јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ƒ≈“— »≈ Ё —ѕ≈ƒ»÷»» >>> ¬ќѕ–ќ—џ Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕќЋ≈¬јя Ў ќЋ№Ќјя Ё —ѕ≈ƒ»÷»я: ¬ќѕ–ќ—џ Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“»

<<< —одержание | ќбеспечение безопасности участников экспедиции >>>

ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ƒќЋ√ќ¬–≈ћ≈ЌЌќ… ј¬“ќЌќћЌќ… ѕќЋ≈¬ќ… Ё —ѕ≈ƒ»÷»»

1. ƒлительна€ оторванность от привычной городской среды обитани€

Ћюбой человек, вырванный (насильно или добровольно) из привычной среды обитани€ Ч город, дом, семь€, школа, друзь€ Ч подвергаетс€ в той или иной степени стрессу. «адача руководства экспедиции Ч помочь участникам как можно быстрее привыкнуть к новым услови€м. ¬ значительной степени этого можно добитьс€ тщательной предварительной подготовкой участников с предоставлением им полнейшей информации о месте проведени€ экспедиции и услови€х их существовани€ в Уполе" (человек должен точно знать, на что идет).

Ѕольша€ продолжительность экспедиции приводит к возникновению Укумул€тивногоФ эффекта: мелкие проблемы, если их не предупредить или воврем€ благополучно не разрешить, накаплива€сь, выход€т на новый, более опасный с точки зрени€ безопасности, уровень. ¬ равной степени это относитс€ как к особенност€м взаимоотношений внутри замкнутых групп, так и к воздействию неблагопри€тных природных факторов.

Ќа взгл€д автора, продолжительность школьной экспедиции не может быть более 30 дней. ќптимальный срок Ч три недели; за более короткий срок трудно выполнить сколь либо большую программу.  роме того, в непродолжительной экспедиции школьники не получат необходимого полевого опыта.

2. ќтсутствие привычных услуг и комфорта

ћногие школьники Ч участники полевых экспедиций, которые прошли лишь краткий курс подготовки и не имеют опыта туристских походов, с трудом перенос€т отсутствие привычного комфорта. Ќеобходимость спать в палатках в спальных мешках, умыватьс€ холодной водой из реки и есть горелую кашу только поначалу воспринимаетс€ как интересное приключение. ѕостепенно и организм и сознание человека начинают УбунтоватьФ. ќсобенно остро воспринимаетс€ невозможность в любое желаемое врем€ прин€ть ванну или душ, помыть голову.

Ўкольнику приходитс€ осознать, что без его собственных усилий гор€ча€ вода из крана не потечет Ч необходимо собрать дрова, разжечь костер, принести воду и выбрать подход€щее место дл€ мыть€, и все это самосто€тельно. ƒл€ тех реб€т, которые поймут это раньше, многие экспедиционные проблемы просто исчезают.

  слову говор€, руководители экспедиционных групп должны вс€чески приветствовать стремление участников поддерживать чистоту и предоставл€ть им такую возможность как можно чаще. ¬ долговременной экспедиции возникает и необходимость стирки личных вещей; в случае, если экспедици€ имеет экологическую направленность (это значит, что резко возрастают природоохранные требовани€ к ее участникам) приходитс€ к тому же тщательно выбирать и место дл€ стирки, и моющие средства.  ак вариант можно предложить брать больше личных вещей, с тем, чтобы загр€знившеес€ белье просто складывать в рюкзак и стирать его в городе по возвращению.

≈ще одна проблема дл€ школьника Ч необходимость самосто€тельно готовить пищу. ѕри этом домашний опыт, приобретенный на электрической плите с удобной регулировкой, обычно помогает мало.

ѕоскольку люба€, даже сама€ наукообразна€, школьна€ экспедици€ Ч суть комплексное учебное меропри€тие, автор решительно против приготовлени€ пищи посто€нным взрослым поваром: школьники в поле должны получить максимум возможных знаний и навыков.

3. —ужение круга общени€

Ќа первый взгл€д, это Ч парадоксальное утверждение: в экспедиции масса полузнакомых и вообще незнакомых людей; соответственно, возможностей дл€ общени€ более чем достаточно. ќднако УобъемФ, из которого приходитс€ выбирать наиболее подход€щего по характеру и интересам товарища, ограничен количеством участников экспедиции. ¬ городе, если у подростка возникают проблемы с товарищами по учебному классу, он может искать общени€ Уна сторонеФ Ч другой класс или школа, товарищи по двору или улице и т.д. ¬ услови€х экспедиции имеетс€ лишь замкнутый посто€нный коллектив школьников и взрослых, выйти из которого попросту некуда.

4. Ќеобходимость учитывать особенности характеров и поведени€ малознакомых людей

ќбычно школьники приход€т на курсы подготовки с 1-2 друзь€ми и, что вполне пон€тно, надеютс€ вместе с ними не только попасть в состав экспедиции, но и жить в одной палатке. ќднако это происходит не так уж часто.  то-то не прошел отбор, кто-то заболел или изменились планы у родителей Ч и вот подросток оказываетс€ в палатке с 2-3 малознакомыми сверстниками. ≈сли подросток обладает контактным характером, он легко справитс€ с новой проблемой. ќднако, как бы общителен ни был человек, первый период знакомства проходит быстро и вы€сн€етс€, что у соседей по палатке масса недостатков; естественно, соседи Ч УсополаточникиФ придерживаютс€ противоположной точки зрени€. ћен€ть состав населени€ палаток Ч не самый лучший выход; бывают ситуации, когда переместить участника в другую палатку просто нет возможности.

ѕоэтому участники автономной экспедиции должны быть терпимыми по отношению к товарищам, уметь воврем€ подавить вспышки раздражени€, с юмором подойти к конфликтной ситуации.

5. ќтсутствие привычных развлечений

—овременные школьники привыкли к тому, что городска€ среда обитани€ ежедневно предоставл€ет им разнообразные развлечени€. ќсобенностью этих развлечений €вл€етс€ то, что школьник в них €вл€етс€ потребителем. ¬ самом деле, просмотр телепередач и видеофильмов, прослушивание музыки, компьютерные игры и т.д. не требует от подростка особого труда в плане организации досуга. ¬ экспедиции, где привычные развлечени€ недоступны, возникает необходимость самим организовывать развлечени€, что дл€ нынешнего подростка довольно сложно.

¬о врем€ одной из ћагаданских областных туристско-экологических экспедиций, когда прошла уже половина смены, среди участников-школьников был проведен опрос: Уѕочему вы хотели бы сейчас оказатьс€ дома?Ф

ѕо степени важности (дл€ отвечающих) ответы распределились следующим образом:

  • 1. ’очу посмотреть телевизор.
  • 2. ’очу увидеть свою собаку.
  • 3. ’очу увидеть родителей (брата, сестру).

“аким образом, на первое место школьники поставили потребность в привычных развлечени€х.

ѕланиру€ экспедицию, необходимо большое внимание уделить Укультурной программеФ. ¬ хорошую погоду, когда все участники загружены плановыми экспедиционными делами, ее роль может быть незначительной, но в случае долговременной непогоды, когда проведение экспедиционных работ невозможно, культурна€ программа может стать поистине палочкой-выручалочкой. ¬ любом случае в экспедиционном плане необходимо предусмотреть 2-3 общих праздника.

6. ќтсутствие привычных средств св€зи (ограничени€ коммуникативных возможностей)

ћногие свои проблемы подростки могут решить, УраздвинувФ круг общени€ путем простого сн€ти€ телефонной трубки. ƒл€ многих школьников (особенно девочек) возможность говорить по телефону стала насущной необходимостью. Ёкспедиционные услови€ исключают такой путь общени€. ≈сли в экспедиции есть радиостанци€, велик соблазн использовать ее дл€ св€зи с родител€ми или друзь€ми. ќднако руководителю не следует идти на это, так как, во первых, существуют определенные правила ведени€ радиопереговоров экспедици€ми, не допускающие УзасорениеФ эфира личными переговорами, и, во вторых, подобные переговоры затрудн€т вживание детей в новые услови€ существовани€. ѕри подготовке к экспедиции следует дать пон€ть школьникам, что радиостанци€ служит лишь дл€ экстренных переговоров. ≈сли заранее определены плановые выходы в эфир дл€ обеспечени€ св€зи с контролирующей организацией, в исключительных случа€х можно передать сообщени€ от школьника через ведущего переговоры взрослого.

(≈стественно, если программой экспедиции предусмотрено обучение участников Ч школьников ведению радиопереговоров, необходимо вносить соответствующие корректировки).

7. ќграниченные транспортные возможности

Ќевозможность в любое врем€ в случае необходимости выехать в населенный пункт определ€ет неизбежность перестраховки во всех вопросах безопасности Ч в случае травмы или заболевани€ участника быстрое прибытие транспорта невозможно (к тому же незапланированный вызов транспортного средства обойдетс€ весьма недешево). ¬ случае если потребуетс€ эвакуаци€ Ч в результате ли отвратительной погоды, или потому, что неправильно выбрано место под лагерь, или потому, к примеру, что рекой смыло все продукты Ч быстра€ эвакуаци€ экспедиции невозможна.

ѕо этой же причине приходитс€ завозить продукты с учетом Ќ« на случай задержки транспорта и хранить их до момента посадки в вертолет или на судно (или до прибыти€ автотранспорта).

ћожно сказать, что руководитель полевой школьной экспедиции, высажива€ в диком месте свой школьный УдесантФ, в известной степени сжигает за собой мосты. ѕри подготовке к экспедиции школьников надо настраивать на то, что до конца смены никакого транспорта в населенный пункт не будет. (¬ этом, кстати, одна из причин необходимости предварительного отбора участников Ч см. ниже Ч в случае, если человек Усорветс€Ф, отправить его в город часто не представл€етс€ возможным).

8. ћонотонность питани€

Ќесмотр€ на то, что набор продуктов в экспедиции может быть весьма разнообразным, скоропорт€щиес€ продукты расходуютс€ в первые же дни автономного существовани€. ¬ случае если не предусматриваетс€ промежуточный подвоз продуктов, меню становитс€ более скромным.  роме того, кулинарные достоинства блюд нередко оставл€ют желать лучшего Ч частью благодар€ низкой квалификации УповаровФ, частью из-за необходимости готовить на костре.

Ѕывают также ситуации, когда из-за погодных условий приходитс€ готовить то, что попроще.

ќграничени€ по разнообразию питани€ в насто€щее врем€ неизбежны в полевой экспедиции и при подготовке школьников необходимо пр€мо говорить об этом. (Ќеприхотливость в еде может быть одним из критериев отбора участников долговременной экспедиции. ’от€ в нашей практике бывали случаи, когда после экспедиции родители школьников благодарили руководителей за то, что они научили их сына или дочь есть манную кашу и гороховый суп.)

9. Ќеблагопри€тные погодные услови€

Ќеблагопри€тные погодные услови€, на первый взгл€д, вли€ют на подготовленных участников экспедиции не в большей степени, чем на участников кратковременной загородной экскурсии. ќднако продолжительное воздействие непогоды усугубл€ет действие всех специфических отрицательных факторов, свойственных долговременной автономной экспедиции.

Ќевозможность полностью высушить одежду или спальные принадлежности, необходимость во врем€ дежурства выходить под дождь и ветер, разводить в непогоду костер и готовить пищу угнетающе действует на психику и детей, и взрослых. Ёто же относитс€ и к необходимости выполнени€ в плохую погоду предусмотренных программой экспедиции научных наблюдений или сбору соответствующих проб.

10. «начительные физические нагрузки

¬ отличие от кратковременного туристского похода, когда нагрузки, в основном, свод€тс€ к переноске рюкзака по пересеченной местности, в экспедиции школьники участвуют в разгрузке и погрузке экспедиционного снар€жени€, оборудовани€ и продовольстви€ и в хоз€йственных работах по обустройству лагер€ Ч рытью €м, установке столбов под лабаз, заготовке в больших количествах дров (бревен) и т.п. ѕоскольку сами по себе эти работы не могут быть привлекательны дл€ школьника, они станов€тс€ вдвойне трудными.

ќсобенны сложны физически первые дни, когда участники экспедиции еще не УотошлиФ от напр€женного учебного года и долгой зимы; однако именно на эти дни выпадают работы по разгрузке и оборудованию лагер€. ѕоэтому руководитель должен подойти к распределению работ более дифференцированно, чем в последующие дни, выбира€ из числа школьников наиболее физически сильных реб€т.

ќднако в услови€х экспедиции, в отличие от похода, можно организовать и более полноценный отдых. ћы рекомендуем после 2-3 напр€женных дней по обустройству лагер€ устроить день отдыха, совмеща€ его, к примеру, с Уƒнем открыти€ экспедицииФ.

ѕравильное распределение нагрузок чрезвычайно важно дл€ скорейшей адаптации детей к новым услови€м. »сход€ из наблюдений в наших экспедици€х, можно сделать вывод, что первична€ адаптаци€ проходит за 3-5 дней; более глубока€ Ч за 20 дней. ¬ случае, когда экспедици€ проходила в две смены, отмечено, что реб€там из второй смены требовалось на адаптацию на 1-3 дн€ больше, чем их сверстникам из первой смены. ѕричина проста: втора€ смена приезжала Уна готовенькоеФ, а перва€ смена с первых дней обустраивала базовый лагерь, то есть в большей степени работала физически. ѕри этом перва€ смена заезжала сразу после окончани€ экзаменов в школе, без какого-нибудь отдыха от учебного года, а реб€та второй смены успели до заезда отдохнуть в городе 2-3 недели.

¬ыводы: 1) период адаптации сокращаетс€ в случае физической активности, 2) отдых в городских услови€х не способствует скорейшей адаптации к УполюФ.

11. ¬озрастные ограничени€

ƒополнительно следует сказать о возрастных ограничени€х. ћы Фопробовали У в полевых услови€х реб€т начина€ с 9-летнего возраста. ¬ одной из экспедиций в группу школьников, совершивших успешное восхождение на вторую по величине вершину ћагаданской области (пик јбориген, 2287 м) по альпинистскому маршруту 1Ѕ категории трудности, входили школьники в возрасте 12 лет.

— одной стороны, можно сделать вывод, что учащиес€ 10-12 лет могут участвовать в долговременных полевых экспедици€х.

¬месте с тем, наш опыт показал, что:

  • срок пребывани€ младших школьников в услови€х автономной школьной экспедиции не может превышать 10 дней;
  • младшие школьники могут быть задействованы лишь в части экспедиционных программ, не св€занной со сложными походами и большими физическими нагрузками и с проведением научных наблюдений в неблагопри€тных услови€х;
  • младшие школьники хуже перенос€т долговременную непогоду;
  • в случае, когда возрастной разрыв между участниками школьной экспедиции слишком велик, возникают определенные трудности в общении между разновозрастными категори€ми.

ѕринима€ во внимание вышеизложенное, мы считаем, что разрыв в возрасте школьников Ч участников не должен превышать 3 года. ѕоследние 5 лет в наших экспедици€х принимают участие школьники только с 14-летнего возраста.

12. Ќаличие хищных и опасных животных

ѕоскольку экспедиционный лагерь существует продолжительное врем€ по сравнению с одно-двухдневным походным биваком, велика веро€тность, что рано или поздно он (и, следовательно, участники экспедиции) станет объектом интереса наиболее опасных хищников Ч медведей.

—менить местоположение экспедиции обычно невозможно в силу р€да причин (в основном, в св€зи с трудностью подбора нового места и большим объемом работ по переносу лагер€), поэтому значительное внимание в планировании экспедиции необходимо обеспечить профилактическим меропри€ти€м Ч от специального обучени€ участников экспедиции правилам поведени€ при встрече с медведем до специального оборудовани€ лагер€.

Ќаличие кровососущих насекомых характерно дл€ всех летних лагерей школьников на территории области. ќднако в полевой экспедиции школьникам не только самим приходитс€ на прот€жении 3-4-х недель боротьс€ с комарами в своих жилищах; им приходитс€ выполн€ть хоз€йственные работы или научные наблюдени€, часто не име€ возможности избавитьс€ от укусов. ƒолговременное воздействие комаров приводит либо к постепенному привыканию к ним школьников, либо к усугублению последствий укусов, особенно в случае индивидуальных аллергических реакций. ¬ этом случае психологическое (и физическое) состо€ние участника может стать очень сложным.

Ќеобходимость жесткой дисциплины в наш век стихийной демократии вызывает чуть ли не единогласное осуждение. ќднако в услови€х автономной долговременной экспедиции, в которой принимают участие дети, дисциплина Ч основное условие обеспечени€ безопасности.

<<< —одержание | ќбеспечение безопасности участников экспедиции >>>

 




ƒругие страницы раздела "ќбразовательные программы":


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019