јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ”„≈ЅЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя (ѕ–ќ≈ “Ќјя) –јЅќ“ј >>> ƒ≈“— »≈ –јЅќ“џ (ѕ–ќ≈ “џ)

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ работа (исследовательский проект) выполнена школьниками на основе собственных полевых исследований под руководством своего научного руководител€ и размещена на сайте в оригинальном виде (обработка иллюстраций, техническа€ правка, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данный проект €вл€етс€ авторским и его перепечатка возможна только с указанием авторов и научных руководителей и активной гиперссылкой на наш сайт.


ћЅќ” Ђ“арасихинска€ основна€ школаї

ћестные родники как объекты экологического туризма

≈ремина јлександра 7 класс

–уководитель: учитель биологии ¬иноградова Ё.ё.

г. —еменов, Ќижегородской обл.

2018

ќглавление:

  1. ¬ведение
  2. –езультаты исследовани€
    1. родник Ђ—в€той ћаргаритыї
    2. родник в д. ≈лховка
    3. родник в д. Ўарпано
    4. родник Ђќсинковскийї
  3. «аключение
  4. Ћитература

¬ведение

јктуальность. ¬ наше врем€ очень актуальна проблема чистой воды. Ќесмотр€ на развивающуюс€ инфраструкт уру на селе в сфере водоснабжени€, несмотр€ на то, что люди получают достаточное количество чистой воды, чтобы удовлетворить своих потребности, люди не должны забывать о том, что нам дала природа, забывать о том, что мы должны беречь. –одники представл€ют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как пам€тники природы. ќни €вл€ютс€ уникальными естественными водоЄмами, так как на поверхность выход€т грунтовые и подземные воды. –одники имеют большое значение в питании других поверхностных водоЄмов, в поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающих их биоценозов. –одникова€ вода беретс€ в том самом месте, откуда она поступает из-под земли, доходит до нас в своем первозданном, природном по своему гидрохимическому составу виде.  роме того вода родника из экологически чистого проверенного источника практически не нуждаетс€ в очистке. ¬ насто€щее врем€ люди не интересуютс€ чистотой родниковой воды и не забот€тс€ об этом, хот€ несколько дес€тилетий назад родниковые воды активно использовались сельчанами и люди старались сохранить природные источники в чистоте. — родниками св€заны многие легенды и обычаи местного населени€. ¬оду некоторых родников местное население считает св€той, целебной, используемой при лечении различных заболеваний. Ќа некоторых родниках сооружены часовни, которые представл€ют собой историческую и культурную ценность.

ƒл€ сохранени€ этих уникальных природных территорий необходима доступна€ информаци€, чтобы люди приезжали, пили целебную воду и тогда родники будут жить.

Ќа территории “арасихинской сельской администрации находитс€ четыре уникальных природных родника , за которыми присматривают учащиес€ нашей школы. Ќачина€ с 2005 года в нашей школе существует и, главное, работает программа Ђ–одники –оссииї. —уть этой программы проста€ Ц поддержание территории вокруг родников в надлежащем виде.

«адумавшись о необходимости исследовани€ этих территорий, € поставила перед собой цель: изучить уникальные природные территории родников с использованием информационных технологий, чтобы эту информацию можно было использовать дл€ местного экологического туризма.

ƒл€ достижени€ поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. —обрать, обработать и проанализировать информацию о местных родниках.
  2. –азработать маршруты поездок к источникам.
  3. ѕровести на месте необходимую работу по поддержанию территории вокруг родников в надлежащем виде (собрать мусор, вычистить колодчики, расчистить стоки). ѕровести фото- и видеосъемку работ.
  4. Ќарисовать карту-схему расположени€ родников.
  5. Ќа основе собранной информации и проделанной работы составить фото- и видеоотчеты и разместить их на специализированном стенде школы, в сети »нтернет, на школьном сайте и в местной прессе.
  6. ƒл€ пропаганды ответственного и бережного отношени€ к уникальным природным территори€м смонтировать видеоролик об Ђќсинковском ключикеї и разместить его на видеохостинге YouTube. Ќами была выдвинута гипотеза: ЂЌа территории “арасихинской сельской администрации есть уникальные природные территории, которые могут быть использованы дл€ местного экологического туризмаї

ќбъектами исследовани€ стали:

  • родник Ђ—в€той ћаргаритыї
  • родник в д. ≈лховка
  • родник в д. Ўарпано
  • родник Ђќсинковскийї

¬ ходе нашего исследовани€ мы использовали следующие методы: поиск необходимых сведений в архивных материалах, литературе по теме, в »нтернет-ресурсах, фенологические наблюдени€ как свои, так и наблюдени€ учител€ биологии ћЅќ” Ђ“арасихинска€ основна€ школаї ¬иноградовой Ёльвиры ёрьевны за 14 лет. ѕо материалам экскурсии на территории ќсинковского скита был сн€т фильм Ђ  ержакиї.

Ќовизна исследовани€ заключаетс€ в том, что такой работой по обобщению и, главное, попул€ризации полученных данных в нашей местности никто не занималс€. ј ведь как известно, родники и –одина ? слова однокоренные: чем больше мы будем знать о своей малой родине, пропагандировать эти знани€ среди местного населени€, тем ответственнее и бережнее будет отношение к окружающей природе. ѕрактическое значение этих знаний будет про€вл€тьс€ в развитии личной ответственности за состо€ние окружающей среды, в умении принимать решени€ в ситуации выбора , формировать экологически осознанное поведение.

„етыре родника, за которыми мы ухаживаем, расположены вблизи разных деревень, следовательно, первым этапом необходимо разработать маршруты посещений этих территорий. (см. ѕриложение 1)

–одник Ђ—в€той ћаргаритыї
ћаршрут є1 (см.приложение1): ст.“арасиха Ц д.”спенье Цд. Ћазоревка Цд. «дорово Ц территори€ ќдинцовского скита (12 км, 1 час 10 минут )

¬ середине 17 века приверженцы старых обр€дов подвергались жесточайшим репресси€м и вынуждены были бежать в глухие места —ибири, јлтай и  ерженское «аволжье.   началу 17 века на  ерженец прибыло свыше 40 тыс€ч старообр€дцев, и возникло около 100 скитов. —реди них, впоследствии ставшими наиболее крупными и знаменитыми ќсинковский и ќдинцовский скиты. ƒавно нет деревни ќдинцы и одноименного старообр€дческого скита, а ключик на его территории, жив и дает воду стекающую в речку јлсму. ќ нашей заботе об этом месте есть упоминание в книге ѕавла Ћебедева Ђѕоморцы  ерженского «аволжь€ї .

 

—обранные нами легенды о матушке ћаргарите также вошли в книгу.

“ак выгл€дит эта территори€ сейчас и несомненно €вл€етс€ перспективным туристическим маршрутом.

Ќами проведены работы по расчистке лесной тропы ведущей к скиту, обновлены указатели. —обранные артефакты оставлены у поклонного креста.

∆ивописный уголок нашей малой –одины, это наша пам€ть, наша истори€, наши культурные и духовные ценности.

”никальность этого места и в его растительности, здесь произрастают занесенные в  расную книгу Ќижегородской области купена лекарственна€, медуница м€гкотела€, ландыш майский, €трышник. “равы Ц сныть обыкновенна€, копытень европейский, звездчатка ланцетовидна€. ¬ековые сосны и ели, обычны таежные кустарнички черника и брусника. –асположенное в 1,5 км  орельское знаменито грибными местами. ”читыва€, что по пр€мой до  ерженского заповедника меньше 15 км, окрестные леса богаты и животным миром, на лесных дорожках встречаютс€ следы волка, лос€, задиры бурого медвед€, кабаньи Ђраскопыї. Ќа этой небольшой территории нами исследованы различные типы ельников.

≈ловый лес Ц это совершенно особое, своеобразное растительное сообщество. ≈ль создает сильное затенение, и под ее пологом могут существовать лишь достаточно теневыносливые растени€.  устарниковый €рус в хвойном лесу развит слабо (в основном это можжевельник, крушина, волчье лыко, р€бина), в напочвенном покрове преобладают мхи, на фоне которых растут немногие кустарнички и таежные травы. —остав растений напочвенного €руса во многом определ€етс€ свойствами почвы. Ќа бедных и сырых почвах произрастают мхи и черника (такой тип леса называют ельником-черничником). Ќа почвах особенно бедных и очень сырых ель становитс€ угнетенной, а под пологом ее развиваетс€ мох Ђкукушкин ленї (это ельник-долгомошник). — дальнейшим увеличением увлажнени€ по€вл€етс€ хвощ. “ам, где почва лучше обеспечена питательными веществами и достаточно дренирована, под ел€ми произрастает кислица (это ельник-кисличник), и, наконец, на наиболее сухих участках междуречий формируютс€ ельники-брусничники, где в трав€нистом покрове преобладает брусника.

’арактерной особенностью растений хвойного леса €вл€етс€ наличие белой или бледно-розовой окраски цветков у кислицы, седмичника, грушанок, майника, линнеи, черники, брусники и др. ѕочти все трав€нистые растени€ елового леса многолетние, они поддерживают свое существование в основном за счет вегетативного размножени€. —реди этих трав практически не найти растений, семена которых имели бы какие-либо приспособлени€ дл€ распространени€ ветром. ≈ще одна особенность растений ельников в том, что многие из них остаютс€ зелеными на зиму, сохран€€ листву живой. Ёто, например, грушанки, зимолюбка, ожика, осоки и т.д. Ќемногие травы елового леса тер€ют осенью свою надземную часть (седмичник, майник).

¬ живом напочвенном и почвенном покрове елового леса большую роль играют также низшие растени€: мхи (плевроциум, дикранум, родобриум и др.), грибы, плауны, хвощи, папоротник-щитовник.

 лючик в деревне ≈лховка
ћаршрут є2 (см.приложение є1): ст. “арасиха Ц д. ќсинки Цд. ≈лховка (9,8 км, 13 минут)

ƒеревн€ ≈лховка это пример российских деревень сгинувших в 90-е. ћестный, некогда процветающий, колхоз прекратил свое существование, отсутствие работы привело к массовому оттоку жителей из деревни. ѕоследн€€ коренна€ жительница 91-летн€€ Ѕолонкина јнна перебралась к родственникам в д.  улагино в прошлом году. “еперь в деревне 4 дома, два дачных и один жилой посто€нно. –одник в деревне, единственный источник питьевой воды.

¬ода вкуснейша€.., ее избыток стекает в речку  увычиху, питает ольховую заросль по ее берегам, давшую название деревне (ольха-елоха-≈лховка).

–одник в деревне Ўарпано
ћаршрут є3(см.приложениеє1): ст. “арасиха-д.“арасиха-д.язвицы-д.Ўарино-д.Ўарпано(10км,35 минут)

Ќа пути к этой деревне можно сделать остановку у пам€тника истории18 века скита старца —ерапиона, хорошо сохранилась часовн€ и дерев€нна€ гробница. —ама деревн€ Ўарпано насчитывает 5 коренных жителей, старейший ее житель дед —авелий ѕастухов. „тобы попасть к ключу, нужно пройти через старообр€дческое кладбище и внизу под косогором, в урочище речки Ўарпанки, в глухих заросл€х трав.

Ёто природное чудо с целебной водой, котора€ по рассказам местных жителей излечивающее от желудочно-кишечных заболеваний и высыпаний на коже.

Ќа склоне оврага произрастают медуница не€сна€, копытень, сныть. Ќиже по склону хвощ, таволга, манник, тайник, крапива. ƒеревь€ кор€вые, не крупные хот€ и очень старые березы и р€бины, ольха.

–одник Ђќсинковскийї
ћаршрут є4 (см. приложение1): ст.“арасиха-д.ќсинки-территори€ ќсинковского скита (10км, 15 минут)

 лючик Ђќсинковскийї расположен на территории, уничтоженного в период Ќиконовских гонений, старообр€дческого ќсинковского скита.

” деревни ќсинки мы начинаем путешествие во времени и пространстве, к месту где когда то сто€л ќсинковский скит, пр€тавшийс€ в густом еловом лесу.

—отни лет миновали, но пам€ть ведет нас по тропинке проложенной современниками, сначала к речке  увычихе свидетельнице тех событий.

“ихо и таинственно вокруг, лишь листва шелестит под ногами и журчит речна€ вода чиста€, холодна€ набирающа€с€ сил из многочисленных лесных ключиков. » несет свои воды сначала в речку Ћинду, а затем и в матушку ¬олгу.

ќсинковский ключик облагорожен, здесь построена часовн€, в пам€ть о монахах скита, которые предпочли сгореть, но веру не предать. ¬о времена разорени€ скита —в€тые дары- иконы и утварь иноки опустили в колодец. ¬оду в колодчике с тех пор считают чудодейственной.

ќб этом месте, в цел€х попул€ризации местного туризма и в рамках участи€ в областном конкурсе детских творческих и исследовательских работ Ђ— малой –одины начинаетс€ –осси€ї сн€т фильм-видеоэкскурси€ и размещен на сайте YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=KaNCYRvHfXg& t=262s).

eremina_309.jpg (64757 bytes)

Ќа муниципальном этапе конкурса наша работа признана победителем.

«аключение: ¬ ходе исследовани€ было установлено, что четыре природные территории родников €вл€ютс€ уникальными, следовательно могут быть объектами экологического туризма.

Ќами ведетс€ больша€ пропагандистска€ работа среди местного населени€ за сохранение и защиту окружающей среды. ѕропаганда бережного отношени€ к природе стала одним из главных орудий в де€тельности экологов нашей школы. ќтчеты о проводимых акци€х размещаютс€ на специализированных сайтах («еленое движение –оссии Ё ј; —трана экологическа€; «елена€ –осси€) и в социальных сет€х в онтакте и Facebook. ∆ивописные места, где можно встретить большое разнообразие древесных и кустарниковых пород: высокие сосны контрастируют с лиственными березой, дубом, а они в свою очередь с ел€ми. –азнообразный трав€нистый покров. √рибы и €годы, все прелести Ђтихой охотыї и конечно же вкуснейша€ родникова€ вода. ¬се это может служить развитию местного экологического туризма. ћы продолжим вести фенологические наблюдени€ и планируем расширить наше исследование. ¬ перспективном плане - исследование химического состава вод родников, создание экологических троп. — полученными результатами будем регул€рно знакомить учащихс€ школы, жителей близлежащих деревень.

—вою работу планируем пропагандировать фильмами и другими видео и фотоматериалами, публикаци€ми в местной прессе и сети »нтернет.

Ћитература:

  1. јхманов, ћ. ¬ода, которую мы пьем.- ћ.: Ёксмо, 2006 .
  2. јшихмина, “..я. Ўкольный экологический мониторинг. Ц ћ.: јгар, 2000 .
  3. Ѕаканина ‘.ћ. «аповедные места √орьковской области. Ц Ќижний Ќовгород: ¬олго-¬€тское книжное издательство, 1991
  4. »ванов, ј.¬. ќценка экологических условий в водоемах и водотоках. - ’абаровск: Ётнос - ƒ¬, 1996.
  5. Ћебедев ѕ.√., √олубева Ќ.Ѕ. ѕоморцы  ерженского «аволжь€.- Ѕор: ѕерспектива, 2011
  6. ѕрактическое руководство по комплексному исследованию экологического состо€ни€ малых рек . Ц “ула: “ќЁЅ÷, 2001 .
  7. http://www.ecosystema.ru/  омпьютерные атласы-определители объектов природы:
    1. √рибы
    2. ¬одоросли
    3. Ћишайники
    4. ћохообразные
    5. ƒеревь€ и кустарники зимой
    6. ƒеревь€ и кустарники летом
    7. ƒикорастущие цветы

ѕриложение 1.

ћаршрут є1:

ћаршрут є2:

ћаршрут є3:

ћаршрут є4:

ѕриложение 2.

ќпределить дебит родника (расход). ƒл€ этого поставить под слив родника мерный сосуд и засечь врем€ его заполнени€, а потом высчитать, сколько литров воды в секунду дает родник, это и есть дебит.

  • –одник Ђќсинковскийї
    • ѕримерный дебит 5л за 1 мин 2 секунд.
    • ѕроизвели расчет: 5л : 60,2 с = 0,08 л/с;
    • 0,08л/с х 60 с = 4,8 л/м
    • 4,8 л/м х 60 м = 288 л/ч
    • 288 л/ч х 24 ч = 6912 л/сутки
  • –одник деревн€ ≈лховка
    • ѕримерный дебит 3,5л за 1 минуту.
    • ѕроизвели расчет: : 3,5л : 60 с = 0,06 л/с;
    • 0,06л/с х 60 с = 3,6 л/м
    • 3,6 л/м х 60 м = 216 л/ч
    • 216 л/ч х 24 ч = 5184 л/сутки
  • –одник в деревне Ўарпано
    • ѕримерный дебит 2,3л за 1 минуту.
    • ѕроизвели расчет: : 2,3л : 60 с = 0,04 л/с;
    • 0,04л/с х 60 с = 2,3 л/м
    • 2,3 л/м х 60 м = 138 л/ч
    • 138 л/ч х 24 ч = 3312 л/сутки
  • –одник Ђ—в€та€ ћаргаритаї
    • ѕримерный дебит 4,15л за 1 минуту.
    • ѕроизвели расчет: : 4,15л : 60 с = 0,07 л/с;
    • 0,07л/с х 60 с = 4,15л/м
    • 4,15 л/м х 60 м = 249 л/ч
    • 249 л/ч х 24 ч = 5976 л/сутки



≈сли у ¬ас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследовани€х (исследовани€х в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты их размещени€ на нашем сайте!


—писок детских исследовательских (проектных) работ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)

Ћандшафтоведение:
—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
јнализ почвенного покрова прибрежной зоны озера Ѕ. Ћебединое

ћикологи€ и Ѕотаника:
Ќекоторые особенности древесных грибов в окрестност€х биостанции
√рибы национального парка Ђ„аваш ¬арманеї
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов биостанции ЂЁкосистемаї
—мены растительности при зарастании заброшенных полей
Ћуговые сукцессии
»зучение сукцессий на вырубках
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
«еленые растени€ под снегом
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–исованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

«оологи€ беспозвоночных:
¬идовой состав моллюсков пойменных озер и водоемов «асурь€
‘аунистический состав пресноводных моллюсков озер нижнего ѕрисурь€
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
Ќекоторые особенности жизни пауков окрестностей озера „анграш
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в еловых лесах ѕодмосковь€
¬идовое разнообразие и некоторые аспекты биологии муравьев на пойменных лугах
»зучение внегнездовой жизнеде€тельности рыжих лесных муравьев Formica rufa
»зучение фауны жесткокрылых тамнобионтов и хортобионтов
»зучение дневных чешуекрылых в окрестност€х оз. ћ.Ћебединое
»зучение фауны дневных чешуекрылых
Ќекоторые аспекты биологии ночных беспозвоночных
»зучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов биостанции ЂЁкосистемаї

«оологи€ позвоночных:
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
Ќекоторые морфологические особенности рыб озер нижнего ѕрисурь€
Ќекоторые аспекты биологии прудовой л€гушки Rana lessonae
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
Ќекоторые фенетические особенности амфибий
  вопросу о морфологии ужа обыкновенного Natrix natrix
—равнительна€ морфологи€ прыткой €щерицы Lacerta agilis
¬идовое разнообразие €щериц в окрестност€х п.ƒивный  расно€рского кра€
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
Ќекоторые особенности перемещени€ птиц в районе озера „анграш
»зучение гнездовой жизни садовой камышевки
—тациальное распределение, миграции и поведение куликов в нижнем ѕрисурье
¬идовой состав и численность птиц прибрежной зоны оз. ћ.Ћебединое
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса
ќбраз жизни бобра в окрестных водоемах п.ƒивный  расно€рского кра€
»зучение численности и суточной активности рукокрылых
–укокрылые окрестностей биостанции в „увашском «аволжье

¬одна€ экологи€:
ћорфометри€ озер „увашского «аволжь€
‘лора и ценотическа€ характеристика озЄр Ѕ. и ћ. Ћебединое.
—овременное состо€ние экосистем некоторых озЄр „увашского «аволжь€
ћакрогидробионты озер нижнего ѕрисурь€
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
—равнительна€ характеристика макрозообентоса озер различного происхождени€
ћорфометри€ карас€ в озерах «аволжь€
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
ћестные родники как объекты экологического туризма
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска

Ёкологический мониторинг и биоиндикаци€:
»спользование простейших методов биоиндикации в изучении загр€знений воздушной среды
 омплексна€ оценка экологического состо€ни€ микрорайона школы є106 г. ћосквы
ќценка экологического состо€ни€ окружающей среды методом лихеноиндикации
‘итоиндикаци€ широколиственного и смешанного леса
‘итоиндикаци€ сосновых лесов
»зучение биоповреждений в лесах окрестностей озера „анграш
Ѕиоповреждени€ листьев березы бородавчатой
ќценка жизненного состо€ни€ соснового подроста
ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€
ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска
ќсобо охран€емые природные территории ”рала
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам

Ёкологические проблемы и охрана природы:
”тилизаци€ мусора: проблема насто€щего или будущего
ћестные родники как объекты экологического туризма
Ёкологические проблемы заказника Ђ—оленое озерої
 омплексное исследование озера ƒомашнее в Ѕарабинской лесостепи
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений
»сследовательский проект Ђ“равы у нас под ногамиї
»сследовательский проект Ёкологическа€ тропа Ђ“айны древесных растенийї
–азработка экологических троп на территории Ќѕ Ђ„аваш ¬арманеї
–астени€ красной книги „увашской республики в окрестност€х биостанции
 раснокнижные растени€ „увашской республики в окрестност€х биостанции

»ное (прочее, другое):
ѕроверка неинструментальных методов определени€ сторон света
ѕроверка достоверности данных о растени€х-часах
»зучение лекарственных растений пойменного луга и леса
¬ы€вление наличи€ сырьевых ресурсов лекарственных растений в окрестност€х села Ќовокладовое
Ёкономическа€ целесообразность сбора лекарственных растений

(см. также детские исследовательские работы и проекты, опубликованные в журнале "»сследовательска€ работа школьников", а также работы, выполненные в биологическом кружке ¬ќќѕ)


 роме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте ¬ы также можете ознакомитьс€ с различными методическими материалами, "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихс€ - юных исследователей природы. –ечь идет о методических пособи€х и определител€х объектов природы –оссии. ¬ нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описани€ми выпущенных нами методических материалов по исследовани€м в природе.

ћетодические пособи€ по исследовательской (проектной) работе школьников в природе:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ "  ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых проектных исследований:
ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
ѕресноводные и проходные рыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие

 арманные определители животных средней полосы:
ќбитатели водоемов
ѕтицы средней полосы
«вери и их следы
ѕолевой определитель птиц


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019