јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ƒ≈“— »≈ Ё —ѕ≈ƒ»÷»» >>> ¬ќѕ–ќ—џ Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕќЋ≈¬јя Ў ќЋ№Ќјя Ё —ѕ≈ƒ»÷»я: ¬ќѕ–ќ—џ Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“»

<<< ќтбор участников экспедиции | —одержание | —пециальна€ подготовка руководителей >>>

I. ѕ≈–»ќƒ ѕќƒ√ќ“ќ¬ »

—пециальна€ подготовка учащихс€ Ч участников экспедиции

—пециальна€ подготовка проводитс€ по трем разделам:

  • ј. “еоретическа€ подготовка к экспедиции.
  • Ѕ. ѕрактические зан€ти€ на местности.
  • ¬. ѕодготовка личного снар€жени€ участников.

ј. “еоретическа€ подготовка к экспедиции

—одержание и объем программы подготовки зависит от целей экспедиции, ее общей направленности, места базировани€ и опыта участников.

¬ программу обучени€ желательно включать следующие вопросы:

  • содержание де€тельности экспедиции;
  • знакомство с районом работы экспедиции;
  • особенности долговременного автономного существовани€ на природе;
  • правила поведени€ и техники безопасности в пути следовани€, в базовом лагере, во врем€ радиальных выходов;
  • организаци€ экспедиционного быта и питани€ в лагере;
  • подготовка общественного и личного снар€жени€;
  • соблюдение норм санитарии и правила оказани€ первой доврачебной помощи;
  • правила противопожарной безопасности.

¬ качестве примера приводим ускоренную, рассчитанную на 3 мес€ца зан€тий, ѕрограмму подготовки участников экспедиции “ЁЁ, проводимой ћагаданским городским молодежным туристским центром (см. ѕриложение).

Ѕ. ѕрактические зан€ти€

1. «ан€ти€ на местности:

  • организаци€ и проведение похода;
  • основы ориентировани€;
  • основные приемы скалолазани€ (в случае, если в районе предсто€щих работ отсутствуют скалы и крутые склоны, этот раздел можно опустить);
  • организаци€ полевого бивака.

2. «ан€ти€ в помещении:

  • подготовка экспедиционного снар€жени€;
  • подготовка продуктов питани€ дл€ экспедиции;
  • туристские узлы и их применение в экспедиционной практике.

ѕо окончании периода подготовки необходимо провести тренировочный 2-3-хдневный поход, основными задачами которого €вл€ютс€ упражнени€ по передвижению с полной выкладкой и практическа€ организаци€ полевого бивака с приготовлением питани€. ƒл€ многих школьников это будет первый в их жизни поход с довольно длительными переходами. ¬о врем€ похода руководители получат возможность оценить будущих экспедиционников в деле, смогут окончательно определитьс€ в распределении реб€т по экспедиционным группам. √лавна€ цель такого похода Ч формирование экспедиционного коллектива.

¬. ѕодготовка личного снар€жени€ участников

”читыва€, что в полевой жизни потребуетс€ снар€жение и обмундирование, часто не примен€емое в повседневной жизни и отсутствующее у школьника, списки личного снар€жени€ должны быть выданы дет€м как можно раньше, чтобы хватило времени на его подготовку. ¬ случае, если планируетс€ участие в экспедиции всего состава кружка или класса, список снар€жени€ нужно выдать сразу после составлени€ списка участников. ≈сли экспедици€ сборна€, список выдаетс€ после зачислени€ школьника кандидатом на участие. ѕри этом руководителю в об€зательном пор€дке необходимо довести до школьников контрольные сроки готовности снар€жени€: промежуточные проверки и предотъездный смотр личного снар€жени€.

ѕериодичность промежуточных проверок зависит от отрезка времени, остающегос€ до отъезда в поле. –уководитель должен иметь список участников с перечнем личного снар€жени€, в котором отмечаетс€ их готовность на момент проверки. ѕри этом необходимо вы€снить, какое снар€жение школьники не могут достать, составить отдельный список и контролировать его изменение.

≈сли у руководства есть возможность выдать недостающее личное снар€жение, его необходимо выдать за неделю до общего смотра снар€жени€ Ч с тем, чтобы участники, в случае необходимости, могли его починить или подогнать под себ€.

—писок личного снар€жени€ может несколько варьировать в зависимости от времени, места проведени€ экспедиции и ее целей. ћы приводим список дл€ участников туристско-экологической экспедиции, проводимой в горно-таежной местности, продолжительностью 30 дней.

  • 1. –юкзак (большой!)
  • 2. Ѕольшой полиэтиленовый мешок Ч вкладыш в рюкзак (подходит вкладыш в бочки дл€ засолки рыбы).
  • 3. —пальный мешок
  • 4.  оврик туристский.
  • 5. —апоги резиновые до колен; дл€ юношей Ч болотники. (Ѕолотные сапоги также необходимы тем, кто будет заниматьс€ научными программами, св€занными с работой в воде.)
  • 6. Ѕотинки дл€ походов.
  • 7.  россовки, кеды (сменна€ бивачна€ обувь).
  • 8. —тельки в ботинки и сапоги (из пенки, войлочные, но не меховые и не картонные!).
  • 9. Ќоски шерст€ные Ч 2 пары
  • 10. Ќоски х/б Ч 3 пары
  • 11. Ўтормовка (ветровка с капюшоном)
  • 12. “епла€ куртка
  • 13. —витер
  • 14. –убашка или футболка Ч 2 (рубашка предпочтительнее, т.к. быстрее сохнет и имеет воротник, что предохран€ет шею от солнечных ожогов).
  • 15. Ќакидка от дожд€ или большой кусок полиэтиленовой пленки.
  • 16. Ѕрюки из плотной ткани (брезентовые, джинсы и т.п.)
  • 17. Ѕрюки запасные
  • 18. Ѕрюки Ч трико
  • 19. Ўапочка в€зана€ шерст€на€.
  • 20. √оловной убор от солнца (наилучший вариант Ч солдатска€ панама).
  • 21. Ѕелье х/б Ч 2 комплекта
  • 22.  упальный костюм
  • 23. ѕолотенце
  • 24. ¬ерхонки (брезентовые рукавицы Ч дл€ хоз€йственных работ и дл€ тренировок).
  • 25.  ружка, миска, 2 ложки (все в пакете)
  • 26. ”мывальные принадлежности
  • 27. Ќож складной
  • 28. ѕлаток носовой Ч 2
  • 29. Ѕулавки английские большие Ч 10
  • 30. ѕакеты полиэтиленовые расходные Ч 10
  • 31. “етрадь, карандаш, ручка.
  • 32. —пички в герметической упаковке (вход€т в состав личного аварийного набора)
  • 33. –епеллент от комаров
  • 34. Ћичные медикаменты (вход€т в состав личного аварийного набора, Ч дл€ тех школьников, кому, в силу особенностей их организма, необходимы лекарства, не вход€щие в экспедиционную аптечку).
  • 35. “уалетна€ бумага
  • 36. Ќитки, иголки
  • 37. ќчки солнцезащитные
  • 38. ќчки оптические запасные (дл€ тех, кто носит их посто€нно)
  • 39. Ћичные научные инструменты (в случае выполнени€ научной программы)
  • 40.  нига дл€ чтени€.

¬ зависимости от целей экспедиции, в список можно добавить личный компас, часы, фонарь.

ƒополнительно могут быть вз€ты: игры (кроме карт), музыкальные инструменты и спортивные принадлежности. ≈сли предполагаетс€, что школьники будут совершать частые походы в зоне леса, желательно, чтобы каждый имел защитные пластиковые очки Ч дл€ защиты глаз от веток, поскольку при движении в густых заросл€х ольховника или стланика невозможно придержать каждую ветку. «ащитные очки потребуютс€ и в случае, если программой экспедиции предусмотрены работы геологического профил€.

 омпас лучше брать типа УјзимутФ; не облада€ высокой точностью, он имеет важнейший элемент индивидуального аварийного набора Ч зеркало, которое можно использовать дл€ аварийной сигнализации и дл€ самоосмотра в случае травмы лица (попробуйте без посторонней помощи извлечь соринку из глаза!). ≈сли планируютс€ зан€ти€ по ориентированию, следует брать дополнительно жидкостные компаса.

ќдежда участника экспедиции должна быть €ркой! ¬ последние годы на смену унылым брезентовым штормовкам и брюкам пришла нова€ напасть Ч всевозможные маскировочные костюмы и комбинезоны. „еловека, одетого в такой костюм и лежащего без сознани€ где-нибудь в траве или среди кустов, найти не просто. ѕри несчастном случае дополнительное врем€, затраченное на поиски УзамаскированногоФ, окажетс€ первейшим фактором риска. ѕоэтому одна из главных функций, которую должна выполн€ть одежда юного экспедиционника Ч демаскирующа€. ≈сли нет возможности достать €ркую цветную верхнюю одежду, на УмаскировочныйФ костюм надо нашить хорошо заметные демаскирующие элементы.

ћодные нынче разгрузочные жилеты в услови€х экспедиции малопригодны. ќгромное количество карманов Узаставл€етФ школьников набивать их часто ненужными вещами, а потом долго вспоминать, где лежит действительно нужный предмет. ћногочисленные раздутые карманы и подвесные карабинчики цепл€ютс€ за каждую ветку при движении по лесу.  роме того, приходитс€ точно регулировать распределение веса предметов в таком жилете; в противном случае возникают неудобства при движении. », главное, носить рюкзак поверх разгрузочного жилета очень трудно.

¬ процессе подготовки снар€жени€ руководитель должен неоднократно повтор€ть, что экспедиционна€ одежда должна быть не модной и престижной, а практичной и удобной.

¬ списке указаны только самые необходимые вещи; однако их вполне хватает, к примеру, чтобы полностью переодетьс€ в случае падени€ в воду.

ќбычно у реб€т возникает желание вз€ть что-либо дополнительно. ¬ разумных пределах это можно разрешить. ќднако сразу необходимо определить и довести до сведени€ участников, какие предметы брать нельз€; их необходимо определить, исход€ из конкретных целей экспедиции и условий еЄ проведени€.   примеру, в любом случае не стоит брать спортивные снар€ды, могущие в неумелых руках нанести травму; особенно это относитс€ к принадлежност€м дл€ единоборств.

ќтдельно следует сказать о ножах. Ќа наш взгл€д, недопустимо использование школьниками в качестве личных никаких других ножей, кроме складных. ќбычно школьники (особенно мальчики) стараютс€ брать ножи типа охотничьих и как можно больших размеров. –уководителю экспедиции следует помнить, что рано или поздно, но непременно у реб€т возникнет желание похвастатьс€ ножом перед товарищами, поиграть с ним или покидать такой нож Ув цельФ. ѕри этом весьма велик риск травмы (что, кстати, неоднократно отмечалось в детском туризме).  роме всего прочего, при метании ножа его можно просто сломать. Ќа возражение школьника У я свой нож никогда кидать не буду!Ф, руководитель должен заметить, что, при случае, этот нож покидает кто-либо другой (поскольку не свой Ч не жалко).

¬елик также соблазн использовать большой нож в качестве мачете, к примеру, дл€ рубки веток. ѕри этом даже среди взрослых часты опасные травмы рук.   тому же, руко€тки охотничьих ножей рассчитаны совсем не на кисть подростка; да и не все необходимые в походной жизни операции школьник этим ножом сможет выполнить.

» уж совсем недопустимо брать большие ножи типа хоз€йственных Ч в карман его не положишь, а при переноске в рюкзаке он может стать причиной опаснейшей травмы. ќбычно руко€тка таких ножей не отграничена от лезви€ упором: возможно проскальзывание руки по ножу вплоть до лезви€ с соответствующим глубоким порезом пальцев.

(¬ последнее врем€ в продаже по€вились целые УагрегатыФ, совмещающие в себе функции ножа, топора, лопатки и р€д других. “акие приспособлени€ громоздки, т€желы и рассчитаны на применение специалистами по выживанию. Ќа наш взгл€д, пусть ими пользуетс€ тот, кто их изобрел!)

Ќекоторые школьники, опаса€сь потер€ть складной нож, прив€зывают его к по€су шнурком длиной до метра. Ёто допустимо только при нахождении в лагере. ¬ то же врем€, при движении по тайге, особенно при спуске по достаточно крутому залесенному склону, шнур непременно за что-нибудь зацепитс€, что может вызвать падение и травму. ѕоэтому лучше всего хранить нож в закрытом на УмолниюФ кармане. Ќельз€ также разрешать школьникам носить нож на шнурке на шее!

Ћична€ посуда, на первый взгл€д, никак не св€зана с вопросами безопасности. ќднако утрата (в результате неправильного подбора) миски или ложки может сказатьс€ на эмоциональном состо€нии участника, когда ему придетс€ ждать, пока его товарищи поед€т, чтобы получить освободившуюс€ посуду. (≈ще раз напомним, что в услови€х долговременной автономной экспедиции необходимо учитывать каждую мелочь). ѕоэтому нельз€ брать миски из жесткой пластмассы Ч их можно легко поломать, из м€гкой пластмассы (полиэтилен) Ч така€ миска сгорит, оказавшись поблизости от костра.  роме того, полиэтиленовые миски при наливании в них гор€чего Уразм€гчаютс€Ф, не держат посто€нную форму, в результате чего отмечались ожоги дежурных гор€чим супом, ухой и т.п.

ћногие школьники берут дерев€нные ложки. ѕомимо того, что эти ложки не удобны в обращении, они легко ломаютс€ и сгорают. ћы рекомендуем брать по две металлических ложки, так как половина школьников одну ложку непременно потер€ет.

ќбычно школьников пугает размер и вес упакованного согласно списку рюкзака и количество вз€тых по списку вещей. –уководитель должен сразу оговорить, что все эти вещи одновременно носить не придЄтс€, так как дл€ каждого конкретного вида де€тельности в экспедиции Ч похода, экскурсии, тренировки, выполнени€ научных наблюдений и т.п. Ч потребуетс€ только часть вещей.

ѕроцесс подготовки личных вещей заканчиваетс€ общим смотром снар€жени€. Ќа наш взгл€д, его нужно проводить об€зательно! Ќекоторые руководители считают, что достаточно дать школьнику список личных вещей; если же он чего и забудет Ч это его проблемы.

ѕодобна€ точка зрени€ не только ошибочно, но и преступна! ¬ экспедиции нет отдельных индивидуумов, есть единый коллектив (иначе экспедици€ попросту развалитс€), и проблемы одного неизбежно станов€тс€ проблемами всех.   школьной экспедиции это относитс€ вдвойне.

ѕоэтому за два дн€ до отъезда в УполеФ все участники об€заны принести полностью собранные рюкзаки со всем своим снар€жением в пункт сбора всего экспедиционного имущества (школа, турцентр, клуб и т.д.). ƒома остаетс€ только то снар€жение, которое будет на школьниках в момент отъезда. –уководители групп должны проверить все рюкзаки на предмет соответстви€ их содержимого заранее выданным спискам (каждый провер€ет свою группу).

Ўкольникам необходимо сказать дополнительно, что смотр проводитс€ не в поисках запрещенных вещей, а с целью обеспечени€ безопасности экспедиции. ¬ случае, если в рюкзаке не окажетс€ какой-либо вещи из списка или кака€-либо вещь окажетс€ не соответствующей по качеству, руководитель составл€ет список недостающего и вручает его копию школьнику, с тем, чтобы на следующий день эти вещи были принесены. ѕри этом рюкзаки остаютс€ на месте сбора и домой не выдаютс€.

ѕланиру€ подобный смотр руководитель должен помнить: до четверти реб€т что-нибудь да забудут!

Ќельз€ назначать смотр рюкзаков либо какое-нибудь другое подготовительное меропри€тие на последний день перед отъездом Ч этот день дети должны проводить в своих семь€х.

ќтъезд участников необходимо проводить только централизовано от места сбора рюкзаков и прочего снар€жени€!

<<< ќтбор участников экспедиции | —одержание | —пециальна€ подготовка руководителей >>>

 




ƒругие страницы раздела "ќбразовательные программы":


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020