јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ƒ≈“— »≈ Ё —ѕ≈ƒ»÷»» >>> ¬ќѕ–ќ—џ Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕќЋ≈¬јя Ў ќЋ№Ќјя Ё —ѕ≈ƒ»÷»я: ¬ќѕ–ќ—џ Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“»

<<< —пециальна€ подготовка учащихс€ | —одержание | ћедицинский контроль >>>

I. ѕ≈–»ќƒ ѕќƒ√ќ“ќ¬ »

—пециальна€ подготовка руководителей

¬ многолюдной полевой школьной экспедиции, как это ни странно, значительные проблемы могут быть вызваны поведением вовсе не детей, а взрослых.

”чител€ школ, име€ богатый педагогический опыт, часто не могут его применить в полной мере в экспедиционных услови€х, когда, образно выража€сь, от Упедагогики менторстваФ необходимо переходить к Упедагогике партнерстваФ. ќтношени€ школьников и педагогов в экспедиции не могут складыватьс€, как в учебном классе. Ќа первое место в оценке школьниками учител€ выходит его способность к обустройству в полевых услови€х, умение преодолевать трудности и оказывать в этом помощь другим, наличие у учител€ опыта выживани€.

”чител€ склонны переоценивать объективные экспедиционные трудности в сторону увеличени€ их опасности, иными словами, несколько драматизировать ситуацию, и, как следствие, излишне опекать школьников. ¬ то же врем€, не име€ достаточного полевого опыта, они зачастую не могут разгл€деть действительно опасные факторы, которые, на их взгл€д, не более чем мелочи.

¬ противоположность учител€м, научные сотрудники-полевики (геологи, биологи и т.д.) склонны рассматривать школьников скорее как студентов-практикантов и, соответственно, переносить на них свои пон€ти€ о безопасности при проведении полевых работ. ’орошо известно, что во УвзрослыхФ экспедици€х на первое место ставитс€ выполнение плана работ; при этом полевики часто сознательно рискуют своей безопасностью, что дл€ взрослого, совершеннолетнего и опытного человека, чаще всего до поры до времени кончаетс€ благополучно. (Ќастроение типа УЌичего, пронесет!Ф, думаю, знакомо многим работникам полевых экспедиций).

¬ экспедиции, основной состав которой составл€ют несовершеннолетние, подобное настроение недопустимо!
¬с€ экспедиционна€ УнаукаФ не стоит травмы одного ребенка!

—отрудники научных институтов, работающие в Уполе", не имеют обычно никакого опыта проведени€ полевых массовых меропри€тий со школьниками. ѕри этом следует учесть, что облада€ собственным опытом полевого существовани€, они не владеют методикой обучени€ (то есть методикой передачи своего опыта школьникам) и, что существенно, сами подобного обучени€ зачастую не проходили, доход€ до всего Уметодом тыкаФ.

ћногие требовани€ безопасности, необходимые при работе со школьниками, профессиональному полевику кажутс€ чрезмерными, а то и просто глупыми.

ѕоэтому предэкспедиционна€ подготовка необходима и дл€ взрослых участников. ѕри этом больше времени надо отвести на подготовку учителей, учитыва€ реалии предсто€щей экспедиции. ’орошо, если учитель, которому предстоит участвовать в экспедиции, сможет в процессе подготовки посетить хот€ бы несколько зан€тий вместе со своей группой.

„то касаетс€ научных сотрудников, имеющих собственный полевой опыт, то можно ограничитьс€ инструктажем по схеме: должен Ч нельз€ Ч можно.

ќднако в дальнейшем в поле контролю над де€тельностью научных работников следует уделить гораздо большее внимание, так как в период проведени€ наблюдений они склонны забывать о безопасности детей.

¬о врем€ экологической экспедиции, базирующейс€ на побережье мор€, кандидат биологических наук ѕ. повела большую группу школьников в поход по побережью с целью собрать гидробиологический материал со скального грунта, отсутствующего в районе базового лагер€.

≈ще во врем€ движени€ к месту работ руководительница пон€ла, что группа не успеет пройти по берегу скальный прижим, так как надвигалс€ прилив (обойти поверху не представл€лось возможным ввиду отвесности прибрежных скал). “ем не менее, жела€ в первую очередь провести сбор материала, она не прин€ла решение о возвращении группы. ¬ результате на обратном пути группа была застигнута приливом, сидела на скалах несколько часов до темноты и далее шла по усыпанному скальными обломками берегу в полной темноте.  онтрольный срок возвращени€ был нарушен, что привело к выходу навстречу из базового лагер€ спасательной группы.

ќбычно полевики-профессионалы ход€т в маршруты маленькими группами, зачастую и в одиночку; попав же в школьную экспедицию и вывод€ на маршрут довольно большие группы школьников, они часто не ведут за ними посто€нного контрол€, счита€: У–аз € прошел, то и реб€та пройдутФ.

Ќаучный сотрудник, биолог, имевший большой личный опыт пеших маршрутов, повел группу из 10 старших школьников и студентов 1-го курса в однодневный поход дл€ выполнени€ наблюдений. ѕри этом он решил подн€тьс€ на одну из сопок, склоны которой были покрыты крупными неустойчивыми камн€ми. Ћичный опыт преодолени€ подобных преп€тствий в одиночку не мог подсказать ему как руководить в такой ситуации группой. Ќе был осуществлен контроль над группой, не проверен интервал при движении, не были напомнены правила движени€ по крупноблочной осыпи. ¬ результате Ч травма голеностопа одной из участниц.

¬ышеизложенные соображени€ особенно актуальны сейчас, когда экономическа€ ситуаци€ вынуждает научных сотрудников искать либо приработка на стороне, либо нового места работы. ѕри этом многие идут в школьное и внешкольное образование; наметилась также тенденци€ проведени€ полевых школьных меропри€тий исключительно силами научных работников.

Ќедопустимо также брать в школьную экспедицию взрослых, которые либо не имеют четко определенных об€занностей в рамках программы экспедиции (друзь€, знакомые и т.п.), либо преследуют собственные цели, отличные от целей экспедиции. Ќе чувству€ себ€ св€занными четкими об€зательствами, они склонны часто рассматривать школьную экспедицию, как место отдыха (с небольшой долей работы Ч от случа€ к случаю), где основные об€занности по лагерному быту выполн€ют школьники. ѕоэтому каждый взрослый должен быть официально прикомандирован к провод€щей экспедицию организации и на основании этого официально находитьс€ в подчинении у руководител€ экспедиции.

Ќаучный сотрудник ƒ. . , не имеющий никакого опыта проведени€ автономных полевых школьных меропри€тий, вз€лс€ проводить дл€ одной из школ летнюю полевую практику в автономном режиме. ƒл€ руководства одним из разделов практики он пригласил двух своих при€телей Ч научных работников из ...  иева!, которые давно хотели побывать в ћагадане. (—овершенно очевидно, что специалистов можно было найти и на месте; при этом смета экспедиции, оплаченной ”правлением образовани€, была бы куда скромнее).

“от полевой сезон был очень трудным Ч посто€нные дожди и шторма. ¬ результате Унаучные гостиФ просто сбежали в ближайшее жилье, бросив и учебную программу, и самих учеников.

¬о избежание недоразумений все взрослые участники школьной экспедиции под расписку должны быть ознакомлены с документами, регламентирующими услови€ проведени€ экспедиции и определ€ющими права и об€занности всех участников.

Ќаличие соответствующего снар€жени€ и наличие опыта проведени€ автономных меропри€тий

Ёти позиции следует рассматривать параллельно, так как обычно отсутствие первого Ч следствие отсутстви€ второго.

—ейчас, когда учреждени€ образовани€ ищут новые формы работы, когда школы получили больше самосто€тельности в выборе направлений своей де€тельности, когда некоторые коммерческие структуры почу€ли возможность заработать на летних меропри€ти€х со школьниками, многие учреждени€ и организации стараютс€ провести экспедиции исключительно своими силами. ѕри этом профессиональный подход к мерам безопасности, м€гко говор€, невелик.

ћестный заповедник решил провести полевую школьную практику в режиме автономной экспедиции. ѕри этом место базировани€ выбирали, исход€ из интересов работников заповедника. ¬ результате базовый лагерь был поставлен на морском побережье на совершенно открытом и плоском мысу, лишенном растительности и рельефных складок (ближайший лес находилс€ в 3 км). ќриентаци€ мыса была такова, что в непогоду все ветры, как с мор€, так и с суши, дули пр€мо на палатки. ѕосто€нна€ борьба с ветрами в непогоду стала дл€ обитателей лагер€ насто€щей пыткой.

¬ такой ситуации рекомендаци€ может быть только одна: не пожалеть денег и УпрестижаФ и обратитьс€ к специалистам, которые эту экспедицию проведут и обучат сотрудников.

„то касаетс€ специального группового экспедиционного снар€жени€, то это вопрос, требующий довольно подробного разбора.  оротко можно сказать, что известна€ туристска€ присказка УЌет плохой погоды, есть плохое снар€жениеФ приобретает особое значение в школьной экспедиции.

¬ последнее врем€, в случае, если провод€ща€ экспедицию организаци€ находит деньги на снар€жение, она стремитс€ приобретать красивые импортные палатки, спальники, рюкзаки, лодки, которые часто дешевле аналогичных, но некрасивых отечественных. ѕри этом забывают золотое правило: недорогое импортное снар€жение чаще всего в реальных услови€х оказываетс€ никуда не годным!

ѕора бы уже пон€ть: действительно качественные предметы экспедиционного и туристского назначени€, производимые зарубежными фирмами, сто€т очень дорого!

ѕоэтому следует придерживатьс€ правила: лучше брать неказистое, даже не новое, но проверенное на практике снар€жение, чем Ђфирменноеї, но не опробованное.

<<< —пециальна€ подготовка учащихс€ | —одержание | ћедицинский контроль >>>

 




ƒругие страницы раздела "ќбразовательные программы":


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020