јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста

© јлександрова ћарина јнатольевна (10 класс), Ќовочебоксарск, 2007

Ќаучный руководитель —кворцова “ать€на ёрьевна

ƒанна€ исследовательска€ работа выполнена в рамках программы
Ўколы ƒикой ѕрироды Ѓ

(Ѕиостанци€, оз. ћ. Ћебединое, „уваши€, 2007 г.)

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

Ћес Ч это комплексное, сложное природное образование, представл€ющее собой взаимодействие всех его компонентов с внешней средой.

¬ лесах природного парка Ђ «аволжьеї основной древесной породой €вл€етс€ сосна обыкновенна€ (Pinus sylvestris) Ч мощное дерево первой величины с высоко подн€той ажурной кроной.

—осна одна из первых посел€етс€ на песках, болотах, каменистых россып€х, меловых обнажени€х, также на вырубках, гар€х на прогалинках. —осна может расти даже на бесплодных сухих дюнах или на глубоких верховых болотах.

¬ разных лесных сообществах сосна относитс€ к другим €русам, образу€ сосновый подрост.

ѕодрост Ч древесные растени€ естественного происхождени€, растущие под пологом леса или на вырубках, способные выйти в 1-ый €рус и сменить старый материнский древостой.

—основый подрост в различных лесных сообществах развиваетс€ по-разному в зависимости от множества факторов места произрастани€: увлажнение, температурный и световой режим, богатство почвы, болезни и насекомые-вредители.

÷елью этой работы €вл€етс€ оценка успешного произрастани€ подроста на примере сосны Ч одного из самых распространенных древесных пород в природном парке Ђ «аволжьеї.

«адачи работы:

  • 1. ѕровести измерени€ подроста в п€ти различных биотопах.
  • 2. —делать геоботаническое описание биотопов.
  • 3. ¬ы€вить зависимость высоты подроста от его возраста.

јктуальность

Ќа территории природного парка Ђ «аволжьеї основной древесной породой €вл€етс€ сосна обыкновенна€. ¬ св€зи с этим стоит вопрос оценки состо€ни€ жизнеспособности подроста сосны и выхода в основной €рус.

ћ≈“ќƒ» ј

—бор материала проводилс€ с 14 июл€ по 24 июл€ 2006 года на территории «аволжского физико-географического района —основого лесничества „ебоксарского лесхоза в окрестност€х озера ћалое Ћебединое на базе детского полевого исследовательского лагер€.

Ѕыли выбраны п€ть различных лесных сообществ с сосновым подростом. ¬ каждом биотопе было обследовано по 100 деревьев. ƒл€ каждого отдельного дерева проводились два измерени€: высота Ч с помощью мерного шеста (с точностью до 10 см.) и возраст (по мутовкам).

¬ каждом биотопе были вы€влены услови€ произрастани€: освещение, сомкнутость крон, средн€€ высота возраст и высота кроны деревьев первого €руса и сделано геоботаническое описание.

ƒанные обрабатывались и на их основе были построены графики. ƒл€ построени€, которых все полевые измерени€ мы сгруппировали по классам высот и рассчитали средний возраст дл€ каждого высотного класса.

–≈«”Ћ№“ј“џ

¬ ходе работы были вы€влены €ть различных биотопов, характерных дл€ Ђ«аволжьеї, в которых подростом €вл€етс€ сосна. Ёто березн€к (8Ѕ2—), чистый березн€к (9Ѕ1—), смешанный лес (5—4Ѕ1≈), опушка леса (6Ѕ3≈1—) и зарастающа€ вырубка.

ќписание биотопов.

Ѕиотоп є 1 Ч Ѕерезн€к с примесью сосны.

ќсновные породы: береза бородавчата€, сосна обыкновенна€.
¬о втором €русе присутствуют: можжевельник обыкновенный, ива козь€, ива пепельна€, р€бина обыкновенна€, крушина ломка€.

“рав€но-кустарничковый €рус составл€ют: папоротник-орл€к обыкновенный, черника, брусника, кост€ника, дрок красильный, ракитник русский, душистый колосок обыкновенный, ландыш майский, седмичник европейский, марь€нник луговой, грушанка круглолистна€, плаун булавовидный, майник двулистный, клевер средний, вероника дубравна€, единично встречаетс€ пальчатокоренник п€тнистый. ѕодстилка представлена мхом кукушкином льном.

¬ данном биотопе при обследовании подроста сосны обнаруживаетс€ следующее, где присутствуют деревь€ всех 10 возрастных классов.
Ќаибольшее количество деревьев(18) приходитс€ на класс 120-150 и наименьшее 0-30 (1). —омкнутость крон составл€ет в среднем 0,6.

Ѕиотоп є 2 Ч «арастающа€ вырубка.

—редний возраст сосны на вырубке 15 лет.
Ѕонитет древосто€ 1а Ч молодн€ки (жердн€ки).
ќсновные породы: ¬ первом €русе встречаетс€ осина (вдоль просек).
¬о втором €русе присутствуют: подрост сосны обыкновенной и р€бины обыкновенной.

“рав€но-кустарничковый €рус составл€ют: папоротник-орл€к обыкновенный, кочедыжник мужской и женский, ракитник русский, земл€ника лесна€, ландыш майский, лапчатка пр€мосто€ча€, клевер средний, зверобой продыр€вленный, седмичник европейский, майник двулистный, вереск обыкновенный, вербейник обыкновенный. ѕодстилка представлена мхом кукушкином льном.

¬ данном биотопе при обследовании подроста сосны обнаруживаетс€ следующее, где отсутствует класс деревь€ 0-30, но преобладают сосны от 150 до 300см., что составл€ет 70% от общего числа подроста на биотопе с сомкнутость крон средней 0,6. возрастных классов.

Ѕиотоп є 3 Ч ќпушка леса вблизи озера ћалое лебединое.

6Ѕ3≈1— Ч формула древосто€.
ќсновные породы: береза бородавчата€, сосна обыкновенна€.
¬о втором €русе присутствуют: можжевельник обыкновенный, ива козь€, ива пепельна€, р€бина обыкновенна€, крушина ломка€.

“рав€но-кустарничковый €рус составл€ют: ракитник русский, дрок красильный, черника, брусника, кост€ника, ландыш майский, бедренец камнеломка, вербейник обыкновенный, мышиный горошек, перловник поникший и представители семейства м€тлики. ѕодстилка представлена мхом кукушкином льном.

¬ данном биотопе при обследовании подроста сосны обнаруживаетс€ следующее, где присутствуют деревь€ всех 10 возрастных классов.
Ќаибольшее количество деревьев приходитс€ на класс 270-300; наименьшее 0-30. —редн€€ высотность возрастных классов варьирует от 0,2 до 0,8, и сомкнутость крон составила в среднем 0,5.

Ѕиотоп є 4 Ч „истый березн€к

9Ѕ1— Ч формула древосто€, находитс€ в 14 квартале и его древостой относитс€ к третьему классу бонитета, име€ средний возраст 45-50 лет.
¬о втором €русе присутствуют: можжевельник обыкновенный, крушина ломка€, подрост липы сердцевидной, осины, р€бины обыкновенной, сосны, бересклет бородавчатый, малина лесна€, ежевика сиза€..

“рав€но-кустарничковый €рус составл€ют: черника, брусника, кост€ника, папоротник-орл€к обыкновенный, дрок красильный, ландыш майский, перловник поникший, клевер средний, майник двулистный, вероника дубравна€, подмаренник м€гкий, лапчатка пр€мосто€ча€, чина лесна€, сныть обыкновенна€, дуднику лесной, седмичник европейский, ѕодстилка представлена мхом кукушкином льном.

—омкнутость крон в данном биотопе составл€ет в среднем 0,8. ¬ данном биотопе при обследовании подроста сосны обнаруживаетс€ следующее, где присутствуют деревь€ всех 10 возрастных классов.

ћаксимальное количество деревьев приходитс€ на высотные классы 60-90, 270-300, а наименьшее от 0-30 (3).

Ѕиотоп є 5 представлен смешанным лесом

‘ормула древосто€ - 5—4Ѕ1≈, а бонитет древосто€ в зависимости от его высоты (15 м) следующий: лиственные породы Ч берЄза (бонитет 1 Ч молодн€ки), сосна средний возраст 40-45 лет (бонитет 1а).
¬о втором €русе присутствуют: можжевельник обыкновенный, подрост липы сердцевидной, осины, р€бины обыкновенной, сосны, берЄза, жимолость лесна€, крушина ломка€.

“рав€но-кустарничковый €рус составл€ют: черника, кост€ника, волчье лыко, ракитник русский, смолка поникша€, земл€ника лесна€, хвощ лесной, купена лекарственна€, ландыш майский, лапчатка пр€мосто€ча€, вероника дубравна€.

—омкнутость крон в данном биотопе составл€ет в среднем 0,75. ¬ данном биотопе при обследовании подроста сосны обнаруживаетс€ следующее, где присутствуют деревь€ всех 10 возрастных классов.
ћаксимальное количество деревьев приходитс€ на высотные классы от 0-30, 30-60, в остальных высотных классах подрост равномерно распределен (см. рис).

ќЅ—”∆ƒ≈Ќ»≈

ƒл€ каждого биотопа были построены диаграммы зависимости высоты от его возраста.

»з графика видно, что наиболее успешный подрост произрастает в биотопах є3 и є2 (опушка леса), а наименее жизнеспособный подрост в биотопах є4 и є5.

ѕолученные данные, говор€т о том, что услови€ дл€ выхода подроста в первый €рус наиболее благопри€тные в биотопе є 3 и 2 (низка€ сомкнутость крон, от 0,1 до 0, 5., достаточное освещение), а наименьшее в биотопах є 4 и 5, где сомкнутость составл€ет 0,6 0,9 соответственно, значит, только мала€ часть сосен сможет выйти в 1-ый €рус, которые растут на более освещенных участках.

¬ биотопе є 1 в березн€ке с примесью сосны успешность произрастани€ подроста усреднена. ѕо графику прослеживаетс€ зависимость высоты подроста от сомкнутости крон деревьев.

 ак видно из графика в биотопе є3 подрост быстрее достигнет высоты 300см., при средней сомкнутости крон 0,4-0, 5.

ј подрост в биотопе є4 (чистый березн€к) средн€€ сомкнутость составл€ет 0,8, хот€ на первый взгл€д берЄзовый лес, считаетс€ светлым, но по показани€м исследований биотопов сомкнутость крон максимальна с другими биотопами.

¬џ¬ќƒџ

  • ¬ ходе работы было вы€влено п€ть биотопов, в которых подростом €вл€етс€ сосна обыкновенна€ (Pinus sylvestris).
  • ¬о всех биотопах, кроме є 2 (вырубка) присутствуют все высотные классы.
  • ¬ биотопе є 2 и 3 (вырубка и опушка леса) оценка жизненного состо€ни€ подроста более успешна. «десь активно растет подрост. —омкнутость крон составл€ет в среднем 0,6 и 0,5 соответственно.
  • ѕодрост на биотопе є3 развиваетс€ равномерно, т. е. веро€тность выхода большей части подроста велика, что составл€ет до 95%.
  • Ќа биотопе є2 наблюдаетс€ 70%-ый выход подроста в основной €рус в дальнейшем.
  • Ќаихудшие услови€ вы€влены в биотопе є 4 и 5 (чистый березн€к и смешанный лес), в 4-ом биотопе сомкнутость крон в среднем 0,8, что приводит к скачкообразным выходам в 1-ый €рус (31%).
  • Ѕиотоп є 5 , отличаетс€ более равномерным распределением по высотным классам, но только около 37% деревьев смогут отсто€ть свои права в т€желой борьбе. —омкнутость крон 0,75.
  • ”средненные услови€ обитани€ в биотопе є1, средн€€ сомкнутость крон составл€ет 0,6. ѕо графику видно, что 67% подроста смогут выжить и выйти в основой €рус.

—ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ

1. ј.—. Ѕоголюбов. ќценка жизненного состо€ни€ хвойного подроста. ћ. : Ёкосистема, 2002.

2. «.ћ. уданова Ђ ќпределитель высших растений „ј——–

3. ј. ј. ћогильнер Ђ ”сынови заказникї. ћосква 2002.

4. ¬.¬. Ќеронов. Ђ ѕолева€ практика по геоботанике в средне полосе европейской –оссии; стр. 139. »здательство ÷ентра охраны дикой природы. ћосква. 2002

5. ».». —тепаненко. Ћесна€ типологи€. ћосква 1999

6. ј.ѕ.“елова. ќпределитель папоротников, хвощей, плаунов. „ебоксары-1973.

7. ћетоды биологических и экологических исследований в работе с учащимис€. „ебоксары-1999. Ўкольный экологический мониторинг.

ЅЋј√ќƒј–Ќќ—“№

¬ыражаю огромную благодарность своему любимому куратору —кворцовой “. ё. и ёркиной ». ј. за помощь в сборе материала.



Ќаши авторские методические материалы по ботанике и дендрологии:
¬ нашем »нтернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по древесным растени€м –оссии:

нагл€дные полевые определители-бродилки: ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом,  устарники зимой,  устарники летом,
компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ƒеревь€ и кустарники зимой, ƒеревь€ и кустарники летом, ягоды и сочные плоды,
приложени€-определители Ёко√ид дл€ смартфонов и планшетов: ƒеревь€ зимой (јндроид), ƒеревь€ летом (јндроид), ƒеревь€ летом (iOS/Apple) (их можно скачать в Google Play или загрузить в AppStore),
цветные ламинированные определительные таблицы: деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой, кустарники летом,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" ѕищевые растени€.






≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї

—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма

Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш

»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€

Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)

Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€

¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
Ќекоторые особенности гнездовани€ ласточки деревенской в окрестност€х села ћалета

ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи

—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€

¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019