јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п. ƒивный

Ќепомн€щий ƒенис (4 класс), —оболев Ќикита (4 класс)
 расно€рский край, Ќовоселовский район, п. ƒивный, ћќ” ƒивненска€ средн€€ общеобразовательна€ школа є2
–абота проиллюстрирована фотографи€ми авторов

–уководитель: якименко Ќаталь€ »вановна (учитель начальных классов ћќ” —ќЎ є2)

2010 г.

¬ведение

 аждому человеку необходимо постичь искусство общени€ с природой. ѕервые шаги мы делаем в школе за партой, но так невозможно по-насто€щему полюбить природу, ведь недаром говор€т, чтобы любить природу, нужно ее знать. Ќам выдалась возможность понаблюдать за €щерицами в насто€щей действительности, а не по страницам книг.

—амец живород€щей €щерицы (Lacerta vivipara)
—амец живород€щей €щерицы (Lacerta vivipara)

»сследовани€ по изучению видового разнообрази€ €щериц нами были начаты в мае 2009 года. ћы всем классом пошли на экскурсию в лес. ¬о врем€ экскурсии мы увидели €щерицу, котора€, почу€в опасность, поспешила от нас скрытьс€. ћы ее поймали, рассмотрели, а затем оп€ть отпустили. ѕрид€ на следующий день в класс, мы обсуждали то, что нам удалось увидеть во врем€ экскурсии. ” нас возник вопрос, а каких еще €щериц можно увидеть в окрестност€х поселка? “ак родилась иде€ зан€тьс€ данной исследовательской работой.

яў≈–»÷ј ѕ–џ“ јя (Lacerta agilis)

Ёта €щерица обитает в сухих, прогреваемых солнцем местах в степ€х, лесах, горах до высоты 1,5 км.

ћолодые €щерицы этого вида сверху буровато-серого или коричневатого цвета с трем€ светлыми узкими, окантованными черным полосками, средн€€, из которых, т€нетс€ вдоль хребта, а обе боковые проход€т по сторонам спины и тер€ютс€ на хвосте. Ќа боках тела в один р€д расположены обычно мелкие белые глазки. — возрастом эта раскраска мен€етс€. —ильно мен€етс€ и расцветка тела. ” самцов оно приобретает салатную, оливковую или зеленую окраску, у самок же становитс€ коричневым, или коричневато-бурым, или гораздо реже зеленым, как у самцов. Ќередко спинной рисунок полностью или частично отсутствует, и животное приобретает одноцветную зеленую или коричневато-бурую окраску. Ѕрюхо обычно белое или зеленовато-белое у самок и зеленоватое у самцов, как правило, с довольно крупными темными п€тнышками.

ѕрытка€ €щерица (Lacerta agilis)
ѕрытка€ €щерица (Lacerta agilis)

∆ивут в норах, которые роют сами, или используют норы других животных. јктивны днем. ¬о врем€ охоты посто€нно наход€тс€ недалеко от норы, не отход€ от нее более чем на 10-15 м. ¬ случае нападени€ спасаетс€ бегством, при этом посто€нно мен€ет направление своего движени€ и, таким образом, дезориентирует противника. ќчень шустрое животное, вполне оправдывает своЄ название: быстро бегает, высоко прыгает и хорошо лазает по веткам, может молниеносно прыгать на жуков и кузнечиков, а мух ловит даже на лету. ’восты у €щериц восстанавливаютс€ Ч вырастают новые, правда, немного покороче и несколько другого цвета. [3, стр. 330] ќснову питани€ прыткой €щерицы составл€ют жуки, кузнечики, дождевые черви, гусеницы и пауки. ¬ конце ма€ самка откладывает 6-16 €иц, которые закапывает в неглубокую €мку или оставл€ет в том же убежище, где проводит ночь. ћолодые €щерицы вылупл€ютс€ в июле.

—лух у €щерицы очень чуткий. ¬рем€ от времени прытка€ €щерица высовывает изо рта длинный, тонкий, раздвоенный на конце €зык Ч орган ее ос€зани€. ¬се тело €щерицы покрыто сухой кожей с роговыми чешуйками, ѕериодически €щерицы лин€ют: ее ороговела€ кожа отслаиваетс€ и сходит кусками.

ѕрытка€ €щерица очень хорошо переносит неволю, быстро привыкает к человеку и начинает брать пищу из рук. [1, стр. 201-203]

яў≈–»÷ј ∆»¬ќ–ќƒяўјя (Lacerta vivipara)

Ќедавно по€вившиес€ на свет живород€щие €щерицы темно-коричневого или почти черного цвета, часто без вс€кого рисунка. ѕо мере роста окраска их постепенно светлеет, и со временем по€вл€етс€ характерный рисунок, состо€щий из темной узкой полоски вдоль хребта, двух светлых полосок по бокам спины и темных сравнительно широких полос на боках туловища.  роме того, по всему телу в беспор€дке бывают разбросаны мелкие темные п€тнышки. Ќижн€€ сторона взрослых самцов оранжева€ или кирпично-красна€, у самок беловато-сера€, желтовата€ или зеленовата€.

Ќижн€€ сторона тела живород€щей €щерицы (Lacerta vivipara)
Ќижн€€ сторона тела живород€щей €щерицы (Lacerta vivipara)

ƒлина живород€щих €щериц не превышает 15-18 см, из которых более половины занимает хвост, несколько утолщенный в основании у самцов. Ќа севере —ибири эта €щерица местами заходит в тундру, где, как и повсюду в болотистых местност€х, нередко встречаетс€ на окруженных водой небольших кочках. —обственных нор они не роют и используют дл€ жиль€ норы грызунов или пространства под отставшей корой на пн€х и сухих деревь€х; в горах скрываютс€ под камн€ми. ¬ случае опасности эти €щерицы нередко спасаютс€ в воде и, пробежав некоторое рассто€ние по дну, зарываютс€ в ил или в устилающие дно водоема опавшие листь€.

ѕитаютс€ живород€щие €щерицы различными насекомыми, пауками, моллюсками, черв€ми, добыва€ их не только на земле, но также на трав€нистых растени€х и стволах деревьев. ¬ отличие от всех остальных видов своего рода эта €щерица рождает живых детенышей. Ѕеременность продолжаетс€ около 90 дней, и молодые особи (8-12) по€вл€ютс€ в середине июл€ Ч конце августа. никакой заботливости к своим дет€м не обнаруживает. »ногда она возвращаетс€ к месту кладки, но только лишь затем, чтобы съесть часть лицевых оболочек. ƒетеныши первые дни своей жизни сид€т в трещинах земли, свернувши хвост, и не выход€т на поиски пищиї. [1, стр. 201-203]

÷ель работы: исследовать и вы€снить видовое разнообразие €щериц, обитающих в окрестност€х поселка п. ƒивный.

«адачи:

  • ѕроанализировать научную литературу
  • ќрганизовать наблюдени€ за €щерицами в естественных услови€х.
  • ќпределить места дл€ наблюдений;
  • ќпределить особенности внешнего вида €щериц;
  • ќпределить их места обитани€.
  • —обрать фотографический материал о видовом разнообразии €щериц

ћетоды работы

¬ процессе работы над проектом нами использовались следующие методы исследовани€:

  • Ёмпирический метод (наблюдение и сравнение)
  • “еоретический метод (синтез и анализ)

–езультаты наблюдений

Ќаблюдение май 2009 г.

»сследовани€ по изучению видового разнообрази€ €щериц нами были начаты в мае 2009 года. ћы всем классом пошли на экскурсию в лес. ¬о врем€ экскурсии мы увидели €щерицу, котора€ почу€в опасность, поспешила от нас скрытьс€. ћы ее поймали , рассмотрели, а затем оп€ть отпустили. ѕрид€ на следующий день в класс, мы обсуждали то, что нам удалось увидеть во врем€ экскурсии. ” нас возник вопрос, а каких еще €щериц можно увидеть в окрестност€х поселка? “ак родилась иде€ зан€тьс€ исследовательской работой. »зучив соответствующую литературу, мы решили дл€ начала определить места дл€ наблюдени€. Ќами были выбраны следующие возможные места обитани€ €щериц: мыс Ђза школойї; пол€на Ђза кузницейї; пол€на Ђза сушилкойї луг у мор€; Ђ расный каменьї; Ђу ручь€ї; Ђ—редн€€ гораї; выезд из деревни; Ђлуг около фермыї; ЂЌижн€€ гораї; Ђ√р€зный логї

Ќаблюдение в районе Ђмыс за школойї
ћы решили начать наше исследование с пол€ны, котора€ находитс€ в районе Ђза школойї. ѕол€на находилась в сухом, открытом солнечном месте. Ќаши поиски не заставили себ€ долго ждать. Ќам удалось увидеть €щерицу серого цвета, на спине у нее была темна€ полоса, а по бокам т€нулись еще две белые и два р€да точек. Ѕыло решено обследовать это место получше. Ќам удалось обнаружить еще три особи. Ќо они были похожи на первую. Ёто говорило о том, что на этой пол€не обитали €щерицы одного вида. ѕо энциклопедии и фотографи€м из »нтернета нам удалось установить, что этот вид называетс€ Ђпрытка€ €щерицаї. [2, стр. 62-63]

Ќаблюдение в районе Ђза кузницейї
—ледующее наблюдение мы проводили на пол€не в районе Ђза кузницейї. ќколо пол€ны рос лес, тень от которого падала на эту пол€ну. «десь мы обнаружили трех €щериц. ¬нешне они были точно такие же, как и в районе Ђза школойї. Ќо мы заметили, что у двух €щериц брюшко окрашено в белый цвет, и эти €щерицы были немного больше. ј у одной Ч брюшко окрашено в оранжевый цвет, и она немного меньше. Ќами было решено вы€снить: €вл€ютс€ ли эти €щерицы одного вида или они относ€тс€ к разным видам. ѕользу€сь энциклопеди€ми, мы вы€снили, что это разные виды €щериц. ящерица, у которой брюшко белого цвета, называетс€ Ђобыкновенна€ или прытка€ї. ящерица, у которой брюшко оранжевого цвета называетс€ Ђживород€ща€ї. ѕроведенное нами исследование говорило о том, что мы обнаружили уже два разных вида €щериц.

Ќаблюдение в районе Ђза сушилкойї
— целью определени€ видового разнообрази€ €щериц мы отравились в третье место наблюдени€ в район Ђза сушилкойї. “еперь мы уже знали отличительные черты двух видов €щериц и без труда смогли определить, что в районе Ђза сушилкойї обитают и обыкновенные, и живород€щие €щерицы.  роме этого, нам удалось здесь встретить еще один вид €щериц, который отличалс€ от первых окраской. Ёта €щерица была €рко -зеленого цвета, с темными п€тнами на спине.

—амец живород€щей €щерицы (Lacerta vivipara)
—амец живород€щей €щерицы (Lacerta vivipara)

ћы посчитали, что этот вид уже третий, который обитает около поселка. ѕо энциклопедии мы попытались определить название вида €щерицы. Ёто оказалось сделать не так-то просто. —начала мы решили, что это зелена€ €щерица. Ќо когда изучили ее внешний вид, и места обитани€, вы€снили, что у зеленых €щериц голова и ше€ голубого цвета, а у нашей Ч  нет. «начит, эта €щерица не относитс€ к виду зеленых €щериц. ћы еще раз внимательно прочитали информацию и рассмотрели рисунки уже найденных видов €щериц и вы€снили, что это был самец прыткой €щерицы. [2, стр. 80]

Ќаблюдени€ в районе Ђлуг у мор€ї
¬ четвертом месте наблюдени€ в районе Ђлуг у мор€ї нам удалось тоже увидеть несколько €щериц. Ќо они были такие же, как и те, которые обитали в уже обследованных нами местах. «десь нам удалось понаблюдать за очень интересной особенностью €щериц.  огда мы хотели поймать €щерицу, чтобы посмотреть цвет брюшка, дл€ определени€ вида, €щерица выскользнула из рук так, что в руках у нас осталс€ кончик хвостика. Ётот факт говорит о том, что во врем€ опасности €щерицы отбрасывают хвосты. ќтброшенный хвост еще долгое врем€ продолжал шевелитьс€ на земле. [3, стр. 330-332]

Ќаблюдение в районе Ђ расный каменьї
¬ этом месте нам удалось обнаружить несколько особей €щериц. Ќо мы уже четко знали, что это были прыткие серые и зеленые.

Ќаблюдени€ в остальных местах
ѕроведенные наблюдени€ в оставшихс€ местах дали следующий результат: в районе Ђу ручь€ї обитают живород€щие €щерицы; в районе Ђ—редн€€ гораї Ч прытка€ €щерица (зелена€ и сера€); ¬ районе Ђвыезд из деревниї Ч прыткие (зеленые и серые); в районе Ђлуг у фермыї Ч зелена€, сера€ и встречаютс€ живород€щие; в районе ЂЌижн€€ гораї Ч  прыткие (зеленые и серые); в районе Ђ√р€зный логї Ч живород€щие и прыткие.

«аключение

ѕодвод€ итоги исследовательской работы, можем сделать вывод, что цель, которую мы ставили Ч достигли. ћы провели исследование видового разнообрази€ €щериц, обитавших в окрестност€х поселка. √ипотеза, которую мы выдвигали в начале нашего исследовани€, подтвердилась. Ќо в начале нашего исследовани€ нам казалось, что €щериц разных видов у нас намного больше, чем мы смогли обнаружить. ћы установили, что в окрестност€х поселка обитают всего два вида €щериц, и что не зна€ внешних отличительных признаков этих €щериц их можно спутать. “ак же нам удалось вы€снить, что €щерицы, которые имеют зеленый цвет, к виду зеленых €щериц не относ€тс€, это особи мужского пола обыкновенной €щерицы.  роме этого, мы собрали фотоматериал, который по нашему мнению может быть использован на уроках биологии при знакомстве с пресмыкающимис€.

Ћитература

  • ƒетска€ энциклопеди€ в вопросах и ответах Ђћир животныхї, ћинск 2000; стр.201-203
  • Ќова€ энциклопеди€ животных. ћосква Ђ–осмэнї, 2008г; стр.62-63, 174, 242, 80
  • ѕопул€рна€ энциклопеди€ дл€ детей. Ђ¬се обо всемї, ћосква ј—“ 1995 г; стр.330-332



Ќаши авторские методические материалы по рептили€м и амфиби€м –оссии:
¬ нашем »нтернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по рептили€м —еверной ≈вразии:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: –ептилии, јмфибии.
полевые приложени€-определители дл€ смартфонов и планшетов: –ептилии, јмфибии и √олоса (их можно скачать в Google Play или загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: ќбитатели водоемов, ∆ивотные. ќпределитель (в т.ч. рептилии),
цветна€ ламинированна€ определительна€ таблица јмфибии и рептилии,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" «емноводные и пресмыкающиес€.






≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї

—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма

Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш

»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€

Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)

Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€

¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
Ќекоторые особенности гнездовани€ ласточки деревенской в окрестност€х села ћалета

ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи

—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€

¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020