јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п. ƒивный

Ќепомн€щий ƒенис (3 класс), —оболев Ќикита (3 класс), якименко Ќиколай (5 класс)
 расно€рский край, Ќовоселовский район, п. ƒивный, ћќ” ƒивненска€ средн€€ общеобразовательна€ школа є2
–абота проиллюстрирована фотографи€ми авторов

–уководитель: якименко Ќаталь€ »вановна (учитель начальных классов ћќ” —ќЎ є2)

Ќаучный консультант: —околов √енрих јнатольевич, д.б.н., профессор кафедры охотничьего ресурсоведени€ и заповедного дела —‘”

2009 год

ќсенью 2008 года трем€ учениками ƒивненской средней общеобразовательной школы были проведены наблюдени€ за бобром (Castor fiber) в окрестных водоемах п. ƒивный Ќовоселовского района  расно€рского кра€. –еб€тами была прочитана соответствующа€ научна€ литература, а также проведены беседы с охотниками поселка. ћальчики изучали образ жизни бобра в естественных услови€х, а именно устройства жилищ, питание бобра, услови€ обитание в первые заморозки. Ѕыл собран фактический фотоматериал исследований.

–ечной бобр в реке в окрестност€х пос. ƒивный
–ечной бобр в реке в окрестност€х пос. ƒивный

¬ведение

ќ многих животных мы читаем книги, смотрим фильмы, в которых рассказываетс€ о том, как они приспосабливаютс€ к различным услови€м жизни. Ќам известно, что бобры находились на грани исчезновени€ по вине человека. „тобы этого не происходило, нам Ч люд€м, надо стремитьс€ к тому, чтобы как можно меньше страдала природа от нашего вмешательства. ј дл€ этого надо знать природу, любить животных, которые живут р€дом с человеком, их повадки, привычки. «нать, чтобы сохранить и сберечь.

 аждому человеку необходимо постичь искусство общени€ с природой. ѕервые шаги мы делаем в школе за партой, но так невозможно по-насто€щему полюбить природу, ведь недаром говор€т, чтобы любить природу, нужно ее знать. Ќам выдалась возможность понаблюдать за жизнью бобров в насто€щей действительности, а не по страницам книг. Ѕобр относитс€ к наиболее ценным, нужным животным лесов —ибири бассейна ≈нисе€ в частности. –анее этот вид в средней —ибири занимал территорию от центра јзии до Ќорильских озер на —евере [ѕереченьЕ, 2001]

»сследовани€ по изучению образа жизни бобра нами были начаты в сент€бре 2008 года. ћы всем классом пошли на экскурсию к водоему (ручью).  огда мы подошли к ручью, то увидели около него очень интересные особенности обитани€ этого звер€. ѕрид€ на следующий день в класс, мы долго обсуждали то, что нам удалось увидеть во врем€ экскурсии. ” нас возникло много вопросов, ответов на которые мы не знали.

ќтр€д: √рызуны Ч Rodentia
—емейство: Ѕобровые Ч Castoridae
Ѕобр восточноевропейский Ч Castor fiber vistulanus Matschie, 1907

Ѕобры Ч полуводные звери. ƒлина тела может достигать 120 см, вес до 20 кг. ќкраска бура€, но изменчива: от светло-каштанового, до темно-бурого. ’вост у бобра плоский, покрыт роговыми чешуйками. ќн служит прекрасным рулем при плавании, им он дает предупредительный сигнал, шлепнув по воде, а также он играет роль своеобразной подушки, на которую садитс€, когда грызет дерево.  роме всего этого, хвост служит Ђскладомї питательных резервов на зиму. „ем толще хвост бобра, тем больше у него запаса жира на зиму. ћежду пальцами задних лап плавательные перепонки.

 огда зверь находитс€ на суше, он кажетс€ неуклюжим, но в воде он очень подвижный [Ѕаранов, 2006].

” бобра очень необычные зубы: четыре изогнутых резца €рко-оранжевого цвета, длиной с большой палец. ќни похожи на лезви€ ножниц, которые посто€нно затачиваютс€ по мере того, как бобр грызет. √убы смыкаютс€ позади резцов, что позвол€ет зверю грызть, наход€сь под водой.

ƒл€ строительства своего жиль€ бобр очень тщательно выбирает место. ќн обозначает подводный вход в свое обиталище, дл€ этого он втыкает в гр€зь заостренные ветви, затем возводит стены хатки. —начала, бобр укладывает толстые ветви и стволы, а затем переплетает их более тонкими ветв€ми, конопатит стены, утрамбовывает их гр€зью передними лапками. Ќова€ хатка выгл€дит не особо прочной, но год за годом животное достраивает свое жилище. ’атка состоит из одной камеры, где животное устраивает себе гнездо. —амое большое количество жителей такого гнезда Ч до 9 бобров.

ћногие бобры устраивают в хатке подобие прихожей Ч расширение в проходе, ведущем в основную камеру, недалеко от подводного выхода из своей хатки. »менно здесь они обсыхают, перед тем как войти в основную комнату. ’атка бобров со всех сторон окружена водой Ч это главное условие строительства [ усто, 1983].

  строительству хаток бобр приступает лишь после длительного предварительного обследовани€ места и лишь после того, как проведут в выбранном месте целый сезон. » это не случайно, ведь выбрав место, они должны быть уверены в том, что пищи и строительного материала им хватит надолго. [ усто, 1983] ћногие бобры стро€т норы. Ќора Ч это длинна€ галере€, вырыта€ в берегу, котора€ сообщаетс€ с водой двум€ или трем€ каналами, которые бобры прорывают на случай тревоги. ¬ потолке они проделывают отверстие дл€ вентил€ции, которое маскируют ветками и сучками. [ усто, 1983]

Ѕобры живут семь€ми, сохран€ют около себ€ новорожденных и годовиков, а Ђвыставл€ютї за дверь более взрослых. ћаленькие бобр€та рождаютс€ в мае-июне. Ќоворожденные покрыты пухом, весом 250 граммов, рождаютс€ с открытыми глазами и через несколько часов уже передвигаютс€.  орм€тс€ они молоком матери два мес€ца. ћать-бобриха заботитс€ о своих дет€х, учит их плавать, ныр€ть. ѕродолжительность жизни бобров 12-15 лет. [ усто, 1983]

Ѕобры стро€т плотины дл€ того, чтобы обеспечивать нужный уровень воды во все времена года. ј это очень важно. ¬едь не подрасчитай бобры глубину запруды и зимой они могут замерзнуть, а весной их норка может оказатьс€ размытой.  роме того, благодар€ плотине, вода в реке поднимаетс€ и затопл€ет лес, что позвол€ет расширить территорию заготовок и сплава пищевого и строительного материала. [Ѕаранов, 2006]

Ѕобр ведет ночной и сумеречный образ жизни.  ак только наступ€т сумерки, бобры выход€т на работу. –аботают бобры в одиночку, очень редко парами. —начала бобр надрезает часть ствола, потом обкусывает ствол с другой стороны. «а несколько минут он оставл€ет от дерева лишь тонкий осевой стержень. ћощь зубов бобра очень велика, он может одним движением челюсти перекусить ветку толще нашего большого пальца: срез получаетс€ косой и очень четкий, как будто он сделан очень острым ножом. —пособен валить деревь€ толщиной до 1 метра. [—ыроечковский, –огачева, 1980]

ѕитаютс€ бобры летом листь€ми и побегами деревьев, травой. ≈д€т цветковые растени€, крапиву, щавель. Ћюбимое блюдо Ч тополь, осина, береза. »з ветвей этих деревьев бобр извлекает только тонкий слой тканей роста, который расположен под корой. ќстальное дл€ него несъедобное. ≈му приходитс€ заготавливать на зиму много веток, он валит 100-130 деревьев, но ест малую часть того, что заготовит. [ усто, 1983]

Ѕобры зимой в сп€чку не впадают, но и пределов своей хатки не покидают. ѕоэтому они заготавливают большое количество веток, которые хран€т в кладовой, прилегающей к жилью. «аготовки веток на зиму они выкладывают, вмуровыва€ их в ил на дне [ усто, 1983].

√ипотеза, которые мы хотим подтвердить или опровергнуть в конце исследований:

  • Ѕобры всегда стро€т хатки.
  • Ѕобры ведут ночной образ жизни, днем их увидеть нельз€
  •  огда водоем замерзает, бобры на поверхность не выход€т

÷ель работы: обследовать и отметить особенности образа жизни бобров в окрестных водоемах п. ƒивный.

«адачи:

  • 1. ѕроанализировать научную литературу по описанию образа жизни бобра.
  • 2. ќрганизовать наблюдени€ за бобром в окрестных водоемах п. ƒивный.
    • определить места обитани€ бобра;
    • изучить жилища бобра;
    • изучить питание бобра;
    • пронаблюдать за бобром в первые заморозки.
  • 3. ¬ы€снить у охотников места обитани€ бобра.
  • 4. —обрать фотографический материал об образе жизни бобра.

ћетоды работы

¬ процессе работы над проектом нами использовались следующие методы исследовани€:

  • Ёмпирический метод (наблюдение и сравнение)
  • “еоретический метод (синтез и анализ)

–езультаты исследований

Ќаблюдение 25 сент€бр€ 2008 г.

¬ сент€бре мы всем классом пошли на экскурсию к водоему (ручью).  огда мы подошли к ручью, то увидели около него очень интересную картину: вокруг лежали деревь€, один конец которых был заточен, как у карандаша. Ќекоторые деревь€ сто€ли, но тоже были обточены со всех сторон. –учей был перегорожен ветв€ми. ћы решили, что около нашего ручь€ поселились бобры. Ќо где они?  ак бы мы не старались вести себ€ очень тихо, нам увидеть бобров не удалось.

ѕрид€ на следующий день в класс, мы долго обсуждали то, что нам удалось увидеть во врем€ экскурсии. ” нас возникло много вопросов, ответов на которые мы не знали. “ак родилась иде€ зан€тьс€ исследованием места обитани€ бобров.

»зучив соответствующую литературу, мы решили еще раз сходить на место обитани€ бобров и еще раз внимательно обследовать место.

Ќаблюдение 2 окт€бр€ 2008 г.

 огда мы пришли на ручей во второй раз, то заметили, что обточенных деревьев стало еще больше. ќдно дерево было свалено и лежало поперек ручь€. ¬ ручье мы нашли обглоданные веточки, которые казались будто обструганные ножом. ѕо влажности стружки можно было догадатьс€, что ночью здесь трудились бобры.

ћы стали внимательно осматривать берег, чтобы найти жилище бобров. ќбнаружили, что около берега трава была прим€та, нашли спуск, по которому бобры спускались в ручей и поднимались оттуда.

—пуск, прокатанный бобрами в реку
—пуск, прокатанный бобрами в реку

”далось сфотографировать следы когтей. Ёто свидетельствовало о том, что бобры действительно здесь есть. ќбследовав место, мы пришли к выводу, что бобры, которые здесь обитают, хаток не стро€т. ¬се это говорило о том, что наши бобры на этом ручье первый год. —тали искать нору и нашли на берегу небольшую возвышенность, которую в первый раз посчитали за кочку. Ёта возвышенность была вс€ в ветках и листь€х. ћы нашли вентил€ционное отверстие, которое выходило из этой норы.

¬ыход из бобровой норы
¬ыход из бобровой норы

ћы еще раз обследовали плотину, которую построили бобры. ќбнаружили, что плотина была построена из веток и тоненьких стволов деревьев, обмазанных гр€зью, длиной около двух метров. Ёто еще раз говорило о том, что наши бобры на этом месте первый год. Ѕобры стро€т плотины, также как и хатки, по-разному. —ама€ проста€ Ч это запруда из гр€зи, которую животные сооружают через ручей, нагроможда€ ил мордой и лапами. ј если они живут в местах не один год, то и плотину стро€т по другому плану: они перекрещивают ветки, одни ветки втыкают в ил, другими переплетают их. ѕостроенна€ таким образом плотина намного прочнее.

Ѕоброва€ плотина
Ѕоброва€ плотина

Ќо и в этот раз бобров нам увидеть не удалось.

Ќаблюдение 9 окт€бр€ 2008 г.

ћы решили вы€снить у охотников нашего села, где еще можно увидеть места обитани€ бобров. ќхотники нам подсказали, куда можно сходить посмотреть.  огда мы пришли на место, то обнаружили, что действительно здесь жили бобры. Ётому свидетельствовали сваленные деревь€, но они были старые. —вежих следов обглоданных деревьев не было. ¬одоем высох и бобры, по всей веро€тности ушли. ћы решили обследовать местность и отправились вверх по ручью. Ќам удалось найти еще несколько мест их обитани€. ѕроведенные наблюдени€ нам показали, что водоем в этом месте был намного больше первого, но и в этих местах бобры строили не хатки, а норы. ќчень много интересного нам удалось увидеть и сфотографировать. Ќапример, мы увидели интересную тропинку Ч спуск к водоему. Ѕыло похоже на то, что бобры спускались в водоем, сид€ на своих хвостах. ћы увидели на берегу небольшую кучку влажной земли, на которой лежали веточки.  огда мы подошли поближе, то нам стало пон€тно, что это была норка, которую бобры сверху укрепл€ли. ќт этого места мы увидели спуск в водоем и два водных канала, по которым бобры передвигались, чтобы попасть в запруду. ѕо середине водоема лежала куча веток, это так бобры заготавливали корм на зиму. Ќо бобров нам увидеть и здесь не удалось.

Ќаблюдение 19 окт€бр€ 2008 г.

„ерез несколько дней мы попросили охотника села свозить нас еще на одно место обитани€ бобров. Ёто было довольно далеко от села.  огда мы подъехали, то увидели все туже картину: сваленные деревь€, плотину, много веточек, которые бобры заготовили дл€ зимы. ¬друг мы увидели в водоеме, что-то, похожее на бревно, которое плыло по водоему. Ёто был бобр. Ќам даже удалось его рассмотреть и сфотографировать. ¬скоре мы увидели еще одного. “еперь мы с уверенностью могли сказать, что бобры днем не всегда сп€т.

ѕредположени€, которые мы выдвигали в начале нашего исследовани€, оказались неверными. ¬о-первых, бобры не всегда стро€т хатки, очень часто, как в нашем случае, они стро€т норы. ¬о-вторых, бобров, хот€ и редко, но можно увидеть днем.

Ќа этом наши исследовани€ не прекратились. ћы решили подождать, когда наступ€т заморозки и посмотреть, как изменитс€ жизнь бобров, когда водоем замерзнет. Ѕудут ли они выходить на поверхность, ведь вода замерзла, а выход из норки только с воды.

Ќаблюдение 26 окт€бр€ 2008 г.

ћы отправились на наше первое место наблюдени€. Ќа улице было уже холодно.  огда мы подошли к водоему, то увидели, что он замерз. ћы стали обсматривать местность. ¬округ лежал снег, на ручье лед. ѕосередине водоема мы заметили, что лед тоньше, чем везде. ѕодойд€ поближе, увидели, что это была полынь€, около которой были следы. ѕо всей видимости, эта полынь€ была местом выхода бобров на поверхность. Ёто доказывало то, что когда водоем замерзает, бобры все равно выход€т на поверхность.

ѕолынь€ в ручье, проделанна€ бобрами
ѕолынь€ в ручье, проделанна€ бобрами

«аключение

ѕодвод€ итоги исследовательской работы, можем сделать вывод, что цель, которую мы ставили Ч достигли. ћы провели обследование мест обитани€ бобров в окрестных водоемах. Ќам удалось опровергнуть гипотезы, которые мы выдвигали в начале нашего исследовани€ и установить, что бобры действительно не всегда стро€т хатки. Ѕобры, которые живут в нашем лесу, стро€т норки. Ёто в первую очередь зависит от того, сколько времени они живут в данной местности. ¬ход в норы с воды. —ама нора находитс€ под корн€ми деревьев, об этом свидетельствуют вентил€ционные отдушины, которые нам удалось обнаружить. ќт норы животные прорывают на случай тревоги, два-три канала. ”далось вы€снить, чем питаютс€ бобры, и, что больше всего они люб€т осину, черемуху, а также березу. ≈д€т они не сами деревь€, а кору и слой тканей роста, который находитс€ под корой. ¬ы€снили, что бобры стро€т плотины, через ручьи и реки Ч это запруда из гр€зи и ветвей. ”бедились в том, что после того, когда водоем замерзает, бобры продолжают выходить на поверхность, использу€ дл€ этого специальные лазы (проруби), которые делают сами, лома€ лед. ј самое главное, нам удалось увидеть бобров, тем самым опровергнуть гипотезу, что бобров можно увидеть только в сумерках или ночью. Ќо свою работу мы считаем еще не законченной, нам хочетс€ понаблюдать за бобрами зимой и посмотреть смогут ли они пережить морозы.

Ћитература

  1. Ѕаранов ј.ј. ќсобо охран€емые животные ѕриенисейской —ибири / ј.ј. Ѕаранов Ч  расно€рск, 2006.
  2. Ёнциклопедический словарь юного натуралиста. ћ.: »здательство Ђѕедагогикаї, 1981.
  3.  усто ∆.». Ћососи, бобры, каланы / ∆.».  усто Ч ћ.: √идрометеоиздат, 1983.
  4. ѕеречень охотничьих птиц и зверей  расно€рского кра€ / ќтв. ред. сер.  .». –аспопин, отв. ред. вып. ¬.¬. Ћуцкий, ћ.Ќ. —мирнов Ч  расно€рск:  расно€р. гос. ун-т., 2001. —. 386.
  5. —ыроечковский ≈.≈. ∆ивотный мир  расно€рского кра€ / ≈.≈.—ыроечковский, Ё.¬.–огачева Ч  расно€рск:  расно€рское книжное издательство, 1980.



Ќаши авторские методические материалы по млекопитающим –оссии:
¬ нашем »нтернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по млекопитающим –оссии:

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) определитель Ќаземные млекопитающие (звери) –оссии,
приложение-определитель дл€ смартфонов и планшетов «вери и следы (его можно купить в Play Google или загрузить из AppStore) ,
карманные полевые определители «вери и их следы, ∆ивотные. ќпределитель,
цветную ламинированную определительную таблицу ћлекопитающие и следы их жизнеде€тельности,
книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" «вери, ƒомашние животные.

 роме того, на нашем сайте ¬ы можете приобрести методические материалы по зоологии позвоночных животных:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: –ыбы, јмфибии, –ептилии, ѕтицы,
приложени€ дл€ смартфонов и планшетов: –ыбы, јмфибии, –ептилии, ѕтицы –оссии, √олоса птиц, ѕтицы ≈вропы (все их можно купить в Play Google или скачать из AppStore) ,
цветные ламинированные определительные таблицы: –ыбы, јмфибии и рептилии, «имующие птицы, ѕерелетные птицы,
карманные полевые определители: ѕресноводные рыбы, ќбитатели водоемов






≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї

—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма

Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш

»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€

Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)

Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€

¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
Ќекоторые особенности гнездовани€ ласточки деревенской в окрестност€х села ћалета

ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи

—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€

¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019