јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ƒ≈“— »≈ Ё —ѕ≈ƒ»÷»» >>> ¬ќѕ–ќ—џ Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“»

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕќЋ≈¬јя Ў ќЋ№Ќјя Ё —ѕ≈ƒ»÷»я: ¬ќѕ–ќ—џ Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“»

<<< ќрганизаци€ полевого базового лагер€ экспедиции | —одержание | —облюдение режима дн€ >>>

II. ѕќЋ≈¬ќ… ѕ≈–»ќƒ: Ѕј«ќ¬џ… Ћј√≈–№ Ё —ѕ≈ƒ»÷»»

«ащита экспедиционного лагер€ от опасных животных

Ќа территории ћагаданской области наибольша€ опасность люд€м в лесу грозит со стороны медведей. ¬ разные годы количество их в районе проведени€ экспедиции может варьировать, но надо иметь в виду, что в случае, к примеру, сильно засушливого лета и, как следствие, сильных лесных пожаров в ’абаровском крае и якутии, возможна миграци€ дополнительного количества медведей на территорию области (что и наблюдалось в начале 80-х годов). јктивность медведей может возрастать и в случае неурожа€ €год и кедровых орехов или в случае малоактивного нерестового хода лососей (если в районе де€тельности экспедиции есть нерестова€ река). ѕри этом в поисках пищи звери могут приближатьс€ к экспедиционному лагерю или к бивакам походных групп.

ѕоэтому при выборе места дл€ базового лагер€ и его обустройстве необходимо учитывать и возможность прихода медвед€.

—пособы защиты базового лагер€ можно разделить на пассивные и активные, причем пассивные способы однозначно предпочтительнее, так как активные предполагают в той или иной степени контакт с опасным хищником.

  пассивным способам защиты следует, прежде всего, отнести правильный выбор места базировани€.

»злюбленные места скоплени€ медведей Ч берега рек, куда заход€т на нерест лососи. ѕоэтому, если предполагаетс€ устройство базового лагер€ в долине такой реки, нельз€ располагать его в районе нерестилищ. Ќельз€ также ставить лагерь в тех местах, где уже имеютс€ или возможны скоплени€ гниющей рыбы. Ќе рекомендуетс€ ставить лагерь в районе переката, так как речные перекаты Ч обычное место медвежьей рыбалки.

ѕри выборе места под лагерь необходимо тщательно осмотреть территорию на предмет наличи€ медвежьих троп. «вери, как правило, много лет пользуютс€ одной тропой и уход€т с нее крайне неохотно. ”стройство в районе тропы бивака медведь воспримет как вторжение на его территорию. «вериные тропы можно распознать по отпечаткам лап (следам), клочкам шерсти на ветках, помету. ќдной из характерных особенностей медвежьих троп €вл€етс€ прохождение их под низко нависающими кустами и деревь€ми, образующими как бы свод, под которым человек может пройти только на четвереньках.

¬о второй половине лета, ближе к осени, когда созревает жимолость и голубика, и твердеет скорлупа у кедровых орехов, медведей часто можно встретить на €годниках и в заросл€х кедрового стланика. ѕо этой причине нельз€ устраивать базовый лагерь в районе обширных €годников и среди зарослей кедрового стланика.  стати, в заросл€х стланика медведи люб€т не только кормитьс€, но и отдыхать днем (в течение всего лета).

ƒл€ обеспечени€ безопасности базового лагер€ очень важна правильна€ расстановка палаток! Ќи в коем случае нельз€ располагать палатки кругом, квадратом, то есть в виде замкнутой линии.

Ќельз€ располагать палатки в линию в виде дуги или буквы УѕФ, кра€ми упирающейс€ в берег реки. ≈сли палатки располагаютс€ в одну линию, она также не должна упиратьс€ в заросли или в реку. ћежду крайней палаткой и берегом реки либо заросл€ми должно быть рассто€ние не менее 5 метров. Ёто необходимо дл€ того, чтобы случайно забредший в лагерь медведь мог легко из него выйти. ≈сли спугнутому людьми зверю покажетс€, что у него нет пути к отступлению, он может не убежать, а перейти в атаку. ƒл€ того, чтобы медведь мог пройти между палатками, отт€жки соседних палаток ни в коем случае не должны перекрещиватьс€!

Ќельз€ также допускать, чтобы отдельные палатки находились среди зарослей.

—хемы правильного и неправильного расположени€ палаток в лагере

ѕравильно                                                        Ќеправильно

— точки зрени€ природоохранных требований, логично было бы размещать лагерь в тех местах, где ранее уже располагались люди, Ч чтобы не нарушать почвенный и растительный покров на нетронутом природном участке. ¬ дикой природе такими местами могут быть старые геологические базы, оставленные сенокосы, брошенные сто€нки различныхФ взрослыхФ экспедиционных групп и т.п.   тому же на старых базах могут остатьс€ и вполне годные постройки, что вызывает соблазн их использовани€.

ќднако руководители экспедиции должны знать, что в таких местах медведи УприкормленыФ, они привыкли приходить на груды мусора, оставленные здесь людьми. («а 20 лет экспедиционной жизни автору не довелось увидеть ни одной УвзрослойФ экспедиции, члены которой выполн€ли бы правила поведени€ в природе!). ћедведи, обитающие около многочисленных на территории нашей области геологических баз, прекрасно знают, что находитс€ в металлических консервных банках, поскольку на базах банки из-под тушенки и сгущенки выбрасывали необожженными, с остатками содержимого.

Ћетом 1994 года √ћ“÷ проводил в разных районах области одновременно археологическую и экологическую школьные экспедиции. ¬ местах базировани€ экспедиций в тот сезон медведи вели себ€ весьма УнахальноФ. ¬ обеих экспедици€х дежурные тщательно обжигали пустые банки в костре, потом сплющивали их и складировали в €щики либо закапывали. ¬ экологической экспедиции медведи не утащили и не съели не одной банки с консервами. ” юных же археологов косолапые активно УподъедалиФ сгущенку и тушенку. ѕричина: лагерь археологической экспедиции находилс€ неподалеку от брошенной геологической базы.

¬ывод прост: не рекомендуетс€ ставить базовый лагерь школьной экспедиции поблизости от старых экспедиционных баз.

ћестность возле брошенных поселений и баз хранит еще одну опасность Ч скрытые в траве обломки досок с торчащими гвозд€ми, осколки стекла, острые куски ржавого металла, колюча€ проволока, о которые могут травмироватьс€ дети.

 ак мы видим, наличие свалки привлекает медвед€ к человеку. ѕоэтому уничтожение мусора и пищевых отходов должно стать одним из жизненно важных правил дл€ всех участников экспедиции. ¬ об€занности дежурным должно быть вменено тщательно обжигать металлические консервные банки на костре (разумеетс€, после того, как все поед€т Ч запах при этом препротивный!). ѕосле обжига банки надо сплющить, чтобы занимали меньший объем и складировать в отдельном месте дл€ последующего захоронени€ или вывоза в населенный пункт.  ак показал опыт, обожженные банки медвед€ не интересуют. —текл€нные банки нужно тщательно очистить от остатков пищи и вымыть, чтобы отбить запах. (’от€ брать консервы в стекл€нных упаковках в поле не стоит Ч они посто€нно бьютс€, они очень т€желы, они неудобны дл€ переноски в рюкзаках.  роме того, консервы в стекл€нных банках непременно нужно защищать от пр€мого солнечного света!)

ѕосле того, как группа поест, дежурные должны сразу же вымыть личную посуду и котлы. ћежду приемами пищи вс€ посуда на территории лагер€ должна быть свободна от пищи. —овершенно недопустимо оставл€ть еду в котлах на ночь (с целью Унаутро только разогретьФ)!

Ќаход€сь в медвежьем краю, надо помнить: медведь всегда ищет чего-нибудь поесть!

Ќаибольшую проблему создают пищевые отходы. ѕоэтому готовить еду надо в количествах не больше необходимого Ч никаких Упро запасФ!

ƒл€ пищевых отходов следует выкопать €му не ближе 50 метров от лагер€. “ропа к €ме и сама €ма не должны закрыватьс€ кустами, деревь€ми Ч т.е. должны хорошо просматриватьс€. —тенки €мы необходимо укрепить досками либо жерд€ми; непременно необходимо сделать плотную крышку.

 акова должна быть глубина €мы?  ак можно глубже Ч не бойтесь перестаратьс€! ¬рачу экспедиции (или специально назначенному лицу) вменить в об€занность периодическую обработку содержимого €мы хлорной известью.  роме того, ежедневно после ужина содержимое €мы необходимо присыпать слоем земли. ќчень важно место вокруг €мы держать в чистоте; нужно довести до всех членов экспедиции Ч отходы сливать и ссыпать осторожно, не допуска€ их попадани€ на землю вне €мы.

ѕомните: если медведь Уприкормилс€Ф, отвадить его от мусорной €мы невозможно!

ѕопытки поливать землю вокруг мусорной €мы бензином, жечь р€дом рубероид и толь (чтобы оставалс€ запах горелого) и даже обработка крышки и земли вокруг раствором кайенского жгучего перца Ч все это не останавливает медвед€.

ћожно, кроме того, уничтожать пищевые отходы сжиганием. ќднако дл€ этого придетс€ соорудить отдельный костер достаточно больших размеров, что потребует дополнительного количества дров и посто€нного за ним контрол€.

«рение у медвед€ слабое, однако обон€ние развито превосходно. Ќаиболее привлекающие его запахи с экспедиционной кухни Ч запах копченостей и жареной рыбы.  роме продуктов питани€ медведь интересуетс€ и парфюмерными продуктами: он способен съесть даже жидкое мыло!

ќдин из пассивных способов защиты Ч сосредоточение всех продуктов питани€ и сильно пахнущих веществ за пределами жилой части лагер€.

ѕоэтому необходимо:

  • кухню и продуктовый склад устраивать подальше от палаток (но так, чтобы они были видны!);
  • принимать пищу только на территории кухни;
  • не заносить никаких продуктов на УжилуюФ территорию, не хранить и не принимать пищу в жилых палатках;
  • сильно пахнущие продукты питани€ (колбаса, сыр, пр€ности и т.п.) хранить надежно закрытыми;
  • все пахнущие виды парфюмерии Ч мыло, шампуни, кремы, моющие средства и т.п. Ч держать за пределами палаток, лучше всего в специальном месте дл€ умывани€.

ѕродуктовый склад можно разделить на две части. “е виды продовольстви€, которыми медведь не интересуетс€ (свежий картофель, консервы в металлических и стекл€нных банках) можно хранить на кухне. (¬арианты устройства такого склада в насто€щей работе не рассматриваютс€). —ледует только перед закладкой консервов тщательно проверить все банки Ч нет ли среди них лопнувших и нет ли на целых банках следов содержимого разбитых банок.

¬се свежие фрукты и овощи, м€сные и рыбные продукты, все продукты, содержащие сахар, масло (особенно растительное), все хлебопродукты, все сильно пахнущие продукты должны хранитьс€ в недоступном дл€ медвед€ месте.

Ћучшим складом дл€ этого €вл€етс€ лабаз. ѕо конструкции он несложен, но довольно трудоемок; тем не менее за 1-2 дн€ даже силами школьников можно соорудить подход€щую конструкцию. ¬ысота платформы с продуктами от земли должна быть не менее 2,5 метра; кра€ платформы должны несколько нависать над опорами. ѕродукты на лабазе лучше всего хранить в прочных закрытых €щиках, обитых металлическими полосами, типа УвьючниковФ.

≈сли лагерь находитс€ на берегу мор€ или нерестовой реки и имеетс€ соответствующа€ лицензи€, дл€ питани€ школьников может засаливатьс€ рыба. (ѕомните: нельз€ ни засаливать, ни хранить соленую рыбу в оцинкованных ведрах! Ёто смертельно опасно!). “ара с соленой рыбой должна хранитьс€ подальше от лагер€, тщательно закрытой; лучше всего ее закапывать. ћесто хранени€ должно хорошо просматриватьс€, чтобы избежать возможного случайного столкновени€ людей и звер€.

ƒл€ разделки рыбы необходимо оборудовать место также в стороне, непременно возле самой воды.  аждый раз после разделки надо сразу же убрать все отходы, вымыть посуду и разделочные доски. ≈сли отходы и кровь попали на песок, его надо не засыпать сверху, а тщательно собрать и высыпать подальше в воду. ќтходы от разделки рыбы нельз€ закапывать; их необходимо выкидывать подальше в море или в реку подальше от лагер€ (природе это нисколько не повредит).

ѕойманную рыбу необходимо разделывать сразу же, не допуска€ ее длительного хранени€. ќт подпорченной соленой рыбы и икры надо избавл€тьс€ немедленно! ≈сли лов рыбы производилс€ с лодки, лодку нужно тщательно отмыть от рыбьей крови и слизи; особенно это важно дл€ надувных лодок. “акую лодку между рыбалками лучше всего сдувать, свертывать и пр€тать на лабаз или на большое дерево- в противном случае медведь разорвет ее в клочь€. ≈сли лов производилс€ сетью, сеть необходимо прополоскать в воде и просушить.

ћедведи осторожны, но любопытны. ¬ случае, если им ничто не мешает, они всегда пытаютс€ исследовать незнакомый предмет, будь то рюкзак или палатка. ≈стественно, от палатки мало что остаетс€. ѕоэтому никогда нельз€ оставл€ть жилую часть лагер€ без присмотра!

¬ лагере посто€нно должен находитьс€ дежурный руководитель, у которого должны быть средства отпугивани€ и медицинска€ аптечка.

ѕомощником человека в охране лагер€ могут быть собаки. —обака всегда первой обнаружит приближающегос€ медвед€ и лаем даст знать о нем люд€м. ќсобенно это важно в ночное врем€.  роме того, лаем собака дает пон€ть медведю, что он обнаружен Ч при этом в абсолютном большинстве случаев зверь уходит. ƒл€ цели охраны подход€т не все собаки. Ћучший вариант Ч зверова€ лайка; подойдут и просто крупные и агрессивные собаки, особенно если они натасканы на медвед€. ќднако комнатные и декоративные собаки дл€ этой цели абсолютно не год€тс€, так как своим поведением могут просто спровоцировать медвед€ на нападение.

ѕоловина школьников имеет собак и захочет вз€ть их с собой в поле. Ќачальнику экспедиции следует помнить, что в лагере экспедиции нельз€ держать одновременно более 2-х собак. ¬ противном случае могут возникнуть следующие проблемы:

  • рано или поздно чь€-нибудь собака покусает одного из школьников (обычно не хоз€ина);
  • кухню и продукты придетс€ охран€ть не только от медведей;
  • правила гигиены собаки игнорируют Ч экскременты будут разбросаны по всему лагерю;
  • собаки люб€т повал€тьс€ на нечистотах (такова собачь€ природа); потом лезут в палатку.

ќсобенно больша€ проблема возникнет, если в лагере среди собачьего населени€ есть 2-3 кобел€ и одна сука, у которой период течки. ¬ам обеспечены посто€нна€ грызн€ до крови и истошный вой.

¬ случае, если медведь все же забрел в лагерь, многое зависит от правильного поведени€ участников экспедиции. Ќадо решительно пресечь две возможные крайности: УшапкозакидательскоеФ настроение (Усейчас мы ему покажем!Ф) и панику (Успасайс€ кто может!Ф).

≈сли все население лагер€, геройству€, начнет активно прогон€ть звер€, сам медведь запаникует, начнет метатьс€, и, даже невольно, может напасть на человека. ≈сли же люди начнут в страхе разбегатьс€, дл€ медвед€ они сразу же преврат€тс€ в добычу. ќтметим, что дл€ школьников, наход€щихс€ в окружении своих сверстников, более характерна реакци€ первого типа. –уководители должны иметь ввиду, что если медведь пару раз покажетс€ в окрестност€х лагер€, реб€та втайне от взрослых вполне могут самосто€тельно организовать его поиски Ч Упросто чтобы посмотретьФ. ѕоэтому, не дожида€сь подобных происшествий, руководители об€заны предупредить участников о недопустимости любой Усамоде€тельностиФ при по€влении медвед€.

јктивные способы отпугивани€ нужно примен€ть с осторожностью. —ледует помнить, что подобные способы неплохо работают против взрослых, Уопытных медведейФ, и часто совсем не действуют на молодых, 1-2-летних.

√ромкие дружные крики всего лагерного населени€ способны отпугнуть незваного гост€. –екомендуетс€ также создавать громкий шум, стучать и звенеть посудой, удар€ть в металлические предметы (листы железа, бочки и т.д.). Ќельз€ только использовать дл€ этой цели эмалированную посуду (миски, тазы, ведра), потому что эмаль начнет отлетать сразу же, а в дальнейшем острые кусочки эмали будут вместе с пищей попадать в рот.

ќтпугнуть медвед€ может и запуск ручных сигнальных ракет или €ркий огонь фальшфейера. ѕиротехнические средства Ч сигнальные ракеты и фальшфейеры Ч потенциально опасны дл€ детей, поэтому, по прибытию на место базировани€, необходимо провести подробный инструктаж по правилам пользовани€ ими. Ќужно все врем€ помнить, что выпущенна€ не воврем€ и не в надлежащем месте ракета способна вызвать лесной пожар, последстви€ которого могут оказатьс€ серьезнее прихода медвед€!

¬ последнее врем€ по€вились специальные аэрозоли дл€ отпугивани€ крупных собак, содержащие токсичные газы или раствор жгучего кайенского перца. ѕодобные средства можно примен€ть и дл€ отпугивани€ медведей. јэрозольный баллон объемом до 500 мл носитс€ на по€сном ремне или в руке (есть специальна€ руко€тка) и дает струю длиной до 4-х метров. ѕри пользовании таким средством необходимо учитывать направление ветра, чтобы аэрозоль не попал на лицо человека.

Ќеплохой отпугивающий эффект дают громкие выстрелы (в воздух!) из сигнальных пистолетов Ч ракетниц или из боевого оружи€.

—амое последнее средство Ч стрельба в медвед€ на поражение. Ётого следует вс€чески избегать и делать только в исключительных случа€х, при следующих услови€х:

  • исчерпаны все попытки отпугивани€; зверь переходит в атаку и спастись от него невозможно;
  • стрел€ет опытный специалист (охотник, егерь);
  • стрельба ведетс€ на самом коротком рассто€нии;
  • стрельба ведетс€ из боевого или соответствующего охотничьего карабина или гладкоствольного ружь€ 12-го калибра пулевыми патронами;
  • стрельба ведетс€ в шею или середину грудной клетки звер€.
  • р€дом нет детей.

¬ случае, если медвед€ убить не удастс€, раненый зверь разнесет весь лагерь! ѕоэтому, уж если вы решились на столь отча€нный шаг, делайте его в стороне от лагер€.

— медведем св€зана еще одна опасность Ч его м€со содержит опаснейших паразитов, вызывающих у человека заболевание, называемое трихинеллезом. »звестны случаи массовых (до 50 человек!) заболеваний трихинеллезом в областных геологических парти€х после употреблени€ в пищу м€са медвед€. Ќа этапе подготовки, школьников необходимо поставить в известность о возможности заболевани€ и последстви€х трихинеллеза (вплоть до летального исхода); а в УполеФ руководители должны решительно пресекать любые попытки угощени€ участников экспедиции медвежатиной со стороны охотников, рыбаков, геологов.

ћедведи Ч сумеречные животные, поэтому в период белых ночей их активность вблизи многолюдного лагер€ может быть невелика. —о второй половины июл€, когда в ночные часы уже темно, активность медведей возрастает.

Ќаиболее подход€щие услови€ дл€ по€влени€ медвед€:
мелкий дождик при полностью зат€нутом тучами
сумеречном или ночном небе.

„асто в экспедици€х дискутируетс€ необходимость ночного дежурства. ≈сли базовый лагерь находитс€ на достаточном удалении от населенных пунктов и, особенно если в лагере есть хороша€ собака, ночные дежурства, на наш взгл€д, не нужны и даже вредны. ƒело в том, что, если назначать ночным дежурным взрослого, наутро он не сможет проводить работы или зан€ти€ со школьниками, что, при общей малочисленности Увзрослого составаФ сильно скажетс€ на выполнении программы экспедиции. ≈сли взрослые дежур€т по очереди, то отдохнуть им в достаточной мере тоже не удастс€. ≈сли же в ночном дежурстве участвует 2-3 школьника, то дл€ остальных это большой соблазн: Увтихар€Ф выбратьс€ из палатки и просидеть ночь с друзь€ми у костра. ≈стественно, наутро школьники наход€тс€ в полусонном состо€нии и к работам, требующим определенного внимани€ (от рубки дров до выполнени€ научных наблюдений) их допускать просто опасно.

¬ период, когда возможно по€вление медвед€ в районе лагер€, необходимо запретить все ночные работы и наблюдени€, а передвижение участников в ночное врем€ резко ограничить. ƒл€ этого не допускать долгих, до самого отбо€, чаепитий, чтобы потом у школьников не было потребности лишний раз выйти из палатки. ¬ туалет, наход€щийс€ в стороне от жилых палаток, в одиночку лучше не ходить; при передвижении непременно пользоватьс€ фонарем, луч которого отрегулирован на Удальний светФ.

<<< ќрганизаци€ полевого базового лагер€ экспедиции | —одержание | —облюдение режима дн€ >>>

 




ƒругие страницы раздела "ќбразовательные программы":


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019