јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое

јвтор:  ладова ёли€ Ѕорисовна

г. —тарый ќскол Ѕелгородской области, ћќ” Ђ—ќЎ є16 с ”»ќѕї, 8 ЂЅї класс.

Ќаучные руководители:
Ѕорисова ≈лена јлексеевна,учитель биологии ћЅќ” Ђ—ќЎ є 16 с ”»ќѕї,
»ванова ќксана ¬ладимировна, учитель химии, ћЅќ”—ќЎ є 16 с ”»ќѕ.

—тарый ќскол, 2013

 

—одержание

  • 1. ¬ведение
  • 2. –оль лекарственных растений в жизни человека. ћорфологические признаки основных видов лекарственных растений
  • 3. ‘изико Ц географические услови€ исследуемой местности
  • 4. ћетодика исследовани€
  • 5. –езультаты исследований
  • 6. «аключение
  • 7. —писок литературы
  • 8. ѕриложение

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

¬ конце прошлого учебного года реб€та нашего класса получили по окружающему миру задание на лето, изготовить гербарий лекарственных растений.  роме того, нам всем хотелось собрать немного лекарственных растений дл€ себ€, чтобы использовать их в своих домашних аптеках. Ќо перед нами встал вопрос, не нанесем ли мы своими действи€ми вред природе.

ƒл€ того, чтобы не нанести непоправимого ущерба природе необходимо знать Ц какое количество лекарственных растений имеетс€ на данной территории. ƒостаточно ли его дл€ того, чтобы проводить здесь сбор лекарственных трав в большом количестве.

¬ св€зи с этим целью насто€щей работы €вл€етс€: вы€вить наличие сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое —тарооскольского района Ѕелгородской области.

ƒл€ достижени€ поставленной цели нам необходимо выделить объект и предмет исследовани€. ќбъектом исследовани€ €вл€ютс€ лекарственные растени€. ѕредметом исследовани€ €вл€етс€ сырьевые ресурсы лекарственных растений на территории села Ќовокладовое.

ƒл€ достижени€ данной цели была выдвинута гипотеза: на территории села Ќовокладовое встречаютс€ некоторые виды лекарственных растений, запасы эксплуатационного сырь€ которых не позвол€ет делать их заготовки в аптечных цел€х населением.

–еализаци€ гипотезы

ƒл€ данной работы были выдвинуты следующие задачи:

  • 1. ќтобрать необходимый теоретический материал о лекарственных растени€х.
  • 2. ќтобрать эффективную методику дл€ проведени€ исследовательской работы.
  • 3. ¬ыбрать место проведени€ работы.
  • 4. ќтобрать формы организации де€тельности по вы€снению количественного состава лекарственных трав на территории села Ќовокладовое.

¬ насто€щей работе были использованы следующие методы: изучение специальной литературы по проблеме исследовани€, беседа, наблюдение, метод закладывани€ пробных площадок.

ƒл€ проведени€ работы была выбрана юго-западна€ окраина села и часть лесного массива, прилегающего к ней Ч Ђѕушкарска€ дачаї. ѕлощадь исследуемой территории Ч 5 га.

»сследование включало в себ€ следующие этапы:

  • I этап (весна 2013 г.) Ч подбор теоретического материала.
  • II этап (весна-лето 2013 г.) Ч сбор гербарного материала, сбор экспериментальных данных.
  • III этап (осень 2013 г.) Ч обработка исследовательских данных.

–ќЋ№ Ћ≈ ј–—“¬≈ЌЌџ’ –ј—“≈Ќ»… ¬ ∆»«Ќ» „≈Ћќ¬≈ ј

ћќ–‘ќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–»«Ќј » ќ—Ќќ¬Ќџ’ ¬»ƒќ¬ Ћ≈ ј–—“¬≈ЌЌџ’ –ј—“≈Ќ»…

–астительный мир подарил человеку огромное богатство Ч лекарственные растени€, которые всегда были источником жизни, пищи и здоровь€. Ћечение целебными травами сопровождало человечество с его колыбели. ќт истоков медицины и до наших дней человек испробовал множество разнообразных методов и средств лечени€. ѕо мере совершенствовани€ медицинских знаний во врачебной практике по€вл€лись все новые лечебные средства, но только некоторые из них после продолжительной, многовековой проверки заслужили всеобщее признание и сохранились в арсенале лечебных средств, вплоть до нашего времени. Ёто, в частности, относитс€ к фитотерапии Ч лечению растени€ми, которое зародилось в глубоко древности [3 стр.4].

Ћес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за лекарствами. Ёта аптека не похожа на обычную, привычную нам, где лекарства хран€тс€ в скл€нках, фарфоровых сосудах и прочих емкост€х, Ч здесь они наполн€ют бесконечное количество живых растительных клеток, из которых сформированы стебли, листь€, корни, цветки трав, деревьев и кустарников. Ёти клетки не просто хранилища лекарств Ц они их фабрики. ћногие вещества, вырабатываемые растительными клетками, обладают целебными свойствами. ѕрин€тые внутрь или использованные наружно, они помогают больному организму справитьс€ с недугом. Ѕогат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но здесь нет этикеток! ядовитые растени€ могут выгл€деть привлекательно. ѕоэтому обращатьс€ за помощью к растени€м следует только с рецептом врача!

¬озможно, первые люди и руководствовались в выборе лекарств инстинктом, как это сейчас делают больные животные, но чаще всего они шли эмпирическим путем Ц путем риска и ошибок. ѕостепенно выработалась способность улавливать св€зи между причиной и следствием, запоминать и сопоставл€ть эти св€зи. ћиллионы лет, в течение которых шла эволюци€ человека, накапливались эти знани€ и передавались из поколени€ в поколение.

¬ начале прошлого столети€ в 1806 году немецкий аптекарь —ертюрнер впервые выделил в чистом виде алкалоид морфин из опи€, полученного из снотворного мака. — этого момента и началось выделение учеными полезных начал в чистом виде.

Ћечебные свойства растений обуславливаютс€ наличием в них различных по своему составу и строению химических веществ алкалоидов, ферментов, органических кислот, дубильных веществ, эфирного масла и др., обладающих фармакологическим действием на организм человека или на причину заболевани€. Ёти вещества прин€то называть действующим началом. ¬ зависимости от химической природы действующего начала лекарственные травы могут про€вл€ть тонизирующее, возбуждающее, успокаивающее, болеутол€ющее, отхаркивающее, рвотное, слабительное, закрепл€ющее, мочегонное, ранозаживл€ющее, противомикробное, противоглистное и др. [2 стр.3].Ћекарственные травы широко примен€ютс€ при различных заболевани€х людей, как в научной, так и народной медицине. Ќекоторые виды трав введены в культуру. »х выращивают на плантаци€х в специальных хоз€йствах, но больша€ часть их €вл€ютс€ дикорастущими. ¬ насто€щее врем€ вновь получила распространение фитотерапи€, поэтому и природные плантации лекарственных трав повсеместно оскудели, а кое-где исчезли.

‘изико-географические услови€ исследуемой местности

‘изико-географические услови€ данной местности определ€ютс€ положением района в лесной зоне —редне-–усской возвышенности.  лимат умеренно-континентальный. ќсновные климатические показатели по данным метеостанций: среднегодова€ температура воздуха Ц 6,3∞—, средн€€ минимальна€ температура воздуха Ц 9 ∞— отмечена в сент€бре-€нваре мес€це, средн€€ максимальна€ температура воздуха +19 +20 ∞— отмечена в июле, абсолютный максимум +41 ∞—, абсолютный минимум - 36 ∞—. –анние осенние заморозки наблюдаютс€ в первой половине сент€бр€. ѕоздние осенние заморозки отмечены в третьей декаде сент€бр€. ѕоздние весенние заморозки отмечены в третьей декаде ма€ с понижением температуры до -2 ∞—. ќсадки: среднегодовые 589 мм, наибольшее количество 770 мм, наименьшее количество 450 мм. —редн€€ продолжительность безморозного периода Ч 155 дней. ≈жегодно наблюдаютс€ летом засухи и суховейные €влени€ слабой и средней интенсивности. »нтенсивные засухи повтор€ютс€ через каждые 4Ц5 лет. Ќаибольшее число дней с засухой падает на 9Ц14 дней.

Ќаправление ветра неустойчивое. ¬есной преобладают суховейные ветры юго-восточного направлени€, летом Ч северо-западного и восточного. ¬ зимний период наблюдаютс€ ветры юго-восточного направлени€. ”стойчивый снежный покров образуетс€ во второй декаде но€бр€, средн€€ продолжительность его до 105 дней. –аспределение снега не равномерно: на ветроударных склонах снега сохран€етс€ мало, почвы промерзают на большую глубину, поэтому усиливаетс€ сток талых вод, вызывающий развитие процессов эрозии.

–ельеф овражно-балочный. ѕочвы оврагов и балок легкого механического состава, в результате чего происходит их смыв, образуютс€ овраги. ƒно покрыто намытым песком.

Ќа исследуемой территории в еЄ лесной части преобладают серые и темно-серые лесные почвы. Ќа демовиальных отложени€х балок сформировались дерново-намытые почвы. ¬ близи села почвы, в основном, песчаные [6 стр. 75]

ћ≈“ќƒ» ј »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я

Ќами была использована методика предоставленна€ профессором Ѕелгородского госуниверситета ј.‘.  олчановым [10].

ћетодика определени€ запасов сырь€ у кустарников и деревьев и трав€нистых растений была различной. «апасы сырь€ у кустарников определ€лись по так называемым модельным растени€м Ч наиболее типичным, средним по размерам и развитию экземпл€рам на массиве (фото 1). “аких модельных растений мы брали 3. «атем с них собирали те части, которые €вл€ютс€ сырьем, взвешивали и высчитывали средний выход с одного экземпл€ра. «атем подсчитывали количество экземпл€ров данного вида на единицу площади. ѕри значительных количествах и сравнительно равномерном сто€нии на площади в 100 м2, при небольшом количестве и неравномерном сто€нии Ч на 500 м2, 1000 м2. «атем производилс€ пересчет на 1 га и весь массив.

—бор сырь€ с модельного растени€

‘ото 1. —бор сырь€ с модельного растени€

Ќа деревь€х, где даже с модельных экземпл€ров было трудно собрать все сырье (например, соцвети€ липы, р€бина обыкновенна€), выбирали так называемую модельную ветку и по количеству собранного с нее сырь€ определ€ли количество его на всем дереве, а затем на 1 га и всем массиве (фото є2)

—бор сырь€ с модельной ветки

‘ото 2. —бор сырь€ с модельной ветки

«апасы сырь€ трав€нистых видов устанавливали с помощью пробных учетных площадок. »х закладывали в произвольных местах исследуемой местности (череда трехраздельна€, ландыш майский, горец птичий и др.). ѕлощадки закладывали обычно размером 1х1 м, (фото є3) при небольшой густоте сто€ни€ и неравномерном размещении (крапива двудомна€, зверобой продыр€вленный, ромашка аптечна€ и др.), размеры их значительно увеличивали (5х5, 10х10 м) (фото є4). ƒл€ получени€ более достоверных данных о запасах сырь€ закладывалось по 30 площадок в разных местах изучаемого массива.

ѕлощадка 3х3 м

‘ото 3. ѕлощадка 3х3 м

ѕлощадка 1х1 м

‘ото 3. ѕлощадка 1х1 м

√раницы площадок отбивались шпагатом с колышками. ќтметив границы площадки, на ней собирали те части растений, которые €вл€ютс€ сырьем Ќадземные части (трава листь€, цветки, соцвети€) срезались ножницами, части растени€, поврежденные болезн€ми и вредител€ми, а также пожелтевшие и с другими дефектами, отбрасывались. —обранное сырье сразу же взвешивалось. ѕодземные органы (корни, корневища, клубни, луковицы) выкатывались и после предварительной подготовки раскладывались на ткани дл€ обсыхани€ и затем взвешивались.

ƒанные по каждой площадке записывались отдельно, затем выводили среднюю величину запасов сырь€ и делали пересчет на 1 га и на всю площадь массива. ѕо каждому виду лекарственных растений учет производилс€ отдельно. (приложение є2)

–езультаты приложены к работе. ƒл€ работы были вз€ты двадцать три вида лекарственных трав, которые заготавливаютс€ аптеками. Ёто следующие виды: цмин песчаный, бо€рышник кроваво-красный, горицвет весенний, душица обыкновенна€, зверобой продыр€вленный, крапива двудомна€, ландыш майский, липа сердцевидна€, мать-и-мачеха, пастушь€ сумка, пижма обыкновенна€, подорожник большой, пустырник сердечный, ромашка аптечна€, р€бина обыкновенна€, тыс€челистник обыкновенный, хвощ полевой, череда трехраздельна€, чистотел большой, шиповник майский, горец перечный, горец птичий, чабрец обыкновенный.

Ћекарственные растени€, рекомендованные дл€ аптечного сбора определ€лись с учетом граничных значений [10 стр. 2]. ѕриложение 1, таблица є1.

–езультаты исследований

¬ ходе данной работы из предложенных методикой 23 видов лекарственных растений, рекомендованных дл€ аптечного сбора на территории Ѕелгородской области, нами было вы€влено 20 видов лекарственных растений. Ёто следующие лекарственные растени€: цмин песчаный, бо€рышник кроваво - красный, зверобой продыр€вленный, душица обыкновенна€, крапива двудомна€, ландыш майский, липа сердцевидна€, мать и мачеха, пастушь€ сумка, пижма обыкновенна€, подорожник большой, пустырник сердечный, р€бина обыкновенна€, тыс€челистник обыкновенный, хвощ полевой, череда трехраздельна€, чистотел большой, шиповник майский, горец птичий, чабрец обыкновенный.[2, 4]“акие виды как горицвет весенний, горец перечный, ромашка аптечна€ на обследованной территории нами не было обнаружено.¬ малом количестве были обнаружены такие виды лекарственных растений как, пастушь€ сумка, цмин песчаный, ландыш майский, подорожник большой, душица обыкновенна€, хвощ полевой, чабрец обыкновенный. —равнива€ полученные нами результаты исследовани€ запасов сырь€ этих растений с граничными значени€ми. представленными в таблице є1 , мы можем сказать, что эти растени€ не рекомендованы дл€ сбора населением в лекарственных цел€х. (“аблица є 2) ¬ этой сводной таблице также хорошее видно, что такие виды как, хвощ полевой, чабрец обыкновенный были обнаружены нами всего в нескольких экземпл€рах, и рекомендовать их дл€ аптечного сбора мы не можем. —равнива€ результаты исследовани€ таких лекарственных растений, как бо€рышник кроваво Ц красный, зверобой продыр€вленный, крапива двудомна€, липа сердцевидна€, пижма обыкновенна€, череда трехраздельна€, чистотел большой, шиповник майский, горец птичий с граничными растени€ми, предоставленными методикой, (таблица є1) мы можем сказать, что сбор этих растений в лекарственных цел€х возможен. ¬се результаты исследовани€ приведены в таблице є2. ( приложение 1, таблица є2.)

«аключение

»сход€ из результатов проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

  • 1. Ќа обследованной нами территории обнаружено двадцать видов лекарственных растений, заготавливаемых аптеками.
  • 2. √орицвет весенний, горец перечный, ромашка аптечна€ на данной территории не произрастают.
  • 3. “акие виды, как хвощ полевой и чабрец обыкновенный были обнаружены всего в нескольких экземпл€рах.
  • 4. “акие виды, как пастушь€ сумка, цмин песчаный, ландыш майский, подорожник большой, душица обыкновенна€, хвощ полевой, чабрец обыкновенный не подлежат аптечному сбору, т.к. запасы эксплуатационного сырь€ этих растений на обследованной территории очень малы.
  • 5.  оличество эксплуатационного сырь€, собранное на данной территории, таких лекарственных растений, как бо€рышник кроваво-красный, зверобой продыр€вленный, крапива двудомна€, липа сердцевидна€, пижма обыкновенна€, пустырник сердечный, р€бина обыкновенна€, тыс€челистник обыкновенный, череда трехраздельна€, чистотел большой, шиповник майский, горец птичий позвол€ет нам рекомендовать их дл€ сбора местном населению и аптекам.
  • 6. ƒл€ того чтобы сохранить такие растени€ как пастушь€ сумка, цмин песчаный, ландыш майский, подорожник большой, душица обыкновенна€, хвощ полевой, чабрец обыкновенный были проведены следующие меропри€ти€:
    • -на общешкольном родительском собрании жител€м села был предоставлен список лекарственных растений, которые не рекомендованы дл€ сбора в аптечных цел€х, список растений, собира€ которые мы не нанесем ущерба природе;
    • -дл€ посадки на учебно - опытном участке были собраны семена таких растений, как подорожник большой, цмин песчаный, пастушь€ сумка;
    • -приобретены в розничной торговле семена душицы обыкновенной,чабреца обыкновенного и ромашка аптечна€.

¬се эти растени€ будут высе€ны на учебно Ц опытном участке весной 2012 года. Ћуковицы ландыша майского были приобретеныу жителей села ( ѕриусадебное хоз€йство јнпиловой —.ј.) и осенью 2011 года были высажены на пришкольном участке.

—писок используемой литературы

  • 1. ћахлаюк ¬.ѕ. Ћекарственные растени€ в народной медицине. ћосква, ЂЌива –оссииї. 1992г.
  • 2. ћацку я.,  рейга ». јтлас лекарственных растений. »здательство словацкой академии наук.
  • 3. Ќиколаева —.Ќ. Ђќ некоторых подходах к экологическому воспитанию детейї. 1987г.
  • 4. Ћекарственные растени€, использование в народной медицине и быту. Ђ„еловекї. 1990г.
  • 5. јтлас ареалов и ресурсов лекарственных растений ———– (под редакцией “олмачев ј.»., Ўрегер ј.».). ћосква 1976г.
  • 6. Ћукин —. ¬. Ђѕриродные ресурсы и окружающа€ среда Ѕелгородской областиї 2007. Ц 556 с.
  • 7. –астительные ресурсы ———–. ÷ветковые растени€, их химический состав, использование; семейства Caprifo - liaccae. -Plantaginaccae. Ћ. Ќаука 1990 - 328с.
  • 8. –астительные ресурсы ———–. ÷ветковые растени€, их химический состав, использование; семейства Magnoliaccae - Ћ. Ќаука, 1984 - 460с.
  • 9. –астительные ресурсы ———–. ÷ветковые растени€, их химический состав, использование; семейства Paloniaceae - Thymelae - ассае - Ћ. Ќаука 1985 - 336с.
  • 10.  олчанов ј.‘. ћетодика исследовани€ лекарственных растений. Ѕелгород, 2002.

ѕриложение 1

“аблица є1. √раничные значени€ предусмотрены методикой

є п/п

Ќазвание растений

√раничное значение

1 ÷мин песчаный

ќт 5000

2 Ѕо€рышник кровавокрасный

ќт 5000

3 «веробой продыр€вленный

ќт 22000

4 √орицвет весенний

ќт 20000

5 ƒушица обыкновенна€

ќт 22000

6  рапива двудомна€

ќт 30000

7 Ћандыш майский

ќт 5000

8 Ћипа сердцевидна€

ќт 4000

9 ћать-и-мачеха

ќт 10000

10 ѕастушь€ сумка

ќт 22000

11 ѕижма обыкновенна€

ќт 5000

12 ѕодорожник большой

ќт 5000

13 ѕустырник сердечный

ќт 5000

14 –омашка аптечна€

ќт 22000

15 –€бина обыкновенна€

ќт 15000

16 “ыс€челистник обыкновенный

ќт 20000

17 ’вощ полевой

ќт 5000

18 „ереда трехраздельна€

ќт 5000

19 „истотел большой

ќт 20000

20 Ўиповник майский

ќт 17000

21 √орец перечный

ќт 5000

22 √орец птичий

ќт 22000

23 „абрец обыкновенный

ќт 5000

 

“аблицає2. —водна€ таблица результатов исследовани€

є п/п

Ќазвание растений

—реднее с I га

√раничное значение

√оден ли дл€ сбора

1 ÷мин песчаный

2400

ќт 5000

Ќереком.

2 Ѕо€рышник кровавокрасный

6983

ќт 5000

–екоменд.

3 «веробой продыр€вленный

33400

ќт 22000

–екоменд

4 √орицвет весенний

-

-

Ќереком.

5 ƒушица обыкновенна€

21000

ќт 22000

Ќереком

6  рапива двудомна€

46800

ќт 30000

–екоменд.

7 Ћандыш майский

2400

ќт 5000

Ќереком

8 Ћипа сердцевидна€

5700

ќт 4000

–екоменд

9 ћать-и-мачеха

16400

ќт 10000

–екоменд

10 ѕастушь€ сумка

30800

ќт 22000

–екоменд

11 ѕижма обыкновенна€

2200

ќт 5000

Ќереком

12 ѕодорожник большой

2100

ќт 5000

Ќереком

13 ѕустырник сердечный

2400

ќт 5000

Ќереком

14 –омашка аптечна€

-

-

Ќереком

15 –€бина обыкновенна€

16817

ќт 15000

–екоменд

16 “ыс€челистник обыкновенный

2600

ќт 20000

–екоменд

17 ’вощ полевой

3 экз.

 

Ќереком

18 „ереда трехраздельна€

6400

ќт 5000

–екоменд

19 „истотел большой

4200

ќт 20000

–екоменд

20 Ўиповник майский

23100

ќт 17000

–екоменд

21 √орец перечный

-

-

Ќереком

22 √орец птичий

26600

ќт 22000

–екоменд

23 „абрец обыкновенный

4 экз.

 

Ќереком

 

ѕриложение 2

–≈«”Ћ№“ј“џ ѕ–ј “»„≈— ќ… –јЅќ“џ

“аблица є1. Ћипа сердцевидна€
(¬се расчеты произведены в граммах)

є

п.п

ƒата сбора

— 1-модельной ветки

¬еток

на дереве

¬сего

сырь€

¬сего на 5 га

¬сего сырь€

на 1 га

—ырое сырье

—ухое сырье

ƒеревьев

—ырь€

1

17 июн€

60

12

18

1080

     

2

14 июн€

78

14

26

2028

     

3

19 июн€

75

14

22

1650

     

4

¬сего

       

17

26,9

5400

“аблица є5.  рапива двудомна€

є п.п.

ƒата сбора

—ырое сырье

—ухое сырье

1

21.08.

280

50

2

21.08.

310

85

3

21.08.

Ч

Ч

4

21.08.

250

50

5

21.08.

Ч

Ч

6

21.08.

Ч

Ч

7

21.08.

Ч

Ч

8

21.08.

Ч

Ч

9

26.08.

Ч

Ч

10

26.08.

300

82

11

26.08.

340

90

12

26.08.

250

47

13

26.08.

310

80

14

26.08.

Ч

Ч

15

26.08.

Ч

Ч

16

04.08.

110

23

17

04.08.

Ч

Ч

18

04.08.

Ч

Ч

19

04.08.

Ч

Ч

20

04.08.

Ч

Ч

21

04.08.

Ч

Ч

22

04.08.

Ч

Ч

23

12.08.

280

45

24

12.08.

273

45

25

12.08.

Ч

Ч

26

12.08.

270

47

27

12.08.

200

43

28

12.08.

Ч

Ч

29

12.08.

Ч

Ч

30

12.08.

332

88

¬ среднем на площади

 

11,7

2,6

¬ среднем на 1 га

 

46800

10400

“акие таблицы составлены по всем растени€м, но дл€ экономии места высылаем только эти ( как образец).

 

ƒавайте сохраним!

√орицвет весенний,

горец перечный,

ромашка аптечна€,

чабрец обыкновенный,

пастушь€ сумка,

цмин песчаный,

ландыш майский,

подорожник большой,

душица обыкновенна€,

хвощ полевой,

Ћечитесь на здоровье!

бо€рышник кроваво-красный,

зверобой продыр€вленный,

крапива двудомна€,

липа сердцевидна€,

пижма обыкновенна€,

пустырник сердечный,

р€бина обыкновенна€,

тыс€челистник обыкновенный,

череда трехраздельна€,

чистотел большой,

шиповник майский,

мать и мачиха,

горец птичий.



≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї

—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма

Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш

»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€

Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)

Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€

¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
Ќекоторые особенности гнездовани€ ласточки деревенской в окрестност€х села ћалета

ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи

—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€

¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019