Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации
Глава 8. Разработка концепции
визит-центра*
Л.В. Ильина, С.Ю. Королевская
8.3. Создание выставочной концепции
визит-центра
В случае, когда для визит-центра строится новое
здание, работа над выставочной концепцией
ведется параллельно с работой над архитектурным
проектом. Благодаря такому подходу, архитектором
учитываются пространственные требования к
организации эколого-просветительской работы и
работы с информацией, а выставочная концепция
приводится в соответствие с пространственными
возможностями, продиктованными архитектурой
здания и его помещений. Если же данное требование
соблюсти не удается, устроителям выставки
необходимо предоставить планы выставочных
помещений с четко указанными размерами.
Идеально, когда в работе над выставочной
концепцией участвуют проектировщик,
художник-дизайнер и научные рецензенты; для
деталь ной проработки звукового и
«сценического» оформления, световых решений
выставки в качестве консультантов могут
привлекаться театральные художники, осветители
и другие специалисты.
Поскольку визит-центры очень часто создаются
на базе уже существующих музеев природы, имеющих
коллекции чучел зверей и птиц, энтомологические
сборы и т.п., в ряде случаев к работе над
экспозицией центра для посетителей привлекаются
таксидермисты – специалисты по зоологическим
экспонатам. Полностью отказываться от
использования подобных экспонатов
нецелесообразно: хорошо отреставрированные,
выгодно подсвеченные и представленные в
биогруппах и диорамах с соответствующим
звуковым сопровождением, они могут производить
сильное эмоциональное впечатление.
Определение ведущей темы
Какую бы направленность ни выбрали для своего
центра проектировщики (туристическую,
эколого-просветительскую, познавательно
развлекательную), его основной целью остается
отражение своеобразия и уникальности отдельно
взятой ООПТ.
Первоочередная задача устроителей выставки,
таким образом, заключается в том, чтобы суметь
выделить ее ведущую тему – показать, чем именно
уникальна и значима охраняемая территория,
концентрируя при этом внимание на двух – трех,
максимум пяти основных, самых ярких и
выразительных ее особенностях, – так, чтобы,
увлекшись, посетитель захотел продолжить свое
знакомство с ООПТ и дальше. Очень важно поэтому
при разработке основных тем выдержать
равновесие между интеллектуальным и
эмоциональным!
Для данного этапа работы необходимо собрать и
проанализировать не только научные фонды
охраняемой территории, но также художественные
произведения и исторические материалы. Ценные
сведения можно получить от работающих на ООПТ
специалистов (орнитологов, ботаников,
ихтиологов, энтомологов и др.) и местных
краеведов.
Поскольку визит-центр должен давать
посетителям представление не только об отдельно
взятой ООПТ, но и том месте, которое она занимает
в региональной (национальной) системе охраняемых
территорий, устроителями выставки должны быть
учтены следующие важные вопросы:
- Как в содержании
выставки будут отражены административные за
дачи ООПТ как природоохранного учреждения?
- Каким образом и в
каком объеме на выставке будут представлены
другие ООПТ (области, региона, страны, мира)?
- Если на ООПТ или
в непосредственной близости от нее имеются иные
объекты, выполняющие сходные с визит-центром
функции (в первую очередь, музеи), как
использовать преимущества такого соседства и
как избежать противоречий?
Для того, чтобы разъяснить последнюю позицию,
приведем в качестве примера проектируемый центр
туристической информации для посетителей НП
«Кюршу Нериа» – одной из наиболее посещаемых
ООПТ Литвы. Большое количество туристов
объясняется как природными достоинствами парка,
так и наличием на его территории чрезвычайно
популярных туристических объектов – Морского
музея и Дельфинария.
Поскольку планируемый центр туристической
информации национального парка планируется
создавать в непосредственной близости от
Дельфинария и Морского музея, проектировщики и
сотрудники парка, оценив плюсы и минусы такого
местоположения, отказались от использования в
экспозициях центра темы «Биотопы Балтийского
моря и Куршского залива». Они предпочли
построить содержание выставки на раскрытии для
отдыхающих тем экологии песчаной косы, истории
формирования ее естественных и искусственных
ландшафтов, истории традиционного
природопользования и этнографии куршей –
коренных обитателей косы.
Разработка тематико-структурного и
тематико-экспозиционного плана
Для раскрытия содержания выделенных ведущих
тем разрабатывается тематическая структура
выставки (иначе, тематико-структурный план). По
сути, она отвечает на вопрос: «Чему посвящена
экспозиция?», или «Что мы хотим показать и о чем
хотим рассказать посетителям?»
Тематическая структура включает основные
разделы и подразделы экспозиции и их научное
обоснование. Она же служит основанием для
определения последовательности экспозиционных
тем и установления маршрута по экспозиции,
поэтому при разработке тематической структуры
желательно продумать хотя бы приблизительное
распределение по выставочной площади тем, подтем
и их элементов.
В тематико-структурном плане дается общая
характеристика предметной базы экспозиции. Если
у ООПТ имеется музей природы, изучается
обеспеченность предметной базы фонда музея,
выявляется необходимость комплектования и
составляется план комплектования.
Чем тщательнее продумана тематическая
структура, тем легче будет проходить работа над
следующим этапом создания выставки – тематико-экспозиционным
планом, отвечающим на вопрос: «Как мы покажем то,
что задумали?»
На этом этапе работы начинает складываться
образ будущей выставки, так как в
тематико-экспозиционном плане не только
разрабатываются и описываются экспонаты, тексты
и этикетки, но намечаются форма, место и
последовательность показа, определяются его
художественные, сюжетные, изобразительные
средства. В случае, если данный «сценарий» не
будет перенасыщен экспонатами, текстами и
другими источниками информации, он гарантирует
логичную и гармоничную организацию системы
экспозиции.
Художественное решение выставки
Художественное решение – этап, когда идея
воплощается, «опускается» в материю. Он включает
организацию образного зрительного пространства
с учетом среды выставки, объемной композиции,
ритма вещи в пространстве, ее пропорций, связи с
интерьером.
Все перечисленное выше входит в компетенцию
художника. Если же такового нет, устроителям
выставки придется создавать целостный образ
выставки самостоятельно, четко следуя правилам
построения понятной для восприятия
предметно-пространственной среды: лаконичности,
логичности, выразительности, использования
доходчивого языка образного мышления.
Рекомендации по оформлению текстовых
материалов выставки
Как мы уже говорили, выставка будет интересна и
понятна посетителям, если не будет перенасыщена
информацией.
Большие тексты, как известно, люди читать не
любят, в лучшем случае будут прочитаны заголовки
и подзаголовки. Тексты поэтому должны быть
минимальными по объему и захватывающими по
содержанию, а заголовки – яркими и
выразительными, к примеру: «Красавица и
чудовище», «Архитекторы без черновиков», «Я
насекомое?».
Текстовую информацию, тщательно проверенную
квалифицированными специалистами (географами,
ботаниками, зоологами, историка ми и т.д.) нужно
скомпоновать в небольшие тематические блоки, а
дополнительные справочные материалы желательно
разместить в демонстрационном компьютере.
Ниже приведены некоторые рекомендации по
составлению текстов:
- Текст не должен быть слишком мелким.
- Размер шрифта заголовков должен на несколько
порядков отличаться от размера шрифта основного
текста (например, если размер шрифта текста 18, то
заголовки должны быть не менее 24).
- Строчки текста не должны быть слишком длинными.
На одной строке – не более 40 знаков.
- Желательно не допускать выравнивания текста по
ширине; легче воспринимается текст, выровненный
по левому краю.
- Между блоками текста нужно оставлять
достаточно свободного места, так называемый
«воздух».
- Параграфы не должны быть слишком длинными.
Самый большой текст – не более 300 слов.
- Цвета букв и фона должны гармонично сочетаться.
Использование в экспозициях
интерактивных методов подачи информации
Для посетителей визит-центра, помимо рассказа
экскурсовода, интересно самостоятельное
знакомство с экспозицией – что-то потрогать,
полистать, послушать, понюхать, подвигаться,
посмотреть «другими глазами».
Особенно важно продумать интерактивные
элементы для детей: например, показать почву в
виде слоеного пирога, муравья размером в рост
человека, дупло дерева или нору зверька, куда все
дети обязательно заглянут.
Оснащение визит-центра сложными техническими
установками, например, голографией, не всегда
возможно. Чаще используются компьютерные
ресурсы – видеоряды, звуковое сопровождение
(голоса зверей, птиц, шелест листвы, шум прибоя и
т.п.).
В визит-центре биосферного резервата
«Шорфхайде-Хорин» (Германия) в разделе,
посвященном жизни болота, визитеры с
удовольствием топчутся на «живом полу», где у них
под ногами пружинит и хлюпает «трясина». В
американском визит-центре «Либерти» (на окраине
Нью-Йорка, США) практически все экспозиции
основаны на интерактивных методах.
Мы с коллегами с большим удовольствием, как
дети, проползли по системе подземных ходов и нор,
почувствовав себя настоящими кротами.
Организация сменных экспозиций и
тематических выставок
В проекте визит-центра необходимо
предусмотреть места для организации сменных
выставок. Для этой цели могут использоваться как
отдельные помещения, так и стены –
конференц-зала, коридоров, холлов, фойе.
Сменные выставки обычно приурочены к различным
праздникам и мероприятиям (День рождения ООПТ,
«Марш Парков» и пр.). Если нет особенных поводов,
можно связать выставки с какими-то природными
явлениями, например, «Сурок проснулся»,
«Прилетел скворец».
Сменными могут быть фотовыставки, выставки
детских рисунков (например, «Тюльпаны – улыбка
природы», «Мой любимый зверь», «Я живу рядом с
заповедником»), выставки работ местных мастеров
прикладного искусства или художников. Интересен
опыт Водлозерского национального парка –
пригласить на пленер художников, а затем
устроить выставку их работ на тему «Рисуем
заповедную природу».
Открытие очередной выставки можно превратить в
прекрасный информационный повод для приглашения
СМИ, в красочное действие с участием фольклорных
и детских коллективов. После демонстрации в
визит-центре или музее природы ООПТ сменная
выставка может за тем переместиться в другие
региональные музеи, клубы, школы,
административные здания.
* Данная страница содержит информацию из
сборника ["Тропа в гармонии с природой".
Сборник российского и зарубежного опыта по
созданию экологических троп. М.: "Р.Валент",
2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из
экологического центра "Заповедники", любезно предоставившего
нам возможность размещения этой чрезвычайно
полезной для всех педагогов-экологов информации
на нашем сайте.
Читайте также статью педагогов из города Старый оскол "Экологическая тропа как средство экологического образования и просвещения".
Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации
|