јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп*

3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными физическими возможност€ми

я.». ќрестов

ќфициальных (нормативных) документов, касающихс€ благоустройства маршрутов дл€ людей с ограниченными физическими возможност€ми применительно к рекреационным территори€м, нет, или они дают очень общие рекомендации. Ќо мировой опыт позвол€ет сформулировать несколько основных принципов решени€ этого вопроса.

ѕри этом следует разделить людей с ограниченными физическими возможност€ми передвижени€ и людей с ограниченными физическими возможност€ми воспри€ти€ окружающего мира (слабовид€щие, незр€чие, глухие).

ѕосетители с ограниченными физическими возможност€ми передвижени€

ƒл€ этой категории посетителей важна прежде всего комфортность передвижени€. Ўирина дорожки, по которой передвигаютс€ инвалиды-кол€сочники, должна составл€ть 1,5 м и более (дл€ обеспечени€ разъезда кол€сок). —ледует избегать сильных уклонов Ц предельный уклон следует принимать в 4Ц6% (4Ц6 см на 1 погонный метр). ¬ случае необходимости устройства пандуса (очевидно, что лестницы дл€ инвалид ной кол€ски почти непреодолимы) за 5Ц10 м до него следует поставить предупреждающий знак, например: Ђќсторожно! ¬переди пандус длиной 6 м!ї. ѕочему следует указать длину пандуса и, может быть, дополнительно его характеристику: Ђкрутойї, Ђпологийї? ѕотому что только при этом условии инвалид Ц кол€сочник, если он следует один, без со провождающего, сможет рассчитать свои силы, особенно на подъеме по пандусу.

ѕокрытие тропы должно обеспечивать нормальный проезд инвалидной кол€ски.  олеса у этого вида транспорта обычно узкие, и во избежание их пробуксовывани€ рекомендуетс€ применить наиболее твердое из возможных покрытий. “ак, подход€т асфальт, плитка, природный камень по бетону, очень хорошо утрамбованна€ ѕ√— (песчаногравийна€ смесь).

Ќе подход€т: торцовые дорожки, дерев€нные настилы с продольным расположением досок, пошаговые дорожки.

»спользование информации инвалидом-кол€сочником также имеет свои особенности. —тенды должны располагатьс€ таким образом, что бы при подъезде к ним кол€ска освобождала дорогу, а не становилась поперек нее, так как это может затруднить проезд тех, кто следует за посетителем. ƒл€ этого стенды следует размещать не у самой тропы, а в специально устраиваемых Ђкарманахї площадью 5Ц6 м2, также имеющих твердое покрытие.

Ќа этих площадках-карманах следует предусмотреть скамейки дл€ сопровождающих лиц и навес достаточной длины и ширины, чтобы под ним можно было укрыть кол€ску инвалида в непогоду.

¬оспри€тие информации инвалидом-кол€сочником также имеет свои особенности Ц формат надписей на стендах, размер и стиль шрифтов следует предусматривать такими, чтобы даже самые мелкие из них читались без напр€жени€ из сид€чего положени€ и с рассто€ни€ 2Ц2,5 м.

ќдна из важнейших задач Ц обеспечение безопасности инвалидов-кол€сочников и, прежде всего, ориентирование их на территории. ∆елательно сделать частый пикетаж Ц указание рассто€ни€ от начала маршрута. ѕовторение на каждой развилке схемы тропы с указанием местонахождени€ посетител€ в данный момент и перечислением телефонов служб экстренной помощи, в том числе и дежурного ќќѕ“ или другого ответственного лица. ќб отсутствии мобильной св€зи на той или иной части территории должно быть вывешено предупреждение как у входной группы с указанием таких районов на план-схеме, так и на самой тропе на границе сети, например: Ђќсторожно! Ќа прот€жении следующих 700Ц800 м может отсутствовать мобильна€ св€зь!ї ¬ идеале следует вести учет инвалидов-кол€сочников, выезжающих на экотропу, и контролировать их безопасное возвращение.

ѕри проектировании специализированной тропы дл€ инвалидов-кол€сочников необходимо старатьс€ сделать ее закольцованной. ќна не должна быть длиннее 3Ц4 км. ѕри большей длине тропу стоит рекомендовать к прохождению только с сопровождающим лицом.

“ребовани€, предъ€вл€емые к стендам, с целью обеспечить удобство воспри€ти€ дл€ людей с ограниченной подвижностью

  • ѕо возможности стенды должны устанавливатьс€ в местах, доступных дл€ людей с ограниченной подвижностью.
  • ¬ысота и угол наклона при размещении информационного стенда должны обеспечивать удобство воспри€ти€ дл€ всех посетителей, в том числе и дл€ людей, перемещающихс€ в инвалидных кол€сках. ¬ соответствии с рекомендаци€ми —лужбы национальных парков —Ўј, высота расположени€ стандартных стендов должна быть 75Ц85 см от земли, тогда как вертикальные стенды и доски объ€влений должны быть расположены на высоте 60Ц70 см, в зависимости от размера стенда.
  • ¬ысота и угол наклона при размещении информационного стенда должны обеспечивать удобство воспри€ти€ дл€ всех посетителей, в том числе и дл€ людей, перемещающихс€ в инвалидных кол€сках.
  • ¬ соответствии с рекомендаци€ми —лужбы национальных парков —Ўј, высота расположени€ стандартных стендов должна быть 75Ц85 см от земли, тогда как вертикальные стенды и доски объ€влений должны быть расположены на высоте 60Ц70 см, в зависимости от размера стенда.
  • —тенды должны быть установлены на ровных площадках с твердым покрытием.
  • ¬не зависимости от своих физических возможностей посетители должны иметь возможность видеть все особенности и красоты представл€емого участка природного объекта, описываемые на стендах.

Ќасто€щие требовани€ разработаны сотрудниками ÷ентра Ђ’арперс ‘ериї ќтдела маршрутных стендов —лужбы национальных парков —Ўј.

Ѕольшое значение имеет и снабжение инвалидов-кол€сочников бук летами с вн€тно исполненной картой-схемой территории и также снабженной перечнем телефонов.

ѕомните: проектиру€ тропу, вы в большей степени отвечаете за безопасность тех, кто будет ею пользоватьс€!

ѕосетители с ограниченными физическими возможност€ми воспри€ти€

—лабовид€щие и незр€чие люди воспринимают окружающий мир прежде всего на слух и тактильно. Ёто сильно ограничивает их возможности ориентировани€ в пространстве, и именно это, в первую очередь, должно учитыватьс€ при проектировании. «адачу устройства специализированных троп дл€ этой категории посетителей можно разделить на 2 части.

1. “рассировка тропы, обеспечение удобства ориентировани€, необходимое благоустройство

ѕрежде всего, следует рекомендовать устраивать тропы дл€ незр€чих и слабовид€щих людей на охран€емых участках, максимально защищенных от вандализма. —в€зано это с необходимостью установки специальных устройств Ц информационных и ориентировочных, сто€щих значительно дороже, чем носители информации дл€ зр€чих людей.

“рассировка не должна быть запутанной или усложненной: хорошо, если трасса запомнитс€ незр€чему посетителю с первого знакомства с ней на рельефном плане входного стенда.

«акольцованна€ тропа, с одним или двум€ диагональными ходами, общей прот€женностью 1Ц2 км, Ц вот хороша€ придержка дл€ проектировани€.

 онечно, из этого правила могут быть исключени€: так, вместо прот€женной тропы можно создавать учебно-экологические площадки с четко обозначенной внешней границей.

√раница тропы или площадки должна быть четкой и вн€тной дл€ человека, который нащупывает ее концом трости. Ѕортовой камень, если он необходим, следует укладывать под углом 45 градусов и более к вертикали, так как при этом сложнее споткнутьс€ о выступающее преп€тствие. Ўирина должна быть не менее 1 м, что обеспечивает удобное передвижение незр€чего человека с сопровождающим.

Ѕольшие возможности дл€ ориентировани€ незр€чих и слабовид€щих дает правильный выбор дорожного покрыти€.

¬ некоторых европейских странах стало правилом снабжать перекрестки дорог специальной плиткой, рельеф которой показывает незр€чему человеку оптимальное направление движени€ (обычно это плитка с продольными полосками).

¬ходной стенд с рельефным планом тропы

‘ото 3.9. ¬ходной стенд с рельефным планом тропы (√илмор јрборетум. √олланди€)

Ќа поворотах устанавливаютс€ плитки с другим (обычно пупырчатым) рельефом. ¬ легкой обуви рельеф хорошо чувствуетс€ ступней, кроме того, полоски на плитке хорошо Ђлов€тс€ї концом трости и она скользит по ним, как по полозь€м. ѕлитка обычно выбираетс€ белого цвета, который выгл€дит контрастно среди обычных дорожных покрытий и достаточно заметен дл€ слабовид€щих людей.

ƒругой вариант подход€щих покрытий обращен к обостренному слуху незр€чих людей. —ыпучее, Ђхруст€щееї покрытие из грави€, мраморной крошки, гранитной крошки, ракушечника подсказывает посетителю, правильной ли тропой он идет. «десь также следует старатьс€ предусмотреть контрастную по отношению к окружающим дорожным покрыти€м или газону окраску.

ќриентирующую роль играет также и специализированный бортик (обычно с правой стороны), также нащупываемый концом трости.

“акой бортик может быть устроен из досок или синтетического матери ала в виде полосы шириной 10Ц15 см Ђна ребреї. ≈сли трасса дорожки хорошо чувствуетс€ ногой (по характеру покрыти€), то допустимо в качестве предупреждающего знака вводить спецэлементы (бортик или отрезок доски) только перед поворотами, стендами, площадками отдыха и т.д. —ледует прин€ть за правило, что везде, где может возникнуть не€сность в дальнейшем направлении движени€ или расположении информационных элементов, необходимо устанавливать специальные указатели с информацией азбукой Ѕрайл€.

Ѕела€ рифлена€ плитка у входа на экотропу дл€ незр€чих людей

‘ото 3.10. Ѕела€ рифлена€ плитка у входа на экотропу дл€ незр€чих людей (√илмор јрборетум. √олланди€)

Ћестницы следует замен€ть пандусами, при этом подход к ним за 2Ц3 м должен предупреждатьс€ заранее оговоренным образом Ц сменой покрыти€ или указателем.

∆елательно, чтобы пространственна€ структура территории, на которой устраиваетс€ тропа дл€ незр€чих людей, представл€ла собой открытое или полуоткрытое пространство и контролировалась зр€чим ответственным лицом, готовым оказать помощь незр€чему.

ƒорожка из ракушечника и указательные столбики с надписью азбукой Ѕрайл€

‘ото 3.11. ƒорожка из ракушечника и указательные столбики с надписью азбукой Ѕрайл€.
ќтрезок ствола справа показывает, что впереди указатель (√илмор јрборетум. √олланди€)

¬ идеале, тропа может быть оборудована аудиоустройствами Ц говор€щими Ђма€камиї.

Ќезр€чим посетител€м могут выдаватьс€ путеводители с текстами Ѕрайл€. “ак как такие буклеты заметно дороже, чем печатные, обычно оговариваетс€ возвращение путеводител€ после завершени€ экскурсии.

2. —пециализированна€ подача информации об окружающей среде

„то можно рассказать незр€чему или слабовид€щему человеку об окружающей природной среде? ќсновна€ задача Ц перевести зрительные образы в форму, доступную дл€ тактильного или аудиовоспри€ти€, и св€зать определенные образы с экопросветительской информацией.

“ак, дл€ этого контингента посетителей можно подготовить р€д стендов, рассчитанных на воспри€тие ос€занием: там можно разместить, например, ветки и плоды деревьев, кору деревьев разных видов. ¬с€ ин формаци€ о них должна подаватьс€ текстами Ѕрайл€ или рельефными изображени€ми. Ќаиболее комфортна€ дл€ посетителей форма подачи в виде наклонного невысокого стенда Ц от 70 см до 1 м, габариты стенда должны быть такими, чтобы до дальней его стороны можно было дот€нутьс€ без труда. Ёто примерно 60Ц70 см.

—ледует учитывать, что материал дл€ тактильного (ос€зательного) воспри€ти€ недолговечен (за исключением фрагментов стволов деревьев и т.п.), и требуетс€ иметь достаточный запас, чтобы в оперативном пор€дке возобновл€ть и восстанавливать экспозиции.

¬ажную роль играют аудиообразы. ѕрежде всего это голоса птиц Ц специальные прикормочные площадки, оборудованные стендами с ин формацией о Ђлесных певунь€хї и образцами голосов птиц (аудио стенд). Ёто позвол€т незр€чему человеку выделить отдельные из них в общем хоре.

»скусственное гнездо на дереве соединено пневматикой с помпой на дорожке

‘ото 3.12. »скусственное гнездо на дереве соединено пневматикой с помпой на дорожке.
Ќаступив на помпу, посетитель слышит голос птицы. (√илмор јрборетум. √олланди€).

ѕри€тной дл€ незр€чих людей может стать возможность кормить с руки белок.

”чебно-экологические площадки дл€ незр€чих людей обычно содержат стенды и специальные столы, на которых можно тренироватьс€ в посадке растений. ќни должны снабжатьс€ необходимыми оруди€ми труда.

¬оспри€тие зр€чего и незр€чего человека сильно отличаетс€. ¬ св€зи с этим, проектные предложени€ должны быть согласованы с местным отделением ¬сероссийского общества слепых и экспертами из числа незр€чих людей.


* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019