јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


‘»“ќ»Ќƒ» ј÷»я Ў»–ќ ќЋ»—“¬≈ЌЌќ√ќ » —ћ≈ЎјЌЌќ√ќ Ћ≈—ј

© Ћазарев ƒмитрий (10 класс), Ќовочебоксарск, 2002

Ќаучный руководитель √лушенкова Ќ.ј.

ƒанна€ исследовательска€ работа выполнена в рамках программы
Ўколы ƒикой ѕрироды Ѓ

¬ведение

¬ арсенале средств экологических оценок и прогнозов условий среды важное место занимает фитоиндикаци€. ѕреимущество фитоиндикации над дорогосто€щими инструментальными методами состоит в дешевом и быстром получении информации о среде по признакам растительности.

¬ насто€щее врем€ широкое распространение получила природоохранна€ фитоиндикаци€, котора€ позвол€ет обнаруживать и картографировать загр€зненность почвы, воды и воздуха химическими веществами и радионуклидами, вы€вл€ть степень пастбищной дигрессии и рекреационной нагрузки на растительный покров.

ћетод оценки абиотических и биотических факторов местообитани€ при помощи биологических систем называют биоиндикацией. ¬ соответствии с этим, организмы или сообщества, которые тесно св€заны с определенными факторами среды, могут примен€тьс€ дл€ их оценки, называют биоиндикаторами. ќсобенно широко используют ботанические, или растительные, индикаторы. »з всех компонентов экосистемы наибольшее значение имеет растительный покров как наиболее доступный дл€ наблюдени€ и чутко реагирующий на все изменени€ внешней среды. »спользование растительного покрова как индикатора условий среды выдел€ют в особое направление ботанических исследований, которые называют фитоиндикацией. ‘итоиндикаци€ Ч это одно из практических использований различных признаков и свойств отдельных растений или растительных сообществ и их комплексов дл€ получени€ качественной, а иногда и количественной, характеристики среды, например, влажности и кислотности, обеспеченности почвы биогенными элементами и т.д.

ѕри фитоиндикации используют не только внешний облик растений, но и его внутреннее строение, биохимический состав и физиологические процессы. ƒл€ анализа этих процессов используют методы морфологии, анатомии, физиологии и биохимии растений.

ѕри фитоиндикации среды по растительным сообществам используют их флористический состав, структуру и, соответственно, методы геоботаники.

–абота проводилась в «асурском лесном физико-географическом районе в урочище –едкодуб в трех км северо-восточнее села –атово Ќижегородской области в период с 27 июн€ по 7 июл€ 2002 года.

÷ель работы.

ѕровести экологическую оценку среды методом фитоиндикации.

«адачи.

1. »зучение видового состава растений на данном биотопе.

2. ¬ы€вление индикаторов-растений данной среды.

3. ќпределение влажности, кислотности почвы и оснащение ее минеральным азотом с помощью метода фитоиндикации.

4. »зучение механического состава почвы.

5. ѕроверка кислотности почвы химическим путем.

ћетодика

Ёталонный участок выбираетс€ по характеру растительности, т.е. выбираетс€ участок какого-либо растительного сообщества, индикационное значение которого надо установить. ¬ы€вление индицируемых условий производитс€ после описани€ растительности. “акие эталонные участки используютс€ дл€ установлени€ почв по характеру растительности.

ѕоскольку почвенный покров развит повсеместно, то остаетс€ установить, к каким типам, подтипам и разност€м почв т€готеют те или иные растительные сообщества.

–азмеры эталонных участков устанавливают естественными границами или же описывают площадку стандартного размера. »збираемые дл€ описани€ площадки должны быть по возможности однородными в отношении внешних условий, кроме того, сообщество должно выгл€деть гомогенным.

¬еличина пробной площади зависит от типа растительности: дл€ трав€нистых сообществ 25-100 кв.м.; дл€ лесных Ч 400-2000 кв.м.

¬ нашей работе мы закладывали площадки 100 на 100 м дл€ каждого биотопа в 2-х разных экосистемах, на лугу и в лесу. ƒл€ описани€ площадки мы по диагонал€м закладывали 20 площадок 50 на 50 см Ч с помощью рамки.

ƒл€ вы€снени€ состо€ни€ экологической среды мы использовали шкалы √. Ёленберга, тем самым определ€€ влажность, кислотность и оснащение ее минеральным азотом.

Ўкалы Ёленберга, как и все оптимумные шкалы, построены по следующему принципу: 1 балл всегда выражает наименьшее, а 12 Ч наивысшее значение фактора. Ёленберг выдел€ет эвритопные виды в определенную категорию, обозначенную знаком Ђ’ї. “акие виды не используютс€ в оценке местообитани€, поскольку индикаторной ценностью не обладает.

Ёкологическа€ оценка местообитани€ с помощью шкал Ёленберга проводитс€ следующим образом. ¬ полевых услови€х делаетс€ геоботаническое описани€ фитоценоза или сери€ описаний. —тепень количественного участи€ (обили€ или проективного покрыти€) каждого вида оцениваетс€ в баллах на пробной площадке по шкале Ѕраун-Ѕланке: 5 Ч проективное покрытие более 75%; 4 Ч проективное покрытие 50-75%, 3 Ч проективное покрытие 25-50%; 2 Ч проективное покрытие 5-25%; 1 Ч особи вида многочисленны, но покрытие до 5%; + Ч особи вида разрежены, покрытие до 1%; r Ч очень редко, не более 4 экземпл€ров на площадке.

¬ геоботаническом описании дл€ каждого вида проставл€етс€ балл изучаемого фактора или же группы факторов. Ѕальные оценки, показывающие обилие видов по шкале Ѕраун-Ѕланке (при этом балл + принимаетс€ за 1) перемножаютс€ на баллы, характеризующие отношение видов к экологическим факторам. ѕолученные цифры суммируютс€. —умму, полученную от перемножени€ баллов, дел€т на сумму бальных оценок всех видов в описании шкалы Ѕраун-Ѕланке и получают средний балл выраженности фактора.

ќпределение среднего балла делаетс€ по формуле:

,

где ’ Ч средний балл выраженности фактора;  1 Ч  n- баллы видов по шкале Ѕраун-Ѕланке, ’1 Ч ’n- баллы по экологическим формулам.

–езультаты работы.

¬ нашей работе мы исследовали 2 биотопа: лес и луг. ¬ лесу мы брали три разных участка: 1 Ч участок широколиственного леса с преобладающей древесной породой дуб, расположенный на возвышенности с юго-востока от лагер€. ¬торой участок Ч тот же самый лес, расположенный в низине. “ретий участок Ч смешанный лес, спелые дубы и сосны.

Ќа первом участке доминирующими видами трав€нистых растений €вл€ютс€: крапива двудомна€, костер безостый, хвощ лесной, подмаренник м€гкий, киркозон обыкновенный, кост€ника камениста€, вербейник монеточный, марь€нник дубравный. ƒанные представлены на диаграмме є1, площадка є1.

»менно эти растени€ €вл€ютс€ индикаторами данной среды. — помощью них мы вы€вили влажность, кислотность почвы и оснащение ее минеральным азотом. Ќа данном участке влажность почвы составила 5,1 балла, это значит, что на участке є1 почва находитс€ в средних услови€х увлажнени€. ѕочва на данном участке в основном кисла€ (3,9 балла), со средним содержанием минерального азота (4,55 балла).

Ќа участке є2 растени€ми индикаторами €вл€ютс€ следующие виды: ландыш майский, киркозон обыкновенный, подмаренник м€гкий, кост€ника камениста€, крапива двудомна€, вербейник монеточный, клевер луговой, осока пальчата€.

ѕо шкале Ёленберга мы смогли установить влажность, кислотность и оснащение почвы минеральным азотом. ¬лажность на данном участке чуть повыше, чем на участке є1 (5,5 баллов), т.е.средние услови€ увлажнени€, в основном на кислых почвах (2,9 балла), со средним содержанием минерального азота (4 балла).

Ќа участке є3 смешанный лес; преобладающими видами €вл€ютс€ марь€нник дуб-равный, подмаренник м€гкий, костер безостый, киркозон обыкновенный, вербейник монеточный, ландыш майский, крапива двудомна€. ¬лажность на этом участке средн€€ (5,2 балла), кислотность почвы не очень высока€ (3,6 балла), богатство минеральным азотом среднее (4,5 балла).

¬о втором биотопе, т.е. на лугу, мы вз€ли 4 площадки. ѕерва€ площадка была расположена северо-западнее лагер€. ќсновными видами на ней €вл€ютс€ подмаренник м€гкий, одуванчик лекарственный, полевица тонка€, бедренец-камнеломка, лисохвост луговой. ѕо нашим данным почва на лугу в основном суха€ (3,7 балла), кисла€ (2,8 балла), слабо оснащена минеральным азотом.

¬тора€ площадка была расположена к северо-востоку от лагер€ около маленького пруда. Ќа площадке доминируют полевица тонка€, подмаренник м€гкий, подмаренник на-сто€щий, лютик едкий, одуванчик лекарственный, лисохвост луговой, вьюнок полевой. ѕо полученным данным мы установили влажность почвы. ќна составл€ет 3,5 балла, т.е. участок находитс€ на суховатых почвах, в основном кислых (3,2 балла), с небольшим содержанием азота (3,2 балла).

“реть€ площадка расположена на берегу реки —уры к северо-западу от лагер€. ¬ основном доминируют такие виды как полевица тонка€, лисохвост луговой, донник лекарственный, подорожник ланцетный, клевер луговой, цикорий обыкновенный, полынь высока€. ƒиаграмма є2 площадка є3. ¬лажность на данной площадке достигает среднего балла (3,95), почва не очень кисла (4 балла), со средним содержанием минерального азота (3,7 балла).

ѕоследн€€ четверта€ площадка была расположена к югу от лагер€ вдоль озера „анграш. ѕреобладающими видами на данном участке €вл€ютс€ клевер луговой, лисохвост луговой, лютик едкий, горошек мышиный, подмаренник м€гкий, герань лугова€, подмаренник насто€щий. ѕочва находитс€ в средних услови€х увлажнени€ (4 балла), она кисла€ (3,4 балла), с небольшим содержанием азота (3,6 балла).

“аким образом мы, с помощью фитоиндикации дали примерную характеристику почвы: влажность, кислотность и оснащение минеральным азотом.

¬ полевых услови€х нам удалось проверить кислотность почвы и ее минеральный состав. ¬ результате эксперимента мы получили данные, сопоставимые с нашими исследовани€ми. Ќа лугу почва получилась кисла€, в лесу слабокисла€. „то же касаетс€ механического состава почвы, то ее составл€ет легкий суглинок, что характерно дл€ местных условий.

¬ыводы

1. ¬ результате наших исследований нами вы€влено общее количество трав€нистых растений. ¬ лесу 23 вида трав€нистых растений.

2. –астени€ми Ч индикаторами влажности, кислотности и содержанием минерального азота €вл€ютс€ также: костер безостый, крапива двудомна€, хвощ лесной, подмаренник м€гкий, киркозон обыкновенный, ландыш майский, сныть обыкновенна€.  ост€ника камениста€, вербейник монеточный, марь€нник дубравный, осока пальчата€, клевер луговой.

3. ≈ще нами было вы€влено общее количество трав€нистых растений на лугу. ќно составило 29 видов.

4. –астени€ми Ч индикаторами влажности, кислотности и оснащени€ ее минеральным азотом €вл€ютс€ также: подмаренник м€гкий, одуванчик лекарственный, полевица тонка€, бедренец-камнеломка, лисохвост луговой, подмаренник на-сто€щий, лютик едкий, вьюнок полевой, донник лекарственный, подорожник ланцетный, клевер луговой, цикорий обыкновенный, полынь высока€, горошек мышиный, герань лугова€.

5. ¬ результате исследований кислотность почвы была проверена химическим путем. ¬ лесу почва получилась слабокисла€, на лугу кисла€.

—писок литературы

1. «.ћ.  уданова Ђќпределитель высших растений „увашской ј——–ї, „увашское книжное издательство, „ебоксары-1965 г.

2. ¬.—. Ќовиков, ».ј. √убанов ЂЎкольный атлас-определитель высших растенийї, ћ.: Ђѕросвещениеї, 1985.

3. ј.ƒ. Ѕулохов ЂЁкологическа€ оценка среды методами фитоиндикацииї, »здательство Ѕ√ѕ”, 1996 г.



Ќаши авторские методические материалы по ботанике и дендрологии:
¬ нашем »нтернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по древесным растени€м –оссии:

нагл€дные полевые определители-бродилки: ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом,  устарники зимой,  устарники летом,
компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ƒеревь€ и кустарники зимой, ƒеревь€ и кустарники летом, ягоды и сочные плоды,
приложени€-определители Ёко√ид дл€ смартфонов и планшетов: ƒеревь€ зимой (јндроид), ƒеревь€ летом (јндроид), ƒеревь€ летом (iOS/Apple) (их можно скачать в Google Play или загрузить в AppStore),
цветные ламинированные определительные таблицы: деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой, кустарники летом,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" ѕищевые растени€.






≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€
Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019