јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш

© ћишкарудна€ ¬алери€ (7 класс), Ќовочебоксарск, 2002

Ќаучный руководитель ѕитеркина “.¬

ƒанна€ исследовательска€ работа выполнена в рамках программы
Ўколы ƒикой ѕрироды Ѓ

¬ведение

ќтр€д ѕауки Цсамый многочисленный отр€д паукообразных, науке известно около 35 000 видов пауков, однако ученые предполагают, что еще примерно столько же не описано, так что общее количество должно достигать 70 000 (’еллиард, 2001).

»стори€ изучени€ вопроса. –абот по изучению отр€да ѕауки на территории „увашской –еспублики немного. ѕерва€ работа по фауне пауков „увашии опубликовала ќ.ѕ. √ольцмайер (1934), по данным которой на территории „увашии было зарегистрировано 150 видов пауков и приведено их распространение по некоторым биотопам (√ольцмайер, 1934). ƒолгое врем€ изучением арахнофауны „увашской республики почти никто не занималс€. Ћишь начина€ с 1996 года по€вл€ютс€ работы ћ.ј. ќлигер (1996, 1999), —идоренко ћ.ѕ. и ƒунина ѕ.ћ.(1997), ѕитеркиной “.¬. (2001, 2002), по данным которых фауна пауков „увашии насчитывает 259 видов из 23 семейств. ¬се данные работы посв€щены фаунистическим исследовани€м. »зучением же поведени€ пауков на территории „– никто не занималс€. —ведени€ о поведении пауков можно найти лишь в энциклопедических издани€х (јкимушкин, 1998 и др.)

Ёто и определило цель нашего исследовани€: изучить некоторые особенности жизни пауков в окрестност€х озера „анграш.

ƒл€ этого были поставлены следующие задачи:

  • 1. »зучить плотность распределени€ паутин в различных биотопах.
  • 2. »сследовать пищевой рацион пауков в различных биотопах.
  • 3. »зучить врем€ охоты пауков на жертвы различных размеров.
  • 4. »зучить среднюю скорость плетени€ паутины и динамику количества паутин на выбранной площадке в течение суток.
  • 5. ¬ы€вить суточную активность пауков.
  • 6. »сследовать бюджет времени пауков.
  • 7. »сследовать взаимоотношени€ пауков с различными беспозвоночными животными и между собой.

ћетодика

»сследовани€ проводились в «асурском лесном физико-географическом районе в окрестност€х озера „анграш, в период с 25 июн€ по 10 июл€ 2002 г. в рамках проведени€ полевого лагер€ Ўкола ƒикой ѕрироды.

1. ƒл€ вы€снени€ плотности распределени€ паутин в различных биотопах, мы выбрали 3 учетных маршрута в 3 биотопах (шириной 2 метра), во врем€ которых подсчитывали количество паутин в каждом биотопе. ƒл€ изучени€ пищевого рациона пуков в различных биотопах во врем€ маршрутов мы учитывали количество насекомых и их разнообразие в каждой паутинке.

2. ƒл€ изучени€ поведени€ паука на охоте в паутины крестовиков мы подбрасывали им жертвы различной величины: меньше, равно и больше размера самого паука, записывали врем€, за которое паук подбегает к жертве, обматывает и поедает ее. ќпыт был проведен в 3-х повторност€х.

3. ƒл€ исследовани€ суточной активности пауков, вз€в за критерий плетение паутин, мы выбрали площадку размером 10х10 метров, закартировали расположение всех деревьев, кустарников и паутин. «атем все паутины были сорваны. ¬ течение суток каждые 2 часа фиксировали количество паутин на площадке. Ќа основе данных была прослежена динамика количества паутин на площадке и вы€влена средн€€ скорость плетени€ паутины.

4. ƒл€ изучени€ бюджета времени велись суточные наблюдени€ за пауками родов Tetragnatha и Araneus.

5. „тобы узнать поведение пауков при по€влении на их паутине других пауков, мы подсаживали на паутину пауков различных размеров: меньшего (<), равного (=) и большего (>). «аписывали реакцию хоз€ев паутины и Ђпришельцевї. Ѕыло сделано 2 повторных опыта.

–езультаты исследований

1. ћы вы€снили плотность распределени€ паутин в 3 различных биотопах:

  • 1 биотоп: широколиственный лес с преобладанием дуба черешчатого и ольхи клейкой по северо-западному берегу озера „анграш.
  • 2 биотоп: зарастающий луг.
  • 3 биотоп: широколиственный лес с преобладанием дуба черешчатого.

ћаксимальна€ плотность распределени€ паутин отмечена в 3 биотопе и минимальна€ Ц во 2 биотопе (диаграмма 1). ћы думаем, это св€зано с тем, что в 3 биотопе более разнообразна€ растительность и в большей степени представлены подрост и подлесокЦ это более хорошие услови€ дл€ плетени€ паутин, а так же возможно там больше различных насекомых, т.е. пищи.

ѕри изучении пищевого рациона пауков вы€снилось, что во всех 3 биотопах преобладали насекомые отр. ƒвукрылые (мошки и комары). ¬о 2 биотопе почти четверть пищи составл€ли муравьи (ќтр. ѕерепончатокрылые), а в 1 и 3 биотопах они присутствовали в очень малом количестве. “акже в небольшом количестве были представлены насекомые отр€дов „ешуекрылые (гусеницы и имаго) и ∆уки (диаграммы 2, 3, 4).

2. ƒл€ изучени€ охотничьего поведени€ пауков мы исследовали врем€ охоты пауков на жертвы различных размеров. ƒл€ опытов использовалось 3 паука из сем.  рестовиков (Araneidae).  ак вы€снилось, врем€ реакции на все типы жертв практически одинаково 1-2 секунды. ¬рем€, которое уходило на обматывание паутиной жертв, также не зависит от размера насекомого. ћежду временем питани€ и размером жертвы была вы€влена пр€ма€ зависимость: маленькое насекомое паук съедал за 20мин., среднюю жертву за 66мин., а большую Ч 67 мин. Ќадо заметить, что эти результаты - данные усредненные. ¬ одной из повторностей 3-го опыта паук был, видимо, сытым и не сразу съел все насекомое, оставив оставшуюс€ часть про запас. ѕоэтому третий результат получилс€ не очень большим, а разница между результатами второго и третьего опытов незначительной.

ѕри подкладывании мертвого насекомого в паутину паук резко разворачивалс€ в сторону жертвы, но, не чувству€ сотр€сени€ паутины, не воспринимал его как жертву, а поэтому не бежал к насекомому. ѕомимо тенетников есть такие пауки, которые не плетут паутин дл€ ловли насекомых, они лов€т их сами Ч это брод€чие пауки. “ак, мы наблюдали паука, семейства скакунчики (Salticidae), который поймал лесного таракана, причем размер таракана превышал размер паука более чем в 2 раза.

3.  ак мы заметили, паутина Ч конструкци€ очень непосто€нна€. ¬ короткий промежуток времени паук может ее разрушить и сделать заново, поэтому мы решили вы€вить врем€, за которое паук может сплести паутину и проследить динамику количества паутин на площадке в течение суток. ѕервоначально на площадке было зафикси-ровано117 паутин, затем все они были уничтожены.  ак оказалось, скорость плетени€ паутины достаточно высока€: уже через 2 часа после их уничтожени€ паутины были построены заново, и их количество стало даже немного больше (диаграмма 5).

¬озможно, это св€зано с тем, что на освободившуюс€ территорию пришли и другие пауки. ¬ промежуток времени с 23 до 3 часов количество паутин было максимальным. «атем их количество уменьшилось, и было почти одинаковым до конца эксперимента.

4. ѕо результатам этого опыта мы проследили активность пауков в течение суток, вз€в за показатель активности пауков плетение и разрушение паутин (диаграмма 6).

ѕики активности приход€тс€ на врем€ с 21 до 23и с 3 до 5часов. “аким образом, днем пауки не активны, а активны ночью и ранним утром.

5. “акже велись наблюдени€ за пауками р.Araneus и Tetragnatha на паутине (диаграммы 7, 8).

pauki7.jpg (30481 bytes)

Ѕольшую часть времени пауки были неактивны: Araneus 41% времени сидел в центре паутины, а Tetragnatha- 12%.31% времени исследовани€ Araneus сидел в убежище, к которому была проведена сигнальна€ нить. ” Tetragnatha не было специально построенного убежища, 60% времени он сидел просто на веточке около паутины. ќколо четверти времени у обоих уходило на охоту и питание. “акже помимо перечисленных, были выведены следующие поведенческие акты: двигаетс€ по паутине, застраивает паутину, тр€сет паутину Ч так паук поступает при опасности дл€ того, чтобы очертани€ тела стали более размытыми.

6. ƒл€ изучени€ взаимоотношений между пауками в исследуемые паутины подсаживались другие пауки и наблюдались реакции Ђхоз€евї и Ђпришельцевї (табл.2). ¬ большинстве случаев паук-Ђпришелецї убегает, а Ђхоз€инї никак не реагирует, отходит подальше или прогон€ет непрошеного гост€. Ћишь в 3-х случа€х встреча заканчивалась схваткой.

Ќесмотр€ на то, что пауки Ч опасные хищники, у них тоже есть враги. Ќапример, мы наблюдали, как оса тащила паука к себе в норку.  ак известно, осы используют тело пауков дл€ откладывани€ в него €иц, а при вылуплении из €иц личинок тело паука используетс€ дл€ их питани€ (јкимушкин, 1998).

¬ыводы

1. ћаксимальна€ плотность распределени€ паутин отмечена в широколиственном лесу с преобладанием дуба черешчатого по берегу озера „анграш, минимальна€ Ч на лугу, зарастающем соснами.

2. —реди пищевого рациона пауков во всех обследованных биотопах преобладали мошки. “акже в достаточно большом количестве присутствовали комары.

3. ¬рем€ питани€ паука находитс€ в пр€мой зависимости от размера жертвы. ѕри подкладывании мертвого насекомого в паутину паук не воспринимал его как добычу.

4. —редн€€ скорость плетени€ паутины достаточно высока Ч не более 2 часов.  оличество и расположение паутин на площадке непосто€нно и измен€етс€ в течениесуток.

5. Ќаибольшую активность пауки про€вл€ют ночью и ранним утром, днем пауки не активны.

6. Ѕольшую часть времени пауки неактивны. ќколо четверти времени наблюдений пауки тратили на охоту и питание.

7. ѕри встрече 2-х пауков на паутине, они, как правило, избегают конфликта. Ћишь 11% случаев встреча заканчивалась схваткой.

—писок литературы

1. јкимушкин ».». ћир животных. Ќасекомые. ѕауки. ƒомашние животные. “ом 3. Ч ћ.: ћысль, 1998. Ч 462 с.

2. јжеганова Ќ.—.  раткий определитель пауков (ARANEI) лесной и лесостепной зоны ———–. Ч Ћ., Ќаука, 1968. Ч 149 с.

3. √ольцмайер ќ.ѕ. ћатериалы к фауне пауков „увашской республики // ”ченые записки  азанского университета. «оологи€. “. 94, кн. 4, вып. 2.  азань. Ч 1934. Ч —.104 Ч 142.

4. ќлигер ћ.ј.. ƒополнительные материалы к аранеофауне „увашии // Ёкологический вестник „увашии. ¬ып. 15. Ч „ебоксары, 1996. Ч —. 42-43.

5. ќлигер. ћ.ј. ƒополнительные сведени€ к инвентаризационному списку пауков (Arachnidae, Aranei) —реднего ѕоволжь€ // Ќаучные труды √ѕ« Ђѕрисурскийї. “ом 2. -1999. Ч —. 45-47.

6. —идоренко ћ.¬., ƒунин ѕ.ћ.   фауне и экологии пауков (Arachnidae, Aranei) „увашии // ‘ауна и экологи€ животных национального парка Ђ„аваш ¬арманеї („увашска€ республика). Ч ¬ып.1. Ч „ебоксары, 1997. Ч —. 9-22.

7. “ыщенко ¬.ѕ. ќпределитель пауков ≈вропейской части ———–. Ч Ћ.: Ќаука, 1971. Ч 281 c.

8. ѕ. ’еллиард. ѕауки, перевод с английского ћ.я. Ѕеньковский, ћосква, ќќќ Ђ»здательство јстрельї, ќќќ Ђ»здательство ј—“ї, 2001г.



Ќаши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
¬ нашем »нтернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным –оссии:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители ƒневные бабочки, Ќасекомые-вредители леса, ѕресноводные беспозвоночные,
приложени€-определители Ёко√ид дл€ смартфонов и планшетов на Android и iOS: Ѕабочки, Ќасекомые-вредители (их можно скачать в Google Play или загрузить в AppStore),
цветные ламинированные определительные таблицы: ƒневные бабочки средней полосы, ѕресноводные беспозвоночные,
карманный полевой определитель ќбитатели водоемов,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": Ќасекомые.






≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї

—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма

Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш

»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€

Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)

Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€

¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
Ќекоторые особенности гнездовани€ ласточки деревенской в окрестност€х села ћалета

ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи

—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€

¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019