Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации
Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.
Проверка неинструментальных
методов определения сторон света
© Владимиров Роман Владимирович (9
класс), Новочебоксарск, 2006
Научный руководитель Ширшов Антон
Андреевич
Данная исследовательская работа
выполнена в рамках программы
Школы Дикой
Природы ®
(Биостанция, оз. М. Лебединое, Чувашия, 2006 г.)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
С давних времен люди пользовались приметами,
которые помогали определять стороны света без
использования компаса.
После долгих наблюдений люди заметили
некоторые особенности в окружающей природе —
приметы помогающие ориентироваться на
местности. Известно несколько гипотез, связанных
с определением сторон света:
- мхи и лишайники растут с северной стороны
дерева.
- кора деревьев с северной стороны темнее и
грубее, чем с южной.
- у муравейников, расположенных не около дерева,
южная сторона всегда пологая.
- муравейники, расположенные около дерева с южной
стороны.
- у отдельно стоящих деревьев с южной стороны
крона гуще и ветви длиннее.
Целью работы являлось изучение и проверка
неинструментальных методов определения сторон
света.
Задачи.
- 1. Проверить гипотезу о распределении
лишайников на соснах.
- 2. Проверить гипотезу о распределении
лишайников на березах.
- 3. Выяснить справедливость метода определения
сторон света по пятнам на березах.
- 4. Узнать, справедлива ли гипотеза о
муравейниках.
- 5. Выяснить справедлива гипотеза о строении
кроны.
Методика
Данная работа проводилась с 10-29 июля 2006 года в
окрестностях озера Малое Лебединое, в 6, 7, 13, 14
кварталах Сосновского лесничества.
В работе мы проверяли некоторые методы для
распознания сторон света. Это оценка густоты
лишайников с той или иной стороны света, оценка
сочетания белых и черных пятен на березе и
густота кроны деревьев с различных сторон света,
а так же строение муравейников.
Для этого мы использовали специальный
инструмент — трафарет. Его мы изготовили в виде
рамки прямоугольной формы, с размером 300 х 150,
разделенной ниткой на квадраты со стороной 30 мм.
В результате образуются 50 квадратов, каждый из
которых составляет 2% от всей площади рамки.
Чтоб определить густоту кроны, середина рамки
совмещалась со стволом дерева, и проекция кроны
переносилась на заранее приготовленный бланк.
Для определения площади проективного покрытия
лишайников на стволах деревьев или чистоту кроны
у берез, данное приспособление ставилось
поочередно с северной и с южной сторон и
оценивалось проективное покрытие лишайников и
пятен в процентах, причем рамка ставилась
горизонтально, чтобы проекция дерева занимала
весь трафарет.
У муравейников мы определяли крутизну
северного и южного склонов, местоположении
относительно опоры с помощью компаса. Крутизна
вычислялась при помощи угломера,
представлявшегося из себя транспортир с отвесом.
Результаты
В ходе работы было осмотрено 260 деревьев, а так
же 30 муравейников.
Для проверки гипотезы лишайников было
обследовано 50 сосен и 50 берез.
Для проверки гипотезы о распределении пятен на
коре берез было обследовано 100 деревьев.
Для проверки гипотезы о муравейниках осмотрено
13 опорных и 17 безопорных муравейников.
У берез с диаметром до 18 см проективное
покрытие лишайников с юга составляет 13%, с севера
16%. Проективное покрытие с диаметром более 18 см
составляет 9% с юга и 10% с севера.
У сосен с диаметром до 22 см проективное
покрытие составляет с юга 7% , с севера 15%.
Проективное покрытие с диаметром более 22 см
составляет с юга 3% , с севера 10%.
То есть проективное покрытие лишайников с
северной стороны больше, чем с южной для всех
обследованных групп деревьев. Наиболее заметная
разница выявлена у сосен обеих групп, а у берез
различие в проективном покрытии с северной и
южной части отсутствует.
При проверке приметы связанной с пятнами на
коре березы, получились следующие результаты:
проективное покрытие с южной стороны дерева при
диаметре до17 см составляет 10%, с севера 10% . При
диаметре более 17 см составляет на юге 13%, на
севере 15%.
Из полученных данных видно, что черные пятна на
коре березы распределены равномерно по всей
поверхности ствола, то есть различий между
количеством пятен с северных и южных сторон
дерева не обнаружено.
У опорных муравейников относительно дерева
среднего азимута равен 193,1 градуса.
Муравейники распределяются по сторонам света
следующим образом: 46% направлены на север, 8% на
северо-восток, 8% на юг, 16% на юго-запад и 22% на
запад.
Из этого следует, что доминирует северное
направление. По уклонам распределяться так: у
опорных уклон с севера 44 градуса , а с юга 50
градуса, у безопорных с севера 73,4 градуса, а с юга
44. В этом случае у безопорных преобладает север, а
опорных юг. Еще мы вычислили средний диаметр
подошвы муравейников для севера 31 см, для юга 41см.
Из полученных данных видно, что у безопорных
муравейников северные склоны более крутые, а
южные — пологие, что подтверждается и
результатами измерения радиуса подошвы с разных
сторон. Так же нами оценивалась густота кроны с
северной и южной сторон отдельно стоящего
дерева. В среднем густота кроны с юга составляет
30%, с севера 25%, то есть у отдельно стоящих
деревьев с юга крона более густая, но разница
почти не заметна.
Выводы
1. У сосен с северной стороны проективное
покрытие лишайников больше, чем с южной.
2. У берез разница в проективном покрытии
лишайников между северной и южной сторонами не
видна.
3. Различий между количеством пятен на коре
березы с северной и южной сторон не выявлена.
4. У безопорных муравейников северные склоны
более круче, чем южные, а при распределении
опорных муравейников преобладает северное
направление.
5. Разница в густоте кроны с севера и с юга
практически незначительна.
Список литературы
1. А. В. Гарибова, Ю.К. Дундин, Т.Ф. Контяева, В.Р.
Филин «Водоросли, лишайники и мохообразные
СССР»: Мысль, 1978., 234с.
2. А.С. Боголюбов. «Простейшие
методы статистической обработки результатов
экологических исследований» М.: Экосистема, 1998
г., 49с.
3. С.А. Шмаков «Каникулы» М.: Просвещение, 1998 г.,
65с.
4. Г.Н. Горностаев «Насекомые. Энциклопедия
природы России» М.: Просвещение, 1998 г., 354с.
Если у Вас есть детские исследовательские
работы (проекты), основанные на полевых исследованиях
(исследованиях в природе) и уже набранные на
компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим
возможность и варианты их размещения на
нашем сайте!
Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем
сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими
материалами, "облегчающими жизнь"
педагога - организатора исследовательской
работы школьников в природе, а также самих
учащихся - юных исследователей природы. Речь идет
о методических пособиях и определителях
объектов природы России. В нижеследующем списке
приведены ссылки на страницы с описаниями
выпущенных нами методических материалов по
исследованиям в природе.
Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран -
минералов и горных пород,
почв,
грибов,
водорослей,
лишайников,
листостебельных мхов,
деревьев, кустарников, кустарничков и лиан,
травянистых растений (цветов),
ягод и других дикорастущих сочных плодов,
водных беспозвоночных животных,
насекомых-вредителей леса,
дневных бабочек,
пресноводных и проходных рыб,
земноводных (амфибий),
пресмыкающихся (рептилий),
птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также
млекопитающих (зверей), -
можно в разделе Природа России нашего сайта.
В разделе Природа в фотографиях
размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и
животных России и стран бывшего СССР, а в разделе
Природные ландшафты мира - фотографии природы
Европы,
Азии,
Северной и
Южной Америки,
Африки,
Австралии и Новой Зеландии и
Антарктики.
В разделе Методические материалы
Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема"
печатных определителей растений средней полосы,
карманных определителей объектов природы средней полосы,
определительных таблиц "Грибы, растения и животные России",
компьютерных (электронных) определителей природных объектов,
полевых определителей для смартфонов и планшетов,
методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований
(включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также
учебно-методических
фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе.
Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.
Там же можно приобрести mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и
Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.
|