јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 8. –азработка концепции визит-центра*

Ћ.¬. »льина, —.ё.  оролевска€

8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра

¬ случае, когда дл€ визит-центра строитс€ новое здание, работа над выставочной концепцией ведетс€ параллельно с работой над архитектурным проектом. Ѕлагодар€ такому подходу, архитектором учитываютс€ пространственные требовани€ к организации эколого-просветительской работы и работы с информацией, а выставочна€ концепци€ приводитс€ в соответствие с пространственными возможност€ми, продиктованными архитектурой здани€ и его помещений. ≈сли же данное требование соблюсти не удаетс€, устроител€м выставки необходимо предоставить планы выставочных помещений с четко указанными размерами.

»деально, когда в работе над выставочной концепцией участвуют проектировщик, художник-дизайнер и научные рецензенты; дл€ деталь ной проработки звукового и Ђсценическогої оформлени€, световых решений выставки в качестве консультантов могут привлекатьс€ театральные художники, осветители и другие специалисты.

ѕоскольку визит-центры очень часто создаютс€ на базе уже существующих музеев природы, имеющих коллекции чучел зверей и птиц, энтомологические сборы и т.п., в р€де случаев к работе над экспозицией центра дл€ посетителей привлекаютс€ таксидермисты Ц специалисты по зоологическим экспонатам. ѕолностью отказыватьс€ от использовани€ подобных экспонатов нецелесообразно: хорошо отреставрированные, выгодно подсвеченные и представленные в биогруппах и диорамах с соответствующим звуковым сопровождением, они могут производить сильное эмоциональное впечатление.

ќпределение ведущей темы

 акую бы направленность ни выбрали дл€ своего центра проектировщики (туристическую, эколого-просветительскую, познавательно развлекательную), его основной целью остаетс€ отражение своеобрази€ и уникальности отдельно вз€той ќќѕ“.

ѕервоочередна€ задача устроителей выставки, таким образом, заключаетс€ в том, чтобы суметь выделить ее ведущую тему Ц показать, чем именно уникальна и значима охран€ема€ территори€, концентриру€ при этом внимание на двух Ц трех, максимум п€ти основных, самых €рких и выразительных ее особенност€х, Ц так, чтобы, увлекшись, посетитель захотел продолжить свое знакомство с ќќѕ“ и дальше. ќчень важно поэтому при разработке основных тем выдержать равновесие между интеллектуальным и эмоциональным!

ƒл€ данного этапа работы необходимо собрать и проанализировать не только научные фонды охран€емой территории, но также художественные произведени€ и исторические материалы. ÷енные сведени€ можно получить от работающих на ќќѕ“ специалистов (орнитологов, ботаников, ихтиологов, энтомологов и др.) и местных краеведов.

ѕоскольку визит-центр должен давать посетител€м представление не только об отдельно вз€той ќќѕ“, но и том месте, которое она занимает в региональной (национальной) системе охран€емых территорий, устроител€ми выставки должны быть учтены следующие важные вопросы:

  •  ак в содержании выставки будут отражены административные за дачи ќќѕ“ как природоохранного учреждени€?
  •  аким образом и в каком объеме на выставке будут представлены другие ќќѕ“ (области, региона, страны, мира)?
  • ≈сли на ќќѕ“ или в непосредственной близости от нее имеютс€ иные объекты, выполн€ющие сходные с визит-центром функции (в первую очередь, музеи), как использовать преимущества такого соседства и как избежать противоречий?

ƒл€ того, чтобы разъ€снить последнюю позицию, приведем в качестве примера проектируемый центр туристической информации дл€ посетителей Ќѕ Ђ юршу Ќериаї Ц одной из наиболее посещаемых ќќѕ“ Ћитвы. Ѕольшое количество туристов объ€сн€етс€ как природными достоинствами парка, так и наличием на его территории чрезвычайно попул€рных туристических объектов Ц ћорского музе€ и ƒельфинари€.

ѕоскольку планируемый центр туристической информации национального парка планируетс€ создавать в непосредственной близости от ƒельфинари€ и ћорского музе€, проектировщики и сотрудники парка, оценив плюсы и минусы такого местоположени€, отказались от использовани€ в экспозици€х центра темы ЂЅиотопы Ѕалтийского мор€ и  уршского заливаї. ќни предпочли построить содержание выставки на раскрытии дл€ отдыхающих тем экологии песчаной косы, истории формировани€ ее естественных и искусственных ландшафтов, истории традиционного природопользовани€ и этнографии куршей Ц коренных обитателей косы.

–азработка тематико-структурного и тематико-экспозиционного плана

ƒл€ раскрыти€ содержани€ выделенных ведущих тем разрабатываетс€ тематическа€ структура выставки (иначе, тематико-структурный план). ѕо сути, она отвечает на вопрос: Ђ„ему посв€щена экспозици€?ї, или Ђ„то мы хотим показать и о чем хотим рассказать посетител€м?ї

“ематическа€ структура включает основные разделы и подразделы экспозиции и их научное обоснование. ќна же служит основанием дл€ определени€ последовательности экспозиционных тем и установлени€ маршрута по экспозиции, поэтому при разработке тематической структуры желательно продумать хот€ бы приблизительное распределение по выставочной площади тем, подтем и их элементов.

¬ тематико-структурном плане даетс€ обща€ характеристика предметной базы экспозиции. ≈сли у ќќѕ“ имеетс€ музей природы, изучаетс€ обеспеченность предметной базы фонда музе€, вы€вл€етс€ необходимость комплектовани€ и составл€етс€ план комплектовани€.

„ем тщательнее продумана тематическа€ структура, тем легче будет проходить работа над следующим этапом создани€ выставки Ц тематико-экспозиционным планом, отвечающим на вопрос: Ђ ак мы покажем то, что задумали?ї

Ќа этом этапе работы начинает складыватьс€ образ будущей выставки, так как в тематико-экспозиционном плане не только разрабатываютс€ и описываютс€ экспонаты, тексты и этикетки, но намечаютс€ форма, место и последовательность показа, определ€ютс€ его художественные, сюжетные, изобразительные средства. ¬ случае, если данный Ђсценарийї не будет перенасыщен экспонатами, текстами и другими источниками информации, он гарантирует логичную и гармоничную организацию системы экспозиции.

’удожественное решение выставки

’удожественное решение Ц этап, когда иде€ воплощаетс€, Ђопускаетс€ї в материю. ќн включает организацию образного зрительного пространства с учетом среды выставки, объемной композиции, ритма вещи в пространстве, ее пропорций, св€зи с интерьером.

¬се перечисленное выше входит в компетенцию художника. ≈сли же такового нет, устроител€м выставки придетс€ создавать целостный образ выставки самосто€тельно, четко следу€ правилам построени€ пон€тной дл€ воспри€ти€ предметно-пространственной среды: лаконичности, логичности, выразительности, использовани€ доходчивого €зыка образного мышлени€.

–екомендации по оформлению текстовых материалов выставки

 ак мы уже говорили, выставка будет интересна и пон€тна посетител€м, если не будет перенасыщена информацией.

Ѕольшие тексты, как известно, люди читать не люб€т, в лучшем случае будут прочитаны заголовки и подзаголовки. “ексты поэтому должны быть минимальными по объему и захватывающими по содержанию, а заголовки Ц €ркими и выразительными, к примеру: Ђ расавица и чудовищеї, Ђјрхитекторы без черновиковї, Ђя насекомое?ї.

“екстовую информацию, тщательно проверенную квалифицированными специалистами (географами, ботаниками, зоологами, историка ми и т.д.) нужно скомпоновать в небольшие тематические блоки, а дополнительные справочные материалы желательно разместить в демонстрационном компьютере.

Ќиже приведены некоторые рекомендации по составлению текстов:

  • “екст не должен быть слишком мелким.
  • –азмер шрифта заголовков должен на несколько пор€дков отличатьс€ от размера шрифта основного текста (например, если размер шрифта текста 18, то заголовки должны быть не менее 24).
  • —трочки текста не должны быть слишком длинными. Ќа одной строке Ц не более 40 знаков.
  • ∆елательно не допускать выравнивани€ текста по ширине; легче воспринимаетс€ текст, выровненный по левому краю.
  • ћежду блоками текста нужно оставл€ть достаточно свободного места, так называемый Ђвоздухї.
  • ѕараграфы не должны быть слишком длинными. —амый большой текст Ц не более 300 слов.
  • ÷вета букв и фона должны гармонично сочетатьс€.

»спользование в экспозици€х интерактивных методов подачи информации

ƒл€ посетителей визит-центра, помимо рассказа экскурсовода, интересно самосто€тельное знакомство с экспозицией Ц что-то потрогать, полистать, послушать, понюхать, подвигатьс€, посмотреть Ђдругими глазамиї.

ќсобенно важно продумать интерактивные элементы дл€ детей: например, показать почву в виде слоеного пирога, муравь€ размером в рост человека, дупло дерева или нору зверька, куда все дети об€зательно загл€нут.

ќснащение визит-центра сложными техническими установками, например, голографией, не всегда возможно. „аще используютс€ компьютерные ресурсы Ц видеор€ды, звуковое сопровождение (голоса зверей, птиц, шелест листвы, шум прибо€ и т.п.).

¬ визит-центре биосферного резервата ЂЎорфхайде-’оринї (√ермани€) в разделе, посв€щенном жизни болота, визитеры с удовольствием топчутс€ на Ђживом полуї, где у них под ногами пружинит и хлюпает Ђтр€синаї. ¬ американском визит-центре ЂЋибертиї (на окраине Ќью-…орка, —Ўј) практически все экспозиции основаны на интерактивных методах.

ћы с коллегами с большим удовольствием, как дети, проползли по системе подземных ходов и нор, почувствовав себ€ насто€щими кротами.

ќрганизаци€ сменных экспозиций и тематических выставок

¬ проекте визит-центра необходимо предусмотреть места дл€ организации сменных выставок. ƒл€ этой цели могут использоватьс€ как отдельные помещени€, так и стены Ц конференц-зала, коридоров, холлов, фойе.

—менные выставки обычно приурочены к различным праздникам и меропри€ти€м (ƒень рождени€ ќќѕ“, Ђћарш ѕарковї и пр.). ≈сли нет особенных поводов, можно св€зать выставки с какими-то природными €влени€ми, например, Ђ—урок проснулс€ї, Ђѕрилетел скворецї.

—менными могут быть фотовыставки, выставки детских рисунков (например, Ђ“юльпаны Ц улыбка природыї, Ђћой любимый зверьї, Ђя живу р€дом с заповедникомї), выставки работ местных мастеров прикладного искусства или художников. »нтересен опыт ¬одлозерского национального парка Ц пригласить на пленер художников, а затем устроить выставку их работ на тему Ђ–исуем заповедную природуї.

ќткрытие очередной выставки можно превратить в прекрасный информационный повод дл€ приглашени€ —ћ», в красочное действие с участием фольклорных и детских коллективов. ѕосле демонстрации в визит-центре или музее природы ќќѕ“ сменна€ выставка может за тем переместитьс€ в другие региональные музеи, клубы, школы, административные здани€.


* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020