јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї

© »ванова ≈лена, Ќовочебоксарск, 2008

ƒанна€ исследовательска€ работа выполнена в рамках программы
Ўколы ƒикой ѕрироды Ѓ

ѕримечание: в данной работе видовые названи€ грибов €вл€ютс€ гиперссылками на их изображени€ и описани€, имеющиес€ на нашем сайте в секции √рибы раздела ѕрирода –оссии.

¬ведение

јктуальность исследовани€

√рибы Ч обширна€ группа организмов, насчитывающа€ около 100 тыс. видов. ќни занимают особое положение в системе органического мира, представл€€ особое царство. ќни лишены хлорофилла и поэтому требуют дл€ питани€ готовое органическое вещество. ѕоэтому их называют гетеротрофами.

√рибы широко распространены в природе на самых различных субстратах. ¬ процессе приспособлени€ к разным услови€м жизни или использовани€ дл€ питани€ различных веществ или живых тканей образовались те или иные экологические группы грибов.

ќсобую группу составл€ют ксилофиты Ч грибы, разлагающие древесину. —реди них различают разрушителей живой древесины и питающиес€ мертвой древесиной (опавшие сучь€). ќтсюда становитс€ пон€тно, что одни грибы играют положительную роль в природе, €вл€€сь важным звеном в сложном процессе разложени€ опавших сучьев и порубочной древесины. ј другие Ч нанос€т большой вред лесному хоз€йству, привод€ к ухудшению санитарного состо€ни€ насаждений, снижению выхода и качества деловых сортиментов, накоплению сухосто€, образованию бурелома, развитию очагов стволовых насекомых.

¬от почему необходимо проводить обследование состо€ни€ древесных насаждений. ќсобенно это актуально на особо охран€емых природных территори€х.

 ак нам стало известно из данных ЂЋетописи природыї национального парка Ђ„аваш ¬арманеї в период 1997 по 2003 годы проводилось рекогносцировочное обследование древесных насаждений на данной территории на наличие гнилевых заболеваний. ¬ результате в 102 квартале Ѕаишевского лесничества на двух выделах была обнаружена корнева€ губка. ј в 23 квартале Ч ложный осиновый трутовик.

„то же касаетс€ других дереворазрушающих грибов, на сегодн€шний момент в ЂЋетописи природыї национального парка нет списка их видового состава. ѕо словам јлександра јлексеевича яковлева, заместител€ директора национального парка по науке, этот вопрос требует тщательного изучени€.

¬от почему мы выбрали эту тему дл€ своих исследований.

÷ель работы: вы€снить состав дереворазрушающих грибов и определить, какие типы заболеваний они вызывают.

«адачи:

  • 1. »зучить видовой состав дереворазрушающих грибов.
  • 2. ¬ыделить тип субстрата, на котором они произрастают.
  • 3. ¬ы€снить, какие типы гнилевых заболеваний вызывают дереворазрушающие грибы.
  • 4. ќпределить степень пораженности основных пород древесных растений этими грибами.

ќписание района исследований

Ќаша работа проводилась с 23 июн€ по 10 июл€ 2008 года на территории национального парка Ђ„аваш ¬арманеї. ќн расположен в юго-восточной части „увашской –еспублики. “ерритори€ парка относитс€ к южной части подзоны широколиственных лесов лесной зоны, располага€сь в переходной полосе от леса к лесостепи. Ѕольша€ часть парка относитс€ к бассейну реки Ѕездна (приток реки —уры) и располагаетс€ к северу и югу от еЄ долины.

»з древесных пород типичными €вл€ютс€ сосна обыкновенна€, ель европейска€, осина, берЄза, липа, дуб (≈лисеев, “ихонов, 2002). Ќаибольшую долю лесопокрытой площади национального парка занимают сосновые насаждени€ Ч 45,2%. Ќасаждени€ с преобладанием берЄзы и осины 27,2% и 14,7 % соответственно. «начительную долю занимают липн€ки Ч 7,4 % (“ихонов, 2002).

—вои исследовани€ мы проводили на левом берегу реки Ѕездна. ƒл€ изучени€ было вз€то 3 старовозрастных биотопа.

Ѕиотоп є1. –асположен в заповедной зоне, квартал є15, выдел є1. ѕлощадь выдела 18,0 га. Ёто липн€к снытьевый. ‘ормула древосто€ 5Ћ2Ѕ2—1ќс. ѕервый €рус занимает липа, берЄза, сосна и осина. ¬ысота берЄз составл€ет 26 м, возраст деревьев 110 лет. Ѕонитет Ч 3. ѕодрост представлен липой и елью. ¬озраст Ч 20 лет. ¬ысота составл€ет 7 м. ѕодлесок состоит из бересклета бородавчатого, р€бины обыкновенной, жимолости лесной. √устота подлеска средн€€.

Ѕиотоп є2. –асположен в квартале є23, в выделе є16. ѕлощадь выдела 4,8 га. Ёто осинник снытьевый. ‘ормула древосто€ 7ќс2Ѕ1≈. ѕервый €рус Ч осина, берЄза и ель. —редн€€ высота древосто€ 28 м, возраст 85 лет. Ѕонитет Ч 2. ѕодрост представлен в основном липой. ¬ подлесок входит р€бина, бересклет бородавчатый и жимолость лесна€. √устота подлеска редка€.

Ѕиотоп є3. –асположен в квартале є34, в выделе є8. ѕлощадь выдела 2,6 га. Ёто сосн€к разнотравный. ‘ормула древосто€ 6—4Ѕ. ѕервый €рус представлен сосной и берЄзой. —редн€€ высота 30 м, возраст 110 лет. Ѕонитет Ч 2. ѕодрост Ч ель. ѕодлесок: р€бина, крушина ломка€. √устота древосто€ низка€.

‘отографии исследованных биотопов (слева направо): липн€к снытьевый, осинник снытьевый и сосн€к разнотравный.

ћетодика исследовани€

ƒл€ своих исследований по таксационной карте национального парка были выбраны типичные дл€ данного места участки старовозрастных лесов. ”частки были описаны по определенному плану:

  • 1. —остав основного полога (формула древосто€)
  • 2. ¬озраст насаждений.
  • 3. —остав подроста и подлеска.
  • 4. ’арактерные растени€ живого покрова.
  • 5. —омкнутость крон.

¬ каждом насаждении было осмотрено по 80 деревьев каждой породы (всего 320)

ƒл€ описани€ состо€ни€ деревьев в этом насаждении учитывалось:

  •  атегори€ состо€ни€ дерева (использовано нагл€дное пособие  обелькова и „уканова (2000))
  • Ќаличие и дол€ сухих ветвей приблизительно с градацией 20%.
  • Ќаличие плодовых тел трутовиков с указанием видовой принадлежности и расположением их на стволе. ”читывалось их количество.
  • ќтмечалось наличие механических повреждений, дупел, раковых заболеваний.
  • ќтдельно отмечались деревь€ суховершинные и поваленные.

 аждый вид плодового тела описывалс€ по плану:

  • 1. ÷вет поверхности
  • 2. ‘орма гименофора
  • 3. Ќаличие ножки
  • 4. ‘орма и размер плодового тела
  • 5. “ип субстрата, на котором произрастает гриб

¬се плодовые тела фотографировались, при этом в полевом дневнике отмечалось место находки дереворазрушающего гриба.

ƒл€ определени€ грибов использовали определитель ћ. ¬. √орленко и ћ. ј. Ѕондарцева (1980)

ќпределение типов гнилевых заболеваний проводили по методике ». √. —еменковой и Ё.—. —околовой ЂЋесна€ типологи€ї (1992).

ƒл€ определени€ степени поврежденности возбудител€ми болезней основных древесных пород использовали Ђ—правочник лесничегої под редакцией ј. Ќ. ‘илипчука.

–езультаты исследований

¬ ходе работы нами было обнаружено около 30 видов различных грибов. »з них в полевых услови€х удалось определить 21 вид. Ёти виды грибов были обнаружены на различных субстратах. ѕо литературным данным выдел€ют 4 экологические группы грибов по отношению к субстрату. »менно субстрат, из всех экологических факторов, €вл€етс€ определ€ющим дл€ распространени€ большинства грибов (—идорова, 1991). ƒл€ дереворазрушающих грибов мы выделили 3 экологические группы (таблица є1).

“аблица є1. Ёкологические группы дереворазрушающих грибов по приуроченности к субстрату (по ј. ћ. Ѕондарцевой)

»з всех обнаруженных грибов особое внимание в своей работе мы уделили дереворазрушающим грибам, так как они вызывают различного рода гнили. Ќа данном этапе работы наш список включает 17 видов.

¬стречаемость данных грибов на основных лесообразующих породах национального парка представлена в таблице є2.

“аблица є2. ¬стречаемость некоторых видов дереворазрушающих грибов на основных породах

Ќазвание

вида

сосна

осина

берЄза

липа

 

 

 

¬

 

 

 

¬

 

 

 

¬

 

 

 

¬

насто€щий трутовик                        
окаймлЄнный трутовик                        
ложный осиновый                        
ложный трутовик                        
скутеллини€ щитовидна€                        
эксиди€ железиста€                        
дрожалка оранжева€                        
вешенка обыкновенна€                        
пилолистник чешуйчатый                        
негниючник веточковый                        
полипорус изменчивый                        
соснова€ губка                        
чешуйчатый трутовик                        
розовый трутовик                        
плоский трутовик                        
берЄзова€ губка                        
берЄзовый гриб                        

- живое дерево, — Ц сухоствольное дерево, ¬ - валеж

Ќа березе и липе обнаружено наибольшее количество видов дереворазрушающих грибов (8 и 7 соответственно). Ќаименьшее Ч на сосне и осине (по 5 видов). ¬ некоторых случа€х мы находили один и тот же вид гриба на живом и мертвом дереве одной породы (например, насто€щий трутовик), в других Ч только на живых породах (соснова€ губка). ѕо литературным данным большинство дереворазрушающих грибов обладает способностью в зависимости от условий развити€ питатьс€ живой или мертвой тканью, переходить с живых, растущих деревьев на мертвые древесные остатки и наоборот (—еменкова, —околова, 1992).

Ќадо отметить, что некоторые виды дереворазрушающих грибов были отмечены только на одной породе и только на живых стволах. Ёто ложный осиновый трутовик и берЄзова€ губка. ѕо данным Ѕондарцевой (1991) это объ€сн€етс€ потребностью грибов в витаминах, вырабатываемых в процессе жизнеде€тельности дерева.

Ќа данном этапе работы нами не была рассчитана частота встречаемости какого-либо дереворазрушающего гриба. Ќо можно с большой уверенностью сказать, что насто€щий трутовик лидирует. ѕо литературным данным он относитс€ к числу наиболее распространенных и широко известных грибов (—еменкова, —околова, 1991).

 ак было сказано выше, некоторые виды грибов вызывают гнилевые заболевани€ у живых деревьев. ѕри поражении деревьев гнилевыми болезн€ми у них может произойти резкое нарушение физиологических процессов, ведущее к снижению прироста, общему ослаблению и усыханию деревьев. ¬ насаждени€х, пораженных этими болезн€ми, часто наблюдаетс€ ветровал и бурелом, что, в конечном счете, приводит к распаду насаждений, утрате лесом его ценнейших свойств и функций (—емЄнова, —околова, 1991)

–ассмотрим дереворазрушающие грибы, которые наиболее часто встречаютс€ в исследуемых биотопах. Ћожный осиновый и насто€щий трутовики вызывают белую (коррозионную) гниль. Ёто значит, разложению подвергаетс€ не вс€ пораженна€ древесина: отдельные группы разрушенных клеток чередуютс€ с совершенно нетронутыми участками древесины. “ака€ гниль расщепл€етс€ на волокно и крошитс€. ќкаймлЄнный трутовик и соснова€ губка вызывают бурую (деструктивную) гниль. ¬ этом случае разрушаетс€ вс€ древесина, поэтому така€ гниль легко растираетс€ в порошок.

≈сли говорить, как происходит заражение этими грибами, зачастую это через места облома сучьев, морозобоины и другие механические повреждени€. ¬ ходе работы в осиннике нами было замечено, что плодовые тела находились в местах обломанных сучьев.

¬ ходе работы мы вы€снили, кака€ лесообразующа€ порода национального парка наиболее подвержена стволовым гнилевым заболевани€м. ƒл€ этого были вз€ты участки следующих типов насаждений: липн€к, сосн€к с примесью березы и осинник. »з всех осмотренных деревьев оказалось, что осина и береза имеют наибольший процент повреждений (включа€ и заболевани€) 89% и 87% соответственно. ѕо литературным данным осина быстрорастуща€, но очень недолговечна€ порода, обычно поражаетс€ сердцевинной гнилью (√убанов и др.,2003). ј что касаетс€ березы, у неЄ кора тонка€ и нежна€, легко подвержена морозобоинам. Ќаименьший процент имеет сосна (всего 5%). ≈сли рассмотреть поврежденность деревьев, у осины почти 52% Ч это гнилевые заболевани€. ѕрактически каждое второе дерево поражено ложным осиновым трутовиком, степень пораженности которым в насаждении составл€ет 65%. ” берЄзы Ч различного рода повреждени€ коры (62%). Ёто отсутствие коры на стволе, глубокие трещины, иногда идущие от основани€ до середины ствола. ” липы тоже достаточно высокий процент повреждений (86%). “ак как липн€к, в котором мы проводили свои исследовани€, густота древосто€ достаточно высока€, здесь много поваленных деревьев. ќни, пада€ на землю, наносили повреждени€. ” сосны наибольший процент повреждений (79%). Ёто механические повреждени€. ¬ысокий процент объ€сн€етс€ тем, что в учет попали сосны с засечками. »з всех таких деревьев только 10% поражены гнилью. ѕри этом категори€ состо€ни€ этих деревьев в основном перва€ (без признаков ослаблени€).

ј теперь рассмотрим непосредственно сами гнилевые заболевани€, которые нам удалось обнаружить на исследуемых породах.  ак вы€снилось, у березы, как и у сосны, самый низкий процент гнилевых заболеваний (всего 2%). ѕо всей видимости, услови€ произрастани€ дл€ березы благопри€тные. ќна произрастает вместе с сосной, у которой, как мы уже сказали, низкий процент пораженности трутовыми грибами. Ёто соснова€ губка, котора€ €вл€етс€ паразитом только хвойных деревьев. ћы вы€снили, что береза в данном биотопе имеет вторую категорию жизненного состо€ни€ (ослабленна€). „то же касаетс€ осины и липы, их жизненное состо€ние соответствует 3-й и 2Цй категории соответственно.

¬ыводы

1. Ќа исследуемой территории на данный момент было определено 17 видов дереворазрушающих грибов.

2. Ќаибольшее количество видов произрастает на валеже.

3. ƒереворазрушающие грибы вызывают 2 типа гнилей.

4. ¬ исследуемых биотопах гнилевыми заболевани€ми наиболее поражена осина, наименее Ч береза.

—писок литературы

1.  атегории состо€ни€ основных лесообразующих пород ћосковской области./ ѕод ред. ћ.≈.  обелькова. »ллюстрированное пособие. ћ., 2000. 40 с.

2. —еменкова ». √., —околова Ё. —. Ћесна€ фитопатологи€: ”чебник дл€ вузов. Ч 2-е изд., перераб. и доп. Ч ћ.: Ёкологи€, 1992. Ч 352 с.

3. —околова Ё. —. —осудистые и некрозно-раковые болезни стволов и ветвей: учеб. пособие /Ё. —. —околова, “. ¬. √аласьева. Ч ћ.: √ќ” ¬ѕќ ћ√”Ћ, 2006. Ч 36 с.

4. —правочник лесничего / ѕод общ. ред. ј. Ќ. ‘илипчука. 7-е изд., перераб. и доп. ћ.: ¬Ќ»»Ћћ, 2003. 640 с.



Ќаши авторские методические материалы по грибам и лишайникам –оссии:
¬ нашем »нтернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по грибам и лишайникам –оссии:

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) определитель √рибы –оссии,
приложение-определитель дл€ смартфонов и планшетов √рибы –оссии (его можно купить в магазине Play Google или загрузить из AppStore) ,
карманный полевой определитель √рибы средней полосы,
цветные ламинированные определительные таблицы: √рибы. „асть 1, √рибы. „асть 2, Ћишайники,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" √рибы.






≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€
Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019