јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ƒ≈“— »≈ Ё —ѕ≈ƒ»÷»» >>> ¬ќѕ–ќ—џ Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕќЋ≈¬јя Ў ќЋ№Ќјя Ё —ѕ≈ƒ»÷»я: ¬ќѕ–ќ—џ Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“»

<<< ѕрофилактика травматизма и заболеваний | —одержание | ќбеспечение безопасности при работах на море >>>

II. ѕќЋ≈¬ќ… ѕ≈–»ќƒ

ќбеспечение безопасности при нахождении за пределами базового лагер€

¬опросы обеспечени€ безопасности об€зательно должны рассматриватьс€ при предэкспедиционной подготовке школьников. ќднако юные экспедиционники часто относ€тс€ к ним невнимательно, поэтому сразу же по прибытии на место базировани€, в об€зательном пор€дке необходимо провести краткий дополнительный инструктаж по правилам безопасности в период нахождени€ в базовом лагере. “ем более это необходимо, поскольку на месте могут вы€витьс€ обсто€тельства, которые не были предусмотрены в процессе подготовки.

ѕровод€щий инструктаж должен указать границы территории, за которые участники первое врем€ не должны выходить. (ѕока не будет оборудован лагерь, следует, по возможности, избегать удал€тьс€ на большие рассто€ни€).

–уководители экспедиционных групп всегда должны знать, где наход€тс€ их школьники в данный момент!

ѕосле того, как лагерь будет установлен и можно будет приступать к выполнению собственно программы экспедиции, необходимо провести краткий дополнительный инструктаж по правилам безопасности в походах и во врем€ проведени€ научных наблюдений.

»нструктаж включает:

  • пор€док выхода за пределы лагер€;
  • основы аварийного ориентировани€;
  • указание участков территории, которые запрещаетс€ посещать;
  • правила поведени€ при встрече с медведем;
  • прочие возможные опасности.

ѕор€док выхода за пределы базового лагер€

¬ыход за пределы лагер€ осуществл€етс€ дл€ проведени€ кратковременных маршрутных наблюдений, работы на пробных площадках, учебных экскурсий и тренировок и дл€ более длительных походов. ѕри этом в любом случае выходы должны быть запланированы накануне, с тем, чтобы их участники могли заранее подготовитьс€ и распределить свое врем€ на день выхода. Ћучше всего распредел€ть работы на завтра на общем вечернем сборе сразу после ужина, когда можно в неформальной обстановке обсудить у костра и итоги прошедшего дн€. (≈жевечернее подведение итогов очень важно, так как помогает каждому школьнику быть в курсе всех дел экспедиции, особенно если экспедици€ комплексна€. ѕри этом руководители не должны скупитьс€ на положительные оценки де€тельности реб€т Ч резка€ критика перед сном нежелательна.)

Ќаутро необходимо провести краткий официальный сбор Ч инструктаж, может быть и с общим построением (типа линейки в былых пионерлагер€х), дл€ того, чтобы выпустить на маршрут группы и распределить конкретную работу дл€ остающихс€ в лагере.

ѕланиру€ выпуск групп на маршруты, надо руководствоватьс€ не только планом работ, но и принимать во внимание состо€ние участников экспедиции и погодные услови€. ¬ экспедиции необходимо иметь радиоприемник, настроенный на волну местной радиостанции, поскольку прогнозы погоды, передаваемые центральными радиостанци€ми, часто нос€т слишком обобщенный характер. ѕолученный прогноз необходимо сравнивать с реальной погодной обстановкой дл€ данной местности, поскольку могут иметь место локальные изменени€ погоды, обусловленные рельефом района базировани€ и его расположением относительно мор€, направлени€ господствующих ветров и т.п.

¬ каждой выход€щей за пределы лагер€ группе, не зависимо от продолжительности и дальности выхода, должен быть назначен старший (даже если выход€т два человека, что, впрочем, нежелательно Ч состав группы должен быть не менее 3-х человек). ѕри кратковременных выходах на небольшое рассто€ние по хорошо известным маршрутам, не св€занных с преодолением сложных преп€тствий, дл€ этого можно выдел€ть старшего школьника из числа наиболее опытных. ¬ остальных случа€х старшим группы должен быть взрослый.

—таршему группы выдаютс€ средства отпугивани€ медведей и средства сигнализации Ч фальшфейер и ракета Ч а также средства дл€ обработки мелких травм (бинт и йод). ¬ случае, если группа выходит на полдн€ или более, выдаетс€ более обширна€ медаптечка.

 ажда€ группа получает контрольный срок.  онтрольный срок Ч это врем€, к которому группа должна вернутьс€ в лагерь, а не врем€, с которого надо начинать ждать ее возвращени€!

≈сли технические возможности экспедиции позвол€ют, группе выдаетс€ портативна€ радиостанци€ и определ€етс€ врем€ контрольного выхода на св€зь с лагерем.

¬ случае, если маршрут группы проходит по морскому побережью, старшему должна быть выдана таблица приливов и отливов.

≈сли маршрут проходит в новом месте, либо при движении могут возникнуть сложности с ориентированием, группе выдаетс€ карта местности.

 омпас, на наш взгл€д, следует брать с собой в любом случае.

—тарший группы должен:

  • получить все вышеперечисленное;
  • получить оборудование, необходимое дл€ выполнени€ маршрутного задани€;
  • обеспечить своевременный выход группы на маршрут;
  • обеспечить соблюдение контрольного срока;
  • по возвращении из маршрута доложить дежурному по базовому лагерю.

—таршие маршрутных групп должны твердо знать, что их главна€ задача Ч обеспечение безопасности участников группы.

¬ случае, если на маршруте возникнет ситуаци€, когда необходимость выполнени€ маршрутного задани€ вступает в противоречие с требовани€ми безопасности, выполнение задани€ должно быть прекращено до изменени€ ситуации в благопри€тную сторону. ≈сли этого не происходит, маршрут должен быть прекращен.

¬ экспедиции неплохо иметь журнал контрол€ выхода групп, где руководитель, дежурный по базовому лагерю, отмечает врем€ выхода и прихода групп и конечную точку их маршрута. Ќаличие журнала контрол€ позволит, кроме всего, в случае составлени€ отчета о де€тельности экспедиции, сделать это более просто, так как такой журнал играет роль своеобразного дневника (а у руководител€ экспедиции на ведение личного дневника может просто не оставатьс€ времени).

–уководитель экспедиции должен учитывать веро€тность нарушени€ контрольного срока в результате аварии в маршрутной группе и быть готовым к организации работ по оказанию ей помощи.

¬ поисково-спасательный отр€д должно входить максимально возможное количество взрослых участников (один должен оставатьс€ в лагере!) и экспедиционный врач (если таковой имеетс€). »з школьников следует отбирать самых выносливых и сильных физически. — собой необходимо брать максимально облегченные рюкзаки. »з снар€жени€: полностью укомплектованную медицинскую аптечку, средства аварийной сигнализации (пиротехнику), портативную радиостанцию (если таковые в экспедиции имеютс€), средства отпугивани€ медведей, небольшое количество быстро приготовл€емых продуктов, веревки, подручные средства дл€ изготовлени€ носилок, карту и компас, электрические фонари. ≈сли часть маршрута пропавшей группы проходит по морскому побережью, где есть непроходимые прижимы, спасатели должны иметь надувную резиновую лодку.

ѕеред выходом участники отр€да должны быть непременно накормлены!

јварийное ориентирование

÷ель данного инструктажа Ч помочь школьникам в случае потери ориентировки вернутьс€ в базовый лагерь. Ќеобходимо определить и показать участникам хорошо различимые аварийные ориентиры и указать направление от этих ориентиров на базовый лагерь. —ледует напомнить, что часто при рассмотрении с разных точек местности такие ориентиры могут выгл€деть по-разному.

¬ качестве аварийных ориентиров можно выбрать: гору характерной формы или цвета или покрытую отличной от других растительностью; отдельную скалу либо группу скал; отдельное большое дерево характерной формы; характерной формы или окраски (помните Ч окраска может со временем изменитьс€!) хорошо заметные участки растительности.

≈сли базовый лагерь находитс€ на берегу мор€, ориентирами могут служить острова, характерные скальные мысы и прижимы. Ќе следует за ориентиры брать крупные камни в затопл€емой приливом прибрежной зоне. –уководитель должен объ€снить значение и преимущество линейных ориентиров (таких, как река и берег мор€) перед точечными или площадными.

¬ базовом лагере неплохо установить достаточно высокую жердь (мачту) с хорошо видимым издалека сигналом (флагом).  роме помощи в ориентировке, такой знак послужит своеобразной подмогой, в случае, если маршрутна€ (особенно походна€) группа возвращаетс€ сильно уставшей и по плохой погоде Ч увидев за кромкой леса УроднойФ флаг, школьники воспр€нут духом.

≈сть веро€тность, что у школьников возникнут трудности и с определением направлени€ на кратковременный бивак во врем€ многодневного похода (отошел чуть в сторону Ч и потер€л ориентировку). ѕоэтому реб€т надо приучить искать предварительно хорошо видимые ориентиры дл€ возвращени€ назад в любом случае удалени€ от маршрутной группы Ч даже дл€ совершени€ туалета.

”частки территории, запрещенные к посещению

  таким участкам относ€тс€ наход€щиес€ в окрестност€х базового лагер€ места, посещение которых либо опасно, либо св€зано с необходимостью специальной предварительной подготовки. Ёто могут быть крутые скальные и осыпные склоны, болота и заросли стланика, где возможна встреча с медведем. ѕеречень запрещенных к посещению участков составл€етс€, исход€ из конкретной природной ситуации.

ѕравила поведени€ при встрече с медведем на маршруте

¬се эти правила можно свести к трем основным:

  • 1. Ќикогда не подходить близко к медведю.
  • 2. ¬сегда предупреждать медвед€ о своем по€влении.
  • 3. Ќикогда не убегать от медвед€.

¬о врем€ маршрутов, проход€т ли они по долине нерестовой реки, по морскому побережью или по горному плато, встреча с хищником весьма веро€тна. ѕричем столкнутьс€ с медведем может как группа в полном составе, так и отдельные ее участники Ч в одиночку.

¬ первую очередь школьники должны у€снить, что любопытство до добра не доводит. ≈сли наблюдаютс€ признаки присутстви€ поблизости медвед€ Ч свежий след (к примеру, на влажной почве не успевший наполнитьс€ водой), свежий помет; подозрительный треск и шорох в заросл€х; любые звуки, похожие на рев медвед€; беспричинный, на первый взгл€д, крик кедровок в стороне от группы Ч нужно как можно быстрее покинуть потенциально опасное место. Ќедопустимо пытатьс€ обнаружить медвед€ с целью его получше рассмотреть, что частенько приходит в голову школьникам: поведение звер€ непредсказуемо.

„резвычайно опасна€ ситуаци€ возникает, когда медведь внезапно обнаруживает людей поблизости от себ€.

ћедведь не любит неожиданностей!

—толкнувшись внезапно с человеком, медведь может перейти в атаку. ѕоэтому при движении группы по УмедведеопаснымФ участкам необходимо создавать как можно больше шума: петь, громко разговаривать, свистеть, стучать посудой и пр. ќбычно медведь не ищет встреч с человеком и как можно скорее уходит в сторону от группы.

Ќеобходимо помнить, что, хот€ медведь обладает хорошим слухом, в некоторых ситуаци€х он может не услышать людей. ќбычно это происходит вблизи водопадов, порогов Ч то есть там, где текуща€ вода создает громкий шум. ƒополнительна€ опасность может возникнуть при движении группы по узкой каменистой полосе между крутым береговым обрывом и текущей водой. ¬ этом случае при внезапной встрече ни вправо, ни влево медведь свернуть не сможет, чтобы уйти от группы. ѕоэтому надо всегда помнить: нужно оставл€ть медведю простор дл€ отходного маневра. ≈сли дл€ этого люд€м самим придетс€ лезть на гору или в воду Ч это нужно сделать.  стати, вода может помочь в спасении Ч медведь обычно не нападает на наход€щегос€ в реке человека.

Ќа маршруте следует старатьс€ примен€ть те же пассивные способы защиты, что и в базовом лагере. Ќеобходимо также помнить, что женскому составу экспедиции (что школьницам, что взрослым) в так называемые Укритические дниФ лучше на маршрут не выходить, оставатьс€ в базовом лагере. ≈сли такие дни наступили уже в походе, использованные предметы гигиены должны об€зательно сжигатьс€ на костре! ¬ противном случае они послужат отличной приманкой дл€ медвед€.

ѕри встрече с медведем на маршруте главное Ч постаратьс€ незаметно уйти. ѕри этом двигатьс€ нужно очень медленно и плавно: медведь плохо видит неподвижные и малоподвижные предметы. ”ходить нужно так, чтобы ветер дул от медвед€ на человека, в противном случае медведь тут же вас обнаружит.

≈сли медведь заинтересовалс€ человеком Ч бежать нельз€! Ѕегущий человек мгновенно превращаетс€ дл€ медвед€ в добычу. ≈сли медведь всерьез перешел в атаку, убежать от него невозможно! ¬ коротком рывке его скорость доходит до 70 км/час.

Ќередко в экспедиционной практике приходитс€ делать заброски Ч заранее оставл€ть на предсто€щем маршруте запас продуктов, чтобы уменьшить вес рюкзаков. ѕри этом возникает опасность разграблени€ забросок медведем. ”стройство лабаза дл€ заброски проблематично, так как зачастую у экспедиционников, оставл€ющих заброску, просто мало времени. (¬ случае вертолетной заброски это могут быть вообще считанные минуты). ѕоэтому содержимое заброски надо упаковывать загод€.

ѕравила при оставлении заброски просты:

  • заброска не должна пахнуть;
  • заброска внешним видом не должна возбуждать любопытство звер€;
  • заброска должна находитьс€ в месте, исключающем смыв ее водой или завал осыпью.

¬ геологических парти€х был изобретен простой способ хранени€ заброски: продукты помещаютс€ в пустую металлическую бочку, верх которой либо закрываетс€ крышкой на болтах, либо Узашиваетс€Ф в€зальной проволокой. ќднако дл€ школьной экспедиции такой способ довольно трудоемок, а, главное, школьные заброски обычно куда более скромны по объему и весу.

ƒл€ того чтобы заброска не пахла, надо по возможности не помещать в нее пахучие продукты (вроде колбасы или какао-порошка) и специи Ч либо дополнительно упаковывать их в герметичные банки. ѕеред упаковкой заброски все консервы надо очистить от возможных пахнущих загр€знений (лучше всего банки просто вымыть, но не пахучим мылом). «атем содержимое пакуетс€ в большой пластиковый мешок. Ќаилучша€ тара дл€ заброски Ч металлический €щик с крышкой. “акой €щик можно сделать в период подготовки; дл€ упрощени€ на крышку можно не ставить ни петель, ни замков Ч крышка просто приматываетс€ к €щику м€гкой толстой проволокой. (–азумеетс€, у маршрутной группы должен быть соответствующий инструмент дл€ сн€ти€ проволоки.)

ѕоскольку €щик мало похож на природный элемент, он неизбежно вызовет интерес медвед€ (даже при отсутствии запаха), поэтому его необходимо спр€тать. «аброску можно поместить на большое дерево на высоту 3 метра Ч считаетс€, что взрослые медведи утрачивают способность лазать по деревь€м; правда, УневзрослыйФ медведь разорит заброску с не меньшим успехом.

Ќа наш взгл€д, €щик с заброской лучше всего закапывать либо засыпать камн€ми на осыпи. ѕри этом не следует сооружать над заброской кургана Ч это привлекает внимание. „тобы не потер€ть свою заброску, на дереве в стороне следует вывесить €ркий знак (как можно выше). ≈сли позвол€ет врем€, необходимо зарисовать либо сфотографировать место захоронени€ заброски. ћесто заброски нужно выбирать в стороне от медвежьих троп и мест наиболее веро€тного по€влени€ медвед€ (берег нерестовой реки, €годник и т.п.).

¬ районе заброски желательно не оставл€ть никаких следов присутстви€ человека.

»ногда советуют дл€ отпугивани€ медвед€ поливать место вокруг заброски бензином, керосином, сол€ркой и другими вредными дл€ окружающей среды жидкост€ми. ¬р€д ли это отпугнет современного медвед€; скорее, дл€ него такой запах будет сигналом.

ѕутешествующие по јлтаю туристские группы в 60-е годы стали сталкиватьс€ с проблемой: медведи подчистую разор€ли заброски. “огда находчивые туристы стали поливать заброски бензином из примусов. Ќесколько лет все было спокойно. «атем медведи пон€ли, что заброска пахнет бензином только снаружи Ч и с энтузиазмом прин€лись за грабеж. ¬ 80-е годы алтайские туристы отмечали, что местные медведи . . . ищут заброски по запаху бензина!

Ќекоторые полевики предлагают посыпать землю вокруг забросок толченым табаком; правда, не€сно, как быть в дождливую погоду.

<<< ѕрофилактика травматизма и заболеваний | —одержание | ќбеспечение безопасности при работах на море >>>

 




ƒругие страницы раздела "ќбразовательные программы":


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020