јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


»зучение гнездовой жизни садовой камышевки

якименко Ќиколай ¬€чеславович (7 класс)
 расно€рский край, Ќовоселовский район, п. ƒивный, ћќ” ƒивненска€ средн€€ общеобразовательна€ школа є2
–абота проиллюстрирована фотографи€ми автора

–уководитель: якименко Ќаталь€ »вановна (учитель начальных классов ћќ” —ќЎ є2)

2010 год

¬ведение

јктуальность

ѕтицы везде Ч над нами, вокруг нас, р€дом, вдали. ¬стретить их можно в лесу, в поле, на реке, в горах. ѕтиц в природе очень много. “олько в –оссии их насчитываетс€ более 760 видов. „тобы только посмотреть на птиц целой жизни не хватит. Ќо тех, которые живут неподалеку от нас, мы должны знать.  аждому человеку необходимо постичь искусство общени€ с природой. ѕервые шаги мы делаем в школе за партой, но так невозможно по Ч насто€щему полюбить природу, ведь недаром говор€т Ђчтобы любить природу Ч нужно ее знатьї. ћне выдалась возможность понаблюдать за гнездованием садовой камышевки не по картинкам в учебнике, а по-насто€щему, в природных услови€х. ¬ августе мес€це 2010 года мною было найдено гнездо садовой камышевки, в котором находились маленькие, только что вылупившиес€ птенцы. “ак родилась иде€ зан€тьс€ исследованием.

јвтор работы якименко Ќ.¬. у гнезда
јвтор работы якименко Ќ.¬. у гнезда

√ипотезы:

  • √нездо, которое € обнаружил, принадлежит воробь€м;
  • —амка и самец выполн€ют одинаковую функцию в выкармливании птенцов;
  • ѕтенцы покинут гнездо через 2,3 недели

ѕротиворечие: из источников информации мною было вы€влено, что птенцы покидают гнезда в первой половине июл€, около двух недель их докармливают взрослые птицы, а по моим наблюдени€м € установил, что птенцы покинули гнездо в конце августа.

—јƒќ¬јя  јћџЎ≈¬ ј (камышовка) (Acrocephalus dumetorum) Ч птица семейства славковых.
ћаленька€, скромно окрашенна€ подвижна€ птица размером заметно меньше воробь€ (масса 9-14 г). ¬ерхн€€ сторона тела оливково-бура€.  рыль€ и хвост бурые. √орло светлое. Ѕрюшна€ сторона беловата€ с глинисто-охристой окраской по кра€м. Ќад глазом не€сна€ светла€ Ђбровьї. ’вост закругленный. –аспространена она по всей лесной зоне –оссии от западных границ до «абайкаль€ на востоке. ќбитательница речных зарослей, кустарников и высокотравь€ в балках, лощинах, оврагах, лесных пол€н, зарастающих вырубках, садов и парков. Ќаходит себе прибежище в заросл€х смородины, малины, а то и просто в бурь€не и крапиве.  ак и все камышевки, ловко лазит по веткам и стебелькам, дава€ о себе знать либо тревожным Ђчеканьемї, либо пением, которое до середины лета звучит круглые сутки, буквально день и ночь. ѕерелетна€ птица. ѕитаетс€ мелкими насекомыми. [3]

ќбъект наблюдений - садова€ камышевка (Acrocephalus dumetorum)
ќбъект наблюдений Ч садова€ камышевка (Acrocephalus dumetorum)

¬ районы гнездовани€ прилетают в середине ма€. √нездовые участки занимают в начале июн€. ¬ это врем€ можно видеть их токовые полеты и слышать пение. ѕесн€ Ч красива€, длинна€, нетороплива€ трель, состо€ща€ из чистых свистовых собственных фраз и слогов, заимствованных у других птиц. ќбычно эти фразы и слоги повтор€ютс€ подр€д несколько раз, после чего произноситс€ двойное или тройное Ђчек-чекї или Ђчек-чек-чекї. ѕозыв Ђчек-чекї. ¬ брачный период самец поет и днем и ночью, хот€ дневна€ песн€ более тороплива и неразборчива.

—троит гнездо одна самка между стебл€ми высоких трав. ¬ конце ма€ Ч первой половине июн€ самка откладывает 5-6 €иц разной окраски: розовато-белых с глубокими серо-фиолетовыми п€тнами и красно-бурыми поверхностными крапинками или матово-молочно-белых с густым коричневым крапом. Ќасиживает кладку в основном самка 13-14 суток. ѕтенцы вылупл€ютс€ в конце июн€. ¬ыкармливают их оба родител€ 11-13 дней. —летки покидают гнезда в первой половине июл€, около двух недель их докармливают взрослые птицы. ¬ первых числах августа выводки распадаютс€, птицы кочуют в районах гнездовани€. ¬ августе и сент€бре камышевки отлетают на зимовку в »ндостан и Ўри-Ћанку.

÷ель работы: понаблюдать за особенност€ми гнездовани€ садовой камышевки (Acrocephalus dumetorum)

«адачи:

  • ќрганизовать наблюдени€ за птицей в естественных услови€х;
  • ѕроанализировать научную литературу;
  • »сследовать степень участи€ самца и самки в выкармливании птенцов;
  • ѕонаблюдать : сколько времени птенцы будут находитьс€ в гнезде, и через какое врем€ они покинут его;
  • —обрать фотографический материал.

ћетоды работы

¬ процессе работы над проектом мною использовались следующие методы исследовани€:

  • Ёмпирический метод (наблюдение и сравнение)
  • “еоретический метод (синтез и анализ)

–езультаты исследований

Ќаблюдение август 2010 г.

»сследовани€ по изучению особенностей гнездовани€ птицы мною было начато в августе 2010 г. —обира€ в саду малину, € заметил пару птиц, которые вели себ€ очень беспокойно. я сначала не придал этому никакого значени€. Ќо вдруг € обнаружил гнездо, которое имело форму конуса и было сделано из травинок.  репилось гнездо за две р€дом сто€щие ветки малины. ¬ гнезде находились 4 птенца. ќни были совсем маленькие-голые, с желтыми ротиками. Ёто говорило о том, что птенцы недавно по€вились на свет. я был очень удивлен. ¬едь на дворе уже был август, а как известно, в это врем€ птицы не вывод€т птенцов. я знал только о том, что воробьи могут откладывать €йца два раза в год, но что воробьи вьют такие гнезда Ч € не знал. “ак родилась иде€ зан€тьс€ исследовательской работой.

ѕервое, что мне предсто€ло вы€снить Ч это то, что же это за птица. я пришел на другой день к месту исследовани€ с фотоаппаратом, чтобы сфотографировать птиц и птенцов и определить их название.

ћне пришлось просмотреть несколько энциклопедий, но ответ не был найден. ќтвет € нашел в определителе птиц. Ёто была садова€ камышевка.

¬ ходе исследовательской работы у мен€ возникали все новые и новые вопросы:  ј  долго птенцы будут находитьс€ в гнезде?  “ќ кормит птиц: самка или самец? „≈ћ они корм€т маленьких птенцов.?

Ќаблюдение 10 августа 2010 г.

¬торое свое наблюдение € начал с того, чтобы получше изучить гнездо камышевки.

√нездо было свито в пышно разросшихс€ кустах малины. —вито из сухих, стеблей и листьев, более толстых снаружи и тонких изнутри. ¬ строительном материале присутствует пакл€, паутина, растительный пух. ¬ подстилке присутствуют усы трав€нистых растений. √нездо имело форму обращенного вниз вершиной конуса.

√нездо садовой камышевки (Acrocephalus dumetorum), за которым велись наблюдени€
√нездо садовой камышевки (Acrocephalus dumetorum), за которым велись наблюдени€

—делав соответствующие измерени€, € установил, что:

  • ƒиаметр гнезда 9 см,
  • ¬ысота гнезда 19 см
  • ¬ысота гнезда от земли 90 см

¬о врем€ того, как € проводил измерение, птицы вели себ€ беспокойно: при каждом приближении птенцы открывали клювики, они наверное думали, что это мама-птица прилетела. ј одна птица (как € вы€снил позже) Ч самец, набросилс€ на мен€ и клюнула.

Ќаблюдение 11 и 12 августа

“ретий и четвертый день € провел у гнезда с целью вы€снить, активность самца и самки во врем€ кормлени€ в течении дн€. Ѕыло интересно, одинаковое ли количество прилетов к гнезду совершают птицы в течении дн€. ¬есь период наблюдений € разделил на временные отрезки и понаблюдал за количеством прилетов птиц к гнезду. –езультат наблюдени€ оформил в таблицу [приложение 1].

—уточна€ динамика кормлени€ птенцов садовой камышевки
—уточна€ динамика кормлени€ птенцов садовой камышевки

ѕроанализировав таблицу кормлений птенцов, € пришел к выводу, что количество прилетов к гнезду разное в течении дн€. “ак активность кормлени€ выше с 9-30 до 13-30, это, € думаю, происходит из-за того, что в это врем€ суток легче отыскать корм, и что птенцам требуетс€ больше пищи после ночи. — 14-30 до 16-30 наблюдаетс€ спад активности кормлени€ птенцов. Ёто, € предполагаю, происходит из-за того, что птенцы уже насытились, да и родител€м тоже необходимо врем€ отдохнуть. — 16-30 и до 20-30 оп€ть наблюдаетс€ повышение активности кормлени€. ≈сли посмотреть на диаграмму, то можно заметить, что наблюдаетс€ нека€ цикличность: повышение активности, понижение активности и оп€ть повышение активности. “ак же € проанализировал количество кормлений самкой и самцом в отдельности [приложение 2].

√рафическое отображение результатов позвол€ет нам увидеть, что в разные периоды суток активность самцов и самок различна.

—уточна€ динамика кормлени€ птенцов садовой камышевки самцом и самкой
—уточна€ динамика кормлени€ птенцов садовой камышевки самцом и самкой

Ќаблюда€ за прилетом птиц, € сделал вывод, что самка и самец прилетают к гнезду разное количество раз. „аще прилетает самка, самец Ч реже. —амка прилетала к гнезду, кормила птенцов и улетала вновь на поиски пищи. —амец же Ч прилетал, прежде чем подлететь к гнезду Ч очень осторожничал, после того, как отдавал пищу птенцу, он сразу не улетал, а долгое врем€ находилс€ около гнезда и наблюдал за мной, издава€ при этом грозные звуки. “аким образом, гипотеза, что самка и самец выполн€ют одинаковые роли в выкармливании птенцов, мною была опровергнута, т.к самец кроме того, что занималс€ кормлением, еще и занималс€ охраной.

Ќаблюда€ за кормлением, € сделал вывод, что пища садовых камышевок очень разнообразна, так как они поедают всех мелких насекомых и паучков, замеченных в кустах и траве, и отлично умеют разыскивать их, загл€дыва€ под нижнюю поверхность листьев. «десь они склевывают €ички паучков, жуков и бабочек, лаком€тс€ тл€ми и мелкими улитками, стрекозами, муравь€ми и €годами малины. ≈ще € отметил, что пищу, птицы отыскивают недалеко от гнезда.

ћне удалось понаблюдать за тем, как птицы очищают гнездо от птичьего помета. ќтдава€ корм птенцам, птица забирала помет. ќколо гнезда она его не бросала, а уносила за забор.

Ќаблюдение с13 по 18 августа

—ледующие дни € проводил меньше времени за наблюдени€ми. ћне осталось вы€снить, сколько дней птенцы будут находитьс€ в гнезде, и что будут делать после того, как покинут его. “ак как птенцы, которых € обнаружил, были совсем голые, € предположил, что находитьс€ в гнезде они должны не менее 2-х недель.

Ќаблюда€ за птенцами, € замечал, что каждый день мен€лс€ их внешний вид. ќни покрывались перь€ми, росли.

Ќаблюдени€ 19 августа

ѕодойд€ к гнезду, € увидел птенцов, но их было не 4, а 3. я испугалс€: наверное, выпал из гнезда. Ќо когда стал обследовать кусты малины, заметил на веточке птенчика, который еще не летал, а передвигалс€ по стебл€м малины. я предположил, что возможно этот птенец первым вылупилс€ из €йца. “ри других птенца еще находились в гнезде. Ѕыло интересно и то, что родители-птицы продолжали кормить оставшихс€ птиц в гнезде.

ѕтенцы садовой камышевки в гнезде
ѕтенцы садовой камышевки в гнезде

Ќаблюдение 20 августа.

ѕрид€ на следующий день, € увидел, что гнездо было пустое. Ёто был 10 день моего наблюдени€. «начит, птенцы покидают гнезда через 10 дней. Ќо когда € обнаружил гнездо, птенцы там уже были и на мой взгл€д им было 3-4 дн€. ѕоэтому, гипотеза, которую € выдвигал в начале исследовани€, что птенцы покидают гнездо через 2,3 недели Ч подтвердилась.

Ќаблюдение 21 августа

√нездо было пустое. ѕтенцов поблизости не было видно. Ќо € заметил, что несколько птиц сидели на сливе. «начит, тот факт, о котором € прочитал, что после отлета из гнезда, птицы наход€тс€ некоторое врем€ около него, подтвердилс€.

«аключение

ѕодвод€ итоги исследовательской работы, можем сделать вывод, что цель, которую € ставил Ч достиг. я изучил особенности гнездовани€ садовой камышевки. √ипотезы, которые € выдвигал в начале исследовани€, не подтвердились.

ћне удалось вы€снить, что садова€ камышевка селитс€ в разросшихс€ кустах малины. √нездо свито из сухих стеблей и листьев, более толстых снаружи и тонких изнутри. ¬ строительном материале нередко присутствует пакл€, паутина, растительный пух. √нездо имеет форму обращенного вниз вершиной конуса.

Ќаблюда€ за прилетом птиц к гнезду, € сделал вывод, что самка и самец прилетают к гнезду разное количество раз. „аще прилетает самка, самец Ч реже. —амка прилетала к гнезду, кормила птенцов и улетала вновь на поиски пищи. —амец же Ч прилетал, прежде чем подлететь к гнезду Ч очень осторожничал, после того, как отдавал насекомое птенцу, он сразу не улетал, а долгое врем€ находилс€ около гнезда и наблюдал за мной, издава€ при этом грозные звуки.  оличество прилетов родителей к гнезду в разное врем€ суток тоже разное: наблюдаетс€ уменьшение и увеличение количества прилетов. я предположил, что это возможно зависит от насыщени€ птенцов.

ѕища садовых камышевок очень разнообразна: от личинок до крупных насекомых.

ѕтенцы наход€тс€ в гнезде 10-11 дней. ѕосле чего, они покидают гнездо, но далеко от него не улетают.

 роме этого, € собрал фото и видео материал, который может быть использован на уроках биологии при знакомстве с классом птиц.

—писок литературы

  • ћультимедийный справочник определитель. Ђ∆ивотный мир –оссии
  • »нтернет сайт: www.nature-archive.ru
  • »нтернет сайт: ru.wikipedia.org

ѕриложение є1

“аблица прилетов птиц к гнезду

п\п врем€ насекомое  то кормил п\п врем€ насекомое  то кормил
  9-30-10-30     10-30 11-30      
1 9-35 ћуха —амка 1 10-31 ћуравей —амка
2 9-38 —трекоза —амка 2 10-33 Ћичинка —амка
3 9-42 ћуравей —амка 3 10-36 ћуха —амка
4 9-48 Ћичинка —амец 4 10-40 ѕчела —амка
5 9-50 ћуравей —амка 5 10-41 ћуравей —амец
6 9-52 ћуха —амка 6 10-44 ћотылек —амка
7 9-53 ћуравей —амец 7 10-48 Ћичинка —амка
8 9-56 ѕчела —амка 8 10-49 —трекоза —амка
9 9-58 ћуха —амка 9 10-52 ћуравей —амец
10 10-00 ћуравей —амка 10 10-54 ћуха —амка
11 10-02 Ћичинка —амка 11 10-57 Ћичинка —амка
12 10-05 ∆ук —амец 12 11-02 ∆ук —амка
13 10-09 ћуха —амка 13 11-08 ћуравей —амка
14 10-15 ћуравей —амка 14 11-11 ћуха —амка
15 10-18 —трекоза —амка 15 11-14 Ћичинка —амка
16 10-23 Ћичинка —амка 16 11-18 ћотылек —амка
17 10-25 ћуха —амец 17 11-21 „ервь —амец
18 10-29 ѕчела —амка 18 11-24 ћуха —амка
19 10-31 ћуха —амка 19 11-27 Ћичинка —амка
        20 11-30 ћуравей —амка
  11-30-12-30       12-30 13-30    
1 11-29 ћуха —амка 1 12-30 „ервь —амка
2 11-32 Ћичинка —амка 2 12-34 ћуха —амка
3 11-34 Ћичинка —амка 3 12-36 ћуха —амка
4 11-37 ћуравей —амка 4 12-40 Ћичинка —амка
5 11-39 Ћичинка —амка 5 12-43 ѕчела —амка
6 11-42 ћуха —амец 6 12-46 —трекоза —амка
7 11-45 ѕчела —амка 7 12-47  узнечик —амец
8 11-48 Ћичинка —амка 8 12-50 ћуравей —амка
9 11-51 —трекоза —амец 9 12-54 Ћичинка —амка
10 11-54 ћуха —амка 10 12-55 „ервь —амец
11 11-58 „ервь —амец 11 12-57 ћуха —амка
12 12-05 ћуха —амка 12 13-00 Ћичинка —амка
13 12-08 ћуравей —амка 13 13-05 ћотылек —амец
14 12-12 Ћичинка —амка 14 13-13 ћуравей —амка
15 12-15 —трекоза —амец 15 13-18 ѕчела —амка
16 12-18 ∆ук —амка 16 13-23 ћуха —амец
17 12-22 Ћичинка —амка 17 13-28 Ћичинка —амка
18 12-26 ћуха —амец        
19 12-31 ћуравей —амка        
  13-30-14-30       14-30 15-30    
1 13-32 ћуравей —амец 1 14-33 ∆ук —амец
2 13-38 ћуха —амка 2 14-35 ћуха —амка
3 13-41 Ћичинка —амка 3 14-42 Ћичинка —амка
4 13-47 ћотылек —амка 4 14-50 ћуха —амка
5 13-55 ћуха —амка 5 15-03 ѕчела —амец
6 14-00 ѕчела —амка 6 15-16 —трекоза —амка
7 14-07 ћуравей —амка 7 15-21 ћуравей —амка
8 14-12 ћуравей —амка 8 15-30 ћуха —амка
9 14-21 ∆ук —амка       —амка
10 14-22 ћуха —амец       —амка
11 14-28 Ћичинка —амка       —амка
12 14-32 ћуравей —амка       —амка
  15-30-16-30       16-30 17-30    
1 15-31 ћуха —амец 1 16-35  узнечик —амка
2 15-38 „ервь —амка 2 16-38 ћуравей самец
3 15-45 —трекоза —амка 3 16-40 Ћичинка —амка
4 15-51 Ћичинка —амка 4 16-41 ћуха самец
5 16-02 ѕчела —амка 5 16-44 ∆ук —амка
6 16-12 ћуха —амец 6 16-47 ѕчела —амка
7 16-17  узнечик —амка 7 16-51 ћуравей  
8 16-24 ћотылек —амка 8 16-56 Ћичинка —амка
9 16-32 Ћичинка —амка 9 16-58 „ервь самец
        10 17-05 ћуравей —амка
        11 17-11  узнечик —амка
        12 17-16 ћуха самец
        13 17-22 ћотылек —амка
        14 17-25 Ћичинка —амка
        15 17-28 ѕчела —амка
  17-30-18-30       18-30 19-30    
1 17-30 Ћичинка —амка 1 18-31 —трекоза —амка
2 17-32 ћуха —амка 2 18-33 Ћичинка —амка
3 17-35 ћотылек —амка 3 18-36 ћотылек —амка
4 17-37 ћуравей —амка 4 18-37 ћуравей самец
5 17-38 Ћичинка самец 5 18-39 ∆ук —амка
6 17-41 ћуха —амка 6 18-41 ћуравей —амка
7 17-43 ѕчела —амка 7 18-44 ћуха —амка
8 17-46 Ћичинка —амка 8 18-47 Ћичинка —амка
9 17-49 —трекоза —амка 9 18-50 ћуравей самец
10 17-52 ∆ук —амка 10 18-55 ћотылек —амка
11 17-56 ћуха —амка 11 18-57 ћуравей —амка
12 17-57 ћуравей —амец 12 19-01 ѕчела самец
13 18-03 Ћичинка —амка 13 19-07 Ћичинка —амка
14 18-10 ћотылек —амка 14 19-10 ћотылек —амка
15 18-14 ћуравей —амец 15 19-13 ћуха —амка
16 18-17 Ћичинка —амка 16 19-16 ∆ук —амка
17 18-22 ћуха —амка 17 19-18 ћуравей —амка
18 18-26 ∆ук —амка 18 19-22 Ћичинка самец
19 18-29 Ћичинка самец 19 19-26 ћотылек —амка
        20 19-29 —трекоза самец
  19-30-20-30            
1 19-31 ∆ук —амец 14 20-09 Ћичинка —амец
2 19-33 √усеница —амка 15 20-10 ћуха —амка
3 19-37 ћуравей —амец 16 20-14 √усеница —амка
4 19-38 ћуха —амка 17 20-17 ћуравей —амец
5 19-41 Ћичинка —амка 18 20-19 Ћичинка —амка
6 19-43 ѕчела —амка 19 20-23 ћуха —амка
7 19-46 ћуха —амка 20 20-25 √усеница —амка
8 19-48 √усеница —амка 21 20-28 ѕчела —амка
9 19-51 √усеница —амка        
10 19-55 —трекоза —амец        
11 19-58 Ћичинка —амка        
12 20-02 ћуха —амка        
13 20-05 √усеница —амка        

ѕриложение є2

јктивность самки и самца

¬рем€ прилета  ол-во прилетов ѕрилет самки ѕрилет самца
9-30-10-30 19 15 4
10-30-11-30 20 17 3
11-30-12-30 19 14 5
12-30-13-30 17 13 4
13-30-14-30 12 10 2
14-30-15-30 8 6 2
15-30-16-30 9 7 2
16-30-17-30 15 11 4
17-30-18-30 19 15 4
18-30-19-30 20 15 5
19-30-20-30 21 16 5



Ќаши авторские методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:
¬ нашем »нтернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) определитель ѕтицы средней полосы –оссии, содержащий описани€ и изображени€ 206 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, €йца и голоса), а также компьютерную программу определени€ встреченных в природе птиц.
приложение дл€ смартфонов и планшетов Android ѕтицы и √олоса (его можно купить в магазине Play Google),
приложени€ дл€ iPhone и iPad: ѕтицы –оссии, √олоса птиц, ѕтицы ≈вропы (все их можно скачать из AppStore),
карманные полевые определители ѕтицы средней полосы (160 видов), ѕтицы –оссии (278 видов),
цветные определительные таблицы ѕерелетные птицы, «имующие птицы,
книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": ѕтицы, ƒомашние животные,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): √олоса птиц средней полосы –оссии (343 вида) и √олоса птиц –оссии, часть 1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь (фонотека Ѕ.Ќ. ¬епринцева, 450 видов).






≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї

—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма

Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш

»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€

Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)

Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€

¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
Ќекоторые особенности гнездовани€ ласточки деревенской в окрестност€х села ћалета

ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи

—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€

¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019