25.200га [10].

Ёмблема национального парка представл€ет собой круг в центре которого симметрично расположены две пары ломанных линий, обозначающие холмистый рельеф парка с извилистыми речками. Ёти линии, сход€сь в центре образуют Ђƒрево жизниї над которым си€ет Ђ¬ечное солнцеї, на вершинах зигзагов изображение хвойной и лиственной растительности. —верху надпись ЂЌациональный паркї, снизу Ч Ђ„аваш ¬арманеї ї (в переводе с чувашского Ч Ђ„увашский лесї).

√осударственное учреждение ЂЌациональный паркї „аваш ¬армане €вл€етс€ природоохранным, эколого-просветительским и научно Ч исследовательским учреждением, территори€ которого включает в себ€ природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.

Ќа сравнительно небольшой территории национального парка Ђ„аваш ¬арманеї представлены биоценозы от южной тайги до лесостепи, включа€ весь экологический р€д местообитаний от сухих боров до болот.

¬ цел€х эффективного решени€ сложных задач, сто€щих перед национальным парком, проведено функциональное зонирование территории с различным режимом охраны и использовани€, всего образовано 4 зоны:

  • «аповедна€ зона;
  • «она экологической стабилизации;
  • «она регулируемого рекреационного использовани€;
  • «она обслуживани€ посетителей.
  • Ёкскурсионна€ группа выходит на экологическую тропу и выходит к кордону  ирилл-—тан.

—танци€ є2.  ордон  ирил-—тан: Ќа данной местности поселились в 1920-1930-х годах. ≈го жители занимались лесозаготовкой, выработкой смолы, древесного угл€ и дЄгт€. ќни были углежогами. —ейчас же, здесь живЄт только три семьи, но антропогенное воздействие всЄ ещЄ присутствует:

ѕроисходит угнетение почвы за счЄт выпаса скота

“ерритори€ засорена различным мусором (резиновые шины, полиэтилен, отходы деревообрабатывающего производства).

Ёкскурсионна€ группа движетс€ вниз по дороге.

—танци€ є3. —молокурн€: —молокурн€ открылась в 1934 году XX столети€. “ам вырабатывали уголь и смолу. ƒл€ выработки смолы использовали любой вид сосны. »з 1 куб.м древесины можно получить 40-50 кг. смолы и 100 кг. угл€. ”голь использовали в военном деле, медицине, в металлургии Ч дл€ плавки тугоплавких металлов, а также в кузницах. —молу же использовали в строительстве. —молокурн€ прекратила своЄ существование в 1978 году. ¬ насто€щее врем€ разрабатываютс€ планы по восстановлению смолокурни дл€ показа экскурсантам.

Ёкскурсионна€ группа проходит вдоль пересечени€ дорог и сворачивает на право.

—танци€ є4. ѕочва: ѕо литературным данным на территории национального парка выделено 58 разновидностей почв.

ѕо типам:

  • ƒерново-подзолистые Ч 49,8%;
  • Ѕолотно-подзолистые Ч 31,3%;
  • —ерые Ч лесные глеевые Ч 8,9%;
  • јллювиальные дерновые кислые Ч 5,8%;
  • ƒругие Ч 4,2%.

ѕо механическому составу:

  • –ыхло песчаные Ч 14,9%;
  • Ѕез определЄнного механического состава Ч 10,1%;
  • Ћегкосуглинистые Ч 5,8%;
  • —упесчаные Ч 4,7%;
  • ƒругие Ч 4,4% [10].

¬ данном месте дерново-подзолистые почвы, которые имеют широкое распространение по всей территории парка. Ёти почвы формируютс€ под пологом хвойных и хвойно-широколиственных лесов с трав€нистым покровом.

’арактерной особенностью €вл€етс€ наличие под маломощной подстилкой в лесах или дерниной на лугах отчЄтливо выраженного гумусового горизонта ј1 светло Ч серого цвета. Ќа этих почвах можно встретить: м€тлик луговой, звездчатку злаковую, тыс€челистник обыкновенных, лапчатку серебристую, щавель малый (щавелЄк).

—танци€ є5. «арастающий водоЄм: ѕо левую сторону тропы, в понижении находитс€ небольшой зарастающий водоЄм. Ќа его берегах можно встретить чЄрную ольху, иву —ѕ. ѕриближа€сь к водоЄму, можно заметить преобладание осоковых, среди которых попадаетс€ м€та перечна€. ћестами встречаетс€ ситник развесистый.  роме этого можно заметить, что вода в водоЄме Ч ЂцветЄтї.

ѕо пути следовани€ экологическа€ тропа заворачивает влево и мы выходим к следующей станции.

—танци€ є6.ќрл€к обыкновенный: Ќа шестой станции наше экологической тропы доминирует вид характерный дл€ хвойных лесов, а также дл€ национального парка Ђ„аваш ¬арманеї Ч орл€к обыкновенный (Pteridium aguilinum) Ч крупное, трав€нистое многолетнее растение. Ќазвание дано из-за того, что на срезе через черешок листа хорошо заметна фигура, напоминающа€ орла с распростЄртыми крыль€ми. ћолодые побеги орл€ка собранные в мае, съедобны. »спользуют дл€ супов, борщей, гарниров [4].

—танци€ є7. ¬ырубка: ƒо создани€ национального парка Ђ„аваш ¬арманеї на данной территории происходили рубки, при которых в основном заготовл€ли стволовую часть, составл€ющую 85-90% наземной части дерева без пней и корней [9]. ¬ насто€щее врем€ рубки приостановлены и вырубки зарастают. ƒана€ вырубка зарастает преимущественно сосной обыкновенной и берЄзой бородавчатой. “рав€нистый покров представлен: смолкой гибкой, м€тликом луговым, лапчаткой серебристой, ракитником русским, звездчаткой злаковой. Ёкскурсионна€ группа выходит к междюнному понижению.

—танци€ є8. ћеждюнное понижение: ћеждюнное понижение образовалось в результате та€ни€ снегов и выпадени€ осадков.

—танци€ є9. Ћини€ электропередач: ¬доль дороги по правой стороне проходит лини€ электропередач. Ѕлагодар€ ей можно быстро сориентироватьс€ по карте, где ты находишьс€.

—танци€ є10.  вартальный столб: “ерриторию леса обычно дел€т на кварталы, по которым можно определить ваше местонахождение, а также направление на север. Ќа данной тропе 14/88 квартальный столб. Ќедалеко от квартального столба велась добыча живицы. Ќа дереве ставились засечки на 2-3 мес€ца, на рассто€нии 1м от земли. ќбычно ставилось по 6-7 засечек. Ёкскурсионна€ группа движетс€ дальше по дороге вдоль линии электропередач.

—танци€ є11. ћеждюнное понижение: ћеждюнное понижение образовалось в результате та€ни€ снегов и выпадени€ осадков. «арастает тростником южным.

—танци€ є12. ≈ли: ≈ль европейска€ (Picea abies). Ч вечнозелЄное дерево, достигающее в зрелом возрасте высоты 20-30м(до 50 м) при диаметре ствола до 1 м (в насаждени€х обычно тоньше): мутовчато расположенные ветви формируют густую, конусообразно выт€нутую крону. –ассматриваема€ древесна€ порода обладает поверхностной корневой системой, вследствие чего сильно страдает от ветровалов(особенно при одиночном сто€нии и на сырых почвах), а также низовых лесных пожаров. ≈лей на территории парка незначительное количество, всего 1,4%.[13].

ƒалее экскурсионна€ группа продвигаетс€ вперЄд.

—танци€ є13. Ѕолото: ѕо характеру минерального питани€ все болота можно подразделить на три типа: низинные (богатого питани€ за счЄт поступлени€ минеральных солей с грунтовыми водами), переходные (средние по богатству) и верховые (бедного питани€ слабоминерализированными атмосферными осадками из-за образовани€ на этих болотах мощной тощи торфа и отрыва их поверхности от основного уровн€ грунтовых вод) [13]. ¬ данном случае верховое болото, флора которого представлена следующими видами: багульником болотным, голубикой, черникой, брусникой, сфагнумом, пушицей влагалищной, клюквой мелкоплодной.

—танци€ є14. Ѕор-беломошник: ƒл€ бора-беломошника характерен относительно разр€женный древостой из сосны, часто слаборазвитый кустарничковый €рус и сплошной мощный (до 12-15 см. высоты) лишайниковый покров [13].

—ледующей точкой экологической тропы €вл€етс€ место обзор древесных пород парка.

—танци€ є15.  орабельные сосны: ¬ начале XVIII века согласно лесным указам ѕетра I, данна€ территори€ оказалась в заповедной зоне, где заготовл€ли корабельные сосны дл€ русского флота. ¬ последующие годы заповедные леса стали называтьс€ корабельными рощами. «а 150 лет существовани€ дерев€нного судостроени€ из Ўемуршинских лесов были вывезены сотни тыс€ч мачтовых сосен на судостроительные верфи [10]. ћестные жители же, по-прежнему называют сосны Ч Ђяхтамиї.

Ёкскурсионна€ группа проходит вдоль стройных сосен.

—танци€ є16. ћуравейник:  роме растений в данной точке следует обратить внимание на муравьиные постройки. ƒоминирующими видами в национальном парке Ђ„аваш ¬арманеї €вл€етс€ рыжий и малый лесной муравьи, которые встречаютс€ на нашей тропе. ќни полезны тем, что защищает растени€ от вредных насекомых. “ам, где много муравьЄв, никогда не бывает вспышек массового размножени€ большинства вредных насекомых. —пециалисты считают, что на один гектар леса достаточно п€ть муравейников, чтобы уберечь деревь€ от нашестви€ вредителей [11].

—танци€ є17. ѕальчатокоренник ‘укса: –едко встречающийс€ вид на территории парка занесенный в  расную  нигу „увашской –еспублики Ч ѕальчатокоренник ‘укса. ѕальчатокоренник ‘укса (Dactylorhiza fuchsis) относитс€ к классу однодольных (Liliopsida), семейству €трышниковых (Orchidaceae). ћноголетник,15-50 см.высотой. ¬ „увашской –еспублике встречаетс€ рассе€но в смешанных и широколиственных лесах на хорошо дренированных и богатых гумусом почвах. ќтноситс€ к III категории. –едкий вид [3].

—танци€ є18. ћесто дл€ отдыха: ѕосле 10-и минутного отдыха экскурсионна€ группа направл€етс€ дальше по дороге.

—танци€ є19. Ћюбка двулистна€: Ќа территории парка наход€тс€ ценные в научном и природоохранном отношении лесные массивы, местообитани€ редких и исчезающих растений. ѕо литературным данным в сосновых, сосново-широколиственных лесах парка вы€влено более 46 видов растений, требуют сохранени€ и дальнейшего распространени€. ќдна из них Ћюбка двулистна€.

Ћюбка двулистна€ (или ночна€ фиалка) занесена в  расную  нигу „увашской –еспублики. ќтноситс€ к классу однодольных (орхидных) семейству €трышниковых (орхидных). –едкий вид. III категори€. ¬ „увашской –еспублике встречаетс€ в лесах «аволжь€, ѕрисурь€, ѕредволжь€ и ёго-¬остока. ќбитает преимущественно в сырых лесах.

ќхран€етс€ в јлатырском участке государственного природного заповедника Ђѕрисурскийї, парке Ђ«аволжьеї, нац. парке Ђ„аваш ¬арманеї, одном из заказников [3].

Ёкскурсионна€ группа продолжает свой путь вдоль стройных сосен и выходит на пол€ну дл€ отдыха, где имеютс€ скамейки. —пуст€ некоторое врем€ экскурсионна€ группа возвращаетс€ в визит Ч центр.

—танци€ є20. ћесто дл€ отдыха: «десь экскурсантам предлагаетс€ 10-и минутный отдых.

ѕосле 10-и минутного отдыха экскурсионна€ группа направл€етс€ в сторону визит Ч центра.

ѕриложение є7. ќбращение к экскурсантам.

”важаемые, юные и взрослые друзь€ парка!

ѕомните, что вы в гост€х у леса и его обитателей, ѕќЁ“ќћ”:

Ќе рвите дикорастущие растени€

Ќе разор€йте птичьих гнЄзд

Ќе ломайте ветки деревьев

Ќе шумите

Ќе оставл€йте после себ€ мусор. ¬есь мусор уносите с собой

Ќе разводите костры. ќни могут привести к пожарам

—ледуйте за экскурсоводом и не сходите с тропы.

ѕам€тка дл€ экскурсантов

Ёкскурсантам вз€ть с собой:

ћазь (спрей) от комаров

√оловной убор

–езиновые сапоги

ƒождевик

ќдежда не €рких цветов



≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€
Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019