јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.

«еленые растени€ под снегом

© јфанасьева  ристина (10 класс), Ќовочебоксарск, 2007

Ќаучные руководители —кворцова “.ё., √лушенкова Ќ.ј.

ƒанна€ исследовательска€ работа выполнена в рамках программы
Ўколы ƒикой ѕрироды Ѓ
(«аволжье, €нварь 2007 г.)

¬ведение

«има Ч трудное, неблагопри€тное дл€ растений врем€ года. ќсновна€ опасность, котора€ подстерегает растени€ зимой Ч высыхание. »менно это главна€ угроза, так как вода в почве замерзает. ≈сли в зимнее врем€ начнет подсыхать кака€-нибудь часть растени€, она неминуемо погибнет. ¬едь во врем€ холодов передвижени€ воды по растению нет и восполнить потери влаги невозможно. ј испар€етс€ зимой вода довольно хорошо (вспомните, как быстро сохнет белье на морозе).

ѕоэтому все адаптации растений к зиме направлены на снижение потерь влаги. ƒл€ деревьев и кустарников главный способ борьбы с зимним высыханием Ч сбрасывание листвы. “акие растени€ называютс€ листопадными, то есть их листь€ опадают все осенью, а живут один сезон. Ќеобходимое количество света и воды растени€ получают в течение весны и лета, их крупные листь€ работают достаточно эффективно, чтобы обеспечить растение питательными веществами на начало следующего сезона. Ќа зиму такие растени€ впадают в сп€чку, практически не расходу€ воды и не фотосинтезиру€.

’войные растени€ пошли другим путем Ч в их листь€х очень мало собственно воды, а преобладают незамерзающие эфирные масла, алкалоиды, сахара. ¬се физиологические процессы в хвойных растени€х, в том числе и фотосинтез, идут очень медленно, но зато они могут идти при низких температурах, даже зимой. ƒл€ еще меньших потерь влаги листь€ хвойных растений игловидные, жесткие, защищены слоем воска.  аждый лист (хвоинка) живет 2-5 лет, а опадают листь€ не все вместе, а по очереди в течение года. ƒополнительные средства защиты стволов и ветвей Ч кора (пробковый слой), а почек Ч почечные чешуи Ч снижение зимней потери влаги еще больше и обеспечивают дополнительную зимовку этих растений.

ƒругое дело Ч нежные трав€нистые растени€. »х основной способ переживани€ зимы Ч полное отмирание надземной части (у большинства), или всего растени€ (у однолетников), либо специальные Ђхитрыеї адаптации (у вечнозеленых и зимнезеленых).

ќсновное условие существовани€ трав€нистых зеленых растений в умеренном климате Ч наличие снегового покрова.

ќсновна€ его функци€ в данном случае Ч теплоизол€ционна€. »звестно, что снежный покров имеет рыхлое строение из-за формы снежинок. ¬ пустотах между снежинками находитс€ воздух, который отличаетс€ плохой теплопроводностью, и именно ему мы об€заны за столь замечательное свойство снега. Ѕлагодар€ слабой теплопроводности снега суточные колебани€ температур проникают в его толщу в среднем всего на 24 сантиметра. »менно благодар€ снежному покрову и существуют зимой в умеренном климате зеленые растени€.

Ѕольшинство трав€нистых растений отмирает на зиму Ч либо целиком (однолетние), либо только их надземные части (многолетние растени€). Ќо есть и такие, которые зимуют под снегом зелеными Ч их стебли и листь€ не мен€ют своего летнего облика. —тебли этих растений, обычно невысокие, едва возвышающиес€ над поверхностью почвы, листь€ тоже располагаютс€ у земли.

¬ зеленом состо€нии под снегом зимуют две группы растений Ч вечнозеленые (чьи листь€ живут 2-3 лет), и зимнезеленые (чьи листь€ живут один год).

¬ечнозеленые растени€ это все виды мхов, брусника, вероника лекарственна€, линне€ северна€, клюква. ¬се эти растени€ имеют типичный дл€ всех вечнозеленых растени€ набор адаптации Ч маленькие размеры, пробковый слой на стебл€х и воскова€ кутикула или опушение на листь€х, высокое содержание незамерзающих веществ в ткан€х и т. д.

ћхи не бо€тс€ сильных морозов, потому что им совершенно не опасно высыхание. ќни поглощают воду из атмосферы через листь€ и стебли. Ќасто€щих, хорошо развитых корней у мхов нет, и растени€ впитывают влагу всей своей надземной частью, словно губка. ≈сли долго нет дожд€, мох полностью тер€ет влагу, высыхает до воздушно-сухого состо€ни€. ќднако он при этом не погибает, а переходит в состо€ние поко€. ќбъ€сн€етс€ это €вление свойствами протопласта Ч живого содержимого клеток мхов. ѕротопласт мхов не погибает даже после сильного высыхани€. »м не опасна потер€ влаги ни летом, ни зимой. ћхи перенос€т зиму в любых услови€х, Ч как под защитой снегового покрова, так и без него.

«имнезелеными называют листопадные растени€, листь€ которых по€вл€ютс€ весной (как у всех листопадных растений), и отмирают все вместе, но не осенью, как у всех Ђнормальныхї растений, а весной. “о есть живут листь€ один год, но период листопада приходитс€ у них на весну. “аким образом растение продлевает себе длительность фотосинтетического периода Ч от ранней весны, когда снег только ста€л и до момента поздней осени, когда слой снега станет существенным. »звестно, что листопадные растени€ должны иметь большой запас питательных веществ на врем€ разворачивани€ новых листьев. Ёти вещества откладываютс€ предыдущим Ђлетнимї поколением в корн€х и стебл€х и у обычных листопадных растений очень много времени уходит на развитие из этих веществ новых побегов. ¬ природе уже давно светло и тепло, а растени€ еще не начали фотосинтезировать. Ёто недостаток. «имнезеленые растени€ начинают фотосинтезировать и вырабатывать энергию как только сходит снег, т.е. по€вл€етс€ свет Ч за счет перезимовавших Ђстарыхї листьев. » только после того, как по€в€тс€ новые листь€, старые, перезимовавшие, отомрут.

ќбычные в наших лесах зимнезеленые растени€ Ч копытень европейский, осока волосиста€, щитовник игольчатый, зеленчук желтый, кислица обыкновенна€.

¬ лесах средней полосы вечнозеленых и зимнезеленых растений больше всего в ельниках. ќсновна€ причина Ч световой режим в нижних €русах леса. »з всех наших типов леса Ч ельник темный, причем во все сезоны года. ѕоэтому дл€ растений нижнего €руса очень важно как можно дольше продлить возможность фотосинтеза.  роме того, почвы еловых лесов часто не очень благопри€тны дл€ растений Ч они не очень богаты, обычно переувлажнены и обладают высокой кислотностью. ¬ таких услови€х растени€ развиваютс€ медленно, весной листь€ распускаютс€ поздно, прошлогодние в это врем€ очень важны.

¬елико число зимнезеленых растений в лиственных лесах (но меньше, чем в ельнике). «десь причина друга€. ¬ лиственных, особенно широколиственных лесах после распускани€ листвы в кронах под их пологом становитс€ настолько темно, что многие растени€ не могут нормально развиватьс€. ћногие трав€нистые растени€ приспособились к очень быстрому развитию в этот короткий период между сходом снега и распусканием листвы на деревь€х. ѕриспособились по-разному: одни Ч эфемероиды Ч запасают питательные вещества в клубн€х и луковицах и цветут сразу после схода снега, другие Ч зимуют зелеными, чтобы фотосинтезировать и дать новые побеги за счет перезимовавших листьев.

÷ель работы:

»зучение растений, зимующих под снегом в зеленом состо€нии.

«адачи:

1. ¬ыбрать несколько сильно различающихс€ биотопов.

2. ¬ы€вить видовой состав древесных и трав€нистых растений данных биотопов.

3. ќпределить проективное покрытие каждого вида растени€.

ћетодика

¬ каждом биотопе в типичном месте закладываетс€ площадка 1х1м. C помощью лопат, снег с площадки удал€етс€. Ѕлиже к поверхности почвы работать лопатой следует осторожнее, чтобы не повредить растени€, а последний, тонкий слой снега желательно удал€ть щеткой или веником.

ќчищенную от снега площадку описывают, т.е. определ€ют видовой состав всех зеленых растений и их проективное покрытие.

ѕроективное покрытие определ€етс€ по стандартной методике. ¬сю площадь поверхности площадки принимают за 100% и на глаз определ€ют, какой процент этой площади закрыт листь€ми того или иного растени€. ѕроективное покрытие выражают в процентах дл€ каждого из имеющихс€ видов растений в отдельности. ¬ зимний сезон проективное покрытие бывает очень низким Ч от 0,1% до 10%.

ѕопутно с описани€ми площадки в ее окрестност€х проводитс€ стандартное геоботаническое описание биотопа.

ак обычно определ€етс€ видовой состав деревьев и кустарников, их соотношение в лесу (формула древосто€), сомкнутость крон, высота и диаметр растений в каждом из €русов леса, данные занос€тс€ в бланк описани€ участка растительного покрова.

–езультаты

Ќами было выбрано и обследовано 6 биотопов:

• 1) пол€на в сосновом лесу;
  • 2) березн€к с примесью сосны (9Ѕ1—);
  • 3) ельник (10≈);
  • 4) смешанный лес (6Ѕ4—);
  • 5) сосн€к (10—);
  • 6) березн€к (10б).

’ј–ј “≈–»—“» ј Ѕ»ќ“ќѕќ¬

Ѕиотоп є2 (березн€к с примесью сосны)

ƒревесный и кустарниковый €рус —омкнутость крон ‘ормула древосто€ ƒ (1,3) ср. Ќ (д) ср. Ќ (кр) ср. ¬озраст ср.
—пелый и приспевающий древостой 0,4 9б1с Ѕ: 63

C:62,5

Ѕ:17,3

C:14,3

Ѕ:11,4

C:11,6

C:34
ѕодрост - —осна обыкновенна€, береза бородавчата€, р€бина обыкновенна€, - C:3,4 - -
подлесок - можжевельник обыкновенный, ива козь€, ива пепельна€, крушина ломка€, шиповник sp. - ƒо 3 - -

Ѕиотоп є3 (ельник)

ƒревесный и кустарниковый €рус —омкнутость крон ‘ормула древосто€ ƒ(1,3) ср. Ќ (д) ср. Ќ (кр) ср. ¬озраст ср.
—пелый и приспевающий древостой 0,95 10≈ 43 12,1 1 31,5
ѕодрост - - - - - -
подлесок - ћожжевельник обыкновенный - 1,5-2 - -

Ѕиотоп є4 (смешанный лес)

—пелый и приспевающий древостой 0,6 6Ѕ 4— Ѕ:66

—:53

Ѕ:16,5

—:16

Ѕ:8

—:10

—:31
ѕодрост 0,10 % Ѕереза бородавчата€, ≈ль европейска€, сосна обыкновенна€, липа сердцевидна€, осина или тополь дрожащий, р€бина обыкновенна€ - - - -
подлесок - можжевельник обыкновенный, жимолость лесна€, крушина ломка€, ива пепельна€. - - - -

Ѕиотоп є5 (сосн€к)

—пелый и приспевающий древостой 0,7 10 — 71 15 8 44
ѕодрост - ≈ль европейска€, осина или тополь дрожащий, липа сердцевидна€, р€бина обыкновенна€, сосна обыкновенна€ - 1-1,5 - -
подлесок - можжевельник обыкновенный, крушина ломка€, бересклет бородавчатый, малина лесна€, ежевика сиза€. - 1,5-3 - -

Ѕиотоп є6 (березн€к)

—пелый и приспевающий древостой 0,4 10 Ѕ 75 13 10 -
ѕодрост 0,1 Ѕереза бородавчата€, липа сердцевидна€, осина или тополь дрожащий, р€бина обыкновенна€, сосна обыкновенна€, - ƒо 3 - -
подлесок 0,2 можжевельник обыкновенный, крушина ломка€, бересклет бородавчатый, малина лесна€, ежевика сиза€ - ƒо 3 - -

¬ ходе исследовани€ были вы€влены 19 видов высших растений из 11 семейств. “акже были найдены 5 видов мхов.

—писок растений

название растени€

проективное покрытие (%)

1) Ѕудра плющевидна€ сем. √убоцветные ( Labiatae)

5

2) Ѕрусника, сем. ¬ересковые (Ericaceae)

15

10

2

5

3) ¬ероника лекарственна€, сем. Ќоричниковые ( Scrophcilariaceae)

25

4) ¬ероника дубравна€, сем.Ќоричниковые ( Scrophcilariaceae)

0,1

5) √рушанка круглолистна€, сем.√рушанковые ( Pyrolaceae)

20

6) «емл€ника обыкновенна€, сем.–озоцветные ( Rosaceae)

0.1

1

7)  ислица обыкновенна€, сем. исличные ( Oxalidaceae)

0,1

8)  очедыжник женский, ќтд.ѕапортникообразные ( Polypodiophita) сем.  очедыжниковые ( Athyriaceae) 1
9)  укушкин лЄн, отд. ћохообразные ( Polypodioohyta)

70

:

10) ћох Sp1 отд. ћохообразные (Polypodioohyta)

4,5

5

11) ћох Sp2 отд. ћохообразные (Polypodioohyta)

20

12) ћох Sp3 отд. ћохообразные (Polypodioohyta)

20

13) ƒикранум отд. ћохообразные (Polypodioohyta)

50

14) ‘онтиналис отд. ћохообразные ( Polypodioohyta)

0,1

15) ќжика волосиста€, сем.ситниковые ( Juncaceae)

0,3

10

2

0,2

16) ѕлаун булавовидный, отд. ѕлаунообразные (Lycopodiophyta) сем. плауновые ( Lycopodiaceae)

1

17) ѕодмаренник болотный, сем .ћареновые ( Rubiaceae)

0,1

18) “ыс€челистник обыкновенный, сем. —ложноцветные (Asteraceae)

0,1

19) „ерника, сем. ¬ересковые (Ericaceae)

85

15

5

20) „ина болотна€, сем. Ѕобовые (Leguminosae)

21) „ина весенн€€ сем. Ѕобовые (Leguminosae) 0,1
22) ястребинка волосиста€ сем. —ложноцветные ( Asteraceae)

3

23) яснотка

8

0,1

—реди растений, найденных под снегом, выдел€ют 2 большие группы: вечнозеленые и зимнезеленые растени€.

¬ечнозеленые Ч это все виды мхов, кустарничек: брусника, черника (листопадный кустарничек), трав€нистые растени€: вероника лекарственна€, вероника дубравна€.

«имнезеленые Ч кислица обыкновенна€.

Ѕольше всего зеленых растений было обнаружено в 6 биотопе (березн€к): здесь их 10: из них 5 вечнозеленых и 1 зимнезеленое и в биотопе 5 (сосн€к) здесь 4 вечнозеленых растени€.

Ќаименьшее количество растений в остальных биотопах: по 4 и 5 видов растений, в их числе нет зимнезеленых растений.

ћноголетние трав€нистые растени€: тыс€челистник обыкновенный, земл€ника обыкновенна€, будра плющевидна€, грушанка круглолистна€, ожика волосиста€, подмаренник болотный, чина болотна€, чина весенн€€, €стребинка волосиста€. ѕо литературным данным у этих растений надземна€ часть на зиму отмирает. Ќо наши исследовани€ показали присутствие этих растений под снегом в зеленом состо€нии. ћы предполагаем, что это св€зано с теплой зимой 2006-2007 гг. Ѕолее достоверную картину можно получить, провод€ многолетние исследовани€.

¬ыводы

1. ¬ыбрано 6 сильно отличающихс€ биотопов: пол€на, березн€к с примесью сосны, ельник, смешанный лес, сосн€к, березн€к.

2. ¬ы€влен видовой состав растений данных биотопов: древесный €рус и трав€нистые растени€ под снегом. ¬ ходе исследовани€ был найден 21 вид растений из 10 семейств, 8 видов мхов, 1 вид папоротникообразных, 1 вид плауна, зимующие растени€: вечнозеленые: брусника, вероника, мхи и зимнезеленые: кислица.

3. ќпределено проективное покрытие каждого вида растений. ћаксимальное проективное покрытие имеет черника Ч 85% (биотоп є 4) и мох кукушкин лЄн Ч 70% (биотоп є 2). ћинимальное проективное покрытие (0,1%) имеют: тыс€челистник обыкновенный, вероника дубравна€, земл€ника лесна€, кислица обыкновенна€, мох кукушкин лЄн (в различных биотопах). “акже были найдены многолетние растени€: тыс€челистник обыкновенный, м€тлик луговой, земл€ника обыкновенна€, горошек мышиный, грушанка круглолистна€.

4. ¬ ходе наших исследований нами было найдено 8 видов многолетних трав€нистых растений.

—ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ

1. ј.—. Ѕоголюбов. ќценка жизненного состо€ни€ хвойного подроста. Ёкосистема. ћ, 2002.

2. ѕ.‘. ћаевский. ‘лора средней полосы ≈вропейской части –оссии. ћосква, 2006.

3. «.ћ.  уданова. ќпределитель высших растений „ј——–. „ебоксары, 1995 .

4. ¬.¬. Ќеронов. ѕолева€ практика по геоботанике в средней полосе европейской –оссии. ћосква: »здательство ÷ентра охраны дикой природы, 2002.

5. ».». —тепаненко. Ћесна€ типологи€. ћосква, 1999.

6. Ћ.ѕ. “еплова. ќпределитель папоротников, хвощей, плаунов. „ебоксары,1973.

7. ћетоды биологических и экологических исследований в работе с учащимис€. Ўкольный экологический мониторинг. „ебоксары, 1999.

Ќаши авторские методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и трав€нистым растени€м:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители “рав€нистые растени€ (ƒикорастущие цветы), ягоды и сочные плоды
приложение-определитель дл€ смартфонов и планшетов Ёко√ид: ÷веты (его можно купить в магазине Play Google или загрузить в AppStore) ,
карманные полевые определители: Ћекарственные растени€, –астени€ пресных вод, методическое пособие "Ўкола гидроботаники",
цветные ламинированные определительные таблицы: первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоемов,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" ѕищевые растени€.

≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!

—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї

—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма

Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш

»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€

Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)

Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€

¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
Ќекоторые особенности гнездовани€ ласточки деревенской в окрестност€х села ћалета

ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи

—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€

¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

омпьютерные атласы-определители объектов природы:
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.