јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы

„умакова »рина, ученица 9-го ¬ класса √ќ” —ќЎ є106 г. ћосквы, 2009-2010 гг.

–уководитель: педагог доп. образовани€ √ќ” —ќЎ є106 г. ћосквы  апранова “ать€на Ќиколаевна
(см. также статью “.Ќ.  апрановой "ќценка экологического состо€ни€ микрорайона школы силами учащихс€"

¬ведение

Ўкола є106 расположена в —еверо-«ападном административном округе (—«јќ), муниципальном округе Ђ—еверное “ушиної (рис. 1).

√еографическое расположение школы є106 г.ћосквы (вид из космоса)

–ис. 1. √еографическое расположение школы є106 г.ћосквы (вид со спутника)

¬ —ћ» имеетс€ достаточное количество данных, говор€щих о благополучной экологической обстановке —«јќ. “аким образом, возникла иде€ провести данное исследование, чтобы подтвердить или опровергнуть эту информацию.

ƒл€ успешного выполнени€ работы € изучила методы диагностики и определила степень загр€зненности воздуха в районе. »сследовательска€ работа данного направлени€ в школе проводилась впервые.

÷ели работы:

  • вы€снить наличие загр€знени€ воды и воздуха в микрорайоне школы, путем проведени€ физико-химического анализа проб талого снежного покрова, почвы, растительности, а также анализа проб воды ’имкинского водохранилища, расположенного неподалеку от школы;
  • дать оценку состо€ни€ здоровь€ школьников старших классов;
  • вы€снить, насколько актуальна проблема загр€знени€ окружающей среды дл€ микрорайона моей школы;
  • сделать выводы.

¬ ходе исследовани€ решались следующие задачи:

  • изучить литературу, использу€ разные источники информации, о загр€знении атмосферы различными веществами и их вли€нии на организм человека;
  • освоить методики определени€ физико-химических характеристик проб талого снега, воды, почвы, растительности, атмосферы;
  • определить физические характеристики, качественный и количественный состав талого снега, воды, почвы, растительности, атмосферы.

1. ќпределение загр€знений, производимых автотранспортом

јвтомобиль Ц один из главных источников загр€знени€ окружающей среды в больших городах. ƒл€ ћосквы выброс автотранспортом загр€зн€ющих веществ в атмосферный воздух остаетс€ одной из главных проблем. ќтработанные газы двигателей внутреннего сгорани€ содержат более 200 вредных веществ и соединений, в том числе и канцерогенных. —реди веществ, вызывающих химическое загр€знение воздуха, наиболее распространены и опасны оксиды азота, серы, угарный газ, углеводороды, т€желые металлы, сажа Ц продукт неполного сгорани€ топлива.

«агр€знение воздуха в первую очередь отрицательно сказываетс€ на состо€нии здоровь€ человека, на животных и растени€х.

¬ данной части работы проведено исследование вли€ни€ выхлопных газов автомобилей на экологическое состо€ние микрорайона школы є106.

1. 1. ќпределение содержани€ количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу автотранспортом

÷ель работы на данном этапе: изучить вли€ние автотранспорта на состо€ние атмосферного воздуха в районе школы є106.

ƒл€ достижени€ данной цели необходимо было выполнить следующие задачи:

  • определить интенсивность и состав транспортного потока на контрольных участках;
  • рассчитать количество топлива разного вида, сжигаемого двигател€ми автомашин;
  • рассчитать количество образованных вредных веществ по бензину.

ќпределение количества единиц автотранспорта, проход€щего по контрольному участку исследовани€.

1. Ќа выбранном дл€ исследовани€ участке длиной 100 м, неоднократно производилс€ подсчет автомобилей, движущихс€ в оба направлени€. –абота производилась в утренние, дневные и вечерние часы следующим образом: занималось место у исследуемого участка, и в течение 15 минут в отдельный бланк заносились данные о проезжающем транспорте. »сследуемый участок дороги по улице √ероев ѕанфиловцев находитс€ на рассто€нии 170 метров от здани€ школы; контрольный участок Ђдорога перед школойї - 50 метров.

√ќ” —ќЎ є106 г. ћосквы

Ќа основе п€тикратного проведени€ эксперимента были получены усредненные характеристики транспортного потока, представленные в таблице.

“аблица. —реднесуточный поток автотранспорта на контрольных участках

 онтрольный участок √рузовые и легковые автомобили, работающие на бензине √рузовые автомобили и автобусы, работающие на дизельном топливе
”л. √ероев ѕанфиловцев 200 36
ƒорога перед школой 48 2
ѕримечание: санитарные требовани€ по уровню загр€знени€ допускают поток машин в жилой зоне интенсивностью не более 200 автомобилей в час.

2. –ассчитываетс€ общий путь, пройденный вы€вленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час (S, км), по формуле: S = N х I, где N Ц количество автомобилей каждого типа (на дизельном и бензиновом топливе) за 1 час; I Ц длина участка, км, равна€ 0,1 км.

3. –ассчитываетс€ количество топлива, сжигаемого двигател€ми автомашин (R, л), по формуле: R = S х K, где K Ц расход топлива на 1 км пути, л, приблизительно равный 0,1 л дл€ бензиновых двигателей, 0,4 л дл€ дизельных.

4. –ассчитываетс€ объемное количество выделившихс€ загр€зн€ющих веществ (V, л) на выбранном нами участке дороги по формуле: V = R х k , где k Ц коэффициент

  • дл€ бензина: при сгорании топлива, необходимого дл€ пробега 1 км, выдел€етс€: 0,6 л угарного газа, 0,1 л углеводородов, 0,04 л диоксида азота;
  • дл€ дизельного топлива: при сгорании топлива, необходимого дл€ пробега 1 км, выдел€етс€: 0,14 л угарного газа, 0,037 л углеводородов, 0,015 л диоксида азота.

5. –ассчитываетс€ количество свинца (m , г), содержащеес€ в топливе (1 л этилированного бензина содержит в среднем 0, 25 г тетраэтилата свинца), с использованием данных по расходу топлива на исследуемом участке автотрассы: m(Pb) = R х k(Pb) где R Ц количество сжигаемого топлива, k - коэффициент, равный 0,25.

¬ таблице представлен расчет количества загр€зн€ющих веществ, выбрасываемых в атмосферу исследуемым количеством автомобилей, проезжающих на контрольном участке за сутки.

“абл.  оличество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу

“ип топлива  онтрольный участок  оличество автомобилей в сутки  оличество выделившихс€ загр€зн€ющих веществ
CO, л/ч NO2, л/ч CxHy, л/ч Pb2+, г/ч
Ѕензиновое топливо ”л. √ероев ѕанфиловцев 200 1,2 0,08 0,2 0,5
ƒорога у школы 48 0,288 0,0192 0,048 0,12
ƒизельное топливо ”л. √ероев ѕанфиловцев 36 0,0504 0,0054 0,013 -
ƒорога у школы 2 0,0112 0,0012 0,003 -

¬ывод: полученные результаты говор€т о том, что среднесуточный транспортный поток на ул. √ероев ѕанфиловцев немного превышает санитарные нормы. ћожно предположить небольшое превышение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу работающими автомобильными двигател€ми. Ќа вспомогательной дороге обстановка благопри€тна€. ѕредставл€лось целесообразным провести дальнейшее исследование по определению загр€знени€ проводимым автотранспортом.

1. 2. ќпределение содержани€ свинца в зеленой массе газонных трав.

ѕричиной летнего листопада €вл€етс€ высокое содержание свинца в воздухе. Ќо концентриру€ этот металл, растени€ очищают воздух. ¬ услови€х города возникают и специфические проблемы охраны зеленых насаждений. “ак, на улицах города дл€ борьбы с гололедом разбрасывают большое количество противогололедных реагентов, содержащих соединени€ хлора (—а—l2). —оль хлорида кальци€ отрицательно воздействует на растени€.  роме того, листь€ деревьев накапливают в себе вредные соединени€ из атмосферы. ѕоэтому осенью следует собирать листь€ и уничтожать их. ѕричем экологически целесообразно захорон€ть загр€зненные листь€, так как при сжигании все накопленные вредные вещества, снова поступ€т в атмосферу.

«адачи данного этапа работы:

  • определить наличие свинца в зеленой массе газонных трав, окружающих школу;
  • показать уровень загр€знени€ окружающей среды выхлопными газами автомобилей.

ѕробоотбор проводилс€ 31 окт€бр€ 2009 г.

ћетодика определени€ содержани€ свинца в листь€х растений

  1. Ѕыло собрано по 100 г растительных проб одного вида с контрольных участков. —обранные пробы пронумеровывались, измельчались и растирались в ступке.
  2. «атем было добавлено по 50 мл 40%-ного этилового спирта.
  3. ѕроведено фильтрование раствора.
  4. Ёкстракт кип€тилс€ на вод€ной бане, чтобы соединени€ свинца (а это главным образом бромид свинца) перешли в раствор.
  5. Ёкстракт упаривалс€ до 10 мл.
  6. ƒалее на фильтровальную бумагу необходимо было нанести каплю исследуемого раствора. «атем подсушить ее на воздухе, (над плиткой или пламенем спиртовки). ¬ то же самое место капнуть раствор реагента Ц йодистого кали€ (KI).

ќпределение содержани€ свинца в листь€х растений

–езультаты эксперимента представлены в таблице.

“аблица.  оличество ионов свинца в листь€х растений

 онтрольный участок  оличество ионов свинца (Pb2+)
”л. √ероев ѕанфиловцев -
ƒорога перед школой -
Ўкольный двор -

Ёксперимент показал, что соединений свинца в растени€х нет.

¬ывод: полученные результаты можно объ€снить несколькими причинами. ¬о-первых, пробоотбор проводилс€ после листопада, а в нашем городе, как известно, вс€ листва собираетс€ и вывозитс€ за пределы ћосквы. √азонна€ же трава может не обладать хорошей очищающей способностью. — другой стороны, ведетс€ борьба с недобросовестными производител€ми бензина, которые в цел€х повышени€ октанового числа используют присадки, содержащие соединени€ свинца. ј если в топливе нет свинца, то его нет и в атмосфере.

1. 3. ќпределение содержани€ свинца и хлоридов в почвенной выт€жке

¬округ крупных городов, металлургических предпри€тий, вдоль дорожных магистралей и вокруг мест свалок промышленных отходов образуютс€ зоны загр€знени€ почвы свинцом, мышь€ком, висмутом, медью, кадмием и т. д. ѕоэтому качественный химический анализ почвенного раствора €вл€етс€ одним из простых и доступных методов обнаружени€ Ђнежелательных элементовї.

јнализ водной выт€жки почв описан русским ученым Ќ.  омовым (1788 г.), а с конца ’I’ века он используетс€ как основной метод дл€ определени€ степени и характера засоленности почв и решени€ других практических задач. ¬ лаборатории дл€ получени€ водной выт€жки используют дистиллированную воду.

«адача: определить наличие свинца в образцах почвы, вз€тых на контрольных участках.

ƒл€ качественного анализа почв было исследовано три образца, вз€тые из разных мест: с придорожной полосы ул. √ероев ѕанфиловцев (проба є1), с дороги перед школой (проба є2) и со школьного двора (проба є3). ѕробоотбор проводилс€ 6 но€бр€ 2009 г.

ћетодика определени€ содержани€ свинца и хлоридов в почвенной выт€жке.

1. ќбразцы почвы были вз€ты с глубины 5 см, сложены в три разных полиэтиленовых пакета.  ажда€ проба была перемешана, высушена на воздухе в течение 7 дней, удалены из почвенных смесей листь€, корни и камни, измельчены все комки до размеров 2-3 мм в диаметре и пересыпаны в бумажные пакеты с этикетками.

2. ƒл€ приготовлени€ водной выт€жки на весах отмер€лось по 50 г почвы из каждого пакета. ¬ каждый из трех стаканов с образцами почв добавл€лось по 125 мл дистиллированной воды, до соотношени€ почва: вода - 1:2,5. —месь в каждом стакане тщательно перемешивалась в течение 4 минут, затем суспензи€ была отфильтрована через бумажный фильтр.

»сследование проводилось с целью обнаружени€ катионов свинца и анионов хлора.

3. ƒл€ обнаружени€ ионов свинца в почвенных образцах использовалс€ метод капельного анализа. Ќа рабочем столе выкладываютс€ три предметных стекла. Ќа отдельные стекла наноситс€ по 1 капле каждой выт€жки. «атем к каждой капле выт€жки добавл€етс€ по капле реагента KI. Ќа всех пластинках не было обнаружено видимых изменений (выпадение осадка в виде желтых хлопьев). —ледовательно, во всех трех пробах качественные реакции на свинец дали отрицательный результат.

4. ’лорид-ионы обнаруживают с помощью 2%-ного раствора нитрата серебра јgNќ3, путем добавлени€ нескольких капель. ¬ результате взаимодействи€ ионов хлора с ионами серебра выпадает белый творожистый осадок. ѕомутнение будет тем значительнее, чем больше концентраци€ хлорид-ионов в воде.

–езультаты эксперимента представлены в таблице.

“аблица.  оличество ионов свинца и хлора в почвенной выт€жке

 онтрольный участок  оличество ионов
свинца (Pb2+) хлора ( Cl- )
”л. √ероев ѕанфиловцев - +
ƒорога перед школой - +
Ўкольный двор - -

¬ пробах є1 и є2 было обнаружено незначительное содержание хлорид-ионов суд€ по характеру выпавшего осадка в виде слабой мути (концентраци€ 1-10 мг/л).

¬ыводы: присутствие хлорид-анионов €вл€етс€, скорее всего, результатом обработки дороги и придорожной полосы противогололедными реагентами в зимнее врем€.

1. 4. ќпределение загр€знений воздуха по снежному покрову

 ак известно, круговорот воды осуществл€етс€ за счет ее испарени€ и осаждени€ в виде атмосферных осадков (снега, дожд€, града). ѕри этом атмосферу попадают сотни веществ, которые ранее отсутствовали в природе. Ёто атмосферные загр€знители Ц сернистый газ, оксиды азота, оксид углерода (угарный газ), хлор, формальдегид, и др. ¬ некоторых случа€х из двух или нескольких относительно неопасных веществ, выброшенных в атмосферу, под вли€нием солнечного света могут образоватьс€ €довитые соединени€. √лавные источники загр€знени€ Ц тепловые электростанции, нефтеперерабатывающие предпри€ти€ и автотранспорт. ћенее опасны станции, работающие на газе, более Ц на угле.

ќсновные агенты воздействи€ атмосферы на гидросферу Ц это атмосферные осадки в виде дожд€ и снега. —нежные хлопь€ и дождевые капли захватывают примеси и вывод€т их из атмосферы. “аким образом, осадки привод€т к уменьшению концентрации загр€зн€ющих веществ в воздухе. —нежные хлопь€ засчет большой поверхности адсорбции €вл€ютс€ лучшими его очистител€ми. ѕри та€нии снежного покрова примеси загр€зн€ют водоемы. —нежный покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. ѕоэтому по результатам качественного анализа талого снега можно судить и об атмосферном загр€знении.

«адачи работы на данном этапе:

  • установление таких характеристик талого снега, как прозрачность, запах, наличие осадка;
  • установление химического состава талого снега: определение кислотности, обнаружение в пробах талого снега катионов металлов и анионов кислотных остатков.

ќтбор проб и подготовка их к исследованию

ƒл€ отбора проб мы выбрали три точки в микрорайоне школы є106:

  • проба є1 Ц на улице √ероев ѕанфиловцев;
  • проба є2 Ц у дороги перед школой
  • проба є3Ц на территории школы;

ѕробоотбор проводилс€ 16 €нвар€ 2010 г.

ќтбор проб снега

ќтбор проб снега проводилс€ пластмассовой трубкой, которую врезают на всю толщину снежного покрова до поверхности земли, после чего вытаскивают со снегом, поддержива€ ее снизу полиэтиленовой лопаткой. Ќижн€€ часть трубки тщательно очищаетс€ от частиц грунта. ѕроба снега из трубки высыпаетс€ в полиэтиленовый мешок, подписываетс€ номер пробы и снег оставл€етс€ в пакете до полного та€ни€. ѕосле та€ни€ снега и достижени€ талой воды комнатной температуры, проба готова к проведению анализа.

ћетодика определени€ физических свойств талого снега

1. ƒл€ определени€ прозрачности проб талой воды в стекл€нный цилиндр диаметром 3 см высотой 30 см наливаетс€ определенное количество воды, через которую просматриваетс€ шрифт (печатный текст). ћожно сравнить каждую пробу с контрольным образцом Ц дистиллированной водой. ¬ода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. ѕеред замером воду необходимо взболтать. ѕрозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождени€ и определ€етс€ высотой столба воды в цилиндре, сквозь который начинают читатьс€ буквы.

ќпределение прозрачности проб талой воды

2. ƒл€ определени€ запаха в чистую широкогорлую колбу объемом 100 мл наливают исследуемую воду на 2/3 объема, прикрывают стеклышком, осторожно взбалтывают. «атем, сдвинув с колбы стеклышко, определ€ют запах воды.

»нтенсивность запаха воды (при 20∞ — не должна превышать двух баллов) определ€ем по п€тибалльной системе (см. таблицу).

“аблица. ѕ€тибалльна€ система определени€ интенсивности запаха

»нтенсивность запаха ’арактер про€влени€ запаха ќценка интенсивности запаха
Ќет «апах не ощущаетс€ 0
ќчень слаба€ «апах сразу не ощущаетс€, но обнаруживаетс€ при тщательном исследовании (при нагревании воды) 1
—лаба€ «апах замечаетс€, если обратить на это внимание 2
«аметна€ «апах легко замечаетс€ и вызывает
неодобрительный отзыв о воде
3
ќтчетлива€ «апах обращает на себ€ внимание
и заставл€ет воздержатьс€ от пить€
4
ќчень сильна€ «апах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению 5

“аблица. ќпределение характера запаха

’арактер запаха

≈стественного происхождени€ »скусственного происхождени€
неотчетливый (или отсутствует) неотчетливый (или отсутствует)
землистый нефтепродуктов (бензиновый)
гнилостный хлорный
плесневый уксусный
торф€ной фенольный
трав€нистый  

3.  ачественную оценку цветности воды можно провести путем сравнени€ ее с дистиллированной водой, на фоне листа белой бумаги сравнить наблюдаемый цвет (бесцветна€, светло-бура€, желтовата€, сера€, мутна€ и т. д. ).

–езультаты определени€ физических свойств талого снега представлены в таблице.

“аблица. –езультаты определени€ физических свойств талого снега

 онтрольный участок ѕрозрачность «апах при 20∞— ¬звешенные частицы,мг/л
”л. √ероев ѕанфиловцев сильно мутна€ (7,5см) Ќеотчетливый (1 балл) 0,375
ƒорога перед школой прозрачна€ (25см) Ќеотчетливый (1 балл) 0,122
Ўкольный двор прозрачна€ (27см) Ќеотчетливый (1 балл) 0,04

4. —одержание взвешенных частиц. ќпредел€етс€ фильтрованием воды через бумажный фильтр и последующим высушиванием осадка в сушильном шкафу до посто€нной массы.

—одержание взвешенных частиц (в мг/л) в испытуемой воде определ€етс€ по формуле: (M1-M 2) х 1000 / V, где ћ1 - масса бумажного фильтра с осадком взвешенных частиц (г), ћ2 - масса бумажного фильтра (г), V - объем воды дл€ анализа, в литрах.

ћетодика определени€ химических свойств талого снега

1. ќпределение кислотности.

ƒл€ определени€ реакции водной среды талого снега необходим универсальный индикатор, полоску которого необходимо смочить в пробе и сравнить цвет со шкалой pH. —нег может иметь как кислую, так и щелочную реакцию, в зависимости от преобладани€ тех или иных загр€зн€ющих веществ. ≈сли в снег попадают основани€ различных кислот, он приобретает кислотную реакцию. ѕрисутствие соединений металлов, ароматических углеводородов защелачивает снег.

2. ќбнаружение органических веществ.

¬ одну пробирку наливают 5 мл дистиллированной воды, в другую Ц исследуемую воду. ¬ каждую пробирку прибавл€ют по капле 5% перманганата кали€  ћnќ4. ¬ пробирке с дистиллированной водой окраска сохранитс€. »счезновение окраски в исследуемой воде указывает на присутствие в ней органических веществ (иногда неорганических восстановителей).

3. ќпределение ионов железа Fe3+.

  10 мл исследуемого талого снега прибавл€ют 1-2 капли сол€ной кислоты HCl, несколько капель пероксида водорода и 0,2 мл (4 капли) 50%-го раствора тиоцианата кали€ KNCS. ѕеремешивают и наблюдают за развитием окраски. ѕримерное содержание железа наход€т по таблице. ћетод чувствителен, можно определить до 0,02 мг/л.  ачественна€ реакци€ протекает по ионному уравнению: Fe3+ + 3NCS- = Fe(NCS)3

“аблица. ѕримерное определение ионов Fe3+ в пробах снега

ќкрашивание, видимое при рассмотрении пробирки сверху вниз на белом фоне

ѕримерное содержание ионов железа (Fe3+)
ќтсутствие менее 0, 05
≈два заметное желтовато-розовое от 0, 05до 0, 1
—лабое желтовато-розовое от 0, 1 до 0, 5
∆елтовато-розовое от 0, 5 до 1, 0
∆елтовато-красное от 1, 0 до 2, 5
ярко-красное более 2, 5

4. ќпределение ионов свинца Pb2+ (качественное).

»одид кали€ (KI) дает в растворе с ионами свинца характерный осадок йодида свинца PbI2.

»сследовани€ производ€тс€ следующим образом.   5 мл испытуемого раствора прибавить немного KI, после чего, добавив уксусной кислоты CH3COOH, нагреть содержимое пробирки до полного растворени€ первоначально выпавшего мало характерного желтого осадка PbI2. ќхладить полученный раствор под краном, при этом PbI2 выпадет снова, но уже в виде красивых золотистых кристаллов: PbI2 + 2I- = PbI2 v

5. ќпределение ионов меди Cu2+ (качественное).

¬ фарфоровую чашку поместить 3-5 мл исследуемого талого снега, выпарить досуха, затем прибавить 1 каплю концентрированного раствора аммиака NH3. ѕо€вление интенсивно синего цвета свидетельствует о по€влении меди: 2Cu2+ + 4NH4ќЌ = 2 [Cu(NH3)4]2+ +4H2O

6. ќпределение ионов хлора Cl- (качественное).

  5 мл талого снега добавить 3 капли 10% раствора нитрата серебра AgNO3, подкисленного азотной кислотой HNO3. ќбразуетс€ осадок или муть: Ag+ + Cl- = AgCl v

  • слаба€ муть Ц 1-10 мг/л,
  • сильна€ муть Ц 10-50 мг/л,
  • хлопь€ Ц 50-100 мг/л,
  • белый творожистый осадок > 100 мг/л.

7. ќпределение сульфат ионов SO42- (качественное).

  5 мл талого снега добавить 4 капли 10% раствора сол€ной кислоты HCl и 4 капли 5% раствора хлорида бари€ BaCl2. ќбразуетс€ осадок или муть: Ba2+ + SO42- = BaSO4 v

  • слаба€ муть Ц 1-10 мг/л,
  • сильна€ муть Ц 10-50 мг/л,
  • хлопь€ Ц 50-100 мг/л,
  • белый творожистый осадок > 100 мг/л.

“аблица. –езультаты химического анализа проб талого снега

є пробы рЌ ќрганические вещества »оны
Fe3+ Pb2+ Cu2+ Cl- SO42-
проба є1 6 лилово-розовое окрашивание 0,05-0,1

едва заметное желто-розовое окрашивание

- - 1-10 слаба€ муть -
проба є2 6 лилово-розовое окрашивание - - - - -
проба є3 5 лилово-розовое окрашивание - - - - -
 онтрольный раствор 7 лилово-розовое окрашивание - - - - -

ѕровод€ анализ на наличие катионов и анионов в пробах талого снега, использовали в качестве контрольного раствора дистиллированную воду.

јнализ результатов исследовани€ свойств талого снега и выводы.

Ќа основании проведенных исследований физических и химических свойств талого снега можно сделать следующие выводы:

  • анализ физических свойств проб талого снега показал, что наиболее близки дистиллированной воде по прозрачности и запаху пробы є 2 и є3; механический осадок присутствует во всех пробах, особенно велик в пробе є1, это можно объ€снить регул€рной очисткой ул. √ероев ѕанфиловцев от снега и попаданием частиц на придорожную полосу;
  • показатель рЌ близок к норме (дл€ атмосферных осадков нормально рЌ = 5,6) во всех пробах;
  • исследование химического состава проб талого снега показали разную степень их загр€знени€: в пробе є1 обнаружено наличие хлорид-ионов и ионов железа, что объ€сн€етс€ соседством с дорогой;
  • самыми чистыми оказались две пробы є3 (территори€ школы) и є2 (дорога перед школой) Ц это можно объ€снить использованием гранитной крошки в качестве противогололедного реагента.

2. ќпределение загр€знений ’имкинского водохранилища

÷ель работы на данном этапе: изучить физический и химический состав воды ’имкинского водохранилища.

’имкинское водохранилище находитс€ на территории г. ћосквы и ћосковской области и относитс€ к системе канала имени ћосквы. Ќа водохранилище располагаютс€ —еверный речной вокзал, от причалов которого отход€т теплоходы, св€зывающие ћоскву с п€тью мор€ми, и —еверный речной порт столицы, имеютс€ также пассажирские пристани «ахарково и ƒубова€ –оща. ’имкинское водохранилище замерзает в конце но€бр€, вскрываетс€ в середине апрел€.

»спользуетс€ дл€ водоснабжени€ ћосквы и дл€ обводнени€ ћосквы-реки, Ћихоборки и яузы (через Ћихоборский канал). Ѕерега водохранилища €вл€ютс€ попул€рным местом отдыха; вблизи водохранилища Ч водноспортивные комплексы. —еверо-запад столицы имеет более чистые водоемы, поскольку основные водотоки ѕодмосковь€ текут с северо-запада на юго-восток. ѕредставл€ло интерес вы€снить физические и химические свойства воды ’имкинского водохранилища.

2. 1 јнализ физических и химических свойств воды ’имкинского водохранилища

јнализ физических и химических свойств воды ’имкинского водохранилища проводилс€ по методике, описанной в разделе Ђќпределение загр€знений воздуха по снежному покровуї. ¬ качестве контрольного раствора использовали дистиллированную воду.

–езультаты химического анализа представлены в таблице.

“аблица. –езультаты химического анализа проб воды ’имкинского водохранилища.

є пробы рЌ ¬звешенные вещества мг/л ќрганические вещества »оны
Fe3+ Pb2+ Cu2+ Cl- SO42-
¬ода ’имкинского водохранилища 7 0,1 лилово-розовое окрашивание - - - + -
 он-трольный раствор 7 - лилово-розовое окрашивание - - - - -

Ќа основании проведенных исследований физических и химических свойств можно сделать следующие выводы:

  • анализ воды показал относительно благопри€тную экологическую обстановку;
  • обнаружение хлорид-ионов вполне объ€сн€етс€ следующим сообщением Ђ–»ј Ќовостиї от 13.10.2009 г. : Ђѕ€тикратное превышение нормы содержани€ хлоридов обнаружено в грунте грузового порта —еверного речного вокзала ћосквы. ѕредположительно на территории порта хранилс€ груз хлоросодержащих реагентов. —ейчас прокуратура проводит административное расследованиеї. Ќаше исследование проводилось спуст€ 2 недели после аварии, 24 окт€бр€ 2009 г.

3. ¬ли€ние загр€знени€ воздуха на здоровье населени€

ƒыхательна€ система человека имеет р€д устройств, помогающих защитить организм от действи€ загр€знителей воздуха. ¬олоски в носу отфильтровывают крупные частицы. Ћипка€ слизиста€ оболочка в верхней части дыхательного тракта захватывает маленькие частицы и раствор€ет некоторые газовые загр€знители. ћеханизм непроизвольного чихани€ и кашл€ удал€ет загр€зненные воздух и слизь при раздражении дыхательной системы. “онкие частицы представл€ют наибольшую опасность дл€ здоровь€ человека, так как способны пройти через естественную защитную оболочку в легкие.

Ћогическим завершением работы €вл€етс€ оценка состо€ни€ здоровь€ старшеклассников нашей школы. ¬ таблице представлены статистические данные по некоторым заболевани€м (к сожалению, мы не располагаем статистическими данными округа по остальным заболевани€м).

“аблица . —татистические данные по некоторым заболевани€м среди населени€

«аболевание

—«јќ Ўкола є 106
Ѕронхиальна€ астма 2,8% 4,1%
 ожные заболевани€ 5,4% 4,2%
«аболевани€ мочеполовой системы 2,2% 1,4%

»звестны основные факторы, вли€ющие на здоровье человека. Ёто наследственность, стрессы и питание, степень загр€зненности воды и воздуха, психологический комфорт в семье и социальной среде.

¬идно, что экологи€ €вл€етс€ всего лишь одним из факторов, вли€ющих на здоровье, поэтому нельз€ однозначно объ€снить полученные результаты. Ќастораживает тот факт, что 83,3% старшеклассников, болеющих бронхиальной астмой, приходитс€ на долю учеников 9-х классов (1994-1995 г.р.).

«аключение

ѕо результатам работы € могу сделать следующие выводы:

1. ”меренна€ нагрузка на автодорогах, больша€ площадь зеленых насаждений оказывают благотворное вли€ние на экологическое состо€ние школьного микрорайона.

2. Ќеобходимо проведение ежегодного экологического исследовани€ школьного микрорайона.

3. Ќеобходимо заниматьс€ озеленением родного города, проводить экологические рейды в районе.

4. Ќеобходимо распростран€ть среди школьников экологическую культуру, пропагандировать здоровый образ жизни, проводить лекции о вреде курени€, алкогол€, наркотиков.

 

—писок литературных источников

  1. ¬редные химические вещества. Ќеорганические соединени€ элементов I-IV (V-VIII) групп: —прав. изд. / ј.Ћ.Ѕандман, Ќ.¬. ¬олкова, “.ƒ. √рехова и др.; ѕод ред. ¬.ј. ‘илова и др., - Ћ.: »зд-во Ђ’ими€ї, 1989 г.
  2. ¬редные химические вещества. ѕриродные органические соединени€. »зд. —прав. Ц энциклопедического типа. “. 7/ѕод ред. ¬. ј. ‘илова. - —ѕб.: —ѕ’‘ј, Ќѕќ Ђћир и семь€-95ї, 1998 г.
  3. ¬редные вещества в промышленности. —правочник дл€ химиков, инженеров и врачей. »зд. 7-е, пер. и доп. ¬ трех томах. “ом III. Ќеорганические и элементорганические соединени€. ѕод ред. Ќ.¬. Ћазарева и ».ƒ. √адаскиной, - Ћ.: »зд-во Ђ’ими€ї, -1977 г.
  4. √ќ—“ 17.2.2.03-87. ќхрана природы. јтмосфера. Ќормы и методы измерений содержани€ оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигател€ми.
  5. √Ќ 2.2.5.1313-03 ѕредельно допустимые концентрации (ѕƒ ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Ц ћ.: –оссийский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ ћинздрава –оссии, 2003. - /√игиенические нормативы/.
  6. Ёкологический мониторинг в школе. / ѕод ред.  оробейниковой Ћ.ј. Ц ¬ологда: –усь, 1998. - 212 с.
  7. —ледим за окружающей средой нашего города.9-11 кл, школьный практикум. ћ.¬ладос, ѕод ред .ћансурова —.≈.,  окуева √.Ќ. 2001.
  8. —анѕиЌ 2.1.6.1032-01 Ђјтмосферный воздух и воздух закрытых помещений. —анитарна€ охрана воздуха. √игиенические требовани€ к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных местї.
  9. ‘едеральный «акон от 10.01.2002 N 7-‘«. ќб охране окружающей среды: —тать€ 11. ѕрава и об€занности граждан в области охраны окружающей среды. —тать€ 52. “ребовани€ в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон. 9. ’ими€ и общество. јмериканское химическое общество, пер. с англ.  анд.хим. наук ћ.ё.√ололобов, ћ.ћир, 1995.
  10. ’ими€ и охрана окружающей среды. Ёлективный курсЦ »“ƒ Ђ орифейї, ѕод ред Ѕаланова ».Ќ. 2007
  11. Ўкольный экологический мониторинг. “.я. јшихмина- ћ., Ђјгарї, 2000.
  12. http://biomodul.ru/ekologiya-gorod
  13. http://www.mosgorzdrav.ru/mgz/komzdravsite.nsf/fa_MainForm?OpenForm&type=ka_homepage
  14. http://real-usi.ru/node/137

 



≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї

—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма

Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш

»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€

Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)

Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€

¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
Ќекоторые особенности гнездовани€ ласточки деревенской в окрестност€х села ћалета

ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи

—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€

¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020