јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах

© ёркина »рина, Ќовочебоксарск, 2006

Ќаучный руководитель —кворцова “. ё.

ƒанна€ исследовательска€ работа выполнена в рамках программы
Ўколы ƒикой ѕрироды Ѓ
(Ѕиостанци€, оз. ћ. Ћебединое, „уваши€, 2006 г.)

 

¬ведение

÷ель: ѕроверить достоверность данных из научной литературы о растени€х-часах.

«адачи:

1. ƒоказать, что растени€-часы действительно открываютс€ и закрываютс€ в определЄнное дл€ них врем€.

2. ¬ы€снить, могут ли растени€-часы предсказать дождь.

3. ¬ы€вить вли€ние абиотических факторов на врем€ раскрыти€ и закрыти€ модельных видов.

јктуальность Ч мен€ заинтересовала тема о биологических часах, насколько можно довер€ть растени€м-часам.

ћесто и врем€. »сследовани€ проводились в окрестности биостанции, оз. ћалое Ћебединое (кв.14), —основского лесничества, „ебоксарского лесхоза, на особо охран€емой территории Ђ«аволжьеї с 10 по 27 июл€ 2006г.

ћетодика

ѕроверка достоверности данных из научной литературы о растени€х-часах проводилось методом наблюдени€ за растени€ми-часами.

ƒл€ этого были выбраны 2 модельных вида:

ƒл€ исследований были заложены :

1) ƒве пробные площадки с белыми кувшинками

2) ѕробна€ площадка с вьюнком полевым.

ѕробна€ площадка є1 была расположена на пожарном прудике, котора€ находитс€ в тени деревьев в течение целого дн€. ¬тора€ Ч на оз. ћалое Ћебединое, котора€ находитс€ на осв€щЄнном месте.

ƒл€ модельного вида є1 была создана искусственна€ тень из коробки и чЄрного полиэтилена дл€ нескольких экземпл€ров белой кувшинки. —делано это дл€ сравнени€ времени раскрыти€ и закрыти€ белых кувшинок в естественной тени (созданной кроной деревьев), на солнце и в услови€х искусственного затенени€.

«а модельным видом є1 велись наблюдени€ на площадках при разных погодных услови€х. —обранные нами данные о времени раскрыти€ и закрыти€ белых кувшинок в течении 6 дней сравнивались с литературными данными.

ѕробна€ площадка є3 была заложена размером 5 на 5 м.с модельным видом вьюнок полевой. »з литературы стало €сно, что данный вид так же обладает чувством времени. Ќаблюдени€ проводились при разных погодных услови€х, фиксировалось поведение растени€ данного вида на приближающийс€ дождь.

 аждый час в течение нескольких дней температура, облачность (по 10-бальной шкале), наличие осадков. Ќа всей площадке подсчитывались изменени€ количество раскрытых и закрытых цветов. ƒанные записи были занесены в рис. є2. ƒл€ проверки зависимости количества раскрытых и закрытых цветов от погодных условий (на примере облачности), определ€лось по коэффициенту коррел€ции.

–езультаты

¬ ходе работы были получены следующие данные.

Ќа пробных площадках є1 и є2 велись наблюдени€ за модельным видом є1 Ѕелой кувшинкой в течение 6 дней. –аскрытие кувшинки белой на пожарном прудике (естественна€ тень) 3 дн€ в €сную погоду с 9 ч. до 11 ч., а так же 3 дн€ в пасмурную погоду с 9 ч.30 мин.

ќтмечалось раскрытие кувшинки белой на пробной площадке є2, котора€ находитс€ на освещЄнном месте, на оз. ћалом Ћебедином с 7 ч. до 10 ч.30 мин. в €сную погоду и 3 дн€ в пасмурную погоду с 9 ч.40 мин. »з диаграммы видно, что в дождливую погоду кувшинка бела€ закрываетс€ раньше обычного из-за того, что некоторые растени€-часы, в том числе и кувшинка бела€, может отреагировать на приближающийс€ дождь. »з-за того , что несколько дней подр€д шли проливные дожди, расписание кувшинки белой сбилось с графика.

21 июл€ кувшинка из-за дожд€ не открывалась вообще сразу на двух площадках. Ќа пробной площадке є1 была создана искусственна€ тень, благодар€ которой можно сравнить врем€ раскрыти€ кувшинки белой в разных освещЄнных местах. Ѕлагодар€ этому было вы€влено, что модельный вид є1 (в искусственной тени) раскрываетс€ позднее на 1 час, с 10 ч.30мин. до 13 ч.30мин. »з рисунка видно, что кувшинка бела€ после дожд€, который был 16.07. во второй половине дн€, может не отрытьс€ и остатьс€ на вторую половину дн€ закрытыми.

¬ ходе работы пронаблюдали раскрытие нескольких растений-часов в дни с разными погодными услови€ми. —равнивалось врем€ раскрыти€ и закрыти€ кувшинки белой в разные погодные услови€. 16 июл€ кувшинка в тени открылась в 9 ч., на солнце в 7 ч., а закрылась в одно врем€, т. к. днЄм шла гроза в 13 ч. 17 июл€ утром кувшинки в тени открылись в 9 ч., а на солнце в 7 ч. закрылись перед дождЄм. 19 июл€ шЄл мелкий дождь, из-за этого бела€ кувшинка открылась позднее на 2 ч., в 9 ч.40 мин. ¬ечером была €сна€ погода, и поэтому цветы закрылись в 17 часов. 20 июл€ утром наблюдалась облачна€ погода, но растени€-часы открылись в своЄ врем€, вечером пошЄл дождь и цветы закрылись раньше, в 16 ч. 21 июл€ целый день шЄл дождь, и цветы предсказали непогоду и не открылись.

¬ ходе работы мы вы€вили, что при наблюдении за модельным видом є2, вьюнок полевой количество закрытых цветов измен€етс€ каждый час. Ќа пробной площадке є3 проводились наблюдени€ в течении 4 дней, два из которых малооблачные дни. ѕо полученным данным были построены графики, из которых видно, что при малооблачном утре количество цветов быстро возрастает, а при облачной погоде количество раскрытых цветов вьюнка полевого низка€. ѕо графикам можно предположить, что количество раскрытых цветов зависит от облачности. Ќа графиках показана температура, видно, что она не вли€ет на количество раскрытых цветов. ћы решили проверить зависит ли количество раскрытых цветов от облачности, как сказано выше.

ћы вычислили коэффициент коррел€ции на 3 дн€: 22.07.2006, 24.07. –езультаты получились следующие: 22.07 = -0,16; 23.07= -0,1; 24.07=-0,18. ќтрицательный коэффициент коррел€ции означает, что количество раскрытых цветов вьюнка полевого не зависит от облачности.

ѕри сравнении экспериментальных данных с литературными, врем€ раскрыти€ и закрыти€ цветов кувшинки белой и вьюнка полевого совпадают при условии €сной погоды в течение дн€.

¬ыводы

¬ ходе наших исследований было вы€влено:

1. –астени€-часы не всегда раскрываютс€ и закрываютс€ в определЄнное врем€ суток изЦза погодных условий. ƒанные из литературы не всегда верны. Ѕела€ кувшинка раскрываетс€ позднее на 3 часа при повышенной облачности и осадках. ¬ьюнок полевой раскрываетс€ позднее на 1 час из-за приближающегос€ дожд€.

2. ¬ ходе наших исследований было вы€влено, что более 50% растений на площадках реагируют на приближающийс€ дождь. Ёти растени€ перед дождЄм начинают закрыватьс€.

3. Ѕыло вы€влено, что врем€ раскрыти€ и закрыти€ Ѕелой кувшинки  и ¬ьюнка полевого завис€т от абиотических факторов. »з-за дожд€, €ркого солнца, тени врем€ раскрыти€ и закрыти€ мен€ютс€.

—писок использованной литературы

1. ¬. ». јртамонов. «елЄные оракулы. ћосква, 1989 г.

2. ќ.  . –азумовский, ≈. √.  озловский. ¬стреча с растени€ми. √рамотей, 2002 г.

3. —. ј. Ўмаков.  аникулы. ѕрикладна€ энциклопеди€. ћосква, 1997 г.



Ќаши авторские методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:
¬ нашем »нтернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:

нагл€дные полевые определители-бродилки: ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом,  устарники зимой,  устарники летом,
компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды и сочные плоды,
приложени€-определители растений дл€ смартфонов и планшетов на јндроиде: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды (их можно скачать в Google Play),
приложени€-определители растений дл€ iPhone и iPad: ƒеревь€ летом, ягоды (их можно загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: Ћекарственные растени€, –астени€ болот, –астени€ пресных вод, пособие "ќсновы гидроботанических исследований",
цветные ламинированные определительные таблицы: грибы-1, грибы-2, лишайники, водоросли, мхи, первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоемов, деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой, кустарники летом,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" ѕищевые растени€.






≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї

—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма

Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш

»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€

Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)

Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€

¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
Ќекоторые особенности гнездовани€ ласточки деревенской в окрестност€х села ћалета

ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи

—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€

¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl  ак вам девушки до 3 тыс€ч на сиблагуне попробуйте и оставьте отзыв. ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019