Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА >>> ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (ПРОЕКТЫ)

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Вебинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Наглядные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедии природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) нижеследующая работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководителя и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническая правка, верстка - А.С. Боголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект является авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


МБОУ «Тарасихинская основная школа»

Местные родники как объекты экологического туризма

Еремина Александра 7 класс

Руководитель: учитель биологии Виноградова Э.Ю.

г. Семенов, Нижегородской обл.

2018

Оглавление:

  1. Введение
  2. Результаты исследования
    1. родник «Святой Маргариты»
    2. родник в д. Елховка
    3. родник в д. Шарпано
    4. родник «Осинковский»
  3. Заключение
  4. Литература

Введение

Актуальность. В наше время очень актуальна проблема чистой воды. Несмотря на развивающуюся инфраструкт уру на селе в сфере водоснабжения, несмотря на то, что люди получают достаточное количество чистой воды, чтобы удовлетворить своих потребности, люди не должны забывать о том, что нам дала природа, забывать о том, что мы должны беречь. Родники представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как памятники природы. Они являются уникальными естественными водоёмами, так как на поверхность выходят грунтовые и подземные воды. Родники имеют большое значение в питании других поверхностных водоёмов, в поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающих их биоценозов. Родниковая вода берется в том самом месте, откуда она поступает из-под земли, доходит до нас в своем первозданном, природном по своему гидрохимическому составу виде. Кроме того вода родника из экологически чистого проверенного источника практически не нуждается в очистке. В настоящее время люди не интересуются чистотой родниковой воды и не заботятся об этом, хотя несколько десятилетий назад родниковые воды активно использовались сельчанами и люди старались сохранить природные источники в чистоте. С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения. Воду некоторых родников местное население считает святой, целебной, используемой при лечении различных заболеваний. На некоторых родниках сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность.

Для сохранения этих уникальных природных территорий необходима доступная информация, чтобы люди приезжали, пили целебную воду и тогда родники будут жить.

На территории Тарасихинской сельской администрации находится четыре уникальных природных родника , за которыми присматривают учащиеся нашей школы. Начиная с 2005 года в нашей школе существует и, главное, работает программа «Родники России». Суть этой программы простая – поддержание территории вокруг родников в надлежащем виде.

Задумавшись о необходимости исследования этих территорий, я поставила перед собой цель: изучить уникальные природные территории родников с использованием информационных технологий, чтобы эту информацию можно было использовать для местного экологического туризма.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Собрать, обработать и проанализировать информацию о местных родниках.
  2. Разработать маршруты поездок к источникам.
  3. Провести на месте необходимую работу по поддержанию территории вокруг родников в надлежащем виде (собрать мусор, вычистить колодчики, расчистить стоки). Провести фото- и видеосъемку работ.
  4. Нарисовать карту-схему расположения родников.
  5. На основе собранной информации и проделанной работы составить фото- и видеоотчеты и разместить их на специализированном стенде школы, в сети Интернет, на школьном сайте и в местной прессе.
  6. Для пропаганды ответственного и бережного отношения к уникальным природным территориям смонтировать видеоролик об «Осинковском ключике» и разместить его на видеохостинге YouTube. Нами была выдвинута гипотеза: «На территории Тарасихинской сельской администрации есть уникальные природные территории, которые могут быть использованы для местного экологического туризма»

Объектами исследования стали:

  • родник «Святой Маргариты»
  • родник в д. Елховка
  • родник в д. Шарпано
  • родник «Осинковский»

В ходе нашего исследования мы использовали следующие методы: поиск необходимых сведений в архивных материалах, литературе по теме, в Интернет-ресурсах, фенологические наблюдения как свои, так и наблюдения учителя биологии МБОУ «Тарасихинская основная школа» Виноградовой Эльвиры Юрьевны за 14 лет. По материалам экскурсии на территории Осинковского скита был снят фильм « Кержаки».

Новизна исследования заключается в том, что такой работой по обобщению и, главное, популяризации полученных данных в нашей местности никто не занимался. А ведь как известно, родники и Родина ? слова однокоренные: чем больше мы будем знать о своей малой родине, пропагандировать эти знания среди местного населения, тем ответственнее и бережнее будет отношение к окружающей природе. Практическое значение этих знаний будет проявляться в развитии личной ответственности за состояние окружающей среды, в умении принимать решения в ситуации выбора , формировать экологически осознанное поведение.

Четыре родника, за которыми мы ухаживаем, расположены вблизи разных деревень, следовательно, первым этапом необходимо разработать маршруты посещений этих территорий. (см. Приложение 1)

Родник «Святой Маргариты»
Маршрут №1 (см.приложение1): ст.Тарасиха – д.Успенье –д. Лазоревка –д. Здорово – территория Одинцовского скита (12 км, 1 час 10 минут )

В середине 17 века приверженцы старых обрядов подвергались жесточайшим репрессиям и вынуждены были бежать в глухие места Сибири, Алтай и Керженское Заволжье. К началу 17 века на Керженец прибыло свыше 40 тысяч старообрядцев, и возникло около 100 скитов. Среди них, впоследствии ставшими наиболее крупными и знаменитыми Осинковский и Одинцовский скиты. Давно нет деревни Одинцы и одноименного старообрядческого скита, а ключик на его территории, жив и дает воду стекающую в речку Алсму. О нашей заботе об этом месте есть упоминание в книге Павла Лебедева «Поморцы Керженского Заволжья» .

 

Собранные нами легенды о матушке Маргарите также вошли в книгу.

Так выглядит эта территория сейчас и несомненно является перспективным туристическим маршрутом.

Нами проведены работы по расчистке лесной тропы ведущей к скиту, обновлены указатели. Собранные артефакты оставлены у поклонного креста.

Живописный уголок нашей малой Родины, это наша память, наша история, наши культурные и духовные ценности.

Уникальность этого места и в его растительности, здесь произрастают занесенные в Красную книгу Нижегородской области купена лекарственная, медуница мягкотелая, ландыш майский, ятрышник. Травы – сныть обыкновенная, копытень европейский, звездчатка ланцетовидная. Вековые сосны и ели, обычны таежные кустарнички черника и брусника. Расположенное в 1,5 км Корельское знаменито грибными местами. Учитывая, что по прямой до Керженского заповедника меньше 15 км, окрестные леса богаты и животным миром, на лесных дорожках встречаются следы волка, лося, задиры бурого медведя, кабаньи «раскопы». На этой небольшой территории нами исследованы различные типы ельников.

Еловый лес – это совершенно особое, своеобразное растительное сообщество. Ель создает сильное затенение, и под ее пологом могут существовать лишь достаточно теневыносливые растения. Кустарниковый ярус в хвойном лесу развит слабо (в основном это можжевельник, крушина, волчье лыко, рябина), в напочвенном покрове преобладают мхи, на фоне которых растут немногие кустарнички и таежные травы. Состав растений напочвенного яруса во многом определяется свойствами почвы. На бедных и сырых почвах произрастают мхи и черника (такой тип леса называют ельником-черничником). На почвах особенно бедных и очень сырых ель становится угнетенной, а под пологом ее развивается мох «кукушкин лен» (это ельник-долгомошник). С дальнейшим увеличением увлажнения появляется хвощ. Там, где почва лучше обеспечена питательными веществами и достаточно дренирована, под елями произрастает кислица (это ельник-кисличник), и, наконец, на наиболее сухих участках междуречий формируются ельники-брусничники, где в травянистом покрове преобладает брусника.

Характерной особенностью растений хвойного леса является наличие белой или бледно-розовой окраски цветков у кислицы, седмичника, грушанок, майника, линнеи, черники, брусники и др. Почти все травянистые растения елового леса многолетние, они поддерживают свое существование в основном за счет вегетативного размножения. Среди этих трав практически не найти растений, семена которых имели бы какие-либо приспособления для распространения ветром. Еще одна особенность растений ельников в том, что многие из них остаются зелеными на зиму, сохраняя листву живой. Это, например, грушанки, зимолюбка, ожика, осоки и т.д. Немногие травы елового леса теряют осенью свою надземную часть (седмичник, майник).

В живом напочвенном и почвенном покрове елового леса большую роль играют также низшие растения: мхи (плевроциум, дикранум, родобриум и др.), грибы, плауны, хвощи, папоротник-щитовник.

Ключик в деревне Елховка
Маршрут №2 (см.приложение №1): ст. Тарасиха – д. Осинки –д. Елховка (9,8 км, 13 минут)

Деревня Елховка это пример российских деревень сгинувших в 90-е. Местный, некогда процветающий, колхоз прекратил свое существование, отсутствие работы привело к массовому оттоку жителей из деревни. Последняя коренная жительница 91-летняя Болонкина Анна перебралась к родственникам в д. Кулагино в прошлом году. Теперь в деревне 4 дома, два дачных и один жилой постоянно. Родник в деревне, единственный источник питьевой воды.

Вода вкуснейшая.., ее избыток стекает в речку Кувычиху, питает ольховую заросль по ее берегам, давшую название деревне (ольха-елоха-Елховка).

Родник в деревне Шарпано
Маршрут №3(см.приложение№1): ст. Тарасиха-д.Тарасиха-д.Язвицы-д.Шарино-д.Шарпано(10км,35 минут)

На пути к этой деревне можно сделать остановку у памятника истории18 века скита старца Серапиона, хорошо сохранилась часовня и деревянная гробница. Сама деревня Шарпано насчитывает 5 коренных жителей, старейший ее житель дед Савелий Пастухов. Чтобы попасть к ключу, нужно пройти через старообрядческое кладбище и внизу под косогором, в урочище речки Шарпанки, в глухих зарослях трав.

Это природное чудо с целебной водой, которая по рассказам местных жителей излечивающее от желудочно-кишечных заболеваний и высыпаний на коже.

На склоне оврага произрастают медуница неясная, копытень, сныть. Ниже по склону хвощ, таволга, манник, тайник, крапива. Деревья корявые, не крупные хотя и очень старые березы и рябины, ольха.

Родник «Осинковский»
Маршрут №4 (см. приложение1): ст.Тарасиха-д.Осинки-территория Осинковского скита (10км, 15 минут)

Ключик «Осинковский» расположен на территории, уничтоженного в период Никоновских гонений, старообрядческого Осинковского скита.

У деревни Осинки мы начинаем путешествие во времени и пространстве, к месту где когда то стоял Осинковский скит, прятавшийся в густом еловом лесу.

Сотни лет миновали, но память ведет нас по тропинке проложенной современниками, сначала к речке Кувычихе свидетельнице тех событий.

Тихо и таинственно вокруг, лишь листва шелестит под ногами и журчит речная вода чистая, холодная набирающаяся сил из многочисленных лесных ключиков. И несет свои воды сначала в речку Линду, а затем и в матушку Волгу.

Осинковский ключик облагорожен, здесь построена часовня, в память о монахах скита, которые предпочли сгореть, но веру не предать. Во времена разорения скита Святые дары- иконы и утварь иноки опустили в колодец. Воду в колодчике с тех пор считают чудодейственной.

Об этом месте, в целях популяризации местного туризма и в рамках участия в областном конкурсе детских творческих и исследовательских работ «С малой Родины начинается Россия» снят фильм-видеоэкскурсия и размещен на сайте YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=KaNCYRvHfXg& t=262s).

eremina_309.jpg (64757 bytes)

На муниципальном этапе конкурса наша работа признана победителем.

Заключение: В ходе исследования было установлено, что четыре природные территории родников являются уникальными, следовательно могут быть объектами экологического туризма.

Нами ведется большая пропагандистская работа среди местного населения за сохранение и защиту окружающей среды. Пропаганда бережного отношения к природе стала одним из главных орудий в деятельности экологов нашей школы. Отчеты о проводимых акциях размещаются на специализированных сайтах (Зеленое движение России ЭКА; Страна экологическая; Зеленая Россия) и в социальных сетях вКонтакте и Facebook. Живописные места, где можно встретить большое разнообразие древесных и кустарниковых пород: высокие сосны контрастируют с лиственными березой, дубом, а они в свою очередь с елями. Разнообразный травянистый покров. Грибы и ягоды, все прелести «тихой охоты» и конечно же вкуснейшая родниковая вода. Все это может служить развитию местного экологического туризма. Мы продолжим вести фенологические наблюдения и планируем расширить наше исследование. В перспективном плане - исследование химического состава вод родников, создание экологических троп. С полученными результатами будем регулярно знакомить учащихся школы, жителей близлежащих деревень.

Свою работу планируем пропагандировать фильмами и другими видео и фотоматериалами, публикациями в местной прессе и сети Интернет.

Литература:

  1. Ахманов, М. Вода, которую мы пьем.- М.: Эксмо, 2006 .
  2. Ашихмина, Т..Я. Школьный экологический мониторинг. – М.: Агар, 2000 .
  3. Баканина Ф.М. Заповедные места Горьковской области. – Нижний Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1991
  4. Иванов, А.В. Оценка экологических условий в водоемах и водотоках. - Хабаровск: Этнос - ДВ, 1996.
  5. Лебедев П.Г., Голубева Н.Б. Поморцы Керженского Заволжья.- Бор: Перспектива, 2011
  6. Практическое руководство по комплексному исследованию экологического состояния малых рек . – Тула: ТОЭБЦ, 2001 .
  7. http://www.ecosystema.ru/ Компьютерные атласы-определители объектов природы:
    1. Грибы
    2. Водоросли
    3. Лишайники
    4. Мохообразные
    5. Деревья и кустарники зимой
    6. Деревья и кустарники летом
    7. Дикорастущие цветы

Приложение 1.

Маршрут №1:

Маршрут №2:

Маршрут №3:

Маршрут №4:

Приложение 2.

Определить дебит родника (расход). Для этого поставить под слив родника мерный сосуд и засечь время его заполнения, а потом высчитать, сколько литров воды в секунду дает родник, это и есть дебит.

  • Родник «Осинковский»
    • Примерный дебит 5л за 1 мин 2 секунд.
    • Произвели расчет: 5л : 60,2 с = 0,08 л/с;
    • 0,08л/с х 60 с = 4,8 л/м
    • 4,8 л/м х 60 м = 288 л/ч
    • 288 л/ч х 24 ч = 6912 л/сутки
  • Родник деревня Елховка
    • Примерный дебит 3,5л за 1 минуту.
    • Произвели расчет: : 3,5л : 60 с = 0,06 л/с;
    • 0,06л/с х 60 с = 3,6 л/м
    • 3,6 л/м х 60 м = 216 л/ч
    • 216 л/ч х 24 ч = 5184 л/сутки
  • Родник в деревне Шарпано
    • Примерный дебит 2,3л за 1 минуту.
    • Произвели расчет: : 2,3л : 60 с = 0,04 л/с;
    • 0,04л/с х 60 с = 2,3 л/м
    • 2,3 л/м х 60 м = 138 л/ч
    • 138 л/ч х 24 ч = 3312 л/сутки
  • Родник «Святая Маргарита»
    • Примерный дебит 4,15л за 1 минуту.
    • Произвели расчет: : 4,15л : 60 с = 0,07 л/с;
    • 0,07л/с х 60 с = 4,15л/м
    • 4,15 л/м х 60 м = 249 л/ч
    • 249 л/ч х 24 ч = 5976 л/сутки



Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!


Список детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "Исследовательская работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)

Ландшафтоведение:
Сравнительное исследование геологических обнажений в Московской и Тверской областях
Анализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Б. Лебединое

Микология и Ботаника:
Некоторые особенности древесных грибов в окрестностях биостанции
Грибы национального парка «Чаваш Вармане»
Сравнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции «Экосистема»
Смены растительности при зарастании заброшенных полей
Луговые сукцессии
Изучение сукцессий на вырубках
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Исследовательский проект «Травы у нас под ногами»
Исследовательский проект Экологическая тропа «Тайны древесных растений»
Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Зоология беспозвоночных:
Видовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов Засурья
Фаунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего Присурья
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Некоторые особенности жизни пауков окрестностей озера Чанграш
Изучение численности и распределения короеда-типографа в еловых лесах Подмосковья
Видовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
Изучение внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
Изучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
Изучение дневных чешуекрылых в окрестностях оз. М.Лебединое
Изучение фауны дневных чешуекрылых
Некоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
Сравнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции «Экосистема»

Зоология позвоночных:
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Некоторые морфологические особенности рыб озер нижнего Присурья
Некоторые аспекты биологии прудовой лягушки Rana lessonae
Некоторые особенности экологии травяной лягушки (Rana temporaria)
Некоторые фенетические особенности амфибий
К вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
Сравнительная морфология прыткой ящерицы Lacerta agilis
Видовое разнообразие ящериц в окрестностях п.Дивный Красноярского края
Выкармливание птенцов большими пестрыми дятлами (Dendrocopos major)
Некоторые особенности перемещения птиц в районе озера Чанграш
Изучение гнездовой жизни садовой камышевки
Стациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем Присурье
Видовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. М.Лебединое
Птицы береговых ландшафтов реки Клязьма и смешанного леса
Образ жизни бобра в окрестных водоемах п.Дивный Красноярского края
Изучение численности и суточной активности рукокрылых
Рукокрылые окрестностей биостанции в Чувашском Заволжье

Водная экология:
Морфометрия озер Чувашского Заволжья
Флора и ценотическая характеристика озёр Б. и М. Лебединое.
Современное состояние экосистем некоторых озёр Чувашского Заволжья
Макрогидробионты озер нижнего Присурья
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Сравнительная характеристика макрозообентоса озер различного происхождения
Морфометрия карася в озерах Заволжья
Видовая структура фауны беспозвоночных ручья «Канальный»
Зимнее население водных беспозвоночных реки Клязьма
Сравнительное изучение фауны беспозвоночных ручья Овражного от истоков до устья
Фауна беспозвоночных животных временных водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Сравнение экологических ниш водных беспозвоночных
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Сравнение физико-химических показателей водоёмов окрестностей биостанции «Экосистема»
Местные родники как объекты экологического туризма
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска

Экологический мониторинг и биоиндикация:
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды
Комплексная оценка экологического состояния микрорайона школы №106 г. Москвы
Оценка экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Оценка жизненного состояния соснового подроста
Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения
Мониторинг качества питьевой воды в Машиностроительном лицее № 8 г.Ижевска
Особо охраняемые природные территории Урала
Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р.Клязьма и руч.Овражьего тремя методиками биоиндикации
Определение экологического состояния реки Клязьма по разным методикам

Экологические проблемы и охрана природы:
Утилизация мусора: проблема настоящего или будущего
Местные родники как объекты экологического туризма
Экологические проблемы заказника «Соленое озеро»
Комплексное исследование озера Домашнее в Барабинской лесостепи
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
Исследовательский проект «Травы у нас под ногами»
Исследовательский проект Экологическая тропа «Тайны древесных растений»
Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»
Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Иное (прочее, другое):
Проверка неинструментальных методов определения сторон света
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение лекарственных растений пойменного луга и леса
Выявление наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестностях села Новокладовое
Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "Исследовательская работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП)


Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

Методические пособия по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя " Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Пресноводные и проходные рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие

Карманные определители животных средней полосы:
Обитатели водоемов
Птицы средней полосы
Звери и их следы
Полевой определитель птиц


Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2019